к какому возрасту формируется ведущая рука
К какому возрасту формируется ведущая рука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают.
Статья:
Часто родители, увидев, что малыш делает что-либо левой рукой, тут же одергивают его, ругают и переучивают. В сознании многих леворукость ассоциируется трудностями в обучении, плохим почерком или даже с болезнью. Однако психологами давно доказано, что левшество – это врожденная особенность человека, которая мало влияет на его успешность в будущем. В свою очередь переучивание ребенка часто приводит к серьезным проблемам. Давайте разберемся, что же такое леворукость и праворукость, как определить ведущую руку малыша и в чем особенности обучения левшей и правшей.
Левши и правши: как мы ими становимся
Долгое время ученые пытались понять, почему некоторые из нас хорошо владеют левой рукой, а кто-то правой (если и те, кто с детства одинаково владеют обеими руками). Только в конце 20 века удалось установить связь между работой мозга и телом: полушария головного мозга управляют противоположными частями тела. У леворуких людей доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество, креативность и интуицию. У правшей, наоборот, доминирует левое полушарие мозга, отвечающее за логику.
Примерно 10% всех людей на планете составляют левши. Уже в детстве они практически все делают левой рукой: берут ложку, пишут, держат игрушки, вырезают и т.д.
У переученных людей леворукость может проявиться в стрессовой ситуации, где необходимо быстрое вмешательство. Например, если такой человек увидит, что падает ваза, скорее всего, он рефлекторно попытается поймать ее именно левой рукой.
В каком возрасте начинает проявляться леворукость?
В раннем возрасте у детей обычно одинаково активны обе руки. Также нередки случаи, когда в возрасте 2-4 лет малыш сначала некоторый период времени больше использует правую руку, а потом какое-то время – левую. Такая смена связана с развитием ребенка и формированием его мозга. Исследования показали, что леворукость или праворукость формируется у ребенка к 4-5 годам. Именно в этом возрасте целесообразно обращать особое внимание на то, как кроха орудует своими руками, чтобы правильно подойти к подготовке ребенка к школе.
Тесты на определение ведущей руки ребенка
Обычно, чтобы понять, левша или правша ребенок, достаточно понаблюдать за ним во время игры, рисования и письма, а также приема пищи. Кроме этого существует ряд тестов на определение ведущей руки малыша.
Задания на определения ведущей руки должны быть преподнесены исключительно в игровой форме. Создайте благоприятную для малыша атмосферу и следите, чтобы ребенок не переутомлялся, иначе результаты тестирования могут быть неверными.
Вот какие задания можно дать малышу, чтобы определить правша он или левша:
Мелкая моторика:
Крупная моторика:
Повседневная жизнь:
Результаты тестирования будут гораздо точнее, если ориентироваться на те действия, которые ребенок ранее никогда не выполнял.
В чем особенность левшей?
Многие левши гордятся своей уникальностью – и не зря. Так как у левшей лучше развито правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, из них получаются замечательные художники, музыканты, писатели. Эти люди отличаются развитой фантазией и креативностью, которая помогает им находить нестандартные решения в трудных ситуациях. Кроме того у леворуких людей хорошо развито пространственное мышление и память. Многие левши становятся отличными спортсменами, ведь соперникам бывает непросто предугадать их действия (особенно в боксе, фехтовании, теннисе). В характере левшей часто присутствуют такие черты, как эмоциональность, импульсивность и ранимость, они любят находиться в центре внимания.
Рекомендации родителям левши
В детском саду и школе у леворуких детей бывают проблемы. Но зная, как найти подход к ребенку и помочь ему, можно легко преодолеть все трудности. Вот некоторые советы для родителей левшей.
Выводы
Для того чтобы правильно подойти к процессу подготовки ребенка к школе, необходимо знать, какая рука у него ведущая. Существует множество способов определить, левша или правша Ваш ребенок. Если вы заметили, что малыш чаще пользует левой рукой, чем правой, не стоит воспринимать это как его недостаток. Только от Вас зависит, будет ли Ваш ребенок активно развиваться в соответствии со своими особенностями или же превратиться в правшу с множеством комплексов и неврозов. Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.
К какому возрасту формируется ведущая рука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Если вам хочется узнать, к какому типу относится ребёнок, тест на левшу поможет в этом.
Статья:
Когда малыш начинает всё чаще использовать карандаши, ложки, кисти и другие предметы по их назначению, родители обращают внимание на то, какой рукой он это делает. Некоторые дети орудуют сразу двумя конечностями в равной мере, другие же отдают явное предпочтение какой-то одной руке в качестве ведущей, упорно перекладывая прибор в неё. В таком случае сложностей с определением «главной» руки не будет.
Однако, встречаются амбидекстры, владеющие двумя конечностями одинаково, а также люди, использующие для письма одну руку, а для домашних дел другую. Как определить, правша или левша человек в таком случае помогут специальные методики, которые не требуют какой-то особой подготовки и знаний.
Если вам хочется узнать, к какому типу относится ребёнок, тест на левшу поможет в этом. А так как подобных методик определения достаточно много, предлагаем ознакомиться с самыми популярными и показательными из них.
Как узнать, ребенок левша или правша? Тест для самых маленьких
Считается, что предопределение ведущей руки напрямую связано с развитием правого или левого полушария мозга. Исходя из этого подхода, леворукость можно отследить непосредственно после рождения ребёнка по некоторым признакам.
«Поза фехтовальщика» является характерной для новорождённых левшей. Малыш прижимает правую руку к телу, а левую вытягивает вперёд. Если в первый месяц жизни вы часто замечаете ребёнка именно в таком виде, то велика вероятность, что перед вами будущий левша.
Есть мнение, что дети первых дней жизни, лёжа на спине, поворачивают голову в ту сторону, какая рука у них будет ведущей при письме. Правда, статистических подборок на этот счёт нет, однако, проверить такую теорию не сложно и любопытно хотя бы на личном примере.
Правша или левша: как узнать ведущую руку и когда это нужно сделать
Несмотря на то, что мы рассмотрели техники по определению ведущей руки в очень раннем возрасте, их нельзя считать сильно показательными. А вот к 4-5 годам знать, как проверить правша или левша ваш ребенок, необходимо хотя бы потому, что многим детям родители по привычке вкладывают предметы в правую руку, формируя тем самым «скрытую» леворукость.
Последствия такого переучивания сказываются в будущем: у ребенка сильно страдает почерк, ловкость и мелкая моторика, а также возможна связь с проблемами в поведении, ведь по сути подмена ведущей руки — это перестройка заложенных природой качеств.
Как определить, левша или правша: тесты
Во время проведения всех тестов важно, чтобы ребенок воспринимал это как игру и делал все машинально. Особое внимание при оценке результатов следует обратить на те действия, которые малыш будет выполнять впервые, то есть ранее его им не учили и не показывали «как надо».
Известно, что левшизм проявляется не только в письме, но и в повседневной жизни и называется бытовым. Бывают как полные правши или левши — люди, которые в любых обстоятельствах орудуют определённой рукой, так и смешанные типы и даже амбидекстры, владеющие обеими руками в равной мере. Как узнать человек левша или правша в быту? Попросите его:
В целом, перечень можно ещё дополнить на свое усмотрение, но уже по этим действиям несложно сделать вывод. Какая рука чаще всего используется, та и является ведущей.
Наше тело — это не только руки, поэтому оценивать правша или левша тесты могут по другим рефлекторным проявлениям организма. Например, если дать ребёнку часы, то к какому ушку он их поднесёт, чтобы послушать тиканье? А если предложить посмотреть в трубу, то какой из глаз останется открытым? Бросить дротик или шарик в мишень поможет ведущая рука, а отбить подачу футбольного мяча доминирующая нога.
Если понаблюдать за такими проявлениями, то можно более чётко отследить связь и увидеть природную предрасположенность у конкретного человека.
Графический тест «слепой рисунок»: как определить, правша или левша ребенок
Очень информативный вариант тестирования, при котором снижается риск подражания увиденным ранее действиям. Как узнать, ты левша или правша в бытовом плане, мы уже изучили, теперь уделим внимание графической составляющей, ведь именно по способности писать той или иной рукой в обществе принято делить людей на два типа.
Для теста необходимо дать ребенку в каждую руку по карандашу, попросить закрыть глаза и, не подглядывая, нарисовать сразу обеими руками фигуры: круг, треугольник и квадрат. Уже в процессе выполнения задания следите за тем, какой рукой ребенок более плавно вычерчивает линии, меньше подвержен колебаниям и дрожи. Далее оцениваем полученный результат.
У рисунка, выполненного ведущей рукой, линии будут чётче и ровнее, без разрывов, острее углы в нужных местах. Если рисунки более-менее одинаковы, присмотритесь к точности передачи форм фигуры — у ведущей руки она выше.
Используя полученные знания, вы сможете узнать, ребенок графический левша или правша. Тест для детей всегда нужно проводить в хорошем настроении, на игровой манер, чтобы малыш не напрягался и вёл себя максимально естественно.
Если вы обнаружите, что ребенок — амбидекстр, либо останутся сомнения, следует обратиться к специалистам. Чаще вопросами определения ведущей руки занимаются логопеды и психологи.
Помните, что любая особенность ребёнка — это его индивидуальность, но никак не изъян. Не старайтесь переучить писать «правильно», а учитывайте потребности малыша, организуя для него комфортную среду.
К какому возрасту формируется ведущая рука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нередко родители замечают, что их ребенок пользуется левой рукой чаще, чем правой.
Статья:
Нередко родители замечают, что их ребенок пользуется левой рукой чаще, чем правой. В связи с этим могут возникнуть предположения, что малыш вырастет левшой. На самом деле точно определить, левша или правша ребенок, можно не раньше, чем после достижения им 3-4-летнего возраста.
К сведению: До 3 лет все малыши являются левшами, поскольку у них более активно работает правое полушарие, отвечающее за эмоции, ориентацию в пространстве и его трехмерное видение.
Со временем, когда кроха начинает осваивать фразовую речь, вступает в активность левое полушарие. И приблизительно к 3-4 годам ведущей становится правая рука.
МОЖНО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ РУКОСТЬ ДО 2 ЛЕТ?
Существует ряд признаков, с помощью которых можно попытаться определить рукость крохи в раннем возрасте. Однако перечисленные ниже признаки считаются косвенными и не являются 100%-м доказательством того, что ребенок правша или левша:
То же самое касается всех остальных действий ребенка: внимательно наблюдайте, какая рука является у него ведущей, когда малыш рисует, кушает, играет, к какому ушку он подносит музыкальную игрушку.
К сведению: Нужно учитывать, что до 2-летнего возраста детки часто меняют основную руку. Это считается абсолютно нормальным, и именно поэтому до 2-2,5-летнего возраста точно определить, левша ребенок или правша, невозможно.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА
Когда малышу исполнится 3-4 года, можно провести ряд специальных тестов, которые позволят максимально точно сказать, является ли он левшой или нет. Когда подрастающий человечек учится писать, держать в руке карандаш, очень важно понимать, какая рука у него ведущая, и ни в коем случае не пытаться переучивать его делать все правой рукой, если он оказался левшой.
Так, в детском саду или школе учителя и воспитатели нередко настаивают, чтобы ребенок держал ручку или ложку в «правильной», правой руке. Если же родители точно знают, что чадо является левшой, необходимо заранее предупредить об этом педагога и попросить не переучивать его.
Если же ребенка приучили писать и рисовать правой рукой прежде, чем стало понятно, что он левша, то переучивать его обратно ни в коем случае нельзя, поскольку это может травмировать его психику, привести к повышенной нервозности, неуверенности в себе.
Существует ряд тестов и опросников, предназначенных для определения ведущей руки. К наиболее распространенным среди них относят:
ТЕСТ М. ОЗЬЯНС
Психологи считают, чтобы узнать, левша или правша ребенок, нужно наблюдать за ним продолжительное время и отмечать, какой рукой он выполняет движения точнее, легче, более ловко.
Когда ребенок учится писать, и родители сомневаются, какая рука должна быть ведущей, рекомендуется провести ряд тестов, включающих простые повседневные действия. Так, можно воспользоваться набором тестов, разработанным М. Озьянс, который состоит из 20 заданий.
В ходе тестирования малышу предлагают:
В процессе обучения малыша навыкам письма, рисования, использования ножниц родители всегда вкладывают ему ножницы, ручку или кисточку в правую руку. Поэтому определенные действия он может выполнять правой рукой, в то время как задания, которые ребенок выполняет впервые, он будет делать исключительно левой рукой. Таким образом, наблюдая за ним во время проведения перечисленных выше тестов, необходимо особенно внимательно следить, какая рука используется при выполнении тех действий, которым ребенка не обучали специально,
Результаты наблюдений следует записывать в специальную таблицу, состоящую из 4 столбцов. В первый заносят все тесты, которые планируется выполнить, во второй ― действия, выполненные левой, а в четвертый ― правой рукой. В третьем столбце отмечают задания, которые ребенок выполняет одинаково хорошо обеими руками. Если во второй колонке окажется более чем 7 записей из 10, то можно сделать вывод, что у малыша левая рука является ведущей.
ТЕСТ Ф. КРЕЧМЕР
Немецкий исследователь Ф. Кречмер предлагает оценивать выполнение ребенком следующих действий:
Кречмер рекомендует проводить наблюдения таким образом, чтобы ребенок не подозревал о цели заданий. В исследовании желательно задействовать группу из нескольких детей, а задания следует преподносить как соревнование на скорость и ловкость. Если ребенок выполняет их левой рукой точно и легко, значит, он является левшой.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ НОГИ И ГЛАЗА
Определить левшу можно не только по ведущей левой руке, но и ноге, глазу.
Так, для определения ведущей ноги ребенку предлагают:
Определение ведущего глаза осуществляется следующим образом:
Нередко леворуких детей переучивают, в результате определенные действия они делают лучше правой рукой, а действия, которым их не учили в детстве, продолжают выполнять левой рукой. И уже, будучи взрослыми, такие люди не могут точно сказать, какая рука у них ведущая.
Перечисленные выше тесты применимы не только к детям, но и взрослым. Так, очень просто понять, что человек левша, по скрещенным на груди рукам. Левая рука у него всегда будет находиться сверху. Аплодируют левши, ударяя левой ладонью о правую, а когда они складывают руки в замок, большой палец левой руки всегда располагается сверху.
Мозг левшей по-другому обрабатывает информацию, эмоциональные реакции таких детей отличаются от правшей, и именно поэтому важно вовремя выявить ведущую руку еще в раннем детском возрасте.
Если ребенок левша, что делать?
«У меня ребенок левша, что с этим делать?» — вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций.
Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга — у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость — не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.
Какая леворукость существует? Связь с другими явлениями
Кроме леворукости генетической, выделяют леворукость социальную и патологическую.
10 лет назад ученые нашли т.н. «ген левшей» — LRRYM1, который играет ключевую роль при формировании эмоций и речи. Ген расположен во второй хромосоме. Один из его полиморфизмов ассоциирован с повышенным риском умственных расстройств, что абсолютно не означает необходимости переучивать ребенка — даже если полиморфия имеет место, что очень маловероятно, насильственное исправление ведущей руки приведет лишь к стрессу. Патологическая леворукость не передается по наследству, но может возникнуть в процессах внутриутробного развития или при рождении — в результате мозговой дисфункции.
Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. Переучивание леворукого ребенка может привести к существенному ухудшению психического и физического состояния. Такой процесс получил название «декстрастресс» — психофизеологическое напряжение, очень болезненное для ребенка, возникающей при давлении на леворукого «праворукой средой». Прямые следствия: проявление неврологий вплоть до депрессий, заикания, повышенных страхов.
Как определить у ребенка ведущую руку?
Когда у ребенка формируется ведущая рука?
Методы определения ведущей руки
Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку.
На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок).
Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая — держать флакон.
Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя — какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия.
Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку.
Одни из самых простых способов — попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).
Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку — действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку.
Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку — все это ребенок делает активной рукой.
Как повысить эффективность обучения у леворуких детей?
Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению:
1. Игра «Я протестую» ( 7 — 8 лет)
Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую. ». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.
2. Игры «Фыр-фыр» ( от 6 лет)
Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» — радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.
3. Игра «Сложи картинку» ( от 5 лет)
Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы.
Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно — по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.
Другие игры в наших социальных сетях :
1. Учимся высказывать свою точку зрения и выходим на значимые переживания. 4 игры
2. Повышаем самоуважение детей и умение рефлексировать. 4 игры
3. Развиваем эмоциональный интеллект, самовыражение и осознанность. 3 игры
4. Игра, помогающая детям осознать процесс своего изменения и взросления с готовой табличкой
5. Снижаем уровень страха. 3 игры
К какому возрасту формируется ведущая рука
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Правша или левша: как узнать, в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.
Статья:
Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.
ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА
Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.
Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.
Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.
Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.
Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:
Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:
Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.
Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:
Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».
Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.
Тест 2. Открывание спичечного коробка.
Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.
Тест 3. Построй домик из палочек.
Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.
Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.
Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).
Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.
Б) Раскладывание карточек лото.
Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.
Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.
Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.
Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.
Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.
Тест 8. Развязывание узелков.
А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.
Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.
Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.
Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.
Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.
Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА.
Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.
Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.
Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.
Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.
Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».
Есть и дети – амбидекстры, т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.
Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.
Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.
Тест для оценки скорости движений ведущей руки.
Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.
Тест «Переплетение пальцев рук»
Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.
Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.
У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.
Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.
Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?
Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.
Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.