к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

К какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная системак какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная системак какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная системак какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная системак какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы

Учение И. П. Павлова о сигнальных системах коры головного мозга является логическим развитием его учения об условных рефлексах. И. П. Павловым было показано, что в основе высшей нервной деятельности у высших животных и у человека лежат общие механизмы. Однако существуют качественные различия между высшей нервной деятельностью человека и животных, что было открыто и доказано И. П. Павловым и его учениками.

В формировании качественных особенностей высшей нервной деятельности человека существенную роль сыграли предпосылки, имеющиеся в высшей нервной деятельности животных. У животных могут вырабатываться условные рефлексы не только на простой, но и на комплексный раздражитель; они могут дифференцировать один комплексный раздражитель от другого, образовывать цепи условных рефлексов, условные рефлексы высшего порядка и, наконец, способны, хотя и к примитивному, обобщению условных сигналов.

Сигнальные системы. Различают первую и вторую сигнальные системы коры головного мозга. Первая сигнальная система имеется у животных и у человека. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. Следовательно, условные рефлексы первой сигнальной системы возникают в результате непосредственного контакта животных и человека с разнообразными конкретными раздражителями внешней среды. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры головного мозга, кроме лобной области и области мозгового конца речедвигательного анализатора.

В первой сигнальной системе действительность воспринимается непосредственно, в чувственно-конкретных образах. Вследствие этого за счет деятельности первой сигнальной системы у животных и человека возможно осуществление предметного конкретного мышления.

По И. П. Павлову, этой «чрезвычайной прибавкой» к механизмам работы мозга является вторая сигнальная система, которая возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 490.)

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Эти рефлексы обобщенно и отвлеченно сигнализируют человеку об окружающей действительности. По И. П. Павлову, слово является «сигналом сигналов». Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили.

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов.

Функции второй сигнальной системы хорошо изучены Н. И. Красногорским, А. Г. Ивановым-Смоленским. В наблюдениях над детьми показано, что слово (сказанное или написанное) может заменить любой конкретный раздражитель.

Таким образом, животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

Типы высшей нервной деятельности

Изучая особенности формирования условных рефлексов у животных, И. П. Павлов обратил внимание, что скорость их образования, прочность, выработка дифференцировки у разных собак различны. Это дало основание разделить животных на несколько типов в зависимости от индивидуальных свойств их нервной системы.

Под типом нервной системы следует понимать совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

В основу деления нервной системы на типы И. П. Павлов положил три свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность (возбуждения и торможения).

Под силой нервных процессов понимают способность клеток коры головного мозга сохранять адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители. Если у животного вырабатываются условные рефлексы на сильное раздражение и при этом не возникает состояния торможения, значит нервные клетки коры головного мозга обладают высокой работоспособностью.

Под уравновешенностью следует понимать одинаковую выраженность по силе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы могут быть уравновешенными, сбалансированными или один из них может преобладать над другим. Чаще всего таким преобладающим процессом является возбуждение.

Подвижность нервных процессов характеризует быстроту перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

На основании изучения особенностей нервных процессов И. П. Павлов выделил следующие основные типы нервной системы: два крайних и один центральный тип.

Крайними типами являются сильный неуравновешенный и слабый тормозной.

Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильными, неуравновешенными и подвижными нервными процессами. У таких животных процесс возбуждения преобладает над торможением, их поведение агрессивное (безудержный тип).

Слабый тормозной тип характеризуется слабыми нервными процессами, они неуравновешены, преобладает процесс торможения. Это трусливые животные, попадая в незнакомую обстановку, они поджимают хвост, забиваются в угол.

Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: сильный уравновешенный подвижный и сильный уравновешенный инертный типы.

Сильный уравновешенны подвижный тип. Нервные процессы у таких животных сильные, уравновешенные и подвижные. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Это ласковые, любознательные, всем интересующиеся животные (живой тип).

Сильный уравновешенный инертный тип. Этот тип животных отличается сильными уравновешенными, но мало подвижными нервными процессами (спокойный тип). Процессы возбуждения и, особенно, торможения сменяются медленно. Это инертные, малоподвижные животные (рис. 89).

Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы.

Определить тип высшей нервной деятельности у животных трудно, еще сложнее это сделать у человека. И. П. Павлов отмечал, что при определении типов нервной системы у человека необходимо учитывать качественные особенности его высшей нервной деятельности, наличие у человека не только первой, но и второй сигнальной системы и их взаимоотношения. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов разделил людей на четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это музыканты, художники, писатели.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой. Люди этого типа склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Этот тип характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. Большинство людей относятся к этому типу нервной системы.

Сознание

Сознание является продуктом длительного исторического развития. Возникновение сознания связано с переходом предков современного человека к труду и с появлением речи. Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека. Труд человека, его словесное общение привели к развитию сознания. Сознание постоянно совершенствуется (от сознания первобытного человека до сознания человека настоящего времени).

Сознание помогает человеку познать свойства, качества предметов, явлений, понять их внутренние закономерности, отделить существенное от несущественного. За счет сознания человек может целенаправленно организовать свой труд. Благодаря сознанию открываются широкие возможности общения человека с окружающей средой.

Память, ее значение и физиологические механизмы

Определенная роль в формировании памяти принадлежит эмоциям. При эмоциональном возбуждении усиливается циркуляция нервных импульсов по цепям нейронов. В результате этого в постсинаптических мембранах может образоваться больше рецепторного белка, что сказывается на длительности и прочности следа памяти.

В формировании памяти участвуют нейроны коры головного мозга, ретикулярной формации ствола мозга, гипоталамической области, лимбической системы, особенно гиппокампа.

Физиология сна

Лишение сна переносится организмом тяжелее, чем лишение пищи. Без сна человек может находиться только 4-5 дней. После этого человек чувствует непреодолимую потребность во сне и засыпает в самых неудобных положениях, даже при сильном шуме.

Во время сна наблюдается ряд изменений в физиологических системах человека: отсутствуют реакция на многие раздражители внешней среды и сознание, резко снижена двигательная рефлекторная реакция, полностью тормозится условнорефлекторная деятельность организма. Обнаружены значительные изменения в активности вегетативных функций: уменьшается частота сердечных сокращений и величина кровяного давления; дыхание становится более редким и поверхностным; уменьшается интенсивность обмена веществ и несколько понижается температура тела; снижается деятельность системы пищеварения и почек. Во время глубокого сна отмечается понижение мышечного тонуса. У спящего человека большинство мышц полностью расслаблено.

Механизмы сна. Существует несколько теорий, объясняющих физиологическую сущность сна. Все теории сна можно разделить на две группы: гуморальные и нервные.

Среди гуморальных теорий наибольшее распространение получила теория «ядов сна» («самоотравления»). Согласно этой теории, сон является следствием самоотравления мозга продуктами обмена веществ, которые накапливаются при бодрствовании (молочная кислота, углекислота, аммиак и др.).

И. П. Павлов различал сон активный и пассивный. Активный сон возникает под влиянием длительно действующих монотонных раздражителей (колыбельная песня, стук колес идущего поезда и т. д.). Пассивный сон развивается при ограничении поступления нервных импульсов в кору больших полушарий.

В клинической практике известны случаи наступления длительного сна у больных с нарушенной функцией анализаторов. Отечественный терапевт С. П. Боткин наблюдал больную, у которой вследствие тяжелого заболевания были полностью потеряны зрение, слух и чувствительность кожи, за исключением небольшого участка на правой руке. Она все время находилась в состоянии сна. Когда прикасались к участку кожи, сохранившему чувствительность, больная просыпалась, с ней возможно было установить контакт.

В последние годы установлено, что нервные клетки коры головного мозга во время сна находятся не в состоянии покоя, а в состоянии ритмической активности, изменяется лишь ее характер: регулярные, непрерывные разряды клеток, характерные для бодрствования, сменяются короткими групповыми разрядами, которые разделены длительными промежутками отсутствия активности. По-видимому, торможение клеток коры головного мозга во время сна следует понимать не как отсутствие активности, а как переход этой активности на новый режим. Почему этот режим так важен для работы мозга, пока неясно. Имеется предположение, что при такой работе мозговые клетки как бы отключены от периферических раздражений, что создает лучшие условия для переработки информации, поступившей к ним во время бодрствования.

Источник

Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система — специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы — ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) — это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).

Мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют первую сигнальную систему действительности. [1]

В своей работе «Рефлекс свободы» И. П. Павлов разделяет функции сигнальных систем следующим образом:

Вторая инстанция — большие полушария… Тут возникает при помощи условной связи (ассоциации) новый принцип дея­тельности: сигнализация немногих, безусловных внешних аген­тов бесчисленной массой других агентов, постоянно вместе с тем анализируемых и синтезируемых, дающих возможность очень большой ориентировки в той же среде и тем же гораздо большего приспособления. Это составляет единственную сигнали­зационную систему в животном организме и первую в человеке. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием В. с. с. касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. В. с. с. возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и В. с. с. — различные уровни единой высшей нервной деятельности, но В. с. с. играет ведущую роль. Формирование В. с. с. происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, то есть определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью П. с. с. — их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

В человеке прибавляется… другая система сигнализации, сиг­нализация первой системы — речью, её базисом или базальным компонентом — кинестетическими раздражениями речевых органов. Этим вводится новый принцип нервной деятельности — от­влечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов предше­ствующей системы, в свою очередь опять же с анализированием и синтезированием этих первых обобщенных сигналов — прин­цип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружаю­щем мире и создающий высшее приспособление человека — на­уку, как в виде общечеловеческого эмпиризма, так и в её спе­циализированной форме. [2]

— Павлов И.П. «Рефлекс свободы»

В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов, а затем — вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие В. с. с. — результат деятельности всей коры больших полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела мозга невозможно. В исследованиях В.с.с. в лаборатории высшей нейродинамики и психологии высших когнитивных процессов Е. И. Бойко [1] показана плодотворность учения И. П. Павлова о динамических временных связей В.с.с. [3] В развитие идей И. П. Павлова и Е. А. Бойко в школе Е. А. Бойко разработана общая когнитивистская модель целостного рече-мысле-языкового процесса, найдены решения сложнейших теоретических проблем психологии в ее взаимосвязях с лингвистикой, такие как вопросы соотношения языка и речи в процессах речепроизводства и речепонимания; характер связей речи с мыслью, речи с личностью говорящего; особенности развития детской речи и др. Здесь разработаны новые методы анализа публичных выступлений (интент-анализ), позволяющий в известной мере реконструировать «картину мира» говорящего — его целевые и предметные направленности, их динамику, особенности в конфликтной ситуации, в свободных условиях общения, в публичных выступлениях и др.

Существенным резервом для дальнейших исследований остаются проблемы типологии колоссальных индивидуальных различий во взаимосвязях общего и специального типов ВНД, неокортекса и эмоционально-волевой и непроизвольной регуляции деятельности и общения, пока что слабо представленных как в физиологии ВНД [2], так и в психолингвистических исследованиях и в антропологической лингвистике.

Источник

Типы ВНД. Первая и вторая сигнальные системы.

к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

Различают первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система имеется у человека и животных. Деятельность этой системы проявляется в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней среды (свет, звук, механическое раздражение и др.), за исключением слова. У человека, живущего в определенных социальных условиях, первая сигнальная система имеет социальную окраску.

Условные рефлексы первой сигнальной системы образуются в результате деятельности клеток коры большого мозга, кроме лобной области и области мозгового отдела речедвигательного анализатора. Первая сигнальная система у животных и человека обеспечивает предметное конкретное мышление.

Вторая сигнальная система, возникла и развилась в результате трудовой деятельности человека и появления речи. Труд и речь способствовали развитию рук, головного мозга и органов чувств.

Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Мы можем в данный момент не видеть какой-то предмет, но достаточно его словесного обозначения, чтобы мы ясно себе его представили. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде понятий, суждений, умозаключений.

Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного анализатора. Периферический отдел этого анализатора представлен рецепторами, которые расположены в словопроизносящих органах (рецепторы гортани, мягкого неба, языка и др.). От рецепторов импульсы поступают по соответствующим афферентным путям в мозговой отдел речедвигательного анализатора, представляющий собой сложную структуру, которая включает несколько зон коры головного мозга. Функция речедвигательного анализатора особенно тесно связана с деятельностью двигательного, зрительного и звукового анализаторов. Речевые рефлексы, как и обычные условные рефлексы, подчиняются одним и тем же законам. Однако слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим. Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека. Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками. Неосторожно произнесенное слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние.

Животные и человек рождаются только с безусловными рефлексами. В процессе роста и развития происходит формирование условнорефлекторных связей первой сигнальной системы, единственной у животных. У человека в дальнейшем на базе первой сигнальной системы постепенно формируются связи второй сигнальной системы, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающую действительность.

Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде.

Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется ее согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой.

При определении типов высшей нервной деятельности у человека надо учитывать взаимоотношения первой и второй сигнальной систем. Основываясь на этих положениях, И. П. Павлов выделил четыре основных типа, использовав для их обозначения терминологию Гиппократа: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.

Меланхолик — слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.

Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.

Флегматик — сильный и уравновешенный инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Смотреть картинку к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Картинка про к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система. Фото к какому типу внд относится человек у которого преобладает вторая сигнальная система

Учитывая особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем, И. П. Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа.

Художественный тип. У людей этой группы по степени развития первая сигнальная система преобладает над второй, они в процессе мышления широко пользуются чувственными образами окружающей действительности. Очень часто это художники, писатели, музыканты.

Мыслительный тип. У лиц, относящихся к этой группе, вторая сигнальная система значительно преобладает над первой, они склонны к отвлеченному, абстрактному мышлению и нередко по профессии являются математиками, философами.

Средний тип. Характеризуется одинаковым значением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека. К этой группе относится большинство людей.

Источник

Типы ВНД и I и II сигнальные системы

И.П. Павлов, учитывая соотношение первой и второй сигнальных систем выделил три типа ВНД у человека:

3. средний тип (промежуточный) характеризуется опреде­ленными свойствами мыслительного и художественного типов

Это деление в некоторой степени связано с различной ролью правого и левого полушарий в процессах мышления. Левое полушарие является базовым для словесно-логического (абстрактного) мышления, лучше восприни­маются сигналы второй сигнальной системы, инфор­мация оценивается последовательно, аналитически. У правого полушария преобладает образное (конкретно-предметное) мышление, лучше воспринимаются сигналы первой сигнальной системы, лучше воспри­нимаются пространственные признаки предметов.

Первая сигнальная система — это совокупность сенсорных систем организма, обеспечивающих формирование непосредс­твенного (конкретно-образного) представления об окружающей действительности. Сигналами первой сигнальной системы явля­ются условные и безусловные раздражители (предметы, явления и отдельные их свойства). Например, запах может сигнализиро­вать о местонахождении пищи, неприятных и вредных для орга­низма веществах, раскаленное железо — безусловный раздражи­тель, а его свет может сигнализировать об опасности, если ранее был контакт, поскольку в ЦНС остался след от этого контакта в виде энграмм (следов) памяти. Первичный контакт вызывает ощущения, сигналящие организму о свойствах раздражителя. Однако первая сигнальная система человека существенно отличается от таковой у животных, поскольку несет в себе от­печаток культурно-исторических влияний. Для человека каждый предмет, каждое явление имеет понятийное определение, при этом не имеет значения, что звучит оно по-разному на разных языках.

Вторая сигнальная система — это головной мозг человека со зрительной и слуховой системами, обеспечивающими формиро­вание обобщенного представления об окружающей действитель­ности. Ее сигналами являются элементы языка человека.Язык человека — это средство общения людей друг с другом, основной формой которого являются устная и письменная речь, а также формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Речь — главная форма языка человека, обеспечивающая общение людей друг с другом с помощью сигналов в виде слов и являющаяся элемен­том мышления.

Вторая сигнальная система человека позволяет переда­вать опыт, знания предков их потомкам, что качественно отли­чает человека от животных, позволяя накапливать знания об ок­ружающей среде и безмерно повышая власть человека над ней.

Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно вза­имодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности зависит от функционирования первой сигнальной системы.

Рефлексы, их торможение

Рефлекс — реакция организма, осуществляемая нервной системой в ответ на систематическое воздействие внутренних или внешних раз­дражителей на рецепторы.

Внешние воздействия вызывают возбуждение в органах чувств — это приводит к возбуждению или торможению нейронов головного мозга, на основе чего возникают психологические эффекты (ощуще­ния, представления, чувства) — возбуждение нейронов реализуется в движениях человека (мимика, речь, жестикуляция), что выражается его поведением — все эти явления взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Безусловные рефлексы — наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма.

Безусловные раздражители — раздражители, вызывающие безу­словный рефлекс. Бывают:

■ пищевые (например: сокоотделение в ответ на раздражение слизис­той рта, глотание, сосание новорожденных);

■ половые — рефлексы, связанные с воспроизводством потомства;

■ оборонительные (например: отдергивание руки от пламени, ка­шель, чихание, мигание);

■ ориентировочные рефлексы обеспечивают восприятие незнакомого раздражителя (при этом человек прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза).

Ориентировочные рефлексы — Павлов назвал рефлексом «Что та­кое?»: любой раздражитель, если.он применяется впервые, вызывает двигательную реакцию (общее вздрагивание, поворот головы в сторону раздражителя), учащение дыхания, сердцебиение. При повторном раз­дражителе, если он не становится сигналом к определенной деятельное-

ти, ориентировочный рефлекс угасает. Например, если собака впервые услышит звонок, она даст на него ориентировочную реакцию, но слюны при этом отделяться не будет, а если подкрепить звонок едой, то в коре больших полушарий возникнет 2 очага возбуждения — один в слухо­вой зоне, другой в пищевом центре (запах, вкус). После нескольких подкреплений звонка едой в коре больших полушарий между двумя очагами возбуждения возникает временная связь.

Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

Значение: благодаря им сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размно­жение.

Условные рефлексы — рефлексы, которые легко приобретаются и теряются организмом в течение жизни и образуются в результате сочетания с условным раздражителем.

Условия образования условных рефлексов

1) Действие безразличного раздражителя (условного), не связан­ного с безусловным рефлексом. (Например: собаке перед кормлением включали лампу.)

2) Применяемый раздражитель должен не только предшествовать, но и действовать еще некоторое время после того, как началось дейст­вие безусловного раздражителя (после нескольких таких сочетаний вспышка света приводила к слюноотделению, даже если пищи в кор­мушке не было).

3) Безразличный раздражитель становится условным раздражите­лем, то есть сигналом, запускающим условный рефлекс.

Если условный раздражитель не будет подкрепляться безусловным, то он перестанет вызывать реакцию.

Условным раздражителем может стать и определенный промежу­ток времени. Если животное регулярно (каждые 10 мин) подкармли­вать, то образуется условный рефлекс, и через каждые 10 мин будет наступать слюноотделение и пищевая двигательная реакция: животное начинает облизываться, совершает глотательные движения, выделя­ется слюна.

У младшего школьника рефлекс на время выражается в ослаблении внимания перед концом урока (за 1-2 мин до звонка). Это результат не только утомления, но и ритмической работы коры больших полушарий головного мозга в период учебных занятий.

Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, то наступает торможение условного рефлекса.

Торможение — активный нервный процесс, результатом которого является ослабление или подавление процесса возбуждения.

Различные раздражители вызывают торможение одних рефлексов и возбуждение или образование других. Образование новых рефлексов и их торможение ведет к гибкому приспособлению организма к конк­ретным условиям существования.

1. Безусловное (внешнее) торможение

Это когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Например, если у собаки условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее вырабо­танный рефлекс слюноотделения. В основе — явление отрицательной индукции.

1.1. Запредельное торможение (охранительное — т. к. охраняет нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или дли­тельности, которые могли бы нарушить их деятельность).

■ при действии очень сильного одноразового раздражителя;

■ при длительном действии слабого раздражителя.

Так, например, громкий окрик может затормозить движение или многократное повторение одного действия может привести к тому, что в какой-то момент человек не сможет его выполнить. В школе для ученика это может быть монотонный рассказ учителя. У новорожденного — если раздастся резкий звук, ребенок перестанет сосать грудь.

1.2. Индукционное торможение («встреча двух возбуждений»).

■ при одновременном действии двух раздражителей.

Так, например, при входе кого-то в учебную аудиторию во время выполнения задания учащиеся смотрят на дверь; если во время чис­тописания раздастся звук автомобильной сирены с улицы, то у детей уменьшается концентрация внимания, в результате возникают помар­ки, неточное начертание букв.

1. Условное (внутреннее) торможение

Развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса. Возникает не сразу, как безусловное, а при определенных условиях.

1.1. Угасательное торможение Наступает:

■ при длительном неподкреплении условного рефлекса безусловным раздражителем.

Так, например, если не упражняться в завязывании шнурков, то вскоре ребенок может забыть, как это делается; этим можно объяс­нить утрату навыка игры на музыкальных инструментах, трудового навыка.

У детей угасание происходит медленнее, чем у взрослых, это облег­чает обучение, но затрудняет отучение от вредных привычек. Благода­ря угасанию организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение.

1.2. Дифференцировочное (способность к различению) торможение

■ на один из нескольких однотипных раздражителей.

Павлов через 100 ударов метронома давал собаке пищу, а через 96 не давал, в результате через 100 ударов у нее текла слюна, а через 96 — нет. Способствует обучению, стимулирует познавательную де­ятельность.

1.3. Запаздывающее торможение

* когда подкрепление дается с опозданием.

Так, например, если мать кормит трех детей и кладет им в тарелку еду по очереди, то последний ребенок будет вести себя неспокойно. За­паздывание вырабатывается у детей с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки (первоклассник, когда хочет ответить, не­терпеливо размахивает рукой, привстает, чтобы его заметил учитель, и только в старших классах можно отметить выдержку).

1. Высшее торможение

Присуще только человеку, самостоятельное торможение. Напри­мер, когда мать отдает самое «вкусное» ребенку, вместо того чтобы съесть самой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *