к какому виду образования относится повышение квалификации
К какому виду образования относится повышение квалификации
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.
Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Вопрос: К какому виду дополнительного образования относятся обучение по охране труда, обучение пожарно-техническому минимуму и предаттестационная подготовка специалистов по промышленной безопасности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
К какому виду дополнительного образования относятся обучение по охране труда, обучение пожарно-техническому минимуму и предаттестационная подготовка специалистов по промышленной безопасности?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обучение по охране труда, обучение пожарно-техническому минимуму и предаттестационная подготовка специалистов по промышленной безопасности не являются видами дополнительного образования.
При этом под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (п. 14 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Частью 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Согласно ч. 4 той же статьи программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа же профессиональной переподготовки, в свою очередь, направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ч. 5 ст. 76 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, дополнительное профессиональное образование в качестве своей цели ставит повышение квалификации обучающегося или приобретение им новой квалификации.
Как следует из п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона N 273-ФЗ, повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.
Документы об образовании и (или) о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию (ч. 3 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).
Как указано в пп. 2.3.6 п. 2.3 Порядка, обучение по охране труда руководителей и специалистов организаций осуществляется при повышении их квалификации по специальности. Тем не менее из названного Порядка не следует, что такое обучение является формой повышения квалификации или профессиональной переподготовки, сопровождается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа (удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке). Порядок предусматривает проверку знаний требований охраны труда работников специально созданной работодателем комиссией, по результатам которой работнику выдается удостоверение о проверке знаний требований охраны труда (пп. 3.4, 3.7 Порядка) по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Согласно п. 3.9 Порядка обучающие организации также могут осуществлять проверку знаний требований охраны труда работников, которые проходили в них обучение по охране труда.
Изложенное выше позволяет прийти к выводу о том, что проверка знаний требований охраны труда не равнозначна итоговой аттестации в том смысле, в котором это понятие раскрывается в ст. 59 Закона N 273-ФЗ; по результатам такой проверки не выдается ни диплом о профессиональной переподготовке, ни удостоверение о повышении квалификации.
Поэтому мы полагаем, что обучение по охране труда не является видом дополнительного образования в силу требований законодательства. Этот вывод подтверждается и письмом Минобрнауки России от 20.05.2014 N АК-1427/06 (ответ на вопрос 15).
Вместе с тем не исключается возможность для образовательных организаций разрабатывать дополнительные профессиональные программы в области охраны труда, осуществлять профессиональную переподготовку или повышение квалификации специалистов в области охраны труда.
Обучение работников организаций с отрывом от производства пожарно-техническому минимуму проводится по специальным программам в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности. При этом проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации, осуществляемая по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства, проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации (пп. 36, 37, 41 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645).
Как следует из п. 5 Положения, предаттестационная подготовка специалистов по вопросам безопасности проводится по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Ростехнадзором, в том числе в организациях, занимающихся подготовкой, в очной и дистанционной формах. Пунктом 11 Положения предусмотрено, что аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Ростехнадзора (Центральная аттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).
Таким образом, ни обучение пожарно-техническому минимуму, ни предаттестационная подготовка специалистов по вопросам безопасности организаций, поднадзорных Ростехнадзору, не сопровождается итоговой аттестацией, проводимой образовательной организацией, которая проводит соответствующее обучение (подготовку). Приведенные нормативные правовые акты не указывают и на выдачу обучающимся удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке.
Поэтому, с нашей точки зрения, обучение пожарно-техническому минимуму и предаттестационная подготовка специалистов по вопросам безопасности также не являются видами дополнительного образования. Они осуществляются на основании специально разработанных программ, которые не относятся к программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел «Правовая поддержка» (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу «Правовая поддержка» Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29444
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499)
С изменениями и дополнениями от:
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.*(1)
Информация об изменениях:
Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244 пункт 4 изложен в новой редакции
4. Организация осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
5. Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(2) и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.*(3)
6. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)*(4).
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации*(5).
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации*(6).
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:
характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
7. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.
8. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе*(7).
9. Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией*(8).
Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты*(9). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
10. Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.*(10)
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленные письмом Минобрнауки России от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06
13. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ.
Сроки стажировки определяются организацией, самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:
самостоятельную работу с учебными изданиями;
приобретение профессиональных и организаторских навыков;
изучение организации и технологии производства, работ;
непосредственное участие в планировании работы организации;
работу с технической, нормативной и другой документацией;
выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
участие в совещаниях, деловых встречах.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
14. При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.*(12)
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации*(13).
15. Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(14).
16. Образовательный процесс в организации может осуществляться в течение всего календарного года. Продолжительность учебного года определяется организацией.
17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
18. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется организацией самостоятельно.
Информация об изменениях:
Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244 в пункт 19 внесены изменения
19. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.*(15)
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования, направленные письмом Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. N АК-608/06
См. Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков документов о квалификации, направленные письмом Минобрнауки России от 21 февраля 2014 г. N АК-315/06
20. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации*(16).
21. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении:
соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
22. Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах:
внутренний мониторинг качества образования;
внешняя независимая оценка качества образования.
Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, предусмотренном образовательной организацией.
Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
*(1) Часть 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326
*(3) Часть 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(4) Часть 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(5) Часть 4 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326).
*(6) Часть 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(7) Часть 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598, 2013, N 19, ст. 2326).
*(8) Части 4, 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(9) Пункт 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(10) Часть 10 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(11) Часть 13 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(12) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(13) Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(14) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(15) Часть 15 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
*(16) Часть 16 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013. N 19, ст. 2326).
Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.
Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.
Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.
Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).
При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).
По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.
Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.
Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29444
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 августа 2013 г. N 190
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа