к какому времени относится возникновение государства в древней индии
История Индии
Ученые считают цивилизацию древней Индии третьей цивилизацией Земли. За данными современной археологии, она появилась после Египта и Месопотамии. Как все большие цивилизации, она начала свое существование в устье реки Инд. Правда, говорят, что раньше там были еще четыре реки, но с течением времени они исчезли. Область, где началась древняя цивилизация Индии уже давно под водой. Исследования археологов показали существование остатков целых поселков под водой. Эта область называлась Пенджаб, что означает пятиречье. Далее поселения потянулись на территорию нынешнего Пакистана. Первоначально эта территория называлась Синдху, но персидские путешественники произносили его как «Хинду». А греки сократили до Инда.
Первые из государств в истории Индии
За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.
Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.
Создание государства
В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.
Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.
Образование каст
За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.
Образование государств
Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.
В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.
Проникновение ислама
В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.
Философские школы Древней Индии
Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.
Все о культурных особенностях страны, подробнее: Обычаи и традиции Индии.
Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.
Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.
Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.
Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.
Путешествие по Индии, видео:
Государство и право Древней Индии
Древнее индийское государство
Процесс формирования государства. Природные условия
Жители Индии в этот период принадлежали к различным этническим группам: коренные жители Дравиды, представители культуры Хараппа и Мохенджо-Даро и мигранты из других мест, таких как Арья и Тамин.
Изначально на территории Индии не было единого государства, а существовало множество государств, образовавшихся в древние времена. Первые государственные образования были сформированы в Индийском бассейне на северо-западе Индии приблизительно в период с начала III тысячелетия до первой половины II тысячелетия до н.э. В дельте Ганга, северо-восточной Индии, государства появились позже, чем в регионе Индиана, примерно с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э. В Южной Индии жившие здесь таминцы основали собственные государства.
Формирование государств в Индийском бассейне (приблизительно с начала III тысячелетия до н.э. до первой половины II тысячелетия до н.э.).
В найденных археологами документах можно встретить такие слова, как правитель (sasa), правитель (pata), правитель правителей (sasa-pata). Это доказывает, что у коренных народов начался распад первобытно-общинного строя; наметился переход к обществу с более развитой экономикой; произошла дифференциация населения, выделились богатые и бедные, что привело к появлению классов. Государство появилось на основе формирования классового общества.
Цивилизация Индийской реки, просуществовав некоторое время, пала, за ней последовала цивилизация Ганга на северо-востоке. Причина этого упадка до сих пор остается загадкой. Некоторые ученые считают, что разрушение цивилизации могло быть связано со стихийными бедствиями или войнами.
Процесс формирования государства в бассейне Ганга (с середины II тысячелетия до середины I тысячелетия до н.э.).
Если цивилизация Индийской реки стала известна благодаря свидетельствам, найденным в ходе археологических раскопок, то цивилизация Ганга известна была давно, так как получила отражение в литературных произведениях. Об этом свидетельствовали Веды, т. е. религия Брахманов. Поэтому цивилизация Ганга также известна как период Вед. Первый том под названием Риг Веда отражал социальную ситуацию в этом регионе во второй половине II тысячелетия до н.э. Следующие три тома назывались «Поздняя Веда», они отражают жизнь общества в первой половине I тысячелетия до н.э.
Представителями цивилизации Ганга являлись Арии, это люди, пришедшие извне, которые переселились в Индию. Во время Риг Веды жители использовали бронзу. В этот период род начал распадаться и образовалось много сельских коммун. В обществе стали появляться рабы. В Риг Веде было упоминание о государствах (растрах), королях (рагиях), которые по сути являлись вождями племени. Племенная военная демократия была сформирована.
Ко времени Хау Веды появление железных изделий сделало сельское хозяйство, ремесло и торговлю более развитыми. Вожди племен все больше концентрировали власть в своих руках и становились самыми могущественными людьми. Власть монарха переходила по наследству. Был создан бюрократический аппарат, состоявший из совета старейшин, должностных лиц, например, военачальник, должностные лица, отвечавшие за казначейство, продовольственное снабжение и т.д., и религиозных деятелей.
С формированием социального неравенства сложилось разделение общества на четыре варны:
В Индии сложилась особая социальная система, поэтому не принято использовать понятие «классы». Говорят о кастах и варнах. Кастовая система в Индии предполагала разделение по профессиям. Слово «варна» означает цвет, сущность и предполагает разделение не только по профессиональному признаку, но и по происхождению. В этом заключается разница между званиями по профессии, социальному статусу, правовому положению. Варн было четыре, а каст значительно больше. Смешение варн не допускалось. Представители разных каст не могли вступать в брак.
Кроме четырех вар были рабы. Они происходили из многих источников, таких как воинский плен, задолженность, дети, рожденные рабыней и так далее. Рабы в основном работали в семье и чаще всего считались членами семьи. У некоторых рабов были свои семьи и собственность. Рабство не играло важной роли в экономической, политической и социальной жизни в древней Индии.
Государство Кошала было расположено в середине бассейна реки Ганг. Изначально Магада поддерживала хорошие отношения с Кошалой, чтобы вести завоевательные походы на Западе.
Результатом такого союза явилось значительное увеличение територии Магада. Магада просуществовало более 200 лет (около 550-321 гг. до н.э.). Именно в этом государстве родился и проживал Будда (около 560-480 гг. до н.э.). В этот период происходило зарождение и распространение буддизма.
После того как Македония вывела свою армию из Индии, в бассейне индийской реки возникло освободительное движение.
Лидером движения был Чандрагупта Маурья. Он служил (генерал) семье Нанда в королевстве Магадха. После захвата северозапада он направился на восток, сверг правящую династию Нанды и сам стал королем (421-397 гг. до н.э.). Вся северная Индия являлась территорией королевства Маурьев. Это было время расцвета древней Индии. После смерти Чандрагупта его сын Биндусара унаследовал трон и продолжил завоевывать новые земли.
Дальнейшее процветание Маурьев (272-232 гг. до н.э.) приходится на правление Ашока, сына Биндусары.
Ашока был заинтересован в развитии торговли между Индией и Западной Азией, Юго-Восточной Азией и Китаем. Он направлял послов для установления дипломатических отношений со многими странами, такими как Сирия, Египет и Македония. В этот период буддизм стал государственной религией. Государство было заинтересовано в очистке воды, орошении, строительстве каналов, создании водохранилищ и плотин. Помимо сельского хозяйства, ремесел получила развитие внутренняя и внешняя торговля.
После смерти царя Ашоки династия Маурьев постепенно распалась. Индия была разделена на множество государств. Рабовладельческий строй в Индии пришел в упадок к концу III в. н.э.
Организация государственного аппарата
С середины II тысячелетия до н.э. до IV в. н.э. древнее индийское государство существовало в форме абсолютной монархии. Государственное управление было организовано на двух уровнях: центральном и местном.
Царская власть проявлялась в первую очередь в абсолютном экономическом господстве. В сельскохозяйственной экономике в древней Индии наиболее важным средством производства являлась земля. Раджа считался верховным владельцем всей земли.
Он выделял землю крестьянам, которые обрабатывали её и платили налоги. Крестьяне-общинники тоже должны были платить налоги радже. Царь имел право пожаловать землю духовенству, своим родственникам и др. Он мог забрать землю обратно в любое время, так как являлся единственным собственником земли.
Раджа был самым богатым человеком, потому что собственность государства являлась его собственностью. «Сокровищница» нации была собственностью раджи. Он имел полный контроль надо всем имуществом страны.
Экономическое доминирование позволило создать условия для экономической зависимости всех социальных групп и стало основой для концентрации политической власти в руках раджи.
С точки зрения политической власти он считался высшим держателем государственной власти. Обладая верховной властью в законодательной, исполнительной, судебной сфере, являлся верховным главнокомандующим армии.
Об исполнительной власти: царь имел право решать все вопросы страны, такие как, например, война и мир. Он принимал решение об организации государственного аппарата и системы чиновников. Раджа имел право назначать, увольнять, поощрять, наказывать и мобилизовывать любых чиновников в своем государственном аппарате.
О Судебной власти: раджа обладал высшей юрисдикцией. Он имел право выносить решение по любому делу, в отношении любого лица. Его решение было окончательным вердиктом.
Кроме того, царь был верховным командующим. Им были определены все воинские звания.
Таким образом, раджа обладал высшей законодательной, исполнительной, судебной и военной властью.
Царю принадлежала божественная власть, сам он стал божественным. Согласно законам Ману, «в то время не было царя, люди жили со страхом и не защищено, поэтому Бог создал царя, чтобы защитить людей», «царь подобен солнцу», «говоря об авторитете, царь подобен как бог, предположим, когда царь был ребенком, это была просто поверхностная форма, но на самом деле царь был богом».
Для осуществления управления страной была создана единая правительственная бюрократия, охватившая все уровни от центрального до местного.
Высшие органы власти: высший чиновник, названный Первосвященником (Пурохито, жрец, брахман), был самым доверенным лицом царя, выполнял судебные функции, действовал в качестве премьер-министра, осуществлял управление страной от его имени.
Государственный аппарат делится на 3 органа:
Совет Министров: возглавлялся первосвященником, за которым следовали чиновник по казначейству и чиновник по налогам, а затем другие должностные лица. Каждый назначенный министр отвечал за ряд областей, таких как сбор налогов, бюджет, сельское хозяйство, торговля, лесное хозяйство, судостроительное и т.д.
Совещательный совет: включал влиятельных аристократов.
Ведомство по надзору: в условиях строжайшей тайны осуществляло надзор за деятельностью государственных должностных лиц.
Вся территория страны была разделена на столицу как особый район и 4 провинции. Каждую провинцию возглавлял ведущий принц, выполнявший функции наместника царя. В столичном районе действовал административный совет состоявший из 30 чинов, 6 департаментов (каждый из которых включал 5 членов), отвечавших за 6 областей: ремесло, иностранные дела, гражданское состояние, торговля, налоги и надзор за поставкой продукции.
Низовыми административными единицами были деревни и общины. Общины считались самодостаточной экономической единицей, обладали политической автономией по отношению к государству и имели замкнутый характер в отношениях с внешним миром. В Совет общины входили люди, избираемые членами общины, которые руководили общественными работами и контролировали их, а также обеспечивали порядок и безопасность в деревне, собирали налоги, проводили мобилизацию. Глава общины представлял ее интересы в отношениях с вышестоящей властью.
Сельская общинная власть в древней Индии была типичной для долгосрочного устойчивого существования рабовладельческого строя. Поэтому сельская община стала опорой абсолютизма, помогала укрепить власть раджи и центрального правительства.
В дополнение к ранее названным ведомствам в Древней Индии, от центрального до местного уровня, осуществляло деятельность ведомство по управлению водными и ирригационными, земельными работами, ремонту дамб, распределению источников воды и ирригации.
Древнее индийское государство придавало большое значение организации вооруженных сил для защиты интересов правящего класса. Армия Индии в этот период была хорошо организована. В подчинении царя были армии провинций, армии вассальных государств и зависимых племен. Кроме армии существовал флот.
Древнее индийское право
Общественные отношения в Древней Индии регулировались обычаями, религиозными нормами, моральными, нравственными установками, обычаями общины, законодательными актами. Таким образом, законы государства действовали параллельно с другими социальными нормами, более того, находились под сильным влиянием этих норм. Благодаря длительному устойчивому существованию сельской общины в Индии нормы, сложившиеся в коммуне, играли важную роль в регулировании общественных отношений.
Кодекс Ману
В древней Индии существовало множество разных государств со своей системой законов. Кодекс Ману считается наиболее полным набором всех древних правил. Этот кодекс относится примерно ко II в. до н.э. Окончательно был оформлен в I в. до н.э., включив многочисленные изменения и дополнения, внесённые Брахманами.
Содержание Кодекса Ману выходило за рамки общего права.
В дополнение к правовым нормам, регулировавшим общественные отношения, в Кодексе Ману были отражены и другие вопросы, например, политика, религия, представления о мире и Вселенной, о поведении людей, о силах богов и т.д. Положения Кодекса Ману были разработаны для регулирования наиболее важных областей жизни. Из-за участия Брахманов в разработке Кодекса в содержании законов прослеживается ярко выраженный религиозный характер. В положениях закона трудно различить религиозные нормы, правовые или этические нормы. Закон также выражает классовую природу и классовую структуру древнеиндийского общества.
Основное содержание Кодекса Ману
Кодекс Ману содержал правила владения, брака и семьи, наследования, преступления и наказания. В каждой статье закона прослеживается различие между социальными группами.
Право собственности, регулируемое законом, в основном касалось земли как наиболее важного средства производства в сельскохозяйственной экономике Индии. Закон признавал три формы собственности на землю: владение царя, владение сельской общиной и частная собственность. Раджа владел всей землей в стране, а сельская община владела только землей общины.
Статья 264 предусматривала, что земля и пруды у члена общины не могли быть без причины изъяты с применением угрозы или силы. Произвольное изменение границ участков, поделенных на коммуну, строго запрещалось. Царь являлся собственником всех земельных участков. Следовательно, все действия, произвольно меняющие границы, наказуемы, а если не были четко определены границы, то «царь должен был изъять их себе» (ст. 265). Статья 9 гласит: если деревни будут оспаривать землю, земля будет забрана царем.
Частная собственность на землю и право на торговлю подлежали государственному надзору. Статья 9 гласит: если продавец недвижимости получит денег больше, чем ее цена, государство отбирает лишнее. Если стороны в земельном споре давали ложные показания, то государство возвращало эту землю. На самом деле количество земель, находившихся в частной собственности в этот период, было невелико.
В отношении другого имущества государство признавало право собственности только при наличии конкретных доказательств, указывавших на его происхождение, таких как покупка, продажа, наследование и вознаграждение. Статья 147 предусматривала, что если владелец предоставит другому лицу доступ к его или ее вещам в течение 10 лет подряд, не возвращая его, он или она не будут иметь права вернуть себе предмет.
Кодекс Ману содержал прогрессивные положения о договорах. Закон содержал положения о договорах займа и залога; устанавливал максимальную процентную ставку, подлежавшую выплате в месяц. Эта процентная ставка зависела от положения лица в обществе. Законом допускалось использование тела самого должника в качестве средства обеспечения исполнения договоров.
Относительно действительности договора: договор признавался недействительным, когда был подписан с безумцем, пожилым, пьяным, несовершеннолетним или под давлением, обманом (ст. 163, 165, 168).
По договорам купли-продажи, если устанавливалось, что проданные товары имели внутренние дефекты, то покупатель имел право расторгнуть договор в установленный срок. В соответствии со ст. 15 срок расторжения договора составлял полтора месяца, если это «четвероногий товар» (крупный рогатый скот), и один год, если это «двуногий товар», т. е. раб.
Методы обеспечения исполнения договора: закон допускал использование должников в качестве гарантий обеспечения договоров. Статья 177 предусматривала: если должник не может заплатить, то он будет превращен в раба для погашения долга. Если заемщик умирал, то родственник этого лица обязан был погасить долг. Но если он не может оплатить долг, то будет превращен в раба.
Положение о браке и семье
Закон предусматривал четыре формы брака: брак по решению родителей, похищение невесты, покупка жены и добровольный брак. В частности, наиболее уважаемыми правовыми и социальными формами брака являлись браки, заключаемые родителями. Напротив, добровольный брак был особенно презираем и осуждался.
Брак должен был заключаться с учетом варн. Смешение варн не допускалось, однако мужчина имел право жениться на женщине более низкого положения, низшей варны. «В первом браке человеку (к первым трем классам в варновой системе) рекомендуется вступать в брак с человеком того же уровня, но те, кто поступает в брак со своей любовью, могут вступать в брак с человеком низшей варны). В этом случае мужчина будет понижен до уровня жены. А после смерти, например, брахман, женившийся на шудрянке, низвергается в ад.
В семейных отношениях Кодекс Ману четко утверждал идеи патриархата, отстаивал абсолютную роль и власть мужчины в семье. Женщина всегда находилась под защитой мужчины и не могла быть независимой.
Положение о наследовании
Закон признавал форму наследования по завещанию и по закону. Все дети имели право наследовать имущество отца. При этом мальчики наследовали в равных долях. Наследники имели право не делить наследство, если они не желали этого. В этом случае старший управлял общим наследством (ст. 105, гл. 9).
Девочки также получали наследство. Если дочь не выходила замуж, то она получала долю, равную с сыном (ст. 192, гл. 9). Если дочь выходила замуж, то она получала наследство в меньшем размере и в форме приданого (ст. 118, гл. 9).
Положение о преступлении и наказании
Уголовные нормы, разработанные Кодексом Ману, явно закрепляли классовые характеристики, сословные привилегии.
Сословные привилегии четко выражались в принципе терпимости к высшим сословиям, попирающим интересы низшей касты, к наиболее суровому наказанию людей низшего сословия.
Например, если было совершено преступление в отношении представителя варны вайшия шудрой, то шудре следовало отрезать язык или залить кипящее масло ему в рот.
Закон определял виды преступлений с очень жестокими наказаниями. Статья 125, гл. 8 предписывала за предательство, военные преступления, такие как дезертирство, применять смертную казнь.
В случае кражи имущества царя или храма наказание исполнялось без суда (ст. 280, гл. 9). В законе содержались обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Таким образом, положения о преступлениях и наказаниях в Законе Ману очень четко показывают суровость и неравенство с точки зрения социального подхода системы наказаний. Наказания могли носить не только светский, но и религиозный характер.
Положения о судебном призводстве
В ходе судебного разбирательства для обеспечения его подлинной истинности Законы Ману придавали большое значение доказательствам, включая показания свидетелей, вещественные доказательства. Однако ценность доказательств зависела от социального положения и пола свидетеля. Статья 68 Кодекса гласит: свидетель должен быть того же ранга и пола, что и обвиняемый.
Если голоса свидетелей равны, судья отдает приоритет хорошим доказательствам. Когда существует противоречие между доказательствами, доказательства высшей варны считаются истинными доказательствами.
Таким образом, Законы Ману в Древней Индии являются важнейшим юридическим документом, который использовался для регулирования многих социальных отношений. Закон действительно являлся инструментом для полной защиты интересов государства, раджи, представителей высших варн. Он характеризовался суровыми наказаниями. В то же время в Законе содержались прогрессивные нормы гражданского права.
Факторы, повлиявшие на древние индийские законы
В древние времена для регулирования общественных отношений Индия использовала варновые правила, обычаи, религиозную доктрину помимо государственных законов. Поэтому законы древней Индии институционализировали многие социальные нормы. Они создавались под влиянием факторов, которые вытекали из экономических, политических и идеологических характеристик.
Экономические: древняя Индия имела самодостаточную сельскохозяйственную экономику. Ремесла и торговля были слабо развиты, поэтому важное место отводилось уголовному закону, незначительное внимание уделялось гражданско-правовым нормам. Четких границ между отраслями права не существовало.
Сельскохозяйственная экономика возвышает роль мужчины в семье и обществе, поэтому в правовых нормах закреплялось четкое гендерное неравенство между мужчинами и женщинами, между мужем и женой, между девочками и мальчиками. Правовое положение мужчины всегда было выше, чем женщины. Женщина должна быть безусловно покорной и подчиненной.
Политические: древний индийский закон является средством классового господства. В нем публично признавалось социальное неравенство. Интересы и положение аристократического рабовладельческого класса были хорошо защищены и это укрепляло их абсолютное господство. В гражданских отношениях интересы брахманов и кшатриев всегда защищались. В уголовных отношениях регулирование преступлений и суровых наказаний для вайшьев и шудр, особенно преступлений против государства и царя, являлось гарантией общественного порядка. В семейных отношениях неравенство между мужем и женой, между детьми обусловлено влиянием патриархального правления.
Идеологические: древний индийский закон находился под сильным влиянием религиозных верований. В Древней Индии рождались и развивались различные религии, такие как, например, буддизм, индуизм. Они оказали влияние на законодательство. Так как духовенство относилось к высшей варне Брахманов, то их положение всегда защищалось нормами гражданского, уголовного и процессуального права.
На законодательство Индии оказали влияние обычаи, нормы морали, нравственности, сформировавшиеся в общинах.
Основной целью наказания являлось устрашение, поэтому публично применялись суровые наказания.
Итак, во главе государства стоял царь (раджа). Царю предписывалось почитать брахманов, поступать по их совету. Царь являлся главой административного аппарата. Все царские чиновники делились на группы центрального и местного управления.