к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

Особенности мотивационной сферы в дошкольном возрасте

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны и напряжены. Каждое из них, становясь мотивом, побуждающим и направляющим поведение, определяло цепь развертывающихся немедленно действий. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний ребенок, чтобы помочь матери по хозяйству.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становятся все более важным их отношение к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит впервые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из-под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и пользуются популярностью сверстников в группе.

У 3-5летних детей самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все им известные положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою силу, смелость и т. п. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся

познавательные соревновательные мотивы.

Уже в 3-4 года ребёнок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?» и т. п. Позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Что касается мотивационной сферы детей дошкольного возраста, то можно выделить следующие особенности:

Во-первых, дошкольники находятся в преддверии нового этапа своей жизни, а именно школьного обучения. Поэтому степень сформированности мотивов поведения может определять не только их дальнейший успех в учебной деятельности, но и статусное положение в коллективе, чувство самоуважения и др.

Во-вторых, в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ко многим видам деятельности (игре, учению, трудовой деятельности и т. п., поэтому возникает необходимость формирования внутренней положительной мотивации ребенка в контексте исполняемой им деятельности.

В-третьих, немаловажным фактором является развитие саморегуляции поведения дошкольника, что также обуславливается спецификой формирования системы мотивов наряду с волевой сферой. Так ребенок, руководствующийся мотивами избегания неудач, будет демонстрировать совершенно другое поведение, нежели его сверстник, у которого будет доминировать мотивация достижения успеха, ребенок, руководствующий общественными мотивами, будет скорее находить себе друзей, займет достойное статусное положение в школьном коллективе.

В дошкольном возрасте, по мнению А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.

Таким образом, проблема формирования и развития мотивов поведения и деятельности дошкольников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивовЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивовФотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивовЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивовНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Источник

К какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

31. Возраст, в котором комплекс оживления является новообразованием, — это:
новорожденность

32. Возраст, в котором любовь является новообразованием, — это:
ранняя зрелость

33. Возраст, в котором мировоззрение является новообразованием, — это:
юность

34. Возраст, в котором мудрость является новообразованием, — это:
поздняя зрелость

35. Возраст, в котором появление речи является новообразованием, — это:
младенчество

36. Возраст, в котором произвольность является новообразованием, — это:
дошкольный возраст

37. Возраст, в котором рефлексия является новообразованием, — это:
младший школьный возраст

38. Возраст, в котором самооценка является новообразованием, — это:
младший школьный возраст

39. Возраст, в котором соподчинение мотивов является новообразованием, — это:
дошкольный возраст

40. Возраст, в котором ходьба (и как следствие расширение пространства ребенка) является новообразованием, — это:
младенчество

41. Возраст, в котором чувство взрослости является новообразованием, — это:
подростковый возраст

42. Возрастные границы дошкольного возраста — это:
4-7 лет

43. Возрастные границы раннего возраста — это:
1-3 года

44. Восприятие себя внутренне тождественным самому себе, на основе образа «Я», сложившегося в прошлом и смыкающегося с будущим, в терминологии Э. Эриксона определяется как:
идентичность

45. Действия, наиболее общие, интериоризированные и обратимые, — это:
операции

Источник

К какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

Ольга Петрова,Т. А. Умнова

Конспект лекций по возрастной психологии

Понятие возраста и возрастных особенностей

Развитие связано не только с количественными изменениями, увеличением или уменьшением каких–то психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно, психическое развитие нельзя сводить к тому, что с возрастом что–то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность, эмоциональность и т. д.). По словам В. А. Крутецкого, развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется качественно новое, так называемые «новообразования». В психическом развитии человек проходит ряд периодов, этапов, каждый из которых отличается определенной спецификой. Каждый возрастной период связан с предыдущим периодом, возникает на его основе и служит основой для наступления следующего периода. Возраст – это не столько биологическая, сколько социальная категория.

В пределах каждого возраста есть значительные индивидуальные различия, которые являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также природных индивидуальных различий, в частности различий в типологических свойствах нервной системы. Конкретные условия жизни и деятельности очень разнообразны так же, как разнообразны и индивидуальные особенности личности. Возраст не имеет точных и определенных характеристик, под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, характерные особенности детей того или иного возраста.

Существует неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, в том числе самых благоприятных, условиях обучения и воспитания у ребенка различные психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее благоприятными, называют сензитивными периодами. «Сензитивный» – наиболее чувствительный к соответствующим внешним воздействиям, обучению и воспитанию. Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков – младший школьный возраст. Если упустить сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие качества развить очень тяжело. Сенситивность зависит от закономерностей органического созревания мозга и от того, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться только на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств.

Значение обучения и воспитания

Личность и все ее психологические проявления определяются социальной природой, формируются в детском возрасте под воздействием окружающей социальной среды, обучения и воспитания, под влиянием правильной организации жизни и деятельности ребенка. Немаловажным условием для полноценного психического развития является созревание нервной системы. Как подчеркивает В. А. Крутецкий, созревание нервной системы происходит на протяжении долгого времени. Этот процесс зависит от характера деятельности, которая осуществляется ребенком. При обучении и воспитании необходимо учитывать врожденные природные анатомо–физиологические особенности ребенка, в частности особенности его нервной системы, от которых будут зависеть различные пути воспитания тех или иных качеств.

По словам И. П. Павлова, обучение и воспитание – это образование новых, сложных условных связей и их систем. Ведущими в развитии ребенка являются не врожденные особенности его нервной системы, а новые нервные образования, которые возникают в результате его жизнедеятельности в определенных общественных условиях.

Проблемы формирования и развития личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрастах рассматриваются в большом количестве психолого–педагогических исследований. Но, как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», несмотря на то что в психологии выделено и описано большое количество законов и закономерностей, которые лежат в основе формирования и развития личности, трудно найти достаточно разработанную психологическую систему, теорию, которая упорядочивала бы такие законы и позволяла эффективно ориентироваться как в их содержании, так и в сфере их приложения.

Фундаментальный закон психического развития человека был сформулирован еще Л. С. Выготским и известен в психологии как механизм интериоризации. В контексте формирования и развития личности ребенка он может быть выражен следующим образом: личностные особенности формируются в ребенке извне – внутрь – от наблюдения образцов поведения к попыткам их заимствовать и воспроизвести в совместной деятельности и общении к последующему систематическому и привычному использованию их по отношению к другим людям и далее к их преобразованию во внутренние индивидуальные личностные особенности.

На основе таких заключений С. В. Маланов приходит к выводу, что неверной является широко распространенная точка зрения: если не мешать ребенку в его развитии, то таким образом будут обеспечены условия для спонтанного вырастания его личности. Личностные качества, как и другие высшие психические функции, первоначально находятся во внешних формах и способах взаимодействия между людьми. И внутренняя личностная, собственно человеческая индивидуальность есть результат присвоения определенных форм межличностных взаимодействий и общественных отношений. Такие внешние, разделенные между людьми взаимодействия и отношения могут быть как достойными, так и недостойными с точки зрения общечеловеческих ценностей, определенной культуры или социальной общности.

Все это позволяет сделать вывод о том, что основным фактором воспитания ребенка выступает насыщенность социальной среды, в которой живет ребенок, образцами достойного поведения. При этом наиболее выраженный воспитательный эффект будет оказывать совместное совершение поступков со значимыми, близкими и любимыми для ребенка взрослыми. Подтверждением этому могут служить все наиболее известные воспитательные педагогические системы.

По словам С. В. Маланова, в основе воспитания личностных качеств ребенка лежат механизмы заимствования и присвоения образцов поведения и способов организации межличностных отношений и взаимодействий, которые демонстрируют значимые для ребенка люди. Такие образцы задаются в:

 межличностных взаимодействиях, в средствах и способах воздействия на других людей, в том числе на самого ребенка;

 используемых средствах и способах взаимной регламентации поведения и общения;

 выражении эмоционально–ценностных отношений к различным событиям и явлениям;

 приемах самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации: образцы поведения в ситуациях выбора и принятии на себя ответственности;

 ситуациях преодоления различных трудностей;

 ситуациях последовательного выполнения сложных или монотонных действий;

 ситуациях пристрастного эмоционального реагирования на поступки других людей и их эмоциональной оценки и т. д. (По материалам В. А. Крутецкого и С. В. Маланова.)

Социальное и биологическое в развитии личности

рассмотрение особенностей и характера становления личности предполагает необходимость формирования четкой позиции в оценке социального и биологического в развитии человека. Самые разные научные направления признают общественный характер личности, значение исторических условий в ее изменениях. Известный психолог Д. И. Фельдштейн подчеркивает, что в понимании сущности человека, особенностей взаимодействия социального и биологического в его природе имеются непримиримые противоречия. Сторонники биологизаторских взглядов отводят ведущую роль в развитии личности человека его природно–биологическому началу, полагая, что основные свойства личности как бы заложены в самой природе человека. По мнению таких ученых, основные психические личностные свойства человека генетически запрограммированы и генетически предопределено интеллектуальное развитие человека. Сторонниками такого мнения являются зарубежные ученые Э. Торндайк, К. Бюлер, А. Дженсен.

Источник

К какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

На основе соподчинения мотивов у малыша появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А.Н.Леонтьев). Например, сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике. То есть поведение ребенка начинает опосредоваться идеальным представляемым образцом («Как обрадуется мама, получив рисунок в подарок»). Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации дает возможность отнести действие на будущее.

Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем детстве борьба мотивов и, следовательно, их соподчинение отсутствует. Преддошкольник просто подчиняется более сильному мотиву. Привлекательная цель непосредственно вызывает у него действие. Дошкольник же осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбрать.

К Даше Н. (5 лет 3 мес.) иногда приходит няня. Девочка относится к ней хорошо, всегда радостно приветствует и не забывает сказать «до свидания». Однажды, когда няня уходила, Даша не вышла ее проводить, пряталась, выглядывала в коридор и снова убегала. Когда няня ушла, мама спросила Дашу, почему она не попрощалась с няней. Девочка объяснила: «Я толкнула Розу Васильевну. Мне было стыдно подойти к ней. И сейчас стыдно. Мне стыдно, что я не сказала ей до свидания».

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А.Н.Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремиться к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Источник

Соподчинение мотивов

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Смотреть картинку к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Картинка про к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов. Фото к какому возрасту появляется такое новообразование как соподчинение мотивов

Соподчинение мотивов – это определённое соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Именно ведущий мотив определяет всё поведение ребёнка. Однако система мотивов может легко нарушаться под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил поведения.

На основе соподчинения мотивов у ребёнка появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдалённому мотиву (например, сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике).

Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем возрасте этого не наблюдается. Преддошкольник подчиняется более сильному мотиву. Привлекательная цель непосредственно вызывает у него действие. Дошкольник же осознаёт борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбирать.

Соподчинение мотивов у дошкольника первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослыми. И лишь позднее оно проявляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремиться к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного.

Таким образом, поведение ребёнка превращается во внеситуативно личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребёнка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *