к какому типу относится таблица информационная модель
Табличные информационные модели
Урок 8. Информатика 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Табличные информационные модели»
· Таблицы типа “объект-объект”.
· Таблицы типа “объект-свойство”.
· Решение задач при помощи таблиц.
Таблица – это один из способов организации информации. Она состоит из столбцов, строк и ячеек. В табличных информационных моделях информация представлена в виде прямоугольной таблицы. К примерам таблиц относится расписание уроков, звонков, график дежурств и так далее.
Для лучшего восприятия информация в таблице может быть упорядочена. Например, в классном журнале список учащихся располагается в алфавитном порядке.
Обратим внимание на пример расписания уроков. По горизонтали находятся строки, по вертикали столбцы, а на пересечение столбца и строки, там, где написаны названия уроков, располагаются ячейки.
2. Русская литература
3. Трудовое обучение
3. Физическая культура
4. Физическая культура
4. Трудовое обучение
5. Русская литература
Пример расписания уроков
Информация, представленная с помощью таблиц, воспринимается значительно легче, чем текст. В таблице заголовки столбцов и строк должны быть краткими, без лишних слов.
Существует несколько типов таблиц. Первый, с которым мы познакомимся, называется «объект-свойство». Данный тип таблицы используется в том случае, если рассматриваемые объекты обладают одинаковыми наборами свойств.
Рассмотрим пример. Каждая строка таблицы будет содержать данные об одном учащемся, а столбец – отдельные данные всех учащихся: фамилии, имена, отчества, даты рождения места проживания и так далее.
ул. Сивакова, д. 5, кв. 15
пер. Виноградный, д.19
пр-т Есенина, д. 23, кв. 145
ул. Первомайская, д. 99, кв. 11
пер. Ивовый, д. 9, кв. 65
Таблица «Сведения об учащихся»
В таких таблицах может содержаться текстовая, числовая и графическая информация.
Следующий тип – таблица «объект-объект». В ней отображается взаимосвязь между объектами одного или нескольких классов. Более подробно разберёмся на примере таблицы «Четвертные оценки учащихся 9 «А» класса по математике».
В данной таблице мы можем видеть два класса объектов: «Учащийся» и «Четверть». А числами (оценками) выражена связь между ними.
Существует много примеров таблиц «объект-свойство» и «объект-объект». Давайте попробуем решить несколько задач с использованием таблиц.
Давайте для начала построим таблицу. Она будет содержать шесть строк и шесть столбцов. Одну строку оставим под названия предметов, по которым проходили олимпиады. Начиная со второй строки напишем имена учащихся, которые даны в задачи. Теперь зададим названия столбцам. Первый будет называться Имена, так как в нём расположены имена учащихся. Далее запишем названия предметов.
Моделирование и формализация
Еще одной распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.
В качестве примера рассмотрим таблицу 4.1.
Таблица 4.1. Домашняя библиотека | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу 4.1, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составителя таблицы 4.1 было достаточно сведений, которые позволяют отличить одну книгу от другой (столбцы «Автор», «Название», «Год») и найти книгу на полках книжных стеллажей (столбец «Полка»). Предполагается, что все полки пронумерованы и, кроме того, каждой книге присвоен свой инвентарный номер (столбец «Номер»).
Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Погода | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
Показания снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.
Таблицы типа «объект-объект»
Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Назовем их таблицами типа «объект-объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (табл. 4.3).
Таблица 4.3. Успеваемость | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 4.4. Дороги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Двоичные матрицы
В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 4.4 представляет собой двоичную матрицу.
Таблица 4.5 также содержит двоичную матрицу.
Таблица 4.5. Факультативы | ||||||||||||||||||||
|
Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.
Конспект урока + презентация на тему: «Табличные информационные модели»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Конспект 1.doc
Конспект урока на тему:
«Табличные информационные модели»
повторить классификацию моделей по способу представления, определение информационной модели;
познакомиться с различными формами информационных моделей (графическая, вербальная, математическая, табличная);
вспомнить что такое таблица, из каких частей она состоит;
введение понятий таблица объект-объект, объект-свойство, комбинированная таблица, матрица, двоичная матрица.
развитие интереса к предмету за счет новизны некоторых понятий (матрица, двоичная матрица) и формы представления информации (презентация);
развитие логического мышления с помощью логической операции анализ;
воспитание познавательной активности учащихся.
Оборудование: ПК для учителя, презентация, проектор, раздаточный материал (тест).
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – в начале урока – индивидуальная, остальное время – фронтальная.
Организационный момент 5 мин.
Проверка домашней работы 5 мин.
Повторение (тест) 5 мин.
Изучение нового материала 25 мин.
Подведение итогов урока и задание на дом. 5 мин.
I. Обсуждение вопроса о выполнении домашних работ (т.к. не все ее делают). Хвалю отдельных учеников за активность на предыдущем уроке.
II . На сегодня вам было задано придумать по примеру учебных, научно-технических, опытных, игровых и имитационных моделей. Кто справился с этим заданием? (проверяю наличие д.р., наиболее удачные примеры прошу прочитать)
III. А сейчас проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока. Закройте, пожалуйста, все тетради и учебники. Я выдам вам тест. На его решение дается 3 минуты. На каждый вопрос нужно выбрать один правильный ответ. Приступили.
Ребята, вы уже познакомились с классификацией моделей по способу представления. На какие же две большие группы делятся модели?
— Материальные и информационные.
Давайте вспомним, что такое информационная модель?
— Информационная модель – это совокупность информации, характеризующая свойства, состояние объекта и взаимосвязь с внешним миром.
Таким образом, информационная модель – это совокупность информации. В свою очередь эта совокупность информации может быть представлена в разной форме. Как вы думаете, в какой форме она может быть представлена?
( 3 слайд все, что есть на слайде, записывают)
Во-первых, она м.б. представлена в графической форме, например, в виде схемы, графика, чертежа, карты.
Во-вторых, в вербальной форме. Как вы думаете, что такое вербальная форма?
Правильно, вербальная форма – это словесное описание.
Третья форма – математическая. Это описание соотношений между количественными характеристиками объекта на математическом языке. Например, формула площади треугольника.
И последняя форма, как вы думаете, какая? Это табличная форма. Именно на этой форме мы сегодня подробней и остановимся.
Хорошо, мы познакомились с вами с четырьмя формами информационной модели. Но встает тогда такой вопрос: какую форму выбрать при создании модели? А ответ на самом деле очень простой.
Форма информационной модели зависит от цели ее создания.
Давайте рассмотрим это на примере.
Перед нами стоит цель проследить изменение температуры в июне 2006 года. Какой информацией мы обладаем? У нас имеется температура за каждый день июня. Как вы думаете, в какой форме мы можем представить данную информацию?
В графической форме.
Правильно мы можем ее представить в графической форме в виде графика.
Что мы можем увидеть по этому графику?
Где температура росла, а где понижалась.
В какой день была максимальная температура и чему она равна?
В какой день была минимальная температура и чему она равна?
(Отвечают, но в какой день не могут точно сказать.)
Таким образом, мы видим, что график нам дает наглядность, но точность пи этом теряется.
Можно ли мы в какой-нибудь другой форме представить данную информацию?
Можно в виде таблицы.
В чем удобство данной формы представления?
Данные более точные.
Но тогда мы потеряем наглядность. Хорошо, давайте рассмотрим другой пример.
Нам нужно изучить какие моря и океаны омывают материк Австралия. Какую форму информационной модели нам удобнее всего выбрать.
Графическую форму, а именно карту.
Можно ли еще как-нибудь? Конечно можно, например, словесно. С запада Австралию омывает Индийский океан, с востока Тасманово море и т.д. мы можем перечислить все словами, но будет ли нам удобно таким образом изучать географию? Нет. Нам будет не наглядно.
Таким образом, мы видим, что графическая форма выбирается, если важным требованием является наглядность.
А теперь рассмотрим следующий пример. Нам нужно изучить оценки трех учеников за первую четверть. В какой форме мы можем представить данную информационную модель?
В графической форме в виде графика.
Хорошо, посмотрите на построенный мною график.
Удобно ли по нему изучать успеваемость? А если учеников будет много, все графики перепутаются, и будет еще более не удобнее.
Как еще можно представить эту информационную модель?
Эта форма наиболее удобна в этом случае, так как информация записана более компактно, систематизирована.
Таким образом, мы видим, что табличная форма выбирается, если нам нужно систематизировать информацию.
Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с табличной формой информационной модели. Мы с вами обсудим из чего состоит таблица, чем она характеризуется, какие бывают виды таблиц.
В качестве примера рассмотрим таблицу. Это таблица успеваемости. В данную таблицу занесены оценки трех учеников по четырем предметам.
Сколько в этой таблице строк? Назовите названия строк.
Сколько в этой таблице столбцов? Назовите названия столбцов.
На пересечении строк и столбцов располагаются ячейки. Что занесено в ячейки? Таким образом, мы можем сказать, что каждая таблица характеризуется:
названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером)
количеством строк и их названиями (заголовками строк)
количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов)
содержимым ячеек, находящихся на пересечении столбцов и строк.
Еще раз осмотрите на таблицу. В ней содержится совокупность информации об объектах, то есть мы можем назвать данную таблицу информационной моделью процесса успеваемости.
А теперь вы узнаете, какие существуют типы таблиц.
(9 слайд пишут все, что есть на слайде)
Таблица объект-свойство – это таблица, в которой отражаются несколько свойств, а все объекты принадлежат одному множеству.
Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «данные об учениках». В этой таблице отражается четыре свойства: дата рождения, рост и т.д. Все объекты принадлежат одному множеству – множеству учеников. Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-свойство.
(возвращаемся по ссылке на 9 слайд)
А теперь подробнее рассмотрим тип таблиц объект-объект. Запишем определение:
Таблица объект-объект – это таблица, в которой отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов.
Рассмотрим пример такой таблицы. Таблица «Игры по футболу». В этой таблице одно свойство (дата игры) характеризует три объекта (три класса). Оставьте после определения место, дома приведете свой пример таблицы объект-объект.
К какому типу относится данная таблица? Как вы уже заметили в этой таблице несколько свойств, которые характеризуют три объекта, т.е. таблица состоит из двух таблиц. Такая таблица называется комбинированной. Запишем определение:
Комбинированная таблица – это таблица, полученная при комбинировании в одной таблице нескольких таблиц вида «о.-о.» и «о.-с.». Оставьте после определения место, дома приведете свой пример комбинированной таблицы.
К какому типу относится следующая таблица?
Посмотрите, пожалуйста, на содержимое ее ячеек. В ячейках содержатся числа. Так вот прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Запишем это определение.
Вы, наверное, уже заметили, что таблица состоит из нулей и единиц. Такая таблица называется двоичной матрицей. Запишем это определение:
Двоичная матрица – это матрица, составленная из нулей и единиц.
Она отражает качественный характер связи между объектами.
Дома придумайте свой пример матрицы и двоичной матрицы.
V. Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Что такое матрица, двоичная матрица, какие бывают типы таблиц, как выбирать форму информационной модели.
Есть ли вопросы по новому материалу?
Записываем домашнее задание. Прочитать в учебнике § 26, составить четыре таблицы (по одной на каждый тип). Повторить всю тему моделирование, принести тетради для контрольных работ. На следующем уроке пишем контрольную работу.