к какому виду сказок относится конек горбунок
Сказка «Конек-Горбунок». К какому виду относится?
«Конёк-Горбунок». Я сразу отмечу, что и сам любил эту сказку, и все поколения в моей семье смотрели эту сказку. Здорово, что в настоящее время можно в течение 45 минут смотреть эту сказку в интернете, не отрываясь. К какому виду относятся такие сказки, как «Конек-Горбунок»?
Помню, такой вопрос был у сына на уроке литературе (вернее, домашнее задание). Всего есть 3 вида сказок, так вот именно «Конек-горбунок» относится в волшебным сказкам. Почему?
Да потому что в произведении есть волшебные животные (жар-птица или рыба-кит). Да и сами действия в сказке волшебные, то есть в реальной жизни их не сотворишь.
Мультфильм вызывает во мне не меньше чувств. До сих пор очень люблю этот мультик, завороженно смотрю, переживаю за героев и не могу оторваться.
Успех этой сказки, видимо, в том, что она очень похожа на современные игры в стиле квест, или это квесты похожи на такие сказки. Герою надо постоянно что-то искать и добывать, Иван каждый раз возвращается с победой и получает более сложное задание. И так, пока не наступит чудесное преображение. В нашей сказке есть волшебные силы, которые ему помогают, в квестах обычно всегда есть какая-то помощь. Но Горбунок, заметьте, помогает не всем, значит в Иване что-то есть особое.
Как определить вид сказки?
Если не вдаваться в подробности и ветвления, то существуют три основных вида сказок:
Последние имеют ещё более узкое деление.
Ну, и наконец, в волшебной сказке обязательно должно быть волшебное превращение, как в аленьком цветочке или царевне-лягушке. В сказке Ершова сам Иван превращается из простого парня в красавца, венчается с Царь-девицей и сам становится царём.
По всем параметрам наша сказка по виду относится к волшебным сказкам, да по-другому и быть не могло.
Ещё о том, как сказки учат взрослых, и как сделать сказку былью:
«Конёк-Горбунок». К какому виду относится сказка «Конёк-Горбунок»?
К какому типу / виду относится сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
Сказка в стихах «Конёк-Горбунок» была написана Петром Ершовым в 1830-х годах.
Конечно, «Конёк-Горбунок» сказка волшебная, ведь в ней некоторые персонажи волшебные, как Жар-птица или огромная рыба. Да и сам главный герой сказки Конёк-Горбунок необычный
Но ему все под силы, такой маленький, а помогает Ивану преодолеть серьезные испытания.
Разве не волшебство, если Иван искупался в котле с кипящим молоком и остался жив, стал писаным красавцем.
Для жанра волшебные сказки как раз и характерны такие испытания и в конце герой, преодолев все невозможное с помощью волшебного друга, получает награду. Царь-девица выбрала Ивана и пошла с ним под венец.
Сказку «Конек-горбунок» написал писатель Ершов и отрывок этого произведения был издан еще в 1834-м году, когда писатель был студентом.
Сказка написана не в прозе, а в стихотворной форме.
Поэтому можно смело назвать сказку стихотворной.
В сказке присутствуют волшебные предметы и существа, явления.
Кобылица, говорящая человеческим голосом, Конек-горбунок, кит с лесом на спине, волшебный перстень, котлы с волшебной водой и процесс преображения после попадания в них и другие.
Сюжет сказки тоже показывает не реалистические, а выдуманные события.
Сказка написана автором, не является народной, поэтому не ошибемся, если скажем, что сказка авторская.
Итак, получается, что сказка «Конек-горбунок» является поэтической волшебной авторской сказкой.
Да и сам Иван в течение сказки преображается до неузнаваемости: из простоватого парня заурядного вида он превращается в умного и красивого потенциального жениха царевны. В этом тоже проявляется волшебство сказки.
Из всего сказанного следует, что сказка «Конек-горбунок» относится к ряду волшебных авторских сказок.
Если мы начнем рассуждать, к какому типу отнести сказку о Коньке-Горбунке, то акцент нам нужно сделать в первую очередь на то, что в данном произведении очень много сказочного, волшебного. Поэтому она уж точно не бытовая. Сказки о животных тоже отличаются, хоть Конек-Горбунок и является лошадью, он в первую очередь волшебный персонаж, призванный помогать и пособлять Ивану-дураку. Кстати, Конек-Горбунок хоть и является полной противоположностью Ивану по характеру, этих двух главных героев многое объединяет (главным образом то, что они оба в некоторой степени «не уродились»).
Сказка «Конек-Горбунок» совершенно необычное явление для русской литературы первой половины 19 века. необычное настолько, что до сих пор продолжаются споры об авторстве сказке и почему-то многим хочется, чтобы «Конька» написал Пушкин.
Однако язык Ершова, хотя и напоминает в чем-то язык Пушкина, имеет ряд существенных отличий, да и слова, которые мы встречаем в сказке никогда не использовал Пушкин в своих произведениях.
Характерны для волшебной сказки и приключения главного героя. Сперва он находит волшебные предметы. потом ему приходится выполнять три задания царя, совершать по сути подвиги, и наконец сам герой становится царем.
Совершенно твёрдо можно сказать, что данная сказка, то есть «Конёк-Горбунок» относится к сазкам волшебным. По той простой причине, что в ней явно прослеживаются признаки волшебной сазки.Самый главный признак это, то, что все события сказки основаны в основном на вымысле, то есть на том, чего в реальной жизни просто не существует.
Кроме всего прочего, в сказке «Конёк-Горбунок» очень много заимствований из русских народных сказок.
Например, три сына, младший Иван, Жар-птица, свадебный пир в финале и так далее.
Исходя из всего перечисленного, думается, что данную сказку можно отнести к волшебным авторским сказкам с элементами народных сказок.
Автор написал ее, вдохновившись сказками А.С. Пушкина. Великий писатель после прочтения дал высокую оценку сказке Ершова.
«Конек-Горбунок» был написан в 1830-х годах. Вот так выглядело первое издание:
С тех пор сказка переиздавалась около тридцати раз. Она популярна не только России, но и в других странах, переведена на двадцать семь иностранных языков.
Сказка безусловно относится к волшебным, в ней присутствует превращение (Иван превратился в царевича, искупавшись в котле), есть волшебные персонажи (Чудо-Юдо-Рыба-Кит).
В Википедии эта сказка определяется как литературная в стихах.
Урок литературного чтения. 4-й класс.П.П. Ершов. Сказка «Конек-Горбунок»
Класс: 4
Цель: формирование речевой культуры учащихся через формирование знаний алгоритма характеристики и формирование умения определять основную мысль текста
Средства обучения:
Ход урока
I. Организация класса к уроку
Прозвенел – звонок – начинается урок литературного чтения. Сегодня нам мы продолжим работу над произведением.
II. Актуализация знаний
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?
– На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок». (Слайд 1)
– Каков жанр этого произведения?
– С какой целью была написана эта сказка? Какова её основная мысль?
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль. Что мы должны сегодня сделать на уроке?
IV. Работа по теме урока
– Какие бывают сказки?
– Сказки бывают народные и авторские?
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (Слайд 3)
– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки.
– Какие приёмы народной сказки использованы в сказке?
– В этой сказке автор использует устаревшую лексику.
– В этой сказке также как и в народных сказках присутствует зачин.
– Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке. Ответьте на вопросы: (Слайд 4)
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: высмеять недостатки героев.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение. Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник. (Слайд 6)
– Обратите внимание, что здесь сюжетная организация отличается от обычной.
– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. (Слайд 7)
– Нам сегодня нужно определить основную мысль сказки. Какие действия мы должны предпринять на первом этапе, чтобы раскрыть смысл сказки?
–Чтобы понять смысл сказки – нам необходима работа над сюжетной организацией и композицией.
– Что же происходит в сказке? О чём она повествует?
– Главными героями является Иван – простой русский парень и конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки.
– Конёк-горбунок выступил как яркий образный персонаж сказки. Как мы его можем охарактеризовать?
– А каких героев сказки мы ещё знаем?
Выступление групп по данному алгоритму. (Гиперссылка на слове «характеристика»)
– Как построена сказка? На какие части можно её поделить? О чём мы узнаём из каждой части?
Учащиеся пересказывают смысловые части текста. Они находят (интуитивно) «Сюжетные вехи» – экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку.
– Сначала мы выделяем особую часть, которая никак не связана с развитием основного события. «За горами, за лесами, за широкими морями…» – это начало присказки Присказка представлена в сказке восемью первыми строками
– Какую роль играет присказка в сказке?
– Присказка представляет шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказка ритмизованна, богата звукозаписью.
– Обратите внимание, что присказка читается по-особому – скороговоркой, а сама сказка рассказывается обычным разговорным тоном.
– Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав и взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
– Назовите животное, появление которого послужило завязкой в этом произведении?
– Появление кобылицы послужило завязкой. Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда кобылица родила Ивану «двух коней золотогривых» и конька-горбунка.
– В сказке начинаются перипетии (гиперссылка на слове « перипетии») с Иваном и его другом коньком-горбунком:
Кульминация для Ивана наступает в этой сказке не один раз. Иван вынужден привезти Жар-птицу, Цар-девицу, достать кольцо девицы со дня моря, а напоследок Иван вынужден искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.
– Развязка в этой сказке как во всех волшебных сказках: добро побеждает зло. В этой сказке Иван за все страдания получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём, а прежний царь «сварился в молоке».
– Чему учит эта сказка?
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее. Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
– Понравилась ли вам сказка?
– Эта сказка действительно стала классикой, её читали ваши бабушки и дедушки, папы и мамы, а теперь читаете вы. Я очень надеюсь, что после глубокого анализа и характеристики героев вы начнёте осмысливать по-другому, сопереживая героям и высмеивая их недостатки.
V. Домашнее задание
Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.
VI. Подведение итогов урока
Спасибо за плодотворную работу. Без вашего участия у нас не получилось бы такой продуктивной деятельности. Урок закончен – можете выйти.
Урок по литературному чтению на тему П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературного чтения
по учебнику Л. А. Ефросининой
Учитель начальных классов:
Додонова Елена Юрьевна
Тема. Урок-путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Образовательные: углубить знания о жанре литературной сказки; учить сравнивать сказки народные и литературные; формировать умение анализировать литературное произведение; учить видеть скрытый смысл, заключённый в сказках; формировать умения видеть образные языковые средства художественной выразительности.
Развивающие: развивать у учащихся умения читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать логическое мышление, речь учащихся; развивать самостоятельность, умение выразить свою мысль.
Воспитательные: воспитывать культуру и грамотность речи; прививать любовь к русской поэзии; воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.
Оборудование: портрет П.П.Ершова, детские рисунки и иллюстрации к сказке «Конёк-Горбунок», музыка к балету Щедрина «Конёк-Горбунок»
II. Сообщение темы урока.
— Сегодня у нас заключительный урок по сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок». В 1856 году (спустя 22 года после написания сказки) Пётр Ершов писал: «Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливого ему пути. »
— На уроке мы ещё раз попытаемся понять, чем так покорило читателей творчество П.П.Ершова. Проследим путь, который проделал Иван-дурак, чтобы стать Иваном-царевичем.
III. Практика под руководством учителя.
1. Проверка домашнего задания.
— Вспомните, к какому виду сказок относится сказка «Конёк-Горбунок? (волшебная)
— У этой сказки есть автор. Назовите его. (Пётр Павлович Ершов)
— Так какая это ещё сказка? (авторская)
— Так почему же литературную сказку «Конёк-Горбунок» называют русской и одновременно народной? Вспомните, какова композиция сказки «Конёк-Горбунок» ( Сказка построена, как и русские народные сказки: есть зачины, троекратные повторы, в сказке добро побеждает зло, есть характерная концовка)
— Для чего в сказке автор использует зачин? (он вводит читателей в ход событий, настраивает на сказочный лад)
— В сказке Ершова три части, и к каждой из них написал зачин. Дома вы выучили наиболее понравившиеся зачины наизусть. Расскажите их. (Чтение наизусть зачинов)
— Какие троекратные повторы встретились в сказке Ершова?
— Приведите примеры победы добра над злом. (Иван стал царём, а царь сварился)
— Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки? (В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка. И все же автор назвал сказку именем только одного героя).
— А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? (Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту).
— Хотели бы вы иметь такого друга? (Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек).
— А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова? (Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова).
2. Выборочное чтение с элементами игры. Подбор отрывков к иллюстрациям из сказки, соблюдая хронологию событий.
— А теперь, вспомним самые яркие моменты из сказки и проследим за путешествием Иванушки и его чудесным превращением.
— Вам нужно найти иллюстрацию к сказке, которая находится на доске, а затем прочитать к ней текст из сказки. Внимание! Необходимо соблюдать хронологию событий и временную связь.
(На доске нарисована дорога приключений, по которой путешествовал Иванушка)
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Очью бешено сверкая,
Змеем голову свила
И пустилась как стрела.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
«Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо жар птицы,
Но для счастья своего
Много, много непокою
Принесёт оно с собою»
И, скончав такую речь,
Наш Иван, крехтя с надсады,
Вылез кой-как из засады,
Ко пшену с вином подполз –
Хвать одну из птиц за хвост.
Прибегай скорей, дружочек!
Я ведь птицу-то поймал».
Так Иван-дурак кричал.
На другой день, поутру,
К златошвейному шатру
Царь- девица подплывает,
Шлюпку на берег бросает,
Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор…
Подъезжая к окияну,
Говорит конёк Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну –
Прямо к морю-окияну;
Тут Иван с землёй простился
И на небе очутился,
И поехал, будто князь,
Шапка набок, подбодряясь.
Говорит коньку Иван
А как с небом – то сравнится,
Так под стельку не годится.
Физкультминутка для глаз
«Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я – Иванушка Петрович,
Из далёких я сторон
Осетры тут приплывают
И без крика поднимают
Крепко ввязнувший в песок
С перстнем красный сундучок.
На конька Иван взглянул
И в котёл тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
«Люба, люба! – все кричат. –
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаём царя Ивана!»
— Чему же учит сказка П.П.Ершова? (Настоящей дружбе, победе добра и справедливости над силами зла и насилия)
— Какие человеческие качества помогли Ивану в испытаниях? (Честность, открытость, настойчивость, упорство, терпение)
— Заслужил ли Иванушка, по-вашему, счастья? От кого же зависит наше счастье? (Да. Счастье человека зависит от него самого, от его поступков, которые он совершает, как относится к людям)
Поэт напоминает нам, что людей надо ценить не за внешнюю красоту: ведь и Иван, и Конёк-горбунок внешне не очень привлекательны. Но зато они правдивы, верные с чистой душой, и поэтому достойны счастья…
— В заключение урока небольшой блиц-опрос по сказке. Напишите ответы на вопросы. Затем, оцените свою работу дома и на уроке. Поставьте себе оценку за урок.
IV. Домашнее задание.
— Поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок». А поможет поразмышлять вам на эту тему ещё одна литературная сказка, которую вы прочитаете дома. Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница». Учебник, стр.89-96, читать.
Блиц-опрос по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок
Как звали трёх братьев в сказке
Какого роста был Конёк-горбунок?
Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
Чем приманивал Иван жар-птицу?
На каком музыкальном инструменте играла царь-девица?
Назовите родственников царь-девицы
Сколько лет страдает Чудо-юдо рыба-кит?__________________________
Сколько лет царю? ______________________________________________
Сколько лет царь-девице? ________________________________________