к какому направлению внеурочной деятельности относится программа дорога добра
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорога добра» для учащихся 2-5 классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рекомендовано к утверждению
Протокол от « 31 » августа 2020 г. № 86-о
Приказ от « 31 » августа 20 20 г. № 86-о
Директор ___________ С.В. Картунина
СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для учащихся 2Б-5В,3а,4б,5б классов.
Бабенкова С.А, учитель 1 категории
«Учителей предметных областей искусство, технология и трудовая подготовка, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
Протокол от «28» августа 2020 г. № 1
подпись и расшифровка руководителя МО
Заместитель директора по УВР
подпись и расшифровка
Автор программы- Хлусова Юлия Михайловна, преподаватель начальных классов (г. Нижний Тагил).
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Результат освоения программы : у младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.
2б-5в класс – 33 часа
Раздел, тема, краткое содержание занятия
I раздел. Я и школа
Тема: «1 сентября-День знаний».
Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют.
Игры на сплочение и на знакомство.
Узнают правила поведения в школе. Применение полученных знаний в проблемных ситуациях.
Учитель проводит экскурсию по школе, знакомит с директором, с помещениями школы, с музеем школы.
Выбор актива класса, распределение обязанностей.
Познакомятся с особенностями расположения основных структурных подразделений школы
Тема: Веди себя правильно! (Итоговое занятие)
Оформление собственной выставки рисунков «Правило поведение в столовой, в гардеробе, на перемене, на уроке. Защита собственных идей изображенных на рисунке.
Реализация проекта, применение полученных знаний на собственный опыт.
Раскрывают главные вопросы:
Тема: «Мы рядом!» (проводится 1 октября)
Проведение а кции для пожилых людей.
Формируется уважительное отношение к пожилым людям
Тема: Россия – Родина моя.
Знакомство с символами государства – герб, флаг, гимн России.
Знакомятся с символикой государства.
Тема: родной край – частица России
Знакомство с флагом и гербом Свердловской области.
Достопримечательности родного края ( село Арамашево, Березовский, Могила старца Макария (рассматривают кто такие старообрядцы), Дом-музей П.П. Бажова в Сысерти , завод по производству колоколов в Каменске-Уральском, музей Маминого-Сибиряка в Висиме) .
Знакомятся с гербом и флагом Свердловской области, с её достопримечательностями.
Тема: город мой родной
Знакомство с символикой
Нижнего Тагила, Знакомство с достопримечательностями Нижнего тагила (Александро-Невская церковь, музей им. А.П. Бондина, музей Худояровых)
Знакомятся с достопримечательностью и историей родного города
Тема: город мой родной
Создание собственной выставки из рисунков («Нижний Тагил детскими глазами»).
Создают собственную выставку и анализируют ее, рассказывают что на них изображено
Тема: мама, папа, я – дружная семья
Отправляемся в поход вместе с родителями.
Приобщение родителей к досугу учащихся.
Тема: Моя родословная
Создание собственной родословной, приобщить к деятельности родителей.
Рассказать о своей родословной.
Познакомятся с историей и жизнью своей семьи.
Тема: В начале было слово…
Драгоценный дар слова . Слово ,
Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь.
Анализ и значение пословиц и поговорок (От слова спасение, от слова и погибель; словом комара не убьешь; Дал слово — держи; Слово — не воробей, вылетело — не поймаешь и т.д.)
Формирование знаний о слове, о его ценности и значении.
Поиск и создание собственной копилки добрых слов. Значение добрых слов.
Проигрывание проблемных ситуаций и выход из них.
Знакомство с добрыми словами и их применением. Формирование собственного опыта применение добрых слов.
Тема: Добро и зло (разбор литературных произведений)
Анализ положительных и отрицательных персонажей.
Формирование знаний и собственной точки зрения о добре и зле.
Тема: что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Выявление что такое «хорошо» и «плохо» на примере литературных произведений.
Формирование собственного мнения о данных понятиях.
Тема: Что значит дружить?
Что такое дружба? Есть ли у тебя настоящий друг?
Составляют рассказ о своем друге и иллюстрацию.
Проведение игры на сплочение.
Просит вспомнить в каких произведениях рассказывается о настоящей дружбе и по каким признакам это видно.
Формирование знаний о настоящей дружбе. Анализ собственной дружбы
Что это? На чем основано взаимопонимание? Как оно влияет на отношение людей? Есть ли у вас в семье, в классе, с друзьями взаимопонимание?
Узнают, что такое взаимопонимание
Тема: Что такое милосердие?
Решение педагогических ситуаций в игре.
В каких произведениях прослеживалось милосердие?
Узнают, что такое милосердие.
Тема: День Защитника Отечества.
Знакомство с историей праздника
Обучающиеся готовят рассказ о своих папах, подарки.
Проведения праздника для пап.
Формирование нравственных качеств.
Знакомятся с историей праздника и традициями.
Учувствуют в празднике посвященный Масленице.
Узнают о традициях праздника;
Формулируют знание о базовых ценностях.
V раздел. Никто не забыт, ничто не забыто
Обучающиеся рассказывают о своих дедах, бабушках учувствовавших в Великой Отечественной войне.
Создание уголка « Наши герои»
Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.
Создание открытки для ветеранов, поход в гости к ветерану.
Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.
Тема: Здравствуй, лето!
Знакомство с правилами поведения на летних каникулах.
Поход совместно с родителями в театр на сказку.
Приобщение к культуре.
Раздел, тема, краткое содержание занятия
I раздел. Я и мой окружающий мир
Тема: Мы одноклассники
Проведение игры на сплочение
Составление уголка класса
Игра, практическая деятельность
Осознание себя частью коллектива, общества.
Тема: Как вести себя на улице и дома?
Составление правил поведения
Дискуссия, беседа, практическая деятельность
Формирование правил поведения
Тема: Как я веду себя в обществе?
Знакомство с правилами поведения в обществе.
экскурсия в библиотеку
Освоение правил поведения
Посещение библиотеки, применение полученных знаний на опыте.
Тема: Мастерская художника
Посещение музея изобразительных искусств. Применения полученных ранние знаний о правилах поведения в обществе на практике
Тема: «Посмотрите в глаза старикам» (к дню пожилого человека)
Создание подарков для пожилых людей;
Праздник для бабушек и дедушек;
Воспитание уважительного отношения к пожилым людям.
Уборка пришкольного участка
Получение опыта общественного действия
Тема: Наша гордость
Беседа о жизни и творчестве Твардовского, о его произведениях.
Чтение по выбору одного из произведений и его анализ.
Практическая деятельность, рассказ
Знакомство со смоленскими поэтами и писателями, их жизнью и творчеством.
Воспитание уважения к труду других людей
Тема: Наша гордость
Тема: Наша гордость
Беседа о жизни и творчестве П.П.Бажова;
Чтение по выбору одного из его произведений, анализ
Тема: Наша гордость
Поездка в дом-музей Бажова (Сысерть)
II раздел. Уроки нравственности
Тема: «Ежели вы вежливы».
Что такое вежливость?
Проигрывание педагогических ситуация.
Рассказ, беседа, практическая деятельность
Усвоение знаний о вежливости
Тема: Добрые и не добрые дела.
Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить?
Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили.
Усвоение знаний о разнице между добрыми и не добрыми поступками.
Тема: Уважение и терпимость
Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни
Усвоение знаний о уважении и терпимости
Тема: Правда и ложь
Что такое правда? Что такое ложь?
Приведение примеров из литературных произведений и из жизни.
Диалог, практическая деятельность
Усвоение знаний о правде и лжи.
III раздел. Маленькие россияне
Игровая программа «Хочу на папу быть похожим».
Усвоение портрета настоящего мужчины.
Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек.
Поздравление пап, дедушек, мальчиков.
Сформированы знания о праздниках.
Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли
Осознание проблемы загрязнения окружающей среды.
Праздничный вечер к 8 Марта «На завалинке».
Поздравление мам, бабушек, девочек с праздником. Сформированы знания о праздниках.
Тема: Смелость. Мужество. Храбрость.
Анализ литературных героев
Узнают что такое мужество, смелость, храбрость на примере литературных героев.
Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.
Презентация, просмотр видеофильмов
Узнают, что такое мужество на чужом примере.
Тема: «Кто такой герой?»
Что такое героизм? Как он проявляется?
Формирование знаний о героизме
Тема: Мы помним, мы гордимся
Защита проектов « Война в моей Семье»
Защищают собственные проекты
Встреча с ветеранами
Сформируется уважительное отношение к старшим, их труду и подвигам. Получат опыт общения со старшими.
Конкурс рисунков «Ради мира на земле»
Создание собственной выставки. Формируются нравственные качества
«Мир человеческих отношений»
Научатся применять полученные ранее знания на практике.
Тема: «Мама, папа, я – дружная семья»
Научится примерять на себе роли актеров, сопереживать внутреннему диалогу с героями.
Раздел, тема, краткое содержание занятия
Организационная форма занятия
I раздел. Волшебные страницы
«Знания, полученные сегодня, будут востребованы в жизни»
Узнают об актуальности получения знаний.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
Чему они вас научили?
Учитель узнает, что нового усвоили обучающиеся за лето.
Учащиеся научатся делиться своими впечатлениями.
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
II раздел. Уроки вежливости
Что такое справедливость?
Игра «Суд над литературным героем»
Беседа, игра, диалог
Узнают, что такое справедливость.
Что такое самоуважение?
Есть ли у вас самоуважение и как оно проявляется?
Диалог, практическое занятие
Узнают, что такое самоуважение.
Анализируют рассказ Носова «Огурцы».
Узнают, что такое совесть
Что такое честность?
Есть ли у вас это качество?
Как понять честен ли человек?
Создание педагогических ситуаций.
Практическое занятие, дискуссия
Сформируют портрет честного человека.
Тема: Привязанность. Преданность.
Что такое привязанность?
Что такое преданность?
Решение проблемных ситуаций
Узнают, что такое привязанность и преданности, их различия.
Читают притчу «Прощение»
Узнают о человеческом чувстве – прощение.
Что такое ответственность.
Анализируют фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Формируют знание об ответственности. Закрепляют полученные ранее знания о правилах поведения в
Экскурсия на оленью ферму в село Николо-Павловское
Тема: Мои четвероногие друзья
Рассказывают о своих домашних животных, создают выставку рисунков.
Как он проявляется?
В каких литературных произведениях вы замечали проявления эгоизма?
Придумывают ситуации, где проявляется эгоизм и анализируют решение данной ситуации.
Практическое занятие, диалог.
Узнают, что такое эгоизм и как не сформировать его у себя.
Кто такой бездушный человек?
Анализ пословиц и поговорок (Душа дороже ковша; Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа; Плоха рожа, да душа гожа0.
Практическое занятие, групповая работа
Формируют знание о душе.
Тема: Учимся вежливости
Что такое вежливость?
Подготовка к балу литературных героев.
Узнают что такое бал, как он организовывался в прошлые века, какой этикет существовал.
Бал литературных героев.
Формируют знание о вежливости, этикете, о традициях бала. Перевоплощаются в сказочных персонажей.
Что такое грубость?
Анализ и чтение притчи «Грубость»
Формирование знаний о грубости, воспитание нравственных норм.
Что такое доброжелательность, как она проявляется?
Чтение и анализ притчи «Доброжелательность»
Дискуссия, практическое занятие
Узнают, что такое доброжелательность.
Тема: Внимание: конфликт!
Что такое конфликт?
К чему могут привести конфликты?
Проигрывание и решение проблемных ситуаций.
Узнают стратегию поведения при конфликтах.
Способствовать воспитанию дружелюбия, внимания к окружающим, терпимости к чужим недостаткам.
Что такое привычки?
Какие бывают привычки?
Какие хорошие, какие плохие?
Разрабатывают с помощью учителя рекомендации по борьбе с плохими привычками
Формирование знаний о привычках и как их формировать.
Создание подарка для ветерана
Формирование уважительного отношения к старшим.
Посещение ветеранов, поздравление.
Тема: Поклон тебе, солдат России.
III раздел. Моя малая Родина
Проект, презентация, виртуальная экскурсия
Знакомство с историей росписи Тагильских подносов, жизнь семьи Худояровых.
Я и моя школа – Рассмотрение правил поведения в классе и школе. Помощь в адаптации к школе, знакомство с ней;
Я и моя Родина – Воспитание любви к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о ее достопримечательностях и людях;
Я и моя семья – воспитание гордости за свою семью, составление родословной;
Давайте жить дружно! – формирование знаний о добре и зле, о дружбе, взаимопонимании, милосердии; Приобщение к традиционным праздникам.
Я и мой окружающий мир – формирование представлений о месте человека в обществе. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей.
Мы –маленькие Россияне – Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий.
Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.
Моя малая Родина – приобщение к культуре и истории своей Родине;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015 год,5-е издание, ISBN: 9785433501157;
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Н.Н. Носов. «Большая книга рассказов», Издательство: Махаон, 2015 г., ISBN: 978-5-389-01904-1
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2013, ISBN: 978-5-86776-026-7;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Программа внеурочной деятельности «Дорогами добра» 1- 4 классы
Программа «Дорогами добра» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Дорогами добра» 1- 4 классы»
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Дорогами добра» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности».
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа «Дорогами добра», нацеленная на формирование и развитие нравственного сознания ребенка, является сквозной с 1 по 4 класс. Предполагается постепенное усложнение материала. На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат для учителя ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии ученика.
В 1 классе дети привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от учителя. Он помогает понять их содержание и необходимость.
Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.
В 3 классе дети особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей-одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора.
В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием школьников и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора на более высоком, обобщенном уровне, формируется образ собственного «Я».
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Программа включает в себя 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Дорогами добра».
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Дорогами добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате изучения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
отличие понятий «этика» и «этикет»;
правила вежливости и красивых манер;
заповеди и соответствующие притчи.
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
сострадать животным, не обижать их;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате изучения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;
заповеди и правила этикета;
о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена);
соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;
написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки;
исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате изучения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Ранее изученные заповеди и афоризмы.
Каким должен быть воспитанный человек.
Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
Быть сострадательными к чужому горю.
Не обижать животных и птиц.
Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
В результате изучения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
Правила этики и культуры речи.
Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
Об источниках наших нравственных знаний.
О совести как основе нравственности.
Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
Стихотворения о родине (на выбор).
О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Дорогами добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Сформированность моральных норм и правил поведения
Знает основные моральные нормы и правила поведения
Диагностика нравственной воспитанности:
— диагностика нравственной самооценки;
— диагностика этики поведения;
— диагностика отношения к жизненным ценностям;
— диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения
Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
1.Правила поведения в школе.
Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.
2.О добром отношении к людям.
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Сочувствие и сострадание. Им нужно наше тепло – забота о бабушках и дедушках. Ты и твои друзья. Бескорыстная дружба. Мальчики и девочки. Дружить или ссориться? Помни о других – ты не один на свете. Мамино чуткое сердце. Наша дружная семья.
3.Как стать трудолюбивым.
4.Правила опрятности и аккуратности.
Культура внешнего вида. Наш друг – Мойдодыр. Опрятность и аккуратность в одежде. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
5.Правила поведения на улице и дома.
Как вести себя на улице и дома. Как вести себя в общественных местах.
Вежливая азбука. Зачем нужна вежливость? Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Наш веселый дружный класс – много разных в нем ребят.
Познакомить с правилами вежливости.
Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
Научить правилам поведения на дне рождения.
Вежливость – основа воспитанности. Всё начинается со слова «Здравствуйте» Это слово говорят, если вас благодарят. Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. У меня зазвонил телефон. Когда без извинений не обойтись?
2.Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди. Дал слово держи. Доброжелательность, правдивость, честность в общении. Какими в жизни следует быть?
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». О дружбе, мудрости, любви и словах. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. Правда и ложь. О папе, маме и семье. Порадовать близких. Как это просто! Если будешь ссориться, если будешь драться. В мире мудрых мыслей.
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Поступки твои и других (их оценка). Как относиться к людям? Мы все такие разные!
О хитрости и неблагодарности. Искусство спора. В мире мудрых мыслей.
Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
Этикет разговора. Волшебная палочка – это речь. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации.
Афоризмы. Разговор по телефону. Почему люди ссорятся? Играем роль воспитанного человека
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Я и мое настроение. За что мы сами себя иногда не любим. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
3.Общечеловеческие нормы нравственности
Заповеди: как мы их исполняем. Главное правило жизни. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если. Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Милосердие – зеркало души. Душевность и бездушие. Жадность. Что это такое? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя?
«Как сердцу высказать себя?» В трудной ситуации, попытаемся разобраться. Каким тебя видят окружающие? «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». Ты, да я, да мы с тобой! Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему мы научились на уроках этики.
Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
Традиции общения в русской семье. «Домострой». Культура общения в современной семье. Да здравствует вежливость! О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. Волшебные слова. В мире мудрых мыслей. Правила общения с окружающими.
«Познай самого себя». Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой.
О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
3.Общечеловеческие нормы нравственности
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
4.Искусство и нравственность
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Итоговое занятие.