к какому типу источников информации относятся нормативные материалы
Классификация источников данных
Аудит и классификация данных
на базе системы
В изучении общественных явлений, анализе хозяйственной деятельности предприятий или результатов научных экспериментов важную роль играет достоверность информации. Использование неточных данных приводит к искажению фактов, сводит на нет работу аналитиков, делает их рекомендации бессмысленными и даже вредными. Классификация позволяет систематизировать источники информации, облегчает поиск ценных и достоверных сведений, дает возможность выбрать правильную методику и технику исследования.
Классификация информационных ресурсов по различным признакам
Информационные ресурсы классифицируются по способам фиксирования, хранения и использования информации, по принадлежности к различным предметным областям.
Источники информации подразделяют на следующие группы:
внутренние –документы и отчеты, составляемые на объектах; | внешние – печатные издания, материалы научных конференций, статистическая информация; |
основные (базовые); | вспомогательные – используемые для уточнения информации; |
регулярные – плановые отчеты, информационные бюллетени; | эпизодические – например, материалы с информацией о новых клиентах; |
первичные – данные обследований, инвентаризации; | вторичные – результаты лечения пациентов или технологической обработки промышленных заготовок; |
непосредственные. В непосредственном источнике описываются фактические данные объекта исследования, его свойства); | опосредованные. Опосредованные ресурсы содержат косвеннную информацию, имеющую отношение к объекту. Например, в криминалистике различают источники с информацией о личности подозреваемого в преступлении, а также документы с информацией об уликах и обстоятельствах, имеющих отношение к инциденту. |
Источники информации для оценки хозяйственной деятельности предприятий подразделяют на следующие типы:
К внеучетным источникам относят:
«СёрчИнформ FileAuditor» позволяет провести классификацию данных в автоматизированном режиме и узнать, сколько в компании данных, содержащих конфиденциальные сведения.
В истории и археологии источники информации классифицируют на:
В особую группу выделяют электронные ресурсы – базы данных, мультимедийные хранилища, электронные документы и книги, программные файлы, хранящиеся в памяти компьютера. В зависимости от способа записи информации электронные источники делят на текстовые, звуковые, графические, цифровые, видеофайлы и ресурсы с данными смешанного типа.
Классификация информационных ресурсов позволяет сгруппировать их по предметной принадлежности, способу изложения и хранения сведений. Подобная систематизация дает возможность конкретизировать задачи исследования и использовать наиболее достоверные данные.
Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы
Данное пособие является вспомогательным материалом для подготовки к экзаменам, зачетам по дисциплине «Теория бухгалтерского учета». Материал книги составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Содержательность изложенного материала поможет студентам сдать экзамены на оценку «отлично». Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория экономического анализа. Ответы на экзаменационные вопросы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
9. Источники экономического анализа
Данные для экономического анализа:
К плановым источникам относятся:
1) все типы планов, которые разрабатываются на предприятии: перспективные; текущие; оперативные;
2) нормативные материалы, сметы, ценники.
Источники учетного характера:
1) все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативно-производственного учета;
2) первичная ученая документация по всем участкам учета;
3) бухгалтерская, статистическая, оперативная и производственная отчетность.
Главный источник информации — бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность:
1) бухгалтерский баланс (форма № 1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
3) отчет об изменениях капитала (форма № 3);
4) отчет о движении денежных средств (форма № 4);
5) приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
6) отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);
7) пояснительная записка;
8) итоговая часть аудиторского заключения.
1) первичные (документы, которые впервые отражают совершенные хозяйственные операции);
2) сводные (документы, составляемые на основе первичных документов).
Данные статистического учета:
1) содержат количественную характеристику массовых явлений и процессов;
2) используются для углубленного изучения взаимосвязей и выявления экономических закономерностей.
Оперативный учет и отчетность:
1) способствуют более оперативному обеспечению экономического анализа необходимыми данными;
2) создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Внеучетные источники — это документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к вышеперечисленным.
1) официальные документы:
б) указы президента;
в) постановления правительства и местных органов власти;
г) приказы вышестоящих органов управления;
д) акты ревизий и проверок;
е) приказы и распоряжения руководителей предприятия;
2) хозяйственно-правовые документы:
а) договоры и соглашения, контракты;
б) решения арбитража и судебных органов;
3) решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия;
4) материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников информации;
5) техническая и технологическая документация;
6) материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах;
7) устная информация, которая получена во время встреч с членами данного коллектива или представителями других предприятий.
Требования, предъявляемые к источникам экономического анализа.
1. Аналитичность информации и соответствие ее потребностям АХД.
2. Достоверность и объективное отражение исследуемых экономических явлений и процессов.
3. Единство экономической информации, поступающей из разных источников.
4. Оперативность — своевременное поступление информации.
5. Обеспечение сопоставимости информации по предмету и объектам исследования и пр.
Вопрос 10 Информационные источники экономического анализа
Информационные источники экономического анализа
Все источники информации для проведения экономического анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты и т. д.), а также нормативные материалы, сметы, прейскурант цен и др.
Источники информации учетного характера это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация. Информация, поставляемая оперативным учетом, характеризует результаты непосредственного наблюдения за производственными и хозяйственными процессами во время их совершения. Она используется для контроля за ритмичностью производства, своевременного выявления нарушений и управления предприятием.
К внеучетным источникам относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей хозяйства, договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, решения совета трудового коллектива, техническая и технологическая документация, материалы специальных исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометражи, фотографии и т. п.).
Особое значение для всех пользователей имеет внутренняя система информации – отчетность предприятия, которая характеризует производственную, экономическую, социальную и финансовую деятельность организации. Особую значимость имеет оперативная информация, отраженная в первичной бухгалтерской отчетности.
Анализируемая экономическая информация должна быть:
• актуальной и соответствовать потребностям организации;
• объективной, т. е. данные не должны зависеть от личных интересов аналитика;
• единой независимо от источника ее поступления;
• оперативной в обработке;
• полезной для дальнейшего многократного использования.
Подготовка информации к обработке включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.
Данные проверяются на доброкачественность с двух сторон. Во-первых, насколько данные являются полными, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяются правильность арифметических подсчетов, соответствие показателей, которые содержатся в плановой документации, утвержденным плановым заданием. Обращается внимание на соответствие показателей, приведенных в разных таблицах и источниках информации. Такая проверка носит технический характер.
Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу. В процессе ее определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности.
Числовую информацию после проверки ее на доброкачественность приводят в сопоставимый вид.
Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т. д.
Способы приведения показателей в сопоставимый вид
При условии несоответствия объемного фактора плановые стоимостные показатели необходимо пересчитать на фактический объем производства продукции, а затем сопоставить с фактическими данными.
Пример: анализ суммы производственных затрат.
1. Определяют фактическую сумму затрат на производство:
где К объем; С себестоимость; i конкретный вид продукции.
2. Плановую сумму затрат корректируют на фактический объем производства по каждому виду продукции:
3. От фактической суммы затрат вычитают откорректированную плановую сумму издержек производства:
где Ц – цена реализации.
Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству (например, базисная жирность молока). В тех случаях, когда отсутствует базисный показатель качества, а продукция распределяется по сортам, проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.
Нейтрализация структурного фактора. При расчете используют цены реализации одного периода (обычно плановые или базисные).
1. Рассчитывают плановую структуру производства (общий объем производства берется за 100 %).
2. Фактический объем производства пересчитывают на плановую структуру.
3. Фактический объем по плановой структуре сопоставляют с плановым объемом производства:
Особое внимание должно быть уделено тождественности методики расчета показателей. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных средств, по производственным основным средствам или только по активной их части. При методическом несоответствии показателей будут получены различные результаты, приводящие к неверной аналитической оценке.
После сопоставимости показателей проводят упрощение числовой информации путем сокращения десятичных знаков чисел, в дальнейшем начинается аналитическая обработка данных, т. е. расчет и анализ результатов расчетов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Литература и другие информационные источники
Литература и другие информационные источники 1. Банковское дело. Англо-русский толковый словарь. М.: Олма-пресс, 2005.2. Лузанов А. Н. Американская география денег. // Национальный банковский журнал. 2007. № 8.3. Лузанов А. Н. Географические аспекты банковских кризисов в России и
71. Источники информации для анализа баланса
71. Источники информации для анализа баланса При проведении анализа баланса необходимо использовать как саму информацию бухгалтерского баланса и приложения к нему, так и дополнительную информацию о состоянии экономики и отрасли, к которой относится анализируемое
9.2. Задачи анализа и источники информации
9.2. Задачи анализа и источники информации Основные задачи анализа финансовых результатов:• оценка выполнения плана по прибыли в целом по организации и по ее внутренним структурным подразделениям;• определение плановых и фактических темпов роста показателей прибыли
2.3 Методы экономического анализа
2.3 Методы экономического анализа Методы изучения хозяйственной жизни могут быть разделены на общенаучные и частные. Общенаучные методы – это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых.
1.1.2. Методы экономического анализа
1.1.2. Методы экономического анализа Экономическая теория, будучи симбиозом политэкономии и экономикса, применяет методы исследования, присущие обоим направлениям экономической науки.Метод – это совокупность способов и приемов познания экономических явлений и
18. Основы экономического анализа
18. Основы экономического анализа Ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтеpского учета – основного «источника» экономической информации о хозяйственной деятельности предприятий. Именно бухгалтеры первыми начали анализировать
19. Принципы экономического анализа
19. Принципы экономического анализа Принципы экономического анализа составляют основу аналитической работы на предприятиях, эффективность которой обеспечивается комплексностью их использования на любом уровне управления.К основным принципам экономического анализа
20. Задачи экономического анализа
20. Задачи экономического анализа Задачи экономического анализа связаны с его содержанием и предметом, а также с социально-экономической тактикой и стратегией предприятия на ближайшую и длительную перспективы. К числу важнейших из них относятся:• проверка реальности и
56. Методы экономического анализа
Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа
Вопрос 1 Предмет, объект и содержание экономического анализа Термин «анализ» происходит от греческого слова analysis «разложение, расчленение».Экономический анализ представляет собой способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого
Вопрос 2 Принципы экономического анализа
Вопрос 2 Принципы экономического анализа Экономический анализ, как и любая наука, имеет принципы, или требования, которым она должна
Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа
Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи
Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа
Вопрос 4 Классификация видов экономического анализа Виды экономического анализа классифицируют:• по содержанию и полноте изучаемых объектов (комплексный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ отдельных подразделений, тематический анализ отдельных
Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация
Вопрос 5 Метод экономического анализа, его характерные особенности и классификация Метод экономического анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки
Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа
Вопрос 7 Методика проведения комплексного экономического анализа В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Методика
Вопрос 13 История развития экономического анализа
Вопрос 13 История развития экономического анализа Экономический анализ, как и любая другая наука, имеет свою историю развития. Она неразрывно связана с состоянием экономики той или иной формации. Все происходящие изменения являлись следствием совершенствования
2.1.2. Источники информации
К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты!, а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наибо
лее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским! учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований. I
С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые содержатся в оперативной памяти компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм. I
К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее.
• официальные документы, которыми обязан пользоваться субъект хозяйствования в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и местных органов власти, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;
• хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации;
• решения общих собраний коллектива, совета трудового I коллектива предприятия в целом или отдельных ее подотделов; |
• материалы изучения передового опыта, полученные из разных источников;
• информация (Интернет, радио, телевидение, газеты
• техническая и технологическая документация;
• материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т. п.);
• устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или представителями других предприятий.
По отношению к процессу управления информация бывает внутренней и внешней.
Система внутренней информации — это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т. д.
Система внешней информации — это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т. д.
По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.
Среди наиболее важных видов источников информации можно выделить:
• источники внутри самой компании;
• справочники и другие общие публикации.
В большинстве компаний львиную долю используемой менеджерами информации обеспечивают внутренние источники. В этих компаниях специализированная группа работников (информационные менеджеры) занята целиком или частично информационным обеспечением.
ные отчеты линейных руководителей и служащих, такие, как доклады продавцов по телефону, разработанные для получения текущей рыночной информации. I
К качеству информации предъявляются определенные требования, прежде всего требование о том, чтобы она удовлетворяла пользователей информации, иначе говоря, была полезной. Полезность информации оценивается внутренними и внешними пользователями, которые предъявляют к ее качеству следующие требования: Я
уместность и своевременность информации—способность повлиять на принятие решения пользователем и удовлетворить его интересы в нужный момент или к определенному сроку;
достоверность информации — гарантия объективности и правдивости представляемых данных, что предполагает необходимость указания методов сбора, учета и обработки информации, чтобы пользователи могли правильно понимать назначение представляемой информации и проверить ее;
сопоставимость информации — возможность сравнения показателей с данными по другим фирмам, регионам, государствам, что требует применения определенных стандартов в предоставлении информации;
доступность и понятность информации—представление информации в ясной для понимания форме, чтобы пользователь мог применять ее для принятия решения, не боясь допустить ошибку. Для ясного понимания информации необходимо, чтобы формы ее представления отражали существо вопросов, были четкими, без излишней детализации, правильно переведенные на иностранные языки; 1
конфиденциальность информации — строгий учет и контроль за распространением информации среди внешних пользователей, а также за ее содержанием и характером.
Следует иметь в виду, что необходимая для принятия хорошего решения информация недоступна или стоит слишком дорого В стоимость информации следует включить время руководителей и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например связанные с анализом рынка, оплатой ма
шинного времени, использованием услуг внешних консультантов и т.
В некоторых случаях на крупных предприятиях для решения задач информационного менеджмента могут создаваться так называемые информационно-управляющие системы, сокращенно ИУС. ИУС могут являться элементами информационной системы управления предприятия, но могут иметь и самостоятельное структурное оформление. В этом случае ИУС определяется как формальная система для выдачи администрации информации, необходимой для принятия решений. ИУС должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Она должна отслеживать все относящиеся к делу события внутри и вне предприятия.
2.1.3. Обеспечение знаниями1
Популярные в мире и в России информационными технологии (ИТ) и создаваемый на их базе информационный менеджмент непосредственно связаны с менее изученным направлением knowledge management (КМ). Русский перевод этого направления может звучать как управление знаниями [предприятия] или менеджмент знаниями. КМ—это относительно новое направление для всего мира, во всяком случае, цель использования КМ состоит в повышении эффективности работы сотрудников за счет оптимизации процессов сбора и распространения корпоративных знаний и взаимодействия экспертов. Необходимо ответить на ряд вопросов, разрешение которых может способствовать созданию системы управления знаниями; вот далеко не полный их перечень:
• Как обеспечить удобный доступ к информации, сосредоточенной в огромных архивах предприятия?
1 По мотивам беседы редактора журнала «Открытые системы» Леонида Черняка с директором департамента систем докзтментационного обеспечения компании «АйТи» Дмитрием Романовым. Жзфнал «Открытые системы» № 10/2002, Москва.
• Как находить экспертов в тех или иных областях? I
• Как стимулировать генерацию и накопление новых * идей?
• Как обеспечить эффективное распространение знаний и опыта в организации? I
Кроме того, развитие концепции управления знаниями тесно связано с исследованиями новых организационных структур наподобие «сетевой организации», «самообучающейся организации» и т.
Информация и знания находятся в неразрывной связи.! Поэтому с точки зрения процесса управления можно увидеть соответствие между системами управления знаниями и систе-1 мами электронного документооборота. Информация передается в виде сообщения или документа, причем можно выделить три характерных этапа: подготовка документа, передача документа и получение документа. На стадии подготовки один сотрудник готовит документ, регистрирует его, если это необходимо, и по-, мещает в канал передачи. Затем осуществляется физическая передача документа сотруднику. Тот получает документ, осмысливает его содержание и принимает решение в соответствии с выполняемым бизнес-процессом. Трем этапам процесса подготовки и передачи документа от одного сотрудника к другому! соответствуют три характерных интервала: время подготовки
документа, время передачи документа и время получения документа. Еще одним примером элементарного процесса информационного взаимодействия может быть поиск информации в каком-либо хранилище. Для этого сотрудник сначала формирует запрос, отправляет его в хранилище и получает результаты запроса. Аналогично предыдущему случаю можно выделить время формирования запроса, время поиска и время получения и осмысления результатов.
Как видно даже из такой простой модели, технологии электронного документооборота позволяют сократить практически до нуля время передачи документа.
I Побудительным мотивом внедрения управления знаниями на предприятии могут быть внутренние и внешние мотивы:
внутренние — попытка решения проблем, связанных с ускорением поиска информации, необходимой для принятия решения. Как правило, каждая организация в процессе своей деятельности накапливает огромные массивы информации. Но доступ к этим информационным ресурсам часто затруднен, а поиск нужной информации занимает слишком долгое время. Бывает, проще сделать работу заново, чем найти то, что сделано раньше. Естественно, рано или поздно возникает желание навести порядок, создать удобную систему классификации информационных ресурсов, провести их инвентаризацию да еще сделать так, чтобы подобные проблемы не появлялись бы впредь;
[ внешние мотивы — это, как правило, осознанная руководством организации потребность в создании дополнительного конкурентного преимущества за счет эффективного управления знаниями сотрудников. Такая потребность может быть обусловлена изменениями внешней среды, конкурентного окрзтжения, новыми требованиями заказчиков и т. п. Если система управления знаниями создается именно с такой целью, это свидетельствует о высоком уровне понимания современной роли интеллектуального капитала организации.
Успех в деятельности одних организаций зависит от скоро сти распространения информации, для других приоритет имею знания и опыт сотрудников. Естественно, существуют организа ции, для которых важно и то, и другое. Соответственно, ускоре ние информационных потоков в организации может обеспечит система электронного документооборота. Квалификацию и опы сотрудников позволит повысить система управления знаниям! В последние годы наблюдается устойчивая тенденция: для ор ганизаций становятся одинаково существенными оба качеств; Если показатели, характеризующие время выполнения тех ил иных процессов, достаточно просто поддаются объективном измерению, то вопрос об уровне знаний команды сотрудников q так прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в тог что традиционные способы (аттестации, сертификаты, экзамень зачастую неприменимы для оценки тех недавно появившихЦ еще неформализованных, неявных, скрытых знаний сотру; ников, которые часто и представляют основную ценность ДА бизнеса организации. I
К известным программным продуктам, используя которь можно строить русскоязычную систему управления знаниям относятся линейка продуктов и технологий IBM/Lotus, позв(. ляющих создать полноценную систему управления знаниям ( Портал знаний предприятия Lotus K-station и один из наиболс. технологически продвинутых на сегодняшний день сервере! управления знаниями Lotus Discovery Server образуют вме те комплексное решение управления знаниями Knowledf Discovery System (KDS). KDS обеспечивает сбор и обработк информации из внутренних и внешних источников, формир вание на ее основе так называемой Карты знаний предприяти (K-map) и профиля экспертов. Карта знаний поддерживае например, следующие типы запросов: «все о «документ! о «документы, созданные «люди, которые знают о J «люди, чей профиль содержит»хранилища информации о1 Пользователи обращаются к карте с помощью портала K-statk1 или напрямую посредством браузера. На данном портале мож! * получить представление и применить несколько действующ! баз знаний, в том числе: ^
Lotus TeamRoom — дискуссионная база данных нового поколения, основанная на методологии, обеспечивающей эффективное сотрудничество в ходе совместной работы над проектом. TeamRoom обеспечивает пошаговое руководство по ведению проекта, включающее такие стадии, как начало проекта, назначение руководителя проекта, определение целей, требуемых материальных ресурсов и контрольных точек.
Lotus QuickPlace — система организации электронного офиса, решение для совместной работы, оптимизирующее процесс создания и управления местом для групповой работы. Оно позволяет коллективам выполнять критичные по времени проекты, обеспечивая их жизненно важной информацией 24 часа в сутки. QuickPlace — это Web-приложение, позволяющее пользователям, не обремененным техническими знаниями, создавать мгновенно разделяемое рабочее пространство, на котором члены группы могут безопасно общаться, совместно использовать, управлять и организовывать информацию, документы и расписания, связанные с любым проектом или инициативой.
Lotus LearningSpace — система дистанционного обучения. Эта распределенная платформа предназначена для создания мультимедийного содержимого курсов, проведения лекций и семинаров в оперативном времени и отслеживания результатов успеваемости. LearningSpace усиливает роль взаимодействия в учебном процессе и содержит методики и средства для поощрения интерактивного взаимодействия как между студентами и преподавателями, так и студентов друг с другом.