к какому типу относится станция 4 5 классов
Классификация и функциональное назначение станций
Железнодорожные станции классифицируют по функциональному назначению и объему работ.
В зависимости от функционального назначения, роли экономики в регионе и в перевозочном процессе станции классифицируются на:
Промежуточные станции – станции на которых регулярно выполняются операции по обгону, скрещению, пропуску поездов, маневры с составами сборных поездов, операции по прицепке и отцепке вагонов, по погрузке-выгрузке вагонов, по обслуживанию пассажиров, включая их посадку-высадку.
На отдельных промежуточных станциях осуществляется обслуживание подъездных путей к промышленным предприятиям, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов.
Промежуточные станции на которых концентрируется грузовая работа данного участка называются опорными.
Участковые станции – станции, которые располагаются на границах участка ж.д. линий.
На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, ТО ПС, расформирование и формирование сборных, вывозных и участковых поездов, грузовые и пассажирские операции.
Сортировочная станция – предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов, пропуска транзитных поездопотоков, транзитных с частичной переработкой, т.е. с изменением массы и длины состава, переработка местного вагонопотока. При этом выполняются операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформирование и формированием.
Производится смена локомотивов и локомотивных бригад.
На сортировочных станциях осуществляются грузовые операции, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Грузовые станции – эти станции служат в основном для выполнения грузовых операций при переработке грузов в больших количествах.
На таких станциях ведут прием к перегрузке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов, прием и отправление, расформирование и формирование грузовых поездов, маневровую работу по подаче вагонов к местам выполнения грузовой операции и уборку их, обслуживание ПП промышленных предприятий.
Пассажирские станции – предназначены для обслуживания пассажиров, приема, отправления пассажирских поездов, экипировки составов, техническое обслуживание, подготовка состава в рейс.
Пассажирские подразделяются на собственно пассажирские с вокзалами, перронами, багажными и почтовыми отделениями и технико-пассажирские с комплексом устройств для формирования состава пассажирских поездов и подготовки их в рейс.
Некоторые пассажирские станции включают в себя комплекс по ТО.
В зависимости от объема работ станции подразделяются на 5 классов и внеклассные.
Класс станции устанавливается на основе показателей, характеристик ее работы в условных единицах.
Классностью станции определяется штаб и должностные оклады станционных работников.
Участковые и небольшие грузовые станции – 2 и 3 классы.
Промежуточные станции – 4 класс.
Классность станции устанавливается по шкале баллов начисляемы на выполняемые объемные показатели работы, такие как погрузка-выгрузка вагонов, прием-отправление поездов, отправление пассажиров и др.
Положение о железнодорожной станции
Станция – раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет выполнять операции по приему, отправлению, скрещению, обгону, обслуживанию пассажиров, приему и выдачи груза и багажа, расформирование и формирование состава, техническое обслуживание поездов, погрузку и выгрузку грузов.
Более 70% времени оборота грузовой вагон находится на станции под техническими, грузовыми и коммерческими операциями в межоперационных простоях.
Сокращение межоперационных простоев и ускорение выполнения операций с вагонами, уменьшение оборота вагона и как следствие сокращает потребность в ПС, ускорение доставки груза и повышение эффективности использования технических средств ж.д. транспорта.
На станции выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.
1. Прием, отправление, пропуск поездов;
2. Скрещение, обгон поездов;
3. Расформирование и формирование составов;
4. Смена локомотивов и локомотивных бригад;
5. Техническое обслуживание ПС;
6. Подача вагонов к грузовым пунктам;
7. Уборка вагонов с грузовых пунктов;
8. Отцепка, прицепка, перестановка вагонов;
9. Ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, отчистка вагонов;
10. Другие операции, связанные с перемещением ПС в пределах станции.
1. Погрузка-выгрузка вагонов;
2. Подготовка вагонов под погрузку;
3. Сортировка мелких отправок;
4. Сортировка контейнеров;
5. Перегрузка грузов.
1. Осмотр вагонов в коммерческом отношении;
2. Пломбирование вагонов;
3. Прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;
4. Оформление перевозочных документов;
5. Расчеты с клиентурой.
1. Оформление проездных документов;
2. Посадка-высадка пассажиров;
3. Прием-хранение, выдача ручной клади и багажа;
4. Сервис на вокзалах и поездах.
К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почтовых и багажных вагонов.
По назначению и характеру работы станции подразделяются на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.
Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, обслуживания пассажиров. На отдельных промежуточных станциях, кроме того, осуществляют обслуживание подъездных путей промышленных предприятий, формирование отправительских маршрутов, оборот составов пригородных поездов. Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа данного участка, называют опорными.
Участковые станции располагаются на границах участков железнодорожных линий. На таких станциях производится смена локомотивов и локомотивных бригад, техническое обслуживание подвижного состава, расформирование и формирование участковых и сборных поездов, грузовые и пассажирские операции.
Сортировочные станции предназначены для массового расформирования и формирования грузовых поездов. При этом выполняют операции по техническому и коммерческому обслуживанию составов перед расформированием и при отправлении поездов, а также при смене локомотивов и локомотивных бригад. Кроме того, на сортировочных станциях осуществляют также грузовые операции, подготовку вагонов под погрузку, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий.
Грузовые станции служат, в основном, для выполнения операций по переработке грузов в значительных объемах. На таких станциях ведут прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузку, выгрузку, сортировку и выдачу грузов; прием, отправление, расформирование и формирование грузовых поездов; маневровую работу по подаче вагонов к погрузочно-выгрузочным фронтам и уборке их после грузовых операций; обслуживание подъездных путей промышленных предприятий.
Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажиров. Основными задачами таких станций являются формирование и своевременная подача составов на перронные пути вокзала для посадки пассажиров; отправление поездов по расписанию; оборот и экипировка составов пассажирских поездов.
В зависимости от объема работы станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, ГУ и V класса. Класс станции устанавливается на основе показателей, характеризующих ее работу в условных единицах. Классностью станций определяются штат и должностные оклады станционных работников. К внеклассным и станциям I класса относятся крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции. Промежуточные, как правило, относятся к IV классу. Участковым и небольшим грузовым станциям присваиваются II и III класс. Классность станций устанавливается по шкале баллов, начисляемых на выполняемые объемные показатели работы (погрузка, выгрузка вагонов; прием, отправление поездов; отправление пассажиров и др.).
Железнодорожные станции подведомственны отделениям железной дороги и являются линейными предприятиями по организации перевозок грузов и пассажиров. Производственно-хозяйственная деятельность станций регламентируется рядом отраслевых документов (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП), Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИС), Правила перевозок грузов, Положение о железнодорожной станции, план формирования поездов (ПФП), график движения (ГД), техническо-распорядительный акт станции (ТРА), технологический процесс работы станции (ТП), Правила техники безопасности и производственной санитарии, приказы и указания ОАО «РЖД», дороги и отделения).
См. также статьи:
Положение о железнодорожной станции
ТРА станции
Технологический процесс работы станции
Расчет классности станции
Технико-экономическая характеристика работы станции
Грузовая станция представляют собой комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения грузовых и коммерческих операций, приема, расформирования, формирования, коммерческого осмотра, технического обслуживания и отправления грузовых поездов. Это стыковые пункты, на которых осуществляется взаимодействие железнодорожного транспорта с другими видами транспорта. Грузовые станции размещают в крупных населенных пунктах и промышленных центрах.
В зависимости от назначения и характера выполняемой работы грузовые станции подразделяются на:
̵ неспециализированные, предназначенные для погрузки и выгрузки всех видов грузов и обслуживания подъездных путей;
̵ специализированные, предназначенные для переработки отдельных видов грузов;
̵ перегрузочные, предназначенные для перегрузки грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи.
̵ портовые, предназначенные для обслуживания морских, речных портов и паромных переправ.
Основные операции на грузовых станциях:
1. Прием, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов
2. Маневровая работа по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке, обслуживание подъездных путей и оказание транспортно-экспидиционных услуг
3. Прием к перевозке, взвешивание, хранение, погрузка, выгрузка, сортировка и выдача грузов, оформление перевозочных документов.
Типы грузовых станций в зависимости от путевого развития и расположения грузового района:
̵ тупиковый тип с параллельным расположением парков и последовательным расположением грузового района;
̵ тупиковый тип с параллельным расположением парков и грузового района;
̵ сквозного типа с параллельным расположением парков и грузового района;
̵ сквозного типа с последовательным расположением парков приема и сортировочного.
Станция, выбранная мною для курсового проекта, является неспециализированной, тупикового типа с параллельным расположением парков и последовательным расположением грузового района.
Характеристика станции
При последовательном расположении грузового района, обеспечивается поточность движения вагонов при их подаче. Однако, такая система имеет ряд недостатков: не обеспечивается одновременность сортировки и их подачи; увеличивается пробег локомотива при следовании их из грузового района в сортировочный парк; перегружается входная горловина станции из-за концентрации в ней операций по приему, отправлению, расформированию и формированию поездов.
Она рекомендуется при узкой длине станционной площадке и небольшом объеме работ.
На станции имеется один главный путь, два маневровых района, парк приема, сортировочно-отправочный парк, сортировочный парк, грузовой район, один подъездной путь клиента ООО «Эклз-инвест», два маневровых локомотива.
Среднесуточный объем грузовой работы станции (т):
Общая погрузка составляет 6060, в том числе на путях общего пользования 5000.
Общая выгрузка составляет 5180, в том числе на путях общего пользования 3885.
Техническая норма загрузки вагонов (т):
Количество местных вагонов- 184
Норма простоя местного вагона (час.)- 19,5
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов(тыс.руб.)-8360
Увеличение статической нагрузки по погрузке (т)- 0,3
Увеличение статической нагрузки по выгрузке (т)- 2
Стоимость одного тонны груза (руб.)-26000
Объем работы по отчету (т):
̵ по погрузке- 6070
Расчет объемных показателей
1. Определение годового объема работы станции по погрузке и выгрузке (тонны грузов):
2. Определение необходимого количества вагонов рабочего парка по погрузке и выгрузке по плану для обеспечения процесса перевозок:
Расчет качественных показателей
1.Определение средней статической нагрузки:
pст. = (Pпогр+Рвыгр)/(Uпогр+Uвыгр) (т/ваг.);
2. Определение производительности локомотива:
Пл = Uобщ/M, (ваг/лок.)
Расчеты произведены согласно установленному объему работ на заданной грузовой станции.
Расчет классности станции
Для определения размера бюджетных расходов железнодорожной станции, в том числе по фонду заработной платы, в зависимости от объема и сложности грузовых, пассажирских и технических операций все железнодорожные станции подразделяются на 1,2,3,4,5 класс.
В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» «Об утверждении положения о железнодорожной станции» от 31.05.2011 N 1186р по размерам выполняемых операций железнодорожные станции подразделяются на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. К внеклассным и станциям I класса относятся крупные сортировочные, грузовые и пассажирские станции. Промежуточные, как правило, относятся к IV классу. Участковым и небольшим грузовым станциям присваиваются II и III класс. Разделение на классы производится в зависимости от количества баллов по следующим признакам: значению населенного пункта, числу примыкающих линий, размерам технического оборудования, размерам движения поездов, числу перерабатываемых вагонов, а также объему грузовой работы. Отнесение железнодорожных станций к классам производится:
Порядок расчета баллов, определяющих классность железнодорожной станции, устанавливается распоряжением ОАО «РЖД».
Классность станции устанавливается на основе суммирования баллов по определенным показателям, характеризующих объем работы станции.
Данные о количестве баллов, соответствующих определенному типу станции представлены в таблице 1.
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИЙ
Наиболее распространенными и значительными раздельными пунктами являются станции. На сети железных дорог Российской Федерации железнодорожных станций насчитывается более 10 тысяч.
Являясь составной частью железнодорожного транспорта, станции имеют решающее значение в его работе. На них размещаются основные устройства, обеспечивающие пропускную и провозную способность железнодорожных линий: это сортировочные устройства, станционные сооружения и устройства путевого развития, вокзалы, грузовые районы, посты централизации и другие, локомотивные и вагонные депо, пункты технического осмотра и ремонта вагонов и локомотивов, устройства автоматики, телемеханики и связи, дистанций пути, энергоснабжения и контактной сети и т.д.
Начальные и конечные операции перевозочного процесса:
Ø · посадка и высадка пассажиров,
Ø · погрузка и выгрузка грузов,
Ø · багажа и грузобагажа совершаются на станциях.
Станции также обеспечивают движение поездов по графику, отправление всех поездов в строгом соответствии с планом формирования поездов, полными по весу и длине, исправными в техническом и коммерческом отношениях, обеспечение безопасности движения при выполнении операций по приему, отправлению и пропуску поездов, производству маневров, размещению и креплению грузов, перевозимых на открытом подвижном составе, сохранность перевозимых грузов, безопасное обслуживание и перевозку пассажиров по железным дорогам.
Железнодорожная станция является линейным предприятием железной дороги.
Ее производственно-хозяйственная деятельность регламентируется Положением о железнодорожной станции.
В Положении излагается классификация станций, порядок их открытия и закрытия, а также перечисляются задачи пассажирских, грузовых, сортировочных, участковых и промежуточных станций.
В зависимости от объемов пассажирских, грузовых и технических операций и сложности выполнения работы Положение делит станции на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Классность станций устанавливается на основе оценки показателей достигнутого уровня объема работы в условных единицах — сумме баллов.
В связи с выполнением перечисленных операций, железнодорожные станции классифицируются на:
Ø · обгонные пункты,
Ø · технические пассажирские станции,
Ø · грузовые станции общего пользования,
Ø · грузовые станции не общего пользования (перегрузочные станции, портовые станции),
Ø · железнодорожные станции в крупных узлах.
РАЗЪЕЗДЫ
Разъезды устраиваются на однопутных линиях, имеют путевое развитие, и предназначены для скрещения и обгона поездов (рис.2 а,б,в,г).
Под скрещением понимают пропуск на однопутных линиях встречных поездов — четных и нечетных.
Обгон поездов состоит в том, что поезд, прибывший на станцию, обычно грузовой, обгоняет другой, более срочный поезд, как правило, пассажирский, идущий в том же направлении.
Путевое развитие разъезда зависит от размеров движения поездов на участке железнодорожного направления и имеет от одного, кроме главного, до трех приемоотправочных путей, на которых, кроме скрещения, может производиться и обгон поездов.
Кроме операций по скрещению и обгону поездов, на разъездах осуществляется посадка и высадка пассажиров, а в некоторых случаях погрузка и выгрузка навалочных грузов в небольшом объеме.
Оформление перевозочных документов на погруженные или выгруженные вагоны в этих случаях обычно производится на соседней промежуточной опорной станции.
Для скрещения поездов в зависимости от расположения приемоотправочных путей разъезды бывают трех типов: поперечные (рис. 2, а), продольные (рис. 2, б) и полупродольные (рис. 2, в).
Рис. 2 Схемы разъездов.
Разъезды с поперечным расположением приемоотправочных путей являются основным типом на железных дорогах Российской Федерации.
Такие разъезды требуют небольшой по длине станционной площадки, компактны в управлении и все пути у них обезличенного использования, т.е. на них принимаются поезда четного и нечетного направлений.
Недостатком разъездов с поперечным расположением путей является невозможность осуществлять безостановочное скрещение встречных поездов.
Разъезды с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей требуют несколько большей длины станционной площадки, т.к. приемоотправочные пути сдвинуты навстречу друг другу и навстречу движению поездов. К недостаткам разъездов с продольным и полупродольным расположением приемоотправочных путей относятся рассредоточенность в размещении стрелочных переводов, что особенно чувствительно при ручном их управлении.
ОБГОННЫЕ ПУНКТЫ
На двухпутных линиях устраивают обгонные пункты.
Обгонным пунктом называется раздельный пункт, имеющий путевое развитие, допускающие обгон поездов и в необходимых случаях перевод движения поезда с одного главного пути на другой, т.е. отправление поезда по неправильному пути.
Обгонные пункты двухпутных линий, кроме главных путей, должны иметь еще и приемоотправочные пути для обгона грузовых и пригородных поездов попутными пассажирскими поездами.
Такие приемоотправочные пути называются обгонными путями.
Количество обгонных путей зависит от объема работ, т.е. от количества поездов на участке и удельного веса среди них пассажирских и других поездов, имеющих более высокие скорости.
В зависимости от числа приемоотправочных путей и их расположения применяются три схемы обгонных пунктов: с поперечным расположением приемоотправочных путей (рис.3, а), со смещенным (продольным или полупродольном) расположением путей (рис.3, б) и с одним обгонным путем (рис.3, в, г).
Рис.3 Схемы обгонных пунктов
Схема обгонного пункта с поперечным расположением приемоотправочных путей является самой распространенной. Она требует небольшой по длине станционной площадки и обеспечивает одновременный обгон поездов обоих направлений при хороших условиях наблюдения за входными и выходными горловинами.
Схемы обгонных пунктов с продольным или полупродольным расположением обгонных путей применяются, когда требуется облегчить условия разгона поездов после остановки их и обгона. В этих схемах имеются более благоприятные условия для посадки и высадки пассажиров, так как боковая и промежуточная платформы располагаются у главных путей, а рядом с пассажирским зданием нет обгонного пути, на котором может находиться обгоняемый грузовой поезд, как в предыдущей схеме.
Обгонные пункты с одним обгонным путем между главными применяются при небольших размерах пассажирского движения в трудных топографических условиях.
Пассажирские платформы располагаются каждая сбоку соответствующего главного пути, что обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Промежуточные станции предназначены для приема, отправления и пропуска поездов, приема и выдачи грузов, багажа и грузобагажа, обслуживания пассажиров.
На промежуточных станциях, кроме того, осуществляется обслуживание подъездных путей, формирование отправительских маршрутов с мест погрузки, оборот пригородных составов.
Промежуточные станции, на которых концентрируется грузовая работа железнодорожного участка, называются опорными.
Схемы промежуточных станций различают расположением приемоотправочных путей, пассажирских и грузовых устройств как на однопутных, так и двухпутных участках (рис.4).
Рис. 4 Схема промежуточной станции полупродольного типа
Различают три основных типа промежуточных станций с расположением приемоотправочных путей:
Ø · полупродольным (см. рис.4);
Наиболее распространенным типом промежуточной станции является станция с поперечным расположением приемоотправочных путей, так как она занимает сравнительно небольшую площадку, длина которой определяется длиной приемоотправочных путей (850, 1050, 1250 м) и плюс по 300 м с каждой стороны для размещения горловины.
Грузовые устройства могут располагаться со стороны пассажирского здания или со стороны, противоположной пассажирскому зданию.
УЧАСТКОВЫЕ СТАНЦИИ
Железнодорожные линии на определенном направлении разделяются на отдельные участки, ограничиваюшиеся участковыми или сортировочными станциями.
Основное назначение участковых станций — обработка транзитных грузовых и пассажирских поездов, заключающихся в смене локомотивов или их осмотре и экипировке без отцепки от поездов, в смене локомотивных бригад, техническом осмотре и безотцепочном ремонте вагонов, коммерческом осмотре поездов для проверки правильности погрузки и крепления грузов и их сохранности.
Кроме обработки транзитных поездов, участковые станции принимают, расформировывают, формируют и отправляют участковые, сборные, вывозные, передаточные, а в необходимых случаях и другие поезда.
Расстояние между соседними участковыми станциями (длина участка) зависит главным образом от вида тяги и способа обслуживания поездов локомотивами и составляет для размещения основных депо 360-450 км, а оборотных — 180- 250 км.
По этому признаку участковые станции подразделяются на станции, имеющие основное или оборотное депо.
Основное депо наделено средствами, в состав которых входят парк локомотивов, производственнотехнические здания, сооружения и оборудование. В него входят также и локомотивные бригады, которые включены в штат депо. Основные депо включают все виды технического обслуживания и ремонта локомотивов, обеспечивающих нормальную и безаварийную работу по вождению поездов на участках их обращения.
Оборотное депо — это депо, где производится оборот локомотивов на обслуживающих участках обращения со сменой или без смены локомотивных бригад, которые к оборотному депо не приписаны.
В пунктах оборота и пунктах технического обслуживания локомотивов производится технический осмотр и техническое снабжение локомотивов горючесмазочными материалами, песком и т.д., а также обеспечивается отдых локомотивных бригад между поездками. Для выполнения операций по приему, обработке и отправлению поездов участковые станции имеют приемоотправочные парки.
Взаимное расположение парков является основным признаком, по которому различают схемы участковых станций.
Имеются участковые станции с поперечным (рис.5), продольным и полупродольным расположением парков (рис.6).
Рис.5 Участковая станция поперечного типа. ПЗ – пассажирское здание; ПО-1 – приемо-отправочный парк для нечетных поездов; ПО-2 – то же для четных поездов; С – сортировочный парк; ГД – грузовой двор; ЛХ – локомотивное хозяйство (депо).
Рис.6 Участковая станция полупродольного типа.
Участковые станции поперечного типа, как правило, устраиваются на однопутных участках и имеют обычно один приемоотправочный парк, предназначенный для приема, обработки и отправления транзитных поездов обоих направлений и поездов своего формирования.
Разновидностью участковой станции с поперечным расположением приемоотправочных парков является участковая станция в пункте стыковая разных систем токов.
Участковые станции продольного типа применяются, в основном, на двухпутных участках.
СОРТИРОВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Основным назначением сортировочных станций является массовая переработка вагонов и формирование поездов по установленному плану формирования технических маршрутов.
За сортировочными станциями закрепляются названия «Фабрики маршрутов», которые формируют сквозные поезда, проходящие несколько технических (участковых и сортировочных) станций без переработки, обеспечивая ускоренную доставку грузов на больших полигонах.
Схемы сортировочных станцийзависят от типа сортировочных устройств, объема работы, взаимного расположения парков, главных путей и устройств локомотивного хозяйства.
По техническому оснащению сортировочные станции делятся на горочные и безгорочные.
В зависимости от схемы путевого развития сортировочные станции бывают односторонние, перерабатывающие вагоны четного и нечетного направлений, и двухсторонние, где одна система перерабатывает вагоны четного направления, а другая — нечетного.
По взаимному расположению основных парков сортировочные станции делятся на три типа: с последовательным, параллельным и комбинированным расположением парков.
При последовательной схеме расположены сначала парк прибытия, за ним сортировочные и отправочные парки.
При параллельной схеме станции все три парка: прибытия, сортировочный и парк отправления — расположены параллельно.
При комбинированной схеме сортировочных станций парки могут располагаться параллельно или последовательно сортировочному парку, а также парки могут быть частично объединены.
ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ
Грузовыми называются станции, основным назначением которых является массовая погрузка и выгрузка вагонов (рис.7).
Рис.7 Грузовая станция. 1,2,3.4.5,6 – подъездные пути промышленных предприятий.
На таких станциях перерабатываются как местные грузы, отправленные из данного пункта или прибывающего в него, так и транзитные, передаваемые с железной дороги на другие виды транспорта
Грузовые станции подразделяются на станции общего пользования и не общего пользования.
Грузовые станции, которые обслуживают население и предприятия, не имеющие подъездных путей, называются станциями общего пользования.
Они имеют грузовые районы с крытыми складами для тарно-штучных грузов, контейнерные и тяжеловесные площадки, повышение пути для выгрузки сыпучих грузов и другие устройства для погрузки и выгрузки грузов.
ПАССАЖИРСКИЕ СТАНЦИИ
Пассажирские станции расположены в крупных городах и промышленных центрах со значительным объемом пассажирских перевозок. Они предназначены для обслуживания пассажиров и выполнения операций с пассажирскими поездами различных категорий.
Все операции, выполняемые на пассажирских станциях, подразделяются на два основных вида — технические и по обслуживанию пассажиров.
Технические операции состоят в приеме и отправлении пассажирских поездов, подготовке составов в рейс для перевозки пассажиров, техническом осмотре и снабжении составов транзитных поездов и пр.
Обслуживание пассажиров заключается в продаже билетов, организации отдыха пассажиров, в том числе с детьми, приеме, хранении и выдаче багажа и грузобагажа.
По характеру выполнения работы пассажирские станции делятся на три основные вида: собственно пассажирские, где производятся операции по обслуживанию и пропуску пассажирских поездов, а также все операции по оформлению проезда пассажиров и перевозки багажа и грузобагажа.
Технические пассажирские станции имеют пути и устройства для экипировки, ремонта, дезинфекции и отстоя пассажирских составов, начинающих и заканчивающих свое следование на этой станции. Объединенные пассажирские станции выполняют все операции как собственно пассажирских, так и технических станций.
В зависимости от схемы путевого развития различают пассажирские станции сквозного (рис.9, а и б), тупикового (рис.9, в) и комбинированного типов.
Рис.8 Схемы пассажирских станций. 1 – багажный склад; 2 – почта; 3 – тоннель; 4 – платформы; 5 – ТС – техническая станция.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ
Железнодорожными узлами называются пункты слияния или пересечения нескольких линий, а также пункты расположения на одном направлении нескольких станций, технически связанных друг с другом, в которых, помимо обычных участковых и других станционных операций, осуществляется пропуск транзитных пассажирских и грузовых поездов и передача групп вагонов с одной линии на другую, перевозка пассажиров, переработка грузовых поездов с сортировкой вагонов на примыкающих направлениях, а также на отдельные станции узла и промышленные районы.
Железнодорожные узлы обычноклассифицируютпо следующим основным признакам:
Ø · характеру эксплуатационной работы;
Ø · экономико-географическому расположению;
Ø · геометрическому начертанию их конструкций.
В связи с этим железнодорожные узлы имеют схемы:
Ø · с одной станцией,
Ø · тупикового типа,
Ø · треугольного типа,
Ø · узлы крестообразного типа и другие.
Устройства железнодорожных узлов делятся на три основные группы, предназначенные для грузового движения, обслуживающие пассажирские перевозки, используемые для выполнения грузовых и пассажирских операций.
К первой группе относятся сортировочные, грузовые общего пользования, специализированные грузовые станции, главные пути для грузового движения, соединительные пути, подъездные пути и места не общего пользования, локомотивные и вагонные депо.
Ко второй группе относятся пассажирские и пассажирские технические станции, платформы, главные соединительные и другие пути для пассажирского движения, пассажирские локомотивные и вагонные депо.
В третью группу входят объединенные станции, в том числе участковые, промежуточные, портовые и другие, а также главные пути, по которым проходят грузовые и пассажирские поезда, посты слияния и разветвления линий, пересекающихся в уровнях и образующих путепроводные развязки.