к какому семейству относят растение имеющее следующую формулу цветка
Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ
Не часто, но все же встречается в вопросах ГИА и ЕГЭ по биологии тема, которая относится к ботанике, проходят ее в 7 или 8 классе, поэтому к моменту подготовки к экзаменам она успешно забывается…
Итак, рассмотрим строение цветков и соцветий и
Формулы цветков растений
Царство Растений принято делить на отделы, потом — на классы (одно-и двудольные), далее — порядок (его часто пропускают) и затем уже на семейства.
У растений класса двудольные количество лепестков в цветке кратно 4 или 5, у однодольных — 3 и околоцветник простой, либо совсем отсутствует.
Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.
Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.
Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).
Стеблевая часть:
Околоцветник:
Генеративная часть:
Соцветие — часть системы побегов покрытосеменного растения, несущая цветки и в связи с этим разнообразно видоизмененная. Соцветия обычно более или менее чётко отграничены от вегетативной части растения.
Закладываются соцветия внутри цветочных или смешанных почек.
Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть
Примеры:
Формула цветка тюльпана *О3+3Т3+3П(3)
цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.
Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞
цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)
Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные
Пример вопроса из теста ГИА:
Цветок одуванчика — это
1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12
Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)
Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай
Формула цветка семейств – ТОП-25!
«Праздник цветов» представляет формулы цветков семейств из классов Однодольных и Двудольных растений отдела Покрытосеменные (Цветковые). Мы выбрали семейства, обязательные к изучению в школе, техникуме или институте, а также наиболее распространенные в целом.
Семейства расположены в алфавитном порядке по своему названию. Формулы цветка взяты из нескольких источников: учебник биологии для шестого или седьмого класса, «Википедия» и научные работы ботаников, том числе те, на которые ссылаются в статьях на сайте «Wikipedia».
Условные обозначения
Формула цветка – это план строения цветка, выраженный при помощи знаков, букв и цифр в определенной последовательности. Для легкости восприятия будут описаны только те, символы, которые есть в указанных цветочных формулах!
Перед буквенными обозначениями записывается пол и симметрия цветка.
Пол | ♂ — мужской (содержит только тычинки) ♀ — женский (только плодолистики) ↑ — неправильный или зигоморфный цветок (одна плоскость симметрии) |
Буквенные обозначения взяты из названий частей цветка из латинского или русского языка (латинский алфавит или кириллица). После них указывается количество членов, составляющих отдельные круги (мутовки) цветка (число тычинок, плодолистиков и т.д.).
Латынь | Кириллица | Значение |
P | О | простой околоцветник (perigonium). Цифрами указывают число лепестков. |
Са или К | Ч | чашечка (calyx), число чашелистиков |
Co или C | В или Л | венчик (corolla), число лепестков |
A | Т | андроцей (androceum), число тычинок |
G или Q | П | гинецей (пестик) (gynoeceum), число плодолистиков |
Внимание! На кириллице иногда, например, в учебниках по биологии для 6, 7 класса, в формуле цветка с простым околоцветником указывают – «Л», а не «О», как принято. Если вам снизили балл или не зачли ответ именно по этой причине, то вы можете доказать учителю свою правоту.
Схема
Таким образом, схема формулы цветка будет иметь такую структуру и последовательность.
Важно! В некоторых источниках, сначала указывают пол цветка, а не его симметрию, но в большинстве научных работ именно симметрия записана в начале формулы.
Знаки
Внимание! Поскольку символ обоеполого цветка отсутствует в текстовых редакторах, мы записали его так ♂♀, а вы не забудьте написать его правильно.
Однодольные
Амариллисовые, п/с Луковые
Кириллица: популярный ответ в интернете – Л(6) Т(6) П(1), по википедии – О3+3 Т3+3 П(3)
Злаки (Злаковые, Мятликовые)
Лилейные (Лилиевые)
Осоковые
Двудольные (Магнолиопсиды)
Амарантовые, п/с Маревые (Лебедовые)
Астровые (Сложноцветные)
Источник 3: ✽Ca0 Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой со скобками (трубчатый цветок), ↑♂♀Ca∞ Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой со скобками(язычковый цветок), ↑Ca0 или (2), или ∞ Co(3) A0 G(2) + черта над двойкой со скобками (краевой ложноязычковый), ↑Ca0∞ Co(6-9) A0 G0 + черта над нулём(краевой воронковидный).
Источник 4: ✽♂♀Ca0 Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой в скобках(трубчатый цветок, который считается исходной формой). ↑♂♀Ca0 Co(5) A(5) G(2) + черта над двойкой в скобках(язычковый цветок). ↑♀Ca0 Co(5) A(0) G(2) + черта над двойкой в скобках (ложноязычковый цветок). ↑Ca0 Co(5)-(7) A0 G0 (воронковидный цветок).
Берёзовые
Бобовые (Мотыльковые)
Учебник биологии: формула цветка большинства мотыльковых растений – ↑Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1
Буковые
Бурачниковые
Вересковые (Эриковые)
Источник 3: ✽Ca(5) Co(5) A5+5 G(5) + черта над пятёркой в скобках – черника обыкновенная, ✽Ca(4) Co(4) A4+4 G(4)+ черта над четвёркой в скобках – клюква и брусника.
Гвоздичные (Гвоздиковые)
Гречишные (Гречиховые, Спорышевые)
Википедия: ✽Ca6-3 A3+3 G(3) (источник 2) или ✽♂♀P(5-6) A3-9 or 3+3 G(2-4) (источник 7).
Зонтичные (Сельдерейные, Сельдереевые)
Ивовые
Кипрейные (Ослинниковые)
Колокольчиковые
Источник 3: ✽Ca(5)Co(5)A5 G(3) + черта над тройкой в скобках – колокольчик круглолистный.
Крестоцветные (Капустные)
Википедия: ✽Ca4 Cо4 A2+4 G(2) (источник не указан, но эта же формула указана в источнике 4)
Лютиковые
Норичниковые
Маковые
Мальвовые
Википедия: типовой вид Мальва лесная – ✽Ca3+(5) Co5 А∞ G(∞) (источник 3), типового рода Мальва семейства Мальвовые. П/с Стеркулиевые: ✽Ca(5) Co5 А5-∞ G(5) (источник 5).
Пасленовые
Розовые (Розоцветные, Шиповниковые)
Тыквенные (Тыквовые)
Яснотковые (Губоцветные)
Источник 3: ↑♂♀ Ca(5)Co(2/3) A4G(2) – душица обыкновенная (также указано в статье на «Википедии»)
Формула цветка семейств в таблице и фото
Для большего удобства мы собрали в отдельную таблицу формулы цветка самых популярных семейств и расположили в алфавитном порядке. В ней представлены все семейства, формула которых указывается в учебнике по биологии для 6 и 7 классов.
В таблице указываем формулу цветка из учебника по биологии и из «Википедии». Варианты из других источников не дублировали, чтобы облегчить восприятие.
Также таблица сделана изображением, чтобы фото можно было скачать при необходимости.
Литература
2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Мулдашев А. А. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности: Учебник. — 2-е, перабот. — М.: Логос, 2002. — 256 с.
3. Барабанов Е. И., Зайчикова С.Г. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 448 с.
4. Криворотов С.Б., Сионова Н.А. Пособие по систематике Цветковых растений. Метод. пособие для самостоятельной работы студентов по направлению 110100.62 Агрохимия и агропочвоведение, 110400.62 Агрономия (защита растений) биологических факультетов университетов. — Краснодар: КубГАУ, 2012. — 42 с. _https://kubsau.ru/upload/iblock/dc6/dc6c6f8e18d0b4fc3a4ca7c9e8f1b052.pdf
5. Андреева И. И., Родман Л. С. Ботаника. — 3-е, перераб. и доп. — М.: Колос, 2005. — 528 с.
6. Макаренко Э.Н. Краткий курс ботаники для бакалавров. Учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 020400.62 «Биология» медицинского вуза./ Э.Н. Макаренко, М.В. Походенко, А.А. Хачатурова. – Ставрополь: Изд-во СтГМУ. – 2013. – 93 с. _http://stgmu.ru/userfiles/depts/biology_ecology/BOTANIKA_dlya_bakalavrov_ofis_10_i_pdf.pdf
7. Сербин А. Г. и др. Медицинская ботаника. Учеб. для студ. вузов. — Х.: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. — С. 130. — 364 с.
Авторы журнала «Праздник цветов» желают вам высоких оценок и успехов в учёбе!
Формулы цветков растений
Не часто, но все же встречается в вопросах ГИА и ЕГЭ по биологии тема, которая относится к ботанике, проходят ее в 7 или 8 классе, поэтому к моменту подготовки к экзаменам она успешно забывается…
Формулы цветков растений
Царство Растений принято делить на отделы, потом — на классы (одно-и двудольные), далее — порядок (его часто пропускают) и затем уже на семейства.
Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.
Соответственно, у каждого семейства цветковых есть своя формула.
Для начала давайте рассмотрим более детально строение цветка (при подготовке к ЕГЭ обычно цветок рассматривают только в контексте двойного оплодотворения).
Для построения формулы цветковых растений используют Околоцветник и Генеративную часть
цветок правильный, околоцветник простой и состоит из шести листочков (причём они различаются), шести тычинок (тычинки также неодинаковые) и трёх сросшихся плодолистиков.
Формула цветка шиповника – *Ч5Л5Т∞П∞
цветок правильный, с 5 чашелистиками и 5 лепестками. Тычинок и пестиков много (более 12)
Еще можно добавить сюда Семейство Сложноцветные
Пример вопроса из теста ГИА:
Цветок одуванчика — это
1) головка
2) корзинка
3) цветок, имеющий 5 сросшихся тычинок и 5 сросшихся лепестков
4) цветок с числом лепестков и тычинок больше 12
Ответ: т.к. одуванчик относится к семейству сложноцветных, то его формула Л (5)Т (5) — соответствует ответу 3)
Вопросы по формулам цветков растений встречаются на экзаменах редко, но стоит их выучить — на всякий случай
Классы и семейства цветковых растений
Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:
Однодольные
Двудольные
Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек
Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные
Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых
Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку
Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля
Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек
Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание
Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр
ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия
ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует
5) количество лепестков кратно 5
6) двойное оплодотворение
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия
ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником
2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля
2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев
3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа
4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник
5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные
ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм
ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли
Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник
БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)
2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок
Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные
Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки
Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)