к какому периоду родов относится вторая перинатальная матрица
Лекция по перинатальной психологии (конспект)
Жизнь – это череда событий от
зачатия до рождения и от рождения до
смерти.
Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово “якобы”. Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология – новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.
Перинатальный – понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) – вокруг, около и
натос (natalis) – относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Классически терминология следующая – неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка – это редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.
Перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода.
Они называются базовыми перинатальными матрицами.
Пути передачи информации
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него, и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема “нежеланных детей”, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации – это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. “Нежеланность” – очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине – всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть, потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это, не более чем, гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное – это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится “мышечная радость”, которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.
Осязание
Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает “тактильный голод” и существует понятие “тактильного насыщения”, которое должно произойти к 7 месяцам, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая “гаптономия”. Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.
Слух
Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха – это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.
Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.
Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые – что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые – что популярная легкая музыка.
Зрение
Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше – на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка – карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.
Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.
Существует понятие “бондинг” (“присоединение”, “запечетлевание”) – это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет – сказать трудно, но это очень впечатляет всех.
Вкус и Обоняние
Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.
Литература
Автор: Лидия Шендерова, акушерка. Центр семейных родов «Радуга», Санкт-Петербург.
Родильный Дом №6,
ул. Маяковского, д.5, 3 этаж.
Военно-Медицинская Академия им. С.М.Кирова. Родильный дом клиники Акушерства и Гинекологии. Клиническая ул., д.4
Многопрофильная клиника Сестрорецкая. Сестрорецк, ул. Пограничников д.2 стр.1
НИИ Психотерапии и Клинической Психологии
Школа физического и духовного развития «Навигатор в океане жизни»
Публикации НИИ
Опыт надличностных уровней переживаний, возникающих в виде «базовых перинатальных матриц» по классификации Станислава Грофа
Год публикации: 2005
Автор: Шамиль Ташаев
«Перинатальная психология и медицина» (Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины; Санкт-Петербург, издательство «ИПТП», 2004 — 2005 гг.)
НИИ Психотерапии и Клинической Психологи при НП «Институт Психотерапии и Трансперсональной Психологии»
Введение
Изучение психологической структуры личности человека вплоть до совсем недавнего времени было сопряжено с трудностью преодоления механико-материалистического взгляда на феномен Сознания. Один из главных путей исследования феномена Сознания — это картографирование психики человека. Картографирование психики стало возможным только в последние несколько десятилетий двадцатого века. Из множества попыток создания целостного подхода к исследованию человеческой психики на основе картографирования можно выделить несколько сформировавшихся направлений:
Таким образом, получается, что одна из основных функций Сознания, по крайней мере по отношению к человеку, является создание определённой Картины Мира, то есть волшебной схемы-карты. Если есть на карте «значок», обозначающий какой-то объект, то этот объект входит в сферу взаимодействия человека, если нет его, то взаимодействие невозможно.
Удивительно то, что, несмотря на активную «творящую» роль, сознанию в материализме приписывалось и приписывается подчиненное положение. Данное представление вытекало и до сих пор вытекает из представления о том, что сознание есть функция головного мозга человека. Это так же нелепо, как то, что интернет в качестве явления — функция вашего персонального компьютера. Чтобы было еще понятнее, воспользуюсь примером профессора А.Н. Кондратьева [3], где он, желая упрощенно показать господствовавшее до совсем недавнего времени у анестезиологов отношение к проблеме сознания, сравнивает эти отношения с ситуацией Алладдина и волшебной лампы: «Потёр лампу — появился Джинн». По данным представлениям для проявления сознания требуется обязательная активация коры головного мозга, куда должен придти внешний или внутренний стимул. Следовательно предполагается, что сознание можно «выключить», заблокировав восходящие к головному мозгу афферентные пути или заблокировав неспецифическую активацию центральной нервной системы, то есть затруднить или полностью исключить возможность обработки (активного отражения) поступающей информации. Прошу обратить внимание, что в этом случае абсолютно исключается возможность того, что сознание может и не выключаться, а может выключаться из-за каких-то неполадок аппарат его «транслирующий», хотя, и в том и в другом случае, внешний эффект будет одним и тем же. Например, когда телевизор перестаёт показывать передачу, абсолютно не обязательно, что прекратилась трансляция этой передачи в телецентре. Однако исследования, проводимые самими анестезиологами, показали, что не всё так просто. Сознание человека во время хирургической операции при даче вполне «полноценного» наркоза очень часто (около 25% случаев) практически присутствует в течение всего операционного периода. Более того, при тщательном опросе опытными психологами больных в послеоперационном периоде почти все остальные пациенты вспоминают, что с ними происходило во время операции. К сказанному можно добавить, что достаточно основательные исследования [4] естественного сна человека показали, что сознание присутствует не только во время стадии REM-сна, когда человек видит сновидения, но практически в любой из 5 других стадий сна, то есть оно никогда не исчезает. Оно присутствует у человека даже во время клинической смерти [5] (!). Вполне естественно, что в случае околосмертных переживаний по С. Грофу [6] представление о волшебной лампе Алладдина не выдерживает никакой критики.
Иными словами, вопрос не в способе и «качестве» анестезии во время дачи наркоза или в физиологическом состоянии человека в какой-то конкретный момент времени (сон, различные уровни бодрствования и даже клиническая смерть), а в отсутствии или недостаточности ретранслирующих это Сознание «устройств». Возможно поэтому в современной медицине нашел широкое практическое применение метод биологической обратной связи, который устраняет недостаточность коммутирующих человека с сознанием устройств техническими средствами.
Таким образом ортодоксальный подход к вопросу о взаимоотношении Человека и Сознания, то есть, рассмотрении сознания, как «реализации функции» какой-либо части тела Человека не имеет решения. И наоборот — рассмотрение человека в качестве «реализации-функции» Сознания также не имеет решения, так как постановка вопроса в обоих случаях является некорректной. На наш взгляд, Сознание не является отражением (реализацией-функцией) или качеством не только каких-либо частей человеческого тела, головного мозга, например, но и самой Материи во всех её формах существования. Сознание — это ещё одна из форм существования самой Материи как таковой. Когда мы принимаем данную точку зрения, становится очевидным, что вопрос о первичности Сознания по сравнению с другими формами существования Материи является абсолютно некорректным, как некорректной является и постановка вопроса о первичности корпускулярной, полевой, волновой, и возможно неизвестных пока любых других форм существования Материи. Например, кто может с уверенностью сказать, что первичнее, масса или гравитация, электрический заряд или электрическое поле, если они друг без друга существовать не могут? Гравитация ли свойство массы или масса — свойство гравитации (здесь более всего подходит, на наш взгляд, слово «реализация-функция», нежели слово «свойство»)?
Если мы постулируем, что Сознание есть одна из форм существования Материи, то, следовательно, научный подход к его изучению также правомочен, как и к другим формам (корпускулярной, полевой и тд.). Что представляет собой научный процесс познания, осуществляемый Человеком? Прежде всего, это адекватный подбор соответствующих инструментов познания, при помощи которых можно наблюдать и описать явление или процесс. Затем изобретаются единицы измерения их определённых свойств и на этой основе определяют законы взаимодействия какой-либо известной части этой формы с другими её известными частями или данной формы Материи с другими формами существования Материи. На этой основе можно делать прогнозы. То есть Знание качественных и количественных характеристик определённой формы Материи позволяет открывать (создавать) Законы взаимодействия или по иному — реализации-функции этой формы — и использовать это Знание для практических целей. Под практическими целями подразумевается совершенствование старых и создание новых направлений деятельности человека, что одномоментно отражается на самой Эволюции человека и всей среде его обитания. Это, по-видимому, и является основной целью реализации-функции, как Человека, так и Человечества в целом, то есть создание Ноосферы или по иному — освоение опыта всех форм существования Материи как таковой.
Именно с точки зрения создания инструментов взаимодействия мы и хотим рассмотреть выявленные и описанные С. Грофом четыре базовых перинатальных матрицы (БПМ). Однако, создание любых инструментов невозможно (бессмысленно) без определённого представления о том, с чем надо взаимодействовать, то есть без создания Картины Мира. Такая первичная Картина Мира импринтируется в мозг плода по мере его созревания и готовности к появлению на свет в виде уже не плода, а человека. И уже на эту первичную Картину Мира накладывается новая, создаваемая родителями и социумом, в котором растет и развивается человек.
Основная часть
Наличие определённых импринтов в центральной нервной системе новорожденного ребёнка в настоящий момент ни у психологов, ни у психотерапевтов не вызывает сомнения. Однако функция, время возникновения и время «стирания» или «угасания» (аналогия с условным рефлексом) импринта, а также длительность временного интервала импринтинговой уязвимости (добавление значка в карту Реальности) очень мало изучены. Тем более пока ещё не возникало вопроса о том, чтобы рассматривать импринтинг БПМ в качестве закладки у человека определённой Картины Мира или, как мы уже говорили, схемы-карты Реальности. На данной карте и происходит первое апробирование и откачивание природных инструментов взаимодействия че-ловека с окружающей Реальностью. Рассмотрим, какие имеются предпосылки для такой постановки вопроса.
Во-первых, это схожесть картин личного опыта переживаний плода во время той или иной БПМ и многих мифологических сюжетов.
Во-вторых, когда у человека во взрослом состоянии возникают по жизни почти непреодолимые трудности, он вновь иногда возвращается к образам первоначальной Картины Мира, как заблудившийся турист пробует определить своё местонахождение по имеющейся у него карте.
В-третьих, человек часто по жизни использует те или иные навыки, выработанные во время взаимодействия плода с первичной Картиной Мира. То есть человек ещё в утробе приобретает некоторые способы защиты своей личности, то есть приходит в этот мир уже защищённым.
Все эти моменты мы пробовали проследить в исследовании переживаний трансперсонального уровня. По С. Грофу они соответствуют любой из четырёх базовых перинатальных матриц и их можно сопоставить с постнатальным поведением человека в различные периоды его жизни. Полученный материал обрабатывался по дневникам самонаблюдения, тестам на уровень тревожности и наблюдениям психолога или психотерапевта. Понижение уровня тревожности, как ситуативной, так и личностной, после наших тренингов могло свидетельствовать о большей защищённости личности в социуме после «освежения» в памяти первоначальной Картины Мира. Всего было обработано и систематизировано около 1000 дневников самонаблюдения.
Схематично С. Гроф описывает импринты в виде четырех базовых перинатальных матриц, представляющих собой комплексы ощущений, чувств и образов, которые возникают у плода во время его пребывания в лоне матери, начиная с появления зародыша и вплоть до рождения ребенка. Границы каждой из перинатальных матриц соответствуют определённому физиологическому периоду беременности. Комплексы ощущений пациента во время изменённого состояния сознания, достигаемого при помощи специальных техник тренинга, а иногда и спонтанно, могут с поразительной точностью соответствовать реальному физическому состоянию плода в тот или иной период беременности и начавшегося процесса родов. Очень часто сами пациенты, обучающиеся освоению измененных состояний сознания, без подсказки психотерапевта связывают свои ощущения в этих состояниях с тем или иным периодом своего внутриутробного развития, причём проверка объективных деталей биологического развития плода и рождения ребенка постфактум (там, где это ещё возможно), как правило, всегда подтверждает догадку пациента. Так, например, в наших исследованиях измененного состояния сознания ощущения дискомфорта, видение себя на загаженном морском дне, занятым поисками съедобной пищи связывались испытуемым со своим внутриутробным развитием. В последствии у него в детстве, по рассказам матери, наблюдался неуёмный аппетит в отношении пригодной для приёма пищи и полный отказ от пищи при незначительных признаках её непригодности. Мать говорила, что она никогда не боялась, что ребёнок её может каким-либо образом отравиться, в том числе и оставленными на виду лекарственными средствами.
Характерный пример: мама, единственная кормилица семьи из шести человек, осталась в 1943 году с тяжело больным мужем, двумя женщинами пожилого возраста и двумя маленькими детьми на руках. На свою третью беременность она не обращала никакого внимания, важно было заработать на прокорм семьи. Сама питалась нерегулярно, в основном тем, что осталось от остальных, при этом работала как минимум в две смены на химически вредном производстве. Став взрослым, испытуемый во время любого неопределенно-тревожного состояния, ощущал неуёмный аппетит или неудержимую тягу к табакокурению. Испытуемый много раз пробовал бросить курить и всякий раз безрезультатно. Характерно, что после этого перинатального переживания аппетит испытуемого во время любой тревожащей ситуации не переходил границы физиологической нормы, и испытуемый без особых трудностей отказался от табакокурения.
Таким образом получается, что восстановление в памяти первоначальной Картины Мира ослабило стрессорное напряжение на испытуемого и помогло ему освободиться от вредной привычки. Возможно, это и есть один из значимых механизмов широко известного положительного терапевтического воздействия холотропных состояний на человека.
Описанные выше переживания в измененном состоянии сознания относятся к ощущениям первой перинатальной матрицы, длящейся от возникновения зародыша до первой стадии биологического рождения, то есть начала схваток. По Стэну Грофу, в условиях физиологичной беременности спокойное развитие плода, когда плод плавает в амниотической жидкости, сопровождается ощущениями безграничности, расслабленности, защищенности, космического единства и образно ассоциируется с пребыванием в раю. Отсюда возникает понятие хорошей матки, а в описанном нами случае — плохой, так как плод небезразличен к внешним воздействиям во время беременности матери (диета, интоксикация, инфекционные заболевания и прочее). Таким образом, в данном случае мы видим использование ребёнком навыков, приобретенных им в БПМ-1 (различения пригодной и не пригодной к употреблению пищи). Уровень ситуативной и личностной тревожностей у него после оживления в памяти первичной Картины Мира резко снизился (отказ от курения и отсутствие переедания при стрессе). Иными словами, испытуемый, «заблудившись» в новой вторичной Картине Мира, испытывал мощный стресс. «Нахождение» им в холотропном состоянии своей старой «карты» Реальности данный стресс сняло.
Вторая матрица по Стену Грофу хранит память о первой стадии рождения (период между началом схваток, когда матка начинает активно сокращаться, и раскрытием родового канала). В наших исследованиях возникновение чувства тревоги, страха, страдания, безвыходности, опасности для жизни, ощущение, что им манипулируют также очень часто связывалось испытуемыми с процессом родов. Внешнее поведение испытуемого в такие моменты ассоциировалось наблюдателем с попыткой раздвинуть какие-то границы, нестерпимо сжимающие его тело, снять с шеи, явно ощущавшуюся на ней некую «удавку». Следует отметить, что на этом этапе процесса родов стенка матки сокращается и сдавливает плод, а пуповина может обвиваться и перекручиваться вокруг шеи плода. Выделяющиеся в это время в кровь матери окситоцин и другие вазоактивные вещества ещё более усугубляют физическое состояние плода, усиливая и без того существенную гипоксию. В этот период родового процесса возникает существенная «физиологическая» асфиксия, ассоциирующаяся в измененном состоянии сознания с муками Ада. Если процесс идет неблагополучно, ребенок будет предрасположен к ряду заболеваний (клаустрофобия, бронхиальная астма и др.). У наших обучающихся при характерных признаках переживания ими второй перинатальной матрицы, иногда наступала длительная (имеются наблюдения отсутствия приступов до 10 лет) ремиссия бронхиальной астмы. Иногда у испытуемых исчезали различного рода фобии, в том числе и клаустрофобия. Ремиссия наступала в основном только тогда и только у тех испытуемых (во всяком случае стойкая, длительная ремиссия), которые находили положительное решение создавшейся в трансперсональном состоянии сознания угрожающей ситуации. Поэтому, одним из правил наших тренингов является обучение пациентов осознанно проходить (разрешать) различные сюжеты, возникающие в трансперсональном состоянии сознания в той или иной перинатальной матрице.
Таким образом, как мы и говорили, другим важным моментом имприн-тинга перинатальных матриц, великолепно описанных С. Грофом, является, на наш взгляд, приобретение и оттачивание навыков взаимодействия с окружающей Реальностью.
Характерный пример: женщина 32 лет, в анамнезе бронхиальная астма аллергического генеза с 8 лет. Аллергия в основном на шерсть животных. Полное противопоказание посещений цирка и контактов с любыми домашними животными. Приступ купируется на очень короткое время большими дозами антигистаминных препаратов. Во время одного из погружений в измененное состояние сознания пациентка оказалась в мифической ситуации, когда со всех сторон её окружали живые деревья-кустарники, сдавливающие шею и тело своими ветвями, что создавало невыносимую асфиксию и вызывало панический страх. По наблюдению психотерапевта появился цианоз губ и ногтей, и пациентка судорожно пыталась освободиться от какого-то внешнего, сжимающего всё её тело, фактора. Психотерапевт форсировал акт выдоха мощным надавливанием на грудную клетку пациентки и буквально через минуты её губы, и ногти окрасились в розовый цвет. Она сложила пальцы обеих кистей в замысловатую фигуру, которая в йогической практике называется «Мудра», и на её лице появилась счастливая улыбка. О мудрах пациентка не имела ни малейшего представления и на вопрос, почему она так сделала, пациентка отвечала, абсолютно не смутившись: «Когда мне стало совсем невыносимо, появился стройный молодой человек с золотисто-коричневым цветом кожи и предложил мне соединить пальцы обеих рук определённым образом, что я и сделала. Мне стало очень комфортно и легко, и я полетела к какому-то золотистому шару, Я знала, что там был Рай». В течение последних 10 лет у данной пациентки не наблюдалось ни одного приступа бронхиальной астмы, даже при контакте с домашними животными и исчез характерный свист всегда присутствовавший (даже в межприступный период) при свободном дыхании пациентки. Здесь мы также наблюдаем, что возврат к первоначальной Картине Мира и активное осознанное взаимодействие с ней во время погружения в трансперсональное состояние, помогло пациентке справиться с трудно купируемой формой бронхиальной астмы (уровень тревожности и в этом случае достаточно резко снизился).
Психические и физические страдания могут продолжаться и в третьей перинатальной матрице, но уже на фоне открывающихся родовых каналов и постепенного продвижения плода по ним. По нашим наблюдениям пациент в измененном состоянии сознания, переживающий ощущения, свойственные третьей перинатальной матрице, испытывает скорее не ужас и беспомощность, как во второй, а страстное желание найти «выход» из создавшейся ситуации и победить. Он получает наслаждение от борьбы и полностью ею захвачен. Патологии, возникающие (связанные прямо или косвенно) при тяжелом течении физиологического процесса родов на стадии продвижения плода по родовым каналам и проявляющиеся затем в постнатальный период во взрослом состоянии (психастеничность, паранойя, акцентуация на борьбе и пр.), очень плохо поддаются многим формам психотерапии. Наиболее адекватными способами терапии в данном случае являются маскотерапия (одна из разновидностей арт-терапии) и психоделическая или холотропная терапия по С. Грофу.
Характерный пример: Пациентка 25 лет, замужем в течение 5 лет, имеет девочку трёх лет, в анамнезе вяло текущая шизофрения, принимает регулярно нейролептики и антидепрессанты в течение трёх лет. Неприятие свекрови и немотивируемый отказ от любых контактов со своей дочкой. Самостоятельные передвижения по городу без сопровождения кого-либо из близких даже на сеансы психотерапии были практически невозможны. После трёх сессий холотропного дыхания, с интервалом между ними в три-четыре недели, наблюдается постепенное снижение уровня тревожности с параллельным снижением дозы антидепрессантов и нейролептиков с полной отменой приёма к третьему месяцу с момента первой холотропной сессии. Во время каждой из холотропных сессий у нее практически одна и та же картина, лишь с незначительными вариациями: «Я чувствовала необъяснимую, невыразимую никакими словами тоску. Находилась в кромешной тьме, откуда тщетно пробовала выбраться. Хотелось рыдать, царапаться, кусаться, драться. Я очень хотела увидеть своего врага». Объективные наблюдения психотерапевта: пациентка через пять-десять минут от момента интенсивного дыхания мрачне-ла лицом и начинала с надрывом в голос рыдать, рваться неизвестно куда. Успокаивалась, как правило, к окончанию сеанса холотропного дыхания. После окончания второй сессии холотропного дыхания стала ходить по городу без сопровождения близких. Выразила желание подружиться с дочкой, однако, свекровь свою по-прежнему считала врагом номер один. Было решено включить дополнительно в процесс лечения пациентки маскотерапию. По мере готовности автопортрета (лепка собственного бюста из пластилина в масштабе 1:1 — автор метода Г.М. Назлоян) пациентка полностью признала дочку и помирилась со свекровью и мужем, устроилась на работу. Через год по совету психотерапевта родила ещё одного ребенка. Отношения в семье и на работе практически нормальные. Изредка нуждается в антидепрессантах для коррекции эмоционального статуса.
В данном случае у пациентки в трансперсональном состоянии не было практически никаких образов или мифологических сюжетов. В основном наблюдались просто эмоциональные реакции (страх, тоска, гнев и прочее) пациентка громко рыдала, выкрикивая «не хочу», «за что», «сволочи» и другие подобные фразы. Во время дыхания она часто принимала эмбриональную позу и успокаивалась.
Третья клиническая стадия родов — переживание смерти и воскресения — когда плод выходит из лона матери, соответствует по С. Грофу четвертой перинатальной матрице. Напряженная борьба продвижения по родовым путям вдруг сменяется чувством очищения, искупления и мистического прорыва. Рассказы пациентов, переживших состояние четвертой перинатальной матрицы, изобилуют описанием ослепительного света, а иногда фейерверков цвета. Возникает чувство радости, освобождения, преодоления.
Характерный пример: Молодой человек 24 лет, высшее техническое образование. Пришёл на тренинг с целью выйти из состояния неопределенности, «аморфности» желаний и, как охарактеризовал психолог, состояния «прислуги за всё». Пробовал организовать своё дело, и интересное для души, и приносящее финансовую прибыль. Каждый раз начинание, не успев начаться, заканчивалось провалом, нанося пациенту значительный финансовый и моральный урон. После второй холотропной сессии с яркими переживаниями, характерными для четвертой перинатальной матрицы, пациент прекратил тренинги, заявив, что все, что он хотел, он получил. По образному выражению пациента — стоит ему протянуть руку, как в неё тут же кладут. Организованный им бизнес, как он и хотел, полностью удовлетворяет его материальные и моральные запросы вот уже в течение четырёх лет после прохождения им наших тренингов.
Интересен факт, что в процессе прохождения опыта трансперсонального состояния очень часто сохраняется самоконтроль, то есть происходит двойная ориентировка сознания. Оно одномоментно может находиться в глубоких внутриутробных переживаниях (текут слёзы, возникают различные образы и ассоциации) и осознавать себя в зале. На первых порах, если измененное состояние сознания не достаточной глубины, пациенту кажется, что его опыт погружения в это состояние не совсем удачен. Однако, наблюдения психолога, психотерапевта и объективное психологическое тестирование всегда показывают изменение в восприятии пациента окружающей реальности (работа, дом, семья, философское мировоззрение и тд.) в сторону большей объективизации. Пациент становится уравновешенным, открытым, доброжелательным. Невротизированность восприятия и повышенная тревожность, резко сужающие возможность нахождения адекватного выхода из ситуации, уменьшаются настолько, что для окружающих становятся незаметными. Очень часто происходит переосмысливание своих насущных потребностей и проблем в сторону уменьшения «драматичности» ситуации. Многие пациенты говорят: «Теперь я знаю, что я должен делать. » или «Я знаю, как поступить» и т.д. Складывается впечатление, что эмоциональные переживания, образные представления и драма содержательных сюжетов перинатальных матриц имеют двойную функцию:
В обоих случаях несомненным является факт понижения уровней ситуативной и глубинной тревожностей по тесту Спилберга-Ханина (обе выборки по 30 человек) соответственно на 34±7% (Р