к какому возрасту в основном складывается самосознание личности
Формирование самосознания
Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.
Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.
Стадии развития самосознания
О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.
Первая стадия. Открытие собственного «Я» (в возрасте одного года).
Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.
Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.
Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.
Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:
Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.
Самосознание и самооценка
Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:
Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.
С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.
Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности.
Чтобы узнать о курсе больше и начать заниматься, перейдите по этой ссылке
Тесты по педагогике и возрастной психологии (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
б) студенческая субкультура;
в) академическая субкультура;
г) нонконформистская субкультура.
а)проблема профессионального самоопределения;
б) поиск смысла жизни;
в) семейные проблемы;
г) отсутствие дружеских отношений.
б) у авиадиспетчеров;
в) у преподавателей;
28. Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:
г) сложно сказать что-то определенное.
б) старческий период;
в) позднестарческий период;
а)стадия отрицания смерти;
г) стадия депрессии.
1. Главной задачей возрастной психологии является:
а) отслеживание динамики развития;
б) отслеживание отклонений в развитии;
в) отслеживание особенностей реагирования в конфликтах;
г)отслеживание особенностей развития теорий личности.
2. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
г)сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
3. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
а) Львом Семеновичем Выготским;
4. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
а)дляпериодизации Вильяма Штерна;
б)для периодизации Павла Петровича Блонского;
в)для периодизации Даниила Борисовича Эльконина;
г)для периодизации Зигмунда Фрейда.
5. Самосознание личности в основном складывается:
6. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
в) Льва Семеновича Выготского;
7. Основные этапы психического развития человека включают:
а) детство, отрочество, юность, зрелость, старость;
б) созревание и старение;
8. К атавистическим рефлексам у младенца относится:
б) рефлекс позвоночника;
г) хватательный рефлекс.
9. К тупиковым видам движения младенца относится:
в) вставание на ноги;
г) раскачивание на четвереньках.
10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
а) может быть преодолена при правильном обучении и воспитании;
б) не может быть совсем преодолена ни при каких условиях;
в) может сама пройти с возрастом;
г) сложно сказать что-то определенное.
11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
а) с узнавания себя в зеркале;
в)с осознания собственных желаний;
г)с усвоения своего имени.
13. Психологическая характеристика готовности к школе включает:
а) интеллектуальную готовность;
б) физическую готовность;
в) духовную готовность;
г) сложно сказать что-то определенное.
14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
а)на первом уровне развития игры;
б) на втором уровне развития игры;
в) на третьем уровне развития игры;
г) на четвертом уровне развития игры.
15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
а) контекстной речью;
б) ситуативной речью;
в) объяснительной речью;
г) автономной речью.
16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
а) амбивалентность поведения;
в)боязнь безопасных предметов;
г)отсутствие интереса к новым игрушкам.
17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:
18. Основной проблемой подросткового возраста является:
а) дефицит общения с матерью;
б) невладение элементарными навыками самообслуживания;
г)проблема потери смысла жизни.
а) личностная нестабильность;
б) формирование физического «Я»;
в) сложно сказать что-то определенное;
г) тенденция к взрослости.
20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:
б) в стрессовых для акцентуанта ситуациях;
в) в привычных ситуациях;
г) сложно сказать что-то определенное.
21. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
а) теоретическое рефлексивное мышление;
б) словесно-логическое мышление;
в) наглядно-образное мышление;
г) наглядно-действенное мышление.
22. При ненапряженном протекании ранней юности:
а)происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов;
б) происходит плавное продвижение к кризису 17 лет;
в) происходят мучительные поиски своего пути;
г) сложно сказать что-то определенное.
23. Ведущей деятельностью в ранней юности является:
а) учебная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) профессиональная деятельность;
г)интимно-личностное общение со сверстниками.
а) профессиональная субкультура;
б) студенческая субкультура;
в) академическая субкультура;
г) нонконформистская субкультура.
26. Одним из центральных психологических новообразований молодости является:
б) окончательное самоопределение;
27. Пик профессиональной деятельности приходится на середину зрелости:
б) у авиадиспетчеров;
в) у преподавателей;
28. Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:
г) сложно сказать что-то определенное.
б) старческий период;
в) позднестарческий период;
а)стадия отрицания смерти;
г) стадия депрессии.
1. В качестве метода возрастной психологии не используется:
а) метод наблюдения;
б) формирующий эксперимент;
в) метод «сократической беседы»;
2. Смена доминирующей психической функции при переходе в новый возрастной период – это:
г)сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии.
3. Главными источниками и движущими силами психического развития являются:
а) мотивация, потребности и внешние стимулы;
б) особенности исторической эпохи;
в) системы воспитания;
г) системы обучения.
4. Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:
а) для периода роста;
в)для кризисного периода;
г)для стабильного периода.
5. Структурными звеньями самосознания являются:
а) внешняя и внутренняя речь;
б) узнавание себя, появление личных действий, первичная самооценка;
в) произвольная и непроизвольная память;
6. Упражнение врожденных рефлексов, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
б)репрезентативного интеллекта и конкретных операций;
7. Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
а) системы обучения;
б) общения с матерью;
в) системы социального обеспечения;
г) системы воспитания.
8. На всю жизнь сохраняется:
б) рефлекс позвоночника;
в) сосательный рефлекс;
г) хватательный рефлекс.
9. Новообразованием кризиса одного года является:
а) развитие активного словаря;
б) развитие пассивного словаря;
в) развитие тонкой моторики;
10. Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
а) предметно-манипулятивной деятельности;
11. Полное понимание речи окружающих складывается:
Основы возрастной психологии. Ответы к тестированию. Профессиональная переподготовка.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ответы к тестированию по дисциплине «ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (профессиональная переподготовка)
1. Основные этапы психического развития человека включают детство, отрочество, юность, зрелость, старость.
2. Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались Львом Семёновичем Выготским.
3. Главной задачей возрастной психологии является отслеживание динамики развития.
4. Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это цикличность развития.
5. Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно для периодизации Даниила Борисовича Эльконина.
6. Самосознание личности в основном складывается к 17-и годам.
7. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах Льва Семёновича Выготского.
8. К атавистическим рефлексам у младенца относится хватательный рефлекс.
9. К тупиковым видам движения младенца относится раскачивание на четвереньках.
10. Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии не может быть совсем преодолена ни при каких условиях.
11. Понимание смысла всех слов окружающих складывается к шести годам.
12. Развитие самосознания в раннем возрасте начинается с узнавания себя в зеркале.
13. Психологическая характеристика готовности к школе включает интеллектуальную готовность.
14. Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью на этапе на третьем уровне развития игры.
15. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется контекстуальной речью.
16. К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится замкнутость.
17. Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление.
18. Основной проблемой подросткового возраста является падение интереса к учебной деятельности.
20. Черты акцентуированного характера у подростков проявляются в стрессовых для акцентуанта ситуациях.
21. В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление.
22. При ненапряженном протекании ранней юности происходит плавное продвижение к кризису 17 лет.
23. Любовь, при которой у супругов одинаковое понимание значения любви — это равнозначная любовь.
24. Стиль студенческой жизни, обеспечивающий приобретение образования, как товара — это профессиональная субкультура.
25. Ведущей деятельностью в ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве
Валерия Юрьевна Коротицкая
Развитие самосознания и самооценки в дошкольном детстве
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте …. 4
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте….…. 7
Список используемой литературы…. 12
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями.Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др., субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
1. Понятие самосознания и его развития в дошкольном возрасте
Под самосознанием понимается относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности.
Структурными звеньями самосознания являются:
1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени;
2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;
4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
Самосознание не дается от рождения, это один из процессов развития.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) происходит становление самосознания. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, откликаться на свое имя, активно пользоваться местоимением «Я» – т. е. он осознает себя как личность.
В дошкольном детстве (от 3 до 6–7 лет) продолжается формирование самосознания, что считается основным новообразованием данного возраста.
У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Меняется представление ребенка о самом себе, своем «Я», месте в системе общественных отношений. При осознании себя, выделении себя из окружающего мира у ребенка появляется стремление активно воздействовать на ситуации и изменять их так, как хочется ему самому.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом,осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать само го себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.
Ведущие линии развития самосознания:
Идентификация себя со своим именем.
Ребёнок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребёнок отстаивает право на своё имя и протестует, если его называют другим именем.
Притязание на признание.
Элемент социализации, связанный с усвоением личностью определенного наборасоциальных норм, в целях получения признания собственной значимости со стороны других.
Освоение психологического времени личности.
Время (как и пространство) является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.
2. Понятие самооценки и его развития в дошкольном возрасте
Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.
Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Именно после осознания себя как личности у ребенка возникает потребность сравнивать себя с другими людьми, на основе чего и формируется самооценка. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными. С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
К концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Каждая из них характерным образом проявляется в жизнедеятельности человека.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Дети с неадекватно заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Ребенка с низкой самооценкой, неуверенного в собственных силах легко можно отличить в игровой деятельности от других детей.Такой малыш выбирает роли ведомого: в сюжетно-ролевой игре «Корабль» он никогда не станет капитаном, а в «Дочках-матерях» он скорее примет на себя роль малыша, чем папы или мамы. Рекомендуемые игры для повышения самооценки у детей дошкольного возраста (Приложение №1).
Как определить завышенная или заниженная самооценка у детей дошкольного возраста? Самый простой вариант –это тест (см. Приложение №2).
Семья является первой социальной средой, в которой берет начало самосознание ребенка. Первые представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимоотношений с родителями, так как самоотношение у ребенка не вытекает из его знании о себе, оно является перенесенным вовнутрь знаниями и отношениями взрослых плюс собственная активность ребенка.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной степени влияют на личность ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, характер взаимоотношений между ее членами, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, а во втором – строгость и наказание.
Если у родителей налажен хороший и устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, то родители склонны выбирать демократический стиль воспитания, если же эмоциональный контакт между родителями и подростком слаб, то родители склонны выбрать авторитарный стиль воспитания.
Список используемой литературы
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
4. Столин В. В. Самосознание личности. – М., 1983.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки детей дошкольного возраста.
Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.
Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте. Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального.
Физическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.
Из опыта работы «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте» «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ». В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление.
Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.
Презентация «Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста» Развитие самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста Выполнила: Крылова Елена Васильевна Две стороны развития личности ребенка.
Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.