к какому типу психических функций относят воображение
К какому типу психических функций относят воображение
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, «психологических орудий», среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика» более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.
Высшие психические функции человека рассматриваются с позиции структурно-функционального подхода, в котором важным является анализ входящих в них звеньев (составляющих), с оценкой роли и места каждой из них в обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что дифференцированные структурные составляющие высших психических функций обеспечиваются работой специфических (локальных) зон мозга, но различные функции имеют и общие звенья, пересекающиеся на уровне определенных мозговых структур. Примером является «сквозная» роль такой составляющей, как пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных характеристик информации необходима для выполнения произвольных движении, понимания структуры многозначного числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения конструктивных задач, понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения в виде предлогов, падежных окончаний и т.п.
Таким образом, на пространственном анализе и синтезе «сходятся» такие высшие психические функции, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы. Вместе с тем известно, что эта составляющая психики связана с работой теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических функций, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических функций, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических функций.
Сила воображения: на что она способна и почему важно ее развивать
Что такое воображение
Согласно классическому учебнику Роберта Немова по общей психологии, воображение — это психологическая особенность человека, которая позволяет ему действовать не только в реальном, но и в придуманном им самим мире, придумывать нечто новое и воплощать его в реальность.
В философии воображение рассматривают как составную часть творческого процесса. В учебнике «Общая психология» доктор психологических наук Артур Петровский отмечает, что для выполнения повседневных задач нужно не меньше воображения, чем для творческих: например, чтобы смастерить стул, нужно сначала представить себе его назначение, высоту, форму, размер и изготовить детали в соответствии с этим образом.
В быту термин «воображение» часто используют как синоним чего-то нереального, несуществующего. Выражение «Ну ты воображаешь» в разговорной речи — мягкая форма фразы «Ты врешь», то есть, сознательно искажаешь действительность. Психологи с этим не согласны: по «Словарю Выготского» воображение и действительность связывают четыре процесса.
Виды воображения
Чтобы правильно пользоваться воображением, нужно знать, какие виды существуют и за что они отвечают. Согласно учебнику по психологии доктора психологических наук Анатолия Маклакова, воображение бывает активным и пассивным.
Активное воображение
Активное воображение — способность человека по собственной воле вызывать в воображении образы, чтобы воплотить их в жизнь. Этот тип воображения используется при любой творческой деятельности: когда ученый ставит перед собой цель изобрести новое устройство или когда ребенок решает, как ему нарисовать маму. Если художник придумывает дракона, чтобы потом сделать его макет или 3D-анимацию — это активное воображение.Активное воображение бывает:
Карл Юнг использовал активное воображение в аналитической терапии как метод выявления бессознательного: пациент задает исходную точку (например, фрагмент сна) и позволяет воображению развить его в целые сюжеты. Бессознательное обретает смысл, воплощается в материальную форму — рисунок, танец, игру, — и человек начинает лучше понимать себя и других людей.
Пассивное воображение
Пассивным воображением называют мечты и образы, которые возникают в голове человека, но не воплощаются в жизнь. Если активное воображение ставит цели, то пассивное погружает в другую реальность: человек мечтает попасть в другое время, или познакомиться с героем фильма. Если офисный сотрудник погружается в грезы о мире огнедышащих драконов, чтобы пережить скучное совещание на работе — это пассивное воображение.
Пассивное воображение бывает:
Преобладание пассивного воображения в жизни человека может привести к отрыву от действительности и торможению психического и социального развития. В крайних случаях может развиться синдром патологического фантазирования. Люди с таким расстройством живут в выдуманной однотипной реальности, воспринимают происходящие там события как более важные и теряют интерес к действительности.
Роль воображения в жизни
Воображение нужно не только детям и художникам. Оно необходимо для мышления, памяти, эффективной работы и многого другого. Отвечаем на самые популярные вопросы о роли воображения в жизни человека.
Почему воображение важно
Согласно исследованию медицинского журнала Американской академии неврологии, у людей среднего и пожилого возраста, которые занимаются творческой деятельностью, на 73% меньше риск проблем с памятью и мышлением, легких когнитивных нарушений, которые приводят к деменции.
Воображение необходимо для важных психических процессов:
Помогает ли воображение достигать успехов в работе
Эксперты Harvard Business Review считают, что именно воображение позволяет бороться с кризисными ситуациями. По данным исследования Института Брюса Хендерсона, 14% компаний смогли пережить экономические спады и выдержать конкуренцию за счет инвестиций в новые точки роста в бизнесе — чтобы увидеть эти точки, нужно обладать воображением и представлять, какие пути развития могут быть успешными.
Правда ли, что у детей воображение лучше
У детей воображение действительно работает активнее: для взрослых мир знаком, а ребенок только начинает в нем осваиваться. Воображение необходимо ему для наблюдения, создания и осмысления новых образов.
Во время конференции TEDxTucson доктор Джордж Лэнд рассказал о длительном исследовании NASA в области креативности: 1 600 дошкольникам в возрасте 4–5 лет предложили решить некую проблему новым способом. По результатам теста 98% детей набрали количество баллов на уровне «творческих гениев». Пять лет спустя только 30% той же группы остались на таком же уровне, еще через пять лет — 12%. Когда тест провели среди более 1 млн взрослых в возрасте около 31 года, выяснилось, что только у 2% такой же уровень креативной гениальности.
Кандидат психологических наук Александр Веракса отмечает, что отсутствие воображения у ребенка — признак патологических процессов, часто — синдрома раннего детского аутизма: без воображения невозможна игра, с помощью которой ребенок примеряет на себя «взрослые» обязанности — готовку, вождение автомобиля, воспитание малышей.
Как понять, что у человека нет воображения
Людей без воображения не бывает: хочет человек того или нет, но его мозг создает образы. Однако некоторые не могут мысленно воспроизводить звуки и визуализировать. Такую особенность ученые называют афантазией. Согласно исследованию специалиста по когнитивной и поведенческой неврологии Адама Земана, люди с афантазией видят сны, но не могут создавать визуальные образы наяву, а еще часто страдают нарушениями памяти.
Есть люди с противоположным феноменом — гиперфантазией: им достаточно услышать слово «дракон», чтобы представить форму его хвоста, текстуру чешуи и цвет пламени из пасти. У большинства людей воображение развито средне, но существуют способы его улучшить.
Как развить воображение: шесть способов
Ищите новые хобби
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Сан-Франциско, занятия творческими хобби в нерабочее время увеличивают работоспособность сотрудников. Самый надежный способ пробудить воображение — попробовать себя в деле, в котором у вас нет никакого опыта. Изучение нового требует, чтобы мозг думал (а нейроны соединялись) иначе. Это открывает новые перспективы и создает почву для творчества.
Мечтайте
Согласно отчету креативного агентства We Are Social, среднестатистический пользователь интернета в возрасте от 16 до 64 лет каждый день проводит в Сети 6 часов 43 минуты — это 100 дней в год, более четверти своей жизни. Постоянное поглощение информации не оставляет времени, чтобы помечтать. По данным исследования научного издания Behavioral Scientist, люди, которые погружаются в грезы в течение дня, чаще принимают творческие решения и испытывают приливы вдохновения. Постарайтесь помечтать, а не скроллить ленту соцсетей, пока ждете очереди в магазине, едете в автобусе или перекусываете на скамейке в парке.
Гуляйте
Ходьба погружает в креативное, вдохновленное состояние. Исследование Стэнфордского университета 2014 года показало, что при ходьбе креативность в среднем на 60% выше. Постарайтесь отправиться на прогулку без телефона и не по проторенному маршруту.
Окружайте себя креативными людьми
Согласно исследованию научного журнала Child Development, дети из творческих семей растут более креативными. Этот лайфхак работает и со взрослыми: творческое окружение вдохновляет думать нестандартно.
Играйте
Согласно исследованию психологического журнала Journal of Play, игры в детском возрасте влияют на развитие креативности в будущем. Позвольте себе отказаться от рациональных аспектов взрослой жизни и принять другую реальность: пусть коробка станет ракетой, а телефон — космическим бластером. Пригласите друзей или семью присоединиться к вам, а еще лучше попросите детей принять вас в их игру и учитесь у мастеров.
Если поначалу задание покажется сложным, стоит попробовать дать волю воображению в медитации, установить контакт с внутренним ребенком, начать вести дневник и вспомнить свои детские фантазии.
Окружайте себя синим цветом
Исследование Университета Британской Колумбии в Ванкувере показало, что синий цвет повышает производительность при выполнении творческих задач, потому что ассоциируется с открытостью и умиротворением. Добавьте синие предметы в интерьер или просто создайте обстановку, которая вдохновляет.
К какому типу психических функций относят воображение
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.
Статья:
Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.
Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.
Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.
Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.
Мышление.
Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.
Обобщение.
Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.
Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.
Анализ и синтез.
Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.
Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).
Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.
Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).
Абстрагирование.
Цель: научить малыша находить косвенные признаки.
Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.
Память.
Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.
Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.
Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.
Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.
Внимание.
Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.
Речь.
К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.
Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.
Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.
Восприятие и воображение.
Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.
Воображение. Нарушения
Воображение
Воображение, или фантазия (гр. phantasia — воображение) — процессы преобразования структур прежнего опыта индивида в соответствии с его потребностями, желаниями и опасениями. Воображение затрагивает различные аспекты внутренней жизни: знание, навыки, планы, воспоминания, ожидания, оценки, ценности и др. В зависимости от объекта преобразования могут быть выделены разные виды воображения. Например, это воображаемый результат предстоящей деятельности, предполагаемая модель поведения в той или иной ситуации, символическое представление какого-то материального процесса, художественный образ, научная гипотеза и т. п. Воображение, по Л.С.Выготскому, есть способность индивида из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций. Действительно, из 33 букв нашего алфавита и звуков речи созданы все тексты русской культуры, от древних летописей до первых слов младенца. О том же, но с несколько иным смысловым акцентом говорит и пословица «Из одного дерева лопата и икона».
В самом деле, речь в ней идет не о механических комбинациях бессмысленных знаков, а о разных сочетаниях значений, способных удивительным образом породить что-то новое, и низменное, и нечто возвышенное, чего нет в исходных элементах. Например, романы Ф.М.Достоевского и Книга рекордов Гиннесса — это столь же разные вещи, как тревога за судьбы людей и торжество по поводу их деградации. Роль продуктивной фантазии в конечном счете состоит в том, что она, опираясь на реальный опыт, только и делает возможным спасительный рост знания в той бездне неизвестного, какая окружает человека, в какой-то мере обеспечивает понимание ценности этого знания и способствует разумному его применению.
| Развить воображение ребенка поможет психолог |
В норме воображение — это преднамеренная и в известной степени осознанная активность личности, мотивированная потребностью в творчестве, поиске новых адаптивных стратегий поведения (копинг-стратегий). Данный вид воображения обозначается как активное воображение. Оно, по определению, представляет собой созидательный процесс, в конечном счете направленный на изменение действительности в интересах общества, культуры и отдельного человека. В этом смысле воображение рассматривается как наиболее характерная и важнейшая сторона интеллекта. Расстройство интеллекта в первую очередь проявляется именно ослаблением креативной способности и уж затем упадком способности адекватно использовать привычный опыт в повседневной жизни.
В зависимости от направленности процессов воображения различаются репродуктивная, актуальная и предвосхищающая его формы. Репродуктивное воображение состоит в переосмыслении прошлого опыта и тем самым в осознании и принятии личностью новых представлений о ценностях бытия. Уникальным итогом этого является такое качество личности, как разум или мудрость — понимание подлинного смысла различных событий, заключенного в реальных переживаниях минувшего. Кого прошлое ничему не учит, того не спасают ни острый ум, ни обширное знание. «Разум не велит, ума не спрашивай» — гласит на этот счет народная пословица. Актуальное воображение касается в первую очередь текущего опыта, осознания смысла происходящего в настоящее время.
Понимание этого смысла только и дает индивиду возможность контролировать настоящее, а не плыть по волнам обстоятельств в неизвестном направлении. Предвосхищающее воображение необходимо для структурирования будущего, осознания смысла того, что может произойти в будущем, что индивиду следует делать и от чего надо бы отказаться. Лишаясь этой способности, индивид выпадает из жизни, теряет перспективу, стремление к будущему, надежду, навсегда оставаясь в плену настоящего, а то и прошлого.
Продуктивным воображение может быть, как подчеркивалось, лишь в том случае, если оно опирается на знание реальности и служит обогащению имеющегося опыта.
Фантазирование необходимо человеку и в тех случаях, когда это компенсирует дефицит реальной информации. Например, некоторые представления человека о мире в прошлом, а быть может, и в настоящее время суть ошибки ума, мифы. Тем не менее те из них, которые не препятствовали познанию действительности, были полезны в психологическом плане, они, как минимум, порождали иллюзию контроля над происходящим, т. е. чувство безопасности. Таковы, например, легенды Древнего мира о сотворении мира, жизни, человека, души.
Фантазирование бывает нужным людям и для того, чтобы посредством неизбежных ошибок осознавать нереалистичность своих фантазий, ограничивать последние какими-то пределами. Фантазия как прихоть, каприз, причудливая выдумка может выполнять функцию игры, детского способа самопрезентации, и в этом также есть некая польза, если уметь ее извлечь. В английском языке такая незрелая фантазия определяется термином fantasy (в отличие от phantasy — воображения, воображаемого понятия).
Добавим, что эффективность воображения возрастает при условии интеграции опыта прошлого, настоящего и будущего. Лишь в этом случае настоящее становится мостом в будущее, а прошлое может быть переосмыслено с позиций будущего. Совершенно ясно, наконец, что индивид не может довольствоваться лишь плодами собственного воображения. Личное воображение может быть плодотворным только тогда, когда индивид способен усваивать коллективный созидательный опыт других людей, он тем самым как бы учится не только фантазировать, но и контролировать собственное воображение.
Существует пассивное воображение. В свою очередь оно разделяется на преднамеренное и непреднамеренное. Преднамеренное пассивное воображение имеет своим результатом временный уход от действительности и погружение в состояние мечтательности. Это может быть замещение травмирующих представлений прошлого, настоящего и ожидаемого другими, желаемыми или, по крайней мере, не столь тягостными. Индивид не мешает при этом невольному процессу формирования мнимых картин реальности и, может быть, даже ему способствует, если сознательно отгоняет свои мысли о чем-то плохом. Тем самым он получает возможность на некоторое время отвлечь свое внимание от негативных эмоций, необходимое для того, чтобы научиться принять происходящее в действительности. Такое воображение может быть полезным и для того, чтобы представить индивиду модели желаемого настоящего и будущего.
Иногда индивиду бывает необходимо освободиться от навязанных стереотипов мысли, чтобы почувствовать, что именно нужно ему, а не той роли, в которую он слишком уж вжился и тем самым утратил ощущение своей аутентичности. Таким образом, преднамеренное воображение может служить источником самопознания. Непреднамеренное пассивное воображение обнаруживает себя в дремотном состоянии индивида или в его сновидениях. Известно немало случаев, подтверждающих вывод о том, что оно является важным условием творческого процесса, не скованного текущими впечатлениями и косными привычками мышления. Пассивное воображение особенно часто является источником болезненных продуктов, таких, к примеру, как бред, ложные воспоминания и предвосхищения, отчего более предпочтительным считается другое его название — собственно фантазирование.
Роль сознательных усилий в процессах воображения бесспорна, хотя и неоднозначна. Нередко она бывает представлена в виде целенаправленного и методичного перебора всех возможных вариантов решения проблемы с целью найти наиболее адекватное. Это известно любому человеку в той мере, в какой он имеет опыт собственного творчества. Об этом же говорит творческий опыт выдающихся людей. Ч.Дарвин, например, создавал теорию происхождения естественных видов около трех десятилетий упорных исканий, преодолевая при этом не только объективные трудности, но и внутреннее сопротивление со стороны предрассудков своего времени. А.А.Иванов 20 лет работал над полотном «Явление Христа народу», написав при этом множество замечательных этюдов. Л.Н.Толстой, уже будучи признанным мастером слова, шесть раз заново переделывал роман «Война и мир», пока не понял, что текст готов и может быть обнародован.
Подлинные творения, свидетельствуют многие творческие люди, далеко не всегда рождаются в одночасье, в мимолетном порыве вдохновения. Иначе говоря, от замысла, опирающегося на какие-то факты и соображения, до его завершения следует долгий период осознанного выдвижения и проверки множества промежуточных гипотез. Кроме того, окончательный результат творческого поиска не может быть принят без того, чтобы к этому не были подготовлены структуры сознания.
Например, Ф.А.Кекуле в 1865 г. понял, что его сновидение, в котором он увидел кусающую себя за хвост змею, это и есть символ искомой формулы бензола только потому, что его сознание было к этому подготовлено настойчивыми размышлениями. Роль сознания при этом состоит, видимо, в том, что посредством его создаются некие новые понятия, каким-то образом меняются прежние, постепенно формируются более гибкие логические структуры. И только тогда решение проблемы вполне осознается, т. е. выливается в некие законченные словесно-логические формулы. Нередко это происходит посредством интуиции (лат. intueri — пристально, внимательно смотреть), т. е. внезапного и как бы непосредственного постижения истины. Ту же работу в плане изменения своего сознания вынужден повторить и любой другой индивид, когда он стремится понять чье-то открытие.
Тем не менее роль сознания в фантазировании не является определяющей.
С одной стороны, нетрудно видеть, что фантазирование очень часто является деструктивным, когда плоды воображения отдаляют индивида от реальности, делают его в этом смысле аутичным. Это легко показать на примерах патологии, в частности галлюцинаций, когда в изобилии продуцируются ложные либо абсурдные смыслы и значения. В данном случае видна роль бессознательных процессов, точнее, ставших бесконтрольными болезненных тенденций. Вероятно, тут можно хотя бы отчасти согласиться с глубинными психологами, рассматривающими бессознательные фантазии в качестве связующего звена между инстинктом и мыслью.
С другой стороны, совершенно очевидна другая, противоположная тенденция, когда фантазия как бы обслуживает креативные процессы. В сознании проактивной личности в замыслах, да и много позже нет ничего конкретного, что могло бы определять направление творческого поиска, например нет готовой заранее модели желаемого результата, так что индивид движется вперед как бы на ощупь, вслепую. Тем не менее, и много тому примеров, он определенно испытывает стремление, а не просто пассивно дрейфует. По этой причине он и работает со страстной увлеченностью, порой как одержимый и в ущерб здравому смыслу, так как часто при этом забывает о своих насущных потребностях. Более того, он каким-то образом чувствует, что идет в верном направлении, он почему-то бывает заранее уверен, что именно на этом пути его ждет верное решение.
Когда же индивид добивается своего, он после короткой радости успеха относится к полученному результату так, словно в нем и состояло назначение его деятельности. Ему даже кажется, что истина столь проста, очевидна и близка ему, словно он всегда носил ее в себе. Сам творческий процесс нередко становится для него объектом самоидентификации, источником чувства аутентичности. Как и почему все это происходит, едва ли индивид может разъяснить и сам. Ведущая роль бессознательного, таким образом, видна и в творческом процессе, но это уже иное бессознательное и совершенно другая ситуация.
Пожалуй, единственно верное ее объяснение предлагает П.В.Симонов. Его гипотеза сводится к тому, что творческий процесс контролируется структурами надсознания. Это можно понимать так, что именно в надсознании первоначально формируются некие прообразы будущих творческих планов и решений. Именно в этом смысле индивид является одаренной личностью. Он будто бы заранее готов к той или иной деятельности, даже не зная сам, что она ему когда-то предстоит. Потому он в какой-то момент жизни и впадает в состояние творческого поиска, а то и вдохновения, что каким-то образом воспламеняется этими имплицитными планами и решениями. Он потому с необычайным упорством и стремится их осуществить, что свыше, как бы самими небесами мотивирован к творческой деятельности.
Тем самым появляется возможность хотя бы предположить, что существуют два основных типа творческих людей. Высшими представителями первого являются «медленные» гении: главным в творчестве они считают упорный и сознательный труд, а одаренности отводят весьма скромное место. Это, к примеру, К.Линней, Г.Мендель, Ф.М.Достоевский. В их творчестве велика роль сознания. Высшими представителями второго типа являются «быстрые» гении, проявляющие исключительную одаренность смолоду. Д.И.Менделеев открыл периодическую систему химических элементов в 35 лет. М.А.Шолохов смог создать в 23 с небольшим года грандиозную эпопею «Тихий Дон» не только благодаря труду, но в первую очередь в силу своего редкого литературного таланта. Э.Галуа заложил основы современной алгебры в юношеском возрасте, прожив всего 21 год, Моцарт в 8 лет написал свою первую симфонию, А.С.Пушкин совсем молодым человеком явил миру удивительно глубокие прозрения и др. В творчестве таких людей роль сознания относительно невелика. В целом, согласно П.В.Симонову, гениальные творцы цивилизации — это люди с необычайно развитыми в том или ином отношении структурами сверхсознания.
Воображение проявляется в разных формах. Наиболее ранняя из них — это воображение в виде действий с предметами, ранние детские игры. Л.С.Выготский считает: «Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же — не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра». После 2–3 лет жизни ребенка фантазия становится наглядно-образной. В ней проявляется способность комбинировать наглядные образы объектов. Ребенок, прежде чем построить какую-то игровую ситуацию, мысленно располагает имеющиеся в его распоряжении предметы так или иначе, а уж потом приступает к действиям. Начиная с 7–8 лет фантазирование становится образным, в это время у школьников появляется способность создавать новые сочетания мысленных образов для понимания чего-то неизвестного.
У.Джемс приводит такой пример: «Представь себе, — говорит учитель ученику, — что в тебя выстрелили из пушки с Солнца, что бы ты сделал?» Ученик отвечает, что он, конечно, тут же отскочил бы в сторону. Чтобы ученик смог представить себе, каково расстояние от Солнца до Земли, учитель объясняет, что в немедленной реакции нет ни малейшей нужды. Ученик «мог бы преспокойно лечь спать, встать на другой день, спокойно прожить до совершеннолетия, выучиться ремеслу, потом работать лет 25–30, и только тогда ядро, выпущенное из пушки, станет приближаться к Земле. Вот тут-то и надо будет выбрать тот момент, когда придется отскочить от летящего ядра».
У.Джемс этим примером как бы разъясняет, в чем состоит секрет успешного преподавания. Особенно важно, сообщая новые сведения, подчеркивает Л.С.Выготский, опираться на имеющиеся у ученика знания. Тогда и сложные вещи педагогу удается «показать на пальцах», а учащиеся вполне его понимают. Наконец, после 15–16 лет элементами фантазирования становятся понятия все большей степени сложности и отвлеченности. В этом возрасте появляется увлечение чтением, науками, отвлеченными размышлениями. Аналогичная динамика развития, как известно, свойственна и мышлению.
Процессы воображения с формальной точки зрения могут быть представлены как протекающие следующим образом:
В последующем плоды воображения принимаются на веру в силу их желательности либо проходят жесткую проверку опытным или теоретическим путем. В первом случае особенно часто речь идет о болезненном принятии. Кроме того, в обмен на иллюзии слишком многие люди готовы поступиться очень многим, только бы не принимать реальность. Именно в желании людей быть обманутыми и кроется секрет неизменного успеха манипуляторов. Продукты художественного воображения проходят испытание посредством эстетического чувства, и тут нередко действует принцип: истинно то, что гармонично, красиво, а красота и есть облик самой истины. «Красота спасет мир», а не знание и научные открытия, которые сами по себе могут в равной степени служить как добру, так и злу. В науке предпочитается проверка опытом, особенно подтверждением регулярными прогнозами, а также разнообразными экспериментами.