к какому роду литературы принадлежит произведение м горького
К какому роду литературы принадлежит произведение м горького
К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не всё равно.
Сатин. Положим – так. А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Бубнов. За это и били.
Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют. до смерти.
Сатин. А ты – болван.
Актёр (помолчав). Не понимаю. почему – нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру. чего нежишься?
Актёр. Это дело не твоё.
Клещ. А вот Василиса придёт – она тебе покажет, чьё дело.
Актёр. К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться. Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться. я на базар иду с Квашнёй.
Актёр. Это меня не касается. иди хоть на каторгу. а пол мести твоя очередь. я за других не стану работать.
Барон. Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт. Эй ты, роковая любовь! Очнись!
(Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё – барин.
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня – ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно. как же!
Квашня (в двери из кухни – Барону). А ты – иди! Уберутся без тебя. Актёр! Тебя просят, – ты и сделай. не переломишься, чай!
Актёр. Ну. всегда я. не понимаю.
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело.
Сатин. Стоило тебе родиться бароном.
Квашня (Актёру). Ты смотри же – подмети!
(Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Актёр (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм. органон.
Анна. Андрей Митрич.
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня. возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты – не будешь?
Анна. Не хочу. На что мне есть? Ты – работник. тебе – надо.
Клещ. Боишься? Не бойся. может, ещё.
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне. видно, скоро уж.
Клещ (отходя). Ничего. может – встанешь. бывает! (Уходит в кухню.)
Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем.
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм.
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю – серьёзно. да. Если организм – отравлен. значит – мне вредно мести пол. дышать пылью.
Сатин. Макробиотика. ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова. А то ещё есть – транс-сцедентальный.
Сатин. Не знаю. забыл.
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так. Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз.
Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь. Я играл в ней могильщика.
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О. помяни меня в твоих молитвах. »
За сценой, где-то далеко, – глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.
Драма – литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.
В драматургии изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.
Ответ: драма
2 1 7 0 0 4 3
К какому роду литературы принадлежит произведение м горького
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады, лирической поэмы. Задания 7–9 требуют краткого ответа. Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.
Ответы к заданиям 1–4 и 7–9 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 250 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Назовите литературное направление, основному принципу которого — исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств — следует М. Горький в пьесе «На дне».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Актёр (помолчав). Не понимаю. почему — нельзя?
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё — барин. Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня — ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно. как же!
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них — корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело.
Сатин Стоило тебе родиться бароном.
Квашня (Актёру). Ты смотри же — подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Актёр (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)
Клещ (подходя к ней). А ты — не будешь?
Клещ (отходя). Ничего. может — встанешь. бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм — совершенно отравлен алкоголем. Сатин (улыбаясь). Органон.
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм.
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю — серьёзно. да. Если организм — отравлен. значит — мне вредно мести пол. дышать пылью. Сатин. Макробиотика. ха!
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
За сценой, где-то далеко, — глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.
Вариант 22
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не всё равно.
Сатин. Положим – так. А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Бубнов. За это и били.
Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют. до смерти.
Сатин. А ты – болван.
Актёр (помолчав). Не понимаю. почему – нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру. чего нежишься?
Актёр. Это дело не твоё.
Клещ. А вот Василиса придёт – она тебе покажет, чьё дело.
Актёр. К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться. Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться. я на базар иду с Квашнёй.
Актёр. Это меня не касается. иди хоть на каторгу. а пол мести твоя очередь. я за других не стану работать.
Барон. Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт. Эй ты, роковая любовь! Очнись!
(Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё – барин.
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня – ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно. как же!
Квашня (в двери из кухни – Барону). А ты – иди! Уберутся без тебя. Актёр! Тебя просят, – ты и сделай. не переломишься, чай!
Актёр. Ну. всегда я. не понимаю.
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело.
Сатин. Стоило тебе родиться бароном.
Квашня (Актёру). Ты смотри же – подмети!
(Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Актёр (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем. (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм. органон.
Анна. Андрей Митрич.
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня. возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты – не будешь?
Анна. Не хочу. На что мне есть? Ты – работник. тебе – надо.
Клещ. Боишься? Не бойся. может, ещё.
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне. видно, скоро уж.
Клещ (отходя). Ничего. может – встанешь. бывает! (Уходит в кухню.)
Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем.
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм.
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю – серьёзно. да. Если организм – отравлен. значит – мне вредно мести пол. дышать пылью.
Сатин. Макробиотика. ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова. А то ещё есть – транс-сцедентальный.
Сатин. Не знаю. забыл.
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так. Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз.
Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь. Я играл в ней могильщика.
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О. помяни меня в твоих молитвах. »
За сценой, где-то далеко, – глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.
При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
К какому роду литературы принадлежит произведение М. Горького?
Назовите литературное направление, основному принципу которого – исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств – следует М. Горький в пьесе «На дне».
Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?
Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВА |
А) Сатин | 1) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке |
Б) Барон | 2) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке |
В) Бубнов | 3) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка – один из пунктов его странствий |
4) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Каким термином обозначаются авторские пояснения, комментирующие действия персонажей (выходя из кухни; ударяет себя в грудь рукой и т.п.)?
Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?
Развитие действия сопровождается чередованием реплик действующих лиц. Укажите термин, обозначающий такую форму художественной речи.
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Черты какого поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока?
Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных в строке («В мерцаньи красных лампад»)?
Как называется созвучие концов стихотворных строк (храмы – Дамы; обряд – лампад и т.п.)?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
2) Риторическое восклицание
Укажите термин, обозначающий повтор слова или группы слов в начале смежных строк или строф:
О, я привык к этим ризам / О, Святая, как ласковы свечи,
Задания с развернутым ответом
В 17 задании выберите только ОДНУ тему.
9. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
15. Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?
16. В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?
17.1. Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
17.2. Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
17.3. Как в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны
— Примеры этих и других сочинений, проверенные экспертом ЕГЭ, смотрите в нашем банке работ.
— Вы также можете отправить на проверку свою работу. Проверим в течение суток по критериям, прокомментируем все ошибки и дадим рекомендации.
К какому роду литературы принадлежит произведение м горького
Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!
Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!
Лука. Не лучше трезвого-то.
Актёр. Идем, старик. я тебе продекламирую куплеты.
Актёр. Стихи, — понимаешь?
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то.
Актёр. Это — смешно. А иногда — грустно.
Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном.)
Актёр. Иду. я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения. начало я забыл. забыл! (Потирает лоб.)
Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка. ходи!
Медведев. Не туда я пошёл. пострели её!
Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик-, была хорошая память. А-теперь вот. кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом. гром аплодисментов! Ты. не знаешь, что такое аплодисменты. это, брат, как. водка. Бывало, выйду, встану вот так. (Становится в позу.) Встану. и. (Молчит.) Ничего не помню. ни слова. не помню! Любимое стихотворение. плохо это, старик?
Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа.
Актёр. Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. А почему — погиб? Веры у меня не было. Кончен я.
Лука. Ну, чего? Ты. лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница — тоже человек. и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди.
Актёр (задумчиво). Куда? Где это?
Лука. А это. в одном городе. как его? Название у него эдакое. Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и — терпи. А потом — вылечишься. и начнёшь жить снова. хорошо, брат, снова-то! Ну, решай. в два приёма.
Актёр (улыбаясь). Снова. сначала. Это — хорошо. Н-да. Снова? (Смеётся.) Ну. да! Я могу?! Ведь могу, а?
Лука. А чего? Человек — всё может. лишь бы захотел.
Актёр (вдруг, как бы проснувшись). Ты — чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок. прощай. (Уходит.)
К какому роду литературы принадлежит произведение м горького
Какое слово добавляют к слову «роман», характеризуя жанр шолоховского «Тихого Дона»?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.
— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!
Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.
— Давит, аж рука занемела. Нет, погоди!
— Гляди под баркас не пущай. Гляди!
Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.
— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.
— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.
Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.
-Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.
Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.
— Ты, Григорий, вот что. — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой.
Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.
— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!
Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.
— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.
— Мало что люди гутарют.
Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.
До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:
— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:
— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.
Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Укажите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.
Творчество М. А. Шолохов развивалось в русле реализма. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Текст фрагмента представляет собой по преимуществу разговор отца и сына Мелеховых. Как называется такая форма общения между персонажами?
Такая форма общения называется «диалог». Дадим определение.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении.
Укажите термин, которым обозначается выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, «обрубковатые» пальцы старика Мелехова).
Такой термин называется деталью или художественной деталью. Дадим определение.
Художественная деталь — особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже, его внешности или психологии), интерьере, обстановке.
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Как называется острое столкновение, непримиримое противоречие, стимулирующее развитие сюжета?
Такое столкновение и противоречие называется конфликтом. Дадим определение.
Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.
почему конфликт?? если здесь идёт уточнение «стимулирующее развитие сюжета»! конфликт просто конфликт
Конфликт и есть движущая сила любого действия, т.е. конфликт стимулирует развитие сюжета.
В чём смысл соседства двух сцен — «сазаньего боя» и разговора по душам между отцом и сыном?
Можно провести параллель между сазаном, который в неравной схватке сражается за свою свободу, за свою жизнь, и Григорием, который вырывается из-под родительской опеки. Для Григория связь с Аксиньей — такая же потребность, как вода для сазана, но семейные устои и слово отца — закон ненарушаемый, он сильнее желаний и стемлений героя. Как бы Григорий ни боролся с мнением отца, ему придётся покориться и жить, как принято. Как сазан борется за свою жизнь до последней секунды,так и Григорий добивается любви Аксиньи.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Так возникает _____, стимулирующий развитие _____ произведения.
Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Так возникает конфликт, стимулирующий развитие сюжета произведения.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором нашла своё отображение тема «отцов и детей». Чем оно схоже (или чем различается) с шолоховским «Тихим Доном»?
Дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта — хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он решительно запрещает Григорию видеться с Аксиньей: «Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!». Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.
Тема отцов и детей поднималась А. Н. Островским в драме «Гроза». В «Грозе», подобно «Тихому Дону», показан конфликт старшего поколения с младшим. «Дети» не хотят подчиняться старшим, у них свои идеалы. Взгляды нового поколения более прогрессивные, направленные в будущее, поэтому конфликтуют со старыми отцовскими устоями, которые символизируют «век минувший».
Этим словом является слово «эпопея». Дадим определение.
Эпопея — это родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
1) Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2) Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (выходя из кухни). Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!
Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!
Лука. Не лучше трезвого-то.
Актёр. Идем, старик. я тебе продекламирую куплеты.
Актёр. Стихи, — понимаешь?
Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то.
Актёр. Это — смешно. А иногда — грустно.
Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном.)
Актёр. Иду. я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения. начало я забыл. забыл! (Потирает лоб.)
Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка. ходи!
Медведев. Не туда я пошёл. пострели её!
Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик-, была хорошая память. А-теперь вот. кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом. гром аплодисментов! Ты. не знаешь, что такое аплодисменты. это, брат, как. водка. Бывало, выйду, встану вот так. (Становится в позу.) Встану. и. (Молчит.) Ничего не помню. ни слова. не помню! Любимое стихотворение. плохо это, старик?
Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа.
Актёр. Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. А почему — погиб? Веры у меня не было. Кончен я.
Лука. Ну, чего? Ты. лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница — тоже человек. и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди.
Актёр (задумчиво). Куда? Где это?
Лука. А это. в одном городе. как его? Название у него эдакое. Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. возьми себя в руки и — терпи. А потом — вылечишься. и начнёшь жить снова. хорошо, брат, снова-то! Ну, решай. в два приёма.
Актёр (улыбаясь). Снова. сначала. Это — хорошо. Н-да. Снова? (Смеётся.) Ну. да! Я могу?! Ведь могу, а?
Лука. А чего? Человек — всё может. лишь бы захотел.
Актёр (вдруг, как бы проснувшись). Ты — чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок. прощай. (Уходит.)
Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.
Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Ваш ответ: социалистический реализм. Правильный ответ: реализм
Разве это не считается за правильный ответ?
Нет, говорить о социалистическом реализме, достигшем своего расцвета во второй половине XIX, нельзя. Вопрос нас отсылает именно к этому периоду. Если бы речь шла о XX веке, тогда можно было бы назвать и такое литературное направление как социалистический реализм, потому что это понятие в литературоведении в течение длительного периода времени было общепринятым. Сейчас многие литературоведы сходятся во мнении, что социалистический реализм выделять нецелесообразно, так как он существенно не отличается от критического реализма. В любом случае, конкретно для ответа на данный вопрос не может быть использовано понятие «социалистический реализм».
Приведённая сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?
Такой обмен репликами называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении.
Задание 3 № 71 тип 3 (решено верно)
Ваш ответ: полилог. Правильный ответ: диалог
Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения («В любимом — вся душа. », «Человек — все может. лишь бы захотел. »), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли?
Ответ запишите в единственном числе.
Такие краткие изречения называются афоризмами или крылатыми фразами.
Афоризм — это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.
Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как. водка. »). Назовите приём, который использует в своей речи герой.
Такой приём называется сравнением. Дадим определение.
Сравнение — это троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Что привнёс в жизнь Актёра и других ночлежников странник Лука?
Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Поэтому он и вселяет во всех надежду о светлом будущем.
И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице. Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.
Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как. водка. »). Так с помощью __________ герой усиливает характеристику одного из сопоставимых понятий. При этом автор комментирует действия Актёра. Комментарии эти традиционно для драматических произведений содержатся в _______.
Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как. водка. »). Так с помощью сравнения герой усиливает характеристику одного из сопоставимых понятий. При этом автор комментирует действия Актёра. Комментарии эти традиционно для драматических произведений содержатся в ремарках.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором звучит тема духовного оскудения личности. Чем оно схоже (или чем различается) с пьесой М. Горького «На дне»?
Тема духовного оскудения личности поднимается в произведениях в рассказах А. П. Чехова. Произведения русской классики проникнуты истинным гуманизмом: призывом, что человек может подняться не только со «дна жизни», но и со «дна» собственной души, правда, путь этот не всем доступен.
Протест против духовного оскудения, мещанства звучит в рассказах и пьесах Чехова («Крыжовник», «Человек в футляре»). Только, в отличие от героев Горького и Островского, и Николай Иванович Чимша-Гималайский из рассказа «Крыжовник», и Беликов из «Человека в футляре» сами, по доброй воле, лишили себя человеческого лица, сосредоточившись на придуманных ими самими жизненными целях. Чимша-Гималайский стал духовным ничтожеством, как только посадил вожделенный крыжовник. А Беликов жалок и страшен одновременно в своем стремлении отгородиться от мира, но при этом стараясь влиять на мир, подстраивая его под себя.
Произведения Горького и Чехова о деградации человека актуальны до сих пор, потому что образы, созданные ими, узнаваемы и в наши дни.
Эта пьеса относится к жанру «драма». Дадим определение.
Драма — это литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.
Вы не правы, драма как литературный жанр выделяется. Например, Островский считал свою «Грозу» именно драмой.
Ну мало Вам пояснений, какие уже даны к этому вопросу, почитайте хотя бы это тогда: https://ru.wikipedia.org/wiki/Драма_(жанр)
Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (задумчиво, Бубнову). Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля. в той, дескать, земле — особые люди населяют. хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают. и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти. праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо. и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду. а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю. » Одна у него радость была — земля эта.
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого. с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками. Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил. глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет.
Пепел (негромко). Ну? Нету?
Наташа. Погоди ты. ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит. Должна, говорит, быть. ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет. Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж. И говорит он ученому: «Ах ты. сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый. » Да в ухо ему — раз! Да еще. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился.
Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.
Драма — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.
Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.
ПЕРСОНАЖИ | РОД ЗАНЯТИЙ |
A) Лука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
|