к какому виду культуры относятся телесериалы
Аналитика культурологии
Электронное научное издание
ФЕНОМЕН ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СЕРИАЛОВ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ.
массовая культура, телевизионные сериалы, серия, сюжет, телевидение, зрители, повседневная жизнь, норма.
Аннотация:
в статье рассматривается феномен телевизионных сериалов с разных смысловых позиций. Обосновывается актуальность телевизионных сериалов в современной массовой культуре. Проводится анализ данных социологического исследования.
Текст статьи:
Массовая культура является неотъемлемой частью культуры в современном мире, частью имеющей широкое распространение. Телевизионные сериалы представляют собой феномен массовой культуры возникший в 20 веке, занимающий значительное место по содержательным, временными и функциональным позициям. Такая их значимость в массовой культуре связана с рядом причин. Они заполняют телевизионное время, в связи с большим количеством каналов. Чрезвычайно велика социальная значимость, так как позволяют проводить определённые мировоззренческие ориентиры, постулаты и тем самым воздействовать на сознание телезрителей. Телесериалы объективно полифункциональны. Позволяют донести квазикоммуникационные ценности, а модели поведения, визуальные образы фразеологически переносятся в обыденную жизнь. Имена детей из реальной жизни совпадают с именами героев, изучая их можно сказать в какое время родился ребёнок. С одной стороны телесериалы — это феномен массовой культуры, а с другой инструмент воздействия на реальную жизнь. Ценности которые там транслируются плавно перетекают в нашу обыденность.
Поэтому одним из отправных моментов исследования стал вопрос: «Как Вы думаете телевизионные сериалы важное составляющее современной массовой культуры?». 54% опрошенных ответили, что телесериалы иногда имеют значение, 31% респондентов считают, что телесериалы — важное составляющее современной массовой культуры, они формируют ценности, модели поведения, необходимые в современной жизни. 15 % думают, что телесериалы отчасти важная составляющая. В ходе исследования было выяснено, что никто из респондентов не считает телесериалы вообще не важными.
Телесериал — это художественное или документальное кинопроизведение, состоящее из множества серий и предназначенное для демонстрации по телевидению. Каждая серия оформлена как самостоятельная единица большой истории с собственным продолжением. Группы героев появляется от недели к неделе, позволяя транслировать историю как несколько параллельно происходящих приключений со множеством вариаций. Каждый герой отрабатывает несколько направлений. Каждое действие составляется, как правило, из десяти — пятнадцати серий. В каждой серии – трансляция нескольких действий с несколькими группами героев.
Первый телевизионный (черно-белый, естественно) сериал назывался «Одинокий рейнджер». Он был снят по заказу ABC и шел с 1949 по 1957 год, раз в неделю. В главной роли снимался Клейтон Мур, потом — Джон Харт. Рейнджер и его помощник, индеец Тонто, охраняли порядок и покой дикого, дикого запада.
Сериальная продукция как бы вписана в образ жизни. Она ориентирована на показ по центральным и кабельным каналам телевидения с определёнными интервалами (обычно раз в сутки или раз-два в неделю), в определённое время. Просмотр даёт разрядку после рабочего дня, некоторым позволяет восполнить недостаток разнообразия в собственной жизни.
Рассчитаны на разную возрастную аудиторию. Большинство опрошенных считают, что телесериалы смотрят пенсионеры. Но необходимо подчеркнуть, что из респондентов 15%- подростки, 30% — молодёжь, 26% — средний возраст, 29% — пенсионеры. Как мы видим, наблюдаются явные противоречия в ответах респондентов, т. к. 54% опрошенных смотрят телесериалы каждый день.
Благодаря ещё одной особенности телесериалов (неизвестно, что будет дальше) являются очень хорошим средством привлечения и удержания аудитории телеканалами (люди будут смотреть канал с любимым телесериалом чаще), а также для проката видеорекламы. Сюжетная линия обычно растянута на большое количество серий, очень подробна. Материал подаётся в маленьких дозах и таким образом, что если зритель пропустил несколько серий, он всё равно понимает суть происходящего. Зачастую само развитие сюжета на начало съёмки телесериала неизвестно даже автору, сюжеты новых серий пишутся в процессе создания, нередко уже после начала трансляции по телевидению.
В нашей стране само представление как об особом жанре сложилось вместе с проникновением западной телепродукции на российские экраны во времена перестройки. Мелодраматические, детективные, полицейские, и даже мультипликационные телесериалы северо и латиноамериканского производства несли с собой огромный запас нового, чужого культурного опыта.
Проведённое исследование показало, что наиболее популярный жанр телевизионных сериалов — мелодраматический, такие смотрят 52% респондентов, 28% смотрят детективные, 14% — комедийные, 6% мистические.
По тематике самые популярные телесериалы – семейные (71%), профессиональные смотрят 15%, молодёжные 7%, космические 7%.
Такие ответы респондентов на эти вопросы могут быть связаны с тем, что первые телесериалы были семейные и мелодраматические. К тому же можно предположить, что члены семьи собираются вечером пред телевизором и право выбора предоставляется старшему поколению. То, что комедийные телесериалы смотрят лишь 14% скорее всего объясняется тем, что качественные ситкомы появились у нас сравнительно недавно.
Жанр телевизионных сериалов раскрывает такие понятные любому зрителю темы власти и денег, победы и поражения, любви и ненависти, и, в конце концов, жизни и смерти. Убедительность и неоднозначность характеров, реалистичность сюжета — именно это обеспечило им невероятную популярность. Телесериал — это своего рода курс лекций о том как следует вести себя в современном обществе. Каждая серия — особенный набор жизненных ситуаций, в которых каждый из специально подобранных персонажей демонстрирует одну из возможных моделей поведения. При просмотре зритель начинает ассоциировать себя с наиболее близким ему персонажем и сопереживает ему. Таким образом он как бы переживает всё, что происходит на экране. Главное в этом процессе то, что каждый персонаж неоднократно использует схожие приёмы общения, которые идентифицируют его как личность. Персонажи между собой демонстрируют то, что зритель воспринимает как норму социальной жизни. А разнообразие жизненных ситуаций, в которые попадают герои, создают разнообразие и позволяют наиболее полно определить социальную позицию персонажа.
Сериальная продукция, особенно «жизненная», служит источником информации, причём достаточно достоверной информации, для многих людей чей информационный голод не удовлетворяется узким и банальным кругом общения, они находят ответы на многие вопросы которые возникают в процессе существования в обществе.
На вопрос: «Как Вы думаете, отечественные телесериалы отражают изменения, произошедшие на протяжении последнего десятилетия, в общественном сознании нашей страны?», — 69% считают, что телесериалы отражают изменения в общественном сознании, 23%, что не отражают. Необходимо выделить, что только 8% думают, что отчасти отражают.
Телесериал, как феномен массовой культуры, подчиняется принципам построения формульных жанров. Он опирается на устойчивые сюжетные ходы, визуальные и вербальные клише. Его текст составлен из вариаций стандартных ситуаций образцов. Ориентирован на привычное, легко опознаваемое, и хотя интрига, неожиданное развитие действия и драматизм удерживают аудиторию у экрана, но такой фильм должен потребляться с комфортом. Зритель вправе рассчитывать на своё предварительное знание, проявляемое на уровне каждой отдельной ситуации.
На сегодняшний день снято множество разных телесериалов, которые трудно приводить к общему знаменателю. Они провоцируют разговор о качестве, их легко ругать за низкий художественный уровень. Среди мыльных опер, как и среди других произведений массовой культуры, есть свои шедевры и множество «проходных работ».
В связи с выше сказанным был задан вопрос: «Сделайте прогноз на будущее: повысится ли качество отечественных телесериалов?» 46% анкетируемых ответили, что качество отечественных телесериалов повысится. Интересно, что 31% считают, что понизится, а 23% — останется на таком же уровне. Получается чуть больше половины опрошенных (54%) считают, что качество понизится или останется на таком же уровне.
Телевизионные сериалы нормируют и регламентируют нашу жизнь. При этом ориентированы на производство социальных образцов и норм поведения. Их можно рассматривать как обучающее устройство, транслирующее правила жизни, культурные установки. Неслучайно, чем экзотичнее декорации, тем больше вероятность, что аудитории представят набор стандартных социальных ситуаций и правил их разрешения. Телесериал стал нормой повседневной жизни. Это подтверждается проведённым социологическим исследованием. Ответы на вопрос: «Вы смотрите телесериалы?», — показали, что не смотрят телесериалы вообще лишь 15% опрошенных, 54% смотрят, а 31% смотрят иногда. Но в тоже время каждый день смотрят телесериалы 54% опрошенных, несколько раз в неделю 31% и один раз в неделю 8%. Варианты ответов несколько раз в месяц и 1 раз в месяц не выбрал никто из респондентов.
На вопрос: «Как Вы относитесь к телевизионным сериалам?», — 54% респондентов ответили, что никак не относятся к телесериалам, 31% респондентов задумываются о телесериалах, когда смотрят их. Лишь для 15 % они имеют огромное значение, таким образом мы можем сделать вывод, что эти люди искренне сопереживают героям.
Телесериалы идут в определённое время на протяжении длительного периода, поэтому раздвигают телевизионные границы, герои становятся членами семьи, делают более разнообразной жизнь тех людей, которые не имеют своей. Поэтому, неудивительно, что при проведении анкетирования на вопрос: «Вы смотрели хотя бы одну серию какого-либо телесериала?», — все респонденты ответили, что смотрели.
Респонденты по-разному оценили влияние телесериалов на зрителей. Примечательным является то, что лишь 8% из 25 человек считают, что телесериалы оказывают и положительное и отрицательное воздействие. 26% считают, что телесериалы оказывают только положительное воздействие, а 14%, что только отрицательное. Но в тоже время 44% опрошенных ответили, что не задумывались об этом, 8% ответили, что никак не влияют.
К данному жанру нельзя относиться однозначно положительно или отрицательно. Являясь отражением нормированных сторон жизни содержат многообразные оценки и могут использоваться разными слоями населения в разное время.
Список использованных источников.
1. Акопов А. Сериал как национальная идея //Искусство кино.–М.: 2000.- № 2.
2. Арсеньев В. Эпоха сериалов в России только начинается //Искусство кино. М.: 2000.- № 2.
3. Багиров Э. Очерки теории телевидения.- М.: Прогресс, 1977.
4. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. — М., 1997.
5. Матизен В. Немыльная Россия //Искусство кино 1996, № 12.
Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры
Определение массовой культуры
Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.
К произведениям массовой культуры относятся:
популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;
средства массовой информации;
Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters
Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.
Развитие массовой культуры
Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.
В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.
Признаки массовой культуры
Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.
Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.
Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.
Преимущества и недостатки массовой культуры
Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?
Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:
Она отличается демократичностью, доступна каждому.
Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.
Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.
Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.
Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.
В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:
Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.
Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.
Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.
Унифицирует мысли и образ жизни.
Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».
Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters
Связь массовой культуры с народной и элитарной
Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.
Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной
Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).
А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.
Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры
Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.
Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.
«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск
Элитарная культура со временем может быть усвоена массами
Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год
Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.
Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год
Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».
Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами
В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:
Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146
За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3
Социология. Тест 47
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Период многообразных, быстрых культурных изменений, результаты которых трудно прогнозировать, получил название культурная (-ый)
атака
упадок
взрыв
шок
2. «аккультурация» – это
невосприимчивость человека к нормам чужой культуры
равнодушие человека к нормам господствующей культуры
механизм одновременного обучения и социализации индивидов, живущих в чужой культурной среде
неспособность человека социализироваться
3. Появление новых культурных и духовных ценностей как основную причину социальных изменений выделял
Ф. Энгельс
К. Маркс
Р. Дарендорф
М. Вебер
4. Проанализированный п.а. сорокиным идеальный тип культуры, ценности которой ориетирует человека на улучшение материальных условий жизни, преобразование природы и на гедонистические образцы поведения, называется
патриархальная
идеациональная
чувственная
религиозная
5. Человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование
в Античности
в эпоху Средневековья
в XIX в.
в XX в.
6. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие – это
социальное взаимодействие
диффузионизм
аккультурация
институционализация
7. К базисным элементам культуры относятся
язык, ценность, культурная норма
язык, ценность, табу
обычай, мораль, религия, право
ценность, культурная норма, социальный контроль
8. Народная культура включает
изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу
мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы
популярную и эстрадную музыку, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные «сенсации» и т.д
строения, памятники, автомобили, книги и т.д
9. Термин «поп – культура» является синонимом
национальной культуры
массовой культуры
элитарной культуры
народной культуры
10. Гламурные журналы, реклама, телевизионные сериалы относятся к ________ культуре
этнической
массовой
элитарной
современной
11. Культурная депривация характерна
для детей из бедных семей
для представителей среднего класса
для социальной элиты
для детей рабочих
12. Совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям – это
социальное управление
социальный контроль
социальные нормы
традиции
13. Нравственные императивы, требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о должном и непозволительном – это нормы
эстетики
морали
религии
права
14. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения
вторичная
формальная
референтная
неформальная
15. Состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, гарантирующих общественный порядок, называется
реформа
апатия
аномия
эволюция
К какому виду культуры относятся телесериалы
Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Массовая культура. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект — да, верно.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты — нет, неверно.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение — нет, неверно.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус — да, верно.
5) Телесериал интересен кругу знатоков — нет, неверно.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки — да, верно.
К какому виду культуры относятся телесериалы
Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ |