к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Тест по литературе на тему «Творчество а. И. Куприна»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по творчеству А.И Куприна

1 Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ А. И. Куприна.

а) «Олеся» б) «Гранатовый браслет» в) «Последний дебют»

2 Определите ведущую тему произведений А. И, Куп­рина,

б) тема взаимоотношений человека и природы

в) тема искусства в преображенном мире

3. В повести А. И, Куприна «Олеся» проявились

а) классицизма б) сентиментализма

4. Какова роль зимнего пейзажа в повести «Олеся»?

а) является действующим образом

б) предвещает необычные события

в) углубляет социальную характеристику

г) выражает философскую проблематику

5. Какая деталь в повести «Олеся» стала символом «нежной, великодушной» любви героини?

а) ветка сирени б) прощальное письмо

в) нитка красных бус г) рисунок Олеси

6. Из какого источника был взят сюжет рассказа А. И. Куприна «Суламифь»?

а) древняя легенда б) Библия (Ветхий завет)

в) авторский вымысел г) исландские саги

7 |К какому типу литературных героев можно отне­сти чиновника Желткова («Гранатовый браслет»)?

а) «лишний человек» б) « маленький человек »

в) герой-резонер г) роковой герой

8. Кому из героев рассказа «Гранатовый браслет» принадлежит следующий портрет?

По нынешним нравам этот обломок старины пред­ставлялся исполинской и необыкновенно живопис­ной фигурой. В нем совмещались именно те про­стые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались

в рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, му­жицкие черты, которые в соединении дают возвы­шенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником, почти святым,черты, состоявшие из бесхитростной, наивной веры, ясного, добродушно-весело­го взгляда на жизнь, холодной и деловой отваги, покорства перед лицом смерти, жалости к побеж­денному, бесконечному терпению и поразительной физической и нравственной выносливости.

а) генерал Аносов б) Николай Булйт-Тугановский

в) князь Шеин г) чиновник Желтков

9. Психологическая кульминация рассказа «Грана­товый браслет» заключается в сцене:

а) прощания Веры с умершим Желтковым

б) чтения письма Желткова на вечере у Шеиных

в) посещения квартиры Желткова князем Ше­иным и Николаем Булат-Тугановским

10. В 1907 г. А. И, Куприн написал рассказ «Гамбринус». Что или кто скрывается за этим названием?

а) имя главного героя б) название кабачка

в) название района, где происходит действие

Источник

Тест по русской литературе «Жизнь и творчество А.И.Куприна»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест «Жизнь и творчество А.И. Куприна»

1. Укажите годы жизни А.И.Куприна:

2. В творчестве А.И. Куприна преобладают черты литературного направления:

А) социалистический реализм;

3. Определите ведущую тему произведений А.И.Куприна:

В) тема взаимоотношений человека и природы;

С) тема искусства в преображенном мире;

Е) тема одиночества.

4. В 1919 году А.И.Куприн покинул Россию и оказался в эмиграции в городе:

5. Укажите произведение, не принадлежащее перу А.И. Куприна:

В) «Очарованный странник»;

Д) «Штабс-капитан Рыбников»;

6. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!» Эти слова произнес:

В) чиновник Желтков;

Д) Вера Николаевна Шеина;

Е) Николай Николаевич.

7.Тема великой и очищающей любви раскрывается полностью в музыкальных аккордах, завершающих рассказ «Гранатовый браслет»:

А) С.С.Прокофьев, «Ромео и Джульетта»;

В) Л.ван Бетховен, «Соната №2»;

Д) С.В.Рахманинов, «Концерт для фортепиано с оркестром №2»;

Е) И. Чайковский «Времена года».

8. Чиновника Желткова можно отнести к типу литературных героев:

В) «маленький человек»;

Е) «человек в футляре».

9.Психологическая кульминация рассказа «Гранатовый браслет» заключается в сцене:

А) прощания Веры с умершим Желтковым;

В) чтения письма Желткова на вечере у Шеиных;

С) посещение квартиры Желткова князем Шеиным и Николаем Булат-Тугановским;

Д) прощание генерала Аносова и Веры;

Е) раскрытия Верой подарка от Желткова.

10. Желтков, герой рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», в финале произведения:

С) женился на Вере Николаевне Шейной;

Д) попал в сумасшедший дом;

Е) ушел в монастырь.

11. Желтков, герой рассказа «Гранатовый браслет», работал:

Д) чиновником контрольной палаты;

12. Титул Веры Шеиной, главной героини рассказа «Гранатовый браслет»:

13. «. пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах» Это описание внешности героини произведения А. И. Куприна:

14. Вставьте недостающее слово: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как ___________»? (« Гранатовый браслет»):

15. Герой произведений Куприна, который в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое» и адресует эти слова:

А) Соломон – Суламифи;

В) Желтков – Вере Шеиной;

Д) Ромашов – Шурочке;

16. Место действия рассказа «Гранатовый браслет»:

С) бедное еврейское местечко;

Д) пригородная дача на морском побережье;

Е) усадьба в Орловской губернии.

17. Закончите описание Веры Николаевны в начале рассказа: «…была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно ______________».

18. «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом». Это:

А) Николай Николаевич;

В) князь Василий Львович Шеин;

Д) Густав Иванович Фриессе;

19. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…» в рассказе «Гранатовый браслет» говорит о себе:

С) князь Василий Львович Шеин;

Д) Николай Николаевич;

Е) Густав Иванович Фриессе.

20.Социальная среда, которую описал Куприн в повести «Поединок»:

С) армейские офицеры;

21.Место действия повести Куприна «Поединок»:

С) бедное еврейское местечко;

Д) пригородная дача на морском побережье;

Е) усадьба в Орловской губернии.

22. «Сегодня не пойду: нельзя каждый день надоедать людям». Так в повести «Поединок» думает Ромашов о семье:

23. На именины Ромашов подарил Шурочке:

24. Накануне поединка к Ромашову пришла Шурочка, которая уговаривала его:

А) отказаться от дуэли;

С) попросить прощения у ее мужа;

Д) бежать вместе с ней за границу;

Е) непременно стреляться, но не ранить друг друга.

С) женился на Шурочке;

Д) попал в сумасшедший дом;

Е) умер от ранения в живот.

Ключ к тесту «Жизнь и творчество А.И. Куприна»

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Номер материала: ДВ-327979

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Смотреть картинку к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Картинка про к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет. Фото к какому типу литературных героев можно отнести чиновника желткова гранатовый браслет

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Желтков — образ и характеристика героя повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Любовь Желткова к Вере Николаевне Шеиной называют идеальной, великой, возвышенной, очищающей — такой, которая бывает «один раз в тысячу лет».

Но есть и другие мнения. Например, литературовед и литературный критик Д. Кузьмин считает, что по-настоящему Веру любит не Желтков, несколько лет преследующий её своими признаниями и письмами, а муж, Василий Львович Шеин, который желает счастья своей супруге и поэтому оберегает её от ненужных проблем и волнений. Журналист Ю. Стеклов вообще не считает чувство Желткова настоящей любовью, так как «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь познаётся в совместной жизни супругов, а «любовь» Желткова к княгине Вере не прошла испытания браком, поэтому априори не может считаться таковой.

Тем не менее, характеристика образа Желткова очень важна для понимания сути повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Внешность и образ жизни

Георгий С. Желтков (квартирная хозяйка, полька по национальности, называла его Ежий, что по-русски означало «Георгий») — небогатый чиновник контрольной палаты. Свои письма он подписывал инициалами Г. С. Ж. Ему примерно 30–35 лет. Он высок ростом и худощав. Его длинные пушистые мягкие волосы доходили до плеч, а лицо было очень бледным и нежным. Голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине делали это лицо похожим на девичье. Голос у Желткова был настолько тихим, что иногда невозможно было разобрать слов. Одет он был в короткий пиджачок.

Во время посещения его мужем и братом Веры он сначала вёл себя довольно взволнованно, у него дрожали руки. На нервический характер Желткова указывали его худые, нервные пальцы, которые «бегали» по борту пиджака, застегивая и расстегивая пуговицы. Он без необходимости то трогал руками лицо, то щипал рыжеватые усы, то снова теребил пуговицы.

Желтков в первые минуты появления в его комнате посетителей вызывает жалость: он напуган, совершенно растерян. Общаться с аристократами на равных он не может, а потому очень робеет. Но когда Николай Николаевич заявил, что после присылки гранатового браслета они с мужем Веры хотели обратиться к власти (вероятно, к полиции), то поведение Желткова резко меняется. Он рассмеялся, сел удобно в угол дивана, закурил и стал держаться увереннее. С чем было связано такое преображение?

Раньше вопросы о чести дамы решались дуэлью. Но это касалось мужчин благородного происхождения. Желткова таковым не считали, и это страшно оскорбило его — он был человеком с обострённым чувством собственного достоинства. После оскорбления он ведёт себя уже не как испуганный «маленький человек», а уверенно и почти вызывающе.

И далее он ведёт себя благородно: даже под угрозой не отказывается от своей любви, считая, что такой любовью его наградил Бог. Не унижается он и перед княгиней, когда разговаривает с ней по телефону и прощается.

О том, что герой повести не был богат, читатели узнают из его собственного признания в письме к Вере Шеиной, а также из описания квартиры, которую он снимал. Подъезд дома был грязным, тёмным, с заплёванной лестницей и неприятным запахом: пахло мышами, кошками, керосином и стиркой.

Маленькая комната на 6 этаже тоже была едва освещена и похожа на кают-компанию грузового корабля. В ней стояли только узкая кровать, большой и широкий диван и стол посередине.

Квартирная хозяйка говорит после его смерти Вере, что у него есть брат, который упросил, чтобы покойного не везли в анатомический театр, а похоронили по-христиански.

Характер

По словам хозяйки, это был чудесный человек. Он жил у неё 8 лет, и за это время стал ей как родной сын.

Желтков не лишён критического отношения к себе. Он, например, признаётся в письме, что у него нет тонкого вкуса; понимает, что не имеет права часто беспокоить княгиню своими письмами. Муж Веры Николаевны при первой же встрече с ним понял, что «этот человек не способен обманывать и лгать заведомо».

Желтков ценит и понимает классическую музыку. В своём письме он указывает сонату Бетховена № 2, op. 2. Largo Appassionato как лучшую и просит Веру прослушать её.

О его педантичности и аккуратности говорит каллиграфический, без помарок, почерк.

История любви Желткова

О своей любви Желтков рассказывает в письмах к Вере.

8 лет назад он впервые увидел её в цирке и влюбился, так как понял, что «на свете нет ничего похожего на неё, нет ничего лучше». Тогда Вера ещё не была замужем, но он понимал, что у него нет никаких шансов — они были людьми разного социального положения. Поначалу он писал ей, по его словам, «глупые и дикие письма» и даже ждал на них ответа.

Все эти годы он постоянно следил за ней, знал, где она бывала и как была одета. Любовь поглотила его настолько сильно, что больше в жизни его ничего не интересовало: ни наука, ни политика, ни социальные проблемы, а вся жизнь заключалась только в ней. Это говорит об ущербности героя и нисколько не возвышает его в глазах читателя.

Он проверял себя и решил, что это не болезнь и не маниакальная идея — это любовь как Божье вознаграждение и единственная радость в жизни.

Муж Веры был согласен с этим заключением.

На очередные именины Желтков прислал Вере в подарок гранатовый браслет, который принадлежал его прабабке, а затем матери. Он переделал его основу, но камни оставил.

Православный взгляд

Поскольку в повести неоднократно упоминается Бог, интерпретируется молитва «Отче наш», любовь Желткова характеризуется данной от Бога («Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам»), то просто необходимо сказать несколько слов по этому поводу.

Желтков несколько лет преследует чужую жену, хранит её вещи (в том числе украденные им), целует её записку и т. д., что противоречит 10-й заповеди «Не желай жены ближнего твоего». Бог не мог послать Желткову такую греховную любовь, нарушив свою же заповедь.

Влюблённый мужчина превратил женщину в бога, создал из неё своего идола, кумира, которому поклонялся и больше ничего в жизни не видел. Её вещи он превратил для себя в иконы и страстно их целовал. Для Желткова бог — это смертная женщина. Таким образом, нарушена 2-я заповедь «Не сотвори себе кумира».

Самоубийство — нарушение 6-й заповеди «Не убивай». Убийство себя — страшный грех.

В конце повести в уме Веры слагались в молитву слова, как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Но это предложение взято из молитвы «Отче наш», оно только о Боге и не может относиться к смертному человеку, тогда это будет просто кощунством.

Вывод

Все его ухаживания изначально были обречены на провал, даже когда Вера ещё не была замужем — и сам Желтков это прекрасно понимал, поэтому ограничивал себя только письмами.

Но образ Желткова — это не образ «маленького человека», что и было показано в сцене объяснения мужа и брата Веры с ним. После угрозы обратиться в полицию Желтков как будто просыпается и перестаёт чувствовать себя ниже своих посетителей.

Образ Желткова усиливается и музыкой, которая лишь на миг прерывается тревогой, а дальше снова идёт плавно и размеренно — так и жизнь продолжается после гибели героя.

О другом звуковом мотиве — православной молитве — было сказано выше.

К главному герою нет однозначного отношения, как и к его любви. Ведь по существу он совсем не знает Веры, не знаком с её внутренним миром. Однажды случайно увидев её, он создаёт для себя идеальный образ, а потом сам же подпитывает его.

Его поведение иногда напоминает сталкинг — преследование, навязчивое внимание к определённому человеку. Сталкеры считают, что их действия вызваны любовью (или ревностью). Они начинают с попыток «доказать свою любовь», посылают письма, цветы или подарки, а затем переходят к оскорблениям и угрозам. Конечно, Желтков несколько иная личность, но в жизнь любимой женщины он всё-таки вносит тревогу, от которой она хочет избавиться. Любящий же человек должен желать любимой душевного покоя и не трогать её личного пространства.

И последнее замечание: в общении со старшеклассниками нельзя допускать романтизацию смерти — их мировоззрение окончательно ещё не сформировалось.

Характеристика образа Желткова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Тест по творчеству А.И. Куприна. 11 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочная работа по творчеству Куприна

1.В какое время года происходит действие рассказа «Гранатовый браслет»?

2.Как зовут мужа княгини Веры из рассказа «Гранатовый браслет»?

А) Николай Николаевич

3.Назовите фамилию главной героини рассказа «Гранатовый браслет» Веры до замужества?

4. Укажите, как назывался первый опубликованный рассказ Куприна?

Б) «Гранатовый браслет»

5.Какие из указанных произведений не были написаны Куприным?

А) «Очарованный странник»

Б) «Гранатовый браслет»

6.Где происходит действие в повести «Олеся»?

Г) в Орловской губернии

А) социалистический реализм

9.Какая деталь в рассказе «Олеся» стала символом «нежной, великодушной» любви героини?

Б) прощальное письмо

В) нитка красных бус

10.Какую музыку использует автор для усиления впечатления в рассказе «Гранатовый браслет»?

А) С.С.Прокофьев, «Ромео и Джульетта»

Б) Л.ван Бетховен, «Соната № 2»

Г) С.В.Рахманинов, «Концерт для фортепиано с оркестром № 2»

11.Какая социальная среда описана в повести «Поединок»?

В) армейские офицеры

Б)тема взаимоотношений человека и природы

В)тема искусства в преображенном мире

13.Какую роль играет зимний пейзаж в повести «Олеся»?

А)является действующим образом

Б)предвещает необычные события

В)углубляет социальную характеристику

Г)выражает философскую проблематику

14.К какому типу литературных героях можно отнести чиновника Желткова из рассказа «Гранатовый браслет »?

Б) «маленький человек»

16.Где родился Куприн?

17.В каком году Куприн вернулся в Россию из эмиграции?

18. Как зовут Куприна?

А) Александр Иванович

Б) Алексей Иванович

В) Иван Александрович

19.Назовите фамилию врача в рассказе «Чудесный доктор»

Человечеству сон золотой!

К.С.Станиславский, один из постановщиков спектакля, намечал путь «снижения» героя: «Лука хитрый», «хитро поглядывая», «коварно улыбаясь», «вкрадчиво, мягко», «видно, что врет».

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

5.Домашнее задание : выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти и выписать высказывания разных героев о правде.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Курсы переподготовки по образовательной программе для учителей русского языка и литературы профильной школы

по русской литературе

Выполнила: Белова Л.В.,

учитель МОУ «Сош № 66

им. Н.И.Вавилова» г.Саратова»

Самоанализ работы за 1 четверть 2008-2009 уч.года

Руководитель: Белова Л.В.

Название кружка: «Литературная мозаика»

Количество учащихся: 15

Количество проведенных занятий – 7

Наиболее успешное: «В.Скотт. Создатель исторического романа».

Дата проведения: 08.09.08.

Цель: дать понятие о жанре исторического романа, познакомить уч-ся с

биографией В.Скотта и наиболее его известными произведениями.

Успехи и достижения учеников (в каких мероприятиях, конкурсах, соревнованиях принимали участие, результат):————————

29.10.08 _____________/Белова Л.В./

Директор МОУ Сош № 66 Ректор СарИПКиПРО

Беловой Ларисы Владимировны

1.Наименование программы: «Учитель русского языка и литературы в профильной школе».

2.Цель стажировки: Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения на курсах переподготовки. Приобретение профессиональных навыков для реализации технологии развития критического мышления уч-ся на уроках литературы..

3.Наименование организации, в которой проводится стажировка: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 66 им.Н.И.Вавилова» Волжского района г. Саратова

4.Срок стажировки: 29.09.2008 – 09.10.2008

5. План стажировки: 29.09.2008 – 09.10.2008

Дата, место прохождения

Самостоятельная теоретическая подготовка по проблеме развития критического мышления учащихся на уроках литературы в профильных классах.

Методы и средства психической саморегуляции педагога.

Повышение уровня теоретических знаний по вопросу технологии развития критического мышления на уроках литературы.

Изучение нормативной документации и распорядительных документов по вопросам организации профильного обучения.

Знание распорядительных документов по вопросу профильного обучения

Подбор классов, в которых предполагается внедрить технологию развития критического мышления уч-ся.

Индивидуальный стиль педагогического общения.

Сформирован контингент уч-ся.

Разработка цикла уроков с использованием технологии развития критического мышления уч-ся.

Пакет методических материалов: конспекты уроков, раздаточный дидактический материал.

Апробация технологии развития критического мышления учащихся на уроках литературы.

Коммуникативные средства управления коллективной работой.

Пакет методических материалов: образцы контрольных работ, лекции, карточки для самостоятельной работы, тесты.

Анализ эффективности использованной технологии развития критического мышления на уроках литературы. Определение проблемных зон.

Анализ учительско – ученического конфликта.

Внесение корректив в технологию развития критического мышления уч-ся на уроках литературы.

Обоснование собственных выводов.

Подготовка и выступление.

Распространение опыта развития критического мышления уч-ся на уроках литературы на заседании МО учителей русского языка и литературы по вопросу использования технологии.

Заинтересованность коллег в использовании технологии, получение рекомендаций по использованию технологии.

Экспертиза опыта технологии повышения развития критического мышления уч-ся на уроках литературы в профильной школе.

Экспертное заключение, рекомендации по дальнейшему использованию технологии.

Написание отчета о стажировке.

Выявление проблем в ходе использования технологии.

6.Контроль за выполнением программы возложен на кпн доцента Чанилову Н.Г.

7. Заключение комиссии_________________________________________________________________________

Проректор по учебной работе______________________________________________/Пронин П.Н/

Научный руководитель______________________ ________________________________/Чанилова Н.Г./

Проверочная работа по творчеству Есенина

1. Где и когда родился Есенин?

2. Как звали отца и мать Есенина, кем они были по происхождению?

4. С кем из русских поэтов встречался в марте 1915 года, о чем позже писал, что первый раз в жизни «видел живого поэта»?

5. Кто из русских писателей сказал о Есенине: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе…»?

6. Как называется первая книга стихов Есенина?

7. К какому литературному течению принадлежал Есенин?

8. Какое стихотворение читал Есенин М.Горькому во время встречи в Берлине в 1922г.?

9. Кем служил Есенин во время Первой Мировой войны?

10. Какая историческая личность послужила Есенину прототипом бандита Номаха?

11. Какие страны посетил Есенин, совершив заграничное путешествие (1922 – 1923) с Айседорой Дункан?

12. Как называется последнее стихотворение С.Есенина?

13. Назовите русских поэтов, которые обращались к теме Востока.

14. Почему Есенин так стремился посетить Восток?

15. Назовите традиционные символы персидской поэзии?

16. Назовите любимый стихотворный размер Есенина?

17. Особенности цвето-световой палитры Есенина?

18. Что такое «метафора наоборот» в стихотворениях Есенина?

19. Назовите гостиницу, в которой закончилась земная жизнь Есенина?

20. Где похоронен Есенин?

21. Какая поэма С.Есенина является автобиографической?

22. Укажите фамилию русского поэта-классика, о котором размышляет в своем стихотворении Есенин:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с собой.

23. Назовите статью (1918 г.), в которой суммировал свои эстетические принципы.

Проверочная работа «Виды СПП», «Тире и двоеточие в предложении».

1)Укажите номера сложных предложений.

2)Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 3 запятых.

3) Укажите номера предложений, в которых 3 придаточных.

4) Укажите номера предложений, в которых есть уточняющие члены предложения.

5) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

6) Укажите номера СПП с придаточным определительным.

7) Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 2 запятых.

8) Укажите номера предложений с вводными словами.

9) Укажите номера ССП.

10) Укажите предложения, в котором нужно поставить тире.

12) Укажите предложения с однородным соподчинением.

13) Укажите предложения с обособленным определением.

1.Как солнце зимнее прекрасно когда бродя меж серых туч на белые снега напрасно оно кидает слабый луч.

2.Теперь же после половодья это была река саженей в шесть.

3.Крашеные скамьи вдоль стен всей комнаты огромный стол под образами в переднем углу широкая печь с запечьями уступами и выступами все это было очень знакомо.

4.У самого закоренелого человека бывают минуты когда загнанная совесть повернется как острый камень и вызовет боль.

5.Я не терял веры когда меня хлестали зимние метели когда меня сжигал летний зной когда был молод когда состарился.

6. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых восхищаясь тем как хорошо были сделаны костюмы как они шли особенно к барышням и благодарила всех за то что так повеселили её.

7. Наташа не закончила еще петь как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием что пришли ряженые.

8. Долга полярная ночь но к счастью и ей приходит конец.

9. Лук царевич опустил смотрит коршун в море тонет и не птичьим криком стонет

10. Василий резко нажал на тормоз скорость не уменьшилась.

11.Когда люди молоды и весна на дворе все кажется веселым и жизнерадостным.

12. Лизонька в большом пунцовом платке покрывавшем её белые плечи неподвижно сидела опустив голову на грудь.

13. Никогда я не видел такой осени ни ветерка ни облака не было на прозрачном небе.

14. Будет завтра хорошая погода непременно пойдем в лес.

Проверочная работа «Виды СПП», «Тире и двоеточие в предложении».

1)Укажите номера простых предложений.

2)Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 3 запятых.

3) Укажите номера СПП с придаточным изъяснительным.

4) Укажите номера предложений, в которых есть уточняющие члены предложения.

5) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

6) Укажите номера СПП с придаточным определительным.

7) Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 2 запятых.

8) Укажите номера предложений с вводными словами.

9) Укажите номера ССП.

10) Укажите предложения, в котором нужно поставить тире.

12) Укажите предложения с однородным соподчинением.

13) Укажите предложения с обособленным определением.

1. Полюбовавшись на голубое небо усеянное разорванными облаками на далекий берег Крыма который тянется лиловой полосой я отправился в крепость.

2. Вдруг впереди под темными горами мелькнул огонек.

3. И мостик через канаву и деревья и каждая травинка все кажется рельефнее выпуклее и ярче под косыми лучами утреннего света.

4. Василий увидел дымок вьющийся из трубы родного дома знакомую зелень берез осеняющих этот приют и блестевшую между деревьями серебряную полосу Волги.

5. На седьмые сутки своего похода Андрей узнал откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдаленного боя.

7. Не было ничего что по мнению бабушки не пригодилось в хозяйстве.

8. Ранний солнечный свет падавший на листву рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным.

9. В деревне узнали о приезде гостей и уже в полдень в избу набралось много любопытствующих.

10. Я твердо убежден в одном вдохновение приходит во время работы.

11. Знал бы твой адрес давно бы навестил.

12. Как счастлив я что родился в России говорил Репин.

13. Душно стало на террасе и я вышел проветриться в сад.

14. Не зажигая огня я сел у окна распахнутого настежь.

Проверочная работа «Виды СПП», «Тире и двоеточие в предложении».

1)Укажите номера простых предложений.

2)Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 3 запятых.

3) Укажите номера СПП с придаточным изъяснительным.

4) Укажите номера предложений, в которых есть уточняющие члены предложения.

5) Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

6) Укажите номера СПП с придаточным определительным.

7) Укажите номера предложений, в которых нужно поставить 2 запятых.

8) Укажите номера предложений с вводными словами.

9) Укажите номера ССП.

10) Укажите предложения, в котором нужно поставить тире.

12) Укажите предложения с придаточным обстоятельственным..

13) Укажите предложения с обособленным определением.

14) Укажите предложения с обособленным обстоятельством.

15) Укажите СПП с последовательным подчинением.

1. Биться в одиночку жизни не перевернуть.

3. Острый язык дарование длинный язык наказание.

4. Придется мне остаться дома подумал он.

5. Лес недавно отчетливо видневшийся впереди неожиданно побледнел растворяясь в косых потоках ливня.

6. Накинув нарядные уборы березы первыми вступили в осенний танец.

7. Около автобусной остановки которая расположена возле моего дома я встретил своего приятеля.

8. Дверь к моему удивлению оказалась незапертой и я зашел в комнату.

9. И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.

10. И грустно мне что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы что поздний час что гаснут друг за другом торжественные звездные миры.

11. Сегодня в пять часов вечера состоится родительское собрание.

12.Было так тихо что издалека слышался треск ломающейся от мороза земли шорох незамерзающей ветки.

13. Иногда Пьер вспоминал о слышанном им рассказе как на войне солдаты старательно изыскивают себе занятие для того чтобы легче переносить опасность.

14. Я видел как они довольны мной.

Джордж Гордон Байрон (1788-1824)

Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Цель урока: получить сведения об основных этапах биографии поэта, проанализировать поэму как романтическое произведение.

1.Слово учителя или сообщение заранее подготовленного ученика.

Английский поэт Д.Г.Байрон был одним из самых ярких явлений английского романтизма. А.С.Пушкин, который высоко ценил поэтическое наследие поэта, назвал его «властителем дум» поколения.

Лорд Байрон был одинок, его горячие речи а английском парламенте в защиту свободы и справедливости лишь усилили пропасть между поэтом и обществом.

Нарастание конфликта с обществом, который сказывается и в длительном путешествии по странам Европы и Азии, и в семейной драме, в конце концов приводит Байрона к оставлению родины и к жизни изгнанника сначала в Швейцарии, потом в Италии.

В Италии Байрон с таким пылом отдается идее освобождения страны от австрийского ига, что готов пожертвовать карбонариям все свое состояние.

В чем состоит жанровое своеобразие это поэмы?

( Это произведение можно отнести к самым знаменитым произведениям Байрона. Создание поэмы растянулось на многие годы (1809-1818), поэма стала лирическим дневником поэта, в ней он выразил основы своего отношения к жизни, оценку своей эпохи и европейского мира, социальных конфликтов общества.)

В чем состоит особенность сюжета поэма?

( Поэма сложна для чтения тем, что сюжет в ней ослаблен, а героя затмил автор. Размышления о смысле человеческой жизни, цивилизации и варварстве, войне и мире раскрываются не только в политическом, философском, психологическом планах, но и как личностное переживание.)

Анализ характера романтического героя

В предисловии к поэме Байрон замечает, что Чайльд-Гарольд «предназначался не для того, чтобы служить примером. Скорее, следовало бы учиться на нем тому, что ранняя развращенность сердца и пренебрежение моралью ведут к пресыщенности прошлыми наслаждениями и разочарованию в новых. И красота природы, и радость путешествий, и вообще все побуждения, за исключением только честолюбия – самого могущественного из всех, потеряны для души, так созданной, или, вернее, ложно направленной».

— Каким главный герой воспринимает окружающий мир?

Уже в первой песни поэмы герой, отданный «лишь развлечениям праздным», утрачивает интерес к жизни и становится одинок, Мир, который широко распахнулся перед «беглецом», не нарушает его мрачности и угрюмости, но побуждает неутомимо искать смысла жизни и проклинать «пороки юных лет».

— Как герой проходит «испытание любовью»?

Даже в любви Гарольд остается холодным. В любовной песни «Инессе» он томится скукой и не надеется быть понятым:

Он был страстями, что отбушевали,

И пресыщеньем обращен в слепца,

И жизнеотрицающей печали

Угрюмым холодом черты его дышали.

Одиночество в светской толпе ведет поэта к боли, возмущению, а не к холодному отчуждению. Признаваясь Флоренс, что ценит свободу выше любви, автор гуманнее героя.

Чем автор отличается от главного героя?

Глубокий интерес к миру и жажда подлинных чувств отличают автора от героя. Равнодушие Гарольда к воинской славе сказывается проявлением его общего скептицизма. Байрон скептичен и в своем отношении к религии, которую отвергает, и к родине, которую покинул. Но страстный патриотизм поэта слышится в гневном упреке всем, кто позорит Англию. Не меланхолия, а отчаяние поэта звучит в строках о богах и времени. Отвержение богов полно боли: они не всемогущи. Но красота Греции не позволяет поэту смириться с ее падением. Страстный призыв к возрождению страны, освобождению от турецкого владычества пронизывает вторую песнь:

О Греция! Восстань же на борьбу!

Раб должен сам добыть себе свободу!

Домашнее задание: сформулировать и записать выводы по уроку.

В ряде случаев при вспышках образуются возвратные выбросы – Сержи и легкие брызги – спреи. Сержи подобны гигантским струям, выбрасываемым из области вспышки со скоростью 200 – 300 км/с. Двигаясь по наклонным траекториям, вещество достигает высоты 20 – 100 тыс.км и возвращается обратно по тому же пути. (И.Климашин.)

Проверочная работа. Маяковский В.В.

2. Где и когда родился поэт?

3. Кем был его отец по профессии?

4. Куда переезжает семья после смерти отца?

5. За что поэта посадили в Бутырскую тюрьму?

6. Каким видом искусства увлекался юный Маяковский во время учебы в гимназии?

7. Почему поэт не любил и боялся цифры 103?

9. К какому литературному направлению относится творчество поэта?

10. Как называется манифест футуристов (1912)?

11. Как называлась его первая книжка стихов?

12. Какое название первоначально было у поэмы «Облако в штанах»?

13. Кому принадлежат слова: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине»?

14. Назовите фамилию режиссера, осуществившего постановку пьесы «Мистерия – буфф».

15. Назовите элемент одежды, которым поэт шокировал публику.

16. Кто такая Лилия Юрьевна Брик?

Вставьте пропущенные слова или слоги в названия произведений:

1.«Хорошее отношение к …».

5. «Товарищу Нетте – пароходу и…»

6. «Разговор с фининспектором о …»

8. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на…»

Выбор экзаменов в форме ЕГЭ уч-ся 11 «А» класса в итоговой аттестации 2009 года

Проверочная работа по пьесе «Недоросль» Д.И.Фонвизина

1. Укажите жанр пьесы.

2. Сколько действий в пьесе?

3. В каком году написана пьеса?

4. Кто о пьесе сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь»?

6. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении?

7. Амплуа Стародума?

8. Как соблюдается закон 3-х единств в пьесе?

9. Перечислите фамилии учителей и предметы, которые они преподают?

10. Что означают в переводе имена Софья и Митрофан?

11. Как зовут Вральмана?

12. Как зовут Скотинина?

13. Какой сон рассказывает Митрофан матери?

14. Кем оказался Вральман на самом деле?

15. Какие эпизоды в пьесе вам показались наиболее смешными?

А) «При твоих глазах мои ничего не видят»

Б) «Я от роду ничего не читывал, Бог избавил от этой скуки»

Г) «Сорок лет служу, а милость все та же»

Д) «Невежда без души – зверь»

Е) «Ах, батюшка, сердце взяло, дай додраться!»

Ж) «Ну, давай доску, гарнизонная крыса»

З) «Тай фолю этим проклятым слатеям»

И) «Сейчас представлю её под суд, как нарушительницу гражданского спокойствия»

К) «Не хочу учиться, а хочу жениться»

Проверочная работа по творчеству А.А.Ахматовой

1. Закончите строчку:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

Он прав – опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит…

3. В «Библейских стихах» есть слова:

Лишь сердца мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд

4. Кого называет Ахматова своим учителем в поэзии?

5. Продолжите строку:

Сколько просьб у любимой всегда!

6. Кому посвящены эти стихи:

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресение…

7. О ком идет речь в «Северных элегиях»:

Перо скрипит, и многие страницы

Семеновским припахивает плацем?

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь?

О каких «марусях» идет речь?

9. Как трехсотая, с передачей,

Под Крестами буду стоять

10. В «Реквиеме» есть строки:

У меня сегодня много дела…

О каких неотложных делах пишет Ахматова?

11.Вот стихи о войне:

а) Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит…

б) Щели в саду вырыты,

К какому времени относятся эти стихи?

12. Ты спроси у моих современниц,

Кто такие «стопятницы»?

Он прочен, мой азийский дом…

14. Чьи это стихи? О ком?

Я взял на жену, а колдунью.

15.В стихотворении «Колыбельная» есть такая строфа:

Долетают редко вести

Подарили белый крестик

О каком событии здесь идет речь?

16.Кто из русских поэтов, лауреатов Нобелевской премии, считал себя учеником А.Ахматовой?

17.В автобиографической статье «Коротко о себе» Ахматова писала: «Стихи начались не с Пушкина и Лермонтова, а с…- с кого?

а) «…отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов»

б) «Сжала руки под …вуалью»

в) «В ремешках …и….были,

Возвращалась я домой из школы»

г) «Думали: ….мы, нету у нас ничего»

д) «Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Е) «Не с теми я, кто бросил…»

ж) «Я научила женщин говорить, но, Боже, как их …заставить»

з) «И ненужным привеском болтался

Приложение к приказу № 221

Участие учащихся в заочной международной игре – конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»

Приложение к Протоколу МО №___

Выступление Беловой Л.В. Анализ статьи А.А.Плигина «Развитие познавательных процессов в различных общеобразовательных технологиях».

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.

Модернизация современного образования невозможна без четких ответов на ключевые вопросы его построения: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

Важно, чтобы у школьника истинная возможность освоить накопленные человечеством инструменты познания мира.

Важным затрудняющим фактором отбора содержания образования, как это ни парадоксально звучит, является постоянно ускоряющий прогресс науки.

Более правильно ориентироваться на постижение фундаментальных основ наук и характерных им стратегий познания мира.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи.

Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников (учения) и профессиональной деятельности учителя (обучения).

Распространено мнение, что внедрение новых образовательных технологий « пробуксовывает» из-за педагогического консерватизма. Мы же считаем, что это происходит по иным причинам:

1. отсутствие понятного для учителя технологического описания;

2. недостаточность дидактического сопровождения и его преемственности;

3. отсутствие качественной подготовки учителей по использованию данной технологии. Выбор, внедрение и трансляция образовательных технологий должны строиться на основании глубокого анализа и в соотношении с их влиянием на развитие личности ребенка.

Под познавательными процессами традиционно понимают восприятие, представление, воображение, мышление и память.

Каждый из этих процессов в ходе учения не существует по отдельности, а выступает в комплексе.

Н.Д.Левитовым были предложены основные компоненты усвоения:

— положительное отношение учеников;

— чувственное ознакомление с материалом;

— мышление как активная переработка полученного материала;

— запоминание и сохранение полученного материала.

П.Я.Гальпериным был предложен иной вариант описания этапов усвоения:

— формирование действия в материальной форме;

— громкая социализованная речь;

— формирование действий «про себя»;

— скрытая речь, собственно умственное действие.

Главным достоинством разрабатываемой технологии является то, что она позволяет развивать способность учеников к обучению в целом, приводит их в конечном итоге к самоорганизации, самообучению. А учитель не просто направляет учеников, а помогает им управлять качеством собственного обучения.

Сравнительный анализ качества ЗУН обучающихся 2008-2009 уч.г.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закрепление навыков правописания.

1.Повторение ранее изученного материала

Горгий ( ок. 480 – 380 ввю до н.э.) – создатель риторики. Уроженец г. Леонтины ( на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед Народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, учили наизусть, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы многие годы звала на новые свершения воинов Эллады.

— Объясните постановку всех знаков препинания.

— Объясните правописание слов с удвоенным согласным.

— Имена каких известных ораторов вам известны? ( Протагор ( 481 – 411 до н.э.), Сократ ( 469 – 399 до н.э.), Платон (428 – 348 до н.э.)

— Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

Имена этих риторов известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

Работа по учебнику

— Каких правил советует придерживаться Д.С.Лихачев при подготовке к устному выступлению?

— Какова главная задача устного выступления?

— Какая лексика характерна для публицистического выступления?

Правила устного выступления (стр. 266 – 267).

Работа по учебнику: упр. № 438

— Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф.Н. Плевако.

— Какой прием в речи Ф.Н.Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? ( стилистический прием иронии).

Класс разбивается на 5 – 6 групп.

Каждая группа предлагает рекламу новой книги, нового продукта, предметов бытовой техники и т.д. ( в устной форме).

— Какая группа выступила наиболее эмоционально? Почему их выступление запомнилось?

Работа по учебнику

Наиболее сложная форма устного выступления – доклад.

— В чем особенность построения доклада?

Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение.

Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.

Дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая – либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

Правила деловой дискуссии (стр.278).

Подготовка рабочих материалов к дискуссии на тему «Патриотизм: знак вопроса».

— Подберите материалы из книг и газет, которые вам помогут показать красоту и величие нашей родины.

— Какие критические материалы встретили по данной теме?

— Подберите пословицы, поговорки, высказывания, стихи о родине. Они помогут отстоять свою точку зрения.

— Определите собственную позицию по данной проблеме. Подготовитесь к выступлению, к участию в дискуссии, к отстаиванию своей точки зрения.

4.Подведение итогов урока

— Какие жанры публицистического стиля вы знаете? В чем их своеобразие?

— Что такое диспут, дискуссия, полемика, спор? Каковы требования, предъявляемые к их участникам, сточки зрения содержания, логики высказываний, языка, коммуникативных способностей говорящего ( способности к общению), нравственных норм.

Домашнее задание : подготовиться к диспуту.

Тема «Раскольников и «сильные мира сего» ( по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель: выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова.

Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Точнее поможет понять авторское отношение к ним поможет сопоставление образа Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова, «сильными мира сего».

— Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем?

— Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…») Согласны вы с ним? (ч.2, гл.5)

— Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

— Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

( «Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучшеЮ если жена считает мужа за своего благодетеля».

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст…», «усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

— Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

Поведение Лужина в этой сцене раскрывают его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни – искренность, бльшое чувство такта, благородство, желание рассудить бепристрастно: «…если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

— Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

( «Больше всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь…а он-то будет безгранично…владычествовать»..)

— Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).

Итак, Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все дозволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

— Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе?

— Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все дозволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию).

— В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира всего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Достоевский этим сопоставлением ниспровергает в герое теоритика и возвышает в нем человека.

У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношения Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращения к «сильным мира сего, не может принять мир людей, которые живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильными мира сего».

3.Сообщение «Петербург – город мелких и крупных хищников».

1. Пересказ: ч.3, гл.5 (первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем), ч.4,гл.5 (вторая встреча со следователем), ч.3, гл.6 (размышления после встречи с мещанином), ч.4,гл.7 (разговор с Дуней о преступлении), эпилог.

2.Отметить авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре со следователем при 1-ой встрече.

3.Ответить на вопросы:

— Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

— В чем он себя упрекает?

— Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает «явку с повинной»?

4.Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства 9ч.2.гл.1-2); блуждание героя по Петербургу в первый день после болезни (ч.2,гл.6); разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Цель урока : знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева, проанализировать отображение биографии поэта в его лирических произведениях.

Методы: сообщения учащихся. Чтение стихов.

1.Проверка домашнего здания.

Урок целесообразно начать с проверки знания основных фактов биографии поэта и выразительного чтения стихов наизусть.

Вопрос к классу : В чем особенность биографии Тютчева?

— Необычайная одаренность и ранняя карьера чиновника и поэта.

— Поздняя начало публикации стихов и поздняя слава.

— Необычайно длительное нахождение вдали от родины (22 года).

— Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

— Трагические судьбы близких поэта.

2.Доклад подготовленного ученика.

Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.

В 1826 г. Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом:

Я встретил Вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое…

И сердцу стало так тепло…

Любовь для поэта – и «блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Е.А.Денисьевой. Далее 1-2 стихотворения из «Денисьевского цикла».

В пятидесятые годы в поэзии Тютчева появился объективный, относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Таким героем оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять ее сущностью. В стихах «О, как убийственно мы любим» (1851), «Я очи знал – О, эти очи» (1852), «Последняя любовь» (1854) любимая предстает уже не как «неземное создание2, «младая фея», а как человек, которому присуще все человеческое: не только возвышенные и благородные чувства, но и слабости, ошибки, противоречия. Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминанием о былом счастье, непрочном, как и все на земле.

Тютчев, как и Некрасов, стремится отказаться от узко субъективной точки зрения на любимую. Он хочет объективно раскрыть мир чувств, ее личность. Поэт сосредотачивает внимание не только на собственных переживаниях, но и стремится проникнуть в духовный мир женщины. Он раскрывает его через описание внешних проявлений чувств. В лирику вводится второй голос – голос женщины ( «Не говори: меня он как и прежде любит…).

По своему психологическому складу любимая в «денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. У того и другого – «поединок роковой». В то же время у Тургенева личность человека и в сфере чувств социально и исторически обусловлена. Те психологические ситуации, которые рисовал Тургенев в романах и повестях, отражали реальную картину человеческих отношений 50-60-х годов, пробудившееся в передовых кругах сознание ответственности за судьбу женщины. Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. «Она» в «Денисьевском цикле» похожа на героиню рассказа Тургенева «Три встречи».

Тютчев изобразил любовь как чувство и как отношения между людьми, подвластные влиянию общества. Его герои, не оторванные от жизни люди, а обыкновенные, хорошие, слабые и сильные одновременно, не способные распутать тот клубок противоречий, в котором они оказались.

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка.

С течением времени лирика Тютчева насыщается все большей изобразительностью и конкретностью. Опыт русского реализма не прошел бесследно для поэта. Завершитель русского романтизма, Тютчев выходит уже за его пределы. Его творчество становится предвестием художественного течения рубежа 19 – 20 веков символизма.

В конце урока учащиеся читают любимые стихи Ф.И.Тютчева.

1. Подготовить пересказ лекции по биографии и творчеству с устным цитированием стихов.

2. Сделать анализ одного стихотворения (на выбор учащегося).

Любовь: «Еще томлюсь тоской желаний», «Не говори: меня он, как и прежде любит», «Пламя рдеет, пламя пышет…», «О, как убийственно мы любим…», «я встретил вас…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *