к какому виду работ относится разведка маршрутов движения в зоне чс
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы
Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.
Аварийно-спасательные работы
Представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.
Неотложные работы
Проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:
Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.
Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.
К какому виду работ относится разведка маршрутов движения в зоне чс
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Safety in emergencies. Elimination оf emergencies. General requirements
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 1998-01-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654
3 Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности»
5 ИЗДАНИЕ (ноябрь 2000 г.) с Изменением N 1, принятым в мае 2000 г. (ИУС 8-2000)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
ГОСТ 22.0.03-97/ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.04-97/ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 22.2.04-97/ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила
ГОСТ 22.2.05-97/ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила
ГОСТ 22.3.01-97/ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования
ГОСТ 22.3.03-97/ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
ГОСТ 22.6.01-97/ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
ГОСТ 22.9.02-97/ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования
ГОСТ 22.9.04-97/ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования
3 Определения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 биологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.2 инженерная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
3.1.3 медицинская разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
3.1.4 радиационная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
3.1.5 химическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
3.1.6 санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
3.1.7 пожарная разведка в зоне ЧС: Сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
3.1.8 санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.
3.1.9 дезинфекция: Процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
3.1.10 детоксикация: Разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.
3.1.11 дератизация: Профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.
3.1.12 дезинсекция: Процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.
4 Общие положения
4.1 Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
4.2 Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
— разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
— анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
— принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
— обеспечение процесса ликвидации ЧС;
— жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
Разведка в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС)
Разведка в зоне чрезвычайной ситуации – это вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в выявлении и оперативной передаче органам управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС), необходимых для эффективного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), организации жизнеобеспечения населения.
Задачи
Разведка является важным этапом проведения работ по ликвидации последствий ЧС, обеспечения безопасности спасателей, пострадавших, населения.
Задачами разведки являются:
Способы ведения
Разведка в зоне ЧС проводится следующими способами:
Наземная разведка
Наземная разведка является основным видом разведки. Она проводится группой спасателей в количестве 3-5 человек пешком, а также с использованием наземных транспортных средств и специальных приборов. Разведчики путем визуального наблюдения и приборного контроля определяют состояние объектов и окружающей природной среды. В задачу наземной разведки входит обнаружение убежищ, подвалов, подземных сооружений, в которых могут находиться люди, установление с ними связи, в некоторых случаях – расчистка отверстий для доступа воздуха, передачи информации, продуктов питания, медикаментов, проведение замеров уровня радиации, химического заражения, биологического состояния зоны ЧС, уточнение пожарной обстановки.
Воздушная разведка
Воздушная разведка, осуществляющая визуальный и дозиметрический контроль фотографирование и телевизионную трансляцию, проводится с помощью самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. В ее задачу входят определение границ и характера ЧС, выявление состояния строений, дорог, мостов, обнаружение пострадавших, завалов, пожаров, выбор маршрутов передвижения техники. Полученные данные наносятся на карту или передаются по радио руководителю работ.
Водная (подводная) разведка
Водная (подводная) разведка организуется с целью получения и уточнения данных о ЧС на воде или под водой. Для этих целей используются лодки, корабли, подводные аппараты, водолазы.
К основным задачам водной разведки относятся:
Подземная разведка
Подземная разведка проводится с целью изучения и получения данных о ЧС под землей (в шахте, метро, пещере, подземном сооружении).
Основное внимание при ее проведении необходимо уделять безопасности спасателей, которые должны:
Поисково-спасательные работы могут проводиться как одновременно с разведкой, так и после ее завершения. Пока ЧС не локализована, для поддержания контроля над ее развитием разведку необходимо не прекращать.
Виды разведок
Общая разведка в зоне ЧС организуется и проводится в целях выявления данных об обстановке в районах ЧС, определения количества пострадавших, степени и характера разрушений, возможных направлений распространения радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений. Она ведется разведывательными отрядами, дозорами, группами и наблюдательными постами, выделяемыми от войск ГО, аварийно-спасательных и других формирований сил, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Специальная разведка в зоне ЧС включает в себя следующие основные виды разведок:
Они организуются и проводятся в целях получения более полных данных о характере той или иной конкретной обстановки. См. также Разведка.
Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
Биологическая разведка
Биологическая разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.
Биологическая разведка в зоне ЧС проводится в целях своевременного обнаружения последствий аварий на биологически опасных объектах экономики, а также предупреждения или локализации особо опасных эпидемий среди населения.
В ходе ведения биологической разведки в зоне ЧС:
Биологическая разведка в зоне ЧС ведется противоэпидемиологическими учреждениями и формированиями медицинской службы, службы защиты сельскохозяйственных животных и растений, а также специальными подразделениями войск ГО.
Инженерная разведка
Инженерная разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.
В ходе ведения инженерной разведки в зоне ЧС:
Инженерная разведка в зоне ЧС ведется инженерными подразделениями на маршрутах ввода сил РСЧС, в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий, непосредственно на объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Медицинская разведка
Медицинская разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.
В ходе ведения медицинской разведки в зоне ЧС:
Она ведется медицинскими формированиями, учреждениями (санитарно-эпидемиологическими станциями и др.) и медицинскими подразделениями войск гражданской обороны (ГО).
Радиационная разведка
Радиационная разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.
В ходе ведения радиационной разведки в зоне ЧС:
Радиационная разведка в зоне ЧС
Химическая разведка
Химическая разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.
В ходе ведения химической разведки в зоне ЧС:
Химическая разведка в зоне ЧС
Санитарно-эпидемиологическая разведка
Санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.
В ходе проведения санитарно-эпидемиологической разведки в зоне ЧС:
Пожарная разведка
Пожарная разведка в зоне ЧС – это сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.
В ходе ведения пожарной разведки в зоне ЧС:
Пожарная разведка в зоне ЧС ведется противопожарными подразделениями в целях выявления пожарной обстановки в районах бедствий, на направлениях и маршрутах ввода сил, на участках и объектах аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Ветеринарная разведка
Ветеринарная разведка проводится для определения степени поражения животных и растений, путей их эвакуации и способов лечения.
Ветеринарная разведка в зоне ЧС ведется разведывательными формированиями служб защиты сельскохозяйственных животных и растений в целях выявления радиационной, химической и бактериологической обстановки в районах размещения, выпаса и водопоя сельскохозяйственных животных и организации их защиты.
При проведении разведки спасатели используют приборный метод, а также метод взятия проб и мазков. Проба должна храниться в закрывающейся таре или пакете, на которых указываются место и время ее взятия.
Для взятия мазков используются тампоны из ветоши или марли, которые наматываются на палочки. Диаметр тампона – 25-30 мм, длина – 40-50 мм. Мазки берутся путем проведения тампоном по исследуемой поверхности размером 10х15 см. После взятия мазка он упаковывается в банку или пакет.
Для исследования продовольствия и фуража спасатели отбирают пробы весом 150-200 г, в том числе:
Фитопатологическая разведка
Фитопатологическая разведка в зоне ЧС осуществляется с целью своевременного обнаружения зараженности посевов сельскохозяйственных культур (мест складирования, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции) радиоактивными и химическими веществами и биологическими средствами.
Все виды разведок в зоне ЧС тесно связаны между собой. В ходе разведки общего назначения выявляются основные данные о радиационной, химической, инженерной, пожарной и биологической обстановке в районах бедствий.
Силы и средства радиационной и химической разведок при подозрении на биологическое заражение берут пробы воздуха, почвы, растительности, смывы с поверхностей, а также насекомых, павших животных и птиц. В ходе ведения инженерной разведки одновременно выявляется общая пожарная обстановка. Аналогичным порядком взаимодействуют все силы и средства других видов разведок. Данные разведки собираются, обобщаются, анализируются в оперативном штабе по ликвидации ЧС и служат для принятия обоснованных решений.
Источники: Организация и технология ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Наставление, часть 1-4. –М., 2003; Учебник спасателя. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. под общей редакцией Воробьева Ю.Л. МЧС России, 1997; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению
При обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) основная роль отводится проведению разведки.
Основными видами разведки являются:
биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая, пожарная.
Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:
Для ведения общей разведки привлекаются силы и средства воздушной, речной (морской) разведки, разведки на средствах железнодорожного транспорта, разведывательные подразделения воинских частей, разведывательные группы городов, районов и объектов народного хозяйства, звенья разведки формирований, а также головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Специальная (радиационная, химическая бактериологическая) разведка ведётся с целью получения более полных данных о характере радиоактивного, химического и бактериологического заражения.
Для ведения специальной разведки привлекаются группы (звенья) радиационной и химической разведки, посты радиационного и химического наблюдения, а также учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля.
Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации (СНЛК), общегосударственная структура и является составной частью сил и средств наблюдения и контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:
Сеть наблюдения и лабораторного контроля имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.
Федеральный уровень СНЛК формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения.
Региональный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона.
Местный уровень СНЛК формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории.
Наблюдение — это способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами (РВ), боевые токсичные химические вещества (БТХВ), аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и биологическими средствами (БС) с помощью технических средств.
Лабораторный контроль — это обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС — после проведения специфической индикации).
Индикация — это комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) РВ, БТХВ, АХОВ, БС и определить их вид.
В режиме повседневной деятельности
(мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий)
Наблюдение и лабораторный контроль проводится в объёме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.
В режиме повышенной готовности
(ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидро-метеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны).
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В режиме чрезвычайной ситуации
(возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время).
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также БТХВ и БС; о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН)
Пост радиационного и химического наблюдения (ПРХН) выставляется начальником штаба ГО организации с получением распоряжения на проведение мероприятий гражданской обороны и состоит из 3 человек: начальника поста, разведчика-дозиметриста, разведчика-химика.
Начальник поста наблюдения назначается из наиболее подготовленных в специальном отношении работников организации. В мирное время пост должен быть полностью экипирован, документирован и готов к выполнению своих задач.
На пост наблюдения возлагаются следующие задачи:
Пост наблюдения оснащается:
Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению) является также одной из основных задач нештатных аварийно-спасательных формирований.