к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо

Гуманистическая психология: Карл Роджерс

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие теории гуманистической психологии

Гуманистическая психология – это одно из направлений в западной психологии (преимущественно американской), которое признает своим главным предметом изучения личность как целостную и уникальную систему, представляющую собой возможность открытой и свободной самоактуализации, присущей только человеку.

Гуманистическая психология берет свое начало в середине ХХ века. Именно в этот период психология впервые концентрируется на личности человека как целостной и уникальной системе. Ввиду централизации на личности человека, данное направление получает название гуманистического.

Гуманистическая психология появилась как направление, которое стало альтернативным тем психологическим школам, которые существовали в средние века. В первую очередь она стала альтернативой психоанализу и бихевиоризму, посредством формирования собственной концепции личности и ее развития.

Особую популярность гуманистическая психология имела в США. Видными учеными, внесшими вклад в ее развитие, являлись: А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Г. Олпорт и некоторые другие

Особый вклад в гуманистическую психологию внес К. Роджерс, который усмотрел неполноценность иных направлений психологий, ввиду того, что они избегали конфронтации с реальной действительностью и тем, как ее воспринимает и переживает человек. Кроме того, существующие психологические направления игнорировали различные конструктивные признаки личности, такие как единство, целостность и неповторимость. По мнению К. Роджерса, исследование общей картины личности может быть полным и объективным только в том случае, если она изучается не фрагментарно, а в единстве ролевых стереотипов.

Таким образом, гуманистическая психология К. Роджерса выступила в качестве призыва понять сущность человеческого бытия во всей его непосредственности на уровне, лежащем между субъектом и объектом. С самого своего начала гуманистическая психология была создана для того, чтобы всестороннее исследовать способности и возможности человека, которые не были исследованы в достаточной мере бихевиоризмом, позитивизмом, психоанализом.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные принципы гуманистической психологии

Основными принципами гуманистической психологии, выделенными К. Роджерсом, являются:

Из данных принципов гуманистической психологии «вытекает» ряд этических принципов, которые заключаются в следующем:

Общая характеристика гуманистической психологии К. Роджерса

Одним из виднейших представителей гуманистической психологии является Карл Роджерс, который понимал гуманистическую психологию как совокупность теоретических воззрений на личности человека и индивидуальность ее развития.

Предметом исследования К. Роджерса является неповторимая и уникальная личность, которая постоянно созидает саму себя, осознает собственное назначение в жизни и регулирует границы своей субъективной свободы.

Карлом Роджерсом в рамках гуманистической психологии была разработана «клиент-центрированная терапия», в основе которой лежит полное принятие клиентом ответственности за решение своих жизненных проблем. Именно благодаря данной терапии учение К. Роджерса является популярным и весьма востребованным и в настоящее время.

Все психологические теории, разработанные К. Роджерсом, являются основной для его психокоррекционных методик. Именно в них он делает основной упор на «самостоятельность» клиента, в решении собственных проблем. В этой связи, одной из главных задач психотерапевта является не навязывание своего мнения клиенту, а подведение его к правильному решению, которое клиент должен обязательно принять самостоятельно. Правильно организованная психотерапевтом работа способствует «озарению» клиента и помогает ему пересмотреть самооценку самого себя, своего поведения и действий. Такое переструктурирование способствует тому, что клиент постепенно налаживает взаимоотношения с окружающими, принимает самого себя и окружающих.

Таким образом, согласно К. Роджерсу, основным мотивом поведения человека является его стремление к актуализации через реализацию собственных способностей. Стремление к самоактуализации является врожденным чувством каждого человека.

К. Роджер в своих исследованиях предпринял попытку структурировать самоактуализацию следующим образом:

Источник

Карл Рэнсом Роджерс: феноменологическая теория личности

к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть картинку к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Картинка про к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо

Карл Рэнсом Роджерс — американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Биографический очерк
Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей.

«Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало».

Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность.

«После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я».

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями.

«Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы. Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет».

Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии».

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно.

Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников».

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент — ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством — сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост — человека, группы, общества».

Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция«, или «Самость«, определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим» (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: «полноценно функционирующая личность» и «неприспособленная личность«. Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между «Я» и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями «недирективная терапия» и «терапия, центрированная на человеке«, в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

Источник

РОДЖЕРС, КАРЛ

РОДЖЕРС, КАРЛ (Rogers, Carl) (1902–1987), американский психолог, психотерапевт, один из основоположников гуманистического направления в психологии, основатель недирективного, клиенто-центрированного (ориентированного на клиента) подхода.

Родился 8 января 1902 в Оук-Парке (шт. Иллинойс). Был четвертым из шести детей Уолтера Роджерса и Джулии Кашинг. По словам Роджерса, это была замкнутая семья со «строгой, бескомпромиссной религиозно-этической атмосферой, где преклонялись перед добродетелью упорного труда». Мальчик рос застенчивым и чувствительным. Благодаря навыкам беглого и правильного чтения, в 1909 был принят сразу во второй класс школы (в этой же школе учился Э.Хемингуэй, а его отец преподавал естествознание). Тогда же Роджерс познакомился с Хелен Элиот, ставшей затем его женой. Когда ему исполнилось 12 лет, семья купила ферму. Там Роджерс увлекся разведением и изучением ночных бабочек, читал труды по сельскому хозяйству и получал первые представления о практических и научных методах исследования.

к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть картинку к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Картинка про к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо

Поступил в 1919 в университет шт. Висконсин на сельскохозяйственный факультет, но, готовясь к будущей духовной профессии, занялся историей и получил по ней степень бакалавра.

В 1922 Роджерс в составе делегации Молодежной христианской ассоциации полтора года провел в Китае. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961) Роджерс писал: «Я увидел, как страшно ненавидели друг друга французы и немцы, хотя сами по себе они были очень приятными людьми». Он разочаровался во взгляде на человека через призму какой бы то ни было конфессии. Взгляд Роджерса оказался шире и гуманистичнее религиозного, что отразилось как на его теории, так и на практической деятельности. Долгие годы Роджерс находился под влиянием семьи, которая настаивала на духовном поприще, и только будучи уже зрелым человеком, он смог освободиться от ее давления и выбрать свой путь. Это осложнило его отношения с родителями, но способствовало профессиональному становлению. Свобода от давления авторитетов сделала возможным разработку оригинального направления в условиях критики со стороны профессионалов.

В 1924 поступил в теологическую семинарию г.Юнион, славящуюся либеральными взглядами. Там участвовал в студенческом кружке, большинство студентов которого «отказались от религии», в том числе и Роджерс. Он искал область знания, где «свобода его мысли ничем не будет ограничена», и увлекся психологией. Посещал лекции Колумбийского педагогического университета, занимался философией образования под руководством У.Килпатрика, стал клиническим психологом в детской клинике. Был интерном в институте помощи детям (занимался диагностикой и консультированием клиентов по вопросам развития ребенка). После интернатуры Роджерс 12 лет работал психологом в Обществе предотвращения жестокого обращения с детьми с несовершеннолетними преступниками и детьми из малообеспеченных семей. Во время этой работы складывались его собственная теория и методы – клиенто-центрированный подход. В 1939 вышла книга Клиническое лечение трудного ребенка (Clinical Nreanment jf Problem Child). С этим периодом совпало ранее детство сына и дочери Роджерса. В книге Взгляд на психотерапию. Становление человека Роджерс пишет, что благодаря жене, становился все более понимающим родителем, и они вместе гордятся тем, что могут «интимно, по-настоящему» общаться с уже взрослыми детьми и их супругами.

В 1940 Роджерса пригласили в государственный университет шт. Огайо на должность профессора. В этом же году была опубликована его статья Процесс терапии (The Processes of Therapy, 1940), вызвавшая полемику. В 1942 вышла книга Консультирование и психотерапия (Counselling and Psychotherapy, 1942), в которой был изложен и разработан подход к новому направлению психотерапии, известному как «недирективное консультирование».

В 1945 при Чикагском университете Роджерс открыл консультативный центр, где на практике применял направление терапии, «центрированной на клиенте». Отражением этой работы стала книга Клиент-центрированная терапия (Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications, and Theory, 1951). Работая в Чикагском университете, избирался президентом Американской ассоциации прикладной психологии (1945–1946), Американской психологической ассоциации (1946–1947), Американской академии психотерапевтов (1956–1957).

С 1957–1961 в Висконсинском университете Роджерс вел курсы психиатрии и психологии. Новых подход к преподаванию изложен в работе Свобода учиться (Freedom to Learn: A View of What Education Might Become, 1969).

В 1961 выходит самая известная книга Роджерса Взгляд на психотерапию. Становление человека (On Becoming a Person, 1961), в которой он обобщает свой терапевтический опыт за 10 лет.

В 1964 работал в Западном институте поведенческих наук г.Ла-Хоя (La Jolla), а с 1968 там же руководил Центром по изучению личности.

С 1950-х Роджерс – один из ведущих представителей гуманистического направления – «третьей силы» в психологии (А.Маслоу). В 1960-е годы Роджерс стал лидером движения, получившего название «групп встреч» (групповой психотерапии). Известна его книга Карл Роджерс о группах встреч (Carl Rogers on Encounter Groups, 1970) (см. также ГРУППА ВСТРЕЧ; ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ). В 1970-ые Роджерс, используя метод групповой психотерапии, пытался решать проблемы международных и этнических конфликтов. Он проводил лекции и группы встреч во многих странах мира (Мексика, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Япония, Южная Африка, Швейцария и др.), в т.ч. в 1986 посетил СССР, что оказало большое влияние на развитие психотерапии и психологического консультирования в России.

Карл Роджерс заменил понятие «пациент» понятием «клиент», что значительно изменило акцент в психотерапии. Пациент – больной, который не может знать причину беспокойства и способы лечения, ему необходима помощь профессионала-психотерапевта. Клиент же – активный участник психотерапевтического процесса. Клиент знает себя лучше, чем терапевт, и поэтому терапевт следует за клиентом, «отражая» как в зеркале, его чувства и представления для того, чтобы клиент мог увидеть и понять себя. Терапевт «демонстрирует безусловное принятие клиента как человека, который способен самостоятельно строить свою жизнь». Они вместе ищут решение проблемы, какой она видится клиенту.

Такой подход основан на гуманистическом представлении о человеке: принципе ценности и уникальности человеческой личности, имеющей природное позитивное начало, и принципе самореализации. Ядро человека – «позитивная, продвигающаяся вперед, конструктивная, реалистичная, достойная доверия» сущность. Движение вперед (стремление к сохранению и укреплению достигнутого и к жизни-процессу (но не к завершениям и стабильным состояниям)) является естественным. Опираясь на существующие на тот момент теории и свой практический опыт К.Роджерс создает теорию личности. В течение жизни человек приобретает опыт, складывающийся из переработанных восприятий (символизированный опыт). Такой опыт уникален, индивидуален и в полной мере доступен только самому человеку. Он образует «феноменальное (перцептивное) поле», являющееся для индивида реальностью, на которую реагирует его организм. Таким образом, восприятие играет решающую роль в определении поведения. Некоторая часть перцептивного поля образует систему «Я» в результате взаимодействия (в особенности оценочного) со средой и с другими людьми. Система представлений о себе и окружающей среде – «Я-концепция». На поведение человека влияет организм и «Я-концепция». Если сенсорные и висцеральные (относящиеся к внутренним органам) опыты организма (тенденции) допускаются к осознанию и согласуются со структурой «Я», то личность – интегрированная (целостная), конгруэнтная («Я-концепция» соответствует опыту) и тенденция к реализации себя осуществляется.

Если вновь получаемый человеком опыт не соотносится с его представлениями о себе или о мире, то он может восприниматься как угрожающий. «Я-концепция», стремясь к самосохранению, или не допускает этот опыт до восприятия и осознания (отрицание), или искажает, при этом поддерживается ошибочная «Я-концепция». Чем больше искаженного и отрицаемого опыта, тем более ошибочна структура, и тем больше опыта воспринимается ею как угроза. Угроза и защита, повторяясь одна за другой, ведут к росту несоответствия структуры «Я» и опыта, растет уязвимость личности, напряжение и тревога. Это приводит к невротизации личности – уходу от своей индивидуальности, отказу от актуализации, к закрытости для нового опыта и изменений.

Опыт, не соответствующий «Я-концепции», может не восприниматься угрожающим, перерабатываться, ассимилироваться и включаться в структуру «Я». Формирование и изменение «Я-концепции» происходит как в ходе обычного развития, так и в психотерапии, где условием для таких перемен клиента необходима атмосфера понимания и принятия. Эмпатическое поведение, безусловное позитивное принятие терапевта, «отзеркаливающего», по выражению Роджерса, клиента, помогают росту позитивности и конгруэнтности «Я-концепции» и раскрытию тенденции к актуализации (см. также ЭМПАТИЯ).

Умер Роджерс в Ла-Хое (шт. Калифорния) 4 февраля 1987. За несколько дней до этого его семье пришло уведомление о том, что его выдвинули на получение Нобелевской премии, но он об этом уже не узнал.

Основные труды, кроме указанных в статье: Person to Person (with Stevens). Boston, 1961; Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives. N.Y., 1972; Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact. N.Y., 1977; A way of Being. Boston, 1980; The Carl Rogers Reader. Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989; Dialogues. Edited by H.Kirschenbaum and V.L. Henderson. Boston, 1989.

к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Смотреть картинку к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Картинка про к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо. Фото к какому направлению психологии относятся труды психолога карла роджерса 3 е лицо

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. М., Прогресс, 1994
Степанов С.С. Психология в лицах. М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. Пер. с англ. М., Апрель Пресс: Эксмо, (Библиотека всемирной психологии), 2002
Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта. М., МГППУ, 2004
Ванершот Г. Карл Роджерс и его последователи. Пер с англ. М., 2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *