к какому циклу былин можно отнести прочитанную

К какой теме посвящена былина Илья Муромец и Соловей Разбойник?

1.К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

2.Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

4.В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.

Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.

Как вы понимаете концовку былины?

Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.

6.Главный герой — Илья Муромец. Народ — сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».

7.Илья Муромец ехал в Киев, по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.

8.Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так: Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спо

Источник

К какому циклу былин можно отнести прочитанную

Ответ:

2 Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.

Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.

Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.

С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.

3 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.

4Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.

5Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Садко. Илья Муромец и Соловей разбойник (7 класс. Коровина, 1 часть, стр. 35-37)

Размышляем о прочитанном

К какому циклу относится былина “Садко”? Какова ее тема?

Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Царь морской потребовал живую голову в сине море. Садко предложил купцам жеребьевку сделать. Написали они свои имена. А чье имя ко дну уйдет, тот и пойдет в море.

У всех имена всплыли, а у Садко ко дну пошло. Он приказал принести чернильницу и перо, да лист бумаги, чтобы отписать свое имущество. А после этого отправился к царю морскому.

Садко взял гусли с собой и играл царю морскому, а тот плясал. Видел он, как море разбушевалось, да начали корабли тонуть. И сказал старик Садко, чтобы он струны выдернул. Так он и сделал.

Его путешествия закончились тем, что привез казну бессчетную он в Новгород, да и церковь построил.

За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Царю морскому нравилась игра на гуслях Садко. Он хотел выдать свою дочь за него замуж.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей разбойник». Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину. Какой теме она посвящена?

Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.

Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом.

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю).

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме, бесстрашия помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать.

5. Как вы понимаете концовку былины?

Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси.

Устное народное творчество, живопись, музыка

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например, картин: В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстраций Н. Рериха, художников Палеха и пр.

Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас?

Источник

Тест по теме «Былины» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по теме «Былины»

№ 1. Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях; в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; г) произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников, мучеников и исповедников.

№ 2. К какому циклу былин относятся былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?

а) к киевскому циклу; б) к новгородскому циклу.

№ 3. Как называется элемент композиции былины, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин; б) запев; в) завязка; г) кульминация.

№ 4. Где происходит действие былин?

а) во Франции; б) в Древней Руси; в) в Древнем Риме; г) в Древней Греции.

№ 5. Какой город не упоминался в былинах?

№ 6. Каким стихотворным размером написаны былины?

а) одним из двусложных размеров – ямбом или хореем; б) одним из трехсложных размеров – дактилем, амфибрахием или анапестом; в) былинным стихом; г) вольным стихом.

№ 7. Кто из героев былин родился в селе Карачарове, под Муромом, был старшим на заставе богатырской, избавил Русь от Соловья-разбойника, победил Идолище поганое:

а) Илья Муромец; б) Микула; в) Волга; г) Садко.

№ 8. У кого из героев былин «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него черна бархата»?

а) у Ильи Муромца; б) у Алеши Поповича; в) у Вольги Святославича; г) у Микулы Селяниновича.

№ 9. Кто из героев былин «Стал. поторговывать, / Стал получать барыши великие. / Во своих палатах белокаменных / Устроил. всё по-небесному. ».

а) Садко; б) Вольга; в) Микула; г) Илья Муромец.

№ 10. В чем основная идея былины «Вольга и Микула Селянинович»?

а) у князя очень слабая дружина; б) землепашец намного сильнее князя; в) нельзя с любым делом справиться в одиночку; г) богатырской силой и умом может обладать не только князь, но и крестьянин.

№ 11. Какой город не находился под властью Вольги Святославича?

а) Курцовец; б) Ореховец; в) Крестьяновец; г) Киев.

№ 12. Кем Владимир стольно-киевский приходился Вольге?

а) братом; б) дядей; в) племянником; г) отцом.

№ 13. Сколько молодцев было в «дружинушке хороброй» Вольги?

№ 14. Для чего Вольга едет в свои города?

а) чтобы собрать дань; б) чтобы остаться там жить; в) чтобы найти себе невесту; г) чтобы наказать крестьян за неподчинение.

№ 15. Кто такой орáтай?

а) кузнец; б) пахарь; в) строитель; г) дружинник.

№ 16. В былине «Вольга и Микула Селянинович» есть строки: «Тут оратай-оратаюшко / На своей ли кобыле соловенькой / Приехал на сошке кленовенькой». Какой масти была кобыла оратая?

а) темно-желтой, с черной гривой и хвостом; б) желтоватой, со светлым хвостом и гривой; в) светло-желтой, с черным хвостом и гривой; г) бледно-желтой.

№ 17. На каком музыкальном инструменте играл Садко?

а) на балалайке; б) на скрипке; в) на гуслях; г) на трубе.

№ 18. Из какого города был Садко?

а) из Киева; б) из Ореховца; в) из Новгорода; г) из Крестьяновца.

№ 19. Что морской царь пообещал дать Садко?

а) барыши великие; б) бессчетну золоту казну; в) три лавки товара красного; г) три рыбины – золоты перья.

Тест по теме «Былины»

№ 1. Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях; в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; г) произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников, мучеников и исповедников.

№ 2. К какому циклу былин относятся былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?

а) к киевскому циклу; б) к новгородскому циклу.

№ 3. Как называется элемент композиции былины, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин; б) запев; в) завязка; г) кульминация.

№ 4. Где происходит действие былин?

а) во Франции; б) в Древней Руси; в) в Древнем Риме; г) в Древней Греции.

№ 5. Какой город не упоминался в былинах?

№ 6. Каким стихотворным размером написаны былины?

а) одним из двусложных размеров – ямбом или хореем; б) одним из трехсложных размеров – дактилем, амфибрахием или анапестом; в) былинным стихом; г) вольным стихом.

№ 7. Кто из героев былин родился в селе Карачарове, под Муромом, был старшим на заставе богатырской, избавил Русь от Соловья-разбойника, победил Идолище поганое:

а) Илья Муромец; б) Микула; в) Волга; г) Садко.

№ 8. У кого из героев былин «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него черна бархата»?

а) у Ильи Муромца; б) у Алеши Поповича; в) у Вольги Святославича; г) у Микулы Селяниновича.

№ 9. Кто из героев былин «Стал. поторговывать, / Стал получать барыши великие. / Во своих палатах белокаменных / Устроил. всё по-небесному. ».

а) Садко; б) Вольга; в) Микула; г) Илья Муромец.

Тест по теме «Былины»

№ 1. Что такое былина?

а) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;

б) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях; в) краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл; г) произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников, мучеников и исповедников.

№ 2. К какому циклу былин относятся былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?

а) к киевскому циклу; б) к новгородскому циклу.

№ 3. Как называется элемент композиции былины, в котором обычно говорится о борьбе богатыря с врагом?

а) зачин; б) запев; в) завязка; г) кульминация.

№ 4. Где происходит действие былин?

а) во Франции; б) в Древней Руси; в) в Древнем Риме; г) в Древней Греции.

№ 5. Какой город не упоминался в былинах?

№ 6. Каким стихотворным размером написаны былины?

а) одним из двусложных размеров – ямбом или хореем; б) одним из трехсложных размеров – дактилем, амфибрахием или анапестом; в) былинным стихом; г) вольным стихом.

№ 7. Кто из героев былин родился в селе Карачарове, под Муромом, был старшим на заставе богатырской, избавил Русь от Соловья-разбойника, победил Идолище поганое:

а) Илья Муромец; б) Микула; в) Волга; г) Садко.

№ 8. У кого из героев былин «кудри качаются, что не скатен ли жемчуг рассыпаются», «глаза да ясна сокола», «брови. да черна соболя», «сапожки зелен сафьян», «шляпа пуховая», «а кафтанчик у него черна бархата»?

а) у Ильи Муромца; б) у Алеши Поповича; в) у Вольги Святославича; г) у Микулы Селяниновича.

№ 9. Кто из героев былин «Стал. поторговывать, / Стал получать барыши великие. / Во своих палатах белокаменных / Устроил. всё по-небесному. ».

а) Садко; б) Вольга; в) Микула; г) Илья Муромец.

№ 10. В чем основная идея былины «Вольга и Микула Селянинович»?

а) у князя очень слабая дружина; б) землепашец намного сильнее князя; в) нельзя с любым делом справиться в одиночку; г) богатырской силой и умом может обладать не только князь, но и крестьянин.

№ 11. Какой город не находился под властью Вольги Святославича?

а) Курцовец; б) Ореховец; в) Крестьяновец; г) Киев.

№ 12. Кем Владимир стольно-киевский приходился Вольге?

а) братом; б) дядей; в) племянником; г) отцом.

№ 13. Сколько молодцев было в «дружинушке хороброй» Вольги?

№ 14. Для чего Вольга едет в свои города?

а) чтобы собрать дань; б) чтобы остаться там жить; в) чтобы найти себе невесту; г) чтобы наказать крестьян за неподчинение.

№ 15. Кто такой орáтай?

а) кузнец; б) пахарь; в) строитель; г) дружинник.

№ 16. В былине «Вольга и Микула Селянинович» есть строки: «Тут оратай-оратаюшко / На своей ли кобыле соловенькой / Приехал на сошке кленовенькой». Какой масти была кобыла оратая?

а) темно-желтой, с черной гривой и хвостом; б) желтоватой, со светлым хвостом и гривой; в) светло-желтой, с черным хвостом и гривой; г) бледно-желтой.

№ 17. На каком музыкальном инструменте играл Садко?

а) на балалайке; б) на скрипке; в) на гуслях; г) на трубе.

№ 18. Из какого города был Садко?

а) из Киева; б) из Ореховца; в) из Новгорода; г) из Крестьяновца.

№ 19. Что морской царь пообещал дать Садко?

а) барыши великие; б) бессчетну золоту казну; в) три лавки товара красного; г) три рыбины – золоты перья.

№ 10. В чем основная идея былины «Вольга и Микула Селянинович»?

а) у князя очень слабая дружина; б) землепашец намного сильнее князя; в) нельзя с любым делом справиться в одиночку; г) богатырской силой и умом может обладать не только князь, но и крестьянин.

№ 11. Какой город не находился под властью Вольги Святославича?

а) Курцовец; б) Ореховец; в) Крестьяновец; г) Киев.

№ 12. Кем Владимир стольно-киевский приходился Вольге?

а) братом; б) дядей; в) племянником; г) отцом.

№ 13. Сколько молодцев было в «дружинушке хороброй» Вольги?

№ 14. Для чего Вольга едет в свои города?

а) чтобы собрать дань; б) чтобы остаться там жить; в) чтобы найти себе невесту; г) чтобы наказать крестьян за неподчинение.

№ 15. Кто такой орáтай?

а) кузнец; б) пахарь; в) строитель; г) дружинник.

№ 16. В былине «Вольга и Микула Селянинович» есть строки: «Тут оратай-оратаюшко / На своей ли кобыле соловенькой / Приехал на сошке кленовенькой». Какой масти была кобыла оратая?

а) темно-желтой, с черной гривой и хвостом; б) желтоватой, со светлым хвостом и гривой; в) светло-желтой, с черным хвостом и гривой; г) бледно-желтой.

№ 17. На каком музыкальном инструменте играл Садко?

а) на балалайке; б) на скрипке; в) на гуслях; г) на трубе.

№ 18. Из какого города был Садко?

а) из Киева; б) из Ореховца; в) из Новгорода; г) из Крестьяновца.

№ 19. Что морской царь пообещал дать Садко?

а) барыши великие; б) бессчетну золоту казну; в) три лавки товара красного; г) три рыбины – золоты перья.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Тест по рассказу И. А. Бунина «Цифры» (7 класс)

Тест по рассказу Л. Н. Андреева «Кусака» (7 класс)

Тест по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» (6 класс)

Тест по рассказу В. М. Шукшина «Чудик» (6 класс)

Тест по рассказу В. М. Шукшина «Срезал» (6 класс)

Тест по рассказу В. М. Шукшина «Критики» (6 класс)

Тест по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (6 класс)

Итоговый тест по литературе XIX-XX в.в.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5247532 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Смотреть картинку к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Картинка про к какому циклу былин можно отнести прочитанную. Фото к какому циклу былин можно отнести прочитанную

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 5-54

1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

Горький – любите книгу, она научит вас понимать себя и окружающих, уважать человека за его достижения и стремление к лучшему. Книга окрыляет ум и сердце.

Паустовский – читайте медленно, вдумчиво, не торопясь. Запоминайте и обдумывайте те события и образы, которые рисует автор.

Лихачев – читайте и перечитывайте, находите свои любимые произведения. Находите книги, к которым хотелось бы обращаться вновь и вновь.

Мне кажутся важными советы Горького и Паустовского. Действительно ценные книги лучше читать вдумчиво. Важно проникаться тем, что читаешь, любить книгу.

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга».

Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

Русская – «Не на пользу читать, коли только верхушки хватать». Эта пословица говорит о пользе вдумчивого чтения. Только при внимательном отношении к книге можно научиться чему-то, понять себя и окружающих. Если читать поверхностное, можно так ни в чем и не разобраться.

Немецкая – «В хороших книгах охотно роются». Пословица говорит о том, что книги, из которых действительно можно чему-то научиться, интересны сами по себе. Они захватывают воображение. Читатель невольно погружается в сюжет.

Английская – «Выбирай писателей так, как выбираешь друга». Народная мудрость говорит о важности подбора хороших книг для чтения. Если выбирать второсортные произведения, они могут не только ничему не научить, но и испортить литературный вкус.

Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

Есть много пословиц о книгах и чтении:

Хлеб питает тело, а книга питает разум;
Ум без книги, как птица без крыльев;
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь;
Прочел книгу – встретился с другом;
Книга книге рознь: одна учит, другая мучит;
Кому книга – развлечение, а кому – учение;
Глаголом жги сердца людей.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:· талантливый писатель —· талантливый читатель —· творческое воображение —· читать вдумчиво —· найти точные слова —· стремление к лучшему —

1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.

2. Какие качества Петра I навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете почему?

В народных преданиях сохранилось много положительных черт характера Петра 1. Так народ оценил, запомнил и передал в сказках и преданиях его решительность и принципиальность. Петр 1, по наблюдению народа, отличался справедливостью и чувством юмора. А еще он умел оценивать достоинства самых простых людей, и щедро платить за честность и верную службу.

Обогащаем свою речь

Как вы понимаете словосочетания: содержит сведения, родоначальник первой княжеской династии, цикл сказаний, Петровская эпоха, раскованность в поведении героев, землепашцы, мастеровые? Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания.

Размышляем о прочитанном

Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

Согласно «Воцарению Ивана Грозного», этот правитель был наделен особенной мощью, был безжалостным и жестоким. Это выразилось том, что царь заверил всех в необходимости обезглавить барина.
В ином рассказе «Сороки-ведьмы» мы видим иной образ правителя. Государь изображается благочестивым человеком, который мечтает победить зло в мире. Царь не упускал из вида своих подчиненных, следил за тем, как они исполняют его приказы. Также говорится о том, что он был настолько велик, что даже колдуньи боялись его проклятий.
Петр 1 в рассказах изображается как наилучший мастер. Народ выделает самые лучшие черты своего правителя. Они отмечают то, что он был демократичным, трудоспособным и постоянно желал познавать новое. Кроме того, он был лоялен к справедливой критике.

Будьте внимательны к слову

1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.

2. Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности языка повествования.

3. Объясните смысл слов и словосочетаний: грозный, дать вольную, крепкое слово, шабашить.

Предание. «Пётр и плотник»

1. Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Поду майте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?

2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику?

Благодарность и справедливость.

3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?

Трудолюбие, справедливость, ум.

4. Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своём чтении передать отношение народа к легендарному образу царя.

В чём «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах.

Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах.

Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов.

На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи.

Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги?

Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки.

Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю.

Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить.

Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге.

Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия.

Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций.

В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.

1. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

Гусли существует два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные (они же звончатые). Так вот былины сказывали под гусли звончатые, которые и сейчас имеют большее распространение.

2. В каком веке появились первые записи былин? Кому принадлежат первые публикации текстов былин?

Жанр былины зародился примерно в 10 веке, однако первые записи былин были сделаны в 17 веке, а опубликованы в 18 веке русскими писателями: М.Чулковым, И.Дмитриевым, Н.Новиковым.

3. Назовите наиболее известных исполнителей былин. Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?

Начиная с 18 века интерес к былинам явно возрос. Известны такие исполнители былин: Василий Щеголенков, отец и сын Рябинины, Аграфена Крюкова.

В начале 19 века собиратель былин П.Кириевский обратился к писателям с просьбой собирать былины. Откликнулись А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Кольцов, В.Даль.

4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.

Виктор Васнецов иллюстрировал былины и сказки. Он родился в 1848 году, в большой семье священника. Хотя Виктор с детства проявил свой талант, у семьи не было денег и он поступил в духовное училище. Не окончив эту школу, он поехал в Петербург и сдав экзамен, поступил в Академию художеств. Там познакомился с Репиным, Крамским. Умер в 1926 году в Москве.
Произведения с мотивами былин и сказок:
1. Три богатыря
2. Витязь на распутье
3. Богатырь
4. После побоища Игоря Святославича с половцами
5. Снегурочка
6. Царевна-Лягушка
7. Ковер- самолет
8. Иван-царевич на Сером Волке

Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?

Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Хотела бы охарактеризовать Микулу Селяниновича. Микула был пахарем. В этом произведении он описывается, как сильны, смелый мужчина. Он ездил в город, куда собрался ехать Вольга. Микула предостерёг его не ехать, а то мужики раздерут его там на части. Микула как-то подрался с мужиками того города, с тех пор его стали там уважать. Микула был сильный и физически, и духом. Физическая сила его была доказана, когда он одной рукой выдернул свою соху из земли тогда, когда Вольга и его дружина не смогли этого сделать.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1. Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.

Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.

Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

Актер читает нараспев, протягивает гласные в окончании слов. Где-то интонационно выделяет слова, а где-то говорит полушепотом.

2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?

Чтение наполнено восхищением, интонация торжественная. Актер восхваляет Микулу.

Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?

Актер выражает доброе отношение к герою, народ любит Микулу.

3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?

В рассказе о мужиках-разбойниках актер говорит строгим голосом, чтобы передать всю серьезность ситуации. После этого диалога Вольга позвал Микулу с собой. В эпизоде спора актер своей интонацией показал решительность Микулы. Такие интонационные изменения происходят для того, чтобы как можно достовернее передать образ Микулы.

4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?

В разговоре с князей Вольгой Микула предстает перед читателями смелым, решительным, справедливым, честным и трудолюбивым. Чтение актера как можно точнее помогло представить Микулу. Это получилось благодаря интонациям героя, постоянным эпитетам, сравнениям.

Размышляем о прочитанном

1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова её тема?

Былина «Садко» относится к новгородскому циклу, тема её — жизнь купцов, организация торговли.

2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Царь морской потребовал живую голову в сине море. Садко предложил купцам жеребьевку сделать. Написали они свои имена. А чье имя ко дну уйдет, тот и пойдет в море.

У всех имена всплыли, а у Садко ко дну пошло. Он приказал принести чернильницу и перо, да лист бумаги, чтобы отписать свое имущество. А после этого отправился к царю морскому.

Садко взял гусли с собой и играл царю морскому, а тот плясал. Видел он, как море разбушевалось, да начали корабли тонуть. И сказал старик Садко, чтобы он струны выдернул. Так он и сделал.

Его путешествия закончились тем, что привез казну бессчетную он в Новгород, да и церковь построил.

4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Царю морскому нравилась игра на гуслях Садко. Он хотел выдать свою дочь за него замуж.

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.

Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом.

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю).

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать.

5. Как вы понимаете концовку былины?

Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси.

Размышляем о прочитанном

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. А обработал его Э. Ленрот лишь в 30-х годах XIX века.

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Первая из 32, а вторая из 50.

3. О чём рассказывают древние руны?

Руны рассказывают о сотворении земли, неба, луны и солнца, а так же о приключениях главных героев – Вяйнямейнена и Лемминкаяйне, которые совершали разные подвиги.

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

Малень­кая девочка-рабыня («наймычка из деревни»), легкомыслен­ная красавица из богатого дома Кюлликки, насмешливый за­печный мальчишка, «верховный бог» Укко. А сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер.

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?

Лоухи сказала, что отдаст свою дочь замуж тому, кто выкует эту мельницу по ее рецепту. Она обозначает 4 основных вида хозяйства: охота, два вида животноводства и земледелие.

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».

Трудно было работать над мельницей кузнецу. В первый раз получился лук для стрел. (“Он был чудесен на вид, “с золотым сияньем лунным”, но “имел дурное свойство”).

Вместе с рабами он продолжил трудиться. Получилась лодка. (“Но прекрасная лодка имела крупный порок”).

Стараются они в третий раз. Корова вышла красивая, но и снова был изъян. (“Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю” Руна 10-ая).

В четвертый раз выходит луг. (“Он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон”).

Кузнец и его ломает. Лишь на пятый раз получилась Сампо.

8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Сампо помогала Лоухи в хозяйстве, но пришли три богатыря забирать мельницу. Она разбилась на тысячи осколков.

Герои “Калевалы” трудились, собирая урожай, а потом в честь этого устраивали праздники с песнями и плясками. Они разводили коров, вспахивали землю. Но верили и в мистические силы.

Герои былин не верили в мистику. Они надеялись только на свою силу. У них не было привязанности к погоде, как у героев “Калевалы”.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *