к какому направлению спортивной тренировки относят функциональную подготовку
К какому направлению спортивной тренировки относят функциональную подготовку
Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.
Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы ни манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек – живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.
В последнее время все более четко осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие именно функциональных возможностей организма спортсмена [7, 9, 10].
Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы. Например, такое двигательное качество, как выносливость и все ее разновидности в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития основных механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.
Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в обеспечении работоспособности спортсмена будет определяться спецификой вида спорта, что будет определять «функциональную специализацию». Кроме того, функциональные возможности будут определяться такими параметрами, как «функциональные резервы» и способность их реализовывать – «функциональная мобилизация».
Само понятие «функциональная подготовленность» весьма сложно и многозначно. Исходя из определения слова «функция», которое в физиологическом смысле трактуется как отправление организмом, органами и системами органов своих действий, следует, что функциональная подготовленность есть готовность организма к выполнению определенной деятельности [10]. В этом плане наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов – это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» [4].
Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым [8]. Применительно к спорту, функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемое корой головного мозга и направленное на достижение заданного спортивного результата с учетом конкретного вида спорта и этапа подготовки спортсмена.
В физическом воспитании и теории спорта выделяют техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку. Вышеизложенное позволяет утверждать, что каждая из этих сторон спортивной подготовки базируется на определенном компоненте общей функциональной подготовленности.
Имея в виду, что выполнение мышечной работы в спорте обеспечивается деятельностью большого числа систем и органов, функциональная подготовленность должна пониматься не как отдельное отправление какого-либо из этих органов, а как отправление функциональной системы, объединяющей эти органы для достижения необходимого спортивного результата [8]. При этом обязательно следует помнить, что в каждом конкретном случае функция организма будет специфична.
Говоря об организации и реализации подготовки спортсменов, можно выделить два основных направления функциональной подготовки спортсменов:
1. Наращивание функциональных резервов и совершенствование механизмов функционирования. Как составные части этих процессов следует рассматривать и такие аспекты, как «функциональная экономизация», «функциональная специализация» и «функциональная мобилизация».
2. Оптимизация функциональной подготовленности, т.е. обеспечение максимальной эффективности использования уже имеющегося (достигнутого) уровня функциональных возможностей. При этом, как показали наши ранние исследования, такая оптимизация должна быть комплексной, затрагивать все основные стороны и управляющее звено процесса функциональной подготовки [6, 7, 10].
Иногда отождествляют функциональную и физическую подготовку (подготовленность). Следует отметить, что двигательный компонент функциональной подготовленности представляет собой не что иное, как физическую подготовленность [5].
Еще один компонент функциональной подготовленности – энергетический. Уровень развития основных механизмов энергообеспечения является основной и неотъемлемой частью физической подготовленности. Следует сказать, что и другие компоненты функциональной подготовленности (нейродинамический и психический) так или иначе увязаны с выполнением двигательного акта.
Отсюда вполне понятно, что все компоненты функциональной подготовленности в спорте развиваются практически единственным средством – мышечными нагрузками, определенным образом организованными в рамках специфической биомеханической структуры, т.е. физическими упражнениями.
Ю.В. Верхошанский [3] отмечает, что ведущая роль в формировании межсистемных отношений в организме и развитии адаптационного процесса в условиях напряженной мышечной деятельности принадлежит локомоторной системе, точнее, режиму ее эксплуатации. В связи с этим, основное внимание в тренировочном процессе должно уделяться методике развития именно двигательного компонента – физической подготовленности.
Однако следует помнить, что подготовка спортсмена должна ориентироваться на развитие и совершенствование именно тех функциональных резервов и процессов в организме, которые в основном обусловливают специфическую работоспособность. Несомненно, при использовании только физических упражнений все эти процессы совершенствуются как результат процесса адаптации к мышечной деятельности, физическим нагрузкам. Вместе с тем эффективность подготовки и самого процесса адаптации возможно существенно повысить при использовании целенаправленных, дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма.
В современных условиях это особенно актуально. В настоящее время объемы и интенсивность тренирующих нагрузок в спорте достигли критических величин, дальнейший рост которых существенно превышает ресурсы физиологических возможностей организма человека и лимитируется социальными факторами [1, 5, 7, 10]. В связи с этим весьма остро встает задача разработки новых технологий оптимизации процессов адаптации, поиска альтернативных подходов к использованию эффективных дополнительных средств, позволяющих существенно расширить диапазон адаптационных перестроек при достигнутом уровне объемов и интенсивности тренировочных нагрузок и повысить эффективность специфической мышечной деятельности в спорте [1, 7].
Выход из создавшегося положения может быть найден в использовании дополнительных факторов, оптимизирующих тренировочные воздействия применяемых физических упражнений.
Известно, что мышечные нагрузки способствуют закреплению в функциональных системах изменений, характеризующих адаптогенный эффект и обусловливающих направленную тренировку устойчивости организма к различным экстремальным воздействиям. Систематическое использование мышечных нагрузок является целенаправленным воздействием на организм, оптимизирующим деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и повышающим работоспособность [2]. Вместе с тем эффективность адаптации к систематическим мышечным нагрузкам может быть значительно повышена за счет использования средств и методов целенаправленного совершенствования функциональных возможностей организма в целом, а также отдельных его систем, в частности, – дыхательной [6, 9]. Эти направленные воздействия на организм выступают в качестве дополнительного адаптогенного фактора и при использовании совместно с мышечными нагрузками существенно усиливают эффект их воздействия.
В качестве средств создания дополнительной нагрузки предлагается использовать следующие методы воздействия на дыхательную систему: дыхание через дополнительное «мертвое» пространство (ДМП), дыхание при повышенном резистивном и эластическом сопротивлении, произвольную гиповентиляцию. Эти воздействия усиливают влияние тренировочных нагрузок на организм, способствуют формированию более совершенных адаптационных механизмов [7].
Второй важнейший аспект функциональной подготовки спортсменов – оптимизация функциональной подготовленности – являлся объектом нашего пристального внимания в течение ряда лет.
На наш взгляд, условиями успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов в первую очередь являются: уточнение необходимой направленности и повышение степени воздействия осваиваемых тренировочных нагрузок, целенаправленное ускорение восстановительных процессов, рационализация системы адекватного комплексного контроля.
Поскольку оптимизация функциональной подготовленности спортсменов прежде всего связана с совершенствованием управления тренировочным процессом, при программировании воздействий на организм обязательно должен учитываться весь спектр факторов, в той или иной мере влияющих на реальный и формируемый уровни физической работоспособности занимающихся. В частности, очень важным является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки.
Мы исходим из того, что оптимальная динамика функциональной подготовленности может быть обеспечена только при наличии эффективной системы контроля, являющегося неотъемлемой частью процесса управления. При этом контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим. При организации комплексного контроля подготовленности спортсменов следует учитывать, что на различных этапах многолетней спортивной подготовки вклад в обеспечение работоспособности различных резервов организма неравнозначен.
Дифференцированный подход к диагностике физической работоспособности, обоснованное использование результатов контроля в последующем тренировочном процессе способствуют успешной оптимизации функциональной подготовленности спортсменов за счет повышения роли ведущих для определенного этапа подготовки факторов при подключении и активизации факторов более «высоких» категорий.
В результате проведенных экспериментов выяснилось, что дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и ролью различных факторов в обеспечении физической работоспособности система комплексного контроля в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок, акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов вызывают существенный прогресс именно по актуальным направлениям и, как следствие, значительно эффективнее повышают уровень функциональной подготовленности спортсменов в целом, делают ее более сбалансированной.
Полученные результаты позволяют заключить, что систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса, является действенным фактором оптимизации и рационализации подготовки спортсменов.
Результаты проведенных нами исследований по выяснению эффективности использования направленных влияний на дыхательную систему спортсменов позволяют полагать, что они повышают эффективность обычных тренировочных нагрузок. Применение этих средств способствует эффективности физической и функциональной подготовки, что выражается в существенном росте специальной физической подготовленности, физической работоспособности, аэробной производительности и в оптимизации состояния дыхательной системы [6, 7, 9, 10].
Эксперименты убедительно показали, что целенаправленные воздействия на дыхательную функцию могут с успехом применяться в подготовке спортсменов. Это в определенной мере расширяет арсенал тренировочных средств и разнообразит тренировочный процесс, создавая дополнительный раздражитель. Появляется дополнительная возможность индивидуализировать подготовку спортсменов на основе направленного воздействия на отдельные стороны функциональной подготовленности, связанные со спецификой мышечной деятельности, например, в связи с определенным игровым амплуа футболистов.
Наряду с разработкой методов, усиливающих воздействие физических упражнений и повышающих интенсивность тренировочного процесса, необходимо совершенствовать и внедрять в практику подготовки спортсменов адекватную систему восстановления организма после тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в остром периоде.
Весьма перспективным направлениями оптимизации восстановительных процессов может считаться дозированное вдыхание умеренно гипоксически-гиперкапнических газовых смесей. Так, показано, что кратковременное дыхание через ДМП ускоряет течение восстановительных процессов в остром периоде реституции.
Результаты экспериментов показали, что использование в качестве средства восстановления дозированного дыхания через ДМП оказывает достоверное положительное влияние на уровень физической работоспособности и скорость протекания восстановительных процессов, что является основой значительного роста показателей специальной физической подготовленности спортсменов [10].
Вышеизложенное позволяет заключить, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке необходимо применять уже не как дополнительные, а как интегративно составляющие средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы и организм в целом. Кроме того, совершенствование функциональной подготовленности спортсменов должно идти по пути ее комплексной целевой оптимизации. Безусловны необходимость и действенность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, этапа многолетней подготовки, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния спортсменов по ходу учебно-тренировочного процесса.
Рецензенты:
Вершинин М.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;
Золотарев А.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики футбола и регби, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.
Основные направления спортивной тренировки (техническая, тактическая, физическая и психическая подготовка)
Физическая подготовка. Она направлена на развитие физическихкачеств и является базой для совершенствования техники, подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) создает основу для овладения упражнениями, способствует развитию двигательных способностей, повышению общей работоспособности. Для представителей многих видов спорта она одинакова и содействует развитию качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях.
Специальная физическая подготовка (СФП) — основа поддержания спортивной формы, быстрого овладения техникой упражнений вида спорта, достижения высокого уровня функциональных возможностей спортсмена и способности переносить большие тренировочные, а также соревновательные нагрузки. Средствами специальной физической подготовки являются упражнения «своего» вида спорта, сходные по структуре с соревновательными действиями.
Техническая подготовка. Она связана с освоением техники упражнений, приемов, действий и необходимого достижения высокого технического мастерства в избранном виде спорта. Техническая подготовка спортсмена является основой спортивного совершенствования.
Под техникой понимается система элементов движений; способ выполнения соревновательных упражнений, доведенный до уровня технического мастерства; совершенное владение рациональной двигательной структурой спортивных упражнений, выполняемых в условиях спортивной борьбы.
Основа технической подготовки — рациональный, совершенный и эффективный двигательный навык. Технику спортивных упражнений рассматривают как целостную деятельность спортсмена в условиях постоянно изменяющейся среды. Она включает форму и содержание движений, требует проявления точных мышечных и волевых усилий, соответствующего ритма и темпа двигательного акта.
Задачами технической подготовки являются: овладение техникой двигательных действий в избранном виде спорта, закрепление и совершенствование их в сложной соревновательной обстановке.
В спорте существует огромное количество движений, которые делятся по своей структуре на простые и сложные действия. Однако современный уровень спортивной техники заставляет спортсменов изучать самые сложные упражнения, искать пути быстрого и эффективного их освоения. Чтобы добиться успеха, необходимо обладать высоким уровнем развития специализированных двигательных качеств, безукоризненно владеть рациональной техникой движений, успешное освоение которой зависит от правильного понимания ее сущности. Это дает возможность на основе учета общих принципов обучения и тренировки выбирать кратчайший путь совершенствования двигательных действий.
Тренировочный процесс направлен на совершенствование дви-гательной деятельности спортсмена. Он представляет собой дина-мическую систему, в которой объектом управления является спортсмен, а управляющей стороной (субъектом) — тренер.
Каждое спортивное упражнение является системой, в которой имеются подсистемы:
кинематическая, включающая пространственные и временные компоненты;
динамическая, связанная с силовыми характеристиками;
ритмическая, отражающая распределение силовых акцентов во времени;
анатомическая, определяющая взаимодействие мышц при движениях туловища и конечностей;
фазовая, позволяющая делить движения на части и элементы. Сложной системой, способной к саморегулированию, самообучению, является организм спортсмена с его многоуровневым управленческим аппаратом и переходом от сознательного управления движениями к автоматической их регуляции. Эти закономерности характеризуют и становление двигательного навыка, при освоении которого в начале обучения педагогические задачи решаются неуверенно, со значительными мышечными усилиями и напряжением отдельных мышечных групп. Затем движения стабилизируются, они осуществляются автоматизированно, затраты энергии уменьшаются, возбуждение ЦНС (сначала генерализованное) постепенно концентрируется и ограничивается, и наконец, движения выполняются эффективно, экономно, согласованно.
Выделяется общая техническая подготовка, создающая основную двигательную базу, и специальная, направленная на овладение техникой соревновательных действий избранного вида спорта, на постоянное их совершенствование и обновление.
Средствами технической подготовки являются фи-зические упражнения, многообразие которых делят на:
общеподготовительные — для всесторонней подготовки спортсмена;
специально-подготовительные — схожие с соревновательными, подводящие к основам техники;
соревновательные — действия из избранного вида спорта. Методы технической подготовки делятся на словесные, наглядные и практические.
Словесные методы активизируют внимание занимающихся, создают образ изучаемого упражнения, выделяют существенные детали в технике, оценивают действие, вносят коррективы в тренировочный процесс.
Тренер в ходе обучения для оценки и коррекции действий постоянно применяет такие слова, как «хорошо», «правильно», «неверно», «быстрее», «раньше», «выше», «стоять», «держать». Корректируя действия спортсмена, тренер может сказать: «В следующей попытке сделай разбег на один шаг больше» или «Во время старта — толчок сильнее».
К словесным методам относятся: анализ техники движений, са-мооценка и самоанализ, идеомоторная тренировка (проговаривание про себя техники упражнений и элементов, образное мышление, мысленное представление будущей мышечной деятельности).
Наглядные методы включают показ упражнений и демонстрацию их с помощью технических средств.
Показ в спортивной тренировке может быть осуществлен, когда тренер в совершенстве владеет упражнением и способен его продемонстрировать (например: в стрельбе, метаниях, беге, ходьбе на лыжах). Показ должен быть идеальным по ритму, приложению сил, амплитуде и другим параметрам, осуществляться в «боевом» и замедленном темпе.
Когда показать упражнение невозможно, используется демонстрация его с помощью технических средств, показа фотографий, видеомагнитофонных записей. Эта методика позволяет в обычном и замедленном воспроизведении видеть упражнения, получать срочную информацию об отдельных параметрах движения с помощью стоп-кадров.
Практические методы являются основными в технической под-готовке спортсмена. Они включают ознакомление или начальное разучивание, углубленное разучивание и совершенствование дви-гательного действия.
Навык и его формирование опираются на уже имеющиеся связи, для чего необходимо учитывать закономерности переноса, которые могут быть положительными или отрицательными. Положительный перенос способствует эффективному обучению (например, в акробатике — правильное отталкивание ногами способствует выполнению любых элементов). Отрицательный перенос мешает, если мышечные усилия по ряду параметров не совпадают.
В процессе обучения при ознакомлении формируются основы техники упражнения; во время углубленного разучивания воспитывается умение выполнять действие в соответствии с его оптимальными параметрами; при совершенствовании закрепляется двигательный навык и упражнение выполняется на высоком качественном уровне.
Ознакомление или начальное разучивание включает создание предварительного представления о движении: рассказ, объяснение техники элемента, демонстрацию или разъяснение движения с помощью технических средств обучения, самостоятельное осмысливание, опробование, если это возможно, освоение ритма движения и его структуры, определение и устранение ошибок. Освоение двигательных действий, упражнений осуществляется в целом и по частям. В целом действия выполняются в точном соответствии с их основной структурой (например, несложный прыжок в гимнастике или укол в фехтовании), по частям изучаются сложные упражнения, приемы и действия (например, при обучении плаванию вначале осваиваются согласования движений руками и ногами на суше, затем в воде у бортика с доской, далее — с дыханием и только после этого — способ в целом).
В процессе начального разучивания применяются подводящие упражнения, сходные по характеру с основными. Например, в гимнастике для изучения ряда элементов на перекладине предлагаются упражнения с гимнастической палкой; в легкой атлетике — бег с высоким подниманием бедра; в плавании — отработка дыхания на суше.
Особую группу при обучении составляют такие приемы, как помощь и поддержка при выполнении подготовительных и подводящих упражнений. В гимнастике и акробатике, например, с помощью одного или двух тренеров осваивают такие сложнейшие элементы, как двойное сальто и сальто с винтами на 360° или 720° (вольные упражнения), большой оборот в висе сзади на перекладине, различные стойки, кресты.
Имитационные упражнения дают возможность прочувствовать и более глубоко осознать движения (например: имитация движений лыжника, прыгуна с трамплина, прыгуна в воду; бой боксера «с тенью»; выполнение комбинации на бревне, нарисованном на полу).
Углубленное разучивание способствует полному усвоению техники движений путем выполнения целостного упражнения и структурно-родственных изучаемых элементов, приемов. Для этого используются срочная информация и технические средства обучения.
Срочная информация с помощью звуковых, световых, а также других приборов создает возможность для точной ориентировки при выполнении упражнений, для получения быстрой и объективной информации о различных параметрах движения. В гимнастике применяются специальные тензоустройства на снарядах, позволяющие оценить усилия и время выполнения толчка ногами и руками. В фехтовании, боксе используются щиты, на которых после нанесения ударов или уколов фиксируются точность попаданий и величина усилия. Для оценки срочной информации применяются методы: телепульсометрия, электромиография, эхокар- диография, гониометрия, сигналы голосом и метрономом.
В спортивной тренировке для освоения техники сложных упражнений применяются технические средства обучения (современное оборудование и инвентарь, экипировка, различные сооружения), специально сконструированные тренажеры, которые повышают эффективность, ускоряют процесс освоения техники движений и позволяют создать точные представления о кинематической структуре действия; характере мышечных напряжений; ритмической основе, отражающей динамику си-ловых акцентов во времени. Тренажеры также помогают управлять суставными движениями спортсмена, фиксировать отдельные звенья тела (в некоторых случаях — и тело в различных положениях), «проводить» спортсмена по всему движению. При этом поступает информация о движении, обеспечивается надежная страховка.
В гимнастике тренажерные устройства применяются для изучения сложных больших оборотов на перекладине, перелетов и сальто на брусьях (у девушек); в волейболе — для совершенствования блокирования; в гандболе — для точности бросков; в тяжелой атлетике — при движении штанги для фиксирования положения ее над головой.
Техническая подготовка — одно из центральных звеньев системы обучения спортсменов. В процессе многолетней тренировки обеспечивается неуклонное совершенствование технического мастерства, что требует знания биомеханических основ техники спортивных действий, особенностей становления двигательного навыка и применения технических средств обучения и тренировки.
Тактическая подготовка. Она обеспечивает рациональное ис-пользование приобретенных физических качеств и технических данных для ведения борьбы и достижения максимального результата, направлена на воспитание у спортсменов умения выполнять спортивные действия в зависимости от ситуации, с использованием рациональных способов и приемов ведения состязаний. При этом необходимо учитывать силы и возможности конкретного соперника. Тактика ведения спортивной борьбы тесно связана с физической, технической и особенно психологической подготовкой. Не случайно в ряде видов спорта выделяется тактико-психологическая подготовка. Наибольшее значение она имеет в спортивных играх и единоборствах.
В зависимости от знания действий соперника и его подготовки, задач, стоящих перед спортсменами или командой, условий соревнований тактика может быть:
индивидуальной — характерной для спортсменов таких видов спорта, как фехтование, бокс, борьба, гимнастика;
групповой (командной) — характерной для спортсменов таких видов спорта, как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, гандбол, где важно определить размещение игроков, уточнить элементы зонной защиты, прессинга, а также воспитать умение варьировать свои действия в зависимости от ситуации.
Общая специальная тактическая подготовка связана с изучением общих основ ведения тактической борьбы, воспитанием тактического мышления, основанного на общих закономерностях тактики; специальная — строится с учетом особенностей вида спорта и условий соревнований.
Приемы и средства тактической подготовки разнообразны. Они зависят от видов спорта, ситуаций, значимости соревнований, других обстоятельств. Для совершенствования тактического мастерства целесообразно проводить тренировки с условным соперником, моделировать обстановку будущих состязаний, создавать домашние заготовки, осваивать обманные движения, «ловушки».
План тактический действий спортсмена (команды) постоянно уточняется и осуществляется на тренировках, соревнованиях, от него не рекомендуется отступать на занятиях и во время выступления. Если такая необходимость возникает, то коррекция вносится в ходе соревнований.
Психологическая подготовка. Она способствует развитию психических, волевых качеств и созданию психической готовности спортсмена к соревнованиям, направлена на реализацию потенциальных возможностей человека и достижение высокого (легкая и тяжелая атлетика, стрельба) или оптимального (гимнастика, прыжки в воду) результата. Правильно организованная психологическая подготовка помогает спортсмену, имеющему хорошую физическую и техническую подготовленность, управлять своим психическим состоянием и регулировать эмоциональное возбуждение в условиях борьбы; быть уверенным в собственных силах; быть готовым выполнить спортивное упражнение (прием, действие); вести борьбу до конца; противостоять различным раздражителям и помехам; самостоятельно руководить своими действиями, чувствами и поведением.
Ученые внесли огромный вклад в развитие психологии спорта и помогли выявить особенности различных психических процессов (восприятия времени, мышечно-двигательных представлений), эмоционально-волевых проявлений, мотиваций, психологических характеристик отдельных видов спорта.
На соревнованиях участники испытывают чувство радости, огор-чения, удовлетворения, неудовольствия. Эмоции, с одной стороны, повышают работоспособность, с другой стороны, отрицательно сказываются на выступлении спортсменов. Положительные эмоции («боевая готовность») ведут к приливу сил, повышают сопротивляемость организма к утомлению, негативные — вызывают неуверенность, апатию или излишнюю напряженность. Эмоциональное возбуждение в большинстве случаев способствует достижению высоких результатов. Психологическая подготовка подразделяется на общую и специальную подготовку.
Общая психологическая подготовка включает: воспитание и изу-чение личности спортсменов, совершенствование у них волевых качеств.
Воспитание личности — важнейший вопрос психологической подготовки. Тренер должен воспитывать своих учеников в духе высокой морали, товарищества, коллективизма, формировать уважение и доверие, идейность и целеустремленность, чувство патриотизма. В коллективе необходимо создавать атмосферу единства взглядов, взаимоуважения, готовности подчинить свои интересы общественным.
Тренер, работая с учеником, оценивает его сильные и слабые стороны, типологические особенности нервной системы, а также общее развитие и способности, волевые качества, отношение к тренировке и учебе, стремления, мотивы, побуждающие заниматься спортом, интересы, увлечения; следит за его личной жизнью, успехами, анализирует их причины; сравнивает и сопоставляет эти данные, чтобы оказать влияние на формирование спортсмена как личности.
Для спортсмена тренер составляет психограмму, в которой отражает: уровень развития физических качеств; техническую подготовленность; точность мышечно-двигательных ощущений, восприятий и представлений; идеомоторные реакции, сосредото-ченность внимания и его концентрацию; эмоциональную устойчивость на тренировках и соревнованиях; другие качества.
В психограмме также отмечаются: сильные и слабые стороны спортсмена в физической, технической и психической подготовленности; состояние готовности к ответственным соревнованиям; рекомендации по устранению недостатков.
Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Волевое действие включает постановку и определение цели, принятие решения и самое главное — его исполнение, что требует преодоление субъективных и объективных трудностей. К волевым действиям относятся: дисциплинированность, целеустремленность, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.
Специальная психологическая подготовка направлена на подготовку спортсмена к соревнованиям и включает накопление информации о будущих соревнованиях и спортивных соперниках, моделирование на тренировках условий соревнований, обучение технике настройки на выполнение соревновательных действий, управление поведением спортсмена в процессе выступлений, воспитание умения определять и регулировать эмоциональное состояние.
Накопление информации заключается в изучении условий, задач, сведений о графике, времени будущих соревнований. Оценивают подготовленность как собственную, так и предполагаемого соперника, что позволяет организовывать тренировки в соответствии с требованиями предстоящих соревнований.
Моделирование на тренировках условий соревнований — это точное повторение их компонентов. Оно включает оценку пред-полагаемого уровня физических нагрузок, технических и тактических действий, психического напряжения, предусматривает чередование нагрузки и отдыха. Например, в тяжелой атлетике на соревнованиях перерывы между подходами к штанге в 2 — 3 раза продолжительнее, чем на тренировках. В данном случае, моделируя условия соревнований, тренеры должны увеличивать паузы между подходами. Гимнастам во время соревнований приходится находиться на местах участников 20 — 30 мин, в то время как упражнение длится 20 — 70 с, а опробование — 30 с на человека. В процессе тренировок эту обстановку моделируют на отдельных видах гимнастического многоборья.
Для воспитания привычки к необычным условиям соревнований на тренировки целесообразно приглашать зрителей, судей, искусственно создавать шум, проводить занятия под музыку.
Обучение настройке на выполнение соревновательных действий является существенной частью моделирования соревнований. Боль-шинство спортсменов перед выполнением упражнений (игрой) задолго до старта и непосредственно перед ним мысленно воспроизводят технические действия. Сосредоточение внимания на предстоящей соревновательной деятельности способствует закреплению навыков целенаправленного выполнения основных приемов. Спортсмен может мысленно построить модель движения, заглянуть вперед и запрограммировать свои действия.
Мысленное воспроизведение действия обеспечивает четкое представление полного цикла деятельности, определяет характер выполнения отдельных ее элементов (ритм, скорость, время, амплитуду, «проговорить» отдельные детали).
Сосредоточение внимания, его концентрация непосредственно перед стартом (например, перед разбегом, подъемом штанги, прыжком) — важнейший элемент настройки. В это очень короткое время спортсмены должны думать о первом элементе; месте, где выполнить толчок ногой; как выполнить поворот и отдать само- приказ, например: «Толчок ногой — сильнее!»; «Рывок штанги — выше!»; «Поворот — резче!»; «Спуск — плавно!». В процессе тренировки спортсменам необходимо запомнить эти действия и неоднократно повторять их. Это способствует целесообразному мышлению на тренировках, увеличивает число продуктивных подходов для выполнения тренировочных и соревновательных действий.
Использованная литература:
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.