к какому типу задания относится данный вопрос
Разновидности заданий в тестовой форме
Рубрика: 1. Общая педагогика
Статья просмотрена: 33395 раз
Библиографическое описание:
Жунусакунова, А. Д. Разновидности заданий в тестовой форме / А. Д. Жунусакунова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2572/ (дата обращения: 31.10.2021).
В статье рассматриваются проблемы форм тестовых заданий как одного из видов педагогического контроля, изучены виды заданий тестовой формы на примерах.
При анализе педагогико-дидактических литератур и зарубежной практики тестирования в результативности следующих утверждений: для увеличения эффективности испытания, для обеспечения адекватности поставленной цели с полученными результатами, большую роль играет задача соответствующего выбора видов тестовых заданий.
Знакомство учителей с различными видами тестовых заданий, умение отделять различие между ними, умение применять в учебном процессе (с целями) являются предпосылкой для успешной организации процесса-контроля. Каждый вид задания по своему намечает цели. Если некоторые подходят для выяснения обязательно знания учащегося, другие виды определялись не только знания учащегося, но и творческие знания и навыки.
Разновидности тестовых заданий посвящены исследования многих ученных. Исследователь С.А. Мышко выделяет следующие формы тестовых заданий:
задания с выбором единственного правильного ответа;
задания с несколькими возможными правильными ответами;
задания, имеющие два ответа: один из которых правильный, в торой неправильный;
задание на завершение предложений;
вопросы на установления взаимосвязей;
задания с краткими ответами [8,47]
За прошедшее время вопрос о формах тестовых заданий обсуждались регулярно, и авторами предложены следующие их разновидности:
Более подробно описаны различные формы заданий у Аванесова В.С., Майорова А.М., М.Б. Челышкова, С.К. Калдыбаева [3;6;7;12;13] ссылаясь на зарубежную литературу предлагает следующую классификацию тестовых заданий:
1. задания закрытой формы (с множеством выбором), в которых учащиеся выбирает правильный ответ из данного;
2. задание на дополнение (открытые задания) требующее самостоятельного получения ответов;
3. задание на установления соответствия (с множественным выбором), выполнения которых связано с выявлением соответствия между элементами нескольких множеств;
4. задание на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требует указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогами.
1. Задание закрытой формы.
Под тестовым заданием закрытой формы понимают такое тестовое задание, где есть готовые ответы, из которых тестируемый должен выбрать.
В закрытой форме тестовых заданий можно выделить несколько видов:
1) тестовые задания с выбором одного правильного ответа;
2) тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов.
Под тестовым заданием с выбором одного правильного ответа понимают тестовые задание закрытой формы, в котором среди предложенных ответов лишь один правильный.
В заданиях с выбором одного правильного ответа можно выделить несколько подвидов. В.С. Аванесов [1] выделяет следующее:
1) задание с двумя вариантами ответов; 2) задания с тремя вариантами ответов;
3)задания с четырьмя видами ответов; 4) задания с пятью видами ответов.
Задание такой формы больше других распространены в тестовой практике. Некоторые авторы именно их называют тестами. Причина столь широкого распространения этой формы тестовых заданий несколько: 1) сравнительная простота выполнения;2) традиционность; 3) удобство для быстрого и автоматизированного контроля знаний.
Задание с множественным выбором (с выбором несколько правильных ответов).
Под тестовым заданием с выбором нескольких правильных ответов понимают тестовое задание закрытой формы в котором допускается выбор нескольких правильных ответов из числа предложений.
Эффективность использования этого вида задания повышается если: 1. используется серия заданий;
2. формулировка задания четкая и понятная; 3. задания не предназначены для выявления высокого уровня, усвоения комплекса элементов; 4. время выполнения ограничено и его достаточно мало.
Чаще всего такие тесты используется для проверки усвоения базовых понятий, основных свойств, элементов содержания.
Какой писатель родился в 1904 году?
а) К. Баялинов б) К. Жантошов
в) Т. Сыдыкбеков г) М. Элебаев
2) Какое произведение относится названному писателю?
а) Каныбек б) Кен – Суу
в) Кыйын кезек? г) Курман жылга?
5 пример: Математика 6 – класс.
Найти общий знаменатель дроби.
Каков результат вычитания дробей?
6 пример: Кыргызская литература 10 – класс.
Об А.С. Пушкине писал кыргызский поэт:
Ты не заметил дерзости моей,
И понял я, что меня сильней.
Тогда перед тобой я поклонился;
Сам утонул в поэзии твоей.
Кто автор стихотворения?
а) Дж. Боконбаев; б) А. Осмонов;
в) А. Токомбаев; г) А. Усенбаев.
В каком году родился названный писатель?
а) 1894 г.; б) 1904 г.; в) 1910 г.; г) 1915 г.
2. Тестовые задания открытой формы.
Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требует от учащихся самостоятельно сформулировать ответ, а не выбрать готовый.
Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадываниях [3,79].
7 пример: Информатика 11-класс
Дан неполный фрагмент программы для суммы двухзначных четных чисел:
Найти оператор 40-й строки.
а) IF k THEN 20; б) IF k THEN 30;
8 пример: Геометрия 9-класс.
В прямоугольном треугольнике катет противоположный углу А равен произведению гипотенузы на …..
a) sin A; b) cos A; c) tg A; ctg A.
При разработке задании открытой формы полезно придерживаться следующих рекомендаций [3]:
-добавляемое слово ставиться в конце задания;
-добавляемой слово является единственным;
-все утверждения, по возможности, короткие.
Ответы не даются: учащиеся должны найти их сами.
Основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдения основного требования к тестовым заданиям – наличие однозначного правильного ответа.
3. Тестовые задания на установления соответствия.
Под тестовым заданием на установление соответствия понимают тестовое задание, в котором необходимо установить соответствие элементов одного множества элементами другого. При этом желательно, чтобы количество элементов в этих множествах было неодинаковым.
Ниже дан список рек и морей. Установите соответствие, какие реки впадают в перечисленные моря.
Утверждение 1 | да | нет |
Утверждение 2 | да | нет |
Утверждение 3 | да | нет |
. | . | . |
Инструкция для задания альтернативных ответов: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
Задания альтернативных ответов в большей степени подходят для выявления уровня овладения сложными определениями, знания достаточно сложных графиков, диаграмм, схем и др.
Особенностью заданий альтернативных ответов является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению.
Инструкция: Вам необходимо выбрать один вариант ответа, который Вы считаете правильным.
Вопрос: Программа Paint не является программой для работы с электронными таблицами.
Эти альтернативные задания в наибольшей степени соответствуют задаче выявления того, в какой степени испытуемый понимает данные. Они могут содержать проверку умений работать с графиками, навыками приближенного вычисления. Любая другая форма представления заданий будет гораздо более громоздкой и менее удобной.
2. Задания множественного выбора.
Это основной вид заданий, применяемый в тестах достижений. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Испытуемый должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный.
Форма предоставления заданий множественного выбора:
B. Вариант ответа 2
C. Вариант ответа 3
Инструкция для заданий множественного выбора: Выберите букву (ы), соответствующую (не) варианту (ом) правильного (ых) ответа (ов).
Приведем несколько примеров:
Инструкция: Выберите букву, соответствующую варианту правильного ответа.
Вопрос: Для какой операции с таблицами служит окно, фрагмент которого представлен :
B. Суммирование по столбцам.
C. Фильтрация таблицы.
D. Консолидация данных.
Инструкция: выберите буквы, соответствующие вариантам правильных ответов. Вопрос: Выберите из приведенного списка типы объектов, с которыми работает Access.
3. Задания на восстановление соответствия. Новая таблица
К заданиям данного типа относятся задания на восстановление соответствия между элементами двух списков, порядка ряда.
Форма представления заданий на восстановление соответствия:
Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.
Столбец 1 Столбец 2 А. 1. Б. 2. C. 3. D. 4. Е. 5.
Инструкция: Соотнесите написанное в столбцах 1 и 2.
Вопрос: При создании таблицы СУБД можно использовать 5 возможностей. Выберите из приведенных определений те, которые им соответствуют :
Столбец 1 Столбец 2 А. Режим таблицы. 1. Ввод таблицы из другой базы данных. В. Конструктор. 2. В этом режиме составляется список имен полей и задаются свойства каждого поля. С. Мастер таблиц. 3. Создание таблицы вводом имен полей в заголовок. D. Импорт таблиц. 4. Создание таблицы с использованием связи с таблицей из другой базы данных. Е. Связь с таблицами. 5. Создание таблицы с помощью мастера, предлагающего выбрать поля из списка.
Ответ: А. 3. В. 2. С. 5. D. 1. Е. 4.
Главными преимуществами заданий этого вида являются: возможностью быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний, и экономичность размещения задач в тесте.
4. Задания на восстановление последовательности
Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановления соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние, или иной континуальный конструкт, который подразумевается в виде ряда.
Задания на восстановление последовательности – это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая значительными преимуществами: краткостью, простотой проверки.
Инструкция: Расположите в правильной последовательности.
Приведем несколько примеров:
Инструкция: Расположите в правильной последовательности.
Вопрос: Установите последовательность этапов проектирования экспертных систем.
Столбец 2
Ответ: 1. А. 2. D. 3. В. 4. Е. 5. С. 6. F.
Задания открытого типа
К ним относятся задания двух видов:
1) дополнения (задачи с ограничением на ответы). В этих заданиях испытуемые также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены.
Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.
Инструкция для заданий дополнения: вместо многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т.д.).
Пример задания дополнения.
Инструкция: Вместо многоточия впишите только одно слово.
2) Свободного изложения или свободного конструирования. Они предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.
Инструкция для заданий свободного изложения: закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ (словосочетание, фразу, предложение или несколько предложений).
Пример задания свободного изложения.
Инструкция: Закончите предложение.
Ответ: сетевой протокол.
Трудность в применении этого вида задач заключается в сложности с формализацией ответов, необходимость подготовки оценочных схем затрудняет стандартизацию, громоздкость процедуры и большие затраты времени на проведение.
Основная трудность при составлении заданий открытого типа – соблюдения основного требования к тестовым заданиям (наличия однозначного правильного ответа).
Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются:
1) невозможность угадать ответ;
2) краткость и однозначность ответов;
3) необходимость воспроизведения ответа по памяти;
4) отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
5) простота формулировки вопроса;
6) простота проверки [2, с. 101].
Список используемой литературы
1. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2003. – 416 с.
2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: “Интеллект-центр”, 2001. – 296 с.
3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 576 с.