к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися

Теория и методика обучения технологии с практикумом

3.2. Формы организации уроков технологии

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий. Предметная область «Технология» решает конкретные задачи, сформулированные на основе личностных, метапредметных и предметных требований. Решение данных задач возможно при грамотном планировании и осуществлении различных организационных форм обучения.

Под организационной формой обучения понимают способы организации ученического коллектива для учебной работы, формы руководства деятельностью школьников, а также структуру построения учебных занятий.

Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.

Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.

Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.

В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.

Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Однако уроки технологии имеют организационную особенность, обусловленную спецификой предмета. Урок технологии состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения.

Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода: организационный момент; актуализация знаний; постановка учебной задачи; «открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения); первичное закрепление; самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; самоанализ и самоконтроль; включение нового знания в систему знаний и повторение; рефлексия деятельности (итог урока).

Вместе с тем к каждому уроку предъявляются следующие дидактические требования: четкость дидактической цели; соответствие учебного материала урока учебной программе; изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники и технологии; целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура урока; организационная четкость урока; соблюдение правил безопасности в работе учащихся; использование различных организационных форм работы учащихся на уроке.

В настоящее время установились три основные формы организации работы учащихся на уроках технологии : фронтальная; групповая (звеньевая); индивидуальная.

Достоинства и недостатки каждой организационной формы следует рассматривать одновременно с двух точек зрения. Важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков; не менее важно, чтобы при организации обучения у школьников формировалось наиболее приближенное к реальному представление о производстве и современных технологических процессах.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для всех учеников. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения новых рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы одновременно занимающихся учащихся.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что ученик, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца сам, видит результаты своей работы. Он осваивает при этом все трудовые операции, овладевая всем кругом соответствующих умений и навыков.

Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои трудности и недостатки. Фронтальную работу нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех учащихся необходимым оборудованием и инструментами. Индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий, что нарушает фронтальность учебной работы учащихся.

Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Каждая группа выполняет свое задание.

При формировании групп стоит учитывать следующее:

Применительно к курсу «Технология» можно сказать, что групповая форма организации работы учащихся особенно приемлема при выполнении проектов. Естественно, что при групповом выполнении задания усложняется руководство учебным процессом: учителю приходится осуществлять контроль одновременно за несколькими разнообразными рабочими участками.

Но и достоинства этой организационной формы очевидны. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес к работе.

Индивидуальная форма организации работы, выполнение каждым учащимся различного задания, применяется сравнительно редко. Конечно, для сильного ученика, которому дана сложная, интересная задача, и для слабого, который также выполняет посильное задание, такой вид важен для самоутверждения. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп обучения.

Вне зависимости от формы организации деятельности учащихся на уроке выделяются различные типы уроков. Тип урока определяет основная учебная задача, которая должна быть на нем решена. В зависимости от дидактических целей уроки технологии делятся на следующие основные типы: урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала); урок формирования умений и навыков (основная цель – практическое освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков); урок по решению технических задач; урок – лабораторная работа; контрольно-проверочный урок (основная цель – проверка знаний, умений и навыков учащихся); комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих).

Вне зависимости от типа урока существуют основные моменты, которые следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку:

Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

На уроках приобретения новых знаний, учащиеся учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, а также знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами техники безопасности и охраны труда.

Структура теоретического урока может включать в себя следующие структурные элементы: организационную часть; сообщение темы и цели урока; изложение теоретического материала; закрепление изложенного учебного материала путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений; подведение итогов урока; задание на дом.

Урок формирования умений и навыков (практический). Такие уроки отличает самостоятельная деятельность учащихся под руководством учителя. На уроках данного типа ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими и измерительными инструментами, управления деревообрабатывающими и металлорежущими станками, швейными машинами, другой техникой. Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Практические уроки проводятся чаще других типов занятий.

Примерная структура урока формирования умений и навыков:

Урок по решению технических задач. Этот тип урока занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов, Данные уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и других материалов; составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению других технических задач, например, расчету режимов машинной обработки материалов и др.

Примерная структура урока gj решению технических задач: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач; закрепление теоретического материала; решение технических задач; итоговая часть урока.

Урок – лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном самостоятельной практической деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, здесь ученики не занимаются производительным трудом, не осуществляют производственный процесс, а выполняют лабораторные работы.

Лабораторные работы по технологии связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов, тканей и др.), исследованием механических, технологических и других свойств этих материалов, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений, станков, других технологических, энергетических транспортных машин.

Примерная структура урока – лабораторной работы: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа; закрепление теоретического материала; выдача задания на лабораторную работу; выполнение лабораторной работы учащимися; итоги лабораторной работы и всего урока в целом.

Контрольно-проверочный урок. Целью данного урока является получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, о степени прочности усвоения технических знаний, умений и навыков. Контрольно-проверочные уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года. Этот вид урока широкого распространения в школе не получил, так как в большинстве случаев ученики не успевают за одно занятие изготовить контрольное изделие. Чаще применяются заключительные контрольные уроки, которые проводятся в каждом классе в конце работы с целью проверки приобретенных учениками знаний по технологии обработки древесины, металлов, ткани и др. и практических умений и навыков на основе качества выполненных изделий. Завершается занятие оформлением выставки ученических работ.

Структура такого урока следующая: организация класса; сообщение темы и целей урока; фронтальный опрос учащихся (или письменные ответы на вопросы); осмотр и оценка изделий, изготовленных учениками; оформление выставки ученических работ; подведение итогов.

На примере комбинированного урока поэлементно рассмотрим основные отличия традиционного и современного урока (табл.11).

Таблица 11. Требования к уроку и универсальные учебные действия (УУД), формируемые на разных этапах урока

к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися. Смотреть фото к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися. Смотреть картинку к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися. Картинка про к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися. Фото к какому типу относится пробное выполнение приемов работы учащимися

Взяв за основу комбинированный урок, можно спроектировать урок любого типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД), которые формируются при организации деятельности учащихся на уроке (табл.11).

Учебной программой по технологии не предусмотрены специально экскурсии на производство. Но очевидно, чтобы дать учащимся полное представление о современном производстве, такие экскурсии необходимы. Многие проблемы могут быть представлены в понятной для учеников наглядной форме только при соприкосновении с реальной производственной средой.

Экскурсия – это форма организации обучения, в ходе которой учащиеся наблюдают изучаемые предметы, явления и процессы в производственных условиях.

Каждая экскурсия должна быть связана с содержанием программного материала и иметь конкретную учебную цель.

Учебный результат экскурсии во многом зависит от подготовки к ней. В первую очередь необходимо определить тему, цель и объект экскурсии. Тема экскурсии формулируется в зависимости от содержания изучаемого материала. Цель экскурсии определяется задачами учебной работы. Объект экскурсии выбирается в зависимости от ее цели и производственного окружения школы.

Методика проведения экскурсий предполагает подготовку к экскурсии, ее проведение и подведение итогов. Подготовка к экскурсии начинается с составления плана, исходя из целей определяются вопросы, на которые учащимся стоит обратить особое внимание. Чтобы повысить активность учащихся во время экскурсии, необходимо дать им план ее проведения и вопросы, на которые нужно будет ответить по окончании экскурсии, а также индивидуальные задания.

Экскурсия может проводиться под руководством учителя или специалистов предприятия. В последнем случае учитель должен ознакомить их с целями, содержанием и планом экскурсии и обсудить вопросы методики ее проведения.

К экскурсии учащихся готовят заранее. На уроке учитель знакомит их с задачами и планом ее проведения, дает общие и индивидуальные задания, объясняет порядок организации и правила поведения на предприятии; проводит повторение материала, связанного с темой экскурсии; сообщает некоторые сведения о предприятии.

Перед началом экскурсии учащимся напоминают о ее целях и заданиях, которые они должны выполнить. Далее экскурсовод обращает внимание учащихся на наиболее существенные стороны наблюдаемых объектов. Учащиеся ведут записи, делают зарисовки, задают вопросы экскурсоводу. Иногда во время экскурсии они выполняют практические задания: проводят различные измерения, опыты, опробуют оборудование, практикуются на рабочих местах.

Источник

Урок по теме «Строгание»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План – конспект урока

Учитель технологии: Юсупов Альберт Зикирьянович

Тема урока: Разметка и строгание заготовок из древесины.

Цель: 1.Ознакомить учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.

2. Способствовать запоминанию основной технологической терминологии, формированию первоначального (базового) умения выполнять операцию строгания на основе полученных знаний;

развить память, логическое мышление и интерес к предмету у учащихся;

воспитать бережное отношение у учащихся к инструменту;

способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, двигательная сноровка, соразмерность движений, пространственная координация);

способствовать формированию умения выявлять проблему и находить способы ее разрешения;

Тип урока : комбинированный,

Оборудование: детали из древесины; образцы различных пиломатериалов. Мультимедийное оборудование. Учебник технологии В.Д. Симоненко.

Регулятивные – преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные – какие виды древесины, вы знаете? какие виды пиломатериалов вы знаете?

Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Оборудование: столярный верстак, рубанок, молоток, киянка, напильник, сверла, столярная ножовка, стамеска, шило, брусок.

Учебник: А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко «Технология 5 класс»

Критерии достижения цели урока : ученик должен

знать: основные части и устройство рубанка; элементы детали; правила безопасной работы; критерии качества обработанной детали;

уметь: выполнять операцию в соответствии с алгоритмом действий; контролировать и оценивать результаты работы на основе критериев;

владеть : первоначальными умениями выполнения действий и приемов строгания детали; умениями организации рабочего места и безопасной работы;

— развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе решения поставленных задач;

— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

— способствовать формированию ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях мастерских, соблюдению норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию.

— принимать и сохранять учебную задачу;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действия после контроля на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Методы проведения занятия : активная беседа, постановка и решение проблемных ситуаций, инструктивно – практический метод;

Образовательные технологии: развивающего обучения;

Объект труда : корпус грузовой машины.

Учено – методическое оснащение:

3. Заготовки – квадратный брусок с размером 50х50х400, материал – береза.

4. Образец изготовляемой детали. (Макет грузовой машины).

5. Плакат «Организация рабочего места при строгании».

6. Плакат «Устройство рубанка».

Литература для учащихся: Технология. Индустриальные технологии. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д.Симоненко. – М.: Вента – Граф, 2012.

1. Организационная часть — 2 мин.

— приветствие, проверить явку учащихся, заполнить классный журнал;

— обход рабочих мест, проверка организации рабочего места, наличия спецодежды и готовности учащегося к уроку, настроить учащихся на работу;

— организовать уточнение и согласование темы и цели урока ; (показ различных инструментов на верстаке; Почему они нужны? Что с ними делают? Как работают с этими инструментами?

— подвести учащихся к самостоятельному формулированию целей и задач урока; значит, на уроке мы что будем делать? (Будем изучать приемами работы с строгателными инструментами, и изготавливать изделия из древесины).

-организовать подводящий диалог по изучению нового материала с опорой на изученный ранее материал и межпредметные связи;

— настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний, создать условия мотивации внутренней потребности у ученика для включения в учебный процесс

Актуальность изученного ранее материала. Проверка знания материала прошлого занятия. Активная беседа. Вопросы к классу (диалоговый режим):

а) для чего на крышке верстака существует большое количество гнезд (восемь)?

б) сколько клиньев необходимо для закрепления детали и почему?

в) как регулировать высоту клина в зажимном бруске?

г) как определить необходимую силу зажима детали?

д) по каким причинам может сломаться механизм зажима верстака?

ж) как на станке закрепить длинную деталь?

— организовать уточнение и согласование темы и цели урока;

— построить объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся;

— зафиксировать причину затруднений у учащихся;

— организовать фиксацию преодоления затруднения;

На данном уроке изучаемый новый материал имеет, как теоретическую, так и практическую направленность.

Содержание учебного материала теоретической направленности : устройство рубанка, его основные части; Ученики находят с учебника виды строгальных инструментов и изучают его основные части, записывают в рабочую тетрадь.

-Чем отличается шерхебель от рубанка?

-Зачем нужен фуганок?

Содержание учебного материала практической направленности : Хватка рубанка, поза (стойка) при работе, начальное положение инструмента. Движение и его характер, траектория перемещения. Последовательность обработки по зонам, достижение чистоты и его контроль, достижение плоскостности продольной и поперечной и его контроль, характерные ошибки и их недопущение. Визуальный и инструментальный контроль, обращение с инструментом и уход за ним, правила техники безопасности и организация рабочего места.

— сообщение учащимся названия практической работы. Технология строгания. Действия, приемы, правила обработки древесины;

— разъяснение учащимся задач практической работы и ознакомление учащихся с объектом труда – образцом выполняемой работы;

— ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления)

— ознакомление учащихся с действиями, приемами, правилами обработки пластей квадратного бруска

— предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы

— инструктаж по технике безопасности

— разъяснение алгоритма действия (совместное планирование) учителя и учащегося при выполнении, упражнения и самостоятельной работы

— разъяснение критериев (показателей) оценивания учителем и самооценки учащимся результата выполнения упражнения и самостоятельной (практической) работы – первоначального умения строгания

Учащиеся подходят к рабочему месту учителя (демонстрационный верстак). Использую методы : активная беседа (диалоговый режим), показ трудовых приемов, наблюдения учащихся, решение творческих задач и постановка проблемных ситуаций.

5. Первичный контроль усвоения изучаемого материала.

Ученики изучают на плакате безопасные приемы работы с инструментом, и правила контроля строгания.

Пробное выполнение приемов – 10 мин.

Учащиеся выполняют упражнение:

-проверка организации рабочих мест учащихся (верстак, инструменты, заготовки);

— соблюдение правил техники безопасности при выполнении задания;

— проверить умения учащихся закрепления заготовок на верстаке на клиньях;

— организовать выявление и исправление допущенных ошибок;

— тренировать способность к самоконтролю;

Первый обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) — проверить организацию рабочего места, правильность выполнения приема закрепления заготовки. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к новому приему по разрешению учителя.

Второй обход. Текущий инструктаж (индивидуальный) – проверить правильность приемов строгания пласты, соблюдение правил безопасной работы. Указание ошибок. Исправление (показ учителя). Окончательный контроль приема, переход к самостоятельной работе по разрешению учителя.

Выполнение самостоятельной работы: «Строгание»

— организовать самостоятельную работу учащихся;

-проанализировать правильность и осознанность выполнения всеми учащимися задания;

— выяснить степень усвоения материала;

— определить типичные недостатки в знаниях и их причины;

— ликвидировать обнаруженные недочёты;

— оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

— тренировать способность применять алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации;

— тренировать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооцениванию;

— контроль над бережным отношением учащихся к средствам обучения и рациональному использованию учебного времени;

Организация работы учащихся в парах, где они учатся контролировать и оценивать не только свою работу, но и работу товарища (взаимоконтроль, взаимооценка).

6.1. Третий обход . Текущий инструктаж (индивидуальный) – контроль правильности и фиксация ошибок организации рабочего места, соблюдения правил техники безопасности, закрепления детали, приемов строгания. Указание ошибок без показа учителя. Самоконтроль учащимся при переходе от одного приема к другому. Переход к следующему приему без контроля учителя.

По мере окончания выполнения задания самостоятельной работы учащиеся подходят к рабочему месту учителя для окончательного контроля и оценки проделанной работы. Сдают изготовленную деталь, выставляю оценки в соответствии с критериями, раннее озвученными во время вводного инструктажа. Обязательно учитываю мнение учащихся.

7. Заключительная часть. Инструктаж. Рефлексия. Уборка – 8 мин.

— анализ выполнения самостоятельной работы;

— рефлексия учителя и учащихся о достижении целей и задач урока;

— совместный разбор типичных ошибок учащихся;

— повторное объяснение учителем способов устранения ошибок;

— по результатам анализа работы зафиксировать направления будущей деятельности;

— объективно и комментировано оценить результаты коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

По команде учителя все учащиеся заканчивают работу, подписывают деталь и сдают ее. Провожу совместный анализ проделанной работы. Для рефлексии использую активный диалог, когда учащиеся самостоятельно выявляют ошибки и их причины. Демонстрирую разные работы, учащиеся определяют лучшие и с ошибками, сами определяют ошибки и способы их устранения. Если много типичных ошибок, то повторно демонстрирую трудовые приемы. Особое внимание уделяю вопросам организации рабочего места и безопасным приемам работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *