к какому типу профессий по классификации профессий е а климова можно отнести профессию тьютор
К какому типу профессий по классификации профессий е а климова можно отнести профессию тьютор
Классификация профессий Климова
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).
Преобразующие (обработать, обслужить).
Изыскательские (изобрести, придумать).
Наладчик станков с ЧПУ.
Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.
Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/
Базовая классификация профессий
Худо- жественный образ
C повышенной Моральной ответст- венностью
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Пример формулы профессии: Юрист
Тест «Тьюторское сопровождение деятельности обучающихся при сетевой форме реализации образовательных программ в условиях реализации сетевого взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Курс переподготовки :
1.Как переводится с английского « tutor »?
Выберите один ответ:
2.К какому типу (по Е.А.Климову) можно отнести профессию «Тьютор»:
Выберите один ответ:
3.Что такое тьютерское сопровождение?
Выберите один ответ:
4.Как называется тьютор, обучающий технологии исследования?
Выберите один ответ:
5.Обобщенные трудовые функции должности «Тьютор» определяет:
Выберите один ответ:
6.Назовите функции тьютора:
Выберите один ответ:
7.Создание тематического портфолио относятся к следующему этапу работы тьютора:
Выберите один ответ:
8.Наиболее часто используемая тьюторская технология:
Выберите один ответ:
технология групповой работы,
9.Устанавливание с обучающимися отношения иерархии (знающий – не знающий) относится к действиям:
Выберите один ответ:
10.Назовите роли тьютора:
Выберите один ответ:
Модуль 2 Организация образовательного процесса в цифровой среде
1.Основные требования к организации дистанционных курсов:
Выберите один ответ:
2.Обозначьте роль тьютора при дистанционного обучении
Выберите один ответ:
3.Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять:
Выберите один ответ:
4.Какая цель использования дистанционных образовательных технологий:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
6.К основным этапам тьюторского сопровождения не относится …
Выберите один ответ:
7.Какой уровень взаимодействия в цифровом образовательном процессе соответствует тьютору?
Выберите один ответ:
8.Отрицательные последствия цифровизации профессионального образования и обучения:
Выберите один ответ:
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей):
Выберите один ответ:
a.с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;
c.со всеми перечисленными выше документами.
d.со свидетельством о государственной регистрации;
e.с лицензией на осуществление образовательной деятельности;
Кто может войти в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений?
Выберите один ответ:
b.родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
c.работники организации, осуществляющей образовательную деятельность;
d.представители совершеннолетних обучающихся;
Ресурсная схема тьюторского сопровождения не предполагает одного из перечисленных векторов расширения образовательного пространства учащегося:
Выберите один ответ:
Родители (законные представители) обучающихся имеют право:
Выберите один ответ:
a.получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся;
b.получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
c.давать согласие на участие в психологических, психолого-педагогических обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них;
d.давать согласие на проведение психологических, психолого-педагогических обследований;
Выберите один ответ:
a.самый простой вид видеоконференций, который позволяет двум участникам видеть и слышать друг друга, а также обмениваться различной информацией с помощью специальных технических средств,
b.видеоконференция, используемая для организации живых встреч или презентаций по сети Интернет. Каждый участник такой видеоконференции сидит за своим персональным компьютером и подключен к другим участникам конференции по технологии клиент-сервер через сеть ИнтернеТ ;
d.мгновенный обмен сообщениями через мессенджеры.
Выберите один ответ:
a.начинается одновременно с трудовой деятельностью
c.происходит в школе
d. является результатом влияния друзей
Термин «девиантное поведение» используется для характеристики поведения:
Выберите один ответ:
a. формирующего нормы
b. отклоняющегося от социальных норм
d. соответствующего социальным нормам
К законным представителям ребенка относятся:
Выберите один ответ:
a. патронатные воспитатели и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка,
Какой из факторов не является основополагающим при взаимодействии с подростками в процессе наставнической деятельности?
Выберите один ответ:
b. применение технических средств обучения
d. внутренняя позиция человека
Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила …
Выберите один ответ:
a.«Конституция Российской Федерации»
d.«Всеобщая декларация прав человека»
К принципам государственной политики в интересах детей не относится:
Выберите один ответ:
a. государственная поддержка семьи
b. ответственность граждан и должностных лиц за причинение вреда ребенку
c. светский характер образования
Ведущим методом нравственного воспитания является:
Выберите один ответ:
a. все ответы верны
С развитием сетевых технологий возникла идей:
Выберите один ответ:
a. дошкольного образования
b. очного образования
c. электронного образования
d. дистанционного образования
Под адаптацией понимается способность человека:
Выберите один ответ:
a. противостоять социальной среде
b. не замечать влияние социальной среды
c. активно взаимодействовать с социальной средой
Какая из предложенных моделей наставничества предполагает взаимодействие исключительно со взрослыми людьми?
Выберите один ответ:
Методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений воспитанников выступает:
Выберите один ответ:
a. положительный пример
c. педагогическая беседа
Недостатком программированного обучения является:
Выберите один ответ:
a. недостаточное развитие самостоятельности учащихся
b. недостаточное развитие творческого мышления учащихся
c. отсутствие индивидуального подхода к обучению
d. отсутствие четких критериев контроля знаний
Дайте определение понятию технология воспитания
Выберите один ответ:
a. направление педагогики, занимающееся проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов,
c. отрасль педагогики, занимающаяся изучением конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений,
d. направление педагогики, изучающая закономерности обучения и воспитания детей
Обучение посредством предоставления модели действий и их корректировки в ходе обратной связи называется…
Выберите один ответ:
Какова основная сфера применения наставничества?
Выберите один ответ:
c. все перечисленные варианты
Целью организации сетевого взаимодействия СПО является:
Выберите один ответ:
a. подготовка кадров и внедрения программ опережающей профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования;
d. создание инновационной сети распространения лучших практик профориентационной работы,
Взаимодействие сетевой площадки в целях подготовки кадров и внедрения программ опережающей профессиональной подготовки осуществляется:
Выберите один ответ:
a. с организациями среднего профессионального образования
c. с учреждениями дополнительного образования;
d. с центрами занятости населения;
Непосредственное управление сетевым взаимодействием образовательных учреждений в рамках реализации образовательных программ осуществляет Координационный совет сети, состоящий из:
Выберите один ответ:
a. представителей органов управления образованием, работодателей, объединений работодателей.
Не является задачей тьютора:
Выберите один ответ:
a. помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимися ИОП;
b. составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных проектов.
Профессия «тьютор»
В книге описаны сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности, охарактеризованы исторические и методологические основы новой профессии. Книга будет полезна магистрантам, обучающимся по направлению «тьюторство в образовании», педагогам, психологам, начинающим и практикующим тьюторам, специалистам в области воспитания, всем интересующимся тьюторским сопровождением в сфере образования и развития человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Профессия «тьютор» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Профессия «тьютор» и её место в мире профессий
Современный уровень развития человеческой цивилизации, как уже отмечалось выше, ставит перед образованием задачу — формирование и развитие человека компетентного, свободного, инициативного, ответственного, умеющего действовать в условиях неопределенности. Решение этой задачи невозможно без появления в образовании новой педагогической фигуры, позиции, профессии — тьютора, обеспечивающего индивидуализацию образования. Вместе с тем, в российском обществе в целом, и в педагогическом сообществе в частности, могут возникнуть закономерные вопросы:
• не является ли позиция тьютора в условиях уже существующего многообразия социально-педагогических профессий излишней, экономически и педагогически нецелесообразной?
• Почему именно профессия и педагогическая позиция «тьютор» могут считаться наиболее актуальными, отвечающими запросам времени?
• Чем профессия «тьютор» отличается от всех иных уже имеющихся в социально-педагогическом спектре профессий?
В рамках данной главы попытаемся дать наши версии ответов на поставленные вопросы, что поможет педагогам, представителям общественности по-новому взглянуть на философско-педагогический феномен тьюторства, осмыслить профессиональную тьюторскую позицию, её актуальность и значимость.
1.1. Профессия «тьютор» в мире профессий
Прежде чем приступить к описанию специфики профессии «тьютор», её сравнению с другими социально-педагогическими профессиями остановимся на трактовке самого понятия «профессия». Необходимо отметить, что профессия — это специально организованная деятельность, занятие, требующее специальной подготовки, которое служит для человека, им практикующего, источником средств существования. Профессия предполагает наличие объединения, группы людей, которые выполняют однотипную деятельность, а также определенные связи и нормы поведения в этой группе, объединении [3]. Таким образом, можно рассматривать профессию как особую форму социальной организации трудоспособных граждан, связанных единством однотипной деятельности, профессиональным сознанием и профессиональной этикой. В.Г. Макушин определяет профессию как деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию [4]. Анализ и обобщение приведенных выше трактовок позволил нам, на основе определения Зеера Э. Ф., дать своё рабочее определение.
Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — это исторически возникшие и обусловленные формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, быть профессионально компетентным, обладать сформированными на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества, разделять и соблюдать нормы профессиональной этики [5].
В англоязычном мире принято отличать понятие «profession» — «профессия», от понятий «occupation, pursuit, employment, work, business»… — «труд, работа». При этом понятие «профессия» в этих странах характеризует сравнительно небольшую прослойку типов трудовой деятельности, исполнители которых имеют высокий общественный, в том числе экономический, статус. Все остальные типы трудовой деятельности, «профессии», «специальности» в русском варианте относятся к видам работ, занятиям или собственно специальностям.
В отечественной научной традиции и практике принято различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия — это объемлющее, более широкое понятие. Отличительными признаками профессии являются:
• профессиональная этика, профессиональные нормы;
• профессия объединяет родственные специальности, например, профессия — учитель, специальности — учитель математики, учитель иностранного языка, учитель мировой художественной культуры и т. д.
Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
Разделение труда, появление предпрофессиональных и профессиональных видов деятельности в истории развития человеческой цивилизации произошло ещё до нашей эры в государствах Древнего Востока (Египет, Междуречье, Китай, Индия и др.), а затем и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Профессиональная дифференциация особенно активно протекала в Новое и Новейшее время до 70-х гг. XX века — в эпоху становления, развития и заката индустриального общества. Так, в 1965 году в справочнике профессий, занятий, специальностей США было отмечено 21741 профессия и более 40000 специальностей. Международный классификатор профессий 1988 года включал в себя 9333 профессии, Единый тарифно-квалификационный справочник, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития в 2010 году, содержит около 7000 профессий и специальностей. Однако надо учитывать тот факт, что в связи со стремительными темпами роста экономики, общества в целом, Справочники уже к моменту их опубликования требуют корректировки.
В названии профессии находят своё отражение, с одной стороны, специфика и характер труда, а с другой, зачастую, устаревший уровень технологий и средств труда, устаревшие профессиональные традиции. Так, рассматриваемая в рамках данной книги профессия «тьютор» в дословном переводе на русский язык означает «наставник», «домашний педагог», что не отражает современной сущности этой профессии — сопровождения разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы.
Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю, может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в процессе общественного развития, в связи с необходимостью перехода российского общества на стадию информационного, постиндустриального общества.
В настоящий момент идет становление полного цикла воспроизводства профессии «тьютор», включающего в себя:
1. разработку и утверждение профессионального стандарта тьюторской деятельности;
2. разработку и внедрение в образовательную практику образовательного стандарта подготовки тьюторов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
3. профессиональную образовательную подготовку тьюторов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
4. процедуру оценки и сертификации профессиональных тьюторских квалификаций.
Если по многим рабочим профессиям и специальностям подготовка может осуществляться непосредственно на предприятиях, то такая сложная профессиональная деятельность, как тьюторское сопровождение, требует магистерского образования. Сначала будущий тьютор получает базовое педагогическое образование (бакалавриат по какой-либо педагогической профессии и/или специальности, например учитель русского языка и литературы и т. д.), а затем продолжает свое обучение в тьюторской магистратуре. Кроме того, будущие и действующие тьюторы могут обучаться в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Определившись с понятием «профессия», попытаемся найти место тьютора в мире современных профессий.
Упорядочить великое многообразие профессий можно на разных основаниях, по различным критериям. Мы будем придерживаться психологической классификации мира профессий, которая основывается на определении цели профессиональной деятельности, её результатов, а также на профессиональных интересах, склонностях человека, освоившего, осваивающего или собирающегося осваивать какую-либо профессию.
В качестве примера приведем несколько различных психологических классификаций профессий. В 1966 году Дж. Холланд разработал классификацию, в основе которой лежала концепция, соединяющая теорию личности и теорию выбора профессии. Эта классификация важна нам для аналитического описания профессии «тьютор», так как в её основе лежат такие критерии классификации, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. Холланд выделил 6 профессионально ориентированных типов личности:
• реалистический (ориентация на создание материальных благ, обслуживание техники и технологических процессов);
• интеллектуальный (ориентация на умственный труд);
• социальный (ориентация на взаимодействие с социальной средой);
• конвенциональный (ориентация на четко структурированную деятельность, общепринятые нормы и традиции);
• предпринимательский (ориентация на руководство людьми и бизнес);
• художественный (ориентация на художественное творчество).
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Связь различных типов личности со средой показана в таблице № 1.
Связь различных типов личности и профессиональных сред(по Дж. Холланду)
++ тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен;
— тип личности недостаточно приспособлен;
— тип личности совершенно неприспособлен к окружающей среде.
Теория Холланда основана на положении о том, что результативность и эффективность профессиональной деятельности, а также степень удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью напрямую зависят от соответствия типа личности типу профессии. В связи с этим автором теории были разработаны методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики Холланд выделяет три рекомендуемые профессиональные среды, расположенные в иерархическом порядке: от полно отражающих тип личности данного человека, до слабо отражающих.
По классификации профессий Холланда профессию «тьютор» можно отнести к типу социальных профессий, связанных с организацией самого тесного взаимодействия с социумом. Предметом организации тьютором взаимодействия обучающегося (тьюторанта) с социальной средой является образование, формирование собственного образа, разработка и реализация индивидуальной образовательной программы разного масштаба и формата. При этом социальная среда, отдельные её компоненты рассматриваются и тьютором, и тьюторантом как потенциально богатые образовательными ресурсами. Одна из ведущих задач тьютора — раскрыть ресурсный потенциал социальной среды для тьюторанта.
Существуют и другие классификации профессий, в основе которых лежит принцип определения особенностей, способностей человека — «профессионала» (см. Е. Bornemann и A. Melcher, 1941; В. I. Dvorjak, 1947; A. Huth, 1961 и др.).
В отечественной психологической и педагогической науке чаще всего используется классификация, предложенная Е. А. Климовым. Климов Е.А. разделил все существующие профессии на 5 групп — 5 типов профессий, профессиональных деятельностей в соответствии с объектом:
• профессии типа «Человек — Живая природа» (П);
• профессии типа «Человек — Техника/Неживая природа» (Т);
• профессии типа «Человек — Человек» (Ч);
• профессии типа «Человек — Знаковая система» (3);
• профессии типа «Человек — Художественный образ» (X).
Профессии типа «П» предполагают, что человек, осуществляющий
профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с живыми организмами (животными, микроорганизмами, растениями и т. д.). Например, ветеринар, орнитолог, кинолог, агроном и т. д.
Профессии типа «Т» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с объектами неживой природы, с техническими агрегатами. Например, инженер-технолог, слесарь, фрезеровщик и т. д.
Профессии типа «Ч» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с социальными системами разной сложности, с поддержанием разного рода коммуникаций между людьми. Например, менеджер, педагог, психолог, врач и т. д.
Профессии типа «3» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с естественными и искусственными языками, разнообразными знаками, символами. Например, математик, программист, редактор, чертежник и т. д.
Профессии типа «X» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с различными формами художественного отражения окружающей действительности. Например, художник-оформитель, дизайнер, артист балета, скульптор и т. д.
Представленные выше профессии всех пяти типов дополнительно группируют ещё по трём классам:
1. Гностические профессии (Г), т. е. связанные со знанием, с обладанием каким-либо ценным знанием. Например, дегустатор, пирометрист, диагност, социолог, искусствовед и др.
2. Преобразующие (П), т. е. связанные в первую очередь с преобразующей деятельностью. Например, селекционер, мастер производственного обучения, живописец и др.
3. Изыскательские (И), т. е. связанные в первую очередь с исследовательской деятельностью, поиском нового знания. Например, математик, проектировщик, конструктор самолетов и др.
Относительно рассмотренных нами классификаций профессию «тьютор» можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. На наш взгляд, место профессии «тьютор» в этих классификационных системах в значительной степени отражают её сущностные характеристики: во-первых, профессия основана на установление взаимодействия между тьютором и тьюторантом. При этом, характер такого взаимодействия предполагает не отношения субъект (тьютор) — объект (тьюторант), а равноправные, субъект-субъектные отношения. Кроме того, предметом самих взаимоотношений между тьюторантом и тьютором является, помимо прочего, установление взаимовыгодных отношений между тьюторантом и субъектами социума, которые могут быть явными или потенциальными ресурсами в разработке и реализации тьюторантом его индивидуальной образовательной программы. В этом заключается выполнение тьютором одной из важных профессиональных функций — функций посредника, координатора взаимодействия. Когда в силу разных причин у тьюторанта возникают проблемы в коммуникации с субъектами социума, то на помощь к нему приходит тьютор, который помогает налаживать социальные контакты или связи как непосредственно, так и опосредованно, через освоение тьюторантом коммуникативно-рефлексивных методик, техник, технологий, культурных форм коммуникаций.
Важно, что профессия «тьютор» относится к преобразующим профессиям. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека — образование. При этом под «образованием» будем понимать не только и не столько целенаправленный процесс и результат воспитания, обучения и развития в интересах личности, общества и государства, сколько создание, осмысленное формирование каждым человеком собственного уникального, индивидуального образа в культуре.
Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, к тому же и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно различаются. В связи с этим ряд исследователей делят все существующие профессии ещё на две большие группы — неучебные профессии и учебные профессии. В настоящее время продолжается работа по научно обоснованному отбору учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом такой работы должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это могут быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах. Как уже отмечалась выше, профессия «тьютор», несомненно, относится к учебным профессиям, причем к профессиям сложным, требующим особой подготовки.
При проектировании представителями общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» отечественного варианта профессии «тьютор», а также моделей профессионального образования, в основу были положены следующие принципы:
• взаимосвязь образовательной технологии (в том числе технологии тьюторского сопровождения) с этапом развития современной человеческой цивилизации (постиндустриальное, информационное общество);
• профессиональное самоопределение личности;
• прогностическое отражение инновационного содержания профессий и др.
Кроме того, подчеркнем, что основной подход к решению проблемы профессиональной подготовки тьюторов стал не только отбор самоопределившихся претендентов, а проектирование технологического и индивидуализированного содержания образования, построенного на принципах открытости, индивидуализации, вариативности.
1.2. Профессиография и профессиограмма тьютора
Немного истории. В конце 20-х годов XX века в СССР в связи с наступлением эпохи бурного индустриального развития страны начинается процесс активного изучения, осмысления и описания профессий, профессионального образования. Ученые совместно с практиками из различных отраслей экономики разрабатывали методы и методики анализа профессиональной деятельности. В результате зародился новый подход — профессиография. Суть подхода заключается в научно обоснованном описании специфики профессии. В настоящее время под «профессиографией» понимают процесс изучения, описание психологической характеристики профессии и проектирование профессии. К важнейшим категориям профессиографии следует отнести: субъект труда, предмет, задачи, орудия и условия труда, а также ряд других категорий.
Профессиографы всегда стараются учитывать специфику каждой профессии, соблюдая один из основополагающих принципов — принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. В результате профессиографирование и в прошлом, и в настоящем всегда направлено на решение конкретных практических задач. Применительно к профессиографированию профессии «тьютор» можно отметить следующие практические задачи:
• организация профессиональной ориентации, создание условий для профессионального самоопределения людей, имеющих склонность к тьюторской деятельности, имеющих мотивацию к тьюторской деятельности, разделяющих ценности открытого образования, индивидуализации и тьюторства;
• организация предпрофессиональных консультаций и профессионального отбора при поступлении в образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой тьюторов;
• разработка и утверждение профессионального стандарта тьюторской деятельности, образовательных стандартов профессиональной подготовки тьюторов, основных профессиональных образовательных программ;
• организация и проведение процедуры оценки и сертификации профессиональных тьюторских квалификаций, уровня сформированное™ профессиональных тьюторских компетенций и др.
Таким образом, для определения уровня квалификации в ходе процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций характеризуют трудовые функции, профессиональные знания, умения и навыки. Профессиографирование детерминирует методы изучения профессии, содержание ее характеристик, а также область использования. Специфика проведения профессиографии определяется ее целями, например:
• аттестацией тьюторов как педагогических работников;
• проектирование профессии «тьютор» как новой профессии;
• обеспечение полного цикла воспроизводства профессии «тьютор»;
• профессиональная ориентация и предпрофессиональное консультирование абитуриентов и отбор специалистов-тьюторов;
• совершенствование профессионального образования, профессиональная переподготовка и повышение квалификации тьюторской направленности;
• научные исследования профессионального развития тьютора.
Результатом профессиографирования является профессиограмма. Профессиограмма — это научно обоснованное описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья и т. д.
Важным компонентом любой профессиограммы является психограмма. Психограмма — это комплексная характеристика мотивационной, эмоциональной и волевой сфер специалиста в контексте выполнения им какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Другими словами профессиограмма — это психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией [6]. При разработке профессиограммы тьютора представители тьюторского профессионального сообщества выстраивали свою деятельность в соответствии со следующими принципами:
• принцип комплексного подхода к анализу и описанию профессиональной тьюторской деятельности;
• принцип целесообразности, ориентация на реализацию практических целей тьюторского сопровождения и составления профессиограммы тьютора;
• принцип сохранения сущностной специфичности характеристик профессиональной тьюторской деятельности, её дифференциация в группе профессий «человек-человек» при обязательной типизации и профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии «тьютор»;
• принцип отражения текущего состояния и перспектив развития профессии «тьютор» в конкретно-исторических, социально-политических, экономических и ментальных условиях;
• принцип опоры на системный и деятельностный методологические подходы;
• принцип учета перспектив профессионального роста и карьеры тьютора;
• принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в различных, в том числе нестандартных условиях;
• принцип учета гуманистической сущности профессии «тьютор».
В настоящее время оформление профессиограммы тьютора ещё не завершено. Процесс разработки описания профессиограммы тьютора был инициирован в 2008 году. Тогда был дан старт разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности. Это произошло благодаря осознанию профессиональным тьюторским сообществом важности обустройства инфраструктуры профессии «тьютор» как современной и инновационной, одной из важнейших в отечественном образовании и обществе. Для обустройства инфраструктуры профессии, как отмечалось выше, нужно обеспечить полный цикл воспроизводства профессии, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Полный цикл воспроизводства профессии «тьютор» включает в себя:
1. описание изменений в профессиональной деятельности,
2. нормативное закрепление изменений в профессиональных стандартах,
3. разработку обучающих программ для освоения новых элементов профессиональной деятельности,
4. обучение, подготовку, переподготовку и периодическую профессиональную сертификацию, подтверждающую профессиональную компетентность специалиста или руководителя.
Оформление, разработка каждого из этапов полного цикла воспроизводства профессии «тьютор», стали важнейшими задачами, к решению которых приступили члены «Межрегиональной тьюторской ассоциации».
Решение первой и второй задач связано с деятельностью региональных рабочих тьюторских групп. Рабочими группами профессионального тьюторского сообщества под эгидой Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА) в г. Москве (Ковалева Т. М., Чередилина М. Ю., Теров А. А., Кобыща Е. И., Волошина Е. А. и другие), в Удмуртии (Черемных М. П., Митрошина Т.М. и другие), в г. Томске (Суханова Е. А., Долгова Л.М., Кобзева Л. В., Муха Н. В., и другие), в г. Новосибирске (Степанов С. А.), в Чувашии (Удина Т. Н., Никулина Т. Г. и другие), в г. Волгограде (Ястребова Г. А., Ястребов В. В и другие) более трех лет велась активная деятельность по разработке и утверждению в соответствующих федеральных структурах стандарта профессиональной тьюторской деятельности. Эта важная работа движется к своему логическому завершению. На повестку дня выходит вопрос, связанный с определением соответствия профессиональных квалификаций, уровня сформированности профессиональных компетенций того или иного педагога, претендующего на осуществление профессиональной тьюторской деятельности, профессиональным стандартам, критериям соответствия, определенным и утвержденным профессиональным тьюторским сообществом в лице МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» и ее региональных филиалов.
Третья задача по профессиональной подготовке тьюторов решается силами региональных отделений МТА, посредством высшего и дополнительного профессионального образования. Региональные отделения ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью (гг. Москва, Томск, Ижевск, Чебоксары, Волгоград, Архангельск и др.).
Эффективная деятельность по решению этой задачи на уровне высшего профессионального образования связана на протяжении шести лет (2002–2008 гг.) с разработкой образовательной модели и пакета документов и началом деятельности в 2009 году магистратуры по Программе «Тьюторство в сфере образования» на базе кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ковалева Т. М.
Сегодня весьма актуальным становится решение четвертой задачи по обеспечению полноты цикла профессии «тьютор», связанной не в последнюю очередь с сертификацией профессиональных квалификаций тьютора и педагога с тьюторской компетентностью. Важность решения этого вопроса усугубляется распространением по территории Российской Федерации разнообразных программ дополнительного профессионального образования, направленных на подготовку профессиональных тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью. Однако, зачастую, содержание этих программ, методы и способы организации образовательной деятельности слушателей свидетельствуют о том, что в так называемых программах тьюторской направленности имеет отношение к философии, теории и практики тьюторства только незаконно присвоенное название. Профессиональная подготовка к квази — и псевдотьюторской деятельности, таким образом, наносит тьюторству существенный урон, дискредитируя его, нанося вред прежде всего тем, кто испытал на себе такие варианты тьюторского сопровождения, нарушающие базовую заповедь гуманной педагогики «Не навреди!»