к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детей

История дополнительного образования детей

к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детей. Смотреть фото к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детей. Смотреть картинку к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детей. Картинка про к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детей. Фото к какому времени сформировались предпосылки возникновения дополнительного образования детейДополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

История развития дополнительного образования в России

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребенка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требущие организовывать то по 10 кружков технического вторчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и зарубежом люди.

Инфраструктура системы дополнительного образования детей

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом

Отечественный опыт внешкольного (дополнительного ) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т.д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополниельных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счет финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Informal eductaion), альтернативным образованием (alternative education).

Направленности (профили) реализации программ дополнительного образования детей и взрослых

Дополнительное образование детей и взрослых в России осуществляется посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы. Предпрофессиональные программы реализуются в области спорта ( спортивные школы ) и области искусства (школы искусств, художественные и музыкальные школы).

социально-педагогическая направленность (лидерство, волонтёрство / добровольчество /, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети );

физкультурно-спортивная направленность (массовый спорт, общая физическая подготовка, школьный спорт)

Источник

Доклад: «Дополнительное образование. Этапы становления»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества

« Дополнительное образование. Этапы становления

(к 100 летию дополнительного образования) »

Педагог дополнительного образования

Чуева Маргарита Евгеньевна

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностное мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие, известные в России и за рубежом люди.

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

В развитии системы дополнительного образования в России можно условно выделить пять этапов:

2-ой этап (1920-1930-е гг.) – период становления системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений;

3-й этап (1941-1956 гг.) – период развития массовых форм работы, взаимодействия внешкольных учреждений со школой;

4-й этап (1957-1991 гг.) – период усиленного внимания к методической деятельности внешкольных учреждений, расширения их сети увеличивается числа молодежных объединений и клубов;

5-й этап (с 1992 г. по настоящее время) – период преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, ее интенсивного развития, обновления.

Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

Источник

uchutrudu.ru

Сайт учителя технологии — просто о сложном!

Предпосылки развития системы ДО

О.С. Дорофеева
Мозырский государственный педагогический
университет имени И.П. Шамякина
BasculeO.L.G.A@gmail.com


СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Дорофеева О.С.
Аннотация: в статье представлены результаты теоретического анализа социально-исторических и методологических предпосылок формирования и развития системы дополнительного образования детей; формирования основополагающих принципов организации обучения и развития личности в
системе внешкольного образования; установления изначальных целевых ориентиров дополнительного образования.
Ключевые слова: внешкольное образование, дополнительное образование, образовательная среда, образовательное пространство.

O.S. Dorofeeva
Mozyr State Pedagogical University named after I.P. Shamyakina

SOCIAL AND HISTORICAL PRECONDITIONS FOR THE
DEVELOPMENT OF THE ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN

Annotation: the article presents the results of a theoretical analysis of socio-historical and methodological prerequisites for the formation and development of the system of additional education for children; the formation of the basic principles of training and development of the individual in the system of school education; establishing initial targets for additional education.
Keywords: non-formal education, additional education, learning environment, educational environment.

Введение.

Система дополнительного образования детей в общей системе образовательных процессов, определяющих и направляющих развитие личности человека, занимает все более значимую позицию, рассматривается как область образовательных технологий,приоритетным направлением и целью которой является развитие личности на основе ее собственных интересов и склонностей, способностей и собственного волеизъявления. Как предмет научного анализа система дополнительного образования характеризуется многовекторностью направлений, обусловленных разностью социокультурных, психологических, педагогических задач, решаемых в данном образовательном пространстве, изучение которого актуализируется и его возможностями в воспитании и образовании личности, и необходимостью определения его как сферы образования и культуры, сферы развития личности, сферы социальной политики
государства.
Цель исследования: установить социально-исторические предпосылки развития системы дополнительного образования детей.
Результаты исследования и их обсуждение. Историко-методологическим основанием современной системы дополнительного образования является внешкольное образование, сформировавшееся в конце XIX – начале XX веков. В многочисленных источниках [1−6] указывается на то, что внешкольное образование, как социально-педагогическое, социокультурное явление начинает развиваться на основе государственной системы образования и является следствием происходящих социально-политических и экономических процессов второй половины XIX века, оказавших влияние на реформирование целей и ценностей образования, реорганизацию его форм и методов.
Предпосылки его развития связывают с общекультурными изменениями в прогрессивных странах Европы, изменениями социального законодательства и отменой крепостного права в России, «просветительской деятельностью общественных организаций и частных лиц, искренне стремящихся дать простому народу «общечеловеческое образование» (Н.И. Пирогов)» [4, с. 28]. С точки
зрения реформации целевой направленности образования, этот процесс связывают с общеевропейской тенденцией развития во второй половине XIX века, обусловленной переходным состоянием общества, при котором в образовании происходит смещение основных целевых установок в направлении нравственной составляющей, «актуализацией проблемы воспитания, и прежде всего, усиления воспитательной функции школы»…, «настойчивое выдвижение, как никогда прежде, на первый план нравственного воспитания» [5, с. 12−13].
Следствием изменения социально-педагогического статуса образования, развития государственного протекционизма народного образования, широко развернутой «деятельности образованной интеллигенции по просвещению, воспитанию взрослых и детей в конце XIX века» [4, с. 28] явилось вычленение отдельного образовательного сектора внешкольного образования, свободного образовательного, формирующего собственные принципы развития на основе концентрации педагогического опыта своего времени, исследований психологии о развитии человека и т.д. Как пишет А.А. Романов «в этот период создан «ряд новых концепций и течений, которые получили общее наименование «реформаторской педагогики», или «нового воспитания».
Это направление отличал интерес к личности ребенка, центральной задачей при этом стало определение путей формирования личности на протяжении всего периода детства» [5, с. 13].
Начало XX в. характеризуется множественностью путей развития образовательной области, разработкой экспериментальных направлений научных исследований в области педагогики внешкольного образования, формированием педагогических концепций первых экспериментальных внешкольных учреждений С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко, основанных на принципах деятельностного самовыражения и воспитательном значении трудового обучения.

Теоретическое основание развивающегося внешкольного образования обретает форму конкретных методологических установок в работах П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, Е.Н. Медынского и многих других.
Принципы русского педагогического сообщества этого периода представлены в исследованиях М.В. Богуславского и определяются следующими требованиями: «признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; направленность образования (воспитания) на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию воспитанника в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер «самодостаточной самобытности»; ориентация на субъект – субъектные отношения между педагогом и воспитанником; акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося субъекта, с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив, подчеркивание активно-деятельностной роли воспитанника в многообразном процессе учения и обучения…» [1, с. 65].
Особенную важность представляют высказывания инициаторов внешкольного образования о специфике педагогических условий, в которых возможна реализация вышеназванных принципов, — педагогической среде, альтернативной школе, где первостепенным качественным показателем является свобода собственного выбора. Как считает В.П. Голованов, «именно идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании является ключевой в теории предпосылок развития полисферности дополнительного образования детей…» [4, с. 34].
В работах В.П. Вахтерова, теоретика «рациональной педагогики», право свободного выбора – качественная характеристика образовательной среды, рассматривается как основа проявления «собственного стремления» — выбора образа действия. На слиянии этих двух компонентов возможно выстраивание индивидуального пути развития: «Способности детей различны и стремления их к развитию также не тождественны. … Под воздействием внешней среды в ребенке
точно также возникают стремления не только к шаблонному развитию, типичному для всех людей его расы и его класса, но еще и к развитию индивидуальных, ему одному принадлежащих свойств в их своеобразных сочетаниях, ни у кого другого не повторяющихся вполне точно… Каждый стремится к развитию по-своему» [3, с. 520].
С.Т. Шацкий, организатор ряда экспериментальных внешкольных учреждений начала ХХ века, основанных на принципах воспитательного значения труда и социальных взаимодействий участников образовательного процесса, приоритетным фактором развития ребенка в образовании считал организацию «особой среды», адекватной естественной природе развития ребенка. В отличие от учебных программ школы «содержание внешкольных программ соотносится с одним из видов деятельности; посредством ее осуществляется обучение навыкам деятельности (способу действия) с учетом жизненных знаний ребенка» [7, с. 22].
В исследовании методологических предпосылок формирования исторически сложившихся форм внешкольного образования и современной системы дополнительного образования особенное значение имеет освещение проблемы «умеренности» педагогического воздействия на ребенка в образовательном процессе, степени включения педагога в индивидуальную траекторию развития личности, проявление педагогической этики к феномену детства, реализации принципа целостности свойств личности ребенка, сохранения «экологии души» в педагогическом общении. В этой связи представляет важность утверждение П.П. Блонского о связанности представлений о природной целостности личности, уникальности данной целостности, в каждом конкретном случае, и такой же целостности педагогического взаимодействия в целостном же организме школы, которая «должна быть ярко-гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Главная задача такой школы – создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна говорить человеку о человеке» [2, с. 67].
Ведущий теоретик внешкольного образования Е.Н. Медынский, определяя значимость внешкольного образования детей, обобщает его множественные возможности, описывает как «средство» для «всестороннего гармоничного развития личности или человеческого коллектива» [6, с. 10]. Определяющую роль несет потенциальная активность личности, ее направленность на развитие и соподчинение всех элементов человеческого в себе [6]. Данное утверждение ориентирует на понимание дополнительного образования как платформы для личностного развития, акцентируется смысл процесса развития как общей типологической характеристики человека, его способности к развитию, «развитию вообще» как главной ценности.
Такое понимание возможностей данной образовательной системы позволяет рассматривать организацию практики образовательного процесса как «культивирование» способности личности к развитию, рассматривая данное положение как первостепенную целевую установку, как необходимость и как критерий качества образования.
Е.Н. Медынский, одним из первых, выразил свое отношение к внешкольному образованию как образовательному пространству альтернативного пути развития, как сложной и многоаспектной проблеме, требующей научной разработки и содействия со стороны общества и государства.

Выводы.

Таким образом, можно заключить, что система дополнительного образования детей формировалась и институализировалась как образовательно-воспитательная деятельность и целевая организация свободного времени ребенка, приобрела устойчивое социально-педагогическое значение, традиции, многоуровневое и разнопрофильное развитие, демократические формы обучения детей и взрослых, опирающиеся на гуманистические традиции
народной педагогики.
Сопоставление основных положений системы внешкольного образования конца XIX – начала XX столетия, определяющих развитие современного дополнительного образования и его основных ценностных категорий, позволяет говорить об устойчивости его типологических характеристик и, прежде всего, яркой гуманистической направленности; понимать его как многофункциональное
образовательное пространство, обладающее собственной спецификой образовательной среды; как поликомпонентную образовательную систему, системообразующим элементом которой является общая цель – образование и развитие личности в целостности ее интеллектуальных, эмоциональных и психо-физических проявлений.

Источник

История возникновения дополнительного образования в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Система дополнительного образования – это структурный элемент системы образования РФ, ориентированный на получение всесторонних знаний и навыков, удовлетворение разнообразных умственных и физиологических потребностей, духовное и нравственное совершенствование личности, повышение квалификации и совершенствование профессиональных навыков работников.

Дополнительное образование оказывается специализированными учреждениями, чья деятельность носит внешкольный характер.

Основные стадии развития системы дополнительного образования

Развитие системы дополнительного образование берет начало в далеком 18-ом столетии. Именно в этот период в учебных учреждениях Петербурга стали появляться первые литературные кружки. А во времена правления Екатерины II стали появляться первые детские парки, направленные на организацию детского досуга дворянского сословия.

Однако, более-менее организованное развитие внешкольных учебных учреждений приходится на более поздний период.

Первой стадией развития дополнительного образование стал временной период с 1905 по 1917 годы. В это время стали активно открываться учреждения внешкольного типа, нацеленные на личностное развитие подрастающего поколения. Все учебные заведения дополнительного образования того времени были ориентированы на воспитание ответственных граждан, развитие у детей чувства долга, солидарности, товарищеских качеств. Вся деятельность учреждений дополнительного образования базировалась на детском самоуправлениями. Приоритетными функциями таких заведений были образовательная и культурно-досуговая. По сути, заведения дополнительного образования носили замкнутый характер.

Второй стадией становления дополнительного образования в России стал послереволюционный период с 1918 года до начала Второй мировой войны т.е. до 1939 года. В этот период, система дополнительного образования стала составным элементом общей системы образования и носила открытый характер. Стала активно развиваться сеть внешкольных учреждений, ориентированных на воспитание коммунистической личности, а также создано большое количество научно-методических центров детского обучения. Создание учреждений дополнительного образования в 20-30-е годы XX столетия была нацелена на борьбу с неграмотностью населения, культурное просвещение граждан и организацию продуктивной досуговой деятельности. функциональная роль таких учреждений сводилась к выполнению социального-педагогической функции т.е. недопущению безнадзорности детей, компенсаторской функции – компенсация общего школьного образования, организационной т.е. организацию досуговой деятельности детей. В этот период было создано множество клубов по интересам, детских отрядов, станций, домов художественного воспитания и театрального творчества. Произошло изменение управления заведениями дополнительного образования. Детское самоуправления было заменено созданием педагогических советов, а также советов по иным вопросам деятельности учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Третья стадия развития системы дополнительного образования приходится на послевоенный период, хотя, основы были заложены еще в 1940 году, но их реальное воплощение на практике произошло только после завершения ВОВ. В это время происходит активное развитие организационного устройства внешкольных учебных учреждений. Их целевое назначение определялось государственными органами, были сформированы методические центры в их составе, изменилась функциональная роль этих учреждений. Теперь, заведения дополнительного образования выполняли воспитательную функцию, функцию социальной коммуникации, духовно-нравственного развития, профессионального и гражданского самоопределения. Были оформлены три основных направления деятельности учреждений дополнительного образования:

Четвертая стадия формирования дополнительных заведений охватывает временной промежуток с 1961 по 1986 года. Это период расцвета системы дополнительного образования. Происходит открытия учреждений, дифференцированных по интересам детей, развивается массовая детская деятельность, коллективное творчество. Учреждения внешкольного типа постепенно приобретают нерегламентированный характер и самостоятельность в принятии решений по организационным вопросам.

Пятая стадия охватывает период с 1987 по 1992 год. Этот период характеризуется кризисом всей системы образования России и системы дополнительного образования, в частности. В это время происходит закрытие многих учреждений дополнительного образования из-за нехватки финансирования, распадается Советский союз, а вместе с ним и многочисленные комсомольские и пионерские организации.

Шестая стадия формирования дополнительной системы образования охватывает период с 1993 года и продолжается по сегодняшний день. Принятие закона «Об образовании РФ» определило место заведений дополнительного образования в общей системе образования. Теперь, учреждения дополнительного образования имеют полную самостоятельность в своей деятельности: выбор направлений деятельности, программы работы, средств и методов обучения, формирование педагогического состава и органов управления.

Взаимоотношения между педагогом и учащимся в системе дополнительного образования строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.

Тенденции современного развития дополнительного образования

На сегодняшний день, система дополнительного образования характеризуется следующими тенденциями развития:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *