к какому направлению в живописи принадлежат ренуар сезанн моне и дега
Импрессионизм: этот изменчивый реальный мир…
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.»
Клод Моне
Импрессионизм — «порождение настроения и мгновения», особое направление в европейском искусстве последней трети XIX — начала XX века. Импрессионизм возник во Франции и постепенно распространился по всему миру, оказав влияние не только на живопись, но и на литературу и музыку.
Происхождение названия и метода
Бывало ли так, что из критического замечания родилось целое направление в искусстве? Оказывается, да. Термин «импрессионизм» произошел от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleillevant»), представленной на парижской выставке 1874 года. Рассказывая об этой выставке, журналист сатирической газеты пренебрежительно назвал участвовавших в ней художников импрессионистами, отмечая, что в их полотнах нет ничего, кроме впечатления (impression). Так и появилось наименование нового стиля. Из духа противоречия, свойственного первооткрывателям, художники подхватили этот термин, и он прижился, утратив отрицательный смысл. Понятие «импрессионизм» относится в большей степени к методу написания картин, чем к творческим взглядам этих художников.
Своей главной задачей импрессионисты считали передачу впечатления, а для этого нужно было, что называется, ловить момент, запечатлевать реальный мир во всей его изменчивости. Внутри студии было невозможно достичь такого эффекта, и художники выходили «в мир» — на пленэр, где быстро набрасывали эскизы, стараясь уловить естественное освещение и настроение момента.
Для художника-импрессиониста важнее не то, что изображено на картине, а как именно это изображено. Многие работы импрессионистов и в самом деле хранят слепок первого впечатления — в мастерской кисть живописца их уже не касалась, и они выставлялись и продавались как есть, пусть даже с некоторыми помарками и огрехами. Но в этом живом течении жизни и кроется прелесть импрессионизма, секрет его неизменной популярности.
«Импрессионизм — рождение света в живописи» (Р. Делоне)
Такая интересная обыденность
Можно сказать, что импрессионисты довершили то, к чему художники всех прежних стилей только приближались: они отвергли любой академизм не только в оформлении работ, но и в сюжетах. Импрессионистов не интересуют застывшие, выдуманные формы. Они больше не воплощают библейские, мифологические и литературные сюжеты — им важна исключительно современность в своем самом непосредственном проявлении.
На полотнах импрессионистов появились обычные люди, которые ходят по улицам, работают, отдыхают, флиртуют, танцуют, обедают в кафе. При этом художники не заставляли людей позировать, а в буквальном смысле рисовали жизнь с натуры. Так появился совершенно новый жанр изобразительного искусства — городской пейзаж.
Одной из главных «моделей» импрессионистов стала живая, непосредственная, никак не приукрашенная природа. Одни и те же места импрессионисты рисуют при разном освещении, при разной погоде и в разное время суток, стремясь передать течение времени, переменчивость и мимолетность каждого мгновения.
Многие импрессионисты, например Камиль Писсарро, полностью отказались от черной краски
Известные имена и самый популярный жанр
Эдуард Мане (1832–1883) был одним из родоначальников импрессионизма и известным «скандалистом от искусства»: его картина «Купание» («Завтрак на траве»), выставленная в Париже в 1863 году, вызвала возмущение зрителей тем, что двое одетых мужчин на ней завтракали в обществе обнаженной дамы.
Клод Моне (1840–1926) первым начал много работать на пленэре, утвердив, таким образом, основные принципы творчества импрессионистов.
«Я могу рисовать только то, что я вижу» (К. Моне)
Альфред Сислей (1839–1899) отдавал предпочтение нежным, красочным, «воздушным» пейзажам, стремился поймать и отобразить живой нерв природы.
Эдгар Дега (1834–1917) и Огюст Ренуар (1841–1919) изображали людей, точно и натуралистично передавая их движение, характер, особенности внешности.
Первая женщина-импрессионист — Берта Моризо (1841–1895).
Пейзаж — самый популярный жанр импрессионизма. Например, в знаменитых сериях Клода Моне определенный «фрагмент мира» (Руанский собор, вокзал Сен-Лазар, Темза) представал в различное время и при разных погодных условиях. Можно вспомнить и его «кувшинки», которые художник неутомимо писал при разном освещении и в разное время суток.
Стройность и разнообразие городских пейзажей Парижа и Руана великолепно передают работы Альфреда Сислея: туманная дымка над полями, рассеянный солнечный свет, легкость бегущих по небу облаков.
«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест». Э. Дега
Палитра и тюбик
Импрессионисты старались сочетать чистые цветовые тона: ушли в прошлое черные тени и контуры, мрачные землистые краски уступили место свежим и ярким. Благодаря этому картины в жанре импрессионизма были наполнены солнцем и воздухом, казались подвижными и живыми.
Для подбора цветовых сочетаний художники пользовались принципом цветового круга, что позволяло свести палитру всего к шести краскам. В цветовом круге основными цветами являются желтый, красный и синий, промежуточными — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Дополнительные цвета расположены друг напротив друга и образуют пары: красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый. Оттенки серого в цветовом круге отсутствуют.
Изобретенный в середине XIX века фабричный способ изготовления и упаковки красок подарил художникам неограниченную мобильность. Краски в тюбиках не засыхали, как раньше, что давало возможность сколько угодно работать вне мастерских — на природе, на улицах, в кафе, ловя интересные моменты и сохраняя свежесть непосредственного впечатления. «Без красок в тюбиках не было бы импрессионизма!» — справедливо заметил Огюст Ренуар.
«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение» (П. Сезанн)
Особенности импрессионизма
В конце XIX века в искусстве возник острый конфликт между академическими порядками в живописи и желанием художников свободно выражать свое мнение. Появились мастера, которые писали в новой, необычно технике. Но старые классические школы, учителя и критики не готовы были их принять.
Первым повстанческим направлением был импрессионизм. Позже именно он станет родоначальником модернизма – современного искусства, отличающегося от всего классического. Также, благодаря именно этому течению, появятся и другие новые виды живописи – постимпрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм и другие.
Понятие импрессионизма
Изначально компания французских художников предпочла выйти за рамки написания картин внутри помещения, по правилам и канонам классической школы. Мастера начали писать на открытом воздухе. Так появилось понятие пленэр.
Клод Моне. Вид Антиба с Плато Нотр-Дам
Молодые люди не заботились о тщательной прорисовке деталей и классическому исполнению композиции. Главной их задачей стала передача эмоций, ощущений. Живописцы пытались как можно более естественно и непринужденно запечатлеть конкретный момент быстропротекающей жизни.
Одной из картин художника Клода Моне, основателя стиля, была работа «Впечатление. Восходящее солнце». По-французски «впечатление» звучит как «impression» (импрессион). Известный критик Луи Леруа, увидевший данную работу заявил, что она скорее не картина, а небрежная мазня, неоконченный набросок. Именно он придумал название «импрессионизм», стараясь обидеть художника. Но так он дал название новому стилю.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Родина импрессионизма
Будущие импрессионисты познакомились в Париже. Здесь они учились, отдыхали, общались, здесь же в 1874 году прошла их первая выставка. Основателем ее стал Клод Моне вместе с единомышленниками. До 1886 года состоялось 8 независимых выставок.
Далеко не все были в восторге от представленных картин. В XVII веке в Париже была образована Королевская академия живописи и скульптуры. Именно она устанавливала определенные правила работы для мастеров, следила за тем, чтобы мастера не отходили от классики. Здесь проводились выставки-салоны, где мечтал участвовать любой художник.
Появившаяся новая выставка вызвала негодование у преподавателей Академии, художественных критиков, членов жюри салона и даже репортеров. Но, несмотря на яркую общественную реакцию, молодое движение громко заявило о себе и начало свою деятельность.
Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже
Многие художники откликнулись на призыв Моне, понимая значимость происходящего. Среди участников выставки было 30 художников, многие работы которых отвергались официальным салоном Академии. Среди них А. Гийомен, Э. Дега, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, П. Сезанн, А. Сислей. Молодых людей поддержали и уже известные живописцы– Э. Буден и Ш. Добиньи. Только признанный мэтр Эдуард Мане отказался принимать участие в выставке, хотя давно понимал необходимость изменений, и уже сам писал не классические картины. Он присоединится к импрессионистам чуть позже, в тот момент боясь попасть в немилость Академии.
Характерные черты стиля импрессионизм
Новое направление изменило все стороны живописи. Поменялась академическая техника письма, появились совершенно новые сюжетные линии и жанры. Исчезали многие цвета, возникали интересные тона и оттенки.
Новая техника письма
В работах импрессионистов рисунок наносится отдельными мазками, цветными пятнами. Краски на мольберте уже не смешиваются, цветовое решение можно полностью разглядеть, лишь отступив подальше от холста. Это делалось для того, чтобы рисунок перестал быть статичным и получил динамику.
Арман Гийомен. Мельница
С помощью такой техники очертания перестают быть четкими, они более зыбкие и воздушные. Часто в картинах достигается такой эффект – если ходить вокруг работы, можно увидеть, как цветы, воздух или вода на холсте в буквальном смысле шевелятся, плывут и двигаются.
Цветовые решения
Пытаясь запечатлеть красоту окружающего мира, импрессионисты использовали яркие, чистые цвета. В академической технике тени кладут серыми и черными тонами. Новые художники утверждали, что у природы нет таких цветов, и полностью от них отказались.
Особенно импрессионисты интересовались комплементарными, то есть контрастными цветами. При смешивании их в равных пропорциях получается серый цвет. А при использовании их рядом рисунок становится ярче и свежее. Сочетания оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый, красный и зеленый чаще всего стали использоваться в картинах мастеров.
Клод Моне. Заказ в Венеции
Сюжеты
В классической живописи было принято писать картины на религиозные или античные сюжеты, пользовались спросом натюрморты, портреты знатных или богатых людей. Импрессионисты же шокировали публику «незначительными» и даже вульгарными темами.
Самые распространенные сюжеты – пейзажи. Появляется и понятие городского пейзажа. Повсюду строятся заводы и фабрики, улицы заполнены людьми и экипажами, жизнь кипит днем и ночью.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт ночью
Получают распространение сюжеты с обычными людскими развлечениями. Артисты, публика, завсегдатаи театров, ночных кафе и прочих увеселительных заведений – одни из главных участников картин.
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Импрессионисты с удовольствием рисуют портреты своих друзей, членов семьи, ничем не примечательных прохожих и обычных тружеников. Появляются на картинах простые эпизоды из жизни. Женщины, расчесывающие волосы или укладывающие ребенка, сельские будни крестьян и простых рабочих, продавцов и официантов, чтение газеты – все эти сюжеты раньше вызывали только возмущение у критиков.
Эдгар Дега. Гладильщицы
Появление пленэра
В переводе с французского «пленэр» означает «открытый воздух». Это сейчас нам кажется, что без данного процесса невозможно становление настоящего художника. Особенно того, кто специализируется на изображениях природы. Но в XIX веке даже природу писали в замкнутых стенах – по памяти и по правилам академического изображения.
Именно импрессионисты посчитали, что правильно передать ощущение воздуха, природы и света возможно только в «живых» условиях. Писать необходимо только на пленэре.
Альфред Сислей. Мост в Севре
Ракурсы картин
Главным в импрессионизме становится не сюжет картины, а общее от нее впечатление. Для этого используются не только световые и цветовые эффекты, но и необычные ракурсы.
Рисунок становится фрагментарным, ракурсы очень рискованными и неожиданными. Многие фигуры и объекты остаются срезанными, словно случайно попавшими в кадр.
Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой
Живописцы стали выходить за пределы мастерской и писать в любых условиях. Дождь, снег, град – ничего не останавливало их творчество. Клод Моне настолько любил водные пейзажи, что даже построил себе плавучую мастерскую. Писсаро не мог часто выходить на улицу из-за болезни глаз, многие пейзажи рисовал из окна гостиниц, которые специально снимал для этого. Художники выбирали настолько неожиданные ракурсы, что писали стоя на стремянке, сидя в лодках и даже лежа в канаве.
Импрессионизм и постимпрессионизм
Технические приемы нового направления оказали огромную роль в появлении другого течения – постимпрессионизма. Последователи стиля провозгласили непринятие художественных методов своего предшественника. В отличие от цветовых пятен и мазков первого, здесь применялся строгий способ деления красок и цвета.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Художники нового направления пытались выразить жизнь не сиюминутной, а длительной и более существенной. П. Сезанн старался отобразить материальность окружающего мира, П. Гоген рассказывал о гармонии мира и единении человека с природой, В. Ван Гог – выразительность формы и цвета. Благодаря последнему появилось и следующее течение – экспрессионизм. Последователи Гогена стали родоначальниками стиля модерн.
Поль Гоген. Три таитянки
Одним из направлений постимпрессионизма стал неоимпрессионизм. Художники проводили опыты с цветом, получая самые неожиданные результаты. Он подарил миру такие имена, как Ж. Сёра, П. Синьяк.
Представители импрессионизма
Основателем импрессионизма является Клод Моне. Многие его полотна очень велики – он хотел, чтобы люди чувствовали себя возле картины, словно у настоящего пруда или сада.
Моне часто писал один и тот же сюжет с разных ракурсов, в разное время суток, или даже года, чтобы запечатлеть игру света. Например, он создал 25 разных картин, изображающих одни и те же стога сена.
Клод Моне. Стога сена
Камиль Писсарро писал сельские и городские пейзажи. Самые известные его картины – виды любимого Парижа. Он был одним из самых убежденных последователей импрессионизма, участвовал во всех выставках коллег.
Камиль Писсаро. Место дю Гавр. Париж
Пьер Огюст Ренуар был другом Моне. Они вместе учились в одной школе живописи. Именно поэтому он поддержал бунтарский дух товарища. Его картины пронизаны ощущением мягкого тепла и солнечного света. Больше всего он предпочитал изображать людей, причем с натуры, но без академического позирования. Например, он несколько дней таскал огромное полотно на танцплощадку, чтобы написать картину «Бал в Мулен-де-ла-Галетт».
Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен-де-ла-Галетт
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдуард Мане был немного старше импрессионистов и уже имел собственное имя. Он не участвовал в их выставках, но часто общался с Клодом Моне, Дега и другими художниками. Это также внесло определенные изменения в его творчество.
Эдуард Мане. В уголке во время концерта
Единственной женщиной среди французских импрессионистов была Берта Моризо. В те времена считалось, что основное назначение женщины – вести домашнее хозяйство. Но эта женщина стала повстанцев не только в искусстве, но и в жизни. Она писала жанровые сценки с участием женщин и детей. Новый взгляд воспринимался любителями живописи с восхищением.
Берта Моризо. У колыбели
Кроме самых ярких французских представителей следует отметить несколько живописцев из других стран. Среди американцев это Морис Прендергаст, Теодор Робинсон, Джон Слоун, Джон Туокмен. В Италии самыми известными импрессионистами считаются Федериго Зандоменеги, Джованни Больдини, Джузеппе де Ниттис. В Англии – Уолтер Сикерт, Филипп Стир. В Германии – Ловис Коринт, Генрих Трюбнер, Август Финк, Пауль Фогель.
Ловис Коринт. Купание Сусанны
Среди импрессионистов также встречались и женщины. Харриет Баккер – норвежская художница, Мэри Кассат – американская, Ольга Бознаньская – польская.
Русский импрессионизм
В. Д. Поленов стоял у истоков русского импрессионизма. Именно он рассказал о новом направлении и о молодых французских художниках. Хотя сам написал всего три картины в данной технике.
К.А. Коровин стал импрессионистом благодаря своему учителю Поленову, огромной любви к природе и своей поездке в Париж на одну из выставок молодых мастеров. Он моментально перенимает технику письма и новые веяния стиля.
Константин Алексеевич Коровин. В саду
Его друг В.А. Серов тоже иногда причисляется к импрессионистам. Но в его работах часто встречаются черные и серые тона, используются разные техники. Лишь несколько работ написаны именно в данном стиле.
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками
Н.М. Гущин учился в нескольких художественных училищах – в Москве, Франции и Монако. Работы художника отмечены романтической образностью, тщательно продуманным декоративизмом.
Гущин воплощал в своих работах идею совмещения различных видов искусства. Достаточно увидеть его картины «Моя симфония» (1964), «Лунная соната», «Музыка Баха», «Ноктюрн», «Песня без слов», «Элегия» (60-е) – все они показывают синтез музыки, слов и живописи. Ведь все это творчество построено на одной основе – гармонии, ритме и единстве. Много работ также посвящены космосу и идее мироустройства.
Николай Михайлович Гущин. Вечность
М.Н. Аржанов в 50-х годах познакомился с Н.М. Гущиным. Его идеи сильно повлияли на его творчество. Он изучает работы импрессионистов, кубистов и фовистов, осваивает новую технику, изучает цветовые интерпретации. Его работы полны некоей взволнованностью письма, усилением роли света и цвета. С каждым годом он все дальше уходит от принципов академизма и совершенно меняет направление своего творчества.
Среди тех, кто пробовал себя и в импрессионизме, и в постимпрессионизме, и в других техниках, следует отметить В.Э. Борисова-Мусатова, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова, Н.В. Мещерина.
Игорь Эммануилович Грабарь. Иней
Музеи импрессионизма
Крупнейшие музеи мира хранят коллекции известных импрессионистов. Среди них множество музейных комплексов, объединенных из нескольких художественных музеев: Баварские государственные собрания картин и Государственные музеи Берлина.
Огромное количество работ импрессионистов хранится на родине стиля – в Париже. Здесь следует отметить крупнейший художественный музей мира Лувр и музей ОРСЭ (музей искусства XIX века). Одни из лучших собраний западноевропейской живописи находятся в Национальной галерее Лондона, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Национальном музее в Стокгольме.
В России основными хранителями полотен импрессионистов считаются Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Эпоха импрессионизма
Эпоха импрессионизма оказала огромное влияние на все последующее искусство ближайших 100 лет. Ее начало означало конец натурализму и классической обязаловки. Он стал толчком для появления абстрактного искусства не только в живописи, но и в других видах. Постимпрессионизм, кубизм, конструктивизм, ташизм – теперь можно писать в любом направлении, придумывать новое, не боясь, что будешь осмеян.
Пьер Огюст Ренуар. Завтра гребцов
Импрессионисты произвели революцию в живописи, заставили людей взглянуть на мир и искусство новыми глазами.
Импрессионизм – первое художественное течение, которое позволило художникам по-новому взглянуть на мир. Не отличаясь масштабностью, оно дало толчок к развитию множества других видов направлений в искусстве. Изучение новых приемов и принципов оказало огромное влияние на дальнейшее развитие художественной школы. Недаром историю живописи делят на две части – до и после возникновения импрессионизма.
Импрессионизм – как художественное течение XIX – XX века
Импрессионизм – направление в живописи XIX – XX века, в котором выразились попытки художников в принципиально новой манере передать сюжет картины через призму собственных ощущений. Несмотря на короткую продолжительность, течение оставило яркий след в мировом изобразительном искусстве.
История возникновения
Происхождением импрессионизм обязан кризису, наступившему в живописи середины XIX века. Несмотря на обилие стилей, изобразительному искусству не хватало свежих веяний и легкости, недоступной классицизму.
Символисты пытались найти новые методы и приемы, позволяющие не только изобразить осязаемый мир, но и дать намек на существование чего-то невидимого за гранью восприятия. Но импрессионизм ушел еще дальше от классики, отступив как от техники изображения, так и от транслируемых идей.
Основателями нового изобразительного жанра принято считать творческую компанию, сложившуюся вокруг Эдуарда Мане, в которой присутствовали Моне, Сезанн, Дега, Базиль, Ренуар, Писсарро, Моризо.
Самые первые картины импрессионистов выставлялись в «Салоне Отверженных». Эта выставка была создана приказом Наполеона III для работ, которые не были приняты Парижским Салоном. Сперва они подвергались резкой критике, но постепенно получили общественное признание и доступ к главной галерее Парижа.
Позже импрессионисты устраивали собственные выставки, всего их было проведено восемь. Идея проведения первой принадлежит Ренуару.
Происхождение названия и критика стиля
В 1872 году в Париже состоялась первая выставка картин нового течения, среди которых была представлена работа Клода Моне «Impression, soleil levant» («Импрессия. Восходящее солнце»).
Картины выставки были разобраны до мельчайших деталей. Осуждению и высмеиванию подвергся стиль живописцев, подразумевающий нечеткую манеру передачи изображения и размытие контуров.
Особенно досталось полотнам Моне, поэтому название именно его картины с пренебрежительным оттенком было использовано для описания всей выставки, но неожиданно для всех, стало именем целого направления в живописи, распространившегося далеко за пределы Франции.
Специфика и характерные черты
Импрессионизм во многом почерпнул свои идеи в Возрождении, но привнес новое, в частности, в видение перспективы. Художники пытались запечатлеть мимолетное ускользающее мгновение, изобразить то, что остается в памяти. В этом наблюдается отличие от романтического символизма, где главным объектом оставалась идея за пределами видимого.
Философский смысл течения
Импрессионисты стремились продемонстрировать значимость субъективного восприятия. Взгляд каждого человека важен и заслуживает внимания, даже если он не вписывается в установленные классические каноны.
Именно поэтому восприятие картин данного периода у зрителей тоже различное. Более того, художники создавали свои творения таким образом, чтобы с каждой точки обзора картина казалась другой.
Техника письма и жанры
Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения. Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось.
Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.
Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.
Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.
Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.
Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.
Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.
Развитие и закат
Импрессионизм достиг своего расцвета в период с 1874 по 1881 гг. Это короткое время, ставшее для него золотым, еще называют «Высоким импрессионизмом». В это время к новому течению было приковано наибольшее внимание, и реакция публики прошла путь от полного неприятия до очарования.
Но с 80-х гг. интерес угасал, чему способствовало редкое проведение выставок. Причины крылись в расколе среди художников. Многие разочаровавшись в новом течении вернулись к более традиционным канонам.
Несмотря на то, что появились новые молодые импрессионисты, им не удалось вывести направление на прежний уровень популярности. Постепенно импрессионизм сменился новыми течениями.
Основные представители
Клод Моне (1840-1926)
Клода Моне нередко называют первым импрессионистом. Это связано с тем, что именно его картина дала название всему направлению. Хронологически это может быть не совсем верно, но неоспоримо, что Моне входил в число первых импрессионистов.
Родился художник в Париже, но жить приходилось в других городах и странах. Юность ему выпало провести в местечке под названием Гавр. Это там он вдохновился морским пейзажем и написал свою знаковую картину, изображающую восход солнца в порту.
С младых лет юноша был увлечен рисованием. Его остроумные карикатуры с успехом продавались в художественной лавке. Там же продавались пейзажи Эжена Будена, живописца, ставшего первым учителем Моне. Именно Буден направил талант юного дарования в сторону импрессионизма.
В последствии, Моне переехал в Париж, где свел дружбу с Ренуаром, Сислеем, Базилем и прочими зачинателями нового изобразительного стиля.
Написанный в 1866 г. Портрет Камиллы Донсье («Камилла, или портрет дамы в зелёном платье») принес художнику популярность. Через несколько лет Клод Моне женился на Камилле, с тех пор её часто можно встретить в работах мужа.
Для творчества Моне характерно объединение картин в циклы, подчиненные одной теме. Так наиболее известны циклы:
Последние годы своей жизни Моне провел в усадьбе в Живерни. Все это время преобладающей, а позже единственной темой его картин были водяные лилии, которые художник самостоятельно выращивал в своем пруду.
В настоящий момент картины Моне входят в число самых дорогих. Коллекционеры на аукционах отдают за полотна десятки миллионов долларов.
Полюбоваться на оригинальные произведения живописца можно во многих музеях мира. Наиболее широко они представлены во Франции, России, США и Великобритании.
Эдуард Мане (1832-1883)
Эдуард Мане – художник, имеющий высокое, благородное происхождение. Его родители желали сыну карьеру юриста и возражали против обучения несерьезному мастерству живописца. Однако талант мальчика разглядел его дядя Эдмон и поспособствовал дальнейшему его развитию.
Во время обучения в мореходной школе Мане выпала возможность отправиться в плавание и посетить Бразилию. Экзотическая жаркая страна стала мощным источником вдохновения для художника, поездка ознаменовалась появлением множества рисунков, набросков и творческих идей.
С огромным интересом Эдуард Мане посещал также европейские страны, знакомился с искусством мастеров Возрождения.
В поисках своего жанра Мане увлекается идеей изображения обнаженной натуры, но его картину «Завтрак на траве» высмеивают посетители салона и критики.
Картина «Олимпия» с откровенным изображением женского тела вызывает еще большую волну негатива и приводит к скандалу.
В сложный период неприятия и непонимания своего творчества общественностью, художник знакомится с Клодом Моне, Полем Сезанном и Эльдаром Дега, обретая в них друзей и соратников. Они становятся первыми импрессионистами, пока того не осознавая.
Первыми работами, благосклонно принятыми обществом, становятся картины, выставленные в отдельном павильоне на Всемирной выставке в Париже.
Подлинное же признание живописец получает в последние годы своей жизни. В его поздних работах преобладают портреты и натюрморты, которые вызывают восторженные отзывы у бывших противников творчества Мане.
К наиболее известным картинам Эдуарда Мане относятся:
Огюст Ренуар (1841-1919)
Ренуар Родился в многодетной семье портного. У его родителей не было возможности предоставить детям хорошее образование, поэтому с младых лет юноша сам зарабатывал на хлеб. Расписывая фарфор, Ренуару удалось уже в детстве зарабатывать немалые деньги и оказывать существенную помощь отцу.
Мальчик оказался талантлив не только в рисовании. Он обладал прекрасным голосом и пел в церковном хоре. Многие пророчили ему карьеру оперного певца. Но Ренуар предпочел выбрать то занятие, которое приносило ему истинное удовольствие. Его сердце принадлежало живописи.
В самом начале творческого пути художник выбрал для себя портретный жанр, который оставался его любимым на протяжении всей жизни. Ренуар – редкий импрессионист, который почти никогда не работал на пленэре, поскольку не питал страсти к пейзажам.
Его интересовали люди, во всем их многообразии. Интерес к свету и солнечным лучам у живописца проявлялся в наблюдении за отражением их человеческой кожей.
Помимо написания картин с натуры, Ренуар часто воссоздавал образы людей по памяти. Он никогда не писал абстрактных персонажей, всегда это был знакомый или хотя бы раз повстречавшийся художнику человек.
Назвать Ренуара только импрессионистом будет неправильно. Он не придерживался одного стиля и направления. Художник смело использовал самые разные, иногда противоположные, техники живописи. Неизменными оставались лишь сюжеты. Поэтому из восьми выставок импрессионистов работы Ренуара были представлены лишь на четырех.
Ренуара первым из импрессионистов приняла широкая публика, отдавая дань таланту мастера. Любовь к изображению женщин и детей привела к популярности портретов, принадлежащих его перу, у состоятельных граждан.
Огюст Ренуар – один из немногих художников, кто при жизни имел возможность лицезреть свои полотна в музеях, наряду с картинами известных художников Эпохи Возрождения.
Эдгар Дега (1834-1917)
Эльдар Дега родился в семье банкира. Высокое положение отца и отсутствие материальных проблем позволили ему всю жизнь провести в творческом поиске, не думая о хлебе насущном.
Дега начинал учиться на юриста, но со временем понял, что хочет заниматься исключительно живописью.
Изначально вдохновение живописец брал из античных сюжетов, безуспешно пытаясь дать им новую жизнь в современном искусстве. Но сделать более современным то, что давно не актуально, не получилось.
Дальнейшее внимание было направлено на живопись Эпохи Возрождения и попытку найти вдохновение в ней.
В результате, наибольшее количество идей Дега позаимствовал в реальной жизни. Его воодушевляла динамика города: студии, театры, бурлящая общественная жизнь. Не удивительно, что знаменательными сюжетами художника стали портреты танцовщиц в балетных студиях.
Художник видел наибольшую эстетику в движении хрупких фигур, в их подготовке к выступлению, в волнительных эмоциях.
Любовь к грации наблюдается и в обращении живописцем пристального внимания на лошадей. Целая серия картин Дега посвящена скачкам.
К импрессионизму Дега привело знакомство с Эдуардом Мане. Их сблизило критическое отношение к закостеневшим правилам и канонам живописи. Общий взгляд на мир сделал двух талантливых молодых людей друзьями. Теплые отношения между ними сохранились до конца жизни.
В работе Эдгара Дега явно прослеживается перфекционизм, неустанное стремление к доведению творений до совершенства. Любовь к четким контурам ничуть не препятствует иллюзии легкого и плавного движения. Вместе с тем на картинах изображены самые реалистичные сюжеты, часто лишенные лирики.
Художнику удалось прославиться при жизни, его картины с успехом продавались, но не имея большой нужды в деньгах Дега сам был волен диктовать условия продажи.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Камиль Писсарро родился в Вест-Индии. Во Францию его семья попала, когда мальчику было 12 лет. После окончания школы он пять лет отработал в лавке отца, но в возрасте 22 лет сбежал и уехал в Венесуэлу, где обучался искусству живописи.
По возвращению во Францию, Писсарро знакомится в Париже с молодыми художниками в лице Моне, Дега и Ренуара. Будучи их старшим товарищем, Писсарро становится их учителем и главным создателем общества «Отверженных». Он же вырабатывает многие классические каноны будущего импрессионизма, которым остается верен до конца жизни (за исключением короткого времени увлечения пуантализмом в 1890 г.).
В живописи Камиля Писсарро преобладают пейзажные сцены. Художника вдохновляет земля и воздух, он играет с интенсивностью света. Погружаясь в импрессионизм, живописец убирает нейтральные и серые тона из своих произведений, добавляя туда светлые оттенки и цветные детали.
Камиля Писсарро многие художники могут назвать своим учителем. Является учителем он и для собственных детей, многие из которых также стали художниками.
Альфред Сислей (1839-1899)
Альфред Сислей происходит из семьи английских торговцев, обосновавшихся во Франции. Участь торговца была уготована и будущему художнику. Однако он нашел в себе силы отказаться от сытой жизни и отправиться на творческие поиски.
Изначально родители смирились с выбором сына и оказывали ему содействие. Но второй этап его жизни прошел в крайней бедности. В результате очередной ссоры отец навсегда лишил сына содержания.
С тех пор художник прилагал максимальные усилия, чтобы построить карьеру на творческом поприще.
Несмотря на то, что Альфред Сислей находился в среде импрессионистов от зарождения и расцвета течения до самого его затухания, присутствуя на всех выставках и не отступая от сформировавшихся канонов, Сислея почти не замечали. Его работы не производили впечатления на публику и не продавались. Только спустя год после смерти художника, его картина «Наводнение в Пор-Марли» (1876) была куплена за ту сумму, которую он не получил за все проданные при жизни картины.
Берта Моризо (1841-1895)
Берта Моризо происходит из семьи французского чиновника. В возрасте десяти лет она с родителями и сестрой переехала в Париж из маленького городка.
Родившись в семье с богатыми культурными традициями, имея среди родственников много творческих деятелей, сестры тоже увлеклись живописью. Несмотря на то, что для девочек обучение искусствам было закрыто, родители поспособствовали тому, чтобы их дочери смогли обучаться у настоящих художников полюбившемуся мастерству.
Работы Берты не раз проходили отбор в Парижском салоне и с успехом там выставлялись.
Со временем Моризо отошла от традиционной барбизонской школы и примкнула к обществу «отверженных». Таким образом она стала единственной женщиной-художником первой выставки импрессионистов.
В творчестве Моризо прослеживаются спокойные женские сюжеты. Это картины изображающие семейные сцены и почти не содержащие пейзажей. Художница любила писать с натуры членов своей семьи: сестру, дочку.
На полотнах преобладают светлые цвета, много белого, часто остальные оттенки накладываются поверх него. Несмотря на использование ограниченной гаммы оттенков, её мастерство с ними играть вызывало восхищение у современников.
Культурное значение импрессионизма в мире
Влияние импрессионизма на мировую культуру неоценимо. Его веяния, пусть и претерпев изменения, коснулись не только живописи разных стран, но и проникли в другие области искусств.
Импрессионизм за пределами Франции
Интеграция культурных течений затрагивала всё прогрессивное общество разных стран и континентов. Не удивительно, что новые направления и идеи довольно быстро распространялись. В каждой местности они претерпевали изменения, но приобретали характерные особенности.
Европа
Искусство остальной Европы не обошлось без влияния импрессионистов. Творческая среда Италии, Испании, Великобритании вступает на путь французских художников.
Получает развитие новое направление и в Скандинавии. Норвежский художник Нильс Кройгер пишет картины, отражающие нордический характер северной Европы, при этом оставаясь в рамках традиций импрессионизма, чем покоряет публику.
Тем не менее ни одной стране не удается повторить короткий, но ощутимый успех импрессионизма во Франции.
Публика США познакомилась с импрессионизмом благодаря выставкам европейских художников. Новое направление переняли для себя американские живописцы, разделявшие эстетику французских мастеров. Многие из них отправились во Францию для обучения у именитых творцов в академиях искусств. Такие поездки спонсировались ассоциацией американских художников, поддерживающей молодые дарования.
Сюжеты американского импрессионизма часто лиричны и пасторальны. На картинах изображают женщин и детей на фоне природы, часто это городские пейзажи, пейзажи с ферм. Импрессионизм, в первую очередь, здесь используется, как способ изображения сюжета, и уже многим позже проявляются его философские смыслы.
Художники: Уильям Мерритт Чейз, Фредерик Чайльд Хассам, Теодор Робинсон, Лила Перри, Мэри Кассат.
Россия
Многие культурные веяния XIX века Россия перенимала из Франции. Не остался в стороне и импрессионизм. Он оказал заметное влияние на творчество Левитана, Коровина, Серова, Рылова, Серебряковой и прочих художников.
В отличие от французской живописи здесь заметно большее внимание сюжету, который отражает национальные особенности. Для картин характерна этюдность, мастера также предпочитали работать на пленэре.
Русский импрессионизм переплетается с реализмом и некоторые картины относят сразу к двум художественным течениям.
Постимпрессионизм
Термин «постимпрессионизм» содержит в себе целую совокупность направлений в изобразительном искусстве XIX века. Объединяет их то, что изначально основные идеи были взяты из классического импрессионизма. Однако теперь художники старались передать не впечатление от увиденного, а состояние происходящего. Важно было запечатлеть природу или людей в том состоянии, в котором они на данный момент пребывают, отметить все характерные черты. Более того, картины выражали и отношение художника к тому, что он изображает.
Постимпрессионизм появился, когда его предшественник еще не ушел из салонов Парижа. Как и все новое, на ранних порах он был принят настороженно. Выход за установленные рамки в поисках новых средств выразительности вызывал неоднозначную реакцию.
Но с течением времени, разные направления постимпрессионизма приобретали своих ценителей.
Одним из основоположников постимпрессионизма считается Поль Сезанн. Не менее известен и одинокий гений – Ван Гог.
Неоимпрессионизм
Неоимпрессионисты заявили о себе уже на последней, восьмой выставке импрессионистов. Их картины отличались от прочих манерой изображения, представляющей собой большое количество разноцветных точек, равномерно покрывающих холст. Каждый мазок строго одного цвета. Складывание целой картины обуславливается эффектом оптической иллюзии, при восприятии картины целиком – цвета сливаются. Такой стиль живописи получил название пуантилизм.
Многие восприняли подобную манеру письма, как пародию на остальные работы. Ведь полотна отличались иной техникой и совершенно непривычным стилем.
Но некоторые импрессионисты, например, Камиль Писсаро, вдохновились новым течением и примкнули к нему.
Также известными представителями течения являются Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Кросс.
Синтетизм радикально отличается от точечной манеры изображения, которой придерживались неоимпрессионисты. Здесь важным было передать собственные ощущения, при этом вызывая эмоциональный отклик у зрителя. Картины писались в упрощенной манере, зачастую объекты изображались схематически. Но все было выполнено в самых ярких радужных красках, способных повлиять на настроение и восприятие. Немалое внимание уделялось эстетике изображения.
В синтетизме можно увидеть слияние идей символизма (недосказанность) и клуазонизма (яркие, цветные, очерченные фигуры). Но это идеи, вышедшие на новый уровень их понимания и передачи.
В стиле синтетизма творили Поль Гоген, Луи Анкетен, Эмиль Бернар.
Импрессионизм сегодня
В настоящее время немало художников во всем мире определяют стиль своего творчества, как импрессионизм. Но под ним мы уже не понимаем то течение, которое заслужило мировую славу во времена Мане.
Современные творцы переняли манеру и технику письма, но они отражают дух своего времени. Сейчас перед искусством стоят новые задачи и живопись диктует ответы на другие вопросы.
Тем не менее импрессионизм сходит в число самых популярных направлений современного искусства.
Но все же неугасимый интерес к произведениям классиков способствует регулярному проведению выставок работ французских мастеров. Несмотря на сложности, связанные с транспортировкой картин, их выставляют во многих известных музеях, и жители многих стран имеют возможность созерцать мировые шедевры.