к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи

К какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи

Основными разработчиками концепции полит.системы общества считаются Парсонс, Д.Истон, который выделил пять разновидностей действий, которые являются необходимыми элементами любой полит.системы. Это законодательство, управление, правосудие, требование, поддержка (солидарность).

В отечественной литературе выделяют следующие элементы политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные объединения.

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны полит власти и полит.системы.

3) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу полит. власти

4) политическая практика, состоящая из полит. деятельности и совокупности полит. опыта.

Функции политической системы общества:

1) Контроль за сферой распределения ценностей.

2) интеграция общества, разрешение или смягчение общественных противоречий.

3) упорядочение политических процессов с целью полит.обновления либо стабилизации. 4) вовлечение граждан в политическую жизнь (полит. рекрутирование)

5) извлечение из гражданского общества его ресурсов для достижения целей и задач.

6) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества.

Субъектами политической системы общества являются: государство, партии, политические движения, общественные объединения и т.п.

Источник

Политическая система общества

к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи. Смотреть фото к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи. Смотреть картинку к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи. Картинка про к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи. Фото к какому структурному элементу политической системы относятся политические идеи

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Разберемся, как именно политическая система взаимодействует со средой — обществом. В модели, которую предложил политолог Дэвид Истон, есть два типа связи между ними — вход и выход. Вход — это общественные требования, поддержка и реакции граждан на политическую систему. Выход — конкретные решения этой системы, которые влияют на жизнь общества.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

В нее входят: государство, политические партии, общественно-политические организации.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Вопросы про определение политической системы и ее признаки встречаются на экзаменах, поэтому каждый, кто планирует сдавать ЕГЭ, должен разобраться в этой теме. Если она ясна не до конца, предлагаем исправить это на курсе по обществознанию для 11 класса. Преподаватели Skysmart помогут укрепить знания и потренироваться на пробных заданиях экзамена. С вас — желание учиться, с нас — бесплатный вводный урок.

Источник

Политическая система, её функции и подсистемы

Содержание:

Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.

Основные признаки политической системы:

Подсистемы политической системы

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:

Общепринятая классификация систем:

Классификация политических систем

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

ЛиберальнаяВ либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная). Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках. Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере.ДемократическаяДемократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления.Социал-демократическая

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

ТрадиционнаяТрадиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ.МодернизованнаяВ модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Источник

12. Структура и функции политической системы. Стабильность и эффективность политической системы.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система-комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, т. е деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Содержание

Структура

В качестве структурных компонентов ПС выделяют: 1.Институциональный (раскрывает формирование политических партий, групп интересов, особенности электоральной системы) 2.Нормативный (Характеризует устоявшийся в обществе тип принятия решений, методы политического принуждения, государственный контроль за принятыми решениями) 3.Информационный (традиции, обычаи, символика, используемые для обеспечения политического процесса)

Функции

Политическая система осуществляет следующие функции:

Типология:

1.По типу общества: традиционное, демократия, тоталитарное(Арон,ростоу) 2.По характеру взаимодействия со средой: открытые и закрытые 3.По политическим культурам и их выражениям в формах организации власти: англо-американская,континентально-европейская,доиндустриальная,тоталитарная(Алмонд) Одной из глубинных классификаций является деление ПС по политическому режиму: авторитарный, тоталитарный и демократический Функции по обеспечению внутреннего развития политической системы Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделили следующие:

артикуляция (выражение) интересов (требования к власти различных групп)

агрегирование интересов (распределение интересов по степени важности и доведение их до власти)

выработка правил и норм (деятельность законодательной власти)

применение правил (исполнительная власть)

контроль за применением правил (судебная власть)

политическая коммуникация (различные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами)

политическая социализация и политическое рекрутирование.

​Элементы политической системы

Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы — традиции, институты, политические ценности и т.д. — в разных обществах различны. Отметим, что политика — это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества — экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

Организационно-институциональная подсистема

Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций.

Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

Коммуникативная подсистема

К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности.

Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).

Нормы политического взаимодействия включают в себя политические, правовые и моральные нормы, а также обычаи и традиции.

Культурно-идеологическая подсистема

В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории.

Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

В политическую систему входят следующие институты:

Государство

Государство и государственная власть — награда для победившей на выборах партии. В таких политических системах есть развитые партии и достаточно эффективный контроль над властью.

Относительно важная роль государства и бюрократии как самостоятельных субъектов в осуществлении власти, наряду с партиями, роль которых также достаточно существенна.

Политические партии

Партия — организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации во масти своей программы.

Партия — идеологическая организация. Идеология (философия) партии — совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности.

По идеологическим принципам партии делятся на:

Партия обладает постоянной организационной структурой и руководящими кадрами, обязательно имеет устав и оформленное членство. Согласно российскому законодательству, партией считается организация, насчитывающая не менее 50 тыс. членов. Партия имеет программу с конкретными предложениями, которые она намеревается реализовать, придя к власти, либо осуществляет как правящая партия.

Цель партии — завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту политику, которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная.

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются: они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. Выборы, скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Эффективность и стабильность политической системы

Эффективность

Эффективность политической системы — это ее способность быстро и адекватнореагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения. Критериями эффективности политической системы можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся:

1) способность к мобилизации ресурсов,

2) способность контролировать поведение индивидов и групп,

3) способность распределять дефицитные ресурсы, услуги и статусы,

4) способность к сохранению и воспроизводству ценностей. Г. Алмонд в работе «Политика в развивающихся странах» (1971) сформулировал основные условия эффективности политической системы. К ним он отнес:

• артикуляцию и агрегацию интересов;

• введение, применение и контроль за применением правил (законодательную, исполнительную и судебную функции).

Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация.

Политическая стабильность

Политическая стабильность — это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь. Важнейшими условиями политической стабильности считаются легальность и эффективность власти. С. Липсет предложил различать политические системы на основе двух критериев: легитимности и эффективности власти.

В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических систем соответствуют три уровня стабильности.

Стабильными считаются политические системы, в которых власть и эффективна и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным.

В случае неэффективности и нелегитимности власти политическая система считается нестабильной.

Факторами, обусловливающими политическую стабильность, выступают:

• наличие значительной доли в социальной стратификации среднего класса;

• институционализация классовых, религиозных и других конфликтов;

• консенсус основных политических сил относительно базовых ценностей и правил игры;

• отсутствие в политической системе антисистемных партий1;

• политическая культура участия, предполагающая ориентацию граждан на отстаивание и защиту своих интересов;

• законность и правопорядок;

• свободный доступ к институтам политической системы групп, ранее не участвовавших в политике.

Г. Алмонд решает вопрос о стабильности политической системы исходя из таких факторов, как эффективность:

•осуществления экстраординарной, дистрибьютивной и процедурной политики.

А. Лейпхарт, характеризуя стабильность/нестабильность демократии, указывает на два фактора, способные дестабилизировать демократическую политическую систему: раскол политических элит и наличие глубокого социального, религиозного или этнического раскола в обществе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *