к какому виду научений относится метод проб и ошибок в психологии
Виды научения. Механизмы научения.
У человека имеютсяпять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.
1. Научение по механизму импринтинга. является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов.
2. Условно-рефлекторное научение. жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.
3. Оперантное научение. индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок».
4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.
Механизмы научения:
Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого:
— реактивное поведение (организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти.);
— оперантное поведение научение в результате оперантногообусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого научения:- метод проб и ошибок;- формирование автоматизированных реакций (это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно.);- подражание (научение путём наблюдения и воспроизведения действий модели).
25.Психологическая готовность ребенка к школе. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе.Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.
Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты:1. Личностная готовность.
—Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
—Внутренняя позиция школьника как показатель готовность ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.
Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
3.Двигательная готовность.Мелкаямоторика.Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.Не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе.
Метод проб и ошибок в психологии как способ найти лучшее решение
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
«Побеждает тот, кто пробует и не боится ошибаться», – так часто говорят. Однако часто страх совершить ошибку настолько сильно выражен, что рисковать попросту никто не решается. Метод проб и ошибок – это подход, который стремится предотвратить этот образ мышления и учит не бояться провалов.
Будь как ребёнок
Вместо того, чтобы всегда быть на 100 процентов уверенной в успехе, просто попробуй что-то сделать: это в любом случае принесет положительный результат. Это означает не просто бессмысленные попытки, а прохождение различных путей для точной настройки своих действий до тех пор, пока проблема не будет решена. Возможно, придется повторять много раз.
Дети до сих пор учатся интуитивно и через игру. Малыш будет падать, но все равно карабкаться на горку, пока не сможет влезть наверх. Многие люди теряют этот игривый подход в течение своей жизни.
Метод проб и ошибок – это, так сказать, отношение, которое проявляется не только в профессиональной жизни и показывает, как все люди справляются с неминуемыми провалами.
Определение проб и ошибок: как разрешить себе допускать ошибки
Методом проб и ошибок предпринимается попытка решить проблемы, пробуя различные способы как возможные решения и таким образом достигая цели. Возникающие в результате сбои оцениваются как часть решения и охотно принимаются, поскольку преимущества считаются весьма большими.
Метод поиска наилучшего способа решения проблемы подразумевает необходимость идти разными путями и, таким образом, постепенно устранять ошибки и источники своих недочетов.
Метод проб и ошибок по Торндайку
Метод проб и ошибок можно также использовать как синоним «ударил» и «промахнулся», осознавая, что потом снова «ударил». Это подход, в котором изначально учитываются неудачи. Не как заявленная цель, а как реальная возможность. Тем не менее, сначала нужно что-то попробовать и от души верить успех – бывает так, что все удается с первой попытки.
Метод проб и ошибок также используется в электротехнике, когда происходит обмен программными и аппаратными компонентами в поисках источников ошибок до тех пор, пока причина не будет устранена. Он также тесно связан с методом грубой силы (или перебора), который описывает процедуру в компьютерных науках, криптологии и теории игр, основанную на упорном и часто продолжительном испытании всех возможных случаев.
Когда дело доходит до внедрения чего-то нового психологи рекомендуют освоить культуру долгосрочного планирования: исходя из предварительных соображений, делается первая попытка заранее устранить возможные источники ошибок. В конечном итоге это приводит к созданию более надежных продуктов и достижения стабильных положительных результатов.
Существует и другой подход к использованию метода: если у человека есть конкретные идеи предложения, под контролем специалиста он может очень быстро их реализовать. Однако на промежуточных этапах всегда есть пауза, обсуждение и корректировка. То есть планирование – обязательная составляющая.
Фундаментальное принятие предложения и попытки напрямую искать возможные решения более актуальны для людей, которые точно знают, чего им нужно достичь.
Как достичь успеха в жизни методом проб и ошибок
Американский экономист Тим Харфорд в своих работах предлагает больше вариаций метода проб и ошибок. Его принципы могут быть интересны с психологической позиции. Например, он много пишет, что нужна готовность рискнуть пережить неудачу, потому что без нее никто никогда не добьется успеха.
Его тезис: самая большая и самая успешная программа решения проблем на сегодняшний день, а именно эволюция, использует этот принцип. То, что не работает, выбрасывается. С другой стороны, то, что явно действует хорошо, перенимают и дорабатывают другие.
Giphy
Применительно к современному миру он понимает, что вызовы и проблемы становятся все более сложными. И именно здесь метод проб и ошибок окупается, потому что он намного эффективнее других подходов – независимо от того, в какой области он используется.
Харфорд сказал в интервью, что опыт проб и ошибок и последующее их исправление являются обучающей практикой, в отличие от требований делать все сразу и достигать успеха.
В конечном итоге любая ошибка дает возможность поискать другие пути. Намного легче в долгосрочной перспективе потерпеть неудачу, потому что не допускаешь никаких изменений или выбора.
В качестве примера можно привести психологические методы, поскольку они подбираются индивидуально под каждого клиента: то, что с конкретным человеком не работает, не имеет будущего, поэтому оно изменяется до тех пор, пока не будет соответствовать его проблеме или не будет полностью исключено. Главное понимать, что ошибки – это не всегда плохо.
Стремление к безопасности и перфекционизм замедляют процессы
Конечно, за классическим психотерапевтическим подходом часто стоит определенная доля перфекционизма: не делать ошибок, держать все под контролем – до тех пор, пока это не закончится максимальным ужесточением контроля. Проблема, однако, в том, что это мышление уже устарело. Такой подход слишком негибкий, слишком медленный.
Фото автора Brett Sayles: Pexels
С другой стороны, метод проб и ошибок обеспечивает более быструю адаптацию, поскольку вновь приобретенные знания внедряются напрямую. Этот метод также используется, например, в дизайн-мышлении, в котором многое проверяется в рамках разработки прототипа. Здесь также неудача рассматривается как возможность: человек получает указание на то, что нужно изменить.
Но дело не только в эффективности или устранении неполадок: метод проб и ошибок является частью многих творческих направлений и вносит значительный вклад в инновации в любой сфере жизни. Больше всего этому соответствует фраза о том, что гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов труда.
Это понимают ученые – в конце концов, они изобретут и запатентуют то, что нужно. Но в действительности им придется достаточно повозиться. Люди же увидят только конечный результат, а об ошибках, скорее всего, не узнают.
Метод проб и ошибок в обучении
Конечно, метод проб и ошибок не может означать, что человек предпринимает совершенно бессмысленные действия – всему есть определенные пределы. Никто не хочет слышать, как хирург говорит во время операции на сердце, что он просто хочет попробовать новый способ, чтобы увидеть, работает ли он.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Тем не менее, метод проб и ошибок – критически важный подход к обучению. Это хорошо известная попытка Эдварда Ли Торндайка. Американский психолог запер голодных кошек в клетке. Они пытались сбежать из тюрьмы, прижимались к решетке, цеплялись за нее и в какой-то момент случайно нажали кнопку, открывшую клетку.
Они подошли к своей еде – не сразу, но смогли. Эта попытка повторялась несколько раз, в результате чего в какой-то момент кошки запоминали, что им делать. После того, как их снова заперли, животные сразу и без сомнения знали, как использовать механизм, запирающий клетку, чтобы сбежать. Жестоко по отношению к милым котикам, зато иллюстрирует, как много нужно работать.
Таким образом, успех метода проб и ошибок в определенной степени зависит от случая, но полученные знания впоследствии используются целенаправленно.
метод проб и ошибок
Полезное
Смотреть что такое «метод проб и ошибок» в других словарях:
Метод Проб И Ошибок — форма научения, описанная Э. Торндайком в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается… … Психологический словарь
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — англ. method, trail and error; нем. Methode von Versuch und Irrtum. 1. Стихийный способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях, когда безуспешные попытки решения проблемы отбрасываются, а успешные закрепляются. 2. По Э. Торндайку… … Энциклопедия социологии
метод проб и ошибок — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва] Тематики электротехника, основные понятия EN trial and error method … Справочник технического переводчика
Метод проб и ошибок — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Метод проб … Википедия
метод проб и ошибок — bandymų ir klaidų metodas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. cut and try method; hit and miss method; trial and error method; trial and error approach vok. empirische Erprobung, f; empirisches Ermittlungsverfahren, n; Versuch Irrtum… … Automatikos terminų žodynas
метод проб и ошибок — метод последовательного приближения к оптимальному решению путем отклонения вариантов, не отвечающих определенным критериям выбора. См. также процесс поиска оптимального решения … Толковый переводоведческий словарь
Метод проб и ошибок — это метод случайного подбора частных методов и приемов действий в расчете лишь на возможный успех. В обычной жизни его еще называют методом «тыка». Этот метод обеспечивает быструю педагогическую реакцию и быструю отдачу со стороны воспитанника.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок [66, c. 186; 67, c. 208; 80, c. 284; 82, c. 411] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК — один из видов научения, при к ром умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и устранения допускаемых ошибок … Педагогический словарь
Метод проб и ошибок — это, по Э. Торндайку, форма научения, в результате которой закрепляются какие либо элементы поискового поведения в специфической ситуации. Торндайк придавал особое значение навыку, который, согласно его взглядам, образуется путем закрепления… … Словарь дрессировщика
Педагогическая психология: конспект лекций.
3.2. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения.
Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в том числе генетическим, законам. Тем не менее научение напрямую зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и не может без него осуществиться. Например, ребенок не в состоянии сам заговорить до тех пор, пока у него не разовьются в нужной мере фонематический слух, голосовой аппарат и ответственные за речь отделы головного мозга. К занятиям такими видами спорта, как бокс и тяжелая атлетика, не допускают детей до 14 лет, т. е. до того возраста, пока у них полностью не окостенеет скелет и не будет иметься достаточная мышечная масса. П. Тейяр-де-Шарден отметил, что «. без длительного периода созревания никакое глубокое изменение в природе произойти не может».[15]
У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.
1. Научение по механизму импринтинга. Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый-этолог К. Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, оказавшимся в их поле зрения. В обычных условиях таким объектом становится утка-мать, и следование птенцов за ней обеспечивает их безопасность и дальнейшее научение. В последние минуты перед появлением утят на свет К. Лоренц изолировал утку-мать от яиц и сам оказался первым увиденным ими движущимся объектом, за которым они и стали следовать. Детеныши млекопитающих запечатлевают облик своих соплеменников и ориентируются на него в поиске партнеров по размножению. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.
2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.
Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В одном из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал головку направо, рядом с ним зажигалась лампочка. В первые дни жизни у детей уже имеется ориентировочный рефлекс «Что такое?», выражающийся в повороте головы к источнику света или звука. К концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался у них так же быстро, как и в первом случае. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.
3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.
Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.
4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.
5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.
Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).
Успех научения зависит от многих факторов, в том числе и психологических. Эти факторы относятся к трем сферам: учащемуся, учителю и учебному материалу. Из психологических факторов, определяющих успешность научения, к учащемуся относятся: его мотивация учения, произвольность познавательных процессов, развитость волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности) и др. Важную роль играет и развитие коммуникативных качеств и навыков учащегося: умения взаимодействовать с людьми, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе, умения обратиться в случае необходимости за помощью и самому оказать другому помощь при затруднениях.
Учителя касаются такие обстоятельства, обусловливающие успех научения, как наличие у него необходимых для осуществления педагогической деятельности психологических качеств: увлеченности преподаваемым предметом, умения передать эту увлеченность учащимся, использования соответствующих возрасту и интеллектуальному развитию учащихся методов обучения, а также других профессионально важных качеств (подробнее см. 5.1, 5.2). Одним из важнейших факторов успешности научения, относящихся к учителю, является используемая им система поощрений за успехи в учебной деятельности и наказаний за неудачи в ней. Поощрения должны соответствовать реальным успехам ученика и максимально отражать прилагаемые им усилия. Поощрение должно быть более ощутимым за те учебные успехи, достижение которых было трудным и больше зависело от приложенных учеником усилий, чем от его способностей. Наказания должны играть стимулирующую роль, затрагивать и актуализировать потребность ученика в самосовершенствовании, усиливать у него мотивацию именно достижения успехов, а не избегания неудач (подробнее см. 6.4).
Наконец, учебный материал также является источником важных факторов успешности научения. Главные из них – содержание материала, одновременное сочетание его доступности пониманию учащегося и достаточного уровня сложности. Доступность обеспечивает максимально полное усвоение материала учащимися, а сложность – их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны разумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое развитие, а слишком сложный не будет понят учащимися и полностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально. Еще один важный момент – связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости данного материала для него. Материал, тесно связанный с потребностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих равных условиях воспринимается как менее трудный. Одновременно с этим чрезмерно легкий материал, не требующий определенной степени умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности должно регулярно вызывать у учащегося чувство успеха, поэтому положительное отношение и интерес к учебной деятельности формируются в условиях реального преодоления трудностей, а это значит, что сами эти трудности должны быть посильны ученику.