к какому народу относятся армяне

Этногенез армян

Согласно Иосифу Флавию, армяне происходят от сына Арама Ула (Ant. Jud. 1.6.4), который соответствует одноименному сыну эпонима арамейцев Арама. Вариацией на тему армянских легенд о hАйке и его потомках является грузинская этногоническая легенда у Леонтия Мровели (XI в.). Здесь первопредок армян Гаос, т.е. hАйк (Haos = Науk), убийца Нимрода, выступает как старший брат и повелитель эпонимов-прародителей грузин и некоторых других кавказских племен (Мровели, 1979. С. 21 и сл.). Согласно арабским авторам Якуту и Димашки (XI-XII вв.), основателем Армении был Армини, потомок сына Ноя Иафета (Тер-Гевондян. 1971).

Долгое время считалось, что среди индоевропейских языков армянский близко связан с греческим и некоторыми другими древними балканскими языками, включая фригийский, который, вместе с армянским, включали в группу «фрако-фригийских языков» (см., например, Дьяконов, 1976; Джаукяи, 1987. С. 296 и сл.). Но эти теории устарели. В современной науке концепция близкого армяно-греческого языкового родства оспаривается (Clackson, 1994). Отвергнуты тезисы о близком родстве фригийского с армянским, а также идея о фрако-фригийском единстве (Bryxhe, 2004. Р. 780).

Как бы то ни было, надо признать, что современная наука не в состоянии однозначным образом выявить индоевропейскую прародину. Эпоха прародины обычно датируется временем до IV тыс. до н.э. Любая далекая от Армении локализация теоретически не исключает возможности наличия языковых предков армян на Армянском нагорье во II тыс. до н.э. или даже раньше. Однако, любая локализация индоевропейской прародины в /Армении или неподалеку от Армении теоретически не исключает возможности миграции протоармян в другие ареалы и их позднейшего возвращения.

Протоармяне па Армянском нагорье. Ниже представлены несколько показательных армянских слов и имен, засвидетельствованных в урартских источниках (многочисленные примеры см.: Diakonoff, 1985. Р. 602 f; Diako­noff, 1992; Djahukian, 1992; Петросян, 2009. С. 76 сл.; Petrosyan forth.).

Урартское Диуцини/Тиуцини (di может читаться и как ti): имя царя, правителя федерации Этиуни, занимавшей северные области Армянского нагорья. Это имя сопоставимо с индоевропейской (особенно балканской) антропонимической моделью *deiwo- ‘бог’ + *g’en- ‘род, семья’, греч. Диоген, фрак. Диузени и др.; ср. арм. tiw- ‘день, дневное время’ (

Эти, также как и многие другие слова и названия, могут указывать на присутствие древнейших армян на Армянском нагорье до формирования урартской державы (т.е. до середины IX в. до н.э.). Топонимы относятся к самым ранним слоям языка, так что эти названия могли существовать в доурартские времена, на столетия раньше их фиксации в клинописных источниках.

Гипотезы об идентификации древнейших носителей армянского языка. В настоящее время в научном обращении находятся три гипоте­зы идентификации протоармян и соответственно армянского этногенеза, отличающихся по их подходу к отождествлению самоназвания армян hay с племенными и местными названиями, засвидетельствованными в древних источниках.

Языковых предков армян, т.е. протоармянами он считал так называемых восточных мушков, которые заселили некоторые западные области Армянского нагорья в XII—XI вв. до н.э. (упоминаются в ассирийских анналах). Предполагается, что они позже освоили хеттский этноним хатти в производной форме *hat‘iyo-, от которой и берет начало этноним hay (Дьяконов, 1968. С. 234; и сл.; Diakonoff, 1984. Р. 126 £). Эта теория, определяющая «восточных мушков» как протоармянских пришельцев с Балкан, получила широкую известность. Но, согласно новейшим данным, мушки впервые упоминаются в ассирийских источниках во времена Нинурта-апил-Экура (1191-1179), т.е. буквально в эпоху падения хеттской империи около 1180 г. (Radner, 2006. Р. 149). Значит «восточные мушки» уже были на Армянском нагорье во времена Хеттской империи. Более того, археологически устанав­ливается, что мушки были пришельцами с востока или с северо-востока (Sevin, 1991. Р. 96 f.), что опровергает тезис Дьяконова об их миграции с запада после падения хеттов (о мушках см.: Wittke, 2004).

2. Хамаса. Этноним hay связан с этнотопонимом Хайаса хеттских источников (окончание названия считается суффиксом). Это царство было наиболее значительным государственным образованием Армянского нагорья во II тыс. до н.э. (упоминается в хеттских источниках XIV—XIII вв. до н.э.). Оно включало в себя некоторые территории Малой Армении и Великой Армении, особенно область верхнего течения Евфрата. Хайасскую гипотезу поддерживают подавляющее большинство специалистов, знакомых с проблемой, а также многочисленные ученые, которые затрагивали ее. Н. Мартиросян (1924) был первым, кто высказал мнение относительно связи этнонима hay с Хайасой. Ему вскоре последовали специалисты, которые так или иначе касались проблемы (Roth, 1927. Р. 22 £; Капанцян, 1931-1933. С. 6; Капанцяи. 1948; Kretschmer, 1932; Хачатрян, 1933. С. 41 и сл.; Ташян, 1934. С. 339; и сл.; Мапандян, 1944. С. 32 и сл.; Манандян, 1956; Пиотровский, 1946; Лчарян, 2004. С. 25; Меликшивили, 1954. С. 85, 418; Ереиян, 1958; Георгиев, 1958. С. 71; Бэнзцяну, 1961; Djahukian, 1961; Djahukian, 1990; Джаукян, 1964; Джаукян. 1988; Toumanoff, 1963. Р. 59; Burney. Lang. 1971. Р. 179; Иванов, 1983. С 30 и сл.; Гамкрелидзе, Иванов, 1984. С. 913; Саркисян, 1988. С. 51 и сл.).

3. Этноним hay связан с названием племени и страны Этиуни или Этну- хн урартских источников (IX—VII вв. до н.э.). В начале I тыс. до н.э. Этиуни была мощной конфедерацией племен, включавшей центральные и северные области Армянского нагорья (территория этой страны в основном совпадает с центральной провинцией Айрарат Великой Армении). Согласно некоторым ассирийским сообщениям, жители этой страны удачно воевали против урарт­ских царей (Saggs, 2001. Р. 117, 147). Предполагается, что протоармянский этноним *hat‘i(y)o- мог быть транскрибирован в урартском как etiu- (в клино­писи звук о передавался как у; звук h мог не отражаться, а арм. /а/ и в других случаях соответствует урарт. /е/ (Петросян, 2009).

Эти гипотезы в целом не обязательно альтернативные и, по крайней мере, в некоторых пунктах могут быть согласованы одна с другой. Все три датиру­ют присутствие носителей армянского языка на Армянском нагорье по край­ней мере со II тыс. до н.э. В силу исторических обстоятельств их язык стал международным, и другие этнические группы в итоге слились с ними.

Народы и культуры. Армяне. В.А.Тишков, С.В.Чешко. Москва, 2012.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *