к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина

Тест с ответами: “Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина”

1. Сказки Салтыкова-Щедрина близки к этому типу народных сказок:
а) бытовые +
б) волшебные
в) про животных

2. Отличие сказок Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок:
а) авторский комментарий
б) острый сюжет +
в) введение деталей современной жизни

3. Необходимо определить идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) восхваление трудолюбия простого народа
б) обличение чиновничества
в) проблема рабского положения и бесправия покорного народа в условиях крепостничества +

4. Необходимо определить идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове +
б) восхваление трудолюбия простого народа
в) обличение чиновничества

5. Какая бытовая деталь современной автору действительности введены в сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) необитаемый остров
б) генералы
в) газета «Московские Ведомости» +

6. Какая бытовая деталь современной автору действительности введены в сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) генералы
б) департамент +
в) необитаемый остров

7. Что является кульминацией сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) возвращение на Подьяческую
б) перенесение генералов на необитаемый остров
в) появление мужика +

8. Каково авторское отношение к мужику в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) восхищение, любование +
б) презрение
в) пренебрежение

9. Каково авторское отношение к мужику в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) безразличие
б) пренебрежение
в) горечь +

10. Каково авторское отношение к мужику в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
а) безразличие
б) сожаление +
в) презрение

11. Рассказчиком в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» является:
а) автор +
б) мужик
в) один из генералов

12. В сцене, когда мужик вьет себе веревочку, автор использует:
а) гиперболу
б) сарказм +
в) юмор

13. Одна из сказок Салтыкова-Щедрина:
а) «Премудрый пискарь» +
б) «Премудрый карась»
в) «Колобок»

14. Одна из сказок Салтыкова-Щедрина:
а) «Колобок»
б) «Медведь на отдыхе»
в) «Медведь на воеводстве» +

15. Одна из сказок Салтыкова-Щедрина:
а) «Дикий помещик» +
б) «Дикий ростовщик»
в) «Солдат и смерть»

16. В каком году было написана сказка «Медведь на воеводстве»:
а) 1874
б) 1884 +
в) 1894

17. Какой зверь был царем среди животных в сказке «Медведь на воеводстве»:
а) росомаха
б) медведь
в) лев +

18. Ближайшим советником Льва в сказке «Медведь на воеводстве» был:
а) обезьяна
б) осел +
в) филин

19. Почему Топтыгин I заснул прямо на поляне:
а) заболел
б) устал
в) выпил водку +

20. В какой цикл Салтыкова-Щедрина вошла сказка «Премудрый пескарь»:
а) «Байки из животного мира»
б) «Сказки для детей изрядного возраста» +
в) «Социально-сатирические сказки»

21. Какие люди осмеиваются в сказке «Премудрый пескарь»:
а) трусливые +
б) ленивые
в) услужливые

22. Чему учил сына старый пескарь в сказке «Премудрый пескарь»:
а) копить богатство
б) глядеть в оба +
в) жениться на умной пескарихе

23. Премудрый пескарь жил в:
а) норе вместе с семьей брата
б) старой норе его родителей
в) норе, в которую мог попасть только он сам +

24. Премудрому пескарю приснилось:
а) что он варится в ухе
б) что он выиграл двести тысяч +
в) что его поймала и проглотила щука

25. В каком году автор написал сказку «Карась-идеалист»:
а) 1864
б) 1874
в) 1884 +

27. Карась в сказке «Карась-идеалист” спорил с:
а) ершом +
б) окунем
в) раком

28. Какие взгляды представлял ерш:
а) социалистические
б) радикальные
в) либеральные +

29. В каком году была создана сказка «Дикий помещик»:
а) 1869 +
б) 1865
в) 1860

30. Какую газету любил читать глупый помещик в сказке «Дикий помещик»:
а) «Город»
б) «Весть» +
в) «Новость»

Источник

Итоговый тест по литературе за 7 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Итоговый тест по литературе 7 класс

а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

б)Это поэтическая биография народа

в)Это краткое изречение

г) Это рассказ об исторических деятелях.

а) повествование о событиях, предполагаемых в прошлом;

б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;

в) стихотворение из двух строк.

3. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:

а) Тема маленького человека в) Тема богатого человека

б) Тема лишнего человека г) Тема интеллигентного человека.

б) Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

в)Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека

5. Из какого произведения М.Горького взят этот отрывок?
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».

а) Леонид Андреев «Кусака» б) Иван Тургенев «Бирюк»

в) Антон Чехов «Хамелеон».

7. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Сал­ тыкова-Щедрина?

а) Волшебные б) О животных в) Бытовые.

8. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал­ тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера­ лов прокормил»?

а) Восхищение, любование в) Сожаление, горечь

б) Презрение, пренебрежение г) Безразличие.

а) Повесть б) Очерк в) Притча г) Рассказ

10. Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?

а) Постеснялся своей жестокости перед барином.

б) Испугался мести крестьянина.

г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.

12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.С. Пушкин а) «Детство»

2) Л.Н. Толстой б) «Песнь о вещем Олеге»

3) Н.В. Гоголь в) «Хамелеон»

4) А.П. Чехов г) «Тарас Бульба»

5) М.Е. Салтыков-Щедрин д) «Как один мужик двух генералов прокормил»

13. Узнай по описанию литературного героя, укажи героя, автора и название произведения.

а) Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

б) « Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам».

14. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова? Укажите также автора и произведение.

а) «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди. »

в) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною

15. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит. (А.С. Пушкин)

16. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле. (Ф.И. Тютчев)

17. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На молодого голубя сизокрылого. (М.Ю. Лермонтов)

Итоговый тест по литературе

1. К каким былинам относится былина «Садко»:

а) Героическая в) Социально-бытовая

б) Бытовая г) Сказочная

а) Средняя форма эпической прозы, литературное произве­ дение, описывающее не одно, а целый ряд событий, лиц, про­ блем.

б) Короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданным фи­ налом.

в) Стихотворное повествовательное произведение с развёр­ нутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

3. Почему память народная сохранила образ Калашникова:

а) Совершил героический поступок

б) Не побоялся вступиться за честь семьи

в) Спас себя от позора

г) Оставил богатое наследство потомкам.

а) стихотворная строка, в которой заключена основная ха­ рактеристика героя;

б) изречение, отрывок из произведений различных писате­ лей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами;

в) краткое описание развития сюжета.

«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие ».

6. Каково авторское отношение к Бирюку из одноимённого рассказа?

а) Уважение. в) Пренебрежение

б) Сочувствие г) Осуждение

7. Какова, с вашей точки зрения, основная черта характера Бирюка?

а) Честность, ответственность в) Доброта

б) Жестокость г) Любовь к детям

8. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

а) Обличение чиновничества.

б) Восхваление трудолюбия простого народа.

в) Проблема рабского положения и бесправия покорного на­ рода в условиях крепостничества.

г) Преодоление сложностей, возникших у генералов на ост­ рове.

9. Какой приём использует автор в следующем отрывке:
«. Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све­ тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од­ но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от­ кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. »

а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.

10. Определите жанр произведения А. П. Чехова «Хаме­ леон».

а) Повесть б) Очерк в) Эпиграмма г) Рассказ.

11. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме­ леоном»?

а) Очумелова б) Хрюкина в) Елдырина г) Повара д) Толпу зевак

12. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

1) А.С. Пушкин а) «Детство»

2) М. Горький б) «Станционный смотритель»

3) В. В. Маяковский в) «Хорошее отношение к лошадям»

4) Л. Андреев г) «Хамелеон»

5) А.П. Чехов д) «Кусака»

13. Узнай по описанию литературного героя, укажи автора и название произведения.

а) « Он учился охотнее и без напряжения,… был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания… Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».

б) «Вся она — тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. …. очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка. »

14. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова? Укажите также автора и название произведения.

а) «А что мне отец, товарищи, отчизна. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна»

б) «. Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

в) « Так это ихняя собачка? Очень рад. Возьми ее. Собачонка ничего себе. Шустрая такая. Цап этого за палец! Ха-ха-ха. »

15. Какое художественное средство выразительности использует автор?

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег... (М.Ю. Лермонтов)

16. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка. (М.Ю. Лермонтов)

17. Какое художественное средство выразительности использует автор?

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Источник

К какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина

к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Смотреть фото к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Смотреть картинку к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Картинка про к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Фото к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина

к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Смотреть фото к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Смотреть картинку к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Картинка про к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина. Фото к какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина

Литература ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена

Вопрос. В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

Ответ. При всем внешнем сходстве с народными сказками произведения писателя отличаются от них.

Многое сближает сказки Салтыкова-Щедрина со сказками о жи­вотных. Действительно, их герои часто создавались на основе хорошо известных образов, наделенных устойчивыми качествами характера: жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Но в мир народной сказки писатель вводил злободневные политиче­ские темы, которых никогда не бывает в фольклоре, а потому содер­жание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц ока­зывается «здравомыслящим», Волк — «бедным», Баран — «непом­нящим», Орел — «меценатом». В сказках Щедрина возникает соци­альная сатира, затрагивающая даже царя («Орел-меценат»), что не­возможно в народной сказке.

Важным отличием от фольклора становится то, что в щедринских сказках время вполне исторично. Здесь часто появляются детали, свя­занные с современной автору жизнью. Например, в «Диком помещи­ке» упомянута газета «Весть», а в сказке «Премудрый пискарь» говорится о том, что ее герой «жалованья не получает и прислуги не держит». Отражается это и в лексике, включающей наряду с традиционными сказочными оборотами (жили-были, по щучьему велению) канцеляризмы, иностранные слова, публицистическую лексику (жизнью жуировать, отрекомендоваться, жизненный процесс за­вершает).

Для сказок Салтыкова-Щедрина характерна несвойственная фольклору гротескная заостренность образов, а также использование эзопова языка. Благодаря этому возникают неожиданные переключе­ния из реального плана в сказочный, что создает некую фантастиче­скую призрачность происходящего, как в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина, близкие по стилю народным, являются литературными сказками. Фольклорная основа в сочетании с авторской иронией и юмором, за которыми скрываются глубокие размышления о жизни, делают эти произведения интерес­ными и актуальными и для наших современников.

Источник

К какому типу народных сказок близки сказки м е салтыкова щедрина

М. Салтыков-Щедрин. СКАЗКИ. Тест

Вариант 1. Выполнил(а)_______________________

1. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина? а) волшебные; б) о животных; в) бытовые.

2. В чем состоит отличие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от народных сказок? а) острый сюжет; б) иносказание; в) введение деталей современной жизни; г) авторский комментарий; д) сатира на социальные и нравственные пороки об­щества.

3. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». а) обличение чиновничества; б) восхваление трудолюбия простого народа; в) проблема рабского положения и бесправия покор­ного народа в условиях крепостничества; г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

4. Какие бытовые детали современной М. Е. Салты­кову-Щедрину действительности введены в сказку? а) необитаемый остров; б) департамент; в) газета «Московские Ведомости»; д) генералы.

5. Кульминацией сказки является а) перенесение генералов на необитаемый остров; б) сцена, в которой генералы чуть не съели друг друга; в) появление мужика; г) возвращение на Подьяческую.

Вариант 2. Выполнил(а)_______________________

1. Какой приём использует автор в следующем от­рывке: «. Вдруг оба генерала взглянули друг на дру­га: в глазах их светился зловещий огонь, зубы сту­чали, из груди вылетало глухое рычание. Они нача­ли медленно подползать друг к другу и в одно мгно­вение ока остервенились. Полетели клочья, раздал­ся визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. »? а) гипербола; б) гротеск; в) иносказание; г) сатира.

2. Каково авторское отношение к мужику? а) восхищение, любование; б) презрение, пренебрежение; в) сожаление, горечь; г) безразличие.

3. Кто является рассказчиком в сказке? а) один из генералов; б) мужик; в) сказитель; г) автор.

4. В сцене, когда мужик вьет себе веревочку, М. Е. Салтыков-Щедрин использует а) гиперболу; б) гротеск; в) юмор; г) сарказм.

5. Автором каких сказок является М. Е. Салтыков-Щедрин? а) «Премудрый пискарь», б) «Медведь на воеводстве», в) «Дикий помещик», г) «Солдат и смерть», д) «Колобок».

Вариант 1. Выполнил(а)_______________________

1. К какому типу народных сказок близки сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина? а) волшебные; б) о животных; в) бытовые.

2. В чем состоит отличие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от народных сказок? а) острый сюжет; б) иносказание; в) введение деталей современной жизни; г) авторский комментарий; д) сатира на социальные и нравственные пороки об­щества.

3. Определите идею сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». а) обличение чиновничества; б) восхваление трудолюбия простого народа; в) проблема рабского положения и бесправия покор­ного народа в условиях крепостничества; г) преодоление сложностей, возникших у генералов на острове.

4. Какие бытовые детали современной М. Е. Салты­кову-Щедрину действительности введены в сказку? а) необитаемый остров; б) департамент; в) газета «Московские Ведомости»; д) генералы.

5. Кульминацией сказки является а) перенесение генералов на необитаемый остров; б) сцена, в которой генералы чуть не съели друг друга; в) появление мужика; г) возвращение на Подьяческую.

Вариант 2. Выполнил(а)_______________________

1. Какой приём использует автор в следующем от­рывке: «. Вдруг оба генерала взглянули друг на дру­га: в глазах их светился зловещий огонь, зубы сту­чали, из груди вылетало глухое рычание. Они нача­ли медленно подползать друг к другу и в одно мгно­вение ока остервенились. Полетели клочья, раздал­ся визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. »? а) гипербола; б) гротеск; в) иносказание; г) сатира.

2. Каково авторское отношение к мужику? а) восхищение, любование; б) презрение, пренебрежение; в) сожаление, горечь; г) безразличие.

3. Кто является рассказчиком в сказке? а) один из генералов; б) мужик; в) сказитель; г) автор.

4. В сцене, когда мужик вьет себе веревочку, М. Е. Салтыков-Щедрин использует а) гиперболу; б) гротеск; в) юмор; г) сарказм.

5. Автором каких сказок является М. Е. Салтыков-Щедрин? а) «Премудрый пискарь», б) «Медведь на воеводстве», в) «Дикий помещик», г) «Солдат и смерть», д) «Колобок».

Вариант 1: 1в; 2а; 3вг; 4бв; 5в. Вариант 2: 1б; 2ав; 3г; 4г; 5абв.

Источник

Билет 31 Сказки Салтыкова-Щедрина

Уважаемые читатели! Все выложенные мной произведения не являются какими бы то ни ни было лирическими изысканиями или творческими трудами. Это тупо билеты по средневековой литературе, которые надо распространить для курса. Вот таким дурацкий способом. Администрацию прозары просьба не беспокоиться: как только экзамен закончится, вся эта галиматья будет удалена)

Сказка — один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки — это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения, и главные герои — представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных классов и социальных групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ, но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители различных социальных слоев — народ и дворяне. С едкой иронией автор пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется, помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев” один. Обращает на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми, которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “. весь он, с головы да ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много: и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной личности — даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь” похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую одежду, словом, держит в людском образе Сенька — собирательный образ крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу (прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает, что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.

Тематика, художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Уже на склоне лет автор обращается к жанру сказки и создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами
современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. » Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» — газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик — никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.
Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «. хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный
в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость
помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик
стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие. » В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами. ногти у него сделались, как железные. ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «. только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!
— А почему так?
— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»
Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элементб использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь». Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.
Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
— И откуда вы, шельмы, берете. » Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.
Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *