к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Сигматизм

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.

Сигматизм

Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.

Причины сигматизма

Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:

В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Фонетическая характеристика свистящих и шипящих

Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:

Виды сигматизма

Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:

Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Коррекция

Медицинская помощь

Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.

При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:

Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).

Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.

Источник

К какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Аннотация: Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков.

Статья:

Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Основные причины возникновения

Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.

Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.

Выделяют несколько основных причин сигматизма:

В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.

Симптоматика

Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.

К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:

Основные виды сигматизма

Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.

Выделяют следующие типы:

Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.

Диагностика

Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.

Коррекция сигматизма

Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.

Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:

Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.

Упражнения на укрепление языка:

При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Постановка и автоматизация звука

Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.

Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.

Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.

Источник

Сигматизм: причины, виды и методы коррекции

Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Основные причины возникновения

Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.

Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.

Выделяют несколько основных причин сигматизма:

В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.

Симптоматика

Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.

К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:

Основные виды сигматизма

Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.

Выделяют следующие типы:

Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.

Диагностика

Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.

Коррекция сигматизма

Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.

Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:

Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.

Упражнения на укрепление языка:

При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.

к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Смотреть картинку к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Картинка про к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков. Фото к какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Постановка и автоматизация звука

Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.

Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.

Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.

Источник

К какому виду нарушения звукопроизношения относится межзубное произношение шипящих звуков

Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера (М.Ф. Фомичёва, 1981).

Помимо вышеописанных, в логопедической литературе выделяют нарушения смягчения и озвончения звуков.

В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными глухими; б) недостаточное озвончение; в) недостаточное оглушение. Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Исследователи отмечают, что оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т.е. постоянная их замена парными твердыми звуками; б) излишнее смягчение в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т.е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л’, р’, й, в, д и т. д. Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер. В группах ротацизмов, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизмы и параротацизмы, параламбдацизмы и т.д.

Необходимо сказать также, что у разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит название простого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т.п.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Многие авторы отмечают также, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют. Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. О.В. Правдина (1973) выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

В целом, выделенные уровни отражают этапы усвоения звука в процессе развития ребенка, выявленные А.Н. Гвоздевым (1961). Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов он может задержаться или остановиться.

Список литературы:

Источник

4. Дифференциация звуков с и ш в предложениях.

Са-са-са, на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш, слон с лисою съели душ.

Кошка ловит «миску», Мама моет «мышку». На виду у детворы «Крысу» красят маляры Пожарный носит «кашку», Саша ела «каску». Танцует Миша в «машке», Конфету дали «маске».

5. Дифференциация звуков [с] и [ш] в связной речи

Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [с] и [ш].

Вставить в текст пропущенные буквы [с] и [ш].

В саду

7. Развитие фонематических представлений. Из предложенных картинок выбрать предметы, в названиях которых есть звук [с], а потом те, что со звуком [ш].

Придумайте слова со звуками [с], [ш]. А теперь загадайте эти слова друг другу. Называйте только первый и последний звуки слова.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.

3. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой – М.,1999

5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедия. – М: «Просвещение», 1989.

6. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

7. Рождественская В. И., Гадина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. – М., 1968.

1. Сигматизм является:

А. Фонематическим нарушение;

Б. Фонетическим нарушением;

В. Фонетико-фонематическим нарушением;

2. Аккустическим эффектом является замена исходного звука звуком [ф] при:

А. Губно-зубном парасигматизме;

Б. Боковом сигматизме;

В. Призубном парасигматизме.

3. С какой целью применяется упражнение «кошка сердится»:

А. Для укрепления круговой мышцы рта при сигматизме свистящих;

Б. Для выработки дифференцированных движений кончика языка при сигматизме свистящих;

В. Для выработки широко распластанного языка при сигматизме шипящих.

4. Через межзубное произношение ставят:

А. Боковой сигматизм и призубный парасигматизм;

Б. Губно-зубной парасигматизм и призубный парасигматизм;

В. Боковой сигматизм и свистящий парасигматизм.

5. Для автоматизации каких звуков характерна последовательность: произнесение обратных слогов, произнесение прямых открытых слогов, слогов со стечением согласных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *