к какому виду публичной речи относится лекция
Виды публичных выступлений по форме.
Различаются виды публичных выступлений по форме (формы публичного выступления): доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.
Доклад –развернутое сообщение, которое раскрывает какую – либо важную научную или общественно – политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могу длиться от 10-15 минут до 2-3 часов (например, доклады правительства).
Сообщение –небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Сообщение – это маленький доклад на частную тему. Сообщения обязательно должны быть короткими, содержать конкретную, фактическую информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать одну небольшую тему. Сообщения обычно делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую – нибудь небольшую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу.
Выступление –краткое, обычно подготовленное сообщение по какому – либо вопросу. Выступления всегда кратки – 3-5 минут, тема может быть выбрана заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное выступление). Выступления, как и сообщения часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.
Лекция –связное, развернутое научное или научно – популярное изложение какого – либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке – в школе, вуз. Научно – популярные лекции на те или иные темы читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные слова и термины необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20-30 минут до 1-1,5 часов (вузовская лекция).
Беседа –развернутый, подготовленный (т.е. заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.
Задания.
· Какие утверждения правильные?
1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.
2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.
3. Тост – это развлекательное выступление.
4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление.
5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление.
6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.
7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление.
8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление.
9. Доклад – всегда подготовленное выступление
10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.
11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.
12. Лекция строится по строгому плану.
13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.
14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).
15.В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора.
· Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).
Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.
· Определите, какая форма публичного выступления используется (лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа).
Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.
Ваше мнение.
1.Почему в 90-е гг. 20 века в России резко снизился уровень культуры речи?
2. Почему наши политики так плохо говорят?
3. Имидж – это коммуникативная необходимость или попытка обмануть окружающих?
4. Почему люди как бы стесняются говорить и принимать комплименты?
5. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения?
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВСТУПЛЕНИЮ
Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и протокольно-этикетные, и убеждающие, и развлекательные.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и пр.), требуют разных приемов подготовки. Но есть и общие правила подготовки публичного выступления- правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре:
1.Решительное начало выступления.
7.Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Публичное выступление — что это такое, правила подготовки, основные ошибки
Устное распространение информации среди людей практикуется с давних времен. Еще в Древней Греции ораторское выступление было очень востребованным и использовалось для восхваления кого-либо либо убеждения в чем-то.
Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это общественное мероприятие, в ходе которого выступающий (оратор) доносит до слушателей некую информацию. Особенности таких представлений:
В зависимости от цели и аудитории, выбирается стиль выступления, для большей эффективности в настоящий момент используются различные электронные инструменты (видео, презентации, аудиозаписи и другие).
Публичным выступлением можно считать любую монологическую речь, направленную на нескольких слушателей (объявление о концерте всему классу, ответ школьника у доски, выступление на сцене, проведение урока, поздравление друга за праздничным столом и так далее).
Виды выступлений перед публикой
Публичные выступления не одинаковы, по целевой нагрузке подразделяются на:
Важно! Обычно ораторы используют не один вид выступления, а несколько (например, информативно-развлекательный).
Публичные выступления различаются не только по цели, но и по форме подачи материала:
Этапы публичного выступления
Практически все выступления проходят 3 этапа:
Важно! Слушатели лучше всего запоминают завершение выступления, поэтому словесное оформление этой части ораторы тщательно продумывают заранее.
Требования к публичным выступлениям
Главная задача оратора – донести до слушателей информацию. Для этого его словесное представление должно соответствовать нормам:
Важно! В зависимости от цели и жанра выступления, некоторые пункты проявляются в разной степени: в развлекательных выступлениях может допускаться больше эмоциональности, чем в информационных.
Правила подготовки и основные приемы
Опытные ораторы при подготовке выступления соблюдают определенные каноны:
Важно! Сведения берут из нескольких источников и тщательно обрабатывают.
Подготовка к выступлению
Составление и использование плана
Часто выступающие люди понимают важность правильно составленного плана, в который обычно включают:
План необходим на этапе подготовки выступления, чтобы материалы были выстроены в правильную логическую цепочку. Во время выступления он также нужен, чтобы докладчик смог донести все запланированное до слушателей.
Успешные ораторы понимают природу зрительного контакта с залом и не позволяют себе читать весь текст выступления с листа. Именно в этот момент пригождается план (лучше тезисный), который не позволит говорящему уйти в сторону от намеченной темы.
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, ритор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Продумывание начала и завершения выступления
Возможные ошибки
Ораторское мастерство приходит не сразу, многие начинающие спикеры делают типичные ошибки:
Важно! Качественная подготовка и неоднократные репетиции позволяют избежать многих ошибок.
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют:
Таким образом, если старательно подготовиться, то каждый сможет качественно выступить перед публикой.
Видео
Виды публичных выступлений
Содержание
Публичные выступления – это не просто речь оратора с одним или несколькими слушателями. Это не разговор на площади, где порой одним жестом можно усмирить нахала или, наоборот, одной улыбкой расположить всю новую кампанию. Существует целая классификация публичных выступлений, без которой невозможно постичь теоретические азы ораторского мастерства. К ней относятся виды публичных выступлений по цели и по форме.
Особенности успешных публичных выступлений
Речь оратора – это вид деловой коммуникации, содержит убеждающее, воздействующее обращение к публике. От монолога Гамлета, который произносит актер на сцене, публичное выступление отличается двусторонним общением и наличием цели. Оратор взаимодействует с публикой, прислушивается к ней, отвечает на вопросы. Большинство исследований показали, что эффективность восприятия информации зрителями только на 7% зависит от тех слов (вербалики), которые произносит оратор в ходе выступления. Гораздо больше внимания приковывают поза, жестикуляция и характеристики голоса (невербальная коммуникация).
Цели публичного выступления: донести конкретные сведения, пояснить, пробудить интерес, дать толчок к действию, вдохновить и т. п. Можно выделить особенности публичного выступления, которые объединяют оратора и публику, а также следуют из взаимодействия между ними. Оно несет объективно-субъективную направленность и является элементом совместного сотрудничества.
Общие особенности публичного выступления:
Помните, для того, чтобы выступление прошло максимально полезно для слушателей, а спикер чувствовал себя комфортно, рекомендуется создать свой чек-лист для подготовки и проведения выступления или воспользоваться пометкой:
- Определиться что, кому и зачем рассказываем.
Составить план рассказа и отрепетировать.
Собрать структуру выступления.
Генеральная репетиция.
Перед выступлением.
Типы и виды выступлений по цели
Язык и стиль публичного выступления, его структура, эмоциональная составляющая и подбор выразительных средств, которые могут существенно отличаться друг от друга, напрямую зависят от цели. Например, доклады, анализы или дипломные работы зачитываются ровным безэмоциональным тоном, стиль изложения – деловой, содержание – сухие факты и цифры. Поздравление или тост зачитываются в торжественном стиле, адресно, с использованием яркой образной речи, юмора и художественных средств выразительности.
Подготовку к выступлению следует начинать с постановки конкретной цели. Цель должна умещаться в простой глагол: разогреть, развеселить, убедить, заинтересовать, проинформировать и т. д.
Так, к примеру, разделяют следующие виды публичных выступлений по цели:
Призвано доказать позицию оратора, а также сделать её легитимной со стороны публики. Такой вид публичных выступлений характерен для политических, научных и общественных встреч с ярко выраженным агитационным и рекламным подтекстом.
Во всех видах выступлений прослеживаются разные стили коммуникации:
Менторский стиль. Подходит для тренингов, мастер-классов и обучения в школе/университете – тогда, когда четко выражена иерархия или экспертность ведущего. Если же спикер выступает в профессиональном сообществе, общается с равными или выше по социальному статусу коллегами и партнерами, необходимо избегать такого стиля и высокомерных ноток. Чем больше общения на равных будет со стороны оратора, тем быстрее и надежнее будет выстроен контакт с аудиторией.
Одухотворяющий формат. Работает, если есть цель убедить или вовлечь людей. Он мотивирует и возвышает людей, вселяя в них веру в свои профессиональные возможности и личностные качества.
Информационный стиль. Ориентирован на передачу слушателям определенных сведений и данных, восстановление в их памяти каких-либо фактов. Он, конечно, не пользуется спросом – в чистом виде это скучно и подходит только, если надо провести формальное собрание или поделиться новостями.
Конфронтационный стиль. Вызывает у людей желание спорить, возражать, дискутировать. Он помогает развить непростую тему. Его чаще всего применяют в ток-шоу и политических дебатах.
Типы публичных выступлений также могут стать смешанными и нести в себе сразу несколько видов по целям: развлекательную и информационную, убеждающую и официально-протокольную.
Стили выступлений по форме
Форма выступления определяется в соответствии с форматом мероприятия. На ее выбор влияет время, отведенное оратору для выступления, и его цель. Это может быть короткое информационное сообщение, длительная и подробная лекция или диалог с аудиторией в формате живой беседы. Ораторское искусство, помимо прочего, включается в себя умение правильно соотносить форму выступления с его содержанием и целью. Когда эти три компонента гармонично дополняют друг друга, речь оратора становится целостной, естественной и органичной. Делить такую речь на составные части затруднительно, т. к. она производит впечатление неделимого целого.
Форма выступления всегда соответствует цели: излишне будет зачитывать публике лекцию по метеорологии, если требуется всего лишь сообщить прогноз погоды на вечер.
Рассмотрим виды публичных выступлений по форме:
Выступление. Подготовленное сообщение по заранее определенному вопросу. Отличается краткостью и может быть импровизированным, но обязательно по сформулированной для встречи теме.
Доклад. Устное публичное выступление развернутого типа, которое широко раскрывает определенную проблему на конкретную тему. Время таких выступлений может составлять от нескольких минут до нескольких часов.
Сообщение. Очень короткое выступление с освещением не более одной темы или вопроса. Произношение и информация должна быть именно четкой, конкретной, наглядной и исчерпывающей.
Лекция. Стиль публичного выступления, при котором изложение происходит от лица специалиста в данной области.
Беседа. Стили выступлений в данной форме могут быть более свободными и обязательно подразумевают взаимодействие с аудиторией путем её участия в формировании вопросов к выступающему. Таким образом, беседа подразумевает умелое сочетание монологов с разговором со слушателями, выслушивание их комментариев и ответы на их вопросы.
Таковы типологии публичных выступлений по двум типам: целям и форме. Более подробно узнать обо всех нюансах каждого вида публичных выступлений, а также на практике отточить свое искусство красноречия можно в студии актерского мастерства на курсе «Публичные выступления».
Ответы на все эти вопросы вы сможете получить на уроках ораторского мастерства и риторики от театральной школы Бенефис. Наши педагоги удачно сочетают теоретическую подачу информации с практическими занятиями, которые придадут вам уверенность как оратору.
Правила, секреты и этапы публичного выступления
Приемы публичного выступления
Открытые вопросы.
Аудитория будет ограничена в ответе, если ей задавать альтернативные или закрытые вопросы, при этом они опасны для выступающего, так как ответы на них могут не оправдать ваших требований и ожиданий. Задавайте открытые вопросы, дайте слушателю поразмыслить, высказать и аргументировать свою позицию. Такие вопросы подразумевают развернутые ответы по мере необходимости, что может вызвать раздражение публики по отношению к конкретному слушателю.
Фокусированное перефразирование.
Перефразируйте комментарий слушателя своими словами, извлекая при этом выгоду собственного мнения, а затем задайте вопрос оппоненту для подтверждения сказанных слов. Такой способ публичного выступления поможет управлять беседой и расставить необходимые приоритеты. Детальнее о том, как грамотно вести переговоры, узнайте от экспертов Школы генерального директора в рамках курса «Управление компанией в современных условиях»
- Формулировки начала ответа на вопрос
Используйте следующие фразы:
Формулировки на сложные вопросы
Используйте следующие фразы:
Формулировки завершения ответа на вопрос
Используйте следующие фразы:
Начало и окончание выступления перед аудиторией
Начало и завершение – самые мощные части выступления. Доказано, что первоначальное мнение о говорящем складывается в течение первых 5-30 секунд общения. Поэтому оратор старается с самого начала создать соответствующий психологический настрой приветствием, демонстрацией видео или фото, сообщением интересного факта, описанием проблемы или возможных после ее решения перспектив.
После того, как связь со слушателями установлена, оратор переходит к основной части, не забывая, что концентрация внимания у людей ослабевает через 10-20 минут.
Важно правильно закончить выступление. В этой части сообщения закрепляется первоначальное впечатление о говорящем и теме рассказа, усиливается эмоциональное воздействие на аудиторию, подводится итог всему сказанному, еще раз подчеркивается идея текста, и произносятся призывы к конкретным действиям. Некоторые грамотные ораторы составляют выступление таким образом, что все части логически вытекают одна из другой, достаточно насыщены эмоциями и аргументами, включают в себя практические рекомендации и комплименты слушателям.
Возможные ошибки спикеров
Ораторами не рождаются, а становятся. И при этом большинство даже самых опытных и известных спикеров прошли путь проб и ошибок, которые вполне типичны.
Основные моменты ошибок:
Психология выступлений перед людьми
Для того чтобы привлечь внимание людей, психологи советуют и рекомендуют:
Выберете для себя наиболее удобный формат занятий. Мы проводим обучающие упражнения на уроках в двух форматах: “Онлайн” и “Офлайн” в центре Москвы.
Виды, особенности и правила публичного выступления
Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.
Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.
Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.
Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:
Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.
Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.
Виды и методы публичного выступления
Различают следующие виды публичной речи:
Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:
Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.
Особенности публичной речи
Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно — субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.
Речь оратора имеет ряд особенностей:
Требования и технология публичного выступления
Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.
Общие приемы и требования к публичному выступлению:
Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.
Технология публичного выступления:
Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.
Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.
10 основных ошибок начинающего оратора
Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.
Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:
Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:
Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.
Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.
В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.
Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.