к какому виду приказов относится приказ о назначении ответственного за внедрение профстандартов
Внедрение профессиональных стандартов в организации: процедура и последствия
Если при определении наименования должностей и при установлении квалификационных требований к своим работникам компания обязана руководствоваться профессиональными стандартами, их следует внедрить и закрепить применение соответствующими документами. Рассмотрим процедуру и последствия введения профстандартов в организации.
Порядок внедрения профессиональных стандартов
Этап 1 — создание рабочей группы. Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.
В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.
Указанные выше лица изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней с учетом видов деятельности компании и разрабатывают план внедрения профессиональных стандартов.
Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом. Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Этап 2 — утверждение плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. В документе указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения профессиональных стандартов.
План внедрения профессиональных стандартов может выглядеть следующим образом.
План внедрения профессиональных стандартов
Этап 3 — реализация установленных в плане мероприятий. На данном этапе исполнители определяют, для каких должностей профстандарты являются обязательными, проверяют соответствие квалификации работников профстандартам и вносят изменения в документы компании.
Определение должностей, по которым применяются профстандарты, производится путем сверки должностей, указанных в штатном расписании, с реестром утвержденных профессиональных стандартов, приведенных на сайте Минтруда России. Если выявлены какие-либо расхождения, их необходимо зафиксировать в протоколе заседания рабочей группы.
Проверка соответствия квалификации работников профессиональным стандартам проводится путем анализа раздела III профессионального стандарта «Характеристика обобщенных трудовых функций». Также необходимо изучить разделы: «Уровень квалификации», «Требования к образованию» и «Требования к опыту практической работы». Если обнаружены расхождения, их необходимо внести в протокол.
Следующим шагом является изменение в должностной инструкции требований к образованию, стажу и наименованиям должностей, по которым профстандарты являются обязательными. Отметим, что если должностная инструкция — неотъемлемая часть трудового договора, то ее изменение возможно только с согласия работника, путем оформления дополнительного соглашения к трудовому договору.
Кроме того, необходимо внести записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и личную карточку работника по форме Т-2 (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
Далее вносят изменения в штатное расписание. Сделать это можно двумя способами: утверждением нового документа или изданием приказа о внесении изменений в действующее штатное расписание.
Последним шагом на данном этапе является подготовка проекта изменений в локальные нормативные акты компании. Так, если профстандарт является обязательным, то положение об оплате труда должно включать в себя систему оплаты с учетом квалификационных уровней, которые в нем указаны.
Пример В компании есть штатная единица «Инженер по охране труда». В профессиональном стандарте, обязательном к применению, указано наименование должности «Специалист в области охраны труда».
Рабочая группа перевела работника на должность «Специалист в области охраны труда».
При этом были внесены изменения в должностную инструкцию работника (в первую очередь это наименование самой должности и должностные обязанности).
Также было составлено дополнительное соглашение к трудовому договору и внесены записи о переводе на новую должность в трудовую книжку и в раздел III личной карточки работника Т-2.
В штатное расписание и локальные нормативные акты внесены следующие изменения:
Этап 5 — разработка плана мероприятий по результатам внедрения профессиональных стандартов. Подведя итоги внедрения профессиональных стандартов, рабочая группа должна составить план дальнейших действий.
Он может включать в себя:
Внедрение профессиональных стандартов: последствия
Вероятно возникновение финансовых издержек, связанных с обучением работников. Ведь ситуация, когда у сотрудника есть образование, но он работает не по специальности, сегодня не редкость. При этом для выполнения определенных видов деятельности законодательство обязывает работников пройти профессиональную переподготовку или получить образование. Например, специалисты с медицинским образованием обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет. Причем на работодателя ложится прямая обязанность решить вопрос с таким обучением (ст. 196 ТК РФ). Также работодатель обязан обеспечить обучение лиц, которые поступают на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и периодическое обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Компании придется отслеживать принятие новых профессиональных стандартов и вовремя внедрять их, чтобы избежать административного наказания. Нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Повторное привлечение к ответственности за аналогичное нарушение предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, а именно (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ):
В заключение отметим, что внедрение профессиональных стандартов позволит работодателям качественнее оценивать своих работников, эффективнее подбирать кадры, а значит, повысить качество труда.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Приказ о назначении ответственного лица
Специально разработанной, унифицированной формы приказа по назначению ответственного лица (или нескольких) не существует. Каждая организация вправе самостоятельно разработать такой бланк или написать его в свободной форме. Следует иметь ввиду, что этот приказ является частью пакета распорядительной документации, в который помимо него входит решение о назначении ответственных лиц и должностная инструкция, содержащая полное описание обязанностей работника, а также санкции, которые следуют за их неисполнение. Под последним документом сотрудник должен поставить свою подпись, которая будет свидетельствовать о том, что он с ним ознакомлен и согласен.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Кто назначает ответственное лицо
В зависимости от ситуации, выбрать среди персонала ответственное лицо может либо руководитель предприятия, либо, если организация крупная, начальник структурного подразделения. Заполняет приказ специалист отдела кадров или секретарь. После оформления приказ передается на подпись руководителю, либо иному уполномоченному на подписание подобного рода документов человеку.
Сотрудник, назначенный ответственным лицом, может отвечать за материальные ценности, техническую или пожарную безопасность, охрану труда, проведение работ на объектах повышенной опасности и пр.
В больших компаниях создаются целые специализированные отделы, работники которых заняты контролированием всех внутренних сфер деятельности предприятия. В небольших фирмах руководитель организации может взять всю ответственность на себя, но для этого тоже необходим данный приказ.
Перед выпуском приказа
Чаще всего приказ подразумевает возложение ответственности за охрану труда. Это связано с тем, что предоставление персоналу безопасных условий при выполнении рабочих обязанностей является одним из первых условий законного функционирования предприятия, особенно занятого в производственной отрасли.
Прежде, чем оформлять документ о возложении подобного рода обязательств на подчиненных, следует провести для них курс соответствующего обучения.
В дальнейшем справки, аттестаты и т.п. документы, подтверждающие квалификацию работников, необходимо приложить к приказу о назначении ответственных лиц. Важно помнить, что такие документы действуют, как правило, не более пяти лет, поэтому периодически сотрудников придется отправлять не переаттестацию, причем за счет предприятия.
Если же ответственность возлагается за материальные ценности, то перед тем как сотрудник подпишет такой приказ и возьмет на себя все риски, должна пройти инвентаризация имущества, поскольку в будущем человек будет нести ответственность за его сохранность.
Шапка приказа
Приказ об ответственном лице имеет вполне стандартную структуру.
В «шапке» документа пишется полное наименование предприятия с указанием его организационно-правовой формы (ЗАО, ОАО, ООО, ИП). Затем указывается населенный пункт, в котором это предприятие расположено, а также дата заполнения приказа (число, месяц, год).
Чуть ниже нужно написать вид документа (в данном случае это приказ) и его номер по внутреннему документообороту. Далее коротко прописывается суть приказа и для каких целей он создан. Затем ниже по центру строки пишется слово «приказываю» и ставится двоеточие.
Тело приказа
Вторая часть документа содержит более подробную информацию. Здесь вписываются все работники, которые ответственны за соблюдение тех или иных условий на производстве. В частности указывается вид ответственности, а также полные их фамилии, имена и отчества (имя-отчество можно вносить инициалами). Тут же отдельным пунктом надо указать лиц, которые в случае отсутствия ответственных сотрудников на рабочем месте будут их замещать. В последнем пункте следует указать полный список документов, которыми должны руководствоваться работники для выполнения требований по контролю за зоной ответственности.
В завершение под приказом нужно поставить подпись руководителя, а также печать организации. Если в организации имеется профсоюз, то требуется сделать и его отметку.
После написания приказа
Сотрудники, на которых специальным приказом была возложена ответственность за какой-либо частью производственного процесса, с момента его подписания должны проводить инструктажи с коллегами, доводить до сведения персонала правила техники безопасности, различные внутренние нормативные акты и др. В числе прочего они обязаны вести специальный журнал проведения инструктажа, где работники, его прошедшие, должны ставить свои подписи. Периодически они же должны осуществлять контроль за знанием сотрудников правил по охране труда и безопасности на производстве.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Составляем уведомление о переходе на профстандарты
Для чего нужно уведомление о профстандартах
Уведомление о переходе на профстандарты — документ, который может иметь сразу несколько адресатов.
Во-первых, соответствующее уведомление может составляться, чтобы предложить сотруднику предприятия согласовать изменения в трудовом договоре, вносимые в целях приведения его положений в соответствие критериям, прописанным в профстандарте для должности, занимаемой данным работником (в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, а в некоторых случаях — в порядке ст. 72.1 ТК РФ).
Во-вторых, данное уведомление может выполнять функцию организационно-распорядительного документа (по назначению близкого к служебной записке), целью составления которого может быть информирование определенной группы сотрудников о необходимости инициирования подготовки к внедрению профессиональных стандартов на предприятии.
В-третьих, уведомление о профстандартах по назначению может быть близким к указанию руководителя фирмы организационно-распорядительным документом, цель составления которого — решение конкретных оперативных задач, связанных с внедрением профессиональных стандартов на предприятии в соответствии с действующим приказом о внедрении профстандартов.
В-четвертых, уведомление о профстандартах может составляться разработчиком проекта профессионального стандарта: данный документ, должен направляться в Минтрудсоцзащиты в соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта, утвержденных приказом ведомства от 29.04.2013 № 170н (далее — Методические рекомендации).
Вполне очевидно, что применение уведомления о профстандартах возможно в самом широком спектре коммуникаций. Тематика и структура соответствующего документа могут существенно различаться в зависимости от конкретной цели его составления.
Рассмотрим особенности указанных примеров применения уведомления о профстандартах подробнее.
Уведомление о профстандартах при изменении трудового договора
Внедрение профстандарта — процедура, которая, в частности, предполагает:
Подготовить и провести аттестацию работников вам поможет инструкция от экспертов «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ вы можете получить бесплатно.
Корректировка трудового договора в целях приведения его в соответствие с профстандартом во многих случаях требует изменения положений трудового договора. Изменить договор, если это изменение не связано с технологическими или организационными причинами, можно будет только на основании письменного согласия работника (ст. 72, 74 ТК РФ). В этом случае уведомление о профстандарте может использоваться как служебная записка: в нем будет отражаться обоснованное предложение работодателя о согласовании изменений в трудовом договоре.
Процедура внесения изменений в трудовой договор, в т. ч. при изменении трудовой функции подробно описана в готовом решении от «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно и сможете грамотно оформить все документы.
Узнать больше об особенностях применения норм ТК РФ, допускающих осуществление юридических действий по инициативе работодателя, вы можете из статьи «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».
Очень часто внедрение профстандартов возможно только путем изменения штатного расписания. Внесение корректировок в него не требует согласования с сотрудниками, однако есть важнейшее требование: должности, приведенные в штатном расписании, должны соответствовать тем, что прописаны в трудовых договорах, поскольку наименование должности в соответствии со штатным расписанием входит в структуру трудовой функции (ст. 15 ТК РФ).
При этом оптимальным способом для приведения в надлежащий вид трудовых договоров будет уведомление сотрудников перейти на новые должности в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Данная процедура, поскольку она проводится в рамках организационных изменений условий труда, не требует получения письменного согласия сотрудника и может быть проведена по инициативе работодателя (если не затрагивает трудовую функцию сотрудника). Таким образом, уведомление о переходе на профстандарты и в этом случае может задействоваться для информирования сотрудника о необходимости перехода на другую должность в соответствии с обновленным штатным расписанием.
Уведомление о профстандартах как служебная записка может применяться и во взаимодействии между сотрудниками предприятия по иным кадровым вопросам.
Уведомление о профстандартах как служебная записка
Уведомление как служебная записка может быть удобным инструментом информирования ответственных специалистов предприятия о необходимости начала подготовки к внедрению профстандартов в компании. Данное уведомление может предшествовать дальнейшему изданию руководством распорядительных документов, обязательных к исполнению, с расчетом на то, что ответственные сотрудники должным образом подготовятся к их реализации.
Уведомление о введении профстандартов как служебная записка может содержать:
Уведомление о профстандартах может составляться и по факту издания распорядительного документа об их внедрении. В этом случае оно может соответствовать статусу указания от руководства фирмы. Рассмотрим, как уведомление будет выглядеть в этом случае.
Уведомление о профстандартах как указание руководства
Такое уведомление может составляться, если, к примеру, приказом о внедрении профстандартов в организации предусмотрено проведение аттестации сотрудников на предмет определения уровня их квалификации — как основного критерия соответствия требованиям профессиональных стандартов.
Посредством рассматриваемого уведомления руководство фирмы может:
Уведомление о профстандартах может иметь статус документа, применяемого не только в рамках корпоративного или трудового права, но также и в рамках административных правоотношений.
Уведомление о профстандартах для Минтрудсоцзащиты
В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций разработчики проектов профстандартов должны направлять уведомление о разработке того или иного проекта профстандарта в Минтрудсоцзащиты РФ.
Проекты профстандартов могут разрабатываться (п. 3 правил, утвержденных постановлением Правительства России от 22.01.2013 № 23):
Участвовать в разработке профстандартов также могут образовательные организации и иные заинтересованные структуры. Если разработчиков несколько, то они должны договориться между собой об определении ответственного субъекта, который будет координировать работу соответствующей группы организаций, а также выступать уполномоченным лицом (п. 4 Методических рекомендаций).
Уведомление о профстандартах, направляемое в Минтрудсоцзащиты, должно составляться на основе формы, утвержденной в приложении № 1 к Методическим рекомендациям.
Данный документ предполагает указание:
К уведомлению должны прилагаться:
Уведомление заверяется руководителем организации — разработчика проекта профстандарта.
Итоги
Уведомление о профстандартах может составляться организацией в рамках правоотношений, осуществляемых на основе норм трудового, административного, корпоративного права. В каждом случае оно будет иметь разный вид и соответствовать статусу разных документов.
Узнать больше о различных нюансах внедрения профстандартов вы можете в статьях:
Внедрение профессиональных стандартов в организации
Внедрение профессиональных стандартов в организации может осуществляться в соответствии с положениями федеральных нормативно-правовых актов. Каких именно и каким может быть алгоритм данного внедрения?
Внедрение профстандартов с 2016 года на госпредприятиях: нюансы
Внедрение профстандартов в организациях, относящихся к государственному и муниципальному секторам — обязательная процедура. В соответствии с положениями ст. 195.3 ТК РФ профстандарты обязательны к применению организацией в том случае, если это прямо предписано тем или иным федеральным правовым актом. Как раз госпредприятия — в числе тех хозяйствующих субъектов, для которых подобное обязательство установлено (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Внедрение профстандартов на госпредприятиях, а также в государственных и муниципальных учреждениях должно осуществляться в соответствии с планами внедрения профстандартов. Необходимость и примерный порядок формирования планов на указанных предприятиях прописаны в постановлении № 584. Реализовать мероприятия по плану государственным и муниципальным организациям нужно до 01.01.2020 (п. 2 постановления № 584).
Внедрение профстандартов на предприятиях в частном секторе: нюансы
В свою очередь, профстандарты в частном секторе обязательны только в случае, если это, как мы отметили выше, предписано федеральными НПА. Вместе с тем соответствующие стандарты работодатели обязаны в любом случае задействовать при определении требований к уровню квалификации работников с учетом особенностей организации производства (ст. 195.3 ТК РФ).
Если говорить о предписаниях федеральных НПА касательно обязательного применения профстандартов в частных фирмах — пока что на соответствующем уровне действует 2 подобные общеотраслевые нормы:
Порядок внедрения профстандартов частные фирмы разрабатывают самостоятельно. Однако ничто не мешает их менеджменту реализовать данный порядок на основе алгоритмов, предложенных законодателем для государственных и муниципальных структур — они вполне применимы на хозяйствующих субъектах с любым правовым статусом.
Рассмотрим, какие конкретно мероприятия могут формировать соответствующий порядок.
Что представляют собой мероприятия по внедрению профессиональных стандартов
Условимся следовать при определении перечня соответствующих мероприятий схемам, которые предполагается выработать госпредприятиям при проведении работы, направленной на исполнение норм постановления № 584. Данные схемы вполне применимы и частными хозяйствующими субъектами.
Главными мероприятиями при внедрении профстандартов на госпредприятии должны быть, а в частной фирме — могут быть:
1. Выявление перечня профстандартов, применение которых обязательно. В случае с государственными и муниципальными учреждениями и хозяйствующими субъектами таковыми профстандартами будут все, что утверждены Минтрудсоцразвития (или иным уполномоченным федеральным органом) на момент начала реализации рассматриваемых мероприятий. В случае с частными фирмами — те профстандарты, которые:
2. Разработка приказа о внедрении соответствующих профстандартов в организации, а также составление плана-графика внедрения соответствующих стандартов.
3. Выявление потребностей в организации дополнительного обучения сотрудников в целях приведения их квалификации в соответствие критериям, что прописаны в профстандартах, а также проведение соответствующего обучения.
4. Юридическое оформление обновленных норм правоотношений между работодателем и сотрудниками с учетом требований внедряемого профстандарта по занимаемым ими должностям.
Следует отметить, что внедрение профстандартов в организации — не единовременное мероприятие, а непрерывный процесс. Поэтому в алгоритм их внедрения также будут входить:
1. Постоянный мониторинг изменений в законодательстве о профстандартах, в самих профстандартах — и последующее инициирование, в случае необходимости, повторного цикла реализации указанных мероприятий.
То есть как только федеральный орган власти внедряет новый профстандарт (заменяет либо корректирует действующий), кадровая служба госпредприятия должна оперативно приступить к внедрению обновлений, частного предприятия — проанализировать его на предмет соответствия критериям обязательного внедрения и далее действовать по результату: внедрять изменения либо просто принимать во внимание.
2. При приеме новых сотрудников на работу:
Изучим далее, в рамках какого алгоритма могут быть реализованы перечисленные мероприятия по внедрению профстандартов.
Определение внедряемых стандартов: первый пункт пошагового алгоритма
Первая задача кадровой службы предприятия — анализ НПА, регулирующих применение профстандарта, а также НПА, в котором, собственно, утвержден тот или иной стандарт, то есть соответствующий приказ Минтрудсоцзащиты РФ. Например, профстандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 04.08.2014 № 524н, по многим трудовым функциям устанавливает обязательные требования. Таким образом, внедрить этот профстандарт нужно будет как государственному, так и частному предприятию в случае трудоустройства работника на соответствующую позицию.
Шаг 2: изменения в трудовом договоре и локальных нормативах
После того как определен круг обязательных к внедрению стандартов, необходимо привести в соответствие им кадровые документы и регламенты организации: штатное расписание, трудовые (или коллективные) договоры и т. п. Положения, изначально прописанные в этих документах, могут быть скорректированы с учетом критериев данных стандартов. Для этого составляются дополнительные соглашения к трудовому договору, при необходимости — обновляются также коллективные соглашения.
Если по итогам анализа профстандартов и кадровых документов в последних предполагаются существенные корректировки (например, трудовых функций), то данная процедура может быть осуществлена только по предварительному уведомлению и письменному согласованию с работниками (ст. 72, 74 ТК РФ).
В профессиональном сообществе часто возникает вопрос: может ли изменение условий договора быть осуществлено по инициативе работодателя? Большинство профессионалов приходят к выводу: нет. Положения ст. 74 ТК РФ, которые предлагается применять и для случаев внедрения профтсандартов, содержат закрытый перечень возможных изменений ТД по инициативе работодателя, и профстандарты в этот перечень не включены. На сегодняшний день для случаев, когда работник отказывается от внесения изменений в его ТД, специалистами выработан следующий подход:
ВНИМАНИЕ! Частный случай изменения трудовой функции — переименование должности сотрудника по нормам ст. 57 ТК РФ (название соответствующего профстандарта может звучать иначе, чем название должности в действующем трудовом договоре работника с фирмой). При этом данная процедура предполагает внесение изменений и в штатное расписание организации. В этом смысле одним из условий успешного решения всей рассматриваемой задачи — внедрения профстандарта — будет получение от работника фирмы согласия на переименование должности по договору (как вариант — на перевод на другую [новую] должность в соответствии с нормами ст. 72.1 ТК РФ). В результате появление новой должности в штатном расписании приобретет практический и юридический смысл (с точки зрения реально трудящегося на данной позиции работника).
Шаг 3: составление плана-графика
Следующая задача руководства государственной или частной организации при решении рассматриваемой задачи — разработка приказа о внедрении профстандартов, а также плана-графика их внедрения.
Соответствующий приказ может содержать нормы, в соответствии с которыми:
Рассматриваемый приказ может дополняться:
После того как локальные нормативы, регламентирующие внедрение профстандартов, разработаны, можно реализовывать остальные этапы (которые, как мы отметили выше, могут быть прописаны в соответствующих нормативах в качестве задач, решаемых ответственными специалистами).
Шаг 4: оценка квалификации сотрудников и обучение
Определение уровня квалификации работника с точки зрения оценки ее соответствия требованиям профстандартов может быть осуществлено в рамках аттестации. С 01.01.2017 данная процедура должна будет осуществляться в порядке, установленном законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. А именно — в формате профессионального экзамена, проводимого специализированным центром оценки квалификации.
Обучение сотрудников, если это потребуется исходя из итогов профессионального экзамена, может быть проведено в специализированном образовательном учреждении. С 01.01.2017 вступает в силу ст. 187 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан сохранять за сотрудником, направленным на обучение, должность и среднюю заработную плату.
По итогам обучения работодатель также может провести аттестацию сотрудников на предмет их соответствия профстандартам, а с 01.01.2017 нужно будет уже содействовать прохождению сотрудниками профессионального экзамена. Отметим, что в соответствии со ст. 187 ТК РФ работодатель должен будет оплачивать работникам его прохождение (равно как и в случае первоначальной аттестации).
Итоги
Профстандарты обязательны к применению в государственных и муниципальных структурах, в частных фирмах — в случае наличия предписаний на уровне федерального законодательства. Алгоритмы внедрения профстандартов во всех типах организаций могут быть основаны на тех нормах, что определены законодателем для госструктур, и включать в себя задачи по созданию локальной нормативной базы, а также мониторингу, анализу и реализации норм, установленных правовыми актами.
Узнать больше о планах-графиках по внедрению профстандартов, а также о комиссии, отвечающей за их внедрение, вы можете в статьях: