к какому типу экспериментальных переменных относятся дополнительные и побочные переменные
К какому типу экспериментальных переменных относятся дополнительные и побочные переменные
Заметок в базе: 4314
Комментариев: 181
Экспериментальные переменные: зависимая, независимая, побочная
Автор: Методический материал
Экспериментальные переменные: зависимая, независимая, побочная
Независимые переменные – это те средства, которые имеются в распоряжении экспериментатора для воздействия на испытуемых. Зависимая переменная– это те изменения, которые происходят в состоянии, поведении, общении и деятельности испытуемых под воздействием экспериментатора. Внешние переменные (помехи)– то факторы (условия), которые также воздействуют на испытуемых помимо воли экспериментатора (усталость, шум за окном). Экспериментатор должен стремиться уменьшить воздействие внешних переменных на испытуемых. Независимые переменные.
1. Качествненные– выражаются в том, что какое-либо воздействие либо присутствует в эксперименте, либо отсутствует. (Например: подсказка экспериментатора (может быть, может не быть)).
2. Количественные – выражается в различных степенях (более двух) воздействия экспериментатора на испытуемых.
Виды зависимых переменных (чем манипулирует экспериментатор).
1. Одномерные– регистрируется лишь один параметр. Именно он считается проявлением зависимой переменной.
2. (Время реакции)– выделяется ряд параметров, которые фиксируются. (Например: время решения задачи, качество решения, оригинальность и т.д.).
3. Фундаментальные- Когда известно отношение между отдельными параметрами многомерной ЗП, параметры рассматриваются в качестве аргументов, а сама ЗП в качестве функции.
Виды внешних переменных Условно делят на:
1. Дополнительные – снижают внешнюю валидность эксперимента.
2. Побочные– снижают внутреннюю валидность эксперимента. Внутренняя валидность– это степень соответствия проводимого эксперимента идеальному эксперименту. Внешняя валидность– это степень соответствия проводимого эксперимента реальным условиям жизнедеятельности испытуемых.
Виды переменных при проверки экспериментальной гепотезы: независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП)
1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).
2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.
Экспериментальный план включает указание схемы предъявлений НП разным группам испытуемых или последовательности уровней НП одному испытуемому, число опытов, число испытуемых, план фиксации ЗП. Принцип изолированных условий – есть общий эффект, результат действия НП и эффекта взаимодействия разных уровней разных переменных. Принцип функционального контроля НП.
1) Независимая переменная (НП)– экспериментальное воздействие (экспериментальный фактор, Х-воздействие), управляемая (активно изменяемая э-татором) или функционально контролируемая переменная, представленная на 2х и более уровнях. Принимается в гипотезе как причинно-действующий фактор.
Аспекты выделения НП:
— НП как причинно-действующий фактор;
— Обоснование НП как психологической переменной;
— Вопрос о реализации причинного воздействия в методике;
— Готовность использовать воздействие НП в научных целях.
Виды НП (по Кэмпбелу):
— Управляемые (целостные ситуации, изменение стимулов);
— Потенциально управляемые (напр.: не управляемые по этическим принципам);
— Относительно постоянные (разбиение на классы в школе – уровни НП);
— Организмические (пол, возраст и т.п., обычно ДП);
— Тестируемые\измеряемые (в методиках и тестах).
Единичная НП – результат выделения в лабораторных условиях переменной, изменения которой представлены изолированно от других факторов, что позволяет проверить точные гипотезы. В лабораторных экспериментах.
Комплексная НП – уровни которой задаются совокупностью взаимосвязанных условий; обычно представляют Экспериментальную модель в искусственном эксперименте.
Пример: исследование поведения в условиях риска на материале лотерей. Испытуемые проводили гипотетические платежи. ДП – условия наблюдения за поведением игроков в реальной жизни. Принятые решения в условиях реальных платежей соответствовало тем же закономерностям, кот. были обнаружены в условиях гипотетических платежей.
ДП, присутствующая в ЭГ: популяция потенциальных испытуемых, вид экспериментальных воздействий, способы фиксации ЗП – все это потенциальные источники разработки факторных планов.
4) Базисная переменная –на нее оказывает свое действие НП (по Готтсданкеру).
5) Латентная переменная – гипотетическая переменная, которая не поддается измерению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует источник измеряемых переменных; неутонченные влияния («возмущенные» факторы), воздействующие на измеряемую переменную.
6) Сопутствующая переменная – определяющая смешение ОРД экспериментального фактора с воздействием способа предъявления его условий. Эффект влияния ее активного уровня может быть представлен эффектом плацебо. Контролируется общей схемой задания активных уровней СП при всех уровнях НП.
Различают три вида смешений:
1. Несистематическое смешение возникает, когда любой из факторов (или их сочетания) нерегулярно вмешивается в исследуемую зависимость. Источником ПП, связанных с влиянием фактора времени, могут быть как внутренние причины (изменения состояний самого испытуемого, фоновые колебания показателя ЗП), так и внешние (случайное отвлечение на шум в коридоре, окрик коллеги, телефонный звонок и т.п.). Если они неравномерно распределились по сравниваемым условиям НП, то будет иметь место искажение экспериментального эффекта (как разницы в показателях ЗП).
Одно из следствий таких нерегулярных влияний ПП – ненадежность данных, т.е. при другом разбросе уровней ПП – по пробам в течение времени – устанавливается другая связь значений ЗП с уровнями НП. Обычно эта угроза выводу об экспериментальной зависимости контролируется в двух противоположных направлениях. С одной стороны, экспериментатор стремится свести число проб в общей экспериментальной последовательности к минимуму, чтобы провести индивидуальный эксперимент в как можно более сжатые сроки, нивелируя фактор времени. С другой стороны, экспериментатор должен обеспечить достаточно большое число проб, т.е. постараться приблизиться к бесконечному эксперименту, чтобы все смешения с колебаниями со стороны ПП случайно – и в этом смысле поровну – распределились между уровнями НП.
Другие источники ненадежности данных. может иметь место вариабельность самой НП, когда экспериментатор считает пробы отнесенными к одному и тому же уровню, а на самом деле в одной или части из них произошло что-то, что не позволяет считать условия идентичными.
2. Систематические смешения – основной вид угроз внутренней валидности.
Неслучайное смешение уровней НП и ПП, когда с определенным уровнем НП регулярно сочетается активный или неактивный уровни ПП, в результате чего нельзя сделать вывод, что установленный экспериментальный эффект связан с действием НП, а не ПП.
Основные факторы, угрожающие со стороны систематических смешений: эффекты экспериментатора, факторы задач, времени, последовательности и межиндивидуальных различий.
3. Сопутствующие смешения — Возникновение сопутствующих смешений связано с самим способом задания НП, фиксацией ЗП или актуализацией изучаемой базисной переменной в совокупности с другим базисным процессом.
Сопутствующие смешения отличает имманентная связь смешивающейся переменной с методическими условиями контроля переменных или с другими переменными.
Контроль – актуализация активного уровня сопутствующей переменной во всех экспериментальных и контрольных условиях. В результате эффект вычитается из совокупного результата действия экспериментального фактора. Место сопутствующей переменной могут занимать разные, но связанные с основной НП факторы. Пример – эксперимент с трепанацией черепа.
Сопутствующая переменная – определяющая смешение ОРД экспериментального фактора с воздействием способа предъявления его условий. Эффект влияния ее активного уровня может быть представлен эффектом плацебо. Контролируется общей схемой задания активных уровней СП при всех уровнях НП.
KONTROL_N_E_VOPROS_I_TESTOV_E_ZADANIYa_PO
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
Разработано на кафедре общей и прикладной психологии ЛГУ имени А. С. Пушкина. Исполнитель
Впервые опытное знание начало распространяться:
еще в античные времена (6-5 века до н э.)
Алкмеон, Гиппократ, Гален на арабском востоке. Ибн аль Хайтама, Ибн рош.
2Принцип детерминизма в психологии:
принцип причинности означает, что все психологические явления детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. Ориентирует исследователя на поиск этих связей.
3Идея детерминизма впервые была высказана:
Демокритом в 6 веке до нашей эры. Началось все с физики (Галилей, Ньютон) 16-18 века.
4.Сторонниками эмпирического направления в философии и психологии Нового времени были:
Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, Гоббс, Джон Локк, Гартли, Юм.
Впервые идею рефлекторного механизма высказал:
Прохазке, Мажанди, Белл.
Под экспериментальной психологией понимается:
область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Под теорией понимается:
Научная система знания. Результат процесса осознания.
Под методологией понимается:
Учение о методах научного познания.
(путь+слово) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
под методологией понимается: совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке (узк. смысле), учение о методах научного познания и способах построения системы этого знания.
Эмпирическое исследование, проводится с целью выявления причинно-следственных связей.
научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия регистрации поведения какого-либо объекта. Старейший психологический метод.
(содержание) формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработки.
В чем состоит отличие термина «психология эксперимента» от «экспериментальной психологии»?
Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения.
Основными методами психологического исследования являются:
-методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.
К основным принципам экспериментальной психологии относятся:
принцип детерминизма и принцип каузальных взаимосвязей.
Сущностью экспериментального метода является:
отличается от наблюдения активным вмешательством со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.
К основным формам экспериментального исследования относятся:
К основным структурным элементам экспериментального метода относятся:
-Изучение состояния проблемы, выявление актуальности ее исследования. Определение целей и задач, предмета и объекта исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
-Разработка и уточнение исходной исследовательской концепции. Построение модели явления. Выдвижение гипотез.
— План. Определение этапов, выборки испытуемых. Выбор методов и методик. Организационно-методическое обеспечение проведения психологических обследований, экспериментов.
— Обработка данных, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.
— обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез.
— Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается: подтвердилась или опровергнута теория, достигнута ли цель и как решены задачи исследования (эксперимента), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практические рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы. ( Своими силами и не только)
Какое высказывание характеризует понятие «каузальный» подход в исследовании?
Сущность причинности является производство причиной следствия.
Гипотеза в психологическом исследовании:
Гипотеза-Система умозаключений, посредством которой на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления связи, причины. Причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.
Сущностью экспериментальной гипотезы является:
Она служит для организации эксперимента.
Эксперимент позволяет проверять гипотезы:
2) гипотезы каузальные
Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?
Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?
Переменная (любое психическое явление, характеристика) изменения, которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемая реакция или отклик на экспериментальное воздействие.
24.К какому типу экспериментальных переменных относятся «дополнительные» и «побочные» переменные?
Неосновные, возникающие помимо воли и желания экспериментатора и испытуемого.
Но требующие также тщательного фиксирования, измерения и обработки.
К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: «Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие. «?
Называется экспериментальной группой.
К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: «Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной. «?
Называется контрольной группой.
К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: ‘Выборкой испытуемых, отражающей качественные и количественные характеристики генеральной совокупности является. «
Ограниченная по численности группа объектов, специально отобранная из ген. Совокупности для изучения ее свойств.
Рандомизация это стратегия формирования выборки, которая определяется как:
Простой случайный отбор. Каждый член генеральной совокупности имеет равные права с другими попасть в выборку.
Репрезентативное моделирование выборки это стратегия формирования выборки, которая определяется как:
Способность выборки представлять изучаемые явления максимально полно (с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности).
Сущность эксперимента заключается:
Является важнейшим составным элементом психологического обследования.
В первую очередь контрольная группа применяется:
Для проверки результатов полученных на экспериментальной выборке.
Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента:
-использование в качестве эксп, и контр, неэквивалентных групп.
-осуществление контроля после проведения исследования.
Как интерпретируется отрицательный результат эксперимента:
Также, как и положительные.
Это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов исследования, исходя из выдвинутых теоретических положений.
Что ограничивает перенос выводов эксперимента на генеральную совокупность:
Репрезентативность выборки. С точки зрения изменчивости изучаемых явлений в генеральной совокупности.
В зависимости их достоверности и надежности.
Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в жизни. Успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т.д.
Данные личностных опросников, методов самооценок.
— Миннесотский многопрофильный личностный перечень.
— Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэтелла.
— тест Гилфорда-Циммермана (темперамент)
— Личностный опросник Айзенка.
Данные тестов на умение, знания. Касаются испытуемых по отношению к чему-либо.
Методы параметрической статистики используются в случае:
Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса.
— Расчет достоверности отличий признака между выборками по т-критерию Стьюдента, ф-критерию Фишера.
Методы непараметрической статистики используются в случае:
Если кривая распределения показателей далека от нормальной.
— Расчет достоверности отличий по критерию Q Розенбаума
— ПО критерию U Манна-Уитни
— коэффициент ранговой корреляции Спирмена
— Факторный, многофакторный, кластерный и другие методы анализа.
Кривая нормального распределения (кривая Гаусса)
Модель варьирования некоторой случайной величины, значение которой определяется множеством одновременно действующих независимых факторов.
Эксцесс и асимметрия кривой распределения:
Второстепенные Характеристики распределения показателей признака.
Эксцесс-показатель островершинности. Кривые, высокие в своей средней части-эксцессивные.
Коэффициент ассиметрии-показатель скошенности распределения в левую или в правую сторону по оси абсцисс.
Оценка достоверности отличий по параметрическому 1-критерию Стьюдента:
2) связанный t-критерий – для 2 групп, между которыми существует специфическая связь.
Оценка достоверности отличий по не параметрическому критерию. О Розенбаума, критерию 1Л Манна-Уитни:
Когда данные не подчиняются нормальному закону распределения, используется непараметрические критерии. Можно сравнивать результаты двух групп, полученные с использованием одного и того же теста.
Корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона, г-Спирмена):
Выявление взаимосвязи между двумя и более наборами данных. Дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений двух и более признаков.
Уровень статистической значимости показывает:
Вероятность того, что данный результат правильно представляет популяцию, выборка из которой исследовалась.
Процедура стандартизации шкал методик используется:
Чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами.
Когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого, полученные по разным методикам.
Кодирование и преобразование формы информации используется:
В исследованиях, проводимых с целью сравнения психологических характеристик, особенностей проф. деятельности работников госсфер и коммерческих организаций.
С целью упрощения и соотношения с разных секторов.
группирование по различным классам так, чтобы внутри группы они были идентичны по измеряемому свойству, признаку, качеству. Каждому классу дается наименование и обозначение.
Ранговая или порядковая шкала-результат ранжирования.
Приоритет, ранг или старшинство операции или оператора — формальное свойство оператора/операции, влияющее на очередность его выполнения.
Ссылки на используемые литературные источники по тексту:
Если вы ссылаетесь на факты, мысли авторов, ссылка на первоисточник может даваться в квадратных скобках, в которых указывается номер литературного источника.
В круглых скобках указывается фамилия автора, год издания и страница. При цитировании ссылка на страницу обязательна.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
К какому типу экспериментальных переменных относятся дополнительные и побочные переменные
Виды переменных и их смешений в психологическом эксперименте.
1. любая реальность, наблюдаемые изменения которой (по конкретным параметрам или показателям методики) могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале (Корнилова).
2. Любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.
1) Независимая переменная (НП) – экспериментальное воздействие (экспериментальный фактор, Х-воздействие), управляемая (активно изменяемая э-татором) или функционально контролируемая переменная, представленная на 2х и более уровнях. Принимается в гипотезе как причинно-действующий фактор.
Аспекты выделения НП:
— НП как причинно-действующий фактор;
— Обоснование НП как психологической переменной;
— Вопрос о реализации причинного воздействия в методике;
— Готовность использовать воздействие НП в научных целях.
Виды НП (по Кэмпбелу):
— Управляемые (целостные ситуации, изменение стимулов);
— Потенциально управляемые (напр.: не управляемые по этическим принципам);
— Относительно постоянные (разбиение на классы в школе – уровни НП);
— Организмические (пол, возраст и т.п., обычно ДП);
— Тестируемые\измеряемые (в методиках и тестах).
Единичная НП – результат выделения в лабораторных условиях переменной, изменения к-рой представлены изолированно от других факторов, что позволяет проверить точные гипотезы. В лабораторных экс-тах.
Комплексная НП – уровни к-рой задаются совокупностью взаимосвязанных условий; обычно представляют Экс-льную модель в искусственном экс-те.
ДП, присутствующая в ЭГ : популяция потенциальных испытуемых, вид экспериментальных воздействий, способы фиксации ЗП – все это потенциальные источники разработки факторных планов.
4) Базисная переменная –на нее оказывает свое действие НП (по Готтсданкеру).
5) Латентная переменная – гипотетическая переменная, которая не поддается измерению в исследовании, но в модели связи между переменными характеризует источник измеряемых переменных; неутонченные влияния («возмущенные» факторы), воздействующие на измеряемую переменную.
Различают три вида смешений:
2. Систематические смешения – основной вид угроз внутренней валидности.
Основные факторы, угрожающие со стороны систематических смешени й: эффекты экспериментатора, факторы задач, времени, последовательности и межиндивидуальных различий.
Сопутствующие смешения отличает имманентная связь смешивающейся переменной с методическими условиями контроля переменных или с другими переменными.
Экспериментальная психология: конспект лекций.
4.4. Экспериментальные переменные и способы их контроля.
Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменная». Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.
Независимые переменные. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называется независимой переменной (НП).
В качестве НП в эксперименте могут выступать условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого, характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого, характеристики самого испытуемого (возрастные, половые, иные различия испытуемых, эмоциональные состояния и другие свойства испытуемого или взаимодействующих с ним людей). Поэтому принято выделять следующие типы НП: ситуационные, инструктивные и персональные.
Ситуационные НП чаще всего не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Тем не менее они оказывают непосредственное воздействие на его деятельность и могут варьироваться экспериментатором. К ситуационным НП относятся различные физические параметры, например освещенность, температура, уровень шума, а также размер помещения, обстановка, размещение аппаратуры и т. п. К социально-психологическим параметрам ситуационных НП может быть отнесено выполнение экспериментального задания в изоляции, в присутствии экспериментатора, внешнего наблюдателя или группы людей. В.Н. Дружинин указывает на особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора как на особую разновидность ситуационных НП.[58] Этому аспекту уделяется большое внимание. В экспериментальной психологии существует отдельное направление, которое называется «психология психологического эксперимента».
Инструктивные НП связаны непосредственно с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения. Инструктивной НП экспериментатор может манипулировать более или менее свободно. Он может варьировать материал задания (например, числовой, словесный или образный), тип ответа испытуемого (например, вербальный или невербальный), шкалу оценивания и т. п. Большие возможности заключаются в способе инструктирования испытуемых, информирования их о цели экспериментального задания. Экспериментатор может изменять средства, которые предлагаются испытуемому для выполнения задания, ставить перед ним препятствия, использовать систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.
Персональные НП представляют собой управляемые особенности испытуемого. Обычно в качестве таких особенностей выступают состояния участника эксперимента, которые исследователь может менять, например различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности-утомления.
Каждый испытуемый, участвующий в эксперименте, обладает множеством уникальных физических, биологических, психологических, социально-психологических и социальных признаков, которыми экспериментатор управлять не может. В некоторых случаях следует считать эти неуправляемые признаки дополнительными переменными и применять к ним способы контроля, о которых будет рассказано ниже. Однако в дифференциально-психологических исследованиях при применении факторных планов неуправляемые персональные переменные могут выступать в качестве одной из независимых переменных (подробно о факторных планах см. 4.7).
Исследователи различают также разные виды независимых переменных. В зависимости от шкалы представления можно выделить качественные и количественные НП. Качественным НП соответствуют различные градации шкал наименований. Например, эмоциональные состояния испытуемого могут быть представлены состояниями радости, гнева, страха, удивления и т. п. Способы выполнения заданий могут включать наличие или отсутствие подсказок испытуемому. Количественные НП соответствуют ранговым, пропорциональным или интервальным шкалам. Например, время, отведенное на выполнение задания, количество заданий, размер вознаграждения по результатам решения задач могут быть использованы как количественные НП.
В зависимости от количества уровней проявления независимых переменных различают двухуровневые и многоуровневые НП. Двухуровневые НП имеют два уровня проявления, многоуровневые – три или более уровней. В зависимости от количества уровней проявления НП строятся различные по сложности экспериментальные планы.
Зависимые переменные. Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП). Зависимая переменная – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя. В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать в ходе психологических экспериментов.
В зависимости от способа, с помощью которого можно зарегистрировать изменения, выделяют ЗП:
S наблюдаемые непосредственно;
S требующие физической аппаратуры для измерения;
S требующие психологического измерения.
К ЗП, наблюдаемым непосредственно, относятся вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые четко и однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем, например отказ от деятельности, плач, определенное высказывание испытуемого и т. п. К ЗП, требующим физической аппаратуры для регистрации, относятся физиологические (пульс, величина артериального давления и т. д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т. п.). К ЗП, требующим психологического измерения, относятся такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т. п. Для психологического измерения показателей могут быть использованы стандартизированные процедуры – тесты, опросники и т. п. Некоторые поведенческие параметры могут быть измерены, т. е. однозначно распознаны и интерпретированы только специально обученными наблюдателями или экспертами.
В зависимости от количества параметров, входящих в зависимую переменную, различают одномерные, многомерные и фундаментальные ЗП. Одномерная ЗП представлена единственным параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте. Примером одномерной ЗП может служить скорость сенсомоторной реакции. Многомерная ЗП представлена совокупностью параметров. Например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т. д. Каждый параметр может фиксироваться независимо. Фундаментальная ЗП представляет собой переменную комплексного характера, параметры которой имеют некоторые известные отношения между собой. В этом случае одни параметры выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная – как функция. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений (мимических, вербальных, физических и др.).
Зависимая переменная должна обладать такой базовой характеристикой, как сензитивность. Сензитивность ЗП – это ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной. Если при изменении независимой переменной зависимая переменная не изменяется, то последняя несензитивна и проводить эксперимент в таком случае не имеет смысла. Известны два варианта проявления несензитивности ЗП: «эффект потолка» и «эффект пола». «Эффект потолка» наблюдается, например, в том случае, когда предъявляемая задача настолько проста, что ее выполняют все испытуемые независимо от возраста. «Эффект пола», напротив, возникает в том случае, когда задание настолько сложно, что с ним не может справиться ни один из испытуемых.
Существуют два основных способа фиксации изменений ЗП в психологическом эксперименте: непосредственный и отсроченный. Непосредственный способ применяется, например, в экспериментах по кратковременному запоминанию. Экспериментатор непосредственно после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым. Отсроченный способ используется в том случае, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени (например, при определении влияния количества заученных иностранных слов на успешность перевода текста).
Дополнительные переменные (ДП) – это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ. Совокупность ДП состоит, как правило, из двух групп: внешних условий опыта и внутренних факторов. Соответственно их принято называть внешними и внутренними ДП. К внешним ДП относят физическую обстановку опыта (освещенность, температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помещения), параметры аппаратуры и оборудования (дизайн измерительных приборов, рабочий шум и т. п.), временные параметры эксперимента (время начала, продолжительность и др.), личность экспериментатора. К внутренним ДП относят настроение и мотивацию испытуемых, их отношение к экспериментатору и опытам, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т. п.
В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить «в чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными. Существует несколько основных способов контроля влияния внешних ДП: 1) элиминация внешних воздействий; 2) константность условий; 3) балансировка; 4) контрбалансировка.
Элиминация внешних воздействий представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних ДП. В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п. Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды. Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.
Следующий способ контроля – создание константных условий. Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта. В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т. д. При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.
В тех случаях, когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки. Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации. В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы. Исследование контрольной и экспериментальной групп проводится в одних и тех же условиях с той лишь разницей, что в контрольной группе отсутствует воздействие независимой переменной. Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними ДП, а в экспериментальной – совместным действием внешних дополнительных и независимой переменной.
Если внешняя ДП известна, то балансировка заключается в воздействии каждого ее значения в сочетании с каждым уровнем независимой переменной. В частности, такая внешняя ДП, как пол экспериментатора, в сочетании с независимой переменной (пол испытуемого) приведет к созданию четырех экспериментальных серий:
1) мужчина-экспериментатор – мужчины испытуемые;
2) мужчина-экспериментатор – женщины испытуемые;
3) женщина-экспериментатор – мужчины испытуемые;
4) женщина-экспериментатор – женщины испытуемые.
В более сложных экспериментах может применяться балансировка нескольких переменных одновременно.
Контрбалансировка как способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих. Для ликвидации возникающего в этом случае «эффекта последовательности» разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке. Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй – от более сложных к более простым. Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй – от более простых к более сложным. Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность проведения нескольких серий эксперимента, однако следует учитывать, что большое число попыток вызывает утомление испытуемых.
Внутренние ДП, как указывалось выше, – это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они оказывают весьма значительное влияние на результаты эксперимента, их воздействие достаточно трудно проконтролировать и учесть. Среди внутренних ДП можно выделить постоянные и непостоянные. Постоянные внутренние ДП в течение эксперимента существенно не изменяются. Если эксперимент проводится с одним испытуемым, то постоянными внутренними ДП будут его пол, возраст, национальность. К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности. В случае проведения эксперимента с группой испытуемых эти факторы приобретают характер непостоянных внутренних ДП, и тогда для нивелировки их влияния прибегают к специальным способам формирования экспериментальных групп (см. 4.6).
К непостоянным внутренним ДП относятся психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые могут либо значительно изменяться по ходу эксперимента, либо актуализироваться (или исчезать) в зависимости от целей, задач, вида, формы организации эксперимента. Первую группу таких факторов составляют физиологические и психические состояния, утомляемость, привыкание, приобретение опыта и навыков в процессе выполнения экспериментального задания. В другую группу входят установка на данный опыт и данное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и т. п.
Для уравнивания эффекта воздействия этих переменных на ответы в разных пробах существует ряд способов, успешно применяемых в экспериментальной практике.
Для устранения так называемого серийного эффекта, в основе которого лежит привыкание, используется особая очередность предъявления стимулов. Эта процедура получила название «уравновешенного чередного порядка», когда стимулы разных категорий предъявляются симметрично относительно центра стимульного ряда. Схема такой процедуры выглядит так: А В В А, где А и В – стимулы разных категорий.
Чтобы предупредить влияние на ответ испытуемого тревожности или неопытности, проводятся ознакомительные или предварительные эксперименты. Их итоги не учитываются при обработке данных.
Для предупреждения изменчивости ответов из-за накопления опыта и навыков в процессе эксперимента испытуемому предлагается так называемая «исчерпывающая практика». В результате такой практики у испытуемого до начала собственно эксперимента вырабатываются устойчивые навыки, и в дальнейших экспериментах показатели испытуемого от фактора накопления опыта и навыков уже напрямую не зависят.
В тех случаях, когда необходимо свести к минимуму влияние на ответ испытуемого утомления, прибегают к «методу вращения». Суть его состоит в том, что каждой подгруппе испытуемых предъявляется определенная комбинация стимулов. Совокупность таких комбинаций полностью исчерпывает все множество возможных вариантов. Например, при трех типах стимулов (А, Б, В) каждому из них представляется первое, второе и третье место в предъявлении испытуемым. Таким образом, первой подгруппе стимулы предъявляются в порядке АБВ, второй – АВБ, третьей – БАВ, четвертой – БВА, пятой – ВАБ, шестой – ВБА.
Приведенные способы процедурного уравнивания внутренних непостоянных ДП применимы как для индивидуальных, так и для групповых экспериментов.
Установка и мотивация испытуемых как внутренние непостоянные ДП должны поддерживаться на одном и том же уровне во время всего опыта. Установка как готовность воспринимать раздражитель и отвечать на него определенным образом создается через инструкцию, которую экспериментатор дает испытуемому. Чтобы установка была именно такой, какая требуется по задаче исследования, инструкция должна быть доступна испытуемым и адекватна задачам эксперимента. Однозначность и легкость понимания инструкции достигаются ее ясностью и простотой. Во избежание вариативности предъявления инструкцию рекомендуется зачитывать дословно или давать в письменном виде. Поддержание исходной установки контролируется экспериментатором путем постоянного наблюдения за испытуемым и корректируется путем напоминания при необходимости соответствующих указаний инструкции.
Мотивация испытуемого рассматривается главным образом как интерес к данному эксперименту. Если интерес отсутствует или слаб, то трудно рассчитывать на полноценность выполнения испытуемым предусмотренных в эксперименте заданий и на надежность его ответов. Слишком высокий интерес, «перемотивация», также чревата неадекватностью ответов испытуемого. Поэтому для получения исходно приемлемого уровня мотивации экспериментатор должен самым серьезным образом подойти к формированию контингента испытуемых и подбору стимулирующих их мотивацию факторов. В качестве таких факторов могут выступать состязательность, различные виды вознаграждения, интерес к своим показателям, профессиональный интерес и др.
Психофизиологические состояния испытуемых рекомендуется не только поддерживать на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень, т. е. испытуемые должны находиться в «нормальном» состоянии. Следует убедиться, что до проведения опыта у испытуемого не было сверхзначимых для него переживаний, у него достаточно времени для участия в эксперименте, он не голоден и т. п. Во время проведения эксперимента не следует излишне возбуждать или подавлять испытуемого. Если же эти условия выполнить не удается, то проведение эксперимента лучше отложить.
Из рассмотренных характеристик переменных и способов их контроля становится понятой необходимость тщательной подготовки эксперимента при его планировании. В реальных условиях экспериментирования добиться 100 %-го контроля всех переменных невозможно, однако различные психологические эксперименты значительно отличаются друг от друга степенью контроля переменных. Рассмотрению вопроса оценки качества эксперимента посвящен следующий раздел.