к какому времени относится зарождение египетской цивилизации
Начало цивилизации древнего Египта
Египетская цивилизация была создана параллельно месопотамской в Северо-Восточной Африке над Нижним Нилом, как вторая из первых цивилизаций Старого Света. Как и на Ближнем Востоке, Египет был заселен с доисторического периода. В додинастический период (6000-3200 гг. до н.э.), предшествовавший формированию централизованного египетского государства, здесь возник ряд культур.
Население этих культур начало развиваться в долине Нила. Достижения доисторических жителей Египта были такими же важными и значительными, как и достижения тогдашних народов Ближнего Востока. Даже в седьмом тысячелетии до нашей эры климат пустынь, прилегающих к Египту, был жарким и влажным.
Со временем произошло опустынивание этих территорий, и населяющее их население прибыло в долину Нила, что дало возможность существовать. Около 6000 – 5000 до нашей эры из Сахары люди со знанием земледелия и животноводства достигли Египта. Приблизительно с 4500 лет до нашей эры здесь развился ряд неолитических культур, как в Дольне (Фаджум А, Меримде), так и в Верхнем Египте (Омари, Таса-Бадари).
Население этих культур последовательно обосновалось в долине Нила, что привело к развитию сельского хозяйства. Тогда появились кремень, гончарное дело, изготовление украшений. Началось поддержание торговых отношений с жителями Нубии, Синайского полуострова и Палестины. Убеждения людей стали началом религиозной системы древнего Египта.
Пласты культур, сложившиеся в Египте в IV в. до н.э., имели большое значение для создания этой цивилизации. Это были культуры: Нагада (I, II, III) в Верхнем Египте и культура Нижнего Египта.
Нагада I
Культура Нагада I (Амра) развивалась в период 3800-3500 гг. до н.э. в районе Верхнего Египта. Ее население происходило из культуры таса-бадари. К ее наиболее важным достижениям относится развитие гончарного производства и строительства. Впервые в культуре Нагада I наземные ресурсные полости были заменены зернохранилищами. Появились более сложные формы погребения (в том числе в тростниковых гробах), производство камня и каменной кладки, украшения и косметические палитры.
Нагада II
В культуре Нагада II (Герцея) 3500-3200 гг. до н.э. нам приходится иметь дело со стихийно растущим культурным и технологическим уровнем египетского населения. В это время были созданы обширные могильники, состоящие из различных могил (есть как бедные земные полости, так и гробницы с кирпичными камерами и росписью). Это свидетельствует о начале имущественного и социального разнообразия.
Культура распространяется почти по всему Древнему Египту. Мастерство (расписная керамика, палитры, медные предметы, украшения) и искусство (статуэтки, картины) достигают высокого уровня. Интенсифицируются контакты с Шумерами (вероятно, через Библос, куда египтяне и шумеры пришли искать кедровое дерево) и Нубию.
Увеличивается использование престижных товаров (золото, серебро, полудрагоценные камни). Возникают сильные политические центры, и поэтому выделяется элита общества (включая священников и аристократию). Во время периода Нагада II были построены первые здания в истории Египта.
На керамических и могильных картинах использовались характерные часовни для празднования обрядов. В возникающих центрах протогородах (в том числе в Буто, Саисе, Ираконполисе, Абидосе) лидеры, тесно связанные с формирующейся организованной религией, контролировали ресурсы подчиненных районов и ирригационных систем.
Именно развитие ирригационного земледелия повлияло на возникновение египетской цивилизации и способствовало формированию политического имиджа этой цивилизации. Долина Нила, которая сегодня является поясом плодородной земли, питаемой Нилом, имеет совершенно иной характер, чем обширные равнины Месопотамии.
Нил – самая длинная река на Земле (вытекающая из окрестностей озера Виктория и гор Рувензори) питается осадками в сезон дождей. Во время дождей вода растет постепенно, спокойно и ее объем в реке увеличивается в четыре раза. Египтяне изобрели способ орошения с использованием бассейнов (водохранилищ), которые собирали воду во время наводнения, которое впоследствии было распределено по полям.
Это была менее трудоемкая система, чем месопотамская и не вызвало засоление почвы, а лишь слегка заиливало каналы. Эта система способствовала объединению отдельных поселений, потому что расположенные ниже деревни, могли чувствовать нехватку воды из-за ее потребления более высокими бассейнами, принадлежащими другой группе людей.
Это был политически объединяющий фактор, потому что компактная, связанная система позволила повысить урожайность. Именно в этот период система орошения обрела окончательный вид. Вместе с этим начали развиваться первые египетские административные единицы, со своими собственными эмблемами и знаменами, полученными из племенных тотемов. В то же время сохранились многие элементы старой религиозной и социальной традиции, связанные не только с культом богов и похоронных ритуалов, но и с личностью правителя.
Правители обладали, согласно их взглядам, символической и магической силой. Завоевывая все новые и новые области, они делали из завоеванного населения подданных / подчиненных, которые были четко отделены от элиты. Таким образом, были созданы ранние государства в долине Нила. Первыми государственными образованиями, сформировавшимися в период Герца, являются – Это, Нагада, Иераконполис и Буто.
Нагада III
Период Нагада III (также называемый периодом поздней середины династии – 3200-3050 гг. до н.э.) был временем элементарных изменений, ведущих к формированию единого египетского государства под властью царей (фараонов). В начале этого периода в Абидосе появилась линия правителей, которая объединила большую часть Верхнего Египта в один политический организм (так называемая династия «0»).
Египетский народ отказался от миграционного скотоводства, интенсифицировал сельское хозяйство и ирригацию, что привело к увеличению численности населения и расширению городских округов. Основные изменения произошли в технологии ранних городских обществ Египта.
Специализированные мастера и художники усовершенствовали скульптурное искусство, которое достигло высокого уровня за этот период (оно представлено в основном статуями божеств, животных и барельефами на поддонах). Первые многокамерные королевские могилы были созданы с кирпичными стенами.
Первым из них была гробница Уджа из Абидоса, содержащая большое количество керамики, инкрустированные таблички и королевские скипетры. Вероятно, здесь был похоронен правитель по имени Скорпион, около 3150 г. до н.э. На сосудах, принадлежащих дворцу, стали появляться знаки серехов – записи королевских имен. Там были таблички с именами владельцев и ремесленников – первые записи иероглифических писем около 3200 г. до н.э.
Египетская письменность происходит из пиктографических записей имен или простых отдельных слов на пластинах из слоновой кости или на сосудах с Умм-эль-Каб в Абидосе. Эти тарелки содержат записи с именами мастеров в качестве технических исполнителей. Наряду с этими записями, специальные графические формы (напоминающие фасад дворца) были размещены на различных объектах, окружающих фонетическую запись имени царя. Произошло объединение политических центров в более крупный государственный организм.
Первым царем объединенного Египта и первой династии под названием Тыникка, был Хорус Нармер (3090 / 3080-3040 гг. до н.э.), основатель египетского государства. Воссоединение Египта было сделано самим Нармером и незадолго до его вступления на престол. Нармер был создателем централизованной администрации Египта, он проводил масштабные ирригационные работы.
Он основал города Крокодилополис и Мемфис (где он построил храм Птаха). Он руководил экспедициями в Нубию и Палестину, и его злобные походы известны как в Египте, так и в соседних странах. По словам Манетона, он умер во время охоты на бегемота и его похоронили в Абидосе.
Преемником Нармера был Хорус-Аха (3040-3020 гг. До н.э.), он построил дворец в Мемфисе и основал некрополь в Саккаре. Стремясь укрепить позиции молодого государства, он организовал экспедиции в Ливию и Нубию, установив южную границу Египта. Он построил храм Нейт в Саисе в Дельте, а также многочисленные форты, защищающие границы. Во время его правления усилилась торговля с Сирией. Сын Хорус-Ахи, Дета и его наложница Хент-Хорус Джер (3020-2970 гг. До н.э.) покорили страну Секзат (Синайский полуостров) и отправились в горы Ливана за кедровой древесиной.
Во время правления Хоруса Семерета (2905-2890 гг. до н.э.) Египет пострадал от стихийных бедствий и внутренних беспорядков. Скорее всего Семерет мог быть очень жестоким узурпатором, потому что его имя позже было стерто из многих надписей. Последним правителем первой династии был Хорус Ка (2890–2860 гг. До н.э.). Неизвестно, как изменилась королевская линия, но мы знаем, что правители следующей династии – пришли из окрестностей Абидоса.
Во времена правления первой и второй династий древний Египет достиг высокого уровня цивилизации. Специализированные мастера изготавливали предметы роскоши для правителей и чиновников: мебель, гробы, украшения, керамогранит, поддоны, а также знаки статуса: скипетры, булавы, короны. Развивалось гончарное производство и изготовление керамики достигло высочайшего уровня. Поддерживались широкие торговые отношения с Нубией, Палестиной, Сирией и Месопотамией. Есть некоторые художественные мотивы и цилиндрические печати, найденные в Египте из Месопотамии. Египтяне могли вступать в контакт с шумерами в порту Библос на побережье Ливана.
Правителей хоронили вместе с богатой утварью в сухих кирпичных гробницах, форма которых была схожа с королевским дворцом. Есть примеры фигурной скульптуры, связанной с поклонением – статуи божеств.
Социальная структура Египта, его администрация и религиозные идеи были сформированы в этот период. Со времен первой и второй династий засвидетельствованы следующие должности: визирь (ответственный за всю администрацию высшего руководства), носитель сандалий, глава елового деревянного дома (который следит за импортом кедра из Ливана).
В дополнение к этим высокопоставленным чиновникам существовала армия писателей, составляющих ядро администрации. Было отмечено деление египетского общества на слои: сопровождающие царя аристократы, священнослужители, крестьяне и ремесленники, которые поддерживали страну своей тяжелой работой.
Развивалась концепция бога-правителя, почитаемого его подданными, равного другим божествам в пантеоне. Царь имел высшую административную и религиозную, судебную и военную власть. Он был бесспорным правителем. При вступлении на престол правитель принимал сложный титул, состоящий из множества имен. Наиболее важным королевским титулом был титул Короля Верхнего и Нижнего Египта.
Оппозиция в стране была против божественного порядка. Согласно этой доктрине, в нашем понимании не было «свободных» людей. Каждый человек зависел от правителя. Египетское государство было хорошо управляемым централизованным политическим органом. Эта доктрина власти сохранилась до конца египетской цивилизации и оказала огромное влияние на сознание египтян, формируя их консервативный менталитет, скептически относящийся к любым изменениям.
Древний египет
Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.
Содержание
Происхождение названия
Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
География
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.
Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.
Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.
История
В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.
В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами(нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.
В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).
В XXIII—XXI веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.
В XXI—XVIII веках Египет переживает переходный период-нашествие гексосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется на верхний(Фивы) и нижний(Гераклиополь). Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.
Далее следует религиозная реформа-покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.
При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.
В XI—VII веках укрепилась власть монархов.
В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.
В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.
В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.
В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.
В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.
При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).
Возникновение классов
В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели, сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Крестьяне
Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.
Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда.
В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.
Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.
Рабы и рабовладельцы
Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые».
Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».
Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.
Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, обладали дорогой одеждой и предметами роскоши. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.
Рабовладельческий строй в Египте
В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческим строем называется такой порядок жизни людей, при котором одни люди (класс рабовладельцев) владели другими людьми (класс рабов), эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью. В Древнем Египте рабовладельцы угнетали не только рабов, но и крестьян. С возникновением в Египте классов началась борьба между ними. Рабы стремились вернуть себе свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Крестьяне не хотели отдавать то, что добывали своим тяжелым трудом. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.
Искусство
Особенностью египетского искусства является то, что большинство его произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.
Египетское искусство было вновь открыто теми учёными, которых взял Наполеон в свой Египетский поход.
Египетские пирамиды
Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид [1] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).
Источники
Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.
Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.
К какому времени относится зарождение египетской цивилизации
Цивилизация возникла 56 в. назад.
Цивилизация остановилась 16 в. назад.
Египетское общество возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем в IV тыс. до н.э. и умерло в V в. н.э.
Белая, альпийская раса Цивилизация передаст свои социокультурные технологии в новые программы через белая, средиземноморская.
Египетская цивилизация не оставила в современном мире преемников.
Б эгби относит её к разряду главных цивилизаций.
У поминает эту цивилизацию в своём каталоге Данилевский
О бщество полностью независимое.
Цивилизация не имела в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства.
Египетское общество возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем в IV тыс. до н.э. и умерло в V в. н.э.
О бщества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с предшествующими обществами. Тойнби относит к расцветшим независимым необособленным цивилизациям.
П ервые вызовы, которые можно зафиксировать в человеческой истории, были сделаны дельтами рек Нила, Иордана, Тигра и Евфрата, Инда с его некогда существовавшим параллельным руслом. Реки эти пересекают маловодные степи, такие, как засушливая Афразийская степь.
П о окончании ледникового периода афразийская территория стала испытывать сильные климатические изменения, что привело к иссушению земель. И в это время там, где прежде были примитивные общества, возникло две или более цивилизации. Исследования археологов дают возможность рассматривать процесс иссушения как вызов, ответом на который стало возникновение цивилизаций.
О бщины охотников и собирателей афразийских саванн, не изменив в ответ на вызов ни своего местопребывания, ни своего образа жизни, поплатились за это полным вымиранием. Но те, которые изменили свой образ жизни, превратившись из охотников в пастухов, искусно ведущих свои стада по сезонному маршруту миграции, стали кочевниками Афразийской степи.
Н аконец, были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни, и эта редкая двойная реакция означала динамический акт, который из исчезающих примитивных обществ Афразийской степи породил древнеегипетскую и шумерскую цивилизации. Перемена образа жизни стимулировала творческий акт превращения собирателей в земледельцев.
Н о как оказалось, успех превзошел самые оптимистические надежды первопроходцев. Строптивость Природы была покорена трудом Человека; болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Появились египетская и шумерская цивилизации. (Тойнби)
Египтяне имели свой календарь; они пользовались им с древнейших времен для вычисления сроков разливов Нила, от которых зависело все существование страны. Это был единственный в какой-то степени пригодный календарь древности. Этот календарь послужил основой для введенного в Риме в 46 году до н.э. «Юлианского календаря», который достался от римлян в наследство Западу и лишь в 1582 году был заменен так называемым «Григорианским календарем.
При датировке начального периода египетской истории не исключены ошибки и расхождения иной раз и в сто лет. В датировке и в периодизации ранней эпохи, вплоть до истории Нового царства, мы следуем за немецким египтологом Георгом Штейн-дорфом.
Но своего наивысшего политического расцвета Египет достиг при царях XIX династии. Рамсес II, прозванный Великим, царствовал тридцать шесть лет. Памятниками его могущества являются воздвигнутые им монументальные, вернее колоссальные, строения в Абу-Симбеле, Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.
После его смерти наступает период анархии. Рамсес III, царствование которого продолжалось двадцать один год, вновь устанавливает в стране мир, покой и порядок. Затем Египет подпадает под власть жрецов Амона.
О зверствах ассирийцев сказано в Библии, о сооружении Вавилонской башни и блистательной Ниневии, о семидесятилетнем пленении евреев и о правителе Навуходоносоре, о божьем суде над «великой блудницей» Ассиро-Вавилонией и о чашах гнева его, которые семь ангелов излили на приев-фратские земли.
Н екоторые авторы относят эту древнейшую цивилизацию к цивилизациям восточного полушария, которая находится вблизи тектонических разломов. Э та близость могла быть решающей в развитии цивилизации Египта.
К роме этой цивилизации вблизи тектонических разломом находятся ещё 12 древних цивилизаций: