к какому виду красноречия относится речь в честь юбилея начальника цеха
К какому виду красноречия относится речь в честь юбилея начальника цеха
Глава II
Культура ораторской речи
§10. Роды и виды ораторской речи
К социально-политическому красноречию относятся выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские, парламентские речи.
Приведем в качестве примера отрывок из речи П.А. Столыпина «О праве крестьян выходить из общины», произнесенной в Государственном совете 15 марта 1910 года: «Я так настоятельно возвращаюсь к этому вопросу потому, что принципиальная сторона законопроекта является осью нашей внутренней политики, потому что наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого достаточного класса на низах, потому что на наличии этого элемента зиждутся и наши законопроекты об улучшении, упорядочении местной земской жизни, потому, наконец, что уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом» [28, 251].
К числу талантливых политических ораторов принадлежали М.А. Бакунин, русский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества, П.А. Кропоткин, русский революционер международного масштаба, участник многих событий в Европе, В.И. Засулич, одна из организаторов группы «Освобождение труда».
Среди известных политиков, выступавших в Государственной думе (1906-1917), назовем уже упомянутого П.А. Столыпина, С.Д. Урусова, В.А. Маклакова, Ф.А. Головина, И.Г. Церетели, П.Б. Струве, П.Н. Милюкова, В.М. Пуришкевича, Н.А. Хомякова, В.В. Шульгина, С.Ю. Витте, И.Г. Петровского, А.Е. Бадаева. Выдающимся оратором был Г.В. Плеханов, который владел удивительной способностью привлекать к своим словам внимание аудитории.
В начале XIX в. развернулась кипучая деятельность революционных ораторов. Они в основном выступали на митингах. Эти ораторы несли в массы новые идеи о жизни и светлом будущем. К первым годам установления советской власти относятся выступления таких сложившихся еще до революции ораторов, как Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, С.М. Киров, А.М. Коллонтай, В.И. Ленин, А.В. Луначарский, Л.Д. Троцкий, Г.В. Чичерин и другие.
Стремительно развивается парламентское красноречие и сегодня. В нем отражается столкновение различных точек зрения, проявляется дискуссионная направленность речи.
Ключевский находил простые, свежие слова. У него не встретишь штампов. А свежее слово радостно укладывается в голове слушателя и остается жить в памяти» [32, 47-48]. Вот отрывок из лекции В. О. Ключевского «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица», прочитанной им в Училище живописи, ваяния и зодчества весной 1897 года: «Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет
физиономию и наружность человека, все это окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек» [13, 29]. Вы видите, насколько прозрачна мысль ученого, как точно она выражена, через какие простые слова, вызывающие конкретные ассоциации, яркие образы. Такая лекция всегда привлекает слушателей, вызывает у них глубокий интерес.
Приведем отрывок из речи Н.П. Карабчевского в защиту капитана 2-го ранга К.К. Криуна (дело о гибели парохода «Владимир»). В ночь на 27 июля 1894 года на Черном море произошло столкновение парохода «Владимир», следовавшего из Севастополя в Одессу, с итальянским пароходом «Колумбия». Последствием столкновения было потопление парохода «Владимир» и гибель находящихся
К социально-бытовому красноречию относится юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или произнесенная в честь отдельной личности, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь, произносимая на официальных, например дипломатических, приемах, а также речь бытовая; надгробная речь, посвященная ушедшему из жизни.
Одним из видов социально-бытового красноречия было придворное. Для него характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года» М.В. Ломоносовым. Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала Ломоносов восхваляет Елизавету, вступившую на престол после смерти Петра I: «Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское Государство всемилостивейшей Самодержицы нашей празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение. » А затем оратор говорит о Петре I, отмечая его заслуги, обрисовывая облик императора. И заключение таково: «А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Дщерь твоя царствует, внук наследник, правнук по желанию нашему родился; мы тобою возвышены, укреплены, просвящены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!» [7, 265]. В таком же стиле М.В. Ломоносов
произнес «Слово похвальное Государыне Императрице Елизавете Петровне» 26 ноября 1749 г.
Для речей такого рода, как представляется, характерны не жесткий план изложения и освещение разных сторон личности, причем только положительных сторон. Это панегирик.
Отдел зародился в атмосфере великодушных чувств и в минуту яркого поднятия народного самосознания. В нем живы воспоминания величайшей ресрормы минувшего столетия, в его рядах служили сподвижники великих деятелей освобождения крестьян. Казалось, данный тою эпохой импульс к усиленной работе отразился на всей дальнейшей работе отдела. Действительно, нельзя не признать громадный труд отдела по устройству на необъятном пространстве России быта различных разрядов сельских обывателей, по разработке узаконений в развитие и дополнение акта 19 февраля.
Будем же верить, что и в наши дни Земский отдел сослужит Государю ожидаемую от него службу и внесет в общегосударственную работу свою долю воодушевленного труда» [28, 116-117]. Эта речь относится к социально-бытовому красноречию, посвящена юбилею Земского отдела, т. е. речь юбилейная, торжественная, панегирик. В ней рассказывается об истории создания отдела, направлениях его работы, результатах этой работы.
проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь официальную, адресованную самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием.
После того как князь Владимир Святославич в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран, главным образом Византии, создания оригинальных памятников искусства.
Как видим, основу речей любого рода составляют общеязыковые и межстилевые средства. Однако каждый род красноречия имеет специфические языковые черты, которые образуют микросистему с одинаковой стилистической окраской.
Тема 12. Социально-бытовое красноречие
Самая большая роскошь на свете – это роскошь
Антуан де Сент Экзюпери
Особенностям такого рода красноречия уделялось внимание ещё в античной традиции (эпидейктические, т.е. торжественные хвалебные речи уже тогда выделялись как самостоятельный тип красноречия). В России расцвет торжественных пышных хвалебных речей падает на XVIII век. Известны, например, хвалебные речи, или панегирики, царствующим особам, принадлежащие М.В.Ломоносову – «Слово похвальное Ея Величеству Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской». Придворному красноречию было характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755 года». Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала М.В.Ломоносов восхваляет Елизавету (дочь Петра I ). Затем оратор говорит и об императоре и в заключении отмечает: «А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся. Мы тобою возвышены, укреплены, просвящены, обогащены, прославлены.… Твои заслуги больше, нежели все силы наши!»
Конечно, юбилейные речи произносились и позже, и сейчас они звучат. Но уже в XIX веке подобная пышность утрачивается. Например, начало речи С.А.Андреевского на юбилее В.Д.Спасовича, произнесенной 31 мая 1891 года: «Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать всё, что угодно, – только не юбиляра. Вы глава нашей адвокатуры, славный учёный, большой художник, вечно памятный двигатель,– лично для меня: дорогой друг и человек, – всё, что хотите, – но не чиновник-юбиляр!»
*Любое похвальное слово содержит преувеличение. Почему? Необходимо ли это?
Застольные высказывания делятся на неофициальные и официальные. Неофициальные тосты произносятся в непринужденной, дружеской обстановке, общающиеся ведут себя свободно. В тематике тостов нет серьёзных ограничений. Официальные тосты произносятся сдержанно, предполагают соблюдение определённого речевого регламента, формальностей. Круг тем официального тоста ограничивается главным образом поводом торжества.
Официальный тост посвящается какому-либо событию, тональность высказывания исключает даже намек на фамильярность, соблюдаются правила речевого этикета. Язык официального тоста характеризуется особой торжественностью и пафосом, соответствует главным образом публицистическому стилю.
Потрясённый смертью Петра I Феофан Прокопович в 1725 году пишет знаменитое «Слово на погребение Петра», в котором говорит о значении деятельности Петра I для Российского государства.
Безусловно, социально-бытовое красноречие не ограничивается теми видами, которые были перечислены. Ведущее место среди специальных руководств и наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало», которая была напечатана в 1717 году. Эта книга сыграла огромную положительную роль в развитии культуры, речевого этикета в среде российского дворянства. Не менее интересен памятник XVI века «Домострой».
Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «… Поговорим о добродетели и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу» (Аристотель). Жанры, в которых реализуется этот вид речи – поздравление, тост, похвала, – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д. Ее основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.
Этот тип речи возник в Древней Греции в V веке до н.э. Считалось, что произносящий эпидейктическую речь должен выразить свое понимание прекрасного и постыдного, дать оценку, содержащую похвалу или порицание, рассуждать о добродетели и пороке. Причем объектом для восхваления может быть не только человек, но и явление, и животное, и неодушевленный предмет. По Аристотелю, задача эпидейктической речи – хвала добродетели в разных ее проявлениях, хвала всему, что достойно похвалы: справедливости, мужеству, мудрости, щедрости, благоразумию и другим достойнейшим качествам. Восхвалялись поступки, результаты которых было благо для окружающих. Такая хвалебная речь должна возбудить у слушателей чувство восхищения, благодарности, ликования, гордости, радости. Параллельно с этим эпидейктическая речь могла возбуждать и прямо противоположные чувства. Аристотель называет их «хула», которая как порицание, осуждение была направлена на возбуждение столь же сильных, но осуждающих чувств. Осуждались трусость, несправедливость, пороки, свойственные человеческой натуре, скупость и др. Но, даже порицая, эпидейктическая речь возбуждала не чувство уныния или безнадежности, а чувства негодования, гнева – чувства, направленные на осуждение и исправление недостатков.
Особый вид эпидейктической речи обращен, по мнению Аристотеля, к прошлому, истории. Не случайно и до сих пор торжественные хвалебные речи часто обращены к прошлому: они произносятся в честь годовщин, побед, юбилеев победителей, при открытии исторических памятников. Цель каждой такой речи – возбудить в потомках чувство благодарности, гордости, чувство патриотизма и сопричастности.
Эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что: а) хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе и у данной аудитории; б) законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения, при этом, как отмечает А.К. Михальская, преувеличение – это закон жанра, принятая в речевой традиции условность; в) оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги; г) случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.
Очень распространено было эпидейктическое красноречие на Руси, где оно развивалось с XI – XII вв., опираясь на многовековую традицию красноречия античного.
Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического и памятников красноречия торжественного. Красноречие эпидейктическое, или торжественное, требовало от пишущего глубины содержания, знаний, общей культуры. Произведения такого рода на Руси назывались «слово»: «Слово о законе и благодати митрополита Илариона», «Слово о полку Игореве». Составлялось «слово» в строгом соответствии с правилами и традициями византийского и античного красноречия.
Анализируя торжественное красноречие на Руси, исследователи отмечают, что торжественная речь была посвящена какому-либо злободневному вопросу текущей современности и именно в силу этой повышенной эмоциональности производила сильное впечатление.
В ряде случаев к эпидейктическим речам можно отнести и некоторые протокольно-этикетные выступления, цель которых не только соблюсти традиции общения в данной ситуации, предписания этикета, но и воодушевить слушателей, пробудить чувства восторга, благодарности, преданности и т.п., что полностью совпадает с задачами эпидейктической речи.
В настоящее время можно говорить о жанре нравоучительной, воспитательной беседы и критических выступлениях начальника по отношению к подчиненным. С риторической точки зрения и хвалебные, и ругательные речи относятся к одному и тому же виду.
Несмотря на многообразие жанров, эпидейктическая речь обладает комплексом содержательных и структурных элементов, а главное, общей целью – возбуждение у слушателей чувств и эмоций.
Помимо информационной, важнейшая функция языка – коммуникативная: общение, установление и поддержание контакта между членами общества.
Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разными собеседниками на бытовые, профессиональные, специальные темы вовсе не с целью победить, убедить, подчинить себе оппонента. Значительную долю наших коммуникативных взаимодействий с другими людьми – и долю совершенно необходимую для психологического здоровья личности – составляет «бесцельное» свободное общение ради удовольствия, отдыха, обмена положительной энергией с хорошо знакомыми или порой вовсе не знакомыми людьми.
Речевое общение как социальное взаимодействие связано с дискурсом. Дискурс – связная речь в совокупности с нелингвистическими обстоятельствами её протекания, речь во взаимосвязи с живой жизнью: её событийным контекстом, социальными и психологическими характеристиками. Дискурс + речевая ситуация = речевое событие. То, насколько ярко светит для вас солнце, в основном зависит от общего результата множества мелких и, казалось бы, незначительных происшествий, в которых участвовали вы, ваша речь и окружающие – назовём эти происшествия речевыми событиями. (Впечатления от разговоров, даже в транспорте может возникнуть речевое взаимодействие).
1. Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, коммуникативная заинтересованность. Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижения собеседниками согласия.
2. Настроенность на мир собеседника.
3. Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.
4. Успешность речевого общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира.
5. На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения, (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние – все это может предопределять судьбу разговора. Различают общение контактное и дистантное, непосредственное –опосредованное, устное – письменное. Межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Предел допустимого расстояния: Межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5 – 1,2 м; социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2 – 3,7 м; публичное расстояние – 3,7 м и более. Разговор «творят» речевые отрезки (реплики), темп, жесты, мимика, взгляды, позы. Разговор развивается во времени. Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание.
Речевое общение во многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действие, состояние, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.
Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.
Факторы, приводящие к коммуникативной неудаче :
1. Чуждая коммуникативная среда сводит на нет усилия участников общения, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга.
2. Серьёзным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения.
3. Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет ритуализовано. При этом нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику.
4. Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего.
«Кто не считается с обстоятельствами, кто не в меру болтлив, кто хвастлив, кто не считается ни с достоинством, ни с интересами собеседников и вообще кто несуразен и назойлив, про того говорят, что он «неуместен» (Цицерон). Несовпадение социокультурных особенностей участников общения также может повлечь за собой неуместные фразы, приводящие к коммуникативному провалу. Юмористический финал диалога, приведенного в статье Н.Н.Трошиной: «Коммерсант Майсль приезжает из Черновцов в Вену. Вечером он хочет пойти в Бургтеатр. Он спрашивает в кассе театра: «Ну, что у вас сегодня на сцене?» – «Как вам будет угодно». – «Отлично! Пусть будет королева Чардоша». (Бургтеатр – драматический театр. «Как вам будет угодно» – пьеса Шекспира).
5. Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются. (низкий уровень языковой компетенции – прийти на бровях, неясность слов-терминов, разный уровень знаний, психологические пристрастия, разное осмысление одних и тех же фактов и событий).
Жанры речевого общения
Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М.М.Бахтину. По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник.
В настоящее время разговорная речь вызывает большой интерес целого ряда наук как выразитель между языком и условиями его применения, а также носитель сведений о городской и национальной культуре.
Такое разное красноречие
«Многие, совершающие постыднейшие поступки, произносят прекрасные речи»
Демокрит
О родах и видах
В научной риторике принято выделять две области: риторика общая и частная. Общая рассматривает то, каким образом создается замысел (речи, выступления, текста) в целом и как он воплощается в высказывании или на письме.
Частная же риторика (или, как часто говорят, «многочисленные частные риторики») изучает особенности построения речи в разных видах словесного искусства, в разных профессиях, в разных областях деятельности. В учебнике Николая Федоровича Кошанского, созданном в первой трети XIX века, представлена такая точка зрения: «Общая риторика содержит начальные, главные, общие правила всех прозаических сочинений. Частная риторика, основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки, цель». Несмотря на то, что с момента издания этого учебника прошло почти двести лет, определение актуально и поныне.
«Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли» (Фридрих Энгельс)
Одним словом, «как построить выступление перед большой аудиторией?» это вопрос из области общей риторики. «Как построить свою речь адвокату Сидорову, который завтра должен защищать клиента?» — это уже риторика частная.
Конечно же, обе эти области — общая и частная риторика — неразрывно связаны друг с другом. Идеальный вариант—когда человек сначала изучает правила и принципы общей риторики, а потом овладевает хитростями частными, необходимыми конкретно для его профессии, специальности. Если же применение изученного на практике пока не планируется (например, учащийся хочет познакомиться с риторикой «для себя»), то на первое время вполне достаточно изучения общей риторики.
Что же касается разнообразных родов и видов частной риторики, то в современном мире можно насчитать множество систематизаций, каждая из которых вполне стройная и оправданная. Довольно популярна систематизация, основанная на делении видов риторики на ораторику (от лат. «говорить») и гомилетику, (от греч. «собеседник»).
Еще одно, скорее всего, незнакомое вам пока слово — гомилетика (от греческого слова «собеседник», «слушатель»). Так называется богословская наука о правилах ведения проповеди. Это более узкое понятие, нежели риторика.
В первой главе вы, возможно, обратили внимание на врезку на полях, в которой рассматривалось значение слова «гомилетика» — так обозначалось церковное красноречие. Но иногда словом «гомилетика» также объединяют те виды частной риторики, которые рассчитаны на целый курс выступлений (лекций, проповедей, митингов).
Например, преподаватель вуза только на первом занятии вводит студентов в курс дела относительно того, что и как они изучают, а в дальнейшем уже только расширяет и углубляет тему. Он не будет на каждой последующей лекции заново растолковывать цели, задачи, перспективы изучаемой дисциплины.
Схожие черты есть и у церковных проповедей. Так, священнослужитель не будет каждый раз объяснять собравшимся, что такое Библия или как выглядят Десять заповедей. Кроме того, в большинстве случаев священник служит в одном и том же приходе, более или менее знает основной состав своей паствы, а это значит, что он не должен каждый раз обучать пришедших основам веры. Если, конечно, речь не идет о специальных занятиях для неофитов.
Иногда к гомилетике относят и пропагандистскую деятельность, и работу СМИ.
То есть гомилетика подразумевает, что оратор и аудитория встретятся еще не раз и не два, и каждая последующая встреча отчасти основывается на предыдущей и предваряет следующую. Гомилетика служит в основном развитию духовной сферы, обращается к памяти, абстрактному мышлению.
Ораторика объединяет те виды частной риторики, которые подразумевают однократное выступление перед аудиторией на заданную тему: речь адвоката на судебном заседании, выступление депутата в парламенте. Поэтому речь должна быть завершенной, не вызывать ощущения недосказанности. Такое выступление можно выхватить из контекста деятельности оратора, оно не требует возвращения к тому, что было уже сказано в прошлые разы. Конечно, здесь тоже бывают исключения: например, если адвокат защищает подсудимого на протяжении нескольких месяцев. Но в целом ораторика — это искусство однократного выступления, она более практична, «приземлена», более обращена к логике и доводам разума.
Иногда просто делят роды красноречия по сферам коммуникации, не подразделяя их на гомилетику и ораторику:
Как видим, нет единого мнения относительно того, какие роды и виды нужно выделять в искусстве риторики. Пожалуй, самым простым и логичным будет деление на общую и частную риторику и изучение их специфики.
Независимо от того, о какой риторике — общей или частной — идет речь, принято выделять семь основных компонентов речи:
От педагогики до. Тостов
Приведем несколько примеров того, как в различных видах красноречия (термины «красноречие» и «риторика» в данном случае для нас равнозначны) проявляются задачи, которые ставит перед собой оратор, а также какими характерными особенностями обладают эти виды.
Все они — какие-то раньше, какие-то позже — выросли из общего корня риторики античной, из правил, заложенных Аристотелем, Цицероном и их «коллегами». Выше приводились примеры разных родов красноречия; напомним, что систематизаций существует много.
Не всегда делают различие между риторикой академической и педагогической, иногда их называют дополнительными разделами по отношению друг к другу, но определенная разница между ними все же есть.
К области педагогической риторики относят теорию и практику речевой коммуникации педагога в школе, лицее, гимназии.
Педагогическую деятельность называют «областью повышенной речевой ответственности», и это вполне справедливо — подчас только от учителя зависит, насколько школьники заинтересуются материалом, насколько глубоко усвоят его и — в конечном итоге — насколько эффективно смогут применить свои знания. Таким образом, к главным задачам педагогической риторики можно отнести развитие мотивированности обучающихся, пробуждение их творческих способностей.
Высказываются такие требования к речи школьного учителя:
«Каков человек, такова и его речь» (Сократ)
Большой вклад в развитие педагогической риторики внесли Иоганн Песталоцци, Мария Монтессори, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Шалва Амонашвили. Правда, деятельность каждого из них была значительно шире, нежели просто «педагогическая риторика», но, если вам когда-либо придется готовить выступление перед малолетней публикой, в трудах основоположников мировой педагогики вы найдете немало интересного.
Академическое красноречие характеризуется:
К основным категориям академического красноречия принято относить доклад, лекцию в учебной аудитории, обзор, научно-популярную лекцию. В ходе общения с аудиторией оратор может сообщать о результатах научного поиска (эксперимента), обобщать научный опыт предыдущих поколений и представлять новые теории, предлагать новые решения существующих в науке проблем или критиковать устаревшие подходы.
Считается, что этот вид красноречия окончательно сложился в России в XVIII веке, когда Екатерина Романовна Дашкова (первая женщина, ставшая президентом Академии наук!) попросила у Екатерины II открыть общедоступные курсы на родном языке по основным отраслям наук для всех желающих. Хотя, конечно, искусство научной, академической речи существовало на Руси и ранее. К числу выдающихся «научных ораторов», блестящих лекторов можно отнести Тимофея Грановского, Василия Ключевского, Сергея Соловьева, Дмитрия Менделеева, Климента Тимирязева, Николая Вавилова, Владимира Вернадского и многих, многих других знаменитых ученых XIX — XX веков.
Судебное красноречие (наряду с политическим) относится к древнейшим разновидностям искусства слова. Интересно, что на родине риторики — в античной Греции — обвиняемый в большинстве случаев защищал себя сам, иногда, правда, обращаясь к помощи профессиональных составителей юридических текстов. Выступление обычно строилось по следующей схеме: суть дела — «художественное» представление события — аргументы защиты — яркое заключение, рассчитанное на эмоции суда и зрителей и подчас превращавшееся в главный элемент речи.
Высказывание А. В. Суворова как образец «военного красноречия»: «Одна минута решает исход баталии; один час — успех кампании; один день—судьбу империи»
С течением времени как в европейской, так и в российской практике появляются адвокаты, институт присяжных и другие привычные нам элементы судебного процесса. Вошли в историю такие непревзойденные мастера судебной риторики, как Федор Плевако, Анатолий Кони, Владимир Спасович.
Характерные особенности судебной риторики:
Легенда гласит, что лекции биолога, врача, физиолога и анатома Петра Францевича Лесгафта были столь интересны и всеобъемлющи, что некоторые слушатели записывались на занятия по второму и третьему разу подряд.
Развитие политического красноречия было тесно связано с развитием демократических институтов в античной Греции. В наше время это понятие стало весьма широким — сюда можно отнести и информационные новостные блоки, и предвыборную агитацию, и разоблачительные выступления политических противников, и революционные призывы, и многое другое. Характерные черты:
Есть свои особенности и у делового общения. Применительно к риторике здесь мы обычно рассматриваем выступление на совещании, переговоры, презентацию. Характерными приметами деловой риторики будут:
Социально-бытовое красноречие (его примеры приводились выше) отличается эмоциональностью, использованием черт фольклора (например, тост), значительной импровизационностью, свободой выражения. Правда, если речь идет об «этикетном общении», например о приеме в Букингемском дворце, то роль шаблонов и строгих правил неизмеримо возрастает. Впрочем, многие относят «дворцовые приемы» уже к области политической.
Черная риторика — игра без правил
Одним из самых популярных пособий по риторике в современном мире стала книга специалиста по консалтингу Карстена Бредермайера «Черная риторика: власть и магия слова», уже многократно переизданная.
«Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным» (Василий Ключевский)
Что такое черная риторика? Сам автор сравнивает речь, построенную по этим правилам, с «вербальными минами, сдобренными мышьяком». Более скромное определение черной риторики таково: это манипуляция всеми доступными приемами (диалектикой — искусством ведения диалога, эристикой — методикой ведения спора) для того, чтобы беседа постоянно сворачивала в удобное нам русло, чтобы мы могли «выбить из седла» оппонента, привести спор к нужному нам результату.
Можно все! Демагогические приемы, манипуляция, передергивание — ну и, конечно, эмоции, откровенный блеф и подколки. Конечно, при помощи подобных приемов удобнее маскировать свою несостоятельность как оратора, но, по мнению адептов черной риторики, она вовсе не означает возможность обойтись только запрещенными приемами. Напротив, чем более вы подкованы в обсуждаемом вопросе, чем более подготовлено ваше выступление, тем действеннее будут описанные Бредермайером хитрости.
Автор считает, что сами по себе риторические приемы, как бы сомнительно они ни выглядели, не могут нести положительного или отрицательного посыла—все зависит только от того, какую цель вы перед собой ставите как оратор. Играй на эмоциях, выводи оппонента из равновесия, поступай в споре так, как он не ожидает!—вот лишь часть арсенала тех, кто задался целью использовать в общении методы черной риторики. Отчасти (как вы уже, вероятно, заметили) у этого направления есть что-то общее с софистами античной Греции.
Какие основные правила можно выделить?
Это усиливает эмоциональность и отвлекает от попыток критично мыслить: в случае с черной риторикой лучше не давать слушателю такой возможности.
Примеры черной риторики Обвинение: «Ну о том, что в этой фирме работают нечистые на руку люди, мы все хорошо знаем».
Оскорбление «от третьего лица»: «Если бы я был вашим начальником, вы бы ответили за свою глупость!»
Изысканная вежливость в сочетании с уничижением: «Иван Иванович, я очень прошу вас простить меня, но на планерке вы несли такую околесицу».
Предложение выбора, при котором любой вариант представит оппонента нелицеприятно: «Вы проспали на работу, потому что опять перебрали в клубе или вам просто наплевать на наше общее дело?» (Можно вспомнить известное «Вы перестали пить по утрам коньяк? Да или нет?»)
Подчеркивание своего высокого положения с одновременным обесцениванием: «Ну что ж, выберем полчаса для того, чтобы посмотреть, чему нас научит вчерашняя школьница. »
Вот такая она, черная риторика. Использовать ли такие приемы — ваше личное дело. Это вопрос скорее морали, чем профессионализма (хотя никто не спорит, что черная риторика иногда весьма действенна). Мастеров, сделавших себе имя в области подобного красноречия, побаиваются, но уважают ли? Кроме того, довольно трудно нащупать ту грань, где заканчиваются подколки (пусть и обидные) и начинаются оскорбления и клевета, за которые вполне можно ответить по всей строгости закона.
Известная байка
Однажды Федор Плевако защищал старого священника, обвиненного в воровстве. Преступление было довольно очевидным, но Плевако убедил присяжных оправдать старика одной фразой: «Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал ваши грехи. Неужели вы не отпустите ему его прегрешения?»