к какому роду публичной речи относится поздравительная речь
Роды и виды публичной речи
В зависимости от цели речи, ее содержания и условий ее произнесения (т. е. пафоса, логоса и этоса[12]) в общественной практике сложилась традиция классифицировать публичную речь по родам и видам, где род характеризуется общностью предмета речи и ее ближайших целей (особенностями этоса и пафоса), а вид соответствует ее жанровой специфике (определяемой в первую очередь логосом).
Еще Аристотель выделял три рода речей – совещательные, судебные и эпидейктические (или показательные, имеющие целью восхваление или порицание), акцентируя тем самым связь риторики с общественной жизнью.
Представим современную классификацию родов и видов публичной речи и заметим, что практика традиционно допускает сходство условий, задаваемых этосом и пафосом, а потому и грани между родами речи достаточно подвижны.
РОД РЕЧИ | ВИД РЕЧИ |
Академическая речь | лекция (вузовская, научно-популярная) |
научный доклад | |
научный обзор | |
научное сообщение | |
Социально-политическая речь | доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании) |
парламентская | |
митинговая | |
военно-патриотическая | |
дипломатическая | |
агитаторская | |
политическое обозрение | |
Социально-бытовая речь | приветственная |
юбилейная, или похвальная | |
застольная (тост) | |
надгробная (поминальная) | |
речь на приеме | |
Судебная речь | обвинительная (прокурорская, общественно-обвинительная) |
защитительная (адвокатская, общественно-защитительная,) | |
самозащитительная речь обвиняемого | |
Церковно-богословская речь | проповедь (слово) |
официальная церковная |
Судебное красноречие.Владение ораторским мастерством имеет особое значение в деятельности судебных ораторов. Их выступления в прениях часто называют судебным красноречием. Судебное красноречие, основное назначение которого – способствовать установлению истины по делу, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.
Своим развитием судебное красноречие в России обязано реформе судопроизводства 1864 года, когда произошло отделение суда от администрации, было установлено равенство перед судом граждан всех сословий (заметим: после отмены крепостного права прошло всего три года), учрежден институт судебных присяжных, узаконена выборность мировых судей и присяжных заседателей. Гласность судебного процесса, публичное состязание сторон предъявляли новые требования к юристам. Правосудие остро нуждалось в новом типе прокурора и адвоката.
Сегодня Ф.Н Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, П.Я. Пассовер, В.Д. Спасович, С.Н. Урусов, А.Ф. Кони (и не только) известны как классики ораторского судебного мастерства, основатели «школы» русского судебного красноречия. О них ходили легенды, написано много книг, воспоминаний, но главное – они оставили нам свои труды, свои судебные речи, искусство построения которых не сумели превзойти их последователи.
Судите сами. Вот фрагмент из рассказа В. Вересаева «Сила Плевако»:
«…Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек. Она… подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако.
Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, и если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет.
– Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее. Взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла чайник ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.
Итак, искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию. Иными словами, выяснить, доказать, убедить. Это и составляет специфику судебной речи.
Судебная речь всегда была особенным родом речи. Среди других основных современных видов красноречия – академического, социально-политического, социально-бытового и церковно-богословского – судебное, пожалуй, наиболее архаично (как уже говорилось, судебные речи как род выделял еще Аристотель). В свою очередь, судебная речь подразделяется на обвинительную (прокурорскую или общественно-обвинительную, а также речь прокурора при отказе от обвинения) и защитительную (адвокатскую или общественно-защитительную (представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика), а также самозащитительную речь обвиняемого). С вводом, точнее с возвращение суда присяжных вновь актуальна напутственная речь председательствующего в судебном заседании, адресованная присяжным и имеющая место перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату.
Как показывает сложившаяся к сегодняшнему дню практика, главными ораторами в суде выступают прокурор и адвокат.
По мнению А. Ф. Кони, основные черты обвинителя – спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей и искажению данных дела, и, наконец, что весьма важно, полное отсутствие лицедейства в голосе, в жесте и в способе держать себя на суде. Идеального защитника А. Ф. Кони характеризует следующим образом: «Он не слуга своего клиента и не пособник ему в стремлении уйти от заслуженной кары правосудия. Он друг, он советник человека, который, по его искреннему убеждению, невиновен вовсе или вовсе не так и не в том виновен, как и в чем его обвиняют». Однако, справедливости ради, следует заметить, что, помимо прокурора и адвоката, выступления в суде предполагают речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь), потерпевшего (и его представителя), истца и ответчика (и их представителей), общественного обвинителя и общественного защитника, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Кроме того, после произнесения речей всеми участниками процесса каждый из них имеет право на реплику – еще одно выступление, предполагающее законченную композицию и представляющее собой не повтор сказанного, а нечто принципиально новое по существу дела: дополнительные аргументы, уточнение позиций и, возможно, измененную точку зрения относительно того или иного положения. Выступление с репликой также процессуально регламентировано – право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику (статья 292 УПК РФ).
Предмет же речи у каждого из судебных ораторов в той или иной конкретной ситуации, безусловно, единый – суть рассматриваемого дела. Итак, различие предмета речи в судебном заседании обусловлено спецификой преступления или правонарушения – уголовное или гражданское дело рассматривается в суде, а также судом какой инстанции – 1-ой или II-ой – ведется рассмотрение [13].
Безусловно, что в суде любой инстанции правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Полемика между прокурором и адвокатом есть самое эффективное средство установления истины по делу. Уточним: полемика вообще есть разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. В полемике, как и в споре, недопустимы некорректные приемы, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, в правосудии не допускается.
Таким образом, стороны, ведущие судебную полемику, обязательно «подотчетны» нравственным требованиям. «. Судебное состязание не есть бой, не есть война; средства, здесь дозволяемые, должны основываться на совести, справедливости и законе», – писал профессор Л.Е. Владимиров в «Пособии для уголовной защиты», изданном еще в 1911 году.
Немногим позже, продолжая традиции обучения судебных ораторов, А.Ф. Кони учил, что умение говорить публично достигается выполнением трех требований: «Нужно знать предмет, о котором говоришь; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами; нужно не лгать, ложь отнимает у публичной речи ее силу и убедительность». Его книгу «Советы лекторам», написанную в 20-е годы, но впервые опубликованную в 1956-м, и книгу П.С. Пороховщикова (псевдоним – П. Сергеич) «Искусство речи на суде» каждый, кто стремится быть профессиональным юристом, точнее – юристом-профессионалом, должен сделать своей настольной книгой. Почему? – Прочтите!
Этапы подготовки публичной речи – по сути, путь «от мысли к звучащему публичному слову» риторическая традиция со времен Цицерона трактует через пять составляющих – паять этапов «классического риторического канона»: [14]
I. | Inventio (лат. находка, изобретение) | Нахождение, изобретение того, что сказать. |
II. | Dispositio (лат. расстановка, расположение) | Упорядочение, расположение по порядку найденного, изобретенного. |
III. | Elocutio (лат. выражение, речь, слог, стиль) | Придание найденному словесной формы, украшение словами. |
IV. | Memoria (лат. память) | Утверждение в памяти, запоминание. |
V. | Actio (лат. действие) | Произнесение. |
Остановимся на каждой части этого алгоритма, по которому не только создается текст речи, но и готовится выступление.
Такие модели известны еще из античных риторик и называются топосами, илитопами (от гр. topox. – место, общее место), учение о них – топикой. Топос – оценочное суждение, имеющее статус общепринятого мнения. Значение топоса зависит не только от предмета высказывания, но и от прагматического, психологического, этического и других смыслов. Будучи общепринятыми, топосы обладали убеждающей силой – отсюда и та значимость, которая придавалась составлению списков топов[16].
3) свойства материальные (величина, фигура, движение, упругость, твердость),
4) свойства жизненные (душевные дарования, страсти, добродетели, пороки, внешнее состояние, чувства),
Публичная речь
Всего получено оценок: 311.
Всего получено оценок: 311.
Публичной называют такую речь, которая рассчитана на аудиторию, на восприятие значительным количеством слушателей. Именно публичному стилю речи посвящена наша статья.
Устная или письменная
По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи:
Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи:
Качество публичной речи
На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы.
Например, психологические:
Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.
Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.
И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести:
Жанры публичной речи
Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.
Первый из них – это общественно политические речи. Примерами могут служить
Выступление на научную тему:
Торжественные речи – это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им.
Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика – сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь. И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи.
Принципы построения публичной речи
Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение.
Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.
В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис.
Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели.
Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным.
Вывод может как подтверждать тезис, так и предлагать отчасти новую информацию, к которой докладчик пришёл в процессе своего сообщения.
Что мы узнали?
Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.
Роды и виды ораторского искусства. виды публичных выступлений по цели и по форме
П р а к т и ч е с к о е з а н я т и е № 5
РОДЫ И ВИДЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА.
ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
ПО ЦЕЛИ И ПО ФОРМЕ
le genre de l’йloquence
el gйnero de la elocuencia
la elocuencia judicial
theological and church eloquence
l’йloquence thйologique de l’йglise
la elocuencia teolуgica de iglesia
social and household eloquence
la elocuencia social cotidiana comъn
un type de l’йloquence
un tipo de la elocuencia
the convincing speech
le discours de persuasion
еl discurso persuasivo
legal and etiquette speech
le discours de protocole et d’йtiquette
protocolo y etiqueta
le discours amusant
el discurso entretenedor
la source d’information
la fuente de informaciуn
le marquage du texte
la structuration du discours
la estructuraciуn del texto
Красноречие – это умение красиво и убедительно говорить.
Ораторское искусство – это умение красиво и убедительно выступать публично.
Род красноречия определяется сферой использования. В зависимости от конкретной ситуации, цели и темы выделяются виды красноречия.
II. Академическое красноречие
Научный доклад, научное сообщение
Речь студента на защите дипломной работы
Речь научного оппонента
III. Деловое красноречие
Доклад на экономические темы
Речь на деловом совещании
Речь на деловых переговорах
IV. Судебное красноречие
V. Богословско-церковное красноречие
Публичная речь религиозных деятелей
VI. Социально-бытовое красноречие
Речь на собрании выпускников
В зависимости от цели различают несколько видов публичных выступлений.
сообщить некоторую информацию
доклад, сообщение, лекция, инструктаж, устный ответ, объявление, презентация и др.
убедить в правильности занимаемой позиции
выступление в научной и политической дискуссии, презентация и др.
соответствовать требованиям протокола, этикета
официальное приветствие, поздравление и др.
создать неформальную позитивную атмосферу
речь за праздничным столом, шутливый рассказ и др.
Обратите внимание! Одно выступление может иметь разные цели. Например, возможны информационно-этикетные, информационно-развлекательные, информационно-убеждающие и другие виды выступления.
Жанры публичных выступлений различаются по содержанию и продолжительности
объёмное выступление, раскрывающее значимую научную или социально-политическую тему
небольшое устное выступление на выбранную заранее тему (на основе фактов с примерами)
объёмное научное, учебно-научное или научно-популярное выступление специалиста
публичный диалог со слушателем на заранее выбранную тему
определяется по ситуации
От теории к практике
Задание 1. По данной реплике определите род и вид красноречия.
Задание 2. Определите, относятся ли к публичным выступлениям следующие жанры. Назовите цель выступления.
1. Выступление кандидата на пост губернатора в теледебатах. 2. Выступление ректора на церемонии посвящения в студенты. 3. Телереклама новой марки автомобиля. 4. Инструктаж студентов о правилах поведения в РУДН.5. Инструкция по эксплуатации электрического чайника. 6. Консультация преподавателя перед экзаменом. 7. Беседа врача с первокурсниками о вреде курения. 8. Отчёт о работе научного студенческого общества. 9. Приветствие президента страны участникам международного форума молодых учёных. 10. Обсуждение организации вечера «Читаем русские стихи» на собрании студентов первого курса.
Задание 3. Назовите жанр публичного выступления. В случае затруднения используйте информацию Таблицы 3.
1. Рассказ студента о заимствованной лексике в русском языке. 2. Объяснение преподавателем основных понятий курса термодинамики. 3. Информация об участии иностранных студентов в межвузовской Олимпиаде по русскому языку. 4. Обсуждение времени и места проведения летней студенческой практики. 5. Отчёт о результатах проведенного лабораторного исследования). 6. Обмен мнениями по просмотренному фильму. 7. Выступление студента по проблемам платного образования. 8. Презентация автором новой книги.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ:
ВЫБОР ТЕМЫ, ПОДБОР МАТЕРИАЛА
Этапы подготовки выступления
Выбор и формулировка темы
А) Необходимо обращать внимание на интересы аудитории, условия выступления.
Б) Формулировка должна быть ясной, краткой, интересной для слушателей.
А) Для информационных выступлений – сообщить новые сведения.
Б) Для убеждающих выступлений –доказать слушателям правильность точки зрения оратора.
А) В выступлении должно быть достаточно фактов и примеров.
Б) Источники информации: официальные документы; научная, научно-популярная, справочная литература; статьи из газет и журналов; интернет-ресурсы и т. д.
Необходимо для структурирования и убедительности речи.
Необходимо для систематизации материала, максимальной точности выражения мысли; для преодоления волнения в процессе выступления.
Рекомендуется выступление с использованием размеченного текста: а) нумерация пунктов; б) выделение разным цветом или шрифтом основных положений, фамилий, цифр, дат, цитат, примеров.
Композиция речи, или его структура – это построение выступления, последовательность его частей и соотношение между ними.
Установить контакт с аудиторией,
познакомить с темой выступления
Извинения за отсутствие опыта выступлений
Раскрыть основные положения темы, доказать тезисы с помощью аргументов, примеров, фактов, цифр.
Уход от темы, нарушение логической последовательности, усложнение материала.
Сделать общие выводы.
Использование новой информации, неумение остановиться.
От теории к практике
Задание 4. Прочитайте фрагменты выступлений. Определите, какой композиционной частью они являются.
Задание 5. Прочитайте заключительные фразы выступлений. Определите, какие из них допустимы, а какие нет.
1. Вот и всё, что я хотел вам сказать. 2. Спасибо за внимание! Надеюсь, что предложенная информация будет полезна в вашей работе. 3. Таким образом, подведём итог: уровень владения родным языком определяет общий уровень культуры. 4. Извините, если мне не удалось вас убедить. 5. До свидания! Жаль, что вы меня недостаточно внимательно слушали. 6. Итак, я закончил свое выступление. Если у вас есть вопросы, я готов на них ответить. 7. Моё время вышло. До свидания! 8. На этом сегодня остановимся. Остальной материал проработайте самостоятельно. 9. Ну что же, кажется, аудитория слишком устала. Давайте вернемся к нашему разговору через неделю.
Задание 6. Прочитайте текст. А) Озаглавьте его и сформулируйте тему. Б) Придумайте вступление. В) Сформулируйте заключение.
… Эзомп – знаменитый древнегреческий автор басен – был рабом. Однажды его хозяин захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них разные блюда. Хозяин спросил, почему Эзоп приготовил блюда только из языков. Эзоп ответил: «Ты сказал, чтобы я купил самое лучшее. А что может быть лучше языка?! При помощи языка строятся города, развивается культура народа. При помощи языка мы получаем знания, люди могут общаться, решать различные вопросы, просить, приветствовать, выражать радость, объясняться в любви». С такими аргументами Эзопа нельзя было не согласиться.
В другой раз хозяин сказал Эзопу, чтобы он купил к обеду самое худшее. Все гости за столом удивились, когда опять увидели блюда только из языков. Тогда Эзоп объяснил: «Мне приказали найти самое худшее. А что может быть хуже языка?! С помощью языка люди обижают друг друга, с его помощью можно обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может привести к войне, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Никто не смог возразить Эзопу…
УЧИМСЯ ИСКУССТВУ ОБЩЕНИЯ
Верны ли предложенные ниже утверждения? Свой ответ аргументируйте, используя известные вам речевые формулы.
1. Роды ораторского искусства определяются сферой использования.
2. Серьёзная научная тема может быть изложена только в лекции.
3. При выборе темы выступления оратор должен учитывать только свои интересы.
4.Тема должна отражать основное содержание выступления.
5. При подготовке выступления можно записать только план.
6. Разметка текста речи помогает оратору быстро ориентироваться в материале.
7. Выступление, как правило, состоит из трёх частей структуру.
8. Основная часть выступления содержит главные выводы.
9. В заключении нужно привести дополнительные примеры для большей убедительности всей речи.
В интерактивном режиме предлагаем обсудить следующие вопросы:
Каковы основные роды ораторского искусства? В каких сферах используется каждый из них? Какие виды красноречия относятся к каждому роду? На какие основные виды делятся публичные выступления по цели? Каковы основные жанры публичных выступлений по содержанию? На какие этапы делится процесс подготовки публичного выступления? Что нужно учитывать при выборе темы выступления? Каковы основные требования к ее формулировке? Как надо подбирать материал для выступления? Зачем нужно составлять план выступления? Почему текст выступления должен быть написан? Для чего нужна разметка текста выступления? Какова традиционная композиция текста выступления? Какова цель каждой части?
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а №5
1. Выберите правильный вариант ответа.
Виды красноречия выделяются в зависимости от …
а) сферы, цели и способа общения;
б) ситуации, темы и цели выступления;
в) состава и подготовленности аудитории
Доклад как вид красноречия характерен для …
а) социально-политической и судебной сфер
б) социально-политической и академической сфер
в) академической и социально-бытовой сфер
К протокольно-этикетным выступлениям не относится: …
б) речь на политическом митинге
в) речь на собрании землячества
Наиболее кратким является следующий ораторский жанр: …
Вступление обязательно должно содержать …
в) формулировку темы
В заключении всегда формулируется (-ются) …
в) пожелания слушателям
При подготовке к выступлению необходимо …
а) отрепетировать речь перед зеркалом
б) написать текст речи полностью
в) обсудить текст речи с коллегами
2. Составьте план выступления по одной из предложенных тем. Обратите внимание на возможность их разной интерпретации.
1. Пути решения экологических проблем мегаполиса.
2. Реальное и виртуальное общение в жизни молодёжи.
3. Музыка, которую хочется слушать.
4. Профессионализм как главное условие успешности в жизни.
5. Система образования в моей стране.
НАШ ПЕРВЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Приёмы и средства организации выступления
приветствие; обращение; благодарность за внимание
Здравствуйте, уважаемые слушатели!; Благодарю за внимание!
Темой моего выступления является …; Тема моего выступления – …;
Сегодня мы рассмотрим проблему…; Мы хорошо знаем, что…; Нам необходимо решить очень важный вопрос…
предложения без субъекта
А) Вспомним, что говорил об этом…; Допустим, что…; Предположим, что…
Кто не делал ошибок в речи?; Просто ли решить эту проблему? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?
Метатекст – слова и предложения, которые обозначают составные части выступления