к какому народу блок причислил россиян в своей поэме
Статья о поэме Блока Двенадцать
А. В. Лексина
к.фил. н., доцент
ГОУ ВО МО «ГСГУ»,
г. Коломна
Вифлеемская звезда и Русская Голгофа в поэме Александра Блока «Двенадцать»
Олег Давыдов, объясняет такое отношение поэтического образа Христа в поэме к реальным событиям, повлиявшим на создание поэмы, отношением сна к яви; стихия, явившаяся Блоку во сне, наяву преобразовалась в поэтическое произведение, несущее проекции многих ожиданий и чаяний в разных социальных слоях того времени: «Позже, в апреле 1920 года, в специальном тексте о «Двенадцати» Блок напишет: «В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии… Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией». И далее: «Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях /…. Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»». Это гораздо более отстраненный и взвешенный текст, чем другие, где говорится: «Что Христос идет перед ними – несомненно». Так обычно и бывает: что кажется несомненным, когда отдаешься стихии, может вызвать сомнения, когда стихия тебя оставляет.
Но что значит «писать в согласии со стихией»? Главным образом – не своевольничать, не мешать разнородным смысловым образованиям в собственной душе (отражающим как реалии внешнего мира, так и явления внутренней жизни) соединиться в рождающемся тексте так, как им самим это заблагорассудится, позволить им сложиться в единое целое самым естественным для них образом. По сути, это все равно, что увидеть сон и показать его другим. Спорить же со сновидцем, хвалить его за увиденное или ругать – означает втянуться в рамки этого сна, стать его персонажем. Именно это и произошло с критиками.» [4]
Действительно, осуждать поэта за его художественное преображение реального мира, всё равно, что ругать ребёнка за то, что он не идеально нарисовал маму на своём по-детски непосредственном рисунке. Особенно если поэт говорит иносказательно, на языке художественного мира, в котором он только что, как во сне, как в другой стране, побывал. Просто многие, не знающие этого языка, не могут понять, о чём идёт речь, как иностранец, приехавший в чужую страну, не может правильно понимать её жителей. Для Блока такое отношение к поэме «Двенадцать» было естественным, он таким увидел этот мир, и таким его изобразил. Поэтому, читая поэму, нужно соблюдать правила игры автора, находясь в художественном пространстве его произведения.
Однако, учитывая влияние художественных образов поэмы на сознание читателей, необходимо понимать и последействие такого влияния, возможность последующего перерождения образов «Двенадцати» в сознании читателей и писателей, идущих следом за автором поэмы.
Блок даёт в поэме установку на то, что Россия – теперь Голгофа, на которой решаются дальнейшие пути христианства и русской культуры: «Третий Рим, а четвёртому не быти». Этот православный постулат, проецируя на художественное подсознание многих представителей русского культурного мира миссию охранения Россией христианских ценностей, для Блока также был аксиомой – с кем, как не с Христом идти русским искателям правды нового мира?
Голгофа становится символичной для России ещё и потому, что внутреннее разделение внешне живущих вместе людей (интеллигенции и народа) представлялось ему нестерпимым, недолжным явлением русской жизни. Основными ценностями православия и русской культуры искони были милосердие, взаимопомощь, любовь к слабым и обиженным. И в резком контрасте с такими ценностями видятся ему самоуправство помещиков над своими крестьянами, голодными, бесправными, необразованными, которых те же дворяне, живущие за их счёт, презрительно называли «хамами» и «чернью». В статье «Народ и интеллигенция» Блок показывает читателям саму суть проблемы русского мученического пути: «На тонкой согласительной черте между народом и интеллигенцией вырастают подчас большие люди и большие дела. Эти люди и эти дела всегда как бы свидетельствуют, что вражда исконна, что вопрос о сближении не есть вопрос отвлеченный, но практический, что разрешать его надо каким-то особым, нам еще неизвестным, путем. Люди, выходящие из народа и являющие глубины народного духа, становятся немедленно враждебны нам; враждебны потому, что в чем-то самом сокровенном непонятны. Ломоносов, как известно, был в свое время ненавидим и гоним ученой коллегией; народные сказители представляются нам забавной диковиной; начала славянофильства, имеющие глубокую опору в народе, всегда были роковым образом помехой «интеллигентским» началам; прав был Самарин, когда писал Аксакову о «недоступной черте», существующей между «славянофилами» и «западниками». На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву. По-своему, она была права; между ними и ею была та самая «недоступная черта» (пушкинское слово), которая определяет трагедию России.» [3]
Об этом внутреннем разделении говорил не только Блок, о нём писали многие русские писатели, публицисты, учёные, об этом говорят нам и евангельские слова: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот», поэтому такое положение в обществе, когда все «враздробь», по выражению чеховского Фирса, становилось мучительным тогда для русского культурного мира, становится оно нестерпимым и в современном обществе.
Именно такое положение дел необходимо было изменить, и возможность такого изменения, по мнению Блока, принесла революция. Интеллигенция обязана, по твёрдому убеждению Блока, идти на служение народу, принести ему свои знания, свои сокровища духа. Сам поэт готов был не только служить народу, но и пострадать от него, потому что предки современной ему интеллигенции и его самого много пользы получили от досуга, обеспеченного даровым трудом крестьян. Но если в себе поэт уверен, то в представителях русской интеллигенции – не всегда, о чём пишет в дневнике 1918 года: «18 января
Вот что я еще понял: эту рабочую сторону большевизма, которая за летучей, за крылатой. Тут-то и нужна им помощь. Крылья у народа есть, а в уменьях и знаньях надо ему помочь. Постепенно это понимается. Но неужели многие «умеющие» так и не пойдут сюда?» [1]
Для Блока такое служение народу и есть пример служения Христа человечеству, пример наглядного воплощения христианских ценностей не только на словах, но в реальных делах, нужных народу и России. И вера в то, что Россия станет символом нового мира для других стран жила в Блоке до последних дней его жизни: «Может; быть, весь мир (европейский) озлится, испугается и еще прочнее осядет в своей лжи. Это не будет надолго. Трудно бороться против «русской заразы», потому что — Россия заразила уже здоровьем человечество. Все догматы расшатаны, им не вековать.
Движение заразительно.» [1]
Под этим здоровьем, заразительным для представителей других культур, Блок понимает единство народа, в котором как интеллигенция, так и рабочие, и крестьяне будут помогать друг другу строить новый дом для русской культуры.
И сегодня, почти спустя век после написания поэмы «Двенадцать», в нашем мире ещё есть несовершенства, мы ещё разделены, нам ещё нужно обращаться к прошлому в культурном наследии России и многому учиться у наших предшественников, не жалевших себя, не боявшихся бороться, как Александр Блок, за лучшее будущее для своей Родины.
Исторический путь России. А. А. Блок Двенадцать
Как решается тема исторического пути России в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
В поэме Александра Александровича Блока «Двенадцать» поднимается вопрос об историческом пути России, её месте в мире. Анализируя поэму, я могу увидеть три поколения (пёс, красногвардейцы и Иисус Христос). По сюжету видно, что собака, увязавшаяся за отрядом революционеров, ассоциируется со старой Россией, которую необходимо, по мнению главных героев, уничтожить.
«Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним поджавши хвост»
Отгоняя его штыками, двенадцать красногвардейцев отказываются от прошлой истории России. Революционеры олицетворяют настоящее время. Отряд чувствует свою неограниченную власть и безнаказанность. Автор увлечён революционными настроениями и поддерживает позицию большевиков.
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в святую Русь»
Иисус Христос сравнивается автором с будущим временем. Не случайно, отряд продолжает своё движение с «неясной тенью».
Двенадцать красногвардейцев, Иисус Христос и пёс по-разному смотрят на исторический путь России и это, бесспорно, вызывает противоречия между ними. Обращаясь к другим литературным произведениям, можно увидеть, что разные взгляды на одно и то же событие также рассматривались в поэме «Вишнёвый сад». Герои являлись представителями разных эпох и по-своему видели будущее нашей страны.
Из вышеуказанного следует, что тема исторического пути России, волновавшая многих писателей и публицистов, нашла своё отражение в революционной поэме «Двенадцать».
Тест по творчеству Блока для всех, кто любит читать
Любите произведения Блока? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы с ними знакомы. Готовы? Тест по творчеству и биографии Блока за 8 класс с ответами ждет вас.
Укажите годы жизни А. А. Блока:
Александр Блок родился…
В зажиточной еврейской семье
В бедной семье рабочего и крестьянки
В высококультурной семье профессора и писательницы
Первые стихи А. А. Блока были написаны в возрасте…
К какому народу Александр Блок причислил россиян в своей поэме?
Как заканчивается стихотворная строка Александра Блока: «Ночь, улица, фонарь…»?
Какую поэму написал Александр Блок?
«Тысяча девятьсот семнадцать»
Вставьте пропущенное слово в цитату из А. Блока: «И вечный …! Покой нам только снится».
К какому направлению относится раннее творчество Блока?
Из какого произведения Блока эти строки: «В синем сумраке белое платье за решёткой мелькает резной»?
В какой цикл вошло стихотворение А. Блока “Незнакомка”?
“Стихи о Прекрасной Даме”
Тест по творчеству и биографии Блока за 8 класс с ответами пройден! Поделитесь с друзьями!
Современного человека не просто удивить, особенно в интернете. Кажется, что все удивительные факты уже разошлись по глобальной сети. Однако мы заметили, что это практически не задело литературу, поэтому решили восстановить справедливость. Пройди наш тест и попробуй отгадать, где правда, а где вымысел.
Выбрать в качестве профессии писательство может только человек особенный, который сознательно подвергает себя на серьезные физические и душевные мучения. Достоевский говорил, что, единожды издав поэму или роман, у автора есть только два пути: писать или застрелиться. Сможешь ли ты определить какой пагубной привычкой страдала та или иная известная личность?
Именно со школьной поры у всех начиналось знакомство с миром литературы. Кто-то остановился на школьной программе, а кто-то и по сей день не мыслит жизнь без книг. Сегодня мы решили задать тебе десять вопросов по базовым произведениям, которые изучают в школе, и выставить оценку. Рискнёшь?
Фамилии этих людей известны даже нечитающим. А вот имена и отчества порой просто-напросто вылетают из головы. Освежить свою память и проверить себя на знание писателей и поэтов предлагаем с помощью нашего теста!
Увлекаетесь ли вы чтением классиков русской литературы? Сейчас проверим! Тест по биографии и творчеству М. Ю. Лермонтова за 9 класс с ответами нам в этом поможет. Хватит ли вашей эрудиции, чтобы набрать максимальный балл?
Учишься в школе и любишь литературу? Попробуй пройти тест по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» за 3 класс. Внимательно ли ты ее читал? Сейчас проверим!
Вы внимательный читатель или просматриваете произведение наискосок?Давайте проверим, насколько хорошо вы помните сюжеты произведений. Начнем с теста по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» за 8 класс с ответами!
Тест по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий» за 6 класс с ответами проверит, насколько внимательно вы читали произведение великого русского писателя! Если не сможете набрать даже половину верных ответов, то вам обязательно следует его перечитать.
Сегодня сложно найти человека, который много читает. Ежедневные заботы, дела и работа отнимают слишком много времени. Однако находятся и такие фанаты литературы, которым удается найти хотя бы полчаса в день для любимой книги. Вы такой человек?
Помните ли вы книгу, которую прочли последней? Как давно это было? У вас есть возможность проверить, насколько вы большой знаток русской литературы. В нашем тесте вас ждут вопросы по Гоголю, Достоевскому, Пушкину, Лермонтову и другим классикам.
Лишь тот, кто читает хотя бы по 10 страниц в день, сможет пройти этот литературный тест. Вас ждут вопросы как по русским, так и по зарубежным писателям. Узнаем, на что вы способны!
Знаете ли вы самых знаменитых русских поэтов? Хотя бы изредка открываете томики их стихов? Покажите, насколько хорошо вы разбираетесь в поэзии. Может быть, вы даже сможете набрать максимальный балл.
Нет сомнений, что Пушкин — самый знаменитый русский писатель. Только совершенно безграмотный человек не читал его произведения. Надеемся, что вы к таковым не относитесь. Пройдите тест и докажите это!
В тесте по литературе вас ждут вопросы по писателям и произведениям. Как много вы читаете и внимательно это делаете? Давайте проверим. Если готовы, то приступайте.
Советская школьная программа по литературе отличалась от современной. Большинство произведений носило идеологический характер, было направлено на воспитание молодёжи в соответствии с советскими принципами. Благодаря талантливым советским писателям произведения из школьной советской программы остаются популярными и по сей день. Мы не будем много разглагольствовать, вместо этого предлагаем тебе пройти тест и проверить свои знания!
Все эти литературные произведения мы изучали в школе, писали по ним отзывы и сочинения. Каждое произведение оставило свой след не только в литературном мире, но и в душе каждого человека. Как хорошо ты помнишь сюжет и главных героев, сможешь ли назвать автора? Проверь свои знания и память по литературе!
А. Блок. «Двенадцать»
В поэме Александра Блока «Двенадцать» художественно отражена Октябрьская социалистическая революция, какою ее воспринял большой и честный художник, слушавший ее «всем телом, всем сердцем, всем сознанием», по-своему, субъективно понявший ее.
О поэме написано много статей. Одни авторы ограничиваются общей, нередко спорной оценкой поэмы. Другие более подробно рассматривают текст поэмы, творческую историю ее.
В монографических работах о Блоке Л. Тимофеева («Александр Блок», 1946) и Вл. Орлова («Александр Блок», 1956) поэме «Двенадцать» отводится центральное место.
При всей несхожести между собою этих работ, почти все авторы их называют поэму драматичной и сложной. Но в чем именно сущность ее драматизма, – этот вопрос не может считаться решенным окончательно.
Об отношении Блока к революции, отразившемся в «Двенадцати», некоторые исследователи судят обычно на основании воспоминаний В. Маяковского:
«Спрашиваю: – Нравится? – Хорошо, – сказал Блок, а потом прибавил: – У меня в деревне библиотеку сожгли»..
Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей.
В этом «библиотеку сожгли» Маяковский увидел сожаление Блока о разрушении как собственного имения, так и культурных ценностей вообще. Позднее, в поэме «Хорошо!» Маяковский еще сильнее заостряет двойственность Блока и его «проклятие тому, что «библиотека сгорела».
библиотеку в усадьбе».
Однако в действительности блоковское «ощущение» революции было иным, и поэт твердо выбрал: «славить», а не «стенать». В то время как преувеличенные, а еще чаще ложные слухи о расправах, грабежах, крестьянских погромах отпугивали от революции многих писателей, Блок воспринимал разрушительные проявления народной стихии как заслуженную форму возмездия ненавистному старому миру.
Можно понять Маяковского. Если рассматривать поэму «Двенадцать» на фоне тогдашней разноголосой прессы, станет ясным, почему он усмотрел в поэме и сатиру на революцию.
Реакционные газетчики помещали тогда на страницах газет и журналов карикатурные изображения матросов и красногвардейцев в виде громил и грабителей.
И у Блока в начале поэмы двенадцать красногвардейцев – это бесшабашная голытьба, чуть ли не каторжники («в зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз»). Однако портрет красногвардейцев окрашен у Блока отнюдь не сатирически.
Блок не только не осуждал народной стихий, но, наоборот, поэтизировал ее и, конечно, был весьма далек от того, чтобы «стенать над пожарищем»»или проклинать тех, кто сжег ту или иную библиотеку в усадьбе, хотя бы и его собственную.
«Не бойтесь разрушения кремлей, дворцов, картин, книг. Беречь их для народа надо; но, потеряв их, народ не все потеряет» 4 – утверждал поэт в статье «Интеллигенция и революция», написанной одновременно с поэмой «Двенадцать».
Что же касается того, как отнесся Блок к разрушению собственного имения, то близко знавшие Блока люди свидетельствуют:
«…Когда во время революции, – вспоминает К. Чуковский, – было разгромлено его имение Шахматово, он словно и не заметил утраты. Помню, рассказывая об этом разгроме, он махнул рукой и с улыбкой сказал: «туда ему и дорога» 6 Нам известен и другой факт. После сообщения о разрушении усадьбы Блок получил соболезнующее письмо от литератора М. Бабенчикова:
«Глубоко уважаемый Александр Александрович!
На этом письме Блок сделал красноречивую приписку:
«Эта пошлость получена 23 ноября по случаю сообщения Петербургского листа о «разгроме имения А. А. Блока».
Да и самое главное даже не в этих биографических фактах. Возможно, что Блок порой и жалел о Шахматове – о старом доме, где пронеслось его детство, «как голубой весенний сон». 8 Но чувство это по своим масштабам несоизмеримо с охватившим поэта в дни революции восторгом, оно не могло найти места в поэме.
К тому же чувство утраты родного гнезда пришло к Блоку значительно позже, через год после написания поэмы, в обстановке разрухи, неуютной трудной жизни в Петрограде, – пришло и удивило его самого: «Отчего я сегодня ночью так обливался слезами в снах о Шахматове?»
В беседе с П. И. Лебедевым-Полянским на вопрос «Как вы смотрите на все происходящее?» – Блок ответил:
Прекрасная душа революции и нашла свое отражение в «Двенадцати». И не противоречие между «хорошо» и «библиотеку сожгли» определяет сущность и драматизм поэмы. Определяет другое: судьбы Родины, судьбы России.
В последний период своего творчества поэт считал непременным условием художественности соединение бытового плана с символическим, двуплановость произведения. Это умение соединить, связать бытовое с символическим Блок называл главной задачей художника.
«Хотя автор и не сумел связать бытового с символическим, то есть не решил своей главной задачи, ему можно сказать спасибо за то, что его правда не безысходно мрачна», – пишет А. Блок о пьесе «Так будет», поданной на конкурс революционных пьес в Петербургском театральном отделении.
Двуплановость как соединение бытового с символическим – не открытие Блока. В известном смысле можно говорить о двуплановости ряда произведений русской классики, – например, пьесы А. Островского «Гроза» и – в особенности – произведений зрелого Чехова, реализм которых, по словам Горького, возвышается «до одухотворенного и глубоко продуманного символа». «Палата N 6» с тупым произволом сторожа Никиты предстает перед нами как символ самодержавной России в эпоху победоносцевской реакции и в то же время рассказ рисует совершенно достоверные картины порядков в провинциальной больнице того времени.
Романтик Блок не достигал такой последовательно реалистической картины первого плана. Ведь поэт начал свой творческий путь как символист. Уже в 1908 году, порывая с символизмом, Блок пытается слить бытовое с символическим в пьесе «Песня судьбы».
Бытовое с символическим Блок пытается соединить и в целом ряде лирических стихотворений, посвященных Родине. Поэт досадовал, когда читатели не улавливали второй, символический план его стихотворений.
И поэма «Двенадцать», полная конкретных бытовых деталей, впитавшая в себя богатство народной речи, язык улицы дней революции, меткость народного юмора и красочность народной поэзии, – вместе с тем символична.
Символично представление движущих сил революции в виде двенадцати красногвардейцев, именно двенадцати, как было двенадцать разбойников у атамана Кудеяра в известной балладе Некрасова «О двух великих грешниках». (Намек на это имеется в рукописи поэмы «Двенадцать».)
Символичен образ Христа, освящающий правое дело революции, и образ безродного пса с поджатым хвостом, ковыляющего за красногвардейцами как символ старого мира, от которого отвернулся народ, творящий революцию. Символичен и чисто русский зимний пейзаж с вьюжным ветром и снежной метелью на фоне черного вечера и ночи с далекими огнями, – это символ социальной, распространяющейся на весь мир «бури», веселый ветер для которой «сеяла… русская мятежная душа» 13 Символичен и ритмический узор поэмы, передающий нарастание вихревых звуков все усиливающейся бури, переходящее затем в четкий ритм организованного марша. Символичен и путь красногвардейцев, – а они все время в пути и в лад с ритмом то предаются бесшабашным грабежам и беспощадно жестокой мести буржуям «за зазнобушку, чернобровушку», то преследуют врагов революции.
Всем строем, композицией, мелодией стиха, переживаниями героев, впечатляющей силой «Двенадцати» поэт сообщает читателям ощущение величавой героической романтики событий, революционных событий Великого Октября.
И недаром М. Горький ссылался на поэму «Двенадцать», говоря о том, «что истинно романтическая, революционно-романтическая литература – это та, которая «верует в завтрашний день, в которой сквозит сияние будущего».
Блок писал свою поэму совершенно искренне, но тем не менее в поэме мы видим революцию не столько такой, какой она была в действительности, сколько такой, какой она представлялась Блоку. В ней выразилось субъективное восприятие Блоком революции как грозового вихря, снежного бурана, всегда несущего неожиданное, новое; в центре же вихря – анархическая душа народных низов, согласная с духом музыки революции.
Поэт с большим мастерством дает лаконичные зарисовки типов старого мира с народной точки зрения. Зло высмеиваются фигуры самодовольного долгополого попа с золотым крестом на брюхе, прижатого революцией буржуя, дрожащего за свою шкуру и добро, надменного буржуазного писателя, трусливо шепчущего: «погибла Россия», жеманную даму в каракуле и других, подобных ей представительниц старого мира, которые «плакали, плакали» над «погибшей Россией».
Критика старого мира приняла у Блока отчетливо сатирические черты, – этот мир был поэту хорошо знаком и ненавистен.
Иронически изображен автором и буржуазный плакат: «Вся власть учредительному собранию». Авторская ирония здесь не только в рассуждениях старушки, считающей, что куда больше пользы было бы, если бы этот лоскут пошел на портянки для ребят. Революционный, посеянный большевиками ветер «рвет, мнет и носит» этот плакат, и тут же ветер «слова доносит»:
…И у нас было собрание…
на ночь – двадцать пять…
…И меньше – ни с кого не брать…
Этот ночной разговор звучит уже явной издевкой над утратившим в народе свою популярность, по сути буржуазным, лозунгом: «Вся власть учредительному собранию», служит косвенным указанием на то, что путем «Учредилки» никаких изменений в жизнь старой России не внесешь.
Но отнюдь не с сатирической целью изображает Блок красногвардейцев как голытьбу, в «святой злобе» творящую разбой и грабежи. Именно такими представлялись поэту осуществляющие справедливое возмездие разрушители старого мира. При всей внешней сниженное, при обилии реалистических деталей, красногвардейцы у Блока обрисованы романтически. Даже их удаль и бесшабашность подаются с особым авторским любованием («Эх, эх без креста»). Красногвардейцы рисуются Блоком с большим сочувствием и симпатией. Драматизм, лиризм, минорные ноты в поэме связаны именно с этими героями, с их переживаниями.
Газеты, конца 1917 и начала 1918 годов помогают ощутить ту общественно-политическую атмосферу, в которой находился Блок. В среде дворянско-буржуазной интеллигенции он слышал вопли о том, что революция несет гибель России.
На страницах журнала «Новый Сатирикон» в декабре 1917 года писатель Арк. Аверченко в фельетоне «За гробом матери» вопил о гибели России и призывал: «Плачьте, русские!»
Ослепленные ненавистью, враги революции видели в ней «величайшее унижение России» (П. Струве), оплакивали Россию в произведениях, подобных «Слову о погибели земли русской» (А. Ремизов), прикрывали патриотическими фразами свое враждебное отношение к народу (3.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.