к какому типу источников опасности относится высота газпромнефть
Классификация опасных и вредных производственных факторов
редный производственный фактор – это фактор трудового процесса или среды, воздействие которого на при определенных условиях на работника может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности. Опасный производственный фактор – фактор способный стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или летального исхода.
Опасные и вредные производственные факторы, согласно ГОСТ 12.0.003, делятся по категориям:
Схема 1. Классификация вредных и опасных факторов
Один и тот же опасный или вредный фактор по своей сути может относиться одновременно к различным классам. Выбор методов и средств обеспечения безопасности должен осуществляться на основе выявления этих факторов, присущих тому или иному производственному оборудованию или технологическому процессу.
Опасные производственные факторы – механические, электрические, падение с высоты, падение предметов, термические ожоги, химические ожоги, воздействие повышенных или пониженных температур, ДТП, падение, обрушение обвалы предметов и деталей, воздействие вредных веществ, и т. д.
Физические факторы:
Химические факторы – кислоты, едкие щелочи, дезинфицирующие, моющие средства.
Психофизиологические факторы — физические нервно-психические перегрузки, перенапряжение анализаторов, монотонность труда.
Биологические факторы – воздействие окружающей среды, возможность столкновения с факторами, отравляющими воздух, что приводит к временной или продолжительной утрате работоспособности.
У вас остались вопросы? Получите бесплатный анализ вредных факторов на вашем предприятии. Задать вопрос
Критерии оценки условий труда
В соответствии с Федеральным законом 426-ФЗ условия труда подразделяются на 4 класса:
1-й класс – оптимальные условия труда;
2-й класс – допустимые условия труда, которые могут вызывать функциональные отклонения, но после регламентированного отдыха организм человека приходит в нормальное состояние (оптимальный и допустимый классы соответствуют нормальным условиям труда);
3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы. Они оказывают неблагоприятное воздействие на работающего и могут негативно влиять на его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических норм и выраженности изменений в организме работающих, в свою очередь, подразделяются на четыре степени вредности и опасности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4).
4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, при которых в течение рабочей смены, небольшого промежутка времени создается угроза для жизни, высокий риск возникновения тяжелых и острых профессиональных поражений. Работа в экстремальных условиях труда не допускается за исключением ликвидации аварийных ситуаций, проведения ремонтных работ.
Условия труда. В соответствии с «426-ФЗ» рабочие места оцениваются по трем основным критериям: гигиеническая оценка существующих условий и характера труда, оценка травмобезопасности рабочих мест, а также оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной (коллективной) защиты, проведенного обучения и др.
К какому классу будут отнесены рабочие места в вашей компании? Задайте вопрос в форму ниже. Вам ответит опытный эксперт. Получить консультацию
Высота, как вредный производственный фактор. Ч. 4
Предлагаю вашему вниманию продолжение темы про надбавки и компенсации. Для удобства чтения, информацию буду публиковать частями.
«Высота, как вредный производственный фактор»
Работа на высоте: льготы и доплаты
В продолжении темы хочу рассказать про один интересный вредный производственный фактор (далее – ВПФ), который называется ВЫСОТА. Хочу показать что высота формально является опасным производственным фактором, но по своему функционалу гарантий, компенсаций, доплат равнозначна ВПФ. У всех на словах вредное производство, вредники и многие считают что за ВПФ положены «бонусы ТК РФ», а за опасные производственные факторы нет. Спрашивается, а что тут особенного и интересного? Но все-таки нюансы есть.
НЮАНСЫ:
Высота не включена в список ВПФ которые содержатся в Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» и в Р 2.2.755-99 «Тяжесть и напряженность» и соответственно за высоту не будет произведена доплата за вредные условия труда (далее – ВУТ).
Пример из практики.
У сварщика в карте аттестации рабочего места (далее – карта АРМ) про высоту сказано что «высота у данного работника является не характерным ВПФ». Напоминаю что, в подавляющем большинстве случае сварщик также как и монтажник работает на высоте! Но в нашем случае по мнению аттестующей организации монтажно-сварочные работы и высота это как небо и земля, что видится весьма странно!
Что делать? – Оспаривать карту АРМ в суде.
Доказательствами того что сварщик работает на высоте является:
1) Текст ТИ РО-052-2003 (извлечение) Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) типовая инструкция по охране труда для электросварщиков ТИ РО-052-2003 Дата введения 2003-07-015.52.2.
«. Электросварщики обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:
— расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли;. «
Примечание. Исходя из положений ПОТ РМ-012-2000, значительной высотой следует считать высоту cвыше 5 метров.
2) Наряд-допуск на верхолазные работы.
Верхолазные работы относятся к работам повышенной опасности и проводятся по наряду-допуску, в котором должны предусматриваться организационные и технические мероприятия по подготовке и безопасному выполнению этих работ (п.1.13. ПОТ РМ-012-2000).
Доказательства того что высота является ВПФ:
1) Работы на высоте относятся к категории работ с повышенной опасностью, соответственно высота будет являться ВПФ. Этот вывод косвенно вытекает из Письма Минздрава РФ от 19.10.2000 N 2510/11377-32″ «О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности» и Письма Департамента здравоохранения г. Москвы от 12.06.2006 N 44-18-2349.
2) Текст п. 5.52.2. ТИ РО-052-2003 (см. выше). 3) Текст п. 6.3.1. и п. 6.4.2. ПОТ РМ-012-2000.
4) Текст п. 4.9. СНиП 12-03-2001. Часть 1. Общие требования.
5) Самое главное доказательство – Текст ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ (извлечение) ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ
1. Классификация опасных и вредных производственных факторов
1.1 Опасные и вредные производственные факторы подразделяются по природе действия на следующие группы:
1.1.1 Физические опасные и ВПФ подразделяются на следующие:
Примечание. Исходя из положений ПОТ РМ-012-2000, значительной высотой следует считать высоту cвыше 5 метров.
Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее ТК РФ) в повышенном размере оплачивается труд следующих категорий работников:
— занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;
— занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии с положениями статьи 147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Если размер соответствующей доплаты не установлен федеральным или отраслевым нормативным актом, то организация может установить размер доплаты самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» одним из основных направлений в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Данное положение закреплено также в статье 210 ТК РФ.
Согласно статье 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поэтому для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах должны быть установлены:
При последующей рационализации рабочих мест и улучшении условий труда доплаты уменьшаются или отменяются полностью.
До определения Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться Типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, утвержденных Госкомтруда СССР и Секретариатом ВЦСПС.
В частности, Постановлением Госкомтруда СССР №460, Секретариата ВЦСПС №26-60 от 3 ноября 1986 года «Об утверждении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда» утвержден Перечень грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда.
Следует учесть, что в тех случаях, когда перечисленные в Перечне грузы продукции химической промышленности и промышленности по производству минеральных удобрений находятся в герметической небьющейся таре, оплата труда производится по тарифным ставкам, установленным на погрузочно-разгрузочные работы для остальных грузов.
Статья 135 ТК РФ дает право руководителям организаций самостоятельно устанавливать условия оплаты труда, которые не могут быть ухудшены, по сравнению с установленными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 года №387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда» установлено, что доплаты за условия труда производятся на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, в процентах к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:
Приказом Гособразования СССР от 20 августа 1990 года №579 «Об утверждении Положения о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы гособразования СССР» утверждено Положение о порядке установления доплат за неблагоприятные условия труда и перечня работ, на которых устанавливаются доплаты за неблагоприятные условия труда работникам организаций и учреждений системы гособразования. В Положении приведены развернутые перечни работ, на которых устанавливаются доплаты в размере до 12% и до 24%, в зависимости от их характера.
Запрещается привлекать к работе с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда лиц моложе 18 лет (статья 265 ТК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Следует учитывать следующее:
Если в перечень включены профессии рабочих под общим наименованием, то запрещение применения труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, распространяется на подручных, помощников и старших рабочих этих профессий.
Применение труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в перечень, запрещается во всех организациях независимо от отраслей экономики, а также организационно-правовой формы собственности.
При прохождении производственной практики (производственного обучения) учащиеся общеобразовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста, могут находиться на работах, включенных в перечень, не свыше четырех часов в день при условии строгого соблюдения на этих работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда. Разрешение на прохождение производственной практики не распространяется на отдельные условия и виды работ (работа на высоте, верхолазные, взрывоопасные работы, подземные и подводные работы).
Профессиональная подготовка молодежи на производстве по работам и профессиям, включенным в перечень, допускается для лиц не моложе семнадцати лет при условии достижения к моменту окончания обучения восемнадцатилетнего возраста. Условие в отношении продолжительности и условий обучения распространяется на данную форму подготовки.
Выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, включенным в перечень, и не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям на аттестованных рабочих местах при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарных правил и норм и правил по охране труда.
Работодатель может принимать решение о применении труда лиц моложе восемнадцати лет на работах, включенных в настоящий перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
Статьей 253 ТК РФ ограничено привлечение женщин к работе с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.
Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации.
Этим же Постановлением установлен Перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными актами.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 ТК РФ:
«Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере».
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года (О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)» и внесенными в него впоследствии изменениями.
Целью установления районных коэффициентов является компенсация повышенных расходов, связанных с проживанием в местностях с тяжелыми климатическими условиями.
Размер и порядок выплаты районных коэффициентов определяется федеральным законом. В Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 года №1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 года №670-9, ПФ Российской Федерации от 9 июня 2003 года №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» дано разъяснение по вопросу, касающемуся размеров районных коэффициентов к заработной плате работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Для рабочих и служащих производственных отраслей районные коэффициенты установлены в следующих размерах.
Статьей 317 ТК РФ установлено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ.
Суммы процентных надбавок относятся к расходам на оплату труда в полном размере (статья 255 НК РФ).
Процентные надбавки, в отличие от районных коэффициентов, выполняют стимулирующую функцию. Если районный коэффициент выплачивается независимо от стажа работы, то надбавки начисляются в зависимости от непрерывного стажа работы в северных регионах.
До принятия соответствующего федерального закона при определении размеров надбавок и порядка их выплаты следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №2 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах крайнего севера и в местностях, приравненных к районам крайнего севера, в соответствии с действующими нормативными актами», а также Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года №3 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с постановлением ЦК КПСС, совета министров СССР и ВЦСПс от 6 апреля 1972 года №255», которым утверждена Инструкция о порядке предоставления работникам учреждений и организаций, социальных гарантий и компенсаций (применяется в части не противоречащей ТК РФ).
Работникам учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате без учета районного коэффициента. В Разъяснении №3, утвержденном Постановлением Минтруда Российской Федерации от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего севера, приравненных к ним местностях, в южных районах восточной Сибири, Дальнего востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», особо отмечено, что процентные надбавки начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации» изменена система государственных гарантий и компенсаций лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок их предоставления.
«Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере;
Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере;
Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере».
Порядок и особенности определения трудового стажа, дающего право на получение надбавок, определены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 16 мая 1994 года №37 «Об утверждении Разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия».
Производственная безопасность
Единая система управления производственной безопасностью в ПАО «Газпром»
Создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников, обеспечение надежной работы опасных производственных объектов, обеспечение пожарной безопасности и безопасности дорожного движения являются одним из приоритетных направлений деятельности ПАО «Газпром».
В Обществе внедрена и функционирует Единая система управления производственной безопасностью в ПАО «Газпром» (ЕСУПБ).
ЕСУПБ является частью интегрированной системы менеджмента ПАО «Газпром», разработана и внедрена для управления рисками в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и достижения целей и выполнения обязательств, принятых Обществом в Политике в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Деятельность ЕСУПБ регламентирована комплексом документов системы стандартизации ПАО «Газпром». Основополагающим документом ЕСУПБ является СТО Газпром 18000.1-001-2021 «Единая система управления производственной безопасностью. Основные положения».
Представителем высшего руководства Общества по ЕСУПБ назначен заместитель Председателя Правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов. Постоянно действующим органом по координации и совершенствованию ЕСУПБ является Комиссия по производственной безопасности, возглавляет которую представитель высшего руководства ПАО «Газпром». Функционирование ЕСУПБ реализуется в тесном сотрудничестве с профсоюзной организацией ПАО «Газпром».
ЕСУПБ устанавливает порядок управления охраной труда, промышленной и пожарной безопасностью, безопасностью дорожного движения в соответствии с действующим законодательством, достижениями науки и техники и отраслевыми особенностями, учитывает территориальные, производственные и другие условия, присущие каждому отдельному дочернему обществу ПАО «Газпром». Обеспечивает поддержку получения намеченных результатов и создает уверенность у работников и других заинтересованных сторон в наличии в ПАО «Газпром» результативной системы менеджмента в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, безопасности дорожного движения.
Схема структуры ЕСУПБ
Комиссия по производственной безопасности назначается приказом ПАО «Газпром».
Основными задачами Комиссии являются:
Координацию деятельности структурных подразделений ПАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций по функционированию и совершенствованию ЕСУПБ осуществляет подразделение ПАО «Газпром», уполномоченное в области производственной безопасности. Инспекционные контрольные органы ПАО «Газпром» контролируют соблюдение требований производственной безопасности в дочерних обществах и организациях.
Общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов в области охраны труда осуществляется профсоюзными организациями ПАО «Газпром» и дочерними обществами, руководители которых обеспечивают выполнение требований ЕСУПБ во вверенных им структурных подразделениях.
Организационный периметр ЕСУПБ — ПАО «Газпром», его основные дочерние общества по разведке, добыче, переработке, транспортировке, подземному хранению газа и газового конденсата, а также дочерние общества, обеспечивающие работу Единой системы газоснабжения России, совокупной списочной численностью около 319 тыс. человек.
В целях подтверждения результативности функционирования ЕСУПБ ПАО «Газпром» проводится ее сертификация на соответствие требованиям международного стандарта.
В 2014 году ЕСУПБ успешно сертифицирована на соответствие стандарту OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности», а в 2017 году по результатам ре-сертификационного аудита ЕСУПБ подтвердила соответствие требованиям стандарта.
В 2020 году проведен сертификационный аудит ЕСУПБ на соответствие требованиям международного стандарта ISO 45001:2018 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности. Требования и руководство по применению». По результатам аудита ПАО «Газпром» подтвердило, что внедренная ЕСУПБ соответствует общепринятым международным требованиям к системам управления производственной безопасностью в отношении добычи, подготовки, транспортировки, переработки, распределения и хранения природного газа, газового конденсата и нефти.
Процесс постоянного совершенствования ЕСУПБ обеспечивается за счет реализации Стратегии развития системы управления производственной безопасностью ПАО «Газпром» на период 2021–2030 годов.
Основными целями Стратегии являются:
Результатами реализации Стратегии являются:
Основным инструментом реализации Стратегии является Целевая программа обеспечения производственной безопасности.
Мероприятия, включенные в Программу направлены на:
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
С целью выявления вредных и опасных производственных факторов, влияющих на здоровье человека в процессе трудовой деятельности, в ПАО «Газпром» проводится специальная оценка условий труда (СОУТ).
Специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах ПАО «Газпром» (в администрации, дочерних обществах и организациях Группы «Газпром»). По результатам проведенной специальной оценки условий труда устанавливаются классы условий труда, разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников.
Динамика снижения количества рабочих мест с вредными условиями труда в ПАО «Газпром» за период 2012–2020 гг.
Культура безопасности
Культура производственной безопасности — это квалификационная и психологическая подготовленность всех работников Общества, при которой обеспечение производственной безопасности является приоритетной целью и внутренней потребностью, приводящей к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на обеспечение производственной безопасности.
Основная задача развития культуры производственной безопасности заключается в изменении сознания работников и создании условий, обеспечивающих полное неприятие нарушений в области производственной безопасности без дополнительного контроля «сверху».
Основными направлениями деятельности Газпром в рамках развития культуры производственной безопасности являются: