к какому виду принципов правового обеспечения относится принцип доступности социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика
Понятие принципов права социального обеспечения
Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
Однако, правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».
Отличие принципов права от правовых норм:
В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы.
Принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования.
Классификация и общая характеристика принципов права социального обеспечения
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
Общеправовые принципы:
Межотраслевые принципы:
Характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К межотраслевым принципам можно отнести:
Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
Внутриотраслевые принципы:
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
Отраслевые принципы
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.
Вопрос 1. Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли.
Под принципами ПСО понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития.
Принципы определяют не только общую направленность и наиболее существенные черты содержания ПСО, но и его специфику по сравнению с другими отраслями права.
В зависимости от охвата и регулятивного воздействия принципов на право в целом или на его отдельные части можно провести следующую их группировку. По сфере действия принципы классифицируются на следующие виды: общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые.
1) общеправовые принципы присущи всем отраслям российского права. Общеправовые принципы – это принципы, лежащие в основе формирования и существования всей современной правовой науки и практики. Основным содержанием таких принципов являются важнейшие представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития. Общеправовые принципы иногда называют одной из форм выражения естественного права. Совокупность этих принципов образует единое начало всех отраслей права, служащее в качестве отправной точки для разработки конкретных отраслевых норм, проведения правовых аналогий, судебной трактовки существующих норм права, заполнения пробелов в правовом регулировании, разрешения правовых коллизий и проч.
К общеправовым принципам относятся:
— принцип (социальной) справедливости;
— равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
— признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
— неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина и принадлежность их каждому от рождения;
— признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
— гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту;
— право каждого на объединение для защиты своих интересов;
2) межотраслевые принципы отражают общие черты нескольких отраслей права.
к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести:
— принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;
— принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
— принцип охраны здоровья;
— принцип единства и дифференциации;
— принцип защиты от бедности и безработицы;
— принцип обеспечения социальной защиты нуждающимся категориям лиц;
— принцип запрета принудительного труда;
— принцип равенства всех форм собственности.
3) отраслевые принципы характеризуют специфику конкретной отрасли. Содержание последних выводится из законодательных актов в данной сфере. В числе отраслевых принципов права социального обеспечения можно выделить следующие:
— всеобщность социального обеспечения;
— осуществление социального обеспечения за счет, как страховых платежей, так и средств бюджета;
— многообразие оснований и видов социального обеспечения;
— установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;
— гарантированность социальной помощи во всех случаях, когда гражданин нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально значимыми;
— дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств.
4) внутриотраслевые принципы касаются отдельных институтов отрасли права. Внутриотраслевые принципы дифференцируются в зависимости от вида социального обеспечения. Например, в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; адресность предоставления социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; добровольность; конфиденциальность.
Отраслевые принципы Права социального обеспечения.
1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.
Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.
По сфере действия принципы классифицируются на:
а) общеправовые, свойственные всей системе права;
К общеправовым принципамотносятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.
Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:
— обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
— обеспечение государственной поддержки семьи;
— обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;
— запрещение принудительного труда;
— право на защиту от безработицы и т. д.
Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.
Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания:
— сохранение благоприятной среды;
— уважение прав человека.
Отраслевые принципыотражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.
2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:
— Всеобщность социального обеспечения;
— Многообразие видов социального обеспечения;
— Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;
— Соответствие СО уровню экономического развития.
Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.
Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.
Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.
Многообразие видов социального обеспеченияпредполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.
С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).
Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельствпредусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.
Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.
Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.
Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны:
Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.
Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.
Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.
Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.
Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.
В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.
Тема № 4. «Источники ПСО»
1.Понятие источников, основания их классификации.
2.Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.
3.Характеристика источников ПСО.
1.Под источником правапонимается внешняя форма выражения его содержания.
В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.
Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:
§ По юридической силе;
§ По видам социального обеспечения;
§ По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;
2.Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.
По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:
а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:
б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:
— международные договоры и т.д.
Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.
Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.
Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).
в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.
3. Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ, которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.
Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать!). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.
Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.
Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы, например:
— ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,
— ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).
Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:
— ФЗ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
— ФЗ N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Кроме того, действует и будет продолжать действовать:
— Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.
Законы издаются также и на региональном уровне, чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:
— Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».
Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.
Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.
Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.
Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. «О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ»
Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.
Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».
Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».
На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.
Электронная библиотека
Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания. До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ или кодекса), где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения, не существовало. Принципы отражены, например, в постановлении Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 с последующими изменениями, одобрившем Программу Пенсионной реформы в Российской Федерации, в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральном законе от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в ряде других.
Принципы права социального обеспечения по сфере действия классифицируются следующим образом:
· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права;
· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права;
· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права. Касательно права социального обеспечения к ним следует отнести всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и ряд других;
· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права. В праве социального обеспечения выделяют принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и некоторые другие.
Общеправовые принципы по своему характеру могут быть различными в зависимости от того, какой сущностной признак права они отражают (социально-экономический, политический, специально-юридический и т.д.). К ним относятся такие следующие принципы:
· человек, его права и свободы являются высшей ценностью;
· признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;
· признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
· принадлежность основных прав и свобод человека каждому от рождения и их неотчуждаемость;
· права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
· равенство всех перед законом и судом;
· равенство прав и свобод мужчины и женщины и равные возможности для их реализации;
· право каждого на жизнь;
· гарантированность каждому судебной защиты прав и свобод;
· право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
К общим принципам права обычно относят также принципы:
· законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе;
· связанности нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
· единства юридических прав и обязанностей;
Будучи общими, перечисленные принципы права являются основополагающими, руководящими идеями, отражающими сущность правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения, как и в иных сферах социальной жизни общества, а некоторые из них указывают на дальнейшую перспективу развития системы российского права.
Наряду с общими принципами выделяют и межотраслевые правовые принципы, которые охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Межотраслевые принципы не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, наоборот, они базируются на них, конкретизируя те или иные основополагающие идеи, пронизывающие содержание права в целом, с учетом специфики отраслей права.
К межотраслевым принципам относятся:
· право на защиту от безработицы;
· право на охрану здоровья;
· государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
· право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту;
· право на защиту от бедности.
Указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права. К числу таких отраслей относятся, прежде всего, трудовое право и право социального обеспечения.
Следующий уровень принципов права – это отраслевые принципы. Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых, строится на основе своих собственных, присущих лишь ей правовых принципов; вместе они образуют фундамент, на котором создаются и функционируют не только отрасли, но и все право.
Отраслевые принципы отражают сущность и пронизывают содержание норм конкретной отрасли права. На их основе создаются и реализуются нормы, в совокупности образующие и такую отрасль, как право социального обеспечения. Таким образом, отраслевые принципы – это как бы низший этаж в общей системе принципов права, это принципы, конкретизирующие основополагающие идеи более высокого порядка.
К ним относятся следующие принципы:
· всеобщности социального обеспечения;
· обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения;
· социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса);
· соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом;
· дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств.
Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех граждан возможность при наступлении определенных обстоятельств получить установленные социальные выплаты и услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ (например, иностранцы, лица без гражданства и некоторые другие).
Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, все необходимые случаи, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат, социальных услуг и т.п.
Принцип социального обеспечения за счет уплаты единого социального налога (взноса). Социального обеспечения осуществляется за счет уплаты единого социального налога, зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования), за счет государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 второй части Налогового кодекса РФ установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года.
Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной социальной помощи гражданам в субъектах РФ, а также для определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально устанавливается величина прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплату по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии и др.) исчисляются исходя из заработка работника, его страхового стажа, характера и условий труда.
Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения – принципы, касающиеся его отдельных институтов. Например, такому институту права социального обеспечения, как «пенсионное обеспечение», присущи следующие принципы:
· каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);
· каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
· каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника;
· средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.
Институт отрасли права «Социальное обслуживание» характеризуют следующие принципы:
· приоритетность предоставления социальных услуг.
Основными видами социального обеспечения выступают: пенсии, пособия, услуги (рисунок 4.5).
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00