Лефо́ртово (часть бывшего Благуше-Лефортовского района, затем Кали́нинского райо́на) — район города Москвы и внутригородское муниципальное образование, один из старейших исторических районов Москвы, расположен на берегу Яузы в Юго-Восточном административном округе.
Содержание
История
XIV—XVII века
В середине XVII века в Москве на правом берегу Яузы (в современном Басманном районе) царь Алексей Михайлович воссоздаёт Немецкую слободу. Среди иностранных офицеров, служащих в России и проживающих в слободе, Пётр I находит многих соратников, в том числе уроженца Женевы Франца Лефорта.
Считается, что район был основан в 1699 году. До революции район назывался Лефортовской слободой в честь Франца Лефорта, рядом находилась Немецкая слобода.
XVIII век («Дворцовая эпоха»)
В XVIII веке в Лефортово и рядом с ним строится целый ряд дворцов для дворян и царских особ: Лефортовский и Слободской дворцы (оба на правом берегу Яузы, ныне Басманный район), Головинский дворец, Анненгоф, Екатерининский дворец, дача Строгановых.
В 1730-е рядом с дворцом Анны Иоанновны разбита Анненгофская роща, в XIX веке превращенная в свалку нечистот и уничтоженная смерчем 16 (29) июня 1904. В 1742 году построен Камер-Коллежский вал, разделивший современную территорию Лефортово примерно пополам: западная часть вошла в Москву, восточная часть осталась в пригородах вместе с сёлами Измайлово, Андроновкой, Карачарово. В районе были три заставы: Проломная, Покровская и Рогожская, через которую проходил Владимирский тракт.
В 1771 году во время эпидемии чумы в Лефортово открылось Введенское (Немецкое, Иноверческое) кладбище, на котором поначалу хоронили католиков и лютеран. В 1776 был построен последний дворец Лефортово — Екатерининский, в котором императрице так и не довелось пожить. Павел I положил конец «дворцовой эпохе» Лефортово, отдав дворец под казармы.
XIX век
При Александре I, во время Отечественной войны 1812 года район частично горел (гораздо меньше других районов Москвы). В 1824 году в служебных корпусах Екатерининского дворца разместились казармы Московского гарнизонного полка — «Красные казармы».
В 1866—1868 годах была построена Московско-Курская железная дорога. Вместе с ней были построены Главные вагонные мастерские, из которых впоследствии сформировался нынешний завод имени Войтовича.
В 1881 году в Лефортово была построена первая сортировочная станция Московско-Рязанской железной дороги и депо Москва—Сортировочная. В том же году открывается Лефортовская тюрьма. На Золоторожском валу предприниматель Ю. П. Гужон построил в 1883 году Московский металлургический завод (ныне «Серп и Молот»). К югу от Владимирской дороги возник рабочий посёлок Дангауэровка.
XX век и современность
Во время октябрьского восстания 1917 года в Москве велись бои в течение шести дней. Полковник В. Ф. Рар организовал оборону казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. Когда к осаде подключилась артиллерия большевиков, он под свою ответственность распустил кадетов (часть пленных была потом расстреляна красными на территории Лефортовских казарм). [1]
После революции район был переименован сначала в Благуше-Лефортовский (1919—1920), затем вошёл в Бауманский район. Начиная с середины 1920-х гг., застраивались пустоши вдоль реки Синички (жилые дома Синичкиной слободы) и бывшая Анненгофская роща (Московский энергетический институт). Всехсвятский единоверческий монастырь на Владимирской дороге был закрыт, на его месте выстроены новые корпуса завода «Серп и Молот».
Трамвай до госпиталя Бурденко в районе появился ещё до 1-й Мировой войны. В конце 20-х годов эту линию продлили до Дангауэровской слободки (возле современной Новой). В то же время продлили линию трамвая от Рогожской заставы по шоссе Энтузиастов до Владимирского посёлка.[2]
Во время войны лефортовские организации работали на оборону города и страны: так, завод «Компрессор» совместно с заводами им. Войтовича, ВЭИ и другими, выпускал «Катюши»; завод им. Войтовича производит бронепоезда, санитарные поезда, банно-прачечные поезда; многие артиллерийские части были оснащены прожекторами и приборами управления огнём, созданными в Лефортово. Осенью 1941 года в военной академии химзащиты была создана отечественная самовоспламеняющаяся жидкость для «коктейля Молотова». Автобусный парк № 2 отправил на Ладожское озеро колонну из 40 автобусов для обеспечения «дороги жизни» до блокадного Ленинграда. [3]
В 20-30-х годах в Лефортово ведется активное жилищное строительство. Старая Дангауэровка была снесена и заменена пятиэтажными «новыми домами» для рабочих, новые дома выросли и вдоль Шоссе Энтузиастов. В фильме «Дом, в котором я живу» (1957), действие которого происходит перед войной и во время неё, герои переезжают в новый дом недалеко от Рогожской заставы.
В 1941 году был создан Калининский район (в честь М. И. Калинина). В 1942 году была открыта платформа Новая; неподалёку в 1949 — Электрозаводская. В 1979 году по району проходит Калининская линия метро.
Распоряжением Мэра Москвы N 146-РМ от 12.09.1991 район переименован в муниципальный округ Лефортово и включён в состав ЮВАО, по Закону города Москвы N 13-47 от 05.07.1995 — в район Лефортово.[4]
Население
Достопримечательности
От дворцовой эпохи в Лефортово остался комплекс зданий Екатерининского дворца, построенного в 1770-х годах в стиле русского классицизма и ныне занимаемый Общевойсковой академией вооруженных сил Российской Федерации (бывшей Бронетанковой академией). Дворец неоднократно реконструировался и расширялся, в его сооружении и отделке участвовали в разное время П. В. Макулов, К. И. Бланк, Дж. Кваренги, О. И. Бове и другие архитекторы.
Среди прочих достопримечательностей в районе расположены Вдовьи дома (конец XIX— начало XX века); Дача Строгановых постройки конца XVIII — начала XIX, в интерьере которой сохранились ампирная отделка парадной анфилады: лепнина, печи, дверные полотна [15] ; дом благотворительницы княгини Натальи Дмитриевны Шаховской 1872 года постройки.
После революции 1917 года и в Сталинский период, облик района был дополнен рядом зданий Институтов, НИИ, и производственных баз. Знаменитый советский Архитектор Буров А. К., автор Дома Архитектора, Московского ипподрома и хорошо известных москвичам — жилых домов на Тверской, Полянке, Ленинградском проспекте — «Ажурный дом», Бережковской набережной создал новую доминанту района — «Генеральский» жилой дом 1938 г. Дом сохранился до наших дней (современный адрес: шоссе Энтузиастов, дом 20) и заслуженно ассоциируется у москвичей (особенно автомобилистов) с районом Лефортово.
Транспорт
На территории района расположена 1 станция метро — Авиамоторная. Недалеко от границ района расположены также станции метро «Площадь Ильича», «Римская», «Курская», «Бауманская» и «Электрозаводская».
На границе района раположены железнодорожные станции и платформы Серп и Молот Горьковского направления МЖД, Москва-Товарная Курского направления МЖД; Новая и Сортировочная (станция и депо) Казанского направления МЖД. В районе также находится Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича (филиал ОАО «РЖД»). Между Измайловским парком и Соколиной горой существует станция Лефортово Малого кольца Московской железной дороги, открытая в 1908 году, ныне не используемая для пассажирского движения.
Район покрывается разветвлённой трамвайной сетью: маршруты 45, 12, 8, 43, 50 и 24 Октябрьского трамвайного депо, и 46, 32, 37 депо им. Русакова. По шоссе Энтузиастов проходят троллейбусные маршруты 45 и 53, также из района до Красных ворот ходит троллейбус 24. Также по району ходят автобусы маршрутов 125, 759, 59 и т. д. Многие из наземных видов транспорта в районе дублируются маршрутками.
Выбираем район: что нужно знать о Лефортове перед покупкой квартиры
Лефортово относится к одному из старых районов Москвы с сохраненной исторической застройкой и памятниками архитектуры. Риелторы называют район одним из лучших в Юго-Восточном округе Москвы — благодаря близости к центру он благоустроен и хорошо обеспечен необходимой для жизни инфраструктурой, помимо транспортной: здесь только одна станция метро «Авиамоторная» и МЦК «Андроновка».
Пока Лефортово не считается престижным местом для проживания, в том числе из-за большого числа промзон, которые занимают 65% территории. Но сейчас район активно застраивается проектами бизнес-класса. Управляющий партнер «Метриум Групп» (участник партнерской сети CBRE) Мария Литинецкая считает, что ценность жилья здесь будет расти по мере освоения промзон.
Преимущество району добавит открытие в 2018 году станции метро «Лефортово» (Третий пересадочный контур) на пересечении Солдатской и Наличной улиц, добавляет председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова. «Постепенно промзоны будут застраиваться жильем, бизнес-центрами и объектами инфраструктуры, все это вкупе с развитием транспорта приведет к повышению статуса Лефортова. С учетом того, что тут есть и выход к набережной, и парки, район имеет большой потенциал», — прогнозирует эксперт.
Инфраструктура Лефортово
В целом Лефортово нельзя отнести к спальным районам. Непосредственная близость к центру позволяет быстро добираться до основных мест притяжения горожан: театров, крупных парков и т. д., отмечает руководитель департамента консалтинга и аналитики риелторского агентства «Азбука жилья» Ярослав Дарусенков.
Из-за отсутствия в районе развитой сети метро местные жители пользуются станциями в соседних районах: «Площадь Ильича», «Бауманская», «Курская» и «Электрозаводская». В то же время благодаря выездам на ТТК, Северо-Восточную хорду и набережные Яузы можно доехать на автомобиле в любую точку Москвы, минуя центр. Общественный транспорт в Лефортове также хорошо развит.
Центром притяжения для жителей Лефортова является ТРЦ «Город» (240 тыс. кв. м) на шоссе Энтузиастов, где есть развлечения и для взрослых, и для детей, а также спортивно-развлекательный клуб «Самокат». В районе много скверов, парков, действуют стадион и теннисные корты. Из достопримечательностей риелторы выделяют Лефортовский парк с прудами, прилегающий к Екатерининскому дворцу.
Социальная инфраструктура широко развита. Помимо большого числа детских садов, школ, поликлиник и больниц, в Лефортове есть спортивный центр с бассейном, функционируют колледжи и вузы (МТУСИ, МЭИ, Институт телевидения и радиовещания Останкино).
Вторичный рынок недвижимости в Лефортово
По стоимости квартир на вторичном рынке район находится в середине рейтинга стоимости 1 кв. м жилья (182,4 тыс. руб. за 1 кв. м) в Старой Москве — на 61-м месте из 118 проанализированных районов, отмечает Ярослав Дарусенков. По данным «Бест-Новостроя», сейчас на продажу выставлено более 300 квартир. Минимальная стоимость начинается от 5 млн руб. — по этой цене предлагается малогабаритная квартира площадью 25 кв. м в 15 минутах ходьбы от станции метро «Авиамоторная».
Лефортово по спросу на вторичное жилье не входит в категорию престижных районов, считает генеральный директор агентства недвижимости «Бон Тон» Наталия Кузнецова. По ее оценке, основной минус района — это экологическая обстановка и относительно старый жилой фонд, не соответствующий современным запросам населения. Сегодня в Лефортове можно встретить застройку довоенного и сталинского периода — это качественные, но зачастую ветхие кирпичные здания, однако преобладают панельные дома 1960–1970-х годов, говорит Мария Литинецкая.
Возможно, спрос еще будет расти по мере улучшения качества жилого фонда, который на вторичном рынке пока представлен кирпичными домами 1930–1960-х и даже 1920-х годов, а также 12–17-этажными панельными домами 1980-1990-х годов постройки, предполагает Ирина Доброхотова.
Новостройки района Москвы Лефортово
Риелторы отмечают рост девелоперской активности в Лефортове за последние пять лет. За этот период доля предложения новостроек выросла с 1,7% до 9,5%, говорит Наталия Кузнецова. В 2013 году на первичном рынке в районе реализуется только один проект бизнес-класса — «Деловой дом Лефортово». Активное развитие района началось в 2015 году, когда в реализацию вышли сразу два масштабных проекта — «Символ» и «Петр I», вспоминает эксперт.
На данный момент в этом районе на продажу, по данным «Метриум Групп», выставлено 810 новых квартир и апартаментов, что существенно больше, чем на вторичном рынке. Этот объем составляет 1,3% от предложения всех объектов первичного рынка жилья столицы и 12% от суммарного предложения рынка ЮВАО. Средняя стоимость 1 кв. м в Лефортове составляет 185 тыс. руб., что на 22% ниже, чем в среднем по Москве, отмечает Мария Литинецкая.
Новостройки Лефортова
Проект
Класс
Адрес
Застройщик
Средняя цена, руб. за кв. м
ЖК «Лефорт»
Бизнес
пер. Солдатский, д. 26, корп. 1, 2
ООО «Интерфлора»
229 375
ЖК «Лефортово Парк»
Комфорт
Красноказарменная, вл. 14А, корп. 5,6,7
ГК «ПИК»
167 912
Апарт-комплекс «Золоторожский»
Бизнес
ул. Золоторожский Вал, вл. 16
ООО «Стимул»
190 242
По данным «Метриум Групп» на начало 2018 года
Лефортово окружен очень разными по своим характеристикам локациями. «На западе он граничит с двумя районами ЦАО — Таганским и Басманным, где расценки на новостройки значительно выше (561 тыс. и 326 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно). Наряду с первичным жильем бизнес-класса, которое есть и в Лефортове, в данных районах возводятся комплексы элитного и премиум-класса, не встречающиеся в более удаленном от центра и окруженном промзонами Лефортове», — поясняет Мария Литинецкая.
К южной границе примыкает Нижегородский район, который большей частью состоит из промзон (здесь возводится только один проект комфорт-класса со средней ценой «квадрата» 172 тыс. руб.). На востоке расположены еще два противоречивых соседа — Перово, которое застраивается комфорт-классом (в среднем по 173 тыс. руб. за 1 кв. м), а также более престижная Соколиная Гора (193 тыс. руб. за 1 кв. м), перечисляет эксперт.
Перспективные проекты в Лефортово
Перспективы развития района и соответственно его застройки связаны с улучшением транспортной инфраструктуры, считает Наталия Кузнецова. Второе кольцо метро от «Нижегородской» до «Лефортово» планируется запустить в этом году. Одним из крупных потенциальных проектов застройки в Лефортове — территории промзоны «Серп и Молот».
Наталия Кузнецова называет планы по строительству ЖК на территории 101-го центрального автомобильного ремонтного завода (Танковый проезд, 4), а также в рамках развития ТПУ «Авиамоторная». Еще одним из перспективных проектов Ярослав Дарусенков называет ЖК «Гранд Лефорт» (ул. 2-я Синичкина, 1) от застройщика ЖК «Лефорт». Также у самого ЖК «Лефорт» ожидается строительство третьего корпуса. В обоих объектах продажи еще не начаты. Помимо этого, на территории района определены три стартовые площадки в рамках программы реновации — две севернее шоссе Энтузиастов и одна южнее, напоминает эксперт.
История района Лефортово
Лефортово, один из старейших районов Москвы, находится на берегу Яузы. В середине XVII века в Москве на правом берегу реки царь Алексей Михайлович воссоздал Немецкую слободу. Считается, что район был основан в 1699 году. До революции слобода называлась Лефортовской — здесь проживал иностранный офицер, соратник Петра I — Франц Лефорт. Дворцовый ансамбль в Лефортове (Зимний и Летний Анненгофы) были построены к коронации Елизаветы Петровны в 1742 году.
В Лефортове в XVIII веке развивались три обособленных поселения — к юго-западу (Рогожская застава) и к северо-востоку от военного городка и Лефортовского парка, а также загородный старообрядческий Рогожский поселок. До революции он был частью бывшего Благуше-Лефортовского района, в советское время — Калининского.
В 1920–1930-х годах в Лефортове ведется активное жилищное строительство. Старая Дангауэровка была снесена и заменена пятиэтажками для рабочих, новые дома выросли и вдоль шоссе Энтузиастов.
Лефо́ртово (бывш. Благуше-Лефортовский, затем Кали́нинский райо́н) — один из старейших районов Москвы, расположен на берегу Яузы в Юго-Восточном административном округе. Площадь района — 915 га, 65 % территории — промышленная зона, на которой расположено 52 предприятия. * Население по переписи 2002 свыше 87 тыс. человек. Район находится между р. Яузой на северо-западе, Курским направлением Московской железной дороги на юге и Казанским направлением МЖД на востоке.
Содержание
История
XIV—XVII века
До появления района деревни и слободы на юго-восточных окраинах Москвы концентрировались вокруг дороги на восток, с конца XIV века называвшейся Новой Владимирской, а также Андроникова монастыря, основанного в 1360 году. * Поскольку восток Москвы считался в те времена более спокойным направлением, к XVII веку на Покровке, в Земляном городе, а после и на соседних землях поселяются богатые и влиятельные семьи, появляются резиденции царей Михаила Фёдоровича (село Покровское), затем Алексея Михайловича (село Измайлово и Преображенское). * В середине XVII века в Москве на правом берегу Яузы (в современном Басманном районе) царь Алексей Михайлович воссоздаёт Немецкую слободу. Среди иностранных офицеров, служащих в России и проживающих в слободе, Пётр I находит многих соратников, в том числе уроженца Женевы Франца Лефорта.
Считается, что район был основан в 1699 году. До революции район назывался Лефортовской слободой в честь Франца Лефорта, рядом находилась Немецкая слобода.
XVIII век («Дворцовая эпоха»)
В XVIII веке в Лефортово и рядом с ним строится целый ряд дворцов для дворян и царских особ: Лефортовский и Слободской дворец (оба на другом берегу Яузы, ныне Басманный район), Головинский дворец, Анненгоф, Екатерининский дворец, дача Строгановых.
В 1730-е рядом с дворцом Анны Иоанновны разбита Анненгофская роща, в XIX веке превращенная в свалку нечистот и уничтоженная смерчем 16 (29) июня 1904. В 1742 году построен Камер-Коллежский вал, разделивший современную территорию Лефортово примерно пополам: западная часть вошла в Москву, восточная часть осталась в пригородах вместе с сёлами Измайлово, Андроновкой, Карачарово. В районе были три заставы: Проломная, Покровская и Рогожская, через которую проходил Владимирский тракт.
В 1771 году во время эпидемии чумы в Лефортово открылось Введенское (Немецкое, Иноверческое) кладбище, на котором поначалу хоронили католиков и лютеран. В 1776 был построен последний дворец Лефортово — Екатерининский, в котором императрице так и не довелось пожить. Павел I положил конец «дворцовой эпохе» Лефортово, отдав дворец под казармы.
XIX век
При Александре I, во время Отечественной войны 1812 года район частично горел (гораздо меньше других районов Москвы). В 1824 году в служебных корпусах Екатерининского дворца разместились казармы Московского гарнизонного полка — «Красные казармы».
В 1834 году значительную часть построек в районе уничтожил пожар. После этого была создана «Комиссия для предварительных соображений к лучшему урегулированию Лефортовских кварталов», и началось каменное строительство. * Вскоре началась индустриализация района, однако большая часть современного района Лефортово, занятая Анненгофской рощей и военными учреждениями, была выведена из гражданского оборота. По существу, в Лефортово развивались три обособленных поселения — к юго-западу (Рогожская застава) и к северо-востоку от военного городка и Лефортовского парка, а также загородный старообрядческий Рогожский посёлок.
В 1866—1868 годах была построена Московско-Курская железная дорога. Вместе с ней были построены Главные вагонные мастерские, из которых впоследствии сформировался нынешний завод имени Войтовича.
В 1881 году в Лефортово была построена первая сортировочная станция Московско-Рязанской железной дороги и депо Москва—Сортировочная. В том же году открывается Лефортовская тюрьма. На Золоторожском валу предприниматель Ю. П. Гужон построил в 1883 году Московский металлургический завод (ныне «Серп и Молот»). К югу от Владимирской дороги возник рабочий посёлок Дангауэровка.
XX век и современность
Во время октябрьского восстания 1917 года в Москве велись бои в течение шести дней. Полковник В. Ф. Рар организовал оборону казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. Когда к осаде подключилась артиллерия большевиков, он под свою ответственность распустил (часть пленных была потом расстреляна красными на территории Лефортовских казарм). [1]
После революции район был переименован сначала в Благуше-Лефортовский (1919—1920), затем вошёл в Бауманский район. Начиная с середины 1920-х гг., застраивались пустоши вдоль реки Синички (жилые дома Синичкиной слободы) и бывшая Анненгофская роща (Московский энергетический институт). Всехсвятский единоверческий монастырь на Владимирской дороге был закрыт, на его месте выстроены новые корпуса завода «Серп и Молот».
Трамвай до госпиталя Бурденко в районе появился ещё до 1-й Мировой войны. В конце 20-ых годов эту линию продлили до Дангауэровской слободки (возле современной Новой). В то же время продлили линию трамвая от Рогожской заставы по шоссе Энтузиастов до Владимирского посёлка.[2]
Во время войны лефортовские организации работали на оборону города и страны: так, завод «Компрессор» совместно с заводами им. Войтовича, ВЭИ и другими, выпускал «Катюши»; завод им. Войтовича производит бронепоезда, санитарные поезда, банно-прачечные поезда; многие артиллерийские части были оснащены прожекторами и приборами управления огнём, созданными в Лефортово. Осенью 1941 года в военной акдемии Химзащиты была создана отечественная самовоспламеняющаяся жидкость для «коктейля Молотова». Автобусный парк № 2 отправил на Ладожское озеро колонну из 40 автобусов для обеспечения «дороги жизни» до блокадного Ленинграда. [3]
В 1941 году был создан Калининский район (в честь М. И. Калинина). Старая Дангауэровка была снесена и заменена пятиэтажными «новыми домами» для рабочих, рядом с ними в 1942 году была открыта железнодорожная станция Новая; неподалёку в 1949 — Электрозаводская. В 1979 году по району проходит Калининская линия метро.
Распоряжением Мэра Москвы N 146-РМ от 12.09.1991 район переименован в муниципальный округ Лефортово и включён в состав ЮВАО, по Закону города Москвы N 13-47 от 05.07.1995 — в район Лефортово.[4]
В 1999 году район отметил своё 300-летие. 5 декабря 2003 года был открыт Лефортовский тоннель и запущено полноценное движение по Третьему транспортному кольцу Москвы. *
Население
На официальном сайте управы района упомянуто население района — свыше 82 тыс. человек. * По переписи 2002 года, в Лефортово проживало 87560 человек: 46357 (52.9 %) мужчин и 41203 (47.1 %) женщин, что составляло 7.89 % населения ЮВАО и 0.84 % населения всей Москвы.
По данным 1997 года по роду занятий на долю инженерно-технических работников приходился 21,5 процент населения, научных работников, врачей, преподавателей, журналистов — 16,1 %, квалифицированных рабочих — 36,3 %, руководящих работников — 2,6 %. *
В исторической перспективе состав и даже численность населения можно определить лишь приблизительно из-за того, что границы района менялись, и до революции район развивался вокруг нескольких разных слобод и военных частей. По численности населения Лефортово, как правило, уступало другим районам (например, Бутырской и Преображенской слободам), а по составу было более разнообразным. * В XVII веке в районе жили в основном низшие чины 1-го Московского, Преображенского, Семёновского и других полков, но помимо военных также присутствовали и разночинцы. По данным 1730 года в Лефортово числилось 395 дворов; из них 11 принадлежало обер-офицерам, 24 — унтер-офицерам и капралам, 201 — солдатам, 29 — солдатским женам, вдовам и детям.
Достопримечательности
От дворцовой эпохи в Лефортово остался комплекс зданий Екатерининского дворца, построенного в 1770-ых годах в стиле русского классицизма и ныне занимаемый Общевойсковой академией вооруженных сил Российской Федерации (бывшей Бронетанковой академией). Дворец неоднократно реконструировался и расширялся, в его сооружении и отделки участвовали в разное время П. В. Макулов, К. И. Бланк, Дж. Кваренги, О. И. Бове и другие архитекторы.
Важным историческим и природным памятником является прилегающий ко дворцу Лефортовский парк. Построенный в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Бывший Головинский сад при императрице Анне Иоанновне назвали «Версалем на Яузе». * От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Введенское (Немецкое) кладбище, названное в честь лефортовских Введенских холмов, было основано в 1771 году. Поначалу на кладбище хранили лютеран и католиков, но по прошествии некоторого времени кладбище стали использовать и не только для иноверцев. На кладбище похоронена масса знаменитых людей, в том числе Франц Лефорт (тело перевезено на кладбище в 19 в., могила затерялась), братья-художники Васнецовы, писатель Пришвин, также 54 Героя Советского Союза, и т. д.
Среди прочих достопримечательностей в районе расположены Вдовьи дома (конец XIX— начало ХХ века); Дача Строгановых постройки конца XVIII — начала XIX, в интерьере которой сохранились красивая ампирная отделка парадной анфилады: лепнина, печи, дверные полотна * ; дом благотворительницы княгини Шаховской 1872 года постройки.
Из новейших достопримечательностей можно отметить Лефортовский тоннель, который в 2003 году замкнул Третье транспортное кольцо. Тоннель протяжённостью около трёх километров является четвёртым по длине городским тоннелем Европы. *
Транспорт
Основная автомобильная магистраль района — шоссе Энтузиастов (бывшее Владимирское). По району также проходит Третье транспортное кольцо с Лефортовским тоннелем, построенным в 2003 году для сохранения исторических и природных достопримечательностей Лефортовского парка. Основная ветка метро — Калининская (станции Площадь Ильича, Авиамоторная), также неподалёку проходит Арбатско-Покровская линия (от станции Курской до Семёновской).
Железнодорожные станции — Серп и Молот Горьковского направления МЖД, Москва-Товарная Курского направления МЖД; Электрозаводская, Новая, Сортировочная (станция и депо) Казанского направления МЖД. В районе также находится Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича (филиал ОАО «РЖД»). Между Измайловским парком и Соколиной горой существует станция Лефортово Малого кольца Московской железной дороги, открытая в 1908 году, ныне практически не используется.
Район покрывается разветвлённой трамвайной сетью: маршруты 45, 12, 8, 43, 50 и 24 Октябрьского трамвайного депо, и 46, 32, 37 депо им. Русакова. По шоссе Энтузиастов проходят троллейбусные маршруты 45 и 53, также из района до Красных ворот ходит троллейбус 24. Также по району ходят автобусы маршрутов 125, 759, 59 и т. д. Многие из наземных видов транспорта в районе дублируются маршрутками.
Учебные заведения
В Лефортово находится 6 ВУЗов:
В районе также находятся: 19 дошкольных учреждений, 13 общеобразовательных и несколько специальных школ, в том числе: № 1226, № 415, № 416, № 417, № 424, № 451, № 632, № 720, № 735, № 733, № 733 начальные классы, № 8 вечерняя, № 91 Детская музыкальная школа (ДМШ), № 1321 Ковчег интеграционная при центре лечебной педагогики, № 1642 начальная школа-детский сад, № 185 вечерняя сменная, № 197 вечерняя сменная, Воскресная школа при Храме Святых Апостолов Петра и Павла
Промышленность и прочие организации
Развитие района
В декабре 2006 года были объявлены планы по созданию крупнейшего в пределах Третьего транспортного кольца торгово-офисного комплекса общей площадью 370 тысяч квадратных метров на территории завода «Серп и Молот». Застройщик — компания «Кузнецкий Мост Девелопмент» — планирует вложить в проект около 300 млн долларов и завершить все работы в 2009 году. * Похожие планы существуют и для других промышленных предприятий района — так, «Российские железные дороги» объявили о создании на месте завода им. Войтовича нового торгово-офисного центра.[9]