к какому роду литературы относится капитанская дочка
К какому роду литературы относится капитанская дочка
Литература ЕГЭ 2022 | «ЗНАНИЕ» запись закреплена
Ответы:
1)Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Пояснение.
Этот род литературы называется эпос. Дадим определение.
Род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).
2)Укажите, в каком веке происходят изображенные события.
Пояснение.
Изображенные события происходят в 18 веке.
5)Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
Пояснение.
Такой жанр называется мемуары. Воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежат лицам, игравшим видную роль в истории, иногда охватывая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.
6)Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое общение персонажей.
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
К какому роду литературы относится капитанская дочка
Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен. » — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».
Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе. стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом. Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом.
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»
Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова.
К какому роду литературы относится капитанская дочка
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими. В чём схоже (или чем различается) изображение взаимоотношений простых людей и власть имущих в этом произведении и в «Капитанской дочке»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.
Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.
Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.
В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».
Эпос (греч. Еpos — рассказ, повествование), один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире.
Укажите фамилию жениха Марьи Ивановны, который упомянут в приведённом эпизоде.
Женихом Марьи Ивановны, упоминающимся в данном эпизоде, является Гринев.
Какой этап развития сюжета «Капитанской дочки» представлен данным фрагментом? Укажите соответствующий термин.
Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего.
Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
В чём поступок императрицы по отношению к капитанской дочке и её жениху схож с аналогичным поступком Пугачёва и чем эти поступки различаются?
В романе Пушкина «Капитанская дочка» противопоставляются Пугачев, бунтовщик и самозванец, объявивший себя государем, и Екатерина, законная правительница. И Пугачев, и Екатерина помогают Маше Мироновой, обоим не чужды чувство сострадания и милости. Пушкин симпатизирует Пугачеву, показывая его благородство по отношению к капитанской дочке, дочке врага. Однако, истинным добродетелем является, по мнению автора, Екатерина. Она — образец милосердия и гуманности, потому что она не развязывала кровопролития, она законно сидит на троне.
В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?
Взаимоотношения простых людей с власть имущими показаны во многих произве-дениях русской литературы. Например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные». Читатель узнает историю мелкопоместного дворянина Ихмеева, который потерял все свое состояние из-за богатого князя Валковского. Честный, добрый и отзывчивый Николай Сергеевич стремился помочь своему другу, однако тот оказался хитрым, властным и жестоким человеком. Валковский забрал у Ихмеева все и полностью разрушил его жизнь. В противовес этой истории история Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К Маше Мироновой императрица была бла-госклонна и поступила справедливо. К сожалению, в литературе, как и в жизни, гораздо чаще встречаются примеры страданий простого человека, причиной которых становится власть имущий.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Мысль о необходимости быть человеком чести заложена А. С. Пушкиным не только в само повествование, но и вынесена в _______, предваряющий повествование. Тема чести и бесчестия раскрывается через сопоставление Гринёва и Швабрина, которые являются _______, так как их характеры и поступки даны на контрасте.
Мысль о необходимости быть человеком чести заложена А. С. Пушкиным не только в само повествование, но и вынесена в эпиграф, предваряющий повествование. Тема чести и бесчестия раскрывается через сопоставление Гринёва и Швабрина, которые являются антиподами, так как их характеры и поступки даны на контрасте.
Взаимоотношения простых людей с власть имущими показаны во многих произведениях русской литературы. Например, в романе Федора Михайловича Достоевского «Униженные и оскорбленные». Читатель узнает историю мелкопоместного дворянина Ихмеева, который потерял все свое состояние из-за богатого князя Валковского. Честный, добрый и отзывчивый Николай Сергеевич стремился помочь своему другу, однако тот оказался хитрым, властным и жестоким человеком. Валковский забрал у Ихмеева все и полностью разрушил его жизнь. В противовес этой истории история Маши Мироновой из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». К Маше Мироновой императрица была благосклонна и поступила справедливо. К сожалению, в литературе, как и в жизни, гораздо чаще встречаются примеры страданий простого человека, причиной которых становится власть имущий.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
ЕГЭ по литературе: вопрос № 1
Задания КИМ ЕГЭ по литературе построены так, что нет привязки определенной темы к номеру задания, однако давно известно, что тестовая часть, то есть те вопросы, на которые нужно дать ответ в одно слово или словосочетание, рассчитаны на знание теоретического материала по литературе.
1. К какому роду литературы относится «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?
Ответ:___________________________
Подробный разбор Вы можете посмотреть на видео.
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо ориентироваться в «Теории литературы».
Краткая справка из теории литературы
В античность древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Поэтика» разделил словесное искусство на три рода: эпос, лирику и драму.
Термин эпос (греч. epos – слово) имеет два значения. В истории литературы обычно называют народные поэмы, былины, сказки. В теории литературы под эпосом подразумевают особую форму воспроизведения жизни. Этим значением термина эпос мы и будем пользоваться. Т.о., эпос – это повествование, спокойный, последовательный рассказ о событиях. Предметом эпоса является объективный мир, о котором автор повествует, выступая как рассказчик. Характеристикой эпоса является сюжетность, то есть цепочка событий, происходящих в определенный временной отрезок. Для эпоса характерна сюжетность. К эпическим относятся следующие произведения: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и др.
Происхождение термина лирика (греч. lyra) идет от названия древнегреческого струнного музыкального инструмента – лиры, под аккомпанемент которой первоначально пелись лирические стихотворения. Предметом лирики являются личные переживания и настроения поэта, то есть субъективный мирчеловека. Поэтому это субъективный род литературы. Поэт выражает свои чувства, свои мысли, свои переживания.
Для лирики характерна экспрессивность и бессюжетность, например: «Зимнее утро», «Узник», «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкина, «Тучи», «Парус» М.Ю. Лермонтова.
Иногда в эпическом произведении начинают проявляются в большом количестве лирические элементы, автор много размышляет, проявляет свои чувства, образ автора начинает быть похожим на лирического героя. В таких случаях мы можем говорить еще об одном промежуточном роде литературы как лироэпос. Такими являются баллады В.А. Жуковского, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя и др.
Драма (от древнегреч. drama – действие) отражает взаимоотношения между людьми. Драматические произведения относятся и к словесному искусству (драма как жанр), и к сценическому искусству, т.е. предназначена для постановки на сцене. Драма, по словам критика В.Г. Белинского, является «высшим родом поэзии», который синтезирует особенности эпоса и лирики (сюжетность эпоса и экспрессивность лирики). Драматические произведения предназначены для театральных постановок. К драматическим произведениям относятся комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, драма «На дне» М. Горького и др.
Если вернуться к заданию, то при помощи рассуждений:
Значит родом «Капитанской дочки» А.С. Пушкина будет ЭПОС.
К какому роду литературы относится капитанская дочка
Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.
Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.
Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.
Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.
В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.