к какому виду общения характерен учет особенности личности характера возраста настроения собеседника
Общение: стратегии, виды и позиции. Рассмотрение трансактного анализа общения
Особенности различных стратегий общения
Психология рассматривает следующие стратегии общения:
Открытое общение — желание и умение в полной мере выражать собственную позицию и готовность учесть точку зрения окружающих. Открытые коммуникации эффективны, когда присутствует сопоставимость, но нет тождественности предметных позиций (в процессе обмена мнениями, замыслами).
Закрытое общение представляет собой нежелание (неумение) понятно выражать собственную позицию, отношение, имеющиеся сведения. Цель такого типа коммуникаций является оправданной в нескольких случаях:
«Одностороннее выспрашивание» представляет собой полузакрытую коммуникацию, в которой человек проявляет попытку выяснить точку зрения другого без раскрытия собственной позиции. «Истерическое предъявление проблемы» используется, когда индивид открыто выражает собственные чувства, проблемы, обстоятельства. При этом он не интересуется тем, хотят ли окружающие «войти в чужие обстоятельства», выслушивая «излияния».
Характеристика видов общения
Можно выделить следующие виды общения:
Кодексы делового и светского общения основаны на разных принципах.
Кодекс светского и делового общения
Кодексы делового и светского общения в своей основе имеют разные принципы. Так, для Кодекса светского общения характерно:
Кодекс делового общения подразумевает:
Когда один собеседник будет ориентироваться на принципе вежливости, а другой на принципе кооперативности, то их общение не будет эффективным. По этой причине необходимо согласование правил общения и их соблюдение всеми участниками.
Трансактный анализ общения
Тактика общения в психологии представляет собой реализацию в определенной ситуации коммуникативной стратегии (strategies), основанной на владении техниками и знании правил общения. Техника общения включает конкретные коммуникативные умения говорить и слушать.
Общение включает позиции доброжелательности (принятия собеседника); нейтральности; враждебности; доминирования; общения на равных; подчинения.
Концепцию трансактного анализа общения предложил американский психолог Эрик Берн. В ней он выделяет три основные позиции: Ребенок, Родитель, Взрослый. Позиции могут много раз сменять друг друга в течение дня, также какая-то из них может быть преобладающей в поведении. В позиции Ребенка индивид смотрит на другого снизу вверх, готов подчиняться, испытывает радость от того, что его любят, одновременно чувствуя неуверенность и беззащитность. Данная позиция является в детстве базовой, но часто встречается и у взрослых. Общаясь с коллегами, человек стремится занять позицию Взрослого. Для нее характерен спокойный тон, выдержка, солидность, ответственность, равноправность в общении. В позиции Родителя разыгрывается роль старого отца, старшей сестры, внимательного мужа (жены), педагога, врача, начальника.
Для позиции Родителя характерны 2 типа поведения:
Позиция Ребенка может сочетать склонность к подчинению, поддержке и защите («послушный ребенок»). Также это может быть эмоциональный импульсивный протест, бунт, непредсказуемые капризы («бунтующий ребенок»).
Общение Родителя и Взрослого характеризуется динамичностью. Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением может либо сбить спесь с Родителя, переводя его в равную позицию Взрослого. Если же Родитель сумеет подавить собеседника, то переведет его в позицию подчиняющегося (бунтующего) Ребенка.
Можно встретить замаскированные разновидности общения, в котором внешний (социальный) уровень не будет совпадать, маскирует истинный психологический уровень общения. Так, общение продавца и покупателя внешне носит равноправный характер двух Взрослых, но фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») осуществляется на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Основы психологии (100 стр.)
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то
Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя (с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Виды общения
iФормально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».
совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.
Позиции в общении выделяют следующие: 1) доброжелательная позиция принятия собеседника; 2) нейтральная позиция; 3) враждебная позиция непринятия собеседника; 4) доминирование, или «общение сверху»; 5) «общение на равных»; 6) подчинение, или позиция «снизу». Из сопоставления этих двух факторов-векторов по кругу Лири выявляет 8 индивидуальных стилей общения:
Какие формы принимает человеческое общение?
Общение между людьми происходит в различных формах,
которые зависят от уровня общения, его характера, цели.
Выделяют следующие формы общения:
1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений (контакты между коллегами во время досуга, между близкими людьми и т. д.).
5) деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
6) духовное. Межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.
7) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
8) ритуальное общение – поддержание определенных норм, ритуалов общения.
9) светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
Тест по дисциплине «Психология общения» по теме: «Виды и уровни общения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
По дисциплине «Психология общения» на тему: «Виды и уровни общения»
1. Выберите правильный ответ. К видам общения относятся:
б) вербальное общение;
д) невербальное общение;
е) светское общение;
ж) все ответы верны;
з) все ответы неверны.
2.Общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
4. Общение, когда учитываются особенности личности, возраст, настроение собеседника, но интересы дела являются более важными, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
5. Общение, при котором оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
6. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, это:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
7. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – основа данного вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
8. В ходе общения используется стандартный набор масок:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
9. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему, это характерно для следующего вида общения:
б) примитивное общение
в) формально-ролевое общение
д) светское общение
10. Б. Ломов выделяет следующие уровни общения:
11. Человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, это:
12. Следующие уровни общения или способы структурирования времени – ритуалы, развлечение, игры, близость, выделяет:
13. А. Добрович предложил выделить 7 уровней общения, анализируя особенности:
14. Выберите правильный ответ, определите уровень общения. Человек испытывает потребность в контакте и возникает установка на внешнюю коммуникацию:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
15. Общаясь на этом уровне люди выносят из контактов не только определенные «плоды» совместной деятельности, но и устойчивое чувство доверия:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
ж) стандантизированный уровень
16. Выберите правильный ответ. А. Добрович определил самый высокий уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
17. Укажите правильный ответ. Когда мы говорим «Праздничное общение», то подразумеваем именно этот уровень общения:
б) духовный уровень
г) конвенциональный уровень
д) манипулятивный уровень
е) примитивный уровень
Эталоны правильных ответов
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Количество правильных ответов
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тест по Дисциплине «Психология общения». Тема : «Виды и уровни общения». Тест для студентов очной формы обучения в СПО. Тест состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Правильных ответов может быть несколько. Даны эталоны правильных ответов и критерии оценивания. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимально – 22 балла.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Методическая разработка сценария внеурочного мероприятия «Молодёжь против СПИДа»!
Презентация к внеурочному мероприятию «Молодёжь против СПИДа»
Программа летнего отдыха для детей семейной группы детского дома
Конкурсные задания «Подросток и закон»
Методическая разработка по Правовому обеспечению профессиональной деятельности
Ашық сабақтың тақырыбы: «Үстел жабдықтау»
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия«ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА ЗВЕЗД ПОЛНА»
Өндірістік оқыту сабағы «Бірінші тағамдар»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240709 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку
Время чтения: 1 минута
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЛЕКЦИЯ № 13. Межличностное общение в социальной группе
Общение как межличностное взаимодействие
В основе межличностного взаимодействия лежит контакт индивидов (двоих и более), подразумевающий набор последовательных и логически обоснованных реакций на действия друг друга.
Межличностное взаимодействие может принимать различные формы, но оно всегда приводит к изменению поведения, характера взаимоотношений, эмоционального состояния оппонентов и т.д.
Межперсональное общение – это общение людей, каждый из которых обладает своими уникальными специфическими качествами, какие раскрываются в ходе общения.
Типы межличностного общения
Межличностное общение подразделяется на следующие типы:
В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.
Общение в системе межличностных и общественных отношений
1. Общение в системе общественных отношений.
2. Общение в системе межличностных отношений.
1. Общение в системе общественных отношений
Содержание и уровень отношений человека с миром чрезвычайно многообразны. Человек, живущий в обществе, неизбежно вступает в различные социальные отношения в зависимости от того, к какому классу, национальности, группе он принадлежит.
Общение есть реализация всей системы отношений человека. Выделяют два ряда отношений — общественные
Общественные отношения — различные взаимосвязи между отдельными людьми или группами, обусловленные их социальными ролями.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д.
Общественные отношения возникают между:
· индивидами как частью социальной группы;
· отдельными индивидами и группами индивидов.
В связи с этим, общественные отношения рассматривают на разных уровнях:
· на уровне социальных общностей (отношения классовые, национальные, групповые и др.);
· на уровне групп, занятых какой-либо деятельностью (производственные, учебные и др.);
· на уровне взаимосвязей людей в группах.
Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. Выделяют экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все они в совокупности и представляет собой систему общественных отношений.
В общественных отношениях человек выступает как представитель определенных классов, профессий, движений, объединений, партий и т.д. Такие отношения строятся на основе определенного положения, занимаемого каждым в обществе, выполнения человеком конкретных социальных ролей. Общественные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для общественных отношений характерна социальная дифференциация
Социальная дифференциация – внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности.
Социальный статус — это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности.
В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.
(естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.
(достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально-должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.
Общественные отношения носят безличный характер
. Они характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а во взаимодействии конкретных социальных ролей. Но в пределах своей роли поведение индивида не строго задано – каждая социальная роль всегда оставляет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя и он выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая человеческая личность. Поэтому межличностные отношения служат основой для построения внутри системы безличных общественных отношений межличностных отношений.
2. Общение в системе межличностных отношений
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в процессе деятельности и общения.
Межличностные отношения определяются с одной стороны ролевыми отношениями и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой.
Межличностные отношения вплетены в систему общественных отношений.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений эмоциональной составляющей. В основе межличностных отношений лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные
Межличностные отношения включают три компонента
—
когнитивный
(информационный),
аффективный
(эмоциональный) и
поведенческий
.
Когнитивный компонент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.
Аффективный компонент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером и т.д. Аффективный компонент, как правило, является ведущим.
Эмоциональное содержание межличностных отношений может изменяться в противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны.
проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности.
предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр.
выражаются в проявлении различных форм негативных эмоций и состояний, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.
В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным
Поведенческий компонент реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена.
Межличностные отношения могут строиться по «вертикали»
(между руководителем и подчиненным и наоборот) и
«горизонтали»
(между лицами, занимающими одинаковый статус).
Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования
– равенства — подчинения и зависимости — независимости.
1. Охарактеризуйте общественные отношения.
2. Охарактеризуйте межличностные отношения.
3. Что общего и в чем различие общественных и межличностных отношений?
1.2.2 Классификация общения. Виды и функции общения. Структура и средства общения
1. Классификация общения.
2. Структура общения и его функции.
1. Классификация общения
Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет различные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Классификации общения создаются по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.).
Классификация общения по направленности: гуманистическое
характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату.
определяется как «общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения своих целей». В такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих — либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.
Классификация общения по числу общающихся: межличностное, личностно-групповое
– общение между двумя-тремя субъектами.
– общение между одним человеком и группой.
– общение между группами.
Классификация общения по содержанию: деловое
– процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.
– это обмен неофициальной информацией, сосредоточенное в основном вокруг психологических проблем человека внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.
Классификация общения по контакту с собеседником: непосредственное
и
опосредованное.
Непосредственное (прямое) общение
— это общением«лицом к лицу», когда люди находятся рядом и общаются без каких-либо промежуточных звеньев, например, при встречи.
Опосредованное (косвенное) общение
– это общение, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием и общаются через посредника, например, обмен письмами.
Каждый вид общения имеет свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.
2. Структура общения и его функции
Под структурой объекта
в науке понимается порядок устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.
Поскольку понятие “общение” является сложным, трудным является определение структуры общения. Известны различные подходы к проблеме структуры общения.
В психологической литературе Г.М.Андреева в структуре общения выделяет три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной
Коммуникативная сторона общения
состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Интерактивная сторона общения
заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, познания друг друга и обмен действиями) является характеристикавыделение его относительно автономных компонентов: субъекты общения, цель, содержание
Субъектами общения являются живые существа, люди.
Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». По целям общение делится на биологическое
– это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.
У животных цели общения не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных и многих других потребностей.
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и т.д.
По содержанию общение может быть:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
2. Когнитивное (обмен знаниями).
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами).
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств.
(речевые) и
невербальные
(неречевые) средства общения.
Вербальные средства общения
– речевые. Главным средством общения является язык.
Язык
— это система знаков, служащая средством человеческого общения. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Все знаки подразделяются следующим образом:
· интенциональные — специально производимые для передачи информации
· неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.
В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения (акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека).
Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора.
Невербальные средства общения
– неречевые средства. Инструментом общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Неречевые средства могут быть сведены к
кинетическим
(движения тела),
пространственным
(организация межличностного общения) и
временным
характеристикам взаимодействия.
А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38 %, а за счет невербальных средств — на 55 %.
Неречевые средства выполняют осведомительную
и
регулятивную
функции в процессе общения.
В этом контексте важно подчеркнуть роль социальной ситуации общения, в которой реализуется общение, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.
Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга.
Коммуникативная функция заключается в любом обмене информацией и охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Ее реализация имеет несколько уровней: на первом уровне
осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в контакт;
второй уровень
предусматривает передачу информации и принятие решений;
третий уровень
связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).
Регуляционная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, т.е. происходит процесс взаимного налаживания действий.
Экспрессивная функция характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения.
Инструментальная функция: общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.
Психотерапевтическая функция:общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека.
Интегративная функция:общение выступает как средство объединения людей.
Функция самовыражения: общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности.
Помимо перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию –
функцию социализации, которая заключается в том, что в процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Контрольные вопросы:
1. Какие выделяют виды общения?
2. Охарактеризуйте структуру общения.
3. Каковы основные функции общения?
Виды их характеристика и примеры
В социальной психологии принято выделять три стиля межличностного общения:
Императивное
Что это такое и где оно неприемлемо?
Данное общение нацелено на подчинение партнера по взаимодействию. С помощью императивной коммуникации можно контролировать и принуждать к каким-либо действиям.
При этом участники взаимодействия отдают себе отчет в том, что конечной целью общения является принуждение. Индивид, оказывающий воздействие, не пытается завуалировать истинный смысл общения.
Для достижения цели могут быть использованы приказы, требования, указания или предписания.
Чаще всего императивный вид общения используется в рамках модели «начальник — подчиненный».
В интимно-личностных коммуникациях данный подход неуместен.
Также императивное общение эффективно и актуально в чрезвычайных и экстренных ситуациях, когда необходимо быстро организовать групповую деятельность и распределить обязанности, минуя ситуативное нестабильное состояние психики партнеров по взаимодействию.
Манипулятивное
Как и предыдущий вид общения, манипуляция подразумевает под собой воздействие на оппонента с целью достижения конкретных целей/выгод.
Но в данном случае партнер, оказывающий воздействие, скрывает свои намерения или представляет ситуацию в таком свете, что истинные намерения подменяются в глазах оппонента другими, более благородными или уместными.
Диалогическое
Вид общения, ориентированный на партнера по взаимодействию. В ходе диалога участники взаимодействия учитывают как свой психологический настрой, так и психологический настрой собеседника.
При этом восприятие партнера происходит в чистом виде, без оценок.
В диалоге человек рассматривает собеседника как равного, признавая его право на собственную точку зрения и решения.
Диалогическое общение не подразумевает ссылки на авторитетные источники (мнения, точку зрения других персон и т.д.).
Императивное общение и манипуляция можно расценивать как общение монологической направленности т.к. в процессе взаимодействия оказывающий влияние оппонент ориентирован только на себя рассматривает собеседника лишь как средство достижения цели, не интересуясь позицией партнера по взаимодействию.
ModernPsyhology
общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими.
При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.
Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению
. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);
доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);
общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);
разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).
Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
Страницы:
1
Две основные тенденции в эмоциональной жизни современного человека и их последствия для психического здоровья Цель данной работы — показать роль дезадаптивных установок по отношению к эмоциям в эпидемиологических тенденциях последних десятилетий, приведших к резкому возрастанию количества аффективных (прежде всего тревожных и депрессивных) расстр …
Третий тип поведения Другое, ещё более глубокое соображение, которое требует дальнейшего обсуждения экспериментов по конформизму, заключается в том, что сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лиш …
Понятие и сущность направленности личности, основные составляющие направленности, их характеристика Сегодня вопрос о направленности личности, её потребностях, мотивах, интересах недаром ставится на первое место. Задумываясь над особенностями своего внутреннего мира, мы вольно или невольно стремимся осознать свои потребности и желания, с …
Культура
Культура межличностного общения базируется на системе знаний, норм, ценностных ориентиров и шаблонов поведения, установленных в обществе. Все эти элементы индивид усваивает в процессе социализации, а затем использует их при деловых и эмоциональных коммуникациях.
Культура межличностного общения подразумевает способность правильно воспринимать оппонента, умение трактовать его слова и поведение, выстраивать стратегию поведения исходя из особенностей собеседника.
Важным понятием в вопросе коммуникативной культуры является «уместность» применяемых средств и поведенческих шаблонов. Например, если с подчиненными можно предъявлять требования и использовать повелительный тон, то при общении с друзьями уместно лучше от формальностей и указаний.
На первый план общение как форма межличностных взаимодействий выходит в условии зависимости от социальных контактов (работа с людьми, непосредственная зависимость от более сильных, влиятельных или ресурсных членов общества).
В таких ситуациях коммуникативная культура влияет на благополучие, финансовые и профессиональные перспективы человека.
ImproveManage
Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение — процесс полифункциональный. Выделяют следующие функции общения:
) Контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.
) Информационная — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
) Побудительная — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.
) Координационная- взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
) Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.
) Эмотивная — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
) Функция установления отношений — осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.
) Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
К средствам общения относятся:
1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.
2. Интонация — эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
Выделяют следующие виды общения:
1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнуть или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
Перейти на страницу: 1
Приемы саморегуляции поведения
Саморегуляция — это контроль собственного психоэмоционального состояния с помощью определенного мышления, образов, управления телом и дыханием.
Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:
Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.
Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.
Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.
Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.
Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.
Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.
Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.
Трудности и дефекты
Трудности в общении приводят к неэффективному взаимодействию. Выделяют две группы трудностей:
Также трудности делятся на первичные и вторичные.
Первая категория включает в себя проблемы в общении, возникающие на почве характера человека.
Ко второй категории относятся трудности, связанные с пережитым негативным социальным опытом.
Дефекты общения — это качества личности, препятствующие созданию и укреплению социальных связей. Сюда можно отнести огрехи воспитания, эгоизм, бестактность, грубость, излишнее любопытство, наглость, привычку предвзято относиться к оппонентам и т.д.