к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

К какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Если, как это было показано выше, дефицит активного обще ния при достаточно сохранном реактивном способствует формированию особого диссоциированного типа дизонтогенеза, то более грубые формы нарушения общения, ограничивающие контакты ребенка с окружающими, связаны с дизонтогенезом иного типа. В клинике он описан как дизонтогенез задержанного типа, до стигающий в ряде случаев степени олигофреноподобного дефекта [146; 13; 166; 27]. Формирование задержанного типа дизонтогенеза обусловлено рано начавшимися и более прогредиентными форма ми «течения шизофрении.

Тяжелое течение болезни определяет и более тотальное на рушение потребностно-мотивационных компонентов психики, что приводит к глубокому снижению психической активности и грубому недоразвитию психики. Однако даже на этом фоне обнару живается диссоциированность психического развития, когда на фоне общего снижения проявляются некоторые возможности к формированию мыслительных и перцептивных операций, усвоению нового, сохранной памяти, хотя зачастую отсутствие интереса и побуждения к деятельности не позволяет проявиться этим сохран ным сторонам психики.

Нами были исследованы восемьдесят два ребенка, больных прогредиентными формами шизофрении, характеризующихся ди зонтогенезом задержанного типа. У всех этих детей отсутствовало инициативное общение, а уровень реактивного был снижен по сравнению с детьми описанной выше группы с искаженным ди зонтогенезом. Поведение характеризовалось пассивной подчиняем остью или негативизмом и импульсивностью. Предоставленные самим себе, они, как правило, оставались бездеятельными или непродуктивно активными. Интерес к игрушкам отсутствовал или был неустойчивым, игровые действия — непродолжительными по времени, однообразными. В то же время у части детей наблюда лись примитивные аутистические игры, отличавшиеся большей продолжительностью, устойчивостью и аффективной заряженнос тью. Для них был характерен уход от общения, в связи с чем возникали трудности при их включении в разные виды целена правленной деятельности. По сравнению с детьми описанной выше группы их спонтанная речь была беднее, отмечались более гру бое снижение ее коммуникативной направленности, нарушение интонационно-выразительной стороны речи. У них наблюдались недостаточность словаря, аграмматизмы, наличие таких патоло гических форм речи, как эхолалии и речевые стереотипии. Нару шения речевого развития носили диссоциированный характер, по скольку относительно больше страдала экспрессивная речь по сравнению с импрессивной.

В отличие от детей с искаженным дизонтогенезом, большинство из которых обучалось в массовых школах, дети с дизонтогенезом задержанного типа могли обучаться лишь во вспомога тельных школах, и лишь некоторые из них обучались индиви дуально.

При экспериментально-психологическом исследовании 6 позна вательной деятельности этих детей на первый план выступали значительное снижение психической активности, отсутствие инте ресов, снижение продуктивности. Произвольное внимание было нестойким и проявлялось лишь в отдельных заданиях, как пра вило, наглядно-действенного характера, которыми легче всего удавалось их заинтересовать. У них была снижена; возможн ость усвоения нового. Они отличались низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью (наряду с пресыщаемостью), инерт ностью и ригидностью психических процессов, склонностью к «стереотипизации всех форм деятельности. Уровень овладения пер цептивными действиями и мыслительными операциями был зна чительно ниже, чем у детей с искаженным дизонтогенезом. При ведем данные, полученные при исследовании мыслительной дея тельности.

На рис. 9 приводятся результаты выполнения задания «Пере сечение классов» испытуемыми этой группы, детей с искажен ным типом дизонтогенеза и здоровых детей контрольной группы.

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Рис. 9. Возрастная динамика решения задачи на пересечение классов группами здоровых детей (а), больных шизофренией с искаженным типом дизонтогенеза (б) и с задержанным типом дизонтогенеза (в). Обозначения те же.

На рисунке видна положительная возрастная динамика у ис пытуемых всех трех сопоставляемых групп. Однако у детей с за держанным типом дизонтогенеза на всех возрастных этапах отме чается выраженное отставание операций обобщения.

Та же закономерность выявляется по данным другой методи ки — «Классификации геометрических фигур» (см. табл. 4).

Таблица 4. Результаты классификации геометрических фигур

% правильных решений с учетом двух признаков

Источник

Классификация психического дизонтогенеза у детей

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики Екатерина Скороходова
Классификация психического дизонтогенеза у детей

Основными типами психического дизонтогенеза являются ретардация и асинхрония психического развития (Г. К. Ушаков, В. В. Ковалев).

Вопрос классификации нарушений развития имеет огромное значение для психологических исследований.

Так Л. Каннером была предложена классификация, основанная на выделении двух основных типов дизонтогенеза: недоразвитие и искаженное развитие. Г. Е. Сухарева (1959)предложила различать три вида аномалий онтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Близкой к предложенным классификациям является типология, предложенная Я. Лутцем. Он предлагал выделять пять типов нарушений психического развития: необратимое недоразвитие (связывал с олигофренией, дисгармоническое развитие (психопатии, регрессирующее развитие (прогрессирующие дегенеративные заболевания, эпилепсия, альтернирующее развитие (асинхрония, как в виде ретардации, так и акселерации) и развитие, измененное по качеству и направлению (шизофрения).

На основе приведенных выше типологий В. В. Лебединский предлагает следующий вариант классификации, который мы будем рассматривать как основной.

Он выделяет следующие варианты аномалий развития:

1. Общее психическое недоразвитие;

2. Задержанное психическое развитие;

3. Поврежденное психическое развитие;

4. Дефицитарное психическое развитие;

5. Искаженное психическое развитие;

6. Дисгармоничное психическое развитие.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция (слабоумие) представляет собой состояние, которое приобретается по причине органического поражения мозга. Органическая деменция проявляется нарушением речи, интеллекта, памяти, восприятия действительности, а также других познавательных функций.

В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью [ 8 ].

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Классификация игр. Методологические подходы Дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности.

Консультация «Классификация ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом.

Классификация игр дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Классификация методов и средств обучения Метод (от греч. Metodos – путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Консультация «Задержка психического развития у детей» Задержка психического развития – нарушение установленных сроков созревания эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер ребенка, замедление.

Классификация детского аутизма. Характеристика детей с разными уровнями аутизма Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» Факультет педагогики и психологии.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста Психическое развитие человека проходит в определенном темпе. Даже неспециалисты в психологии и педагогике могут определить возрастные возможности.

Задержка психического развития у детей О задержке психического развития можно говорить при нарушениях работы отдельных функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой.

Источник

Дизонтогенез: виды, признаки и особенности

Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.

Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.

Классификация

Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.

Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):

Основные формы и виды психического дизонтогенеза

В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.

Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.

Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.

Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.

Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.

Источник

К какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Аннотация: Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов.

Статья:

Социологи, медики, психологи и педагоги в последнее время начали замечать активный рост учащихся с проблемами социализации и усвоения школьного материала. За годы наблюдения учащиеся с определенными особенностями были разделены условно на группы, одной из которых стала «ЗПР».

На данный момент существует классификация типов ЗПР:

Дополнять и усложнять их могут заболевания невралгической, энцефалопатической, соматической или клинико-психологической структуры, которые оказывают влияние на развитие познавательной деятельности и заторможенность развития эмоциональной незрелости.

ЗПР как часть психического дизонтогенеза

Психический дизонтогенез – это целостное или частичное нарушение психики, сопровождающееся задержкой сроков и темпов развития ее отдельных компонентов. Впервые данный термин был использован в своей работе Г. Швальбе в 1927 году, именно так он характеризовал отклонения от нормы внутриутробного развития. Сегодня дизонтогенез используется в качестве обозначения форм нарушения онтогенеза, захватывая все периоды развития: от внутриутробного до достижения зрелости. В современных практиках чаще понятие заменяется фразой «аномалия развития».

Типы дизонтогенеза

Дизонтогенез в современной психологии разделяется на 4 основных типа:

Почему ЗПР считается специфическим видом дизонтогенеза?

ЗПР, в отличие от общей аномалии развития, характеризуется только замедленным темпом созревания волевых и эмоциональных умений и навыков, которые в большинстве случаев диагностируются в дошкольном или раннем школьном периоде. Состояние обычно сопровождается следующими симптомами:

Первичными нарушениями являются гнозис, память и т.д. – так называемые инструментальные функции. Вторичным нарушением считается мышление. Если сравнивать ЗПР с общим недоразвитием, то наблюдаются выборочные (мозаичные) нарушения, поддающиеся корректировке за счет использования специального обучения.

ЗПР как специфический вид дизонтогенеза: отзывы

ПоложительныеОтрицательные
Начинали мы с диагноза «Дизонтогенез», так как проявлялись симптомы нескольких расстройств. 2 года как занимаемся в частном детском саду с психологом и логопедом. Постепенно мы доросли до диагноза «ЗПР» – уже радует, ведь это уже более четкое состояние, плюс ко всему, которое можно корректировать. Думаю, к школе мы будем здоровы и пойдем в нормальный класс или же продолжим обучение в частной школе. (Аля)Когда диагностируют дизонтогенез, то большая вероятность того, что ребенок будет проходить обучение в специализированном заведении, а вот при диагнозе ЗПР – в общем классе. Хотя по сути, ЗПР – это часть общего недоразвития. И тут как раз и появляется проблема, ребенок не может пройти все адаптационные этапы в коллективе, не может в полной мере осознавать, что происходит в округ, специалистов для работы с такими детьми нет, результат?

Да все просто, частые смены школ. Я знаю семью, которые упорно игнорируют спецучреждения для детей с психологическими нарушениями и за год уже сменили 5 школ. В такой ситуации жалко ребенка, для которого каждый такой переход – это стресс, и с такими темпами слабое отставание может перерасти в общее с необратимыми последствиями. Не понимаю я таких горе-родителей. (Вероника Алексеевна, детский психолог)

Очень много негатива льется на инклюзивные классы, ну а как нам адаптировать своих крох, помочь им влиться в коллектив, если они будут находиться не среди полноценных личностей, а среди таких же как они сами. О каком тут развитии может быть речь?

Знаю точно, дочь игнорировала все и вся в этих спецклассах, а когда пришли на знакомство в инклюзивный, то она начала наблюдать за остальными, просто водить глазами, а, как известно, наблюдение – это элемент познания окружающего мира, значит, толк будет. Главное, чтобы нас научились тоже принимать не как, извините, «психов», а как людей. А в этом заслуга педагогов и родителей. (Полина)

У нас в городе существует только несколько заведений, которые работают с детьми, которые имеют проблемы со скоростью психического развития, и то, чаще туда набирают детей только с олигофренией. Что касается ЗПР, то приходится отдавать предпочтение частным и дорогостоящим школам, в обычных школах еще нет нужного уровня умений и навыков работы с подобными детьми. (Зарина)Да, дети с ЗПР или иными психическими расстройствами, особенные, но они в праве находиться в обществе, ведь не несут никакой угрозы. Я вот не стараюсь сына прятать, наоборот, мы часто гуляем в парке, где много народа, посещаем кинотеатры и театры, ходим на выставки. Пусть он только наблюдает, но он уже контактирует с окружающим миром. И мне все равно, что на нас часто косятся, мне нужно развитие, а не пожизненное заточение ребенка в квартире. (Лиза)У нас лично первый психолог, который тестировал сына, так вообще не различал эти два понятия, говорит, мол, разницы нет. Так проблема в том, что я знаю эту разницу и просто поражаюсь компетентности докторов в рамках нашей медицины! (Раиса)Если ЦНС не сильно повреждена, если наблюдаются откаты в развитии, или сложно даются некоторые навыки, не стоит преждевременно паниковать, нужно найти правильного специалиста, который не просто будет разбрасываться умными словами и ставить первый попавшийся диагноз, а который будет рыть до того момента, пока не определит первопричину и не спрогнозирует дальнейшие действия на пути к выздоровлению. Мы, слава Богу, нашли такого, и я благодарна, что мы не потеряли драгоценное время. (Нина)Дети с ЗПР, или иными проблемами психического или умственного развития должны обучаться в специализированных заведениях под присмотром компетентных специалистов. Инклюзия, в рамках наших школ, это только способ не дать нужного уровня знаний здоровым детям и упустить время на коррекцию детей с особенностями развития! (Ольга)С ЗПР проще справиться, чем с дизонтогенезом, но в любом случае, состояние ребенка можно улучшить, помочь овладеть основными навыками самообслуживания и пробудить интерес к познанию. Иными словами, нужно вытащить их со своего «кокона» и продемонстрировать насколько вокруг все интересное, информативное и увлекательное. Не опускайте руки, это все вполне реально при правильном подходе. (Анна Владимировна)Наша медицина еще не готова к диагностике данных заболеваний, ведь доктора часто путают симптомы ЗПР, аутизма, ЗПРР и дизонтогенез, так как все это заболевания, связанные с психическими расстройствами обратимого или необратимого характера. Дочери только 3 года, а у нас в карте есть все эти диагнозы, если честно, страшно идти на новый прием, ведь не знаешь, что будет дальше. (Юнна)

Вывод

ЗПР – это пограничное с дизонтогенезом состояние. Если брать во внимание психологические исследования, то одно и то же заболевание может сопровождаться разными типами дизонтогенеза. Например, детская ранняя шизофрения может сопровождаться как искаженным, так и задержанным психическим развитием. В любом случае, комплексный подход к лечению может существенно улучшить состояние маленького пациента, что подтверждают многочисленные положительные отзывы.

Источник

К какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Ожидайте

Перезвоните мне

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Смотреть картинку к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Картинка про к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики. Фото к какому виду дизонтогенеза относится общее недоразвитие психики

Аннотация: Данный буклет разработан в помощь приемным родителям.

Статья:

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

Общее психическое недоразвитие;

Задержанное психическое развитие;

Поврежденное психическое развитие;

Дефицитарное психическое развитие;

Искаженное психическое развитие;

Дисгармоничное психическое развитие.

Психическое недоразвитие общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных, что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем)

Раннее время поражения. Выражена недостаточность высших психических функций.

Пример – умственная отсталость.

Замедление темпа формирования познавательной и эмоционально-волевой сфер. Наряду с недостаточно развитыми функциями имеются сохранные. Пример – задержка психического развития

Поврежденное развитие связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств.

Позднее (после 2 – 3 лет) нарушение. Большая часть мозговых структур и систем уже сформирована.

Тяжелые нарушения отдельных систем и анализаторов.

Пример – слепота, глухота, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения речи.

Нарушение последовательности формирования психических функций.

Пример – ранний детский аутизм.

Дисгармоническое развитие. Основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Диспропорциональность развития эмоционально-волевой сферы.

Неравномерность психического развития.

Акселерация– это ускоренное (в среднем на 1-2года) физическое, интеллектуальное и сексуальное развитие в целом и парциально в детском и подростковом возрасте.

Инфантилизм – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *