к какому типу социальных институтов относится система высшего образования

Термин «социология» ввел в научный оборот

Термин «социология» был введен в научный оборот в

Трудящееся большинство населения как решающая сила социального прогресса в социологии называется

Тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности общества

Токарь Иван П. стал инженером, затем начальником цеха, и наконец, директором завода. Этот пример социальной карьеры можно отнести к…

Три группы признаков, дифференцирующих людей, выделил…

Когда возникла социология как наука?

в первой трети 19 века

Как называется рациональный подход в исследовании общества, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте?

Как расшифровывается понятие «социальное»?

как относящееся к жизни людей в процесс их взаимоотношений

Как называется социология, ориентированная на практическую пользу?

Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки?

в годы перестройки

Каким словом определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и проч.?

К какому типу социальных институтов относится система высшего образования?

к духовным институтам

К какому типу социальных институтов относится собственность?

к экономическим институтам

К какому типу социальных институтов относится парламент?

к политическим институтам

К какому типу социальных институтов относится зарплата?

к экономическим институтам

К какому типу социальных институтов относится армия?

к политическим институтам

К какому типу социальных институтов относится брак?

к институтам родства

К какому типу социальных институтов относится семья?

к институтам родства

Концепцию общественно-экономической формации разработали

к межпоколенной мобильности

К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда человек работал замдиректора, а стал директором фирмы?

Классы зависят от:

экономических различий между группами людей

Классовая стратификация характеризует:

Каков главный классообразующий признак по К.Марксу?

отношение к средствам производства

К рабочему классу относятся:

люди, занятые физическим ручным трудом

К какому типу социальных институтов относятся музеи?

к институтам культуры

К какому типу социальных институтов относятся клубы?

к институтам культуры

К какому типу социальных институтов относятся касты?

к институтам стратификации

К какому типу социальных институтов относятся классы?

к институтам стратификации

К какому типу социальных институтов относятся сословия?

к институтам стратификации

К какому типу организаций преимущественно принадлежат больницы?

К какому типу социальных организаций принадлежат тюрьмы?

К какому типу социальных организаций относится армия?

К какому типу организаций преимущественно принадлежат монастыри?

Комплексный процесс создания, распространения и

Использования нового практического средства (новшества) для

Автором шеститомного труда «Курс позитивной философии» является

Айша была жительницей Алматы, но переехала в Астану и стала столичной жительницей. Этот пример социальной мобильности можно отнести к …

Автором теории социальной стратификации и социальной

Мобильности является

Шеститомный труд, который опубликовал Конт это:

курс позитивной философии

Школьник закончил школу, стал студентом, затем начальником отдела, и наконец, директором предприятия. Этот пример социальной мобильности можно отнести к …

Основоположником социологии считают:

Основателем психоанализа является:

Источник

Социальные институты образования и науки

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований.
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.
В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера.
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.
Наука, как и система образования, является центральным социальным институтом во всех современных обществах и представляет собой самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.
Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.
Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь, существование науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.
Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.
Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.
Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.
Принцип организованного скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

Источник

Что такое социальный институт: примеры, виды, функции

к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Смотреть фото к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Смотреть картинку к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Картинка про к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Фото к какому типу социальных институтов относится система высшего образования

Приветствую Вас, друзья!

Современное человеческое общество представляет собой сложную систему, существование которой возможно только благодаря наличию социальных институтов. Они задают правила поведения, диктуют нормы морали, предписывают выполнять одни действия и запрещают другие. Благополучное существование и развитие современного общества возможно именно благодаря тому, что вся наша жизнь подчинена социальным институтам. И сегодня мы поговорим о том, что они собой представляют, как устроены, какими бывают и какие функции выполняют.

Что такое социальный институт?

Социальный институт – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации взаимодействия людей в определенной сфере жизни общества, в рамках которой реализуются определенные функции, главной из которых является удовлетворение потребностей. Основу социального института составляют правила поведения, которых должны придерживаться все члены общества.

Термин «социальный институт» образован от латинских слов socius (общий, совместный) и institutum (учреждение, обычай). Словом «социальный» обозначают понятия, связанные с обществом. Словом «институт» – определенный класс организаций и общественных явлений.

Социальный институт должен обеспечивать решение таких задач как:

Автором данного понятия считается Герберт Спенсер (правда, он сам предпочитал термин «социальное учреждение»). Он провёл параллель между обществом и обычным биологическим организмом, в котором разные органы отвечают за разные сферы жизнедеятельности (позже эта концепция получила название «органицизм»).

Изучая принципы функционирования общества, Спенсер выделил в нём функциональные элементы, отвечающие за конкретные сферы жизни данного общества, и назвал их социальными учреждениями или институциями. Современный термин «социальный институт» ввёл американский социолог Торстейн Веблен, чьи взгляды на сущность данного понятия несколько отличались. Разница во взглядах Спенсера и Веблена заключалась в том, что первый считал социальный институт органом, осуществляющим регулирующую функцию, а второй – совокупностью принципов поведения.

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь. Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право).

Структура социального института

Любой социальный институт – это система с довольно сложной структурой. При этом разные исследователи могут по-разному понимать определение социального института и, соответственно, по-разному интерпретировать его структуру. В качестве основных структурных составляющих социального института можно выделить такие элементы как:

Некоторые исследователи полагают, что уместнее рассматривать не отельные элементы социального института, а его признаки, основными из которых являются следующие:

Функции социальных институтов

С точки зрения современной социологии, социальный институт – это система, основная цель которой заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности социума. Для этого каждый институт осуществляет специфические функции в рамках сферы жизни общества, которую он регулирует. Таких функций довольно много (мы рассматривали их выше, перечисляя примеры институтов), но четыре из них являются основополагающими:

Социальные институты могут выполнять свои функции только тогда, когда большинство населения признаёт их целесообразность и легитимность.

Классификация социальных институтов

Лучше понять, что такое социальный институт, позволяет изучение существующих подходов к классификации. Существует много способов делить институты на разные виды. Рассмотрим несколько наиболее распространенных подходов:

Классификация по масштабности:

Классификация по сложности:

Классификация по сфере деятельности:

Классификация по наличию нормативной базы:

Институционализация

Развитие общества до современного уровня было бы невозможно без становления и развития социальных институтов – институционализации. Данный процесс продолжается и сегодня, поскольку в предыдущие годы развитие общества не только не остановилось, но и значительно ускорилось. У людей появляются новые потребности, а вместе с этим возникают и новые социальные институты.

Случается и так, что давно сформировавшиеся институты теряют актуальность, что приводит к их реформированию или даже исчезновению. К примеру в XIX веке были ликвидированы такие социальные институты как рабство и крепостное право. К XX веку во многих странах была ликвидирована монархия. В то же время в некоторых странах монархия продолжает благополучно существовать и сегодня, хоть и претерпела значительные изменения. Также в последние годы переживают заметную трансформацию такие институты как семья, брак и религия.

Источник

Социальные институты — теория для ЕГЭ

Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.

Что такое социальный институт

Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.

Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.

к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Смотреть фото к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Смотреть картинку к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Картинка про к какому типу социальных институтов относится система высшего образования. Фото к какому типу социальных институтов относится система высшего образованияФункции социальных институтов в обществознании:

В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:

Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:

Источник

На какие виды делятся социальные институты с примерами

Виды социальных институтов

Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленно форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворять социальные, экономические, политические, культурные потребности общества в целом или его части.

Правила, установленные институтами, влияют на поведение людей в обществе.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Суды в качестве социальных институтов выступают как:

Характер общественных институтов страны определяет успех или провал ее развития в долгосрочной перспективе.

Классифицируют их по разным критериям. Наиболее распространено деление по целям (содержанию заданий) и сферам деятельности:

По характеру целевых функций делятся на:

В зависимости от количества выполняемых функций:

По критериям способа регулирования поведения людей:

1. Формальные — государство, армия, школа. Действуют в соответствии с четкими принципами (правовые акты, законы, указы, регламенты, инструкции), управляют на основе санкций, связанных с поощрением и административным или уголовным наказанием. Контролируются государством, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Определяют прочность общества. Регулируются не только писаными правилами, но и неписаными стандартами, морально-нравственными эталонами, обычаями, традициями.

2. Неформальные — культурные и социальные фонды, объединения по интересам, дружба, соседство, кровная месть. Не имеют четкой нормативной базы. Результат творчества на основе волеизъявления граждан. Контроль устанавливается с помощью норм, соответствующих гражданским традициям, обычаям.

Социальные институты современной России с примерами

Институт семьи и брака

В течение прошлого века в стране в результате урбанизации и крупных миграционных процессов многочисленные крестьянские семьи превратились в городские малые нуклеарные, близкие по размерам к европейским. Только 10% городских и 12% сельских насчитывают пять и более членов семьи.

При этом 90% всех российских семей проживает в городах. Эти факты дают основания прогнозировать демографическую убыль населения в ближайшие десятилетия.

Понятие брака в современной России уходит на второй план. В дореволюционное время диктовался правильный выбор супруга среди представителей своего класса, этнической группы, вероисповедания. В нынешней ситуации происходят изменения в структуре населения: сельские невесты уезжают в города, городские невесты испытывают острую конкуренцию, сельским женихам остается скромный выбор.

Получили распространение гражданский брак, добрачные отношения. Растет процент разводов. В результате этих изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам.

Но семья, как прежде, остается основной ячейкой социума. Почти 90% населения России живет в семьях, вне ее – каждый десятый (пожилые одинокие, призывники), что по современным меркам считается неплохим показателем. Для решения демографической проблемы на федеральном уровне принимаются законы о материнском капитале, для защиты прав детства Семейный кодекс, нормативные акты в сфере опеки и попечительства.

Институты образования и науки

Российская система образования и науки включает:

Основные функции образования:

Созданная в стране система обучения школа-техникум-курсы-вуз-аспирантура выполняет многие функции.

Характерная особенность науки в России — зависимость от государства.

Институт религии

Религия сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяется потребностью общества в священном. Приблизиться к тому, что воспринимается с благоговением и трепетом, возможно через ритуал социальное действие, предписанное специальными правилами поведения.

Функции института религии:

Экономические институты

Механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями включают в себя:

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие их взаимодействие. Являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Создавались людьми для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли:

Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила развиваются стихийно и меняются медленно. Примером неформальных правил может служить традиция «делать подарки», что в цивилизованном мире расценивается как коррупция, сохранившаяся в России и после формальной ломки правил в 1917 году.

Политические институты

Основные институты политической системы современного российского общества:

Политические образования, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений.

Подразделяются на институты:

Трансформация политической системы России проходила в три периода:

Как социальные институты взаимосвязаны между собой

Социальных институтов, которые действовали бы в изоляции от остальных, нет. Производство учитывает потребности семей в новых квартирах, детских садах и школах. Система образования зависит от деятельности правительства по поддержанию престижа и развития перспектив учреждений образования и науки.

Действующая власть издает нормативные акты, одинаково воздействующие на родителей, священников, чиновников, руководителей предприятий, педагогов.

Многочисленные взаимосвязи объясняют и невозможность со стороны институтов тотально контролировать поведение своих членов.

Школы применяют стандартные планы обучения и воспитания для всех учеников. В семье, где родители поощряют развивающее чтение, школьник быстрее приобретает интеллектуальные интересы, чем в семье, где предпочитают только развлекательные направления.

Чтобы привести к балансу систему ролей, предписанных индивидам, институты идут путем договоренностей.

Промышленность, торговля зависят от поддержки правительства, которое ответственно за налогообложение, налаживание обмена и хозяйственных связей между ними. Правительство зависит от экономической поддержки со стороны этих институтов.

Наиболее важные социальные институты часто испытывают давление со стороны других, пытающихся захватить контроль над ними.

Значительное влияние образования и семьи на общество заставляет бороться за влияние на образование и семью со стороны политических, производственных организаций, церкви, армии. Политики поддерживают в школах установки на патриотизм и национальное самосознание. Производственные учреждения — профессионально ориентировать учеников с детства. Военные — вырастить будущих призывников.

Государство регулирует количество браков, разводов, рождаемость, устанавливает стандарты заботы о детях. Школы организовывают родительские комитеты для кооперации с семьей. Церковь пытается воспитать веру в бога, проповедует идеалы семейной жизни, стремится проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Иногда институциональные роли конфликтуют из-за принадлежности исполняющей их личности к нескольким институтам.

Выбор между карьерой или семьей. Предприятия и организации, чтобы включить деятельность супругов в сферу своего влияния, предлагают систему льгот, семейный отдых. Армия предусматривает включение жен в гарнизонную жизнь офицеров. Христианская церковь пошла другим путем — духовенство принимает обет безбрачия.

Институты адаптируются к изменениям в социуме. Изменение в одном неизменно влечет изменения в других.

Повсеместная урбанизация привела к тому, что в городах крестьяне создали свою субкультуру — и партии для привлечения электорального большинства, юридические организации в своей ежедневной деятельности изменили действия. Современная характеристика нуклеарной семьи изменила определение социального обеспечения государств, демографическую политику.

Социальное обеспечение влияет на покупательскую способность, экономическое положение влияет на электоральную активность и смену власти, преступность и политические решения определяют степень влияния церкви, социальная политика определяет количество работающих и т.д.

Социальные институты какого типа появились исторически последними

По мере развития общества возникают новые социальные потребности, для их удовлетворения образовываются новые институты. Прежние приспосабливаются к изменившимся условиям или исчезают (рабство, крепостничество, монархия). На их месте возникли институты президентства, парламентаризма, гражданского общества, СМИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *