к какому символу в маркировке шин приложили руку инженеры мишлен
Пьяница, курильщик и просто хороший человек. История знаменитого лого Michelin
Фото Michelin, flickr.com
Фото Michelin, flickr.com
Если с «переобувкой» с «лета» на «зиму» лучше не затягивать, то сезонная смена шин в обратном направлении вполне может немного «потерпеть» – именно такие результаты показал наш опрос в Telegram-канале в начале мая. На момент опроса 35% водителей признались, что все еще ездят на «зиме». А раз вопрос с «переобувкой» по-прежнему актуален или как минимум не забыт, предлагаем вспомнить историю одного из самых знаковых логотипов шинной отрасли – шинного человека под именем Бибендум от компании Michelin.
«Родственник» Гамбринуса
Сама Michelin была основана в 1889 году и в самом начале становления занималась производством шин для велосипедов. Со временем интересы компании стали шире, как следствие – она начала осваивать рынок автомобильных шин. Сейчас ее символ – жизнерадостный и добродушный человек из шин, который рад всему и всем. Но таким он был не всегда.
Годом «рождения» Бибендума принято считать 1894-й, когда во французском Лионе проходила международная выставка. Ею целью было поддержание торгового оборота и продвижение Французской колониальной империи. За время проведения выставку посетило почти 4 миллиона человек. На экспозиции нашлось место в том числе и для продукции Michelin.
Рождение Бибендума вышло незамысловатым. После того как ответственный за оформление стенда сложил шины «столбиком», один из братьев-основателей заметил интересную схожесть получившейся композиции с человечком. Оставалось только добавить руки и придать ему немного человеческих черт.
О человеке из шин забыли на несколько лет, пока за дело не взялся художник и карикатурист Мариус Российон, который также был известен под псевдонимом О`Галоп. Одному из братьев Michelin понравилась его работа с изображением Гамбринуса – короля, который считается изобретателем пивоварения. Гамбринус на эскизе был показан как типичный любитель пива, с внушительных размеров животом и бокалом в руке.
Поэтому не то по заказу Michelin, не то в результате совместного мозгового штурма Michelin и О`Галопа Бибендум стал «вариацией на тему»: стопка шин на первом рекламном плакате обрела человеческий вид. Бибендум получился толстяком со складками-шинами, с бокалом шампанского в руке. Шампанское было не главным – в бокале помимо напитка были гвоздки, осколки, камни и все то, от чего обычно страдают шины.
Nunc est Bibendum с латинского можно перевести как «время выпить», а в более свободной интерпретации с привязкой к изображению она означала, что шинам Michelin все равно что «пить», ведь они не боятся на дороге ничего и «глотают» все препятствия. По бокам от Бибендума сидели еще два персонажа, которые на его фоне выглядели сдувшимися и в принципе не внушали доверия. Говорят, что человек слева был нарисован не просто так. Это была карикатура на Джона Данлопа, который запатентовал пневматическую шину.
Чего такой дерзкий?
В начале популяризации нового рекламного образа у шинного человека было несколько прозвищ наподобие «дорожного пьяницы». Согласитесь, звучит не очень. Однако вопрос с его именем, как и с рождением, также решил случай. В 1898 году один из участников гонки Париж – Амстердам – Париж, увидев Андре Мишлена, закричал: «Смотрите – Бибендум!» Шутка удалась намного больше, чем можно было представить поначалу. Имя «прилипло», как это часто бывает в обычной жизни с обидным или не очень прозвищем.
Бибендум начал рекламировать и представлять бренд в самых различных ситуациях. Его образ менялся в соответствии с веяниями времени. Сначала это был эдакий весельчак с пенсне и сигарой, которые могли считаться показателями успешности и статуса.
Он также мог без зазрения совести подразнить конкурентов или появиться в обществе дам. К примеру, на плакате 1905 года Бибендум «бил» соперников «обувью» с металлическими вставками – так Michelin демонстрировала технологию, которая позволяла еще больше усилить протектор в борьбе с гвоздями. Гвозди на дорогах тех времен были актуальной проблемой: их то и дело теряли подкованные лошади. Также поговаривают, что металлические вставки во многом стали в том числе и прообразом современных шипов.
Всем ЗОЖ
Со временем образ сменился на более добрый и в каком-то смысле правильный: дерзкий некогда Бибендум стал покровителем автомобилистов, он всегда готов выручить и прийти на помощь.
Публикации с его участием становятся более сдержанными, сам Бибендум бросил пить и курить, а к 1980-м даже начал заниматься спортом. К слову, на счету О`Галопа, которому Бибендум многим обязан, около 200 работ.
Изменились и шины, из которых он состоит: тонкие покрышки заменили шины более привычного размера. Между тем в 1912 году менялся даже цвет Бибендума, когда из-за изменения состава цвет поменяли сами шины. Внешность черного цвета не прижилась. В компании объяснили это трудностями в печати рекламных плакатов, а вовсе не каким-либо проявлением расизма.
Как бы то ни было, Бибендум до сих пор жив и чувствует себя превосходно, несмотря на возраст более 120 лет. Он не раз появлялся в поп-культуре, из-за чего дело иногда даже доходило до судов, у него были собственные колонки в печатных изданиях, ему даже посвятили дизайнерский стул – жизнь у Бибендума насыщенная.
В 2018 году логотип был признан ни много ни мало «иконой тысячелетия». Получившийся персонаж стойко ассоциируется с Michelin. Кажется, если пропадет он, то и от компании не останется ни следа.
История логотипа Мишлен (Michelin)
У меня этот логотип всегда ассоциировался с забинтованным человеком. Я еще удивлялся, как можно таким внешним видом рекламировать такую важную деталь автомобиля как покрышки. И вот сегодня случайно набрел на статью на motor.ru/articles/2014/12/15/bibendum/
Илья Фролов
Иллюстрации Michelin и фирмы «Проводник»
Он родился в одно время с доильным аппаратом и дизельным двигателем. Он глотал гвозди, грубил, курил и соблазнял женщин, но все-таки дожил до наших дней – в 2000 году газета The Financial Times назвала Бибендума лучшим логотипом двадцатого века. В этом году исполнилось 120 лет, как Эдуарду Мишлену пришла в голову идея приделать к горе покрышек руки и ноги, а мы вспомнили, как это было.
Все началось в 1894 году на колониальной выставке в Лионе – международной экспозиции, призванной поддержать торговый оборот между империями и их колониями. Франции тогда принадлежало полмира, так что на выставке можно было увидеть как последние достижения технического прогресса, вроде инкубатора для недоношенных младенцев, так и экспозиции с колониальными товарами, импровизированные сомалийские и вьетнамские деревни, палатку с алжирской кухней, а также копии дворцов и мечетей из разных уголков империи.
Монтаж лионской выставки под куполом главного павильона высотой 55 метров.
До выставки ходил электрический трамвай, а специальный аэростат поднимал гостей на несколько сотен метров, чтобы они могли насладиться общей панорамой.
Один стенд был отведен под семейное предприятие Michelin, которое на тот момент выпускало самые разные шины – для кресел-колясок, тачек, велосипедов.
Зная, что выставку посетят сами братья Мишлен, сотрудники фирмы старались изо всех сил и сложили все виды покрышек в две пирамиды, от самых больших внизу до самых маленьких сверху. Младший из братьев Эдуард, увидев их, воскликнул: «Если сюда приделать руки – получился бы человек».
С братьями Мишлен судьба сыграла саркастическую шутку. Воспитанный на точных науках инженер и архитектор Андре занимался в семейной фирме творческим вопросами, а закончивший школу изящных искусств Эдуард – организационными.
Собственно, на этом история с кучей покрышек могла бы закончиться, не начавшись, но спустя четыре года парижский офис Michelin посетил художник и карикатурист Мариус Российон, больше известный под псевдонимом О’Галоп.
Занимавшийся творческими вопросами Андре Мишлен понимал, что хорошая реклама начинает играть все более важную роль в развитии бизнеса и позвал Российона, чтобы тот показал свои работы для варьете, популярного велосипедного журнала Alena Cycle и других заказчиков. Одна из них привлекла его внимание больше остальных.
На рисунке для мюнхенской пивоварни был изображен бородатый увалень с огромным животом и кружкой пива в правой руке, а слоган рядом с ним гласил Nunc est Bibendum – «настало время выпить». Фраза была взята из оды древнеримского поэта Горация в честь очередной победы императора Августа. Враг, мол, повержен, пора поднять бокалы, друзья. Но здесь это высказывание скатилось до девиза какого-то заправского пьянчужки.
Вид на главный вход предприятия Michelin в Клермон-Ферране на стыке веков.
Приехав в 1889 году в Париж, О’Галоп варился в творческой атмосфере Монмартра и до войны выполнил для Michelin около 300 работ. Позже он станет одним из пионеров анимации
Увалень был столь упитан и велик, что напомнил Андре гору покрышек с выставки в Лионе. Сами же шины Michelin если не пили пиво, то относительно успешно проглатывали плохие дороги, чреватые проколами.
О’Галопу было дано задание как-то объединить два этих образа в одном плакате.
Если в рекламе Michelin прошлого 1897 года, словно в календаре Pirelli, была изображена полуобнаженная богиня на пневматической шине, то в творении художника главным действующим лицом была огромная стопка шин с руками и ногами, выглядевшая как заправский французский аристократ.
Новый персонаж говорил уже знакомую латинскую фразу Nunc est Bibendum, добавляя по-французски: «Ваше здоровье. Шины Michelin глотают все препятствия», и готовился выпить бокал с острыми камнями, осколками и гвоздями – главным проклятием автомобилистов тех лет. Лошади, коих на дорогах по-прежнему было достаточно, не только оставляли на дорогах живописные кучи навоза, но и россыпи гвоздей, крепящих подкову к копыту. Так что автомобильные прогулки регулярно прерывались на физкультурные паузы для замены покрышек.
Проза жизни автомобилиста конца XIX и начала XX века — замена покрышки.
Новый персонаж выглядел напыщенно и явно происходил из высших слоев общества: прямая осанка, перстни на руках, пенсне, а главное – бокал! В его руке была не пивная кружка или сакральный для французов винный бокал, а фужер для шампанского – напитка бомонда.
Во всей Франции к этому моменту было около 2500 самодвижущихся экипажей, которыми владели богатые люди и аристократы – главная целевая аудитория автомобильных шин.
За одним столом с резиновым человеком сидели два потертых, наполовину сдувшихся соседа, которые только и открывали рты от изумления. Современник бы узнал в них карикатуру на изобретателя и промышленника Джона Бойда Данлопа и тогдашнего директора немецкой фирмы Continental.
Потрет Джона Бойда Данлопа и карикатура на него из рекламы Michelin. Данлоп первым запатентовал пневматическую шину.
Острые языки окрестили резинового человека Michelin «дорожным пьяницей», а уже в 1898 году во время пробега Париж – Амстердам – Париж один из его участников закричал Андре Мишлену: «Смотрите, Бибендум идет».
Прозвище приклеилось к персонажу само собой, а О’Галоп получал все новые заказы на рекламные плакаты с его участием.
В новых сюжетах Бибендум всячески помогал автолюбителям как друг и ангел-хранитель, а в инструкции по уходу и ремонту шин угодливо подписывался «Ваше пневматчество». При этом он пользовался авторитетом, поучал конкурентов, мог завоевать любую женщину и непременно курил сигару – еще один символ благосостояния тех лет.
Однако главной находкой рекламной кампании было даже не то, что достоинства продукта демонстрировал удачно подобранный персонаж. Он продвигал не шины – он продвигал образ, а это было новым витком в эволюции рекламы. Michelin стал не просто заводом – теперь марка вызывала определенные эмоции и ассоциации. Хотя, когда крутой нрав Бибендума выходил из-под контроля, справиться с ним не мог даже сам О’Галоп.
Фигуры Бибендума на карнавале в Ницце в 1911 году.
На плакате 1905 года Бибендум был изображен одетым в боксерские трусы и перчатки, бьющим противника ногой. В подошве его обуви видны металлические вставки – новая технология Michelin, с помощью которой французы пытались усилить защиту протектора от гвоздей. Подпись ниже гласила: «Le Coup de la Semelle Michelin» – «удар подошвой «Мишлен».
Металлические вставки частично защищали шину от гвоздей. Когда-то гвозди заботили шинников больше, чем шум, сцепление и аквапланирование.
После велосипедов и автомобилей Michelin пытался пересадить на пневматические шины даже поезда — братьев Мишлен раздражал стук и шум металлических колес, но поезда на шинах можно было встретить лишь во Франции и ее колониях.
Плакат, опять же, как плакат, но был нюанс: Джон Данлоп в Великобритании побеждал в соревнованиях по боксу, а во французском боксе разрешены удары ногами, чем Бибендум и пользуется для решающего удара.
В другой рекламной кампании его жертвой уже стали владельцы парижских автобусов, которые закупали жесткие, безвоздушные шины.
Реклама изображала свинью, которая с комфортом нежится в кузове грузовика на пневматиках, и пассажиров общественного транспорта, которых трясет в автобусе как в преисподней. Бибендум призывает: «Парижане, требуйте равноправия!». Шины спешно заменили на пневматические.
Увы, оставаться бунтарем в возрасте 120 лет не смог бы даже Хью Хефнер, и своенравный Бибендум с годами становился все мягче: в тридцатых он окончательно бросил курить, а вскоре у него даже появились… жена и сын Биб. Наконец, в восьмидесятых он всегда изображался бегущим и, очевидно, сбросил лишний вес – из живота исчезли лишние шины, улучшилось зрение – ему больше не требовалось пенсне.
Отказавшись от светского образа жизни, курения и поедания гвоздей он, кажется, утерял частичку харизмы. Стал выглядеть слаще и моложе, но по-прежнему занимает главное место в рекламе Michelin. «Картинка всегда важнее, чем текст», – так в завещании своему преемнику написал Андре Мишлен.
P.S.
В 1910 году О’Галопу заказала рекламный постер российская шинная фирма «Проводник» из Риги. Начав в XIX веке с производства калош, она вскоре переключилась и на шины, а в начале XX века уже занимали второе место в Европе по объемам производства.
Андрей Нагель отправляется на своем «Руссо-Балте» в очередную поездку в Монако. На чехле запаски хорошо видно название фирмы производителя.
Рекламные надписи Prowodnik можно было встретить по всему миру от Парижа до австралийской Аделаиды, эту же резину использовал Андрей Платонович Нагель во время путешествия в Африку, о котором мы недавно рассказывали.
Постер О’Галопа для «Проводника» изображал безмятежного медведя в покрышке, которого не могла остановить даже стая гончих псов. Увы, во время Первой мировой войны рижское производство было раздроблено и перенесено вглубь страны, а потом исчезло в смуте революции. Вторым Бибендумом медведь не стал.
Не только шины: 5 фактов из истории «Мишлен»
Рассказываем об истории, которая началась совсем не с шин, о рождении и взрослении Мистера Мишлен, о знаменитом ресторанном гиде (и когда он придет в Москву), а также о том, как Андре Мишлен заставил подписать петицию за дорожные знаки самого президента Франции. Но и совсем без шин не обойтись.
Факт № 1: шины не были первым автопродуктом «Мишлен»
На заре автомобилизма с исчезновением лошадей в качестве источника движущей силы встал вопрос о том, как затормозить теперь уже самобеглый экипаж. В первое время по традиции применялись деревянные колодки, которые прижимались к деревянным же колесам. В частности, на задних колесах первой в истории запатентованного бензинового автомобиля Benz Patent-Motorwagen применялись именно такие.
Однако деревянные колодки быстро стирались сами, повреждали колесо и к тому же теряли эффективность в сырую погоду. Кожаные подкладки на них ситуацию принципиально не улучшали — за одну поездку их нужно было менять по нескольку раз. Скрип таких тормозов был пронзительным и долгим.
В 1889 году компания «Мишлен», занимавшаяся тогда производством резинотехнических изделий, в частности, для сельхозтехники, решила спасти слух водителей, пассажиров и прохожих, изготовив первый в своей истории резиновый продукт для транспортных средств. И это была не шина, а тормозная колодка!
Кто знает, как развивались бы тихие колодки MICHELIN, если бы не прогресс в тормозных системах, который уже совсем скоро дал миру барабанные и дисковые тормоза, а также если бы не встреча братьев Мишлен с велосипедистом по прозвищу Большой Пьер в 1889 году. Подробно о ней, а также о раннем периоде истории компании «Мишлен», мы уже рассказывали, поэтому напомним коротко: колеса его велосипеда оказались (в очередной раз) пробиты на дороге, и Пьер привез велосипед на фабрику братьев Мишлен для ремонта. Тогда Андре Мишлен понял, что шины должны быть быстросъемными, с внутренней камерой, чтобы любой мог поменять эту камеру за 15 минут. Такие шины с 34-болтовым креплением к ободу были разработаны и запатентованы уже 18 июня 1891 года, после чего практически сразу поступили в продажу. Спустя еще четыре года братья Мишлен запатентовали свою первую пневматическую шину для автомобилей.
Факт № 2: Мистер Мишлен мог быть лицом бара, а стал лучшим в мире логотипом
На рубеже XIX и XX веков компания «Мишлен» быстро росла и активно продвигала свою продукцию, участвуя в велогонках (Париж—Брест—Париж), а затем и в автомобильных заездах, но своего «лица» — визуального бренда — не имела.
В 1894 году для бренда MICHELIN на Всемирной, международной и колониальной выставке в Лионе (Франция) был построен стенд, который украсили стопками фирменных шин. Эдуард обратил внимание Андре на них и сказал, что эти стопки, если к ним приделать руки, будут похожи на человека. Идея не забылась.
В 1898 году Андре Мишлен увидел в портфолио французского карикатуриста О’Галопа (псевдоним Мариуса Россильона) плакат для пивоварни, который отклонил заказчик. На плакате был изображен упитанный мужчина в забавном костюме и со стаканом пива в руке. Всё сошлось: Андре вспомнил выставку в Лионе, представил на месте толстяка человека из шин и попросил художника заменить в его руках кружку пива на бокал шампанского, на дне которого помещались разные дорожные препятствия. Так родился Мистер Мишлен (также известный в прошлом как Бибендум).
Поначалу образ Мистера Мишлен был буржуазно-аристократичным: это был солидный и тучный мужчина в пенсне и с сигарой — компания ориентировалась на свою покупательскую аудиторию того времени, которая состояла из обеспеченных горожан. Мистер Мишлен всегда был белым: во-первых, натуральный каучук, из которого делались шины, имеет кремовый окрас, а во-вторых, первые шины продавались завернутыми в белую атласную бумагу.
Затем Мистер Мишлен стал меняться. Прежде всего, уменьшалось количество шин, из которых он состоял, так как шины становились шире, — сейчас их двадцать шесть. Помимо этого, поменялась фигура Мистера Мишлен — он стал мускулистым и спортивным (а в 1980-х — бегущим). Наконец, к началу второй половины XX века он растерял все буржуазные атрибуты и стал более демократичным, потому что цены на шины MICHELIN снизились, и они стали доступны всем.
В 2000 году Мистер Мишлен был признан лучшим в мире логотипом. Так решил собравшийся в Канаде международный комитет в составе 20 экспертов в области изобразительных искусств, дизайна и коммерческой рекламы, сделав выбор из пятидесяти претендентов на звание лауреата.
Факт № 3: ради автомобилистов бренд MICHELIN нанял ресторанных разведчиков
В первые годы автомобилизации путешествие за рулем было приключением. Так, жена Карла Бенца Берта в 1888 году отправилась с двумя сыновьями в 100-километровую поездку в соседний город. В пути ей пришлось почистить шпилькой карбюратор, заменить изоляцию в системе зажигания чулком, прикрепить у сапожника кожаные накладки на колодки, дозаправить машину бензином из аптеки. В общем, каждую мелочь в то время нужно было тщательно продумывать.
Чтобы помочь французским автомобилистам, которых на тот момент было около трех тысяч, братья Мишлен в 1900 году начали выпускать одноименный компании красный путеводитель, или гид, для автовладельцев. В нем были адреса мастерских, заправок, магазинов шин, гостиниц, а также инструкции по замене шин и карты. Первый бесплатный путеводитель разошелся тиражом в 35 тыс. экземпляров и покрывал территорию Франции.
Почти два десятилетия (с перерывом только на Первую мировую войну, когда издание прекратилось) Гид MICHELIN распространялся бесплатно. Однако в начале 1920-х Андре Мишлен приехал к одному из торговцев шинами и увидел, что столешница в его мастерской подперта стопкой маленьких красных книжек. «Человек бережет лишь то, за что платит», — подумал Андре Мишлен, и в 1920 году гид был перезапущен и стал стоить семь франков за копию.
В новом издании не было платной рекламы, но появились списки ресторанов и кафе, сгруппированные по особым критериям. Составители наняли тайных посетителей, которые время от времени наведывались в разные рестораны инкогнито, чтобы составить о них объективное мнение. Новые гиды стали очень популярными, особенно раздел про рестораны.
В 1926 году авторы Гида MICHELIN начали ранжировать рестораны, а в 1936 году окончательно сформировалась методика оценки:
✶ — следует заехать по дороге,
✶✶ — отклониться от маршрута, чтобы посетить,
✶✶✶ — предпринять отдельное путешествие.
Второй перерыв в издании произошел из-за Второй мировой войны. В оставшуюся половину XX века было продано 30 млн копий путеводителей.
Анонимные посетители ресторанов, которым не рекомендуется распространяться о своей работе и запрещено общаться с журналистами, до сих пор оценивают рестораны по всему миру. Сегодня Гид MICHELIN присутствует более чем в 30 странах и содержит сведения о более чем 16,7 тыс. тщательно отобранных заведений от бистро до ресторанов высокой кухни. С 2020 года введена новая награда — зеленая звезда, которая присуждается ресторану, который реализует экологический подход в работе.
Осенью 2021 года будет выпущен первый в истории Гид MICHELIN по Москве.
Факт № 4: компания «Мишлен» придумала дорожные знаки для Франции
Когда в начале XX века на дороги во всё большем количестве стали выезжать автомобили, их водителям и пассажирам понадобилась элементарная навигация, которой тогда фактически не было.
Между тем Андре Мишлен уже публиковал свои путеводители с дорожными картами для автомобилистов. На картах сокращениями обозначились различные категории дорог (национальные, окружные, крупные транспортные маршруты, общественные дороги, обычные дороги). Указаны были и административные идентификационные номера дорог. Но оставался вопрос: как все эти обозначения помогут автомобилисту непосредственно в пути?
Ответ был: «никак». Непосредственно вдоль полотна дороги если и обозначались, то подорожными столбами и только для внутренних государственных нужд. Причем камни высотой меньше метра были обращены указаниями на проезжую часть, а не к водителям, которые по ней ехали. Хуже того, камень мог отсутствовать, завалиться, спрятаться в высокой траве.
В сентябре 1912 года Андре Мишлен написал статью в издание Le Journal «Революция в автомобильных путешествиях», в которой предложил улучшить дорожную навигацию. Во-первых, нужно было пронумеровать все дороги, обозначив их кодом, сочетающим цифры и буквы. Во-вторых, надписи должны быть большими и читаемыми. В-третьих, такие указатели следовало поставить на все дороги и шоссе страны. Началась кампания по сбору подписей за реформу дорожной навигации, и Андре Мишлену в ее ходе удалось получить самую важную подпись.
В октябре 1912 года состоялась Международная выставка воздушного транспорта. На церемонии открытия Андре Мишлен протянул большую книгу и гусиное перо президенту Франции Арману Фальеру. Тот рассеяно подписал ее, приняв за книгу записи посетителей. На самом деле это была первая страница альбома подписей под петицией. Получив своего рода официальную печать одобрения, петиция собрала за месяц более 200 тыс. подписей.
Вскоре началась Первая мировая война, и к вопросу о том, какими должны быть знаки, вернулись только после нее. Прежде всего нужно было пометить перекрестки, и «Мишлен» предложила такую модель: бетонный столб весом 500 кг и высотой 1,75 м, по форме напоминающий стелу. Наверху прикреплялись эмалированные таблички с хорошо читаемыми указаниями. Компания начала производство дорожных знаков и договаривалась об их установке с местными властями. Правда, в начале 1920-х никакой стандартизации еще не было, и, помимо «Мишлен», свои знаки разрабатывали и устанавливали самые разные организации. Только к 1931 году Министерство внутренних дел Франции признало, что предложенные «Мишлен» дорожные указатели — лучшие, и распространила их на всю страну.
Факт № 5: радиальные шины MICHELIN разработал счетовод
После Второй мировой войны компании «Мишлен» удалось совершить еще одну революцию. Речь о серийном выпуске радиальной шины, и за этим тоже есть интересная история.
Изначально (начиная с велосипедной эпохи) в шинах использовался диагональный корд — слои наложенных друг на друга под определенным углом нитей из различных материалов (на первых порах из текстиля, затем из металла). В легковых шинах было четыре слоя, а в грузовых и автобусных — до двадцати.
Как раз в многослойности и структуре корда и состоял недостаток диагональных шин: из-за толщины и трения слоев корда внутри шин образовывалось много тепла, они быстрее изнашивались, были жесткими, неэластичными, что ухудшало сцепление с дорогой и повышало расход топлива. Больше того, такие шины взрывались на скорости выше 120 км/ч.
Вопросом усовершенствования шин занялись уже на раннем этапе автомобильной истории: еще в 1914 и 1916 годах в Великобритании и США соответственно были запатентованы шины с радиальной установкой корда, однако до серийной реализации в обоих случаях не дошло.
Тестирование «Мухоловки» показало, что бóльшая часть тепла внутри шин возникает из-за трения не в области протектора, а в боковых стенках, где несколько слоев корда создают трение при изгибе.
Придя к этим выводам, инженеры компании разработали и изготовили шины, в которых был каркас с радиально ориентированным кордом, повторяющим направление прокладки проволоки в «Мухоловке». В 1946 году конструкция была запатентована, а в 1949 году в продажу поступило первое массовое изделие такого рода — шина MICHELIN X.
Радиальные шины оказались в 2-4 раза долговечнее диагональных, безопаснее и экономичнее с точки зрения расхода топлива. Проверка новой технологии на практике получилась массовой: «Мишлен» в те годы контролировала компанию Citroёn и стала устанавливать MICHELIN X на конвейере на архипопулярные переднеприводные модели Traction Avant и новейшую 2CV, и водители высоко оценили эти шины. А после успеха обутой в них Lancia Aurelia B20 на «24 часах Ле-Мана» в 1951-м (представленный весной того года автомобиль уже в июне в Ле-Мане стал лучшим в своём классе) репутация разработки оказалась окончательно закреплена и доказана.
Итак, корнями история «Мишлен» уходит в эпоху промышленной революции, когда компания могла начаться с резиновых патрубков и уже через несколько лет вырасти и утвердиться в роли крупнейшего инноватора отрасли. Мы и сегодня обуваем в шины всё — от самокатов, велосипедов и вашего автомобиля до поездов парижского метро, тяжелой техники и самолётов (и даже на космических шаттлах стояли шины MICHELIN). И при этом мы не забываем об окружающей среде и комфорте автомобилистов.