к какому виду прикладных умений относится психолого педагогическая диагностика умения
1. Процесс экспертного анализа и оценочных суждений о профессиональной компетентности педагога и рефлексии им собственной деятельности с позиций результативности называется:
• психолого-педагогическая компетентность
• психолого-педагогическая экспертиза
• психолого-педагогическая функция
• психолого-педагогический синтез
2. Отметьте виды профессиональной компетентности:
• социальная
• индивидуальная
• личностная
• деятельная
3. Процесс социально-профессиональной адаптации учителя состоит из следующих составляющих:
• процесс социализации
• процесс аккомодации
• процесс педагогической деятельности
• процесс ассимиляции
4. В какой период работы учителя устойчивость к психологическому стрессу достигается за счет внутреннего потенциала самореализации, уверенности в себе, социальной смелости, экстернального локуса субъективного контроля, использования конструктивных стратегий совладания и психологических защит «реактивные образования» и рационализация», низкого эго-напряжения?
• период накопленного профессионального стресса
• нет правильного ответа
• период профессиональной идентификации
• период профессиональной социализации
5. Социально-психологический климат выполняет следующие функции:
• регулирующую
• деконсолидирующую
• стимулирующую
• обратной связи
6. Что из нижеперечисленного относится к методам педагогической коррекции?
• самообучение
• анализ психолого-педагогической литературы
• самоконтроль
• педагогические этюды
7. К какому виду прикладных умений относится психолого-педагогическая диагностика?
• социально-творческие умения
• социально-педагогические умения
• исследовательские умения
• социально-психологические умения
8. Основными функциями профессионально-психологической культуры учителя выступают:
• конструктивная
• познавательно-гносеологическая
• интегративная
• рекреационная
9. Представитель какого типа структурных психологических портретов педагогов отличаются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт?
• реалистического
• творческого
• ценностного
• гедонистического
10. Какой тип структурных психологических портретов педагогов наиболее распространен?
• творческий
• ценностный
• реалистический
• гедонистический
11. Укажите, какие уровни содержит шкала личностных смыслов:
• неличностный
• гуманистический
• эгостатический
• группоцентрический
12. Какое название получило отклонение в педагогической деятельности, когда учитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное?
• эгоцентрическая деформация
• статусная деформация
• профессиональная деградация
• адаптивная деформация
13. Отметьте общие принципы организации социально-психологического тренинга:
• спорадическая обратная связь
• самодиагностика
• монологизация взаимодействия
• изолированность
14. Какая категория отражает характеристику личности как субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности?
• профидентичность
• профпотребность
• профпригодность
• профкомпетентность
15. Что из нижеперечисленного относится к методам психокоррекции?
• интроспекция
• педагогическая импровизация
• эмоциональное погружение
• самоограничение
16. Что из нижеперечисленного относится к базовым социальным установкам педагога?
• приоритетное значение оценки коллег
• приоритетный интерес к развитию воспитанника
• сосредоточенность педагога на себе
• центрация на администрации
17. Отметьте типы идентичности учителя:
• открытая стабильная идентичность
• закрытая стабильная идентичность
• закрытая нестабильная идентичность
• открытая нестабильная идентичность
18. Что из нижеперечисленного представляет собой показатели индивидуального стиля педагогической деятельности?
• авторитарность или демократичность общения
• ориентация на результат или процесс
• наличие элементов творчества
19. Отметьте, какие выделяют уровни профессионально-психологической культуры:
• личностно-индивидуальный
• объектный
• субъектный
• духовный
Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Психолого-педагогическая диагностика как наука и область практической деятельности
Цель — знакомство с основными понятиями, категориями и принципами психолого-педагогической диагностики
— рассмотреть предмет и объект психолого-педагогической диагностики;
— ознакомить с основными функциями и принципами проведения психолого-педагогической диагностики;
— раскрыть профессионально-этические принципы пользователя диагностическим инструментарием
1.1. Введение в психолого-педагогическую диагностику
Термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание», следовательно, его можно понимать как распознавание чего-либо (например, болезни в медицине, отклонения от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства и т.д.). Его активно используют не только в психологии и педагогике, но и медицине, технике, других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под диагностикой подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Психологическая диагностика проявляется в систематическом сборе и научной обработке информации. Цель такого процесса заключается в обосновании принимаемых решений и возникающих из них действий контроля за ними и их оптимизации.
Психолого-педагогическая диагностика — это область науки, разрабатывающая методы выявления и изучения актуального состояния и тенденций индивидуально-личностного развития субъектов психолого-педагогического взаимодействия.
Объектом исследования психолого-педагогической диагностики являются индивидуальные различия и способы их измерения.
Предметом психолого-педагогической диагностики выступают состояния, свойства, характеристики учащегося, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.
В число задач психолого-педагогической диагностики входят:
— выявление динамики развития детей для коррекции возможных отклонений;
— определение исходного состояния ребенка для разработки программы или плана работы с ним;
— оценка эффективности определенных действий специалиста;
— изучение проблемной ситуации в семье ученика и т.д.
Исходя из определения психолого-педагогической диагностики как области науки и ее объекта, принято различать два важных в ней направления: теоретическая и практическая диагностика. Рассмотрим различия между ними.
Теоретическая диагностика использует данные общей психологии и педагогики и их отраслей, результатом работы в данной области являются методика или метод получения психолого-педагогической информации. Диагностическая методика выступает в свернутом виде решенной психологической задачей, где есть способ получения информации, возможные ее варианты и интерпретация этих вариантов с точки зрения автора методики.
Практическая диагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде применения методов и методик, которые являются результатами работы теоретической диагностики и направлены по выявление индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В культуре современной диагностической деятельности принято различать использование таких понятий, как «диагностическое обследование» и «дифференциально-диагностическое исследование»:
— диагностическое обследование — это применение готового, уже разработанного теста. Его результат — получение сведений о свойствах, качествах и состояниях конкретного испытуемого;
— дифференциально-диагностическое исследование — это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства, выявление диагностических признаков, по которым можно получать информацию о заданном свойстве. Его результат — создание диагностической методики.
Основными понятиями, которыми оперируют в процессе диагностической деятельности, являются: диагностические категории, диагностические признаки и диагностические факторы. Они определяют различные уровни проявления психики учащихся.
Диагностические категории — это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз — диагностическое заключение.
Диагностические признаки — непосредственно наблюдаемые и регистрируемые переменные. Учитывая имеющиеся нормы, по ним становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории.
Диагностические факторы — скрытые от непосредственного наблюдения, латентные переменные, выступающие в качестве психологических причин, механизмов проявления данных диагностических признаков.
Одна из основных трудностей психодиагностики состоит в том, что между признаками и категориями лишь в редких случаях существуют взаимнооднозначные соответствия. Поэтому необходимо анализировать целый комплекс симптомов в разных ситуациях, прежде чем делать вывод. Например, одно и то же поведение ребенка может быть обусловлено разными причинами.
В этой связи различаются следующие виды психодиагностики:
1.Описательно-симптоматическая диагностика — регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Она позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не дает возможности понять и скорректировать истинных причин развития.
2.Причинная диагностика — регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Она позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно это можно сделать.
1.2. Основные функции и принципы психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика призвана выполнять следующие функции:
1.Информационная функция — получение информации о состоянии диагностируемого объекта и условиях его становления.
2.Контрольно-корректировочная функция — управление психолого-педагогическим процессом.
3.Прогностическая функция — выявление причинно-следственных связей между применяемыми средствами, условиями и результатами педагогической деятельности.
4.Оценочная функция — установление степени изменения качеств и свойств исследуемого в каждый конкретный момент времени и зависимость этих изменений от действий специалиста.
Существует ряд принципов диагностической деятельности, каждый из которых реализуется посредством соблюдения правил. Рассмотрим их подробнее.
Принцип объективности — стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.
Принцип реализуется в следующих правилах:
— адекватного отражения диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах;
— соответствия методик возрастным и личностным особенностям испытуемого;
— научной обоснованности применяемых методов и результатов диагностики;
— оптимизации форм и методов диагностики;
— сочетания качественных характеристик с количественными, гибкости и стабильности в диагностической деятельности, возможности перепроверки данных.
Принцип целостности требует рассматривать объект как целостную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов.
Данный принцип выполняется за счет выполнения правил:
— сопоставления данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;
— комплексности и преемственности применяемых методов;
— выявления взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.
Принцип процессуальности (развития) означает рассмотрение диагностируемых свойств и процессов в их динамике, раскрытие не только содержания объекта, но и закономерностей его изменения при организации психолого-педагогического сопровождения.
Этот принцип выполняется посредством соблюдения таких правил:
— не ограничиваться отдельными «срезами состояния», оценками без выявления закономерностей развития;
— выявлять основные причины развития или деструктивных тенденций в диагностируемом объекте;
— сочетать констатирующие методы с корректирующими;
— учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;
— обеспечивать непрерывность его изучения и естественные условия педагогического процесса.
Принцип детерминизма — выявление причинно-следственных связей в диагностируемом объекте, внутренних побудительных сил, которые проявляются в характерных действиях, поступках, отношениях человека.
Принцип персонализации требует обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Правила, раскрывающие этот принцип, состоят в следующем:
— анализ индивидуальных особенностей человека;
— учет его конкретной жизненной ситуации;
— различения общего и дифференцированного подходов.
Принцип компетентности означает принятие диагностом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Он детализируется в следующих правилах:
— сотрудничества (согласие, добровольность испытуемого на участие в диагностике);
— безопасности для испытуемого применяемых методик;
— доступности педагогу диагностических процедур и методов;
— обоснованности данных и заключений;
— взвешенности и корректного использования диагностических сведений (конфиденциальность и предупреждение неадекватных действий относительно испытуемого со стороны возможных пользователей диагностических данных).
1.3. Профессионально-этические принципы пользователя диагностическим психолого-педагогическим инструментарием
Психолого-педагогическое диагностическое обследование представляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной, образовательной цели. В организации и проведении психолого-педагогического обследования считается обязательным соблюдение профессионально-этических норм диагностики.
Этические нормы психолого-педагогической диагностики — это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц. Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования. Морально-этические принципы диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.
Требования к тому, кто на практике применяет готовый диагностический инструментарий, заключаются в следующем:
1. Диагностом-пользователем является лицо, имеющее психолого-педагогическое образование, работающее по этой специальности в образовательных учреждениях и использующее в своей работе психолого-педагогические диагностические методики.
Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.
Комментарий. Требование, чтобы тесты использовались только квалифицированными экспериментаторами, призвано защитить индивида от неправильного использования теста. Квалификация пользователя должна соответствовать типу теста. Так, например, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов требуется относительно длительный период интенсивного обучения и наблюдения за процессом тестирования, в то время как для тестирования учебных достижений нужна минимальная психологическая подготовка. Следует также заметить, что студенты, участвовавшие в учебном тестировании, обычно не готовы к самостоятельному проведению тестов или к правильной интерпретации тестовых показателей.
2. Пользователь осознает границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагает своих услуг, а также не использует методов, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.
3. Пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки. Он несет всю ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.
4. В своей деятельности пользователь должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Нужно выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.
Комментарий. Пользователь должен избегать субъективизма, препятствующего правильному суждению в отношении испытуемых, а также исключать любое возможное отрицательное воздействие на них, проистекающее из его поведения. При интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.
5. Пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже изданную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия автора теста или организации, обладающей правом на данную методику.
6. Недопустимо тестирование по почте.
Комментарий. Выполнение индивидом каких-либо тестов не может быть правильно оценено с помощью бланков, высылаемых и возвращаемых по почте. Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.
7. В своей деятельности пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях педагог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.
Комментарий. В случае если обследуемый находится на лечении, результаты которого могут измениться вследствие вмешательства диагноста, последний может действовать только с согласия лечащего врача.
8. Пользователь имеет право собирать статистический и психолого-педагогический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсылки этих материалов разработчикам методик.
Выше были представлены морально-этические требования к пользователям, прошедшим психологическую подготовку или обучение. В сфере образования психолого-педагогическую диагностику осуществляют специалисты-непсихологи. В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, логопеды, социальные педагоги и пр. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (например, тесты учебных достижений или профессиональной умелости). Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. Если же психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний по психодиагностике или специальной подготовки по овладению методикой, то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.
Профессионально-этические нормы работы в сфере психодиагностики сформулированы в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются в работах современных психологов А.А. Бодалева, В.В. Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций этих авторов позволяет выявить восемь основополагающих этических принципов в психодиагностике.
1. Принцип ответственности : предполагает ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого в процессе диагностики.
2. Принцип компетентности : предполагает, что диагностические методики должны использоваться только достаточно квалифицированными пользователями. Диагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.
5. Принцип психопрофилактического изложения результатов предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию; они предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме. Испытуемый должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.
6. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, то есть вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, и не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик обследования диагност не руководствуется субъективными предпочтениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат. Диагност обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный «принципу презумпции невиновности» в судопроизводстве.
7. Принцип профессиональной тайны или ограниченного распространения диагностических методик означает следующее:
— профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди квалифицированных, аттестованных специалистов;
— неразглашение содержания методик и предупреждение от их неправильного применения;
— сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса диагноста, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики.
8. Принцип обеспечения суверенных прав личности — он предполагает, что человек не должен подвергаться какому-либо обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной, медицинской практики, оговоренных законом). Следовательно, перед проведением обследования испытуемого необходимо предупредить о следующем: целях обследования и способах использования полученной информации; кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования.
При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета. В случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей, которые должны быть предупреждены официально.