к какому виду защиты относится сопоставление достоинств партнера с его поведением
Этическая защита в педагогическом общении
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Задание. Выберите оптимальный способ мягкой защиты в ниже перечисленных условных ситуациях:
Ученик дотрагивается до вашей сумочки, говоря: «Что там. »;
Ученица без разрешения надевает вашу (чужую) шляпу: «Ох ты! Какая. »;
Вас перебивают: «Это все глупости! Ерунда какая-то!».
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.
Технология этической защиты педагога
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательства на ее достоинства. К сожалению, учащиеся, да и их родители, порой не осознают, что своими словами и поступками они причиняют ущерб и душевную боль педагогу.
Очевидно, специфика педагогической деятельности не позволяет учителю использовать физическую, экономическую, правовую и иные формы защиты или низводит их эффект к нулю.
Реализацию своего назначения этическая защита производит благодаря трем принципам, для осуществления которых необходимы операционные умения:
1) сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес;
2) корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения;
3) сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.
Существует несколько способов этической защиты.
Мягкие способы защиты:
1. Вопрос на воспроизведение.
2. Вопрос об адресате.
3. Окультуренное воспроизведение.
4. Ссылка на личностные особенности.
5. Оправдание поведения.
6. Проявление доброжелательности.
Жесткие формы защиты
Жесткие формы защиты могут применяться лишь во взаимоотношениях со старшеклассниками.
2. Сопоставление достоинств партнера с его поведением.
3.Оставить наедине с собой.
Используя способы этической защиты, важно проследить, чтобы педагог не скатывался в нравоучения. Даже защищаясь, педагог призван развивать личность воспитанника.
Психологическая саморегуляция
Саморегуляция – это своеобразная настройка индивидом своего персонального внутреннего мира и самого себя с целью приспособления. То есть это свойство абсолютно всех биологических систем формировать, а в дальнейшем держать на конкретном, более или менее постоянном уровне биологические или физиологические параметры.
Саморегуляция включает 2 элемента:
Для развития осознанной саморегуляции важно наличие таких личностных черт:
Саморегуляция основывается на комплексе закономерностей психического функционирования и их следствиях, которые известны как психологические эффекты. К ним относят:
В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, человек не учится ответственности, не развивается самосознание, то и саморегуляция, как правило, страдает. Развитие саморегуляции = личностное развитие.
В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.
На саморегуляцию, то есть выбор оптимальной реализации личностной активности влияют:
· внешние условия среды;
· специфика взаимоотношений человека и окружающей его действительности.
Человеческая деятельность невозможна без цели, но это в свою очередь невозможно без саморегуляции.
Таким образом, саморегуляция – это умение справляться с чувствами социально приемлемыми способами, принятие норм поведения, уважение свободы другого человека, сохранение безопасности. В нашей теме особый интерес представляет сознательная регуляция психики и эмоций.
Кейс-задания:
Задание 1. Подберите для себя приемы психологической саморегуляции
Этическая защита — это защита человека от посягательства на его достоинство, производимая морально-этическими средствами
В процессе взаимодействия и общения с детьми этическая защита совершенно необходима педагогу по причине неопытности детей в общении с другим человеком, а также по причине подражания, свойственного детям, воспринимающим в социальной среде и грубые формы взаимоотношений, в том числе оскорбительные.
Этическая защита педагога выполняет три функции:
первая — направляется на сохранение достоинства педагога как человека; такого рода защита выступает для детей в качестве умозрительного опыта, предоставляющего образ поведения человека, не позволяющего унижать человеческое достоинство;
вторая — имеет целью корректировать недостойное поведение ребенка, и, одновременно, предлагает ребенку возможный вариант поведения в ситуации, обогащает его новыми формами поведения, до этого ему неизвестными;
третья — в своей реализации выполняет роль поддержки ребенка, сохранения его достоинства, невзирая на его дурное поведение, оскорбительное для педагога.
Рекомендуем педагогу последовательно овладевать всей совокупностью выработанных культурой тонких и изящных способов сохранения своего достоинства при сопутствующей коррекции грубого поведения партнера, достоинство которого ни в коем случае нельзя подвергать уничижению. Укажем в скобках парадигму практического воплощения каждого способа, — как некоторую первоначальную опору для овладения искусством этической защиты.
. Ученик кричит в адрес учителя: «А вторую задачу тоже решать?» И слышит учительское: «Прости, кому поставлен вопрос?».
• «Вопрос на воспроизведение» («Простите, не понял. »). Как бы не веря услышанному или содеянному, человек просит подтвердить совершенное, чтобы исправить «своё неверное восприятие». Например: «И, наверное, не расслышал. » или «Задумался и не слышал, что вы сказали. ».
. Школьник приоткрыл дверь учебного кабинета: «У нас здесь будет урок?» Учитель откликнулся так: «Ты (вы) о чем-то спросил (и) меня?».
• «Окультуренное воспроизведение» («Если я вас правильно понял, вы хотели. » плюс повторение сказанного в культурном варианте). Субъект, не допуская возможности произведенного воздействия, предлагает иной вариант такого же воздействия, уточняя смысл произведенного. Тем самым он предъявляет желательную форму взаимодействия с ним. Например: «Вы хотели бы стать на мое место — я правильно вас понял?» или «Вам так понравилась моя шляпа, вы полагаете, что вы ее должны носить?».
. Подросток, расстроенный низкой оценкой, полученной за диктант, грубо бросает педагогу: «Вы нарочно снижаете мне отметки. » На что раздается спокойное и вежливое: «Если я вас правильно поняла, вы хотите сказать, что при оценке диктанта допущена какая-то оплошность?».
. Преподаватель прерывает свою речь, говоря: «Я нервничаю, когда меня не слушает кто-то. Я даже забываю, о чем говорю. Я могу работать только в полной тишине. Что же делать. »
• «Оправдание поведения» («Вероятно, у вас есть причины так говорить. »). Субъект настолько поражен поведением партнера, что допускает, будто очень серьезные причины вызвали неблагоприятное состояние партнера и последующее недостойное его поведение.
. Во время урока дверь кабинета вдруг распахивается, и появляется секретарь школы. Учитель поворачивается к детям: «Видимо, произошло что-то серьезное, раз прервали нашу работу. »
• «Проявление доброжелательности» («Хорошо, что вы. так как мне. »). При недостойных формах обращения к человеку, субъект настолько устойчив в своем доброжелательном отношении к другому, что расценивает произведенное им как нечто полезное или важное для себя. Он так и говорит, например, заметив, что его толкают: «Как хорошо, что вы вывели меня из задумчивости — мне же выходить на следующей остановке!».
. Воспитатель обращается к группе: «Я заметила, что вы стали опаздывать к обеду. Наверное, организация режима дня плохая. Давайте подумаем над усовершенствованием режима. ».
• «Доведение до абсурда». Способ этот имеет легкий налет детскости, ибо выстраивается на наивном принятии того, что произвел субъект, и наивном несогласии с тем, что сделал либо сказал обидчик («Какой же я козел? И копыт нет, и шерсти не видно. » Или «А я думал, что. а оказывается, я. »).
В конкретной индивидуальной ситуации проявление этической защиты столь же конкретно и непредсказуемо. Здесь главное — не опускаться на дно культуры, куда увлекают человека обида и гнев. Добавим и следующее: тональность этической защиты не допускает иронии, издевки, сарказма в адрес ученика. Этическая защита — гуманистический способ коррекции взаимоотношений людей. В этом ее смысл — иначе бы вполне достаточно было бы открытых и подавляющих человека способов защить*, типа «Стыдно, молодой человек! Вы дурно себя ведете!»
Первый опыт использования способов этической защиты поражает и воодушевляет. Студенты, обратясь к предложенным операциям в практике своей жизнедеятельности, вдруг обнаруживают огромную корректирующую силу этической защиты. Проиллюстрируем конкретными примерами, обратясь к конкретным рассказчикам*.
* Рассказывают студенты психолого-педагогического факультета МПГУ им. Ленина: Макарова Любовь, Максаков Александр.
. Я ехала в трамвае. Пассажиров было много, выбирать место не было возможности. На остановке в вагон вошел мужчина и, проходя мимо меня, грубо сказал: «Чего встала на проходе?!» Конечно, мне стало обидно, но я вспоминала о способах защиты: «Простите, я не совсем расслышала, что вы сказали. » Он удивленно поглядел на меня и стал осторожно пробираться дальше, стараясь никого не задеть. Мне этого было достаточно, обида улетучилась.
. Я зашел в магазин купить соку. Подошел к кассе, стал в очередь. Тут сзади раздраженный голос проговорил: «Лезут без очереди, как будто не видят, что я тут стою, кроты наглые». Я оглянулся: может быть, это не мне говорят? Женщина смотрела именно на меня, презрительно и гневно. Тогда я применил этическую защиту: «Какой же я крот!? У меня курносый нос, когтей нет, розовая кожа вместо темной шкуры. » Обескураженная, дама несколько секунд стояла неподвижно, потом пошла к другой кассе.
Например, при встрече произносят приветствия; при прощании посылают добрые пожелания; за столом пользуются ножом и вилкой; входя в дом, снимают головной убор; благодарят за общение и угощение; не спорят с дамой; платье надевают такое, которое соответствует ситуации.
Этикет — форма поведения, развивающаяся в ходе исторического развития взаимоотношений людей, наиболее точно и ярко воплощающая уважительное отношение к человеку, существующая в виде регламентации и инструкций, помогающих использовать найденное решение и тем самым освобождающих сознание человека от постоянного поиска адекватной формы поведения.
Предлагаем весьма простое решение вопроса (не исключая, конечно, важности ознакомления с этикетом по этической литературе). Оно состоит в обобщении правил этикета путем выявления в них главной ценностной идеи.
При сохранении центральной идеи уважения каждого человека в каждый данный момент взаимодействия с ним этические нормы требуют от исполнителя их определенной меры усилий. С этой точки зрения, все правила этикета могут быть квалифицированы и систематизированы по уровням.
• Первый уровень: этикет требует не доставлять неудобства окружающим людям; («не мешай!»).
• Второй уровень: этикет рекомендует быть приятным для окружающих людей («будь приятен!»).
• Третий уровень: этикет приглашает оказывать помощь тому, кто в ней нуждается и ее принимает («помогай!»).
• Высший уровень: этикет советует овладеть этическими умениями так, чтобы сохранялось естественное и непринужденное поведение; так, чтобы «не было видно правил этикета» там, где этикет присутствует («будь естественным!»).
Понятно, что первым и основным способом приобщения к этикету детей является повседневное поведение самого педагога, предоставляющее детям образ для следования, инструкцию для желаемого достойного поведения, а также пленяющее детей внешней красотой действий. И нет оправданий для педагога, не овладевшего этикетом как простейшей формой выражения уважительного отношения к человеку.
Другим способом формирования этикета выступают этические традиции в школе (этическая среда), предоставляющие каждому отдельному ребенку ежедневные упражнения в красивых этических формах, тем более плодотворные, чем шире и устойчивее данная школьная традиция. Всегда остается актуальной и необходимой для подрастающих детей мягкая, тонкая, незаметная педагогическая коррекция их поведенческих форм, производимая педагогом.
В вопросе этикета скрыта вечная проблема формы и содержания. Педагог, решивший для себя, что форма — это то же содержание, что форма — это способ существования содержания, будет неукоснительно следовать вместе с детьми поиску гуманистических форм поведения для гуманистического отношения к людям.
Не следует обучать этикету, жестко предписывая детям формы действий. Вместо такого дидактического подхода надо этикет использовать как некоторый готовый материал, как некоторую замечательную находку людей, помогающую адекватно выразить свое отношение к человеку. Технологическая сторона решения проблемы этической формы и этического содержания поведения детей состоит в инструментовке этикета как удивительного явления, облегчающего жизнь человеку: ведь имеющиеся выработанные формы поведения освобождают нас от постоянного напряженного поиска точного выражения своих чувств, отношений, своего состояния.
Завершим иллюстрацией краткий экскурс в область этикета. Две дамы подошли к дверям школы. Дверь открылась, и появился выходящий подросток. Увидев двух женщин, он остановился, придержал дверь, пока они входили, и в ответ на их благодарность, сказал: «Не за что», весело пожав плечами, как бы произнося: «О чем тут говорить?!»*.
* Школа № 1 пос. Барсове Сургутского района Ханты-Мансийского округа (директор Гудков Виктор Владимирович).
Итак, в рассмотрении проблемы педагогического общения выявляется ряд вопросов: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, педагогическая этическая защита, педагогическое поло-ролевое дифференцирование детей и педагогическая апелляция к этикету как готовым и проверенным формам поведения. Этот ряд не является суммарной совокупностью отдельных вопросов — а представляет собою цепь зависимостей, что означает для педагога-профессионала суровую необходимость овладения всей системой указанных профессиональных операций. Неожиданным для будущего педагога оказывается то, что существует искусство общения, которому следует учиться, что само по себе по принципу «как получится» общение не складывается благополучно, что человек как субъект может стать господином общения с окружающими людьми. Но еще большей неожиданностью окажется, что овладение технологией педагогического общения разительно улучшает дружеские, семейные, приятельские отношения и даже — отношения с незнакомыми людьми. Технология общения — как таблица умножения, которую должен знать любой современный человек. А педагог — быть высочайшей степени специалистом в установлении и проведении общения.
Вопросы для углубленного осмысления
1. Вспомните ваших знакомых: с кем из них вы никогда не выходите на общение? Почему?
2. Как вы оцениваете случай одиночества человека, не умеющего общаться с другими людьми? Считаете ли вы этот случай неблагоприятным для развития данной личности?
3. Шел человек по улице. Вдруг сзади огромный пес положил на плечи свои большие и сильные лапы. Человек произнес: «Не понял. » Какая из форм этической зашиты автоматически использована человеком?
4. Воспользуйтесь операцией «оправдание поведения» в случае, когда кто-то не выполнил данное вам обещание. Согласитесь, что ваши отношения улучшились бы, сделай вы такое раньше?
5. Вспомните: вы входите в дом, приветствуете всех домашних. проанализируйте, какие из известных вам операций общения вы производите?
6. Как вы себя чувствуете, когда видите человека на улице, пьющего из горла бутылки? Вас шокирует презрение к этикету? Или пугает распространяющаяся антисанитария и нарушение гигиенических норм? Или вас это не трогает?
7. Понаблюдайте целенаправленно за общением родителей с детьми или педагога с детьми: какие из операций ими используются неосознанно? Проследите за реакцией детей и последующим характером их общения с родителями и педагогом. К какому выводу вы приходите?
8. Как бы вы определили специфику поведения мужчины в ситуации этической защиты? Чему следует научить мальчиков в случае нарушения норм общения со стороны девочки?
10. При встрече со знакомым задайтесь целью в приветствии произвести ряд операций, таких, как «Я-сообщение», «положительное подкрепление», «вопрос в связи с обстоятельствами» и «просьба о помощи-4». Проанализируйте его реакцию.
Стратегия психологической и этической защиты личности в общении
Психологическая защита—система стабилизации личности, направленная на сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Функция защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
Главная задача самозащиты — принять собственное «Я» и заставить сделать это других: «Я именно такой, каким кажусь себе».
Люди различаются лишь средствами защиты чувства собственного достоинства: у сильной личности обычно они более изощренные и продуманные, у слабой — примитивные и бессознательные. В ход идут различные формы защиты:
рационализация — предвзятое и выгодное для себя толкование фактов;
капитуляция — отступление перед трудностями, связанными с реализацией «Я»;
сверхзащита — оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не может приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих;
агрессия — инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду, и др.
Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личности наиболее приемлемую стратегию психологической защиты.
Доминирующей в защите субъективной реальности чаще всего становится одна из трех стратегий:миролюбие, избегание, агрессия.
Миролюбие — в этой стратегии ведущую роль играют интеллект и характер. Различают мирную активную стратегию, при которой человек жестко отстаивает свои интересы, но при этом выражает готовность пойти на компромисс, сотрудничество, и мирную пассивную стратегию, когда человек становится соглашателем, бесконечно уступает любому давлению, пускает все на самотек, для того чтобы не ввязываться в конфликты, не подвергать испытаниям свое «Я».
Избегание основано на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.
Избегание проще миролюбия, так как не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего «Я» проще всего.
Агрессия — один из «большой четверки» инстинктов — голода, страха, секса и агрессии, свойственных всем животным. Это объясняет тот факт, что она является неотъемлемой составляющей эмоционального реагирования.
С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», он усиливает агрессию за счет придаваемого ей определенного смысла.
Различают агрессивную активную стратегию, направленную на других людей и несущую в себе сильный разрушительный заряд, и агрессивную пассивную стратегию, при которой человек направляет отрицательную энергию на себя или предпочитает явно не показывать свою агрессию, но при этом готов к ее внешнему проявлению в удобный момент.
Отчетливый социогенный характер агрессии проявляется в таких ее современных формах, как:
1. «Экстрапунитивность» — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. Такой подход искажает и упрощает реальность. Здесь главенствует субъективизм. Например, на просьбу преподавателя доложить о выполнении домашнего задания студент отвечает: «Если бы мне дали четкое указание, что и как делать, я бы так и сделал».
2. «Поиск мишени» — стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте. Примером может служить типичная модель поведения: ушиблись о стул — зло швыряем его, будто это он в этом виноват. Свои действия агрессор вымещает на так называемом козле отпущения.
3. «Оправдание через нападение» — механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания — вместо себя агрессор подставляет другого. Основным тезисом здесь является утверждение: «Лучший вид защиты — нападение».
4. «Праведный гнев» — оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом: «Я не завидую, просто меня раздражают люди, идущие к своей цели по головам».
5. «Проекция негативных качеств» — приписывание своих недостатков партнеру. Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признавать и тем более преодолевать их она не намерена. Гораздо проще обвинить в собственных пороках других, приравнять свое плохое «Я» и «Я» других: «Не один я плохой».
6. «Самоутверждение путем унижения другого» — агрессия, основанная на уменьшении достоинств партнера. Если человек достигает карьерных высот, то только потому, что есть «мохнатая рука». Ну в крайнем случае потому, что хорошо подвешен язык.
7. «Деликатное хамство» — изощренное оскорбление человеческого достоинства. Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Неудачнику указывается на место, человеку неталантливому — на то, что он «серая мышь».
8. «Девальвация объекта беспокойства» реализуется в случаях, когда объект недоступен. Чтобы успокоить себя, агрессор пытается снизить значимость другого человека, предмета, явления: не смог купить машину — «Зато не надо с ней возиться». Никогда не был за границей — «Зачем мне это надо?».
К формам агрессивной защиты добавляются экспрессивные средства агрессии: оскорбительный тон и междометия, пинок ногой, злобный взгляд, напористые телодвижения. Агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия.
Методы защиты от агрессии:
1. «Уход» — увеличение дистанции, прерывание контакта (смена темы разговора на безопасную, обход острых углов, избегание травмирующих ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом).
2. «Изгнание» — удаление агрессора. Проявления: выгнать из дома; отослать кого-либо под предлогом осуждения; насмешки, унижения, колкие замечания.
3. «Блокировка» — контроль воздействий, выставление преград на их пути (смысловые и соматические барьеры: «Мне трудно понять, о чем речь», «Это не я — это у него характер такой»).
4. «Управление» — контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: плач (разжалобить), ноющие интонации, вздохи, стремление умилостивить, попытка подружиться по принципу «своих не бьют».
5. «Замирание» — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокращение. Проявления — обман, сокрытие чувств.
6. «Игнорирование» — контроль информации об агрессоре, характере угрозы с его стороны (стереотипизация — «Да он просто хулиганит!», умаление угрозы — «Она желает мне добра»).
В ситуации общения защита возникает как необходимость уберечься от манипулирования. Есть две стороны такой защиты.
Первая — «Противопоставляющая активность».
а) тайное воздействие посредством интонации недоверия, сомнения, цепляния за слова, прямых вопросов о скрытых целях: «Куда вы клоните?»;
б) психологическое давление, проявляющееся в том, что собеседник начинает поиск такого вида силы, в котором он имеет преимущество (манипулятор задает медленный темп разговора, а партнер еще медленнее). Используется эффект противодействия.
Вторая — «Целенаправленная трансформация манипулятивного воздействия в направлении интереса партнера».
а) «помощь манипулятору» в поддержании отвлечения на иную тему, но ту, которая выгодна адресату;
б) перефраз — уточнение вопросами цели, к которой клонит манипулятор.
Человек защищает себя не только психологически, но и этически.
Этическая защита— это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство. Существует несколько способов этической защиты (Н.Е. Щуркова):
1. Вопрос на воспроизведение защищает наше достоинство с помощью технологии вопросов-разъяснений: «Простите, я не понял», «Как вы сказали?». Обидчику надо искать ответ на поставленный вопрос, и он уже не может вновь вести общение на уровне унижения достоинств человека.
3.Окультуренное воспроизведение заключается в демонстрации оппоненту другой формы общения. Фраза «Если я вас правильно понял. » дополняется предложением действия в другой вербальной, поведенческой, этической форме.
4.Ссылка на личностные особенности состоит в декларации принципиальных личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на предлагаемом уровне: «Я не привык к такому», «Мне всегда неудобно».
5. Проявление доброжелательности предполагает концентрацию внимания на деталях, с помощью которых произошло удовлетворение созданной ситуацией: «Как хорошо, что вы мне напомнили», «Если бы не вы, то я совсем забыл бы».
6. Великодушное прощение — способ видимого смирения с грубостью партнера, который не может вести себя иначе (например, с разными типами людей-агрессоров). Используется так называемый царский подарок: «Если вам так хочется», «Пусть будет так», «Если вы только так умеете делать, то пусть».
7. Сопоставление достоинств партнера с его поведением представляет собой скрытый механизм влияния на противоположную сторону. Суть его заключается в том, что происходит возвышение партнера, предоставление ему этического пьедестала, с которого очень не хочется падать. «Вы такой, а. » — вторая часть фразы намеренно не имеет завершения, обидчику как бы предоставляется самому мысленно ее закончить.
8. Сохранение достоинств партнера осуществляется за счет подстановки мотива: «Вы наверное хотели. », или за счет оправдания партнера: «Всякий бы на вашем месте. », или за счет принятия вины на себя: «Я, наверное. ».
9. Оставить наедине с собой означает разрыв отношений, когда ответственность за результат полностью ложится на оппонента: «Вы не понимаете, что сделали», «Жаль, что вы не осознаете, что произошло».