к какому произведению и а гончарова создал иллюстрации и с глазунов
Виртуальная экскурсия. Иллюстрации И.С. Глазунова к произведению Ф.М.Достоевского «Идиот»
Важная часть творчества художника – его иллюстрации к произведениям русских писателей-классиков. Илья Сергеевич Глазунов воплотил в графике героев романов Ф.М. Достоевского, А.И. Куприна, П.И. Мельникова-Печерского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, а также поэтических произведений М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Н. А. Некрасова и других. Иллюстрации И.С. Глазунова стали самостоятельными художественными произведениями, воссоздающими атмосферу и эмоциональную насыщенность романов. Это – городские пейзажи и пейзажи русских просторов, сюжетные сцены и глубокие по психологическим характеристикам портретные образы литературных персонажей. Иллюстрации Ильи Глазунова демонстрируют прекрасное знание быта, костюма и интерьера ушедших эпох.
Федор Михайлович Достоевский со студенческих лет был любимым писателем Ильи Глазунова, с которым у него много общего во взглядах и мировоззрении. Художника нередко называют «Достоевским в живописи» за разработку созвучных философии писателя нравственных идей. Илья Сергеевич проиллюстрировал полное собрание сочинений Ф.М.Достоевского, и этот обширный графический цикл, состоящий из 150 листов, считается наиболее глубоким и точным воплощением образов писателя в изобразительном искусстве.
Портреты самого писателя Илья Глазунов создавал многократно, и неизменно на фоне Санкт-Петербурга – города, где жили и страдали герои Ф.М.Достоевского. Живописный портрет писателя точно соответствует его словесному описанию, которое художник дал в книге «Россия Распятая». Он писал: «Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов, сводами надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, скрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся».
Несмотря на нередкий трагический исход произведений Ф.М. Достоевского, художник называл его самым оптимистичным автором, потому что философия писателя утверждает, что человеческая душа может через покаяние обрести спасение, даже дойдя до крайней черты вседозволенности.
Работу над художественным воплощением образов любимого писателя Илья Глазунов начал ещё в студенческие годы. В 1956 году были созданы первые иллюстрации к роману «Идиот» − изображения князя Мышкина, Настасьи Филипповны и Рогожина, приобретенные московским музеем Ф.М.Достоевского для своего собрания с первой персональной выставки художника в ЦДРИ. В галерее Ильи Глазунова экспонируются более поздние авторские повторения этих работ.
Образ князя Мышкина убедительно передает душевную чистоту героя, которого сам Ф.М.Достоевский называл «князь-Христос». Иллюстрация точно соответствует литературному описанию персонажа: молодой человек лет двадцати шести, белокур, со впалыми щеками и востренькою бородкой, приятным, но бесцветным лицом и большими, голубыми глазами. Илье Глазунову удалось передать в иллюстрации и описанное Ф.М.Достоевским странное выражение его лица, по которому с первого взгляда угадывалась падучая болезнь. За 2 года до создания экранизации романа 1958 года режиссер Иван Пырьев видел эту работу, которую посчитал абсолютно соответствующей литературному образу, и впоследствии благодарил Илью Сергеевича за помощь при создании образа киногероя, воплощенного актером Юрием Яковлевым.
Каждый образ любовного треугольника романа «Идиот» выполнен в излюбленной художником технике, сочетающей градации черного тона соуса и цветовые акценты пастели. Цвет в этих работах используется минимально, что подчеркивает наиболее характерную черту персонажа. Небесно-голубые глаза отражают по-детски открытую миру натуру Мышкина, красный воротник – горячий темперамент купца Рогожина, порабощенного земными страстями, цвет губ и карих глаз Настасьи Филипповны усиливает магнетическую притягательность ее образа. К этой героине произведения Ф.М Достоевского у художника было особое отношение. И.С.Глазунов писал о ней: «Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетаются образ «красоты страшной силы» с мистическим реализмом странности изломанной любви, преданности, своеволия, истерического грозового накала страсти – словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это был его тип женщины… Считаю, что в мировой литературе нет более сложного и волнующего образа, чем Настасья Филлиповна. Она как больная птица, не могущая лететь; она и жертва, и насильница».
Биография Ильи Глазунова
Российский живописец и график, народный художник СССР Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец Сергей Глазунов был историком, экономистом, доцентом Ленинградского государственного университета. Мать Ольга Глазунова, урожденная Флуг, была дочерью действительного статского советника.
В детстве Илья учился в школе искусств, затем – в художественной школе на Петроградской стороне.
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде умерли родители и ближайшие родственники будущего художника. В 1942 году 11-летнего Илью вывезли по «Дороге жизни» в деревню Гребло Новгородской области.
Вернувшись в Ленинград в 1944 году, он поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, по окончании которой в 1951 году был принят на живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры) имени И.Е. Репина.
В 1956 году, будучи еще студентом, он получил Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило основанием для проведения его первой персональной выставки, состоявшейся в Москве в 1957 году. На ней были представлены четыре цикла работ, определивших основные направления творчества художника – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет».
В 1958 году он познакомился с поэтом, автором гимна СССР Сергеем Михалковым, который, по выражению художника, стал его благодетелем. В феврале Глазунов написал портрет жены посла Швеции в СССР, урожденной княгини Оболенской. В это же время им был создан графический портрет мексиканского художника Давида Альфаро Сикейроса.
В 1959 году Глазуновым были написаны портреты Сергея Михалкова, поэтов Бориса Слуцкого, Назыма Хикмета, Майи Луговской, писателя Анатолия Рыбакова, актрисы Татьяны Самойловой, режиссера Михаила Калатозова.
Позже Глазунову заказывали портреты многие политические деятели: Сальвадор Альенде (портрет уничтожен при штурме президентского дворца), Индира Ганди (художник за портрет получил премию Джавахарлала Неру), Урхо Кекконен и др. Обширная галерея Глазунова включает также портреты Джины Лоллобриджиды, Федерико Феллини, а также космонавтов, рабочих, писателей, артистов и др.
В 1960-1970-х годах Глазунов создал иллюстрации к произведениям русских классиков – Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова. В это же время им написаны известные полотна, воссоздающие образ многовековой России, – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и другие произведения. Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово». Создавая свои исторические картины «Борис Годунов» (1967), «Легенда о царевиче Димитрии» (1968), «Князь Олег и Игорь» (1972), «Иван Грозный» (1974), «Дмитрий Донской» (1979), художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стеклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приемы древнерусского искусства.
Вершинами философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь».
Глазунов был известен также как талантливый сценограф. Вместе со своей супругой Ниной Виноградовой-Бенуа оформлял постановки опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре.
Художник являлся автором более трех тысяч произведений.
В 1996-1999 годах Глазунов был художественным руководителем работ по реставрации Большого Кремлевского дворца.
Илья Глазунов написал книги «Дорога к тебе» и «Россия распятая».
Он принимал активное участие в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возглавлял с 1979 года портретную мастерскую Московского художественного института им. В.И. Сурикова, с 1987 года был бессменным ректором созданной по его инициативе Российской академии живописи, ваяния и зодчества.
31 августа 2004 года была открыта Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова. К 850-летию Москвы Илья Глазунов подарил городу все свои работы, созданные за 40 лет творческой деятельности.
Художник являлся доверенным лицом президента РФ Владимира Путина.
Глазунов был действительным членом академии художеств России, членом Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны.
Творчество Ильи Глазунова было отмечено различными наградами. В 1980 году он был удостоен звания Народный художник СССР. Являлся лауреатом Государственной премии РФ (1997). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV (1995), III (2000), II (2005) и I (2010) степеней.
Среди его иностранных наград есть португальский орден Святого Михаила, лаосский орден Вишну, индийская премия имени Д. Неру. Глазунов был удостоен орденов Русской православной церкви – ордена Преподобного Сергея Радонежского (1999) и ордена Преподобного Андрея Рублева (2010).
Имя художника было присвоено одной из малых планет.
Глазунов был женат на Нине Виноградовой-Бенуа (умерла в 1986 году). Его дети Иван и Вера стали художниками.
В ночь на 9 июля 2017 года в возрасте 87 лет Илья Глазунов скончался.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Илья Глазунов кистью по русской классической литературе
14 июля 2017 г., 15:50
В районном Доме культуры «Строитель», что в микрорайоне Заветы Ильича, открылась выставка работ картинной галереи Ильи Глазунова «Образы русской классической литературы в творчестве Ильи Глазунова». К сожалению, несколько дней назад в Москве на 88 году жизни он скончался.
Этот проект, который представляет Государственное бюджетное учреждение культуры Москвы, включает в себя передвижные выставки репродукций иллюстраций к произведениям русской классической литературы, экскурсии, творческие встречи, мастер-классы и тематические лекции. Цель проекта «Творчество Ильи Глазунова детям и юношеству Подмосковья» – выйти за пределы музейного пространства и познакомить молодёжь Подмосковья с творчеством величайшего художника современности.
На выставке представлено более тридцати иллюстраций к произведениям русской классической литературы. Художник обратился к наследию многих поэтов и писателей: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, И.А. Гончарова, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, А.И. Куприна, А.А. Блока.
Иллюстрации И.С. Глазунова далеко превзошли задачи книжного оформления, и стали самостоятельными художественными произведениями. В них перед зрителем предстаёт целый ряд выразительных образов. Это городские пейзажи, и отдельные сцены сюжета, и, конечно, удивительные яркие портреты литературных персонажей.
Иллюстрации И.С. Глазунова демонстрируют прекрасные знания истории, быта, костюма, интерьера заданной писателем эпохи. Проект «Творчество Ильи Глазунова детям и юношеству Подмосковья» призван повысить интерес молодежи к русской классической литературе, изобразительному искусству.
Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.
Жизнь современника, поэзия будней большого города – тема его лирического «Городского цикла», в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое настроение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной – есть постыдное равнодушие». Эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом «История России». «История России – это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, – говорит художник. – Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, более высокое. » Более 20 лет посвятил художник циклу «История России» и продолжает его. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.
Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины – такой, каким он выкристаллизовался
в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, далеко не всегда иллюстрация в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иногда связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский научил Глазунова “искать человека в человеке”, в повседневной действительности ощущать великий ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, «где поле битвы – сердце человека».
Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. «Пишу молча, – говорил Илья Сергеевич. – Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная обстановка – если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет – экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек – Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе. Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет – документ человеческого духа, реальная форма гуманизма».
Илья Сергеевич был известным советским и русским живописцем, народным художником СССР действительным членом Российской Академии художеств, академиком. полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», почётным членом Королевских Академий Мадрида и Барселоны, кавалером награды ЮНЕСКО – «Золотая медаль Пикассо» за вклад в мировую культуру и цивилизацию. И.С. Глазунов был не только всемирно известным живописцем, но и основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества, архитектором, публицистом, писателем и общественным деятелем.
Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном доме работников искусств в Москве.
С многих портретов, выполненных Глазуновым, на нас глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выражение духовной жизни.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья МОСКОВСКАЯ, старший научный сотрудник галереи И. С. Глазунова, кандидат искусствоведения:
– Открытие выставки совпало с той трагической минутой, когда мы прощаемся с Ильёй Сергеевичем. Он – великий мастер, великий художник. Известный и любимый многими в своей стране, своим народом. Была у него и такая божественная одарённость, как портретный дар. Он владел великолепными способностями улавливать и воспроизводить интимные черты человека, нюансы, реальное сходство с человеком, с его психологическим складом.
Илья Сергеевич был необыкновенно работоспособным человеком, плодовитым художником-мастером. Он оставил огромное наследие. И теперь ещё многим его поклонникам, ученикам и специалистам придётся собирать, исследовать те работы, которые разбросаны по всему миру в различных частных коллекциях. Сейчас мы даже не подозреваем о существовании многих работ, и их, безусловно, стоит разыскать. У нашего проекта – которому пойдёт уже третий год, очень большие и далёкие маршруты проделаны. Сначала была выставка Ильи Глазунова о творчестве Достоевского, но затем появилась вторая экспозиция с образами из классической литературы. Это особая страница в творчестве художника, и наш проект, который родился в совместном сотрудничестве с библиотекой, объявлен и посвящён литературе.
Илья Глазунов и его «достоевские страсти». Памяти художника
Несколько дней назад, 9 июля, ушел из жизни русский художник Илья Глазунов. В своем творчестве он брался и за лирические, интимные темы, и за масштабные, судьбоносные для страны и эпохи. Вспоминаем одну из его самых острых серий, посвященную произведениям Федора Достоевского. Петербург на этих картинах — город мятущейся души и сломленных судеб. Именно здесь и писатель, и художник создали свои шедевры.
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Этот город стал для будущего большого художника не просто малой родиной, но и самым большим вдохновением, и самой огромной болью. В блокаде 12-летний Илья потерял всю семью — отца, мать, бабушку, тетю… Мальчика по Дороге жизни увезли в эвакуацию, но уже в 1944 году он вновь ступил на улицы Ленинграда.
Глазунов поступил в художественную школу, потом — в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Поводом для нее послужил Гран-при за портрет чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика, полученный Глазуновым на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста, и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза».
Творчество Глазунова исследователи условно разделяют на несколько циклов: «История России», «Городской», «Портреты» и литературные иллюстрации к произведениям Н. Некрасова, Н. Лескова, А. Блока, А. Островского, М. Лермонтова, Ф. Достоевского… Именно с именем последнего писателя связаны одни из самых ярких работ художника.
Художник как никто другой смог проникнуть в мир мыслеобразов писателя. Глазунов признавался: «…мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация», трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев». В своих полотнах Илья Сергеевич пытался передать мир писателя — «борьбу света и мрака».
Иллюстрации Глазунова сочетают в себе тонкое обаяние XIX столетия, эпохи самого Достоевского, и отзвуки блокады, которая навсегда изменила душу художника. Глаза Неточки Незвановой на картине «Смерть матери» — это и глаза страдающего блокадного ребенка тоже, ибо ни в одну эпоху «мир познания» не стоил той самой «слезинки ребенка»…
«Смерть матери» — иллюстрация к повести Достоевского «Неточка Незванова»
Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. На портрете князя Мышкина 1956 года, который Илья Сергеевич написал сам, будучи юным и окрыленным художником, они светятся тихой добротой. На губах персонажа притаилась скромная улыбка, все лицо князя напитано кротостью и смирением. Мышкин только-только приехал в Петербург — Глазунов только-только вступил в мир большого искусства. Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.
Князь Мышкин, иллюстрация к роману «Идиот»
Раскольников в своей комнате, иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
Третья картина демонстрирует нам это со всей очевидностью. От Раскольникова остался бесплотный дух, томящийся в каморке-гробу. Глазунов умышленно отбрасывает детали, оставляет своего героя почти непрописанным, едва намеченным. Раскольников начал избывать свое страшное, инфернальное наказание.
Кажущаяся небрежность некоторых иллюстраций Глазунова, конечно, неизменно работает на его основной замысел. Парой штрихов художник рождает на свет трагический образ страдающей роковой женщины Настасьи Филипповны. Нарочито непропорциональным кажется ледяное лицо Ставрогина из «Бесов», в котором, стоит лишь вглядеться получше, читается подступающее сумасшествие, недобрая решимость, убийственный холод. Впечатление усиливает искаженный левый глаз, где, кажется, бьется злая жилка.
Ставрогин, иллюстрация к роману «Бесы»
Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Город неизменно присутствует на каждой иллюстрации: где-то — давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием; где-то — становится нежно-прозрачным, весенним, туманным, романтичным. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и… неизбежным одиночеством.
Настасья Филипповна, иллюстрация к роману «Идиот»
Одна из любимых женщин художника, Лариса Кадочникова, признавалась: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его». Возможно, именно болезненная страстность, особенный уровень восприятия жизни и помогли Глазунову создать свои шедевры.
Глазунов, конечно, создал портреты и самого Достоевского. Писатель, в какой бы точке Петербурга он ни находился, всегда обращен в себя. Неизменно на его лице виден отпечаток дум обо всех «униженных и оскорбленных» мира сего.
Глазунов уникален тем, что в своих полотнах сумел объединить реализм с романтизмом, жизнеподобие с иносказанием. На его картинах, как и в произведениях Достоевского, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И, тем не менее, художник, вслед за писателем, всегда дает нам надежду: как бы ни была страшна и кровопролитна эта битва, жива надежда на свет. Художник развивает тему «всемирной отзывчивости» и снова и снова убеждает нас: все же человек создан по образу и подобию Божьему.
Илья Глазунов «Ф. М. Достоевский. Белая ночь»
В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры. Петербурговед Николай Анциферов один из первых заметил, что им «место в музее».
Илья Глазунов, фото 2015 года
Сегодня ни у кого нет сомнения, что почти каждое полотно великого художника достойно занимать высокое место. Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Он был полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», получил золотую медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», был действительным членом Российской академии художеств, основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова и т. д. И лучшее, что мы можем сделать в память об этом великом человеке — сделать правильный выбор в борьбе «дьявола и Бога», которая ведется в нашем сердце.