к какому району относится затон в уфе
Затон (район Уфы)
Затон (район Уфы)
Зато́н входит в Ленинский район города Уфы и расположен вдоль старого русла реки Белой. Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства. Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.
Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.
В микрорайоне располагаются 4 среднебразовательных школы (№4, 46, 128, 5 школа интернат спортивного направления)
Смотреть что такое «Затон (район Уфы)» в других словарях:
Затон (жилой район Уфы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Затон (значения). Затон … Википедия
Ленинский район Уфы — Ленинский район Уфа … Википедия
Дема (район Уфы) — Дёмский район Уфы расположен на левом берегу реки Белой, в устье реки Дёмы. Возникновение и развитие Дёмского района неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта. Согласно проекту строительства железной дороги Самара Уфа Златоуст… … Википедия
Демский район Уфы — Дёмский район Уфы расположен на левом берегу реки Белой, в устье реки Дёмы. Возникновение и развитие Дёмского района неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта. Согласно проекту строительства железной дороги Самара Уфа Златоуст… … Википедия
Дёмский район Уфы — (башк. Дим районы) расположен на левом берегу реки Белой, в устье реки Дёмы. Название получил по реке Дёма, протекающей по территории района. Демский район сегодня район железнодорожников, нефтяников, строителей, мелиораторов. Станция Дёма… … Википедия
Заречная улица (Орджоникидзевский район Уфы, Старые Турбаслы) — Заречная улица Уфа Общая информацияУфаБашкортостанРоссия Страна Россия Регион … Википедия
Дёма (район Уфы) — Дёмский район Уфы расположен на левом берегу реки Белой, в устье реки Дёмы. Возникновение и развитие Дёмского района неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта. Согласно проекту строительства железной дороги Самара Уфа Златоуст… … Википедия
Заречная улица (Орджоникидзевский район Уфы, Вотикеево) — Заречная улица Общая информацияРоссия Район Орджоникидзевский Исторический район село Вотикеево Протяжённость … Википедия
Вьюжная улица (Ленинский район Уфы) — Вьюжная улица Уфа Общая информацияУфаБашкортостанРоссия Страна Россия Регион … Википедия
Затонская улица (Ленинский район Уфы) — Затонская улица Уфа Общая информацияУфаБашкортостанРоссия Страна Россия Регион … Википедия
Районы Уфы
Микрорайоны (и неофициальные названия), административные районы — описание и границы на карте Уфы. Фото, основные ориентиры и достопримечательности.
Из каких районов состоит центр Уфы?
Смотрите наглядно на нашей карте. Сравните границы районов.
Неофициальные названия районов
Географический центр
Центр Уфы с нашей авторской точки зрения.
Частично включает в себя административные районы: Советский, Октябрьский, Ленинский, Кировский.
К западу от Центра находится Нижегородка. К северу — «Проспект Октября» и «Планета». К востоку — лесопарк. С в центр вклинивается микрорайон «Зелёная роща». К югу — река Белая и микрорайон «Южный».
Зелёная роща
Практически центр города. Основная часть находится в Советском районе, южная малая часть — уже в Кировском.
Это, наверное, самый экологически чистый район в центре Уфы, непосредственно прилегающий к лесопарковой зоне. Граничит с Ботаническим садом и Парком имени Георгия Рутто.
К западу и северу от района находится Центр города, с востока и юга — лесопарк, с — микрорайон «Южный».
Нижегородка
Часть Ленинского района между рекой Белой и центром Уфы.
Микрорайон застроен частными домами. Весной во время разлива его может затапливать.
От «Географического центра» с Нижегородка отделена железной дорогой. К западу через реку находится лесопарк и «Дёма» (Дёмский район). К северу за рекой — «Затон».
Южный
Часть Кировского района на южном склоне Уфы.
Формально микрорайон Южный расположен между улицей Софьи Перовской и улицей Пугачёва (переходящей в Нагаевское шоссе). Этот район с новыми высотками достаточно хорошо известен в Уфе как ориентир. Поэтому мы присоединили к нему и всю область южнее улицы Пугачёва — Кузнецовский затон с лесопарком.
К северу от района находится центр Уфы. К — «Зелёная роща». За рекой — «Кооперативная поляна», «Цветы Башкирии» и «Мелькомбинат».
Проспект Октября
Деловой центр Уфы вдоль основной улицы — проспекта Октября.
Расположен в Октябрьском районе и частично в Орджоникидзевском районе южнее железной дороги (включая ул. Блюхера, Шота Руставелли и Непейцевский дендропарк).
С запада район ограничен рекой Белой. К северу находится микрорайон «Черниковка». Восточнее — «ДОК (Инорс)» и Сипайлово.
Планета
«Планета» — ориентир расположенный в Октябрьском районе.
Официально микрорайона с таким названием не существует, но эта территория достаточно обособлена, включает в себя огромный ТРЦ «Планета», часть микрорайона Глумилино и несколько новых жилых комплексов («Квартал Энтузиастов», «Воскресенский», «Биосфера», «Эрмитаж»). Многие дома ещё строятся.
К находится район «Проспект Октября». К северо-востоку — Кошкин лес и Сипайлово. К юго-востоку, в низине за улицей Сипайловской — Тужиловка. К юго-западу — «Географический центр Уфы».
Сипайлово
Микрорайон расположен в Октябрьском районе. Главная достопримечательность — озеро Кашкадан и одноимённый парк.
К западу от микрорайона находится «Проспект Октября». К северу — «ДОК (микрорайон Инорс)». К — «Планета». Восток и юг ограничен рекой Уфой.
ДОК (Инорс)
Микрорайон Инорс расположен целиком в Калининском районе. Неофициальное название ДОК происходит от Деревообрабатывающего комбината. Название «ДОК» пишут на всех маршрутках, идущих из центра, так как это конечная остановка.
Северную половину территории ДОК’а занимает промзона УМПО (Уфимское моторостроительное производственное объединение). Это одно из крупнейших предприятий Уфы. Сам микрорайон Инорс с трёх сторон окружён лесом и рекой Уфой.
Черниковка
Северная (верхняя) часть микрорайона относится к Орджоникидзевскому району, южная (нижняя) — к Калининскому району.
Крупнейший промышленный район Уфы. Ранее был городом Черниковск, но в 1956 объединился с Уфой.
Черниковка заметно отделена от других микрорайонов Уфы. К западу от района, за парком Победы течёт река Белая. К северу — Промзона. К западу, за железной дорогой и лесопарком — Максимовка. К югу, за железной дорогой — промзона УМПО и ДОК (микрорайон Инорс).
Затон
Микрорайон полностью расположен в Ленинском районе, в западной части Уфы.
Район застроен преимущественно частными домами. В настоящее время застраивается высотными домами эконом класса.
Территориально находится на берегу реки Белой. К западу от района находится «Дёма» (Дёмский район). К югу за рекой — Нижегородка. К востоку — река Белая и «Географический центр».
Это Дёмский район, часть Уфы. Расположен на берегу реки Белой, в устье реки Дёма.
Экологически чистый район Уфы. Застроен в основном частными домами и новыми высотками, идёт строительство жилых комплексов.
К северу от района находится «Затон», за рекой Белой — Нижегородка. К востоку — микрорайоны «Кооперативная поляна» и «Цветы Башкирии».
Аэропорт
Самый удалённые район Уфы, является одной из трёх частей Кировского района, находится на юге Уфы.
Является зелёной и экологически чистой частью Уфы. На территории находится международный аэропорт Уфа имени Мустая Карима, самый крупнейший авиаузел России.
Основную часть составляют садоводческие товарищества.
Шакша
Самый дальний район Уфы, является частью Калининского района.
До 1980 район был рабочим поселком, образованных на месте деревень. Сейчас это железнодорожная станция находится в 7 км. от Черниковки по трассе М5. С Черниковкой район связывают автомобильный и железнодорожный мост через реку Уфу.
В основном состоит из частных домов. Имеется 4 школы и 3 детских сада. Здесь сохранилось несколько уникальных и живописных уголков природы.
Административные районы Уфы
Границы и отличительные особенности административных (официальных) районов.
Советский район
Это центр Уфы, историческая центральная часть города.
Здесь расположены: Уфа-Арена, лесопарк лесоводов Башкирии, Ботанический сад, парк Якутова, сквер 50-летия Победы, головной офис банка Уралсиб и большинство достопримечательностей Уфы.
Район частично включает в себя микрорайон «Зелёная роща». Главные улицы: проспекты Октября и Салавата Юлаева. Район граничит с Ленинским, Октябрьским и Кировским районами.
Октябрьский район
Самый молодой и красивый район Уфы. Состоит из 2 частей: северной (в центре города) и южной (Нагаевский сельсовет).
В северной части находятся: Южный автовокзал, Аквапарк Уфа, ипподром Акбузат, озеро Кашкадан и другие достопримечательности.
Район включает в себя Сипайлово и неофициальный район «Планета». Частично захватывает географический центр Уфы, «Проспект Октября». Граничит с Советским, Орджоникидзевским и Калининским районами.
Орджоникидзевский район
Промышленный район на Уфы.
Здесь расположены: парк Победы, стадион «Строитель», северная часть Черниковки, Промзона (предприятия нефтепереработки и нефтехимии).
Граничит с Октябрьским и Калининским районами.
Ленинский район
Экологически чистый район в западной части города. Самый старый район Уфы. Разделён на две части рекой Белой.
Кировский район
Самый развитый и современный район, южная часть Уфы. Состоит из трёх отдельных частей: основная часть, Чесноковка и Аэропорт.
Здесь расположены: площадь Салавата Юлаева и Конгресс-холл, Авиационный технический университет, Гостиный двор.
Район включает в себя неофициальные районы: Южный, Кооперативная поляна, Цветы Башкирии, Мелькомбинат, Аэропорт. Граничит со всеми административными районами Уфы, кроме Орджоникидзевского.
Калининский район
Самый крупный по территории район Уфы (много лесопарковых зон), часть города.
Имеется два официальных пляжа, а также крупная грузовая железнодорожная станция —
Район включает в себя: южную часть Черниковки, Инорс (ДОК), Максимовку, Шакшу. Граничит с Орджоникидзевским, Октябрьским и Кировским районами.
Дёмский район
Экологически чистый и благоустроенный район на Уфы (левый берег реки Белой, устье реки Дёмы). Граничит с Ленинским и Кировским районом. Внутри района есть микрорайон «Дёма»: частные дома, новые высотки, строятся новые жилых комплексы.
Районы города Уфа
В столице Башкортостана Уфе семь административных районов:
Кировский район
С Кировского района столица берет начало своей истории, он был образован в ноябре 1935 года. Район по праву является кузницей специалистов высокой квалифицикации, которые занимаются производством медицинских препаратов, электрооборудования, средств связи, швейных и текстильных изделий, а также продуктов питания.
В Кировском районе 8 высших учебных заведений, среди которых:
Район славится комплексом учреждений культуры, здравоохранения, спортивными сооружениями, историческими памятниками.
Уфимцы гордятся Башкирским государственным театром оперы и балета, где когда-то выступал Рудольф Нуреев. Залы Башкирского государственного академического театра драмы имени М.Гафури и Национального молодежного театра имени М.Карима никогда не бывают пустыми.
Советский район
Он находится в центральной части Уфы, где пересекаются железнодорожные, речные, автомобильные магистрали. Считается самым густонаселенным районом. Здесь находятся главные транспортные артерии города – проспекты Октября и Салавата Юлаева. На территории района работают лечебно-профилактические учреждения республиканского значения. В крупных издательствах « Китап», «Башкортостан» выпускается художественная, научно- популярная и другая литература. На территории района расположены редакции республиканских и городских журналов и газет. Построена универсальная спортивная арена «Уфа-Арена» на 8тысяч зрителей.
Ленинский район
Ленинский район города Уфы образован в 1936 году. В его состав входят три микрорайона – центральная часть, Затон и Нижегородка, последние два района расположены по обоим берегам реки Белой. Район занимает первое место по количеству частных домовладений среди районов столицы.
Демский район
Демский район, находящийся в южной части столицы, считается экологически чистым и благоустроенным районом города. Здесь расположено значительное количество производственных, научно-технических предприятий. Является крупной узловой железнодорожной станцией России. Развитыми отраслями являются нефтяная и медицинская промышленность. В районе организован музей 112-ой Башкирской кавалерийской дивизии.
Орджоникидзевский район
Орджоникидзевский район города Уфы образован в феврале 1952 года, после того как в 30-е годы прошлого века в поселке Черниковка начали строить крекинг-завод.
В настоящее время считается самым промышленным районом столицы. На его территории действуют 220 крупных и средних предприятий. Среди них нефтеперерабатывающие заводы, предприятия энергетической, машиностроительной, легкой промышленности, деревообрабатывающей и строительной индустрии. Жители и гости города любят отдыхать в парке Победы. Любители спорта занимаются на стадионах «Нефтяник» и «Строитель». Уфимский городской совет расположен в Орджоникидзевском районе.
Октябрьский район
Образованный в марте 1977 года, Октябрьский район является самым молодым и красивым районом Уфы. Он соединяет административную и промышленную части столицы.
Большой популярностью пользуются среди жителей и гостей города учреждения культуры района. На сцене Русского академического театра драмы, Уфимского государственного татарского театра «Нур» ставятся спектакли по произведениям известных драматургов. В Центральном парке культуры и отдыха имени М. Гафури и парке культуры «Кашкадан» созданы все условия для отдыха горожан. Ипподром «Акбузат» считается лучшим стадионом для проведения конных скачек. Во Дворце спорта проводят тренировки хоккеисты «Салавата Юлаева». Спортивная арена его трансформируется и становится сценой для концертов и зрелищных спортивных мероприятий.
Калининский район
Калининский район города находится в северо-восточной части Уфы. Образован в феврале1952 года. На территории района расположено гордость Башкортостана УМПО, который производит автомобильные и авиационные двигатели для всей страны. Здесь работают спортивные школы и площадки для детей и подростков. Во Дворце культуры машиностроителей проводятся массовые мероприятия, организуется досуг всех возрастных групп.
Затон
Затон — отдельный спальный жилой район в западной части города Уфы. Расположен вдоль старого русла реки Белой. Входит в состав Ленинского района. Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства. Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.
Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.
В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, Лицей 46, 128), школа-интернат спортивного направления. В 2016г. введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.
Затон
Затон — отдельный спальный жилой район в западной части города Уфы. Расположен вдоль старого русла реки Белой. Входит в состав Ленинского района. Историческим центром района был завод РЭБОР, который существует и по сей день и занимается реконструкцией и ремонтом плавсостава реки. В старом русле реки Белая расположена зимняя стоянка Башкирского речного пароходства. Затон раньше считался районом речников. Здесь расположено единственное в Уфе командное речное училище, а также до некоторого времени находилось вертолетное училище.
Территория Затона стала заселяться ещё 4 тыс. лет назад. К этому времени относится Затонское поселение (эпоха бронзы, срубная культура). Оно располагалось на юго-западной окраине Затона на территории усадеб по улице Союзная, на краю первой надпойменной террасы реки Белой у заболоченной старицы. Вся территория поселения распахана и занята огородами. Находки: значительное количество керамики.
В районе располагаются 3 среднеобразовательные школы (№ 4, Лицей 46, 128), школа-интернат спортивного направления. В 2016г. введен в эксплуатацию второй мост, соединяющий Затон с Уфой.
Виртуальный гид360 к вашему пользованию.
Заглядывайте на районные панорамы. На нашем ресурсе вы можете включать онлайн зиму-лето, день-ночь. Пользуйтесь поиском. Заходите так же к нам в вк и инстаграм. Оставляйте отзывы и предложения, ведь нам это очень ВАЖНО.
Добро пожаловать!
Ниже представлены варианты управления панорамами на различных устройствах
Затон (Киржацкий Затон) — Уфа от А до Я
Затон (Киржацкий Затон) — Уфа от А до Я
Стоянка судов в Бельском Затоне. Фото Сергея Синенко
Затон, большой микрорайон Уфы на левом берегу реки Белой, у Старой Старицы, напротив Нижегородки. Затон является частью Ленинского района Уфы и расположен вдоль старого русла реки Белой, вытянут с востока на запад на значительном расстоянии. Бывшее поселение староверов — поселок Киржацкий (еще раньше — деревня Киржацкая). Центральная в Затоне — улица Ахметова, cтарое название улицы – Кержацкая.
Возникновение Затона, как населенного пункта, напрямую связано с развитием пароходства.
Известно, что развитие речного транспорта на Белой началось в середине XIX в. Основным в то время оставался сплав грузов по Белой и Уфимке «самоходом». Деревянные барки плыли вниз по течению, через мели их перетаскивали канатами команды бурлаков, сопровождавших торговые караваны. Барки-большемерки строили длиной до полусотни метров, шириной метров в десять.
В конце 1850-х годов по просьбе местных промышленников и купцов была организована специальная правительственная «речная комиссия», изучающая степень пригодности Белой для судоходства.
Так, в 1857 г. специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения произвела исследование реки Белой на всем протяжении и пришла к выводу о ее пригодности для пароходного сообщения от устья до Стерлитамака. Комиссия составила карту реки, сведения о водном режиме были переданы пароходным обществам, но, в целом, речной фарватер оставался малоизученным, а мелей в действительности было в десятки раз больше, чем указано на карте.
До того, как в нижнем течении реки Демы в связи со строительством железной дороги было прорыто искусственное русло, Дема текла на северо-запад вдоль русла реки Белой, впадая в ее нынешнюю старицу, а полуостров Козарез являлся островом. Сегодня он соединяется с берегом узкой полоской леса в районе железнодорожной станции «Левая Белая», а во время большого паводка превращается в остров.
На этом большом полуострове расположен одноименный поселок, к которому со стороны Демского района и деревни Романовки ведет автомобильный мост. Между полуостровом Козарез и Затоном – полоса воды шириной 100–120 м. Здесь и начинается Киржацкий или Старицкий Затон (говорят еще Старая Старица), который дал жизнь и название всему этому району.
До 1854 г. бельская старица являлась основным руслом реки, а нынешнее русло Белой, опоясывающее Нижегородку, в то время представляло собой широкий, но очень мелкий поток воды, который в некоторых местах переходили вброд, местность же вокруг сегодняшнего поселка Козарез в то время являлась большим островом.
С возникновением старицы, Киржацкого затона, длиной 12 км рядом с городом, затон стал использоваться для целей судоходства, превратившись впоследствии в главную базу, место ремонта и зимней стоянки судов всего Бельского бассейна.
Зимняя стоянка судов. Архивное фото
11 августа 1858 г. на реке Белой около Уфы появились первые пароходы «Грозный» и «Быстрый» с Волги. Этот первый рейс делался больше «для опыта», хотя «Грозный» и привел с собою семь «подчалков», а на одном из них взял в обратный путь зерно. Через месяц у города появился легкий пароход «Русалка» общества «Самолет», на котором прибыли бывший контр-адмирал С. И. Мофет и инженер Котомкин. «Русалка» поднялась в верховья Белой почти до места впадения в нее реки Нугуш.
С. И. Мофет должен был решить вопрос о возможности парового судоходства. Был вынесен вердикт,– открыть судоходное движение от устья, места впадения Белой в Каму, до Стерлитамакской пристани.
Уже вслед за этим уфимские купцы стали вести переговоры о создании самостоятельной пароходной компании в Уфе для перевозки хлеба, лесных изделий, скота, кожи, илецкой соли, железа, стали и меди Усть-Катавского, Сергинских, Уфалейских, Симского, Златоустовского, Кусинского, Саткинского и Ашинского заводов.
В 1859 г. пароходное общество «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа – Казань. Через год пароход «Стрела» совершил первый рейс по перевозке железа до Нижнего Новгорода. Тогда же первый буксирный пароход привел на пристань Андреевки по реке Белой баржу пшеницы. С открытием в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на реке установилось регулярное пароходное сообщение.
Главные пристани находились тогда в устье реки Уфы, на Оренбургской переправе, на Сафроновском и Кузнецовском затонах, у сел Красный Яр и Александровка (ныне Старо-Александровка), около Благовещенского завода. В зиму 1861/62 г. Волжско-Камская судоходная компания впервые поставила зимовать в Киржацкий затон пароход «Стрела» с караваном барж. С тех пор затон стал на долгие годы основным местом стоянки и ремонта речных судов.
Вода в старице оставалась проточной, так как река Дема впадала в русло старицы на несколько километров ниже места нынешнего устья. Лишь в конце 1880-х гг., когда через Белую был построен железнодорожный мост, для реки Демы было прорыто искусственное русло; оно начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста у кафе «Золотая рыбка» и идет в сторону Белой напрямую. Это русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста еще и через Дему.
Кроме Киржацкого, или Старицкого, затона, в бассейне реки Белой имелись и другие пункты зимовки речного флота: Кузнецовский (в устье реки Уфы), Бирский, Ахлыстинский и Дербешкинский затоны. Киржацкий затон являлся самым крупным из них.
По данным «Полного списка населенных мест Уфимской губернии» на 1896 г. за деревней Киржацкой при старице реки Белой, близ Елабужского тракта Затона, отдельного поселения еще не существовало, тут располагались контора Землянникова (54 чел., по всей видимости, рабочие и служащие), пароходство (2 чел.), караульная изба и усадьба Першина, пристань Чижова (13 чел.), пристань Стахеева (19 чел.), усадьбы Якимовых (24 чел.) и Мешкова (65 чел.), пароходство Каменских (30 чел.) и др.
В конце XIX в. наиболее пригодные для зимовки берега Киржацкого затона скупило семейство уфимских мещан Першиных, в результате, в 1900-е гг. береговые участки Киржацкого затона принадлежали Матроне Романовне, Василию и Егору Никитичам Першиным, а другие предприниматели вынуждены были у них землю арендовать.
За состоянием реки Белой с притоками первоначально наблюдала Уфимская дистанция Елабужского инспекционного участка, а в самом конце XIX в. – судоходно-полицейский надзор. С 1908–1909 гг., по данным историков, начинаются ежегодные мероприятия по улучшению судоходства.
Зимняя стоянка судов, фото 1912 г.
В навигацию 1911 г. на каждой из пяти верст пути был установлен речной пост с бакенщиком. В эти годы ведутся работы по благоустройству фарватера Белой. Так, в 1910 г. у Киржацкого затона работал землесос, но из-за обмеления на Вятке его срочно перебросили туда. После первого опыта для бельского судоходства была заказана собственная машина, в 1912 г. река Белая впервые получила землечерпательную машину «Бельская-1», которая приступила к расчистке Киржацкого затона, а затем работала в Соловьевской воложке и на речных перекатах.
Судовладельцы констатировали, что «на всем протяжении реки имеется только один более безопасный затон Киржацкий (Старицкий) у г. Уфы, да и тот в мелководье малодоступен для входа».
Ситуация на 1910 г. оценивалась в затоне как «невозможная» – «глубина входа мала; пароходы приходится буквально протаскивать в иле; сильные пароходы, пролезая в затон, гонят перед собою грязь».
В навигацию 1914 г. на всей Белой от Уфы до Камы имелось всего 13 затонов и зимовок, а самым большим являлся Киржацкий с общей полезной площадью 76000 кв. саж. С 1914 г. в Киржацком затоне стали строить железные баржи, в том числе и большого размера.
На улице Ахметова. Уфа. Фото Сергея Синенко
Судоремонтно-судостроительнsq завода (РЭБОР) возник на базе береговых мастерских затона.
После Гражданской войны в районе Уфы остались десятки сожженных, разбитых снарядами или затонувших судов. С паровых машин были сняты наиболее ответственные детали. В мастерских Киржацкого затона в рабочем состоянии остались два-три станка, остальные были увезены, либо разукомплектованы. Несмотря на это, мастерские восстанавливались, за 1919–1924 гг. в них были отремонтированы 32 самоходных судна и 62 несамоходных.
В послереволюционное время название «Киржацкий затон» по идейным соображением в бумагопроизводстве не использовалось, вместо него писали «Старицкий».
В 1923 г. Старицкому затону за заслуги по национализации флота, его ремонту и восстановлению и в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции было присвоено имя Октябрьской революции и с того времени Затон официально именовался Затоном Октябрьской революции, или, по тогдашней любви к аббревиатурам, – «ЗОР». В простонародье использовались другие два названия — Киржацкий и Старицкий.
С 1926 г. пароходство именовалось Уфимской коммерческо-эксплуатационной конторой Волжского государственного речного пароходства, с 1932 г. – Бельским районным правлением речного транспорта в составе Камского управления речного транспорта.
В 1932 г. производственные мастерские Бельского затона имени Октябрьской революции были преобразованы в отдельный завод. С этого времени в пароходство поступают новые пассажирские и буксирные пароходы.
Судоремонтно-судостроительный завод: проходная на улице Ахметова, причалы, стоянки судов и ремонтные пирсы. Уфа. Фото Сергея Синенко
Самостоятельное Бельское речное пароходство было образовано в 1937 г., ему подчинялись 13 пассажирских пароходов и 13 буксиров, несколько десятков катеров и барж, около двадцати пристаней, а также судоремонтный завод имени Октябрьской революции в Затоне. В годы Великой Отечественной войны этот завод выполнял военные заказы.
Бельские суда перевозили войска, вооружение, раненых по Каме, Волге, Оке, Москве. С 1970-х гг. на Сафроновской пристани было освоено строительство буксирных теплоходов и завод стал именоваться судоремонтно-судостроительным.
Развитие учебных заведений «речного профиля» в Затоне имеет давнюю историю. В начале 1920-х гг. здесь открыты первые курсы повышения квалификации судоводителей и судомехаников, которые в народе называли «Марахтановской академией» по имени одного из первых преподавателей, капитана А. Д. Марахтанова. В 1930 г. на базе этих курсов Уфимским агентством товаропассажирского флота было открыто фабрично-заводское училище по подготовке судомашинистов парового флота – ФЗУ № 3.
Тогда же началось строительство кирпичного здания для училища, занятия в котором начались в 1932 г. Набор составил 150 человек, срок обучения – полтора года. С 1940 г. – ФЗО № 10, срок обучения сократился до полугода.
В первые месяцы Великой Отечественной войны учебные классы были переоборудованы в производственные мастерские, занятия велись круглые сутки, обучалось около 700 человек. С 1943 г. школа реорганизована в ремесленное училище на 200–250 человек с двухгодичным временем обучения по специальностям судомашинист, судомоторист, токарь, столяр, котельщик и рулевой.
Профессионально-техническое училище (№ 10, затем ГПТУ № 8) существовало, в общей сложности, 66 лет и выпустило более 12 тысяч специалистов. Почти все, как рядовые, так и командные (капитаны, механики и их помощники) должности на судах Бельского бассейна занимали выпускники этого училища.
Пляж в Затоне рядом со стадионом «Водник». Уфа. Фото Сергея Синенко
Природа Затона богата. В дальней части старицы можно встретить крякву, чирков, куликов и речную чайку, черную и речную крачек. Над рекой и пойменными лугами летают коршуны, чеглоки и перепелятники. В зимнее время на свалках и помойках можно встретить ворона, весной и осенью на реках и озерах много пролетных гусей, уток, куликов.